• «Литературное краеведение» Тема исследовательской работы: «Творческие люди моего села» Тема работы: «История Каратузского драмтеатра»
  • Ф.И.О.
  • Адрес ОУ
  • Цель моего исследования
  • Актуальность
  • Лист самооценки исследователя
  • Список используемой литературы



  • страница1/5
    Дата27.10.2018
    Размер0.91 Mb.
    ТипКонкурс

    Конкурс исследовательских краеведческих работ «Моё Красноярье» Номинация: «Литературное краеведение» Тема исследовательской работы: «Творческие люди моего села» Тема работы: «История Каратузского драмтеатра»


      1   2   3   4   5

    Министерство образования и науки Красноярского края

    Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

    дополнительного образования детей Красноярский краевой детско-юношеский центр «Центр туризма и краеведения» Краевой конкурс исследовательских краеведческих работ «Моё Красноярье»
    Номинация: «Литературное краеведение»
    Тема исследовательской работы: «Творческие люди моего села»
    Тема работы: «История Каратузского драмтеатра»

    Ф.И.О. Дудникова Александра Александровна

    Дата рождения: 17.08.2002

    Домашний адрес: 662850 Красноярский край, Каратузский район, с. Каратузское, ул. 60 лет Октября,

    д. 43, кв. 7



    ОУ: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каратузская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Е.Ф. Трофимова»,

    7 В класс, Школьный музей «Память».



    Адрес ОУ: 662850 Красноярский край, Каратузский район, с. Каратузское, ул. Шевченко, 16.

    Тел. 8 (391 37) 21- 3-46

    Ф.И.О. руководителя: Трубинова Татьяна Михайловна – учитель истории

    Каратузское, 2015

    Введение

    Этот год объявлен годом кино, но наше село никак не связано с большим кино, зато имеет богатую историю театра, в котором служили как любители, так и профессионалы. Благодаря Нисе Григорьевне Каратаевой составлена летопись драмтеатра, которая меня очень заинтересовала, поразила и удивила. Я решила ее изучить, встретиться с участниками театральных постановок и соприкоснутся с историей театральной жизни нашего села.



    Цель моего исследования – творческие люди в истории Каратузского драмтеатра.

    Задачи:

    1. Изучить имеющиеся материалы, изучить их.

    2. Составить записи - воспоминания бывших артистов.

    Методы:

    1. Работа с архивным материалом.

    2. Опрос бывших артистов и их родственников.

    3. Анализ и выводы по результатам исследования.

    Актуальность: работа актуальна, так как история сельского театра – это часть истории нашего села, а значит и страны.

    Ожидаемые результаты: гордость за свое село, его творческих людей, которые оставили свой след в истории нашей малой Родины.

    История Каратузского драмтеатра начинается с 1882 года. До 1917 года купечество и казаки ставили спектакли на местной сцене. Если была «мужицкая» роль, то приглашали кого-нибудь из крестьян или рабочих. В тех спектаклях принимали участие Михаил Алексеев, Марфа Андреевна Яхонтова. В конце 1917 в начале 1918 года начал свою работу Каратузский драматический коллектив. Первыми артистами-любителями стали учителя: Анисим Андреевич Мальчаков, Андрей Иванович Фефелов, Груня, Агафья и Мария Яхонтовы, Александр и Константин Алексеевы. Они поставили пьесы: «Рабочая слобода», «Бедность не порок» Островского. В 1920 году прибыли с запада артисты-профессионалы: Брезгунова, Бушуевы, Анашкин с режиссером Лаврецким. Они все работали в госучреждениях, так как при клубе платных единиц не было, и ставили спектакли на общественных началах. В этот коллектив влились учителя обеих школ, председатель волисполкома П.А. Молин и молодежь со своим вожаком Гришей Загвосткиным. Ставили даже оперетты. Композитор Бушуев написал оперетту на местные темы «Сват из Моторска», а учитель Коноплев нарисовал декорации. Баянистом несколько лет был Василий Кошин, и все они за это не получали ничего – трудились из любви к искусству. Сами заготавливали дрова, по очереди мыли полы в клубе. Заведовал клубом (тоже бесплатно) Н.Яхонтов. Несколько лет вел образцово все хозяйственные работы и был настоящим организатором веселья. Все постановки ставили с благотворительной целью в пользу детдома, в фонд бедноты. Денег не было – брали плату за билет по два – три кг. зерна. Выручка состояла из пяти-шести мешков пшеницы, овса. На зерно выменивали в магазине гвозди, материал для декорации. Струнным оркестром руководил Жеребцов по профессии техник-строитель (он же и районный дом культуры строил). Работала живая газета «Синяя блуза». Участники: Охотский, Капустин, Иван Татаренко, Михаил Маслов, Ваня Маслов (в последствие артист Канского театра). Был большой хор, которым руководил Сергей Ионович Попов (сын дьякона). Выезжали в села с постановками. Оперетка «Хряк» имела исключительный успех.

    В 1928 году прибыл режиссер Минусинского драмтеатра Николай Петрович Афанасьев. Он работал в плановом отделе Каратузского райисполкома и на общественных началах ставил большие спектакли из классического репертуара. Сам играл и сам режиссировал. С 1935 по 1938 годы стал режиссером-любителем Георгий Петрович Мартьянов, в то время бухгалтер типографии. Им поставлены спектакли: «Расплата», «Накипь», «Шестеро любимых», «Без вины виноватые» Островского. В спектаклях играли братья Алексеевы, Анна Горбунова, Михаил Турчанинов, Павел Степанов, Василий Коронов, Е.Смирнова. В 1938-1939 годах художественным руководителем был Виталий Григорьевич Ничаев, который руководил хоровым, струнным, хореографическим, драматическим кружками, являясь платным работником. В драмколлектив влились К.Сартаков, Ф.Ерофеев, М.Тюшова, муж и жена Конины, Костя и Иван Епифановы, баянистом был Степан Степанович Пуликов.

    В 1939 и 1940 годах работали режиссерами Анатолий Михайлович Ермолаев и Иван Тарабаров. Они поставили: «Любовь под вязами» и «Сады цветут». В военное время спектакли и концерты ставили в фонд обороны страны и семей фронтовиков. В 1942 году из Москвы эвакуировалась режиссер филиала малого театра Мария Яковлевна Смирнова и ее дочь художник-декоратор Наталья Смирнова - Таран. Они поставили два спектакля с прекрасными декорациями на профессиональном уровне.

    В 1946 году коллективу артистов стали платить зарплату. Директором был М.В. Ивлев. Драмтеатр пополнился другими артистами: Михаил Григорьевич Величкин, И.П. Овчинников, Виктор Клебанский, Нина Берко (актриса Читинского театра), Илья Лученков (стал актером Новосибирской муз комедии). Музыкальное оформление вел Степан Степанович Пуликов. Работал театр в таком составе два года восемь месяцев. В это время поставили двадцать премьер, несколько повторных спектаклей.

    В 1948 году сюда приехала режиссером артистка Минусинского драмтеатра Валерия Александровна Шмидт и актриса Нина Винеоминовна Сорокина, артисты Яков Файзулин и Мария Алексеевна Хасан.

    С 1949 по 1955 года в драматический коллектив влились Александр Яковлевич Колегов, Нина Васильевна Байшева, Клавдия Власовна Алиферова, Л.С. Долганин, А.К. Изотова, Е.И. Зуева, муж с женой Глазковы (артисты Минусинского театра). Драматический коллектив состоял из 50 человек. За тот период поставлено 45 спектаклей и 30 концертов.

    В 1955 году несколько месяцев работали режиссерами К.Н. Сартаков, А.Д. Горячев, Д.И. Осипов. В этом же году стала работать художественным руководителем Рахиль Моисеевна Рыбак.

    Огромный вклад в создание театра внесла Ниса Григорьевна Каратаева (сестра Каратузского поэта Григория Каратаева), которая была профессиональной актрисой, оставившая сцену Минусинского театра. Работая парикмахером и в разные периоды времени являлась режиссером-любителем и художественным руководителем Каратузского драматического коллектива. Именно ей принадлежит авторство летописи художественной самодеятельности с.Каратуза.

    Я встретилась с бывшими артистами Каратузского драмтеатра и записала их воспоминания о творческой жизни. Чернышов Валерий Денисович – он был в составе артистов театра в 60-ые годы. Помнит почти все спектакли, в которых играл: «Свадьба под черемухой», «Вас вызывает Таймыр». Режиссером театра была Рыбак Рахиль Моисеевна. В 1964 году, когда репетировали «Свадьбу под черемухой», познакомился со своей будущей женой Целищевой Любой. В 1967 – 1968 году (точно не помнит) театру было присвоено звание «Народный». Он вспоминает: «Каждый месяц мы готовили новый спектакль, в котором было до трех составов. Много ездили по другим селам района».

    А Фатеева Неля Николаевна вспоминает свою театральную историю, как лучшую страницу жизни. Ей пришлось участвовать в спектаклях в 50-60 г.г., и она почти во всех играла главные роли. За спектакль «Бесталанная» театр получил звание «Народного». Кроме нее в спектакли были заняты: Горшков Юрий (Гнат), Осипов Дмитрий (отец), Кутугина Нина (Варька), и сама Неля Николаевна в главной роли (Софья). Этот спектакль готовила Рахиль Моисеевна, а помогала ей Ниса Григорьевна Каратаева. Фатеева Н.Н. вспоминает: «За этот спектакль мне было присвоено звание «Драматическая актриса народного театра», об этом даже говорили по радио. Меня приглашали в Минусинский драмтеатр, но сельские заботы не позволили этого сделать. Если бы сейчас в Каратузе был театр, то я бы с удовольствием играла роли каких-нибудь старух».

    Дикарев Валерий Матвеевич играл в театре с 5-го класса (1957 год) по 11-ый (1964 год). В школе театральным кружком руководила Изотова Эльвира Богдановна, которая сама была занята во всех спектаклях районного театра. Было поставлено несколько спектаклей: «У лесного озера», «Снежная королева», «Солдат и змей». Постановки длились до трех часов. Большую роль в театральной жизни школы играл Шакун Николай Филиппович, который играл на всех инструментах (окончил Московскую консерваторию). Им в школе была поставлена опера «Гуси – лебеди», в которой играли Ада Изотова, Пуликов, сам Дикарев. Уехал Шакун из Каратуза в 1965 году, о чем очень сожалели творческие люди. Валерий Матвеевич рассказывает: «В 1964 году я закончил школу, а вернулся в Каратуз только в 1973 году и сразу же окунулся в театральную жизнь. В это время режиссером был Валерий Михайлович (фамилию забыл). Была повторена пьеса «Паутина», которой мы подтвердили звание «Народный». Очень жаль, что сейчас в Каратузе нет театра».

    Литвиненко (Суднишникова) Эльвира Сергеевна вспоминает: «Школьный театр своего наивысшего рассвета достиг, когда им руководила Эльвира Богдановна Изотова, человек талантливый во всех отношениях. Спектакль по сказке Ш. Перро «Золушка», например, шел больше пяти часов. Главную роль в нем играла Валя Лепешкина (Павлова), а Золушку – Галя Бершова. Принца играл Валерий Дикарев, он вообще играл все положительные роли в наших спектаклях и они ему прекрасно удавались. Королем был Толя Пуликов. Эльвира Богдановна требовала от нас знания роли «назубок», а Толя всегда импровизировал, и это ему прощалось. Я в этом спектакле играла королеву. Костюмы придумывали сами и шили из подручных материалов, например, платье для королевы сшили из простыни, подкрашенной в бледно – розовый цвет, с глубоким декольте, отделанным мехом белого зайца. Шить нам костюмы помогала преподавательница по домоводству Антонина Тихоновна Анохина. Режиссером Эльвира Богдановна была требовательным. Репетиции продолжались по несколько часов почти каждый день, пока каждая деталь не доводилась до совершенства. Разводку она проводила изумительно. Я смотрю сейчас спектакли иных именитых режиссеров и ловлю себя на мысли, что наши школьные спектакли были намного профессиональнее. Учила нас руководительница искусству грима и сама владела им в совершенстве. Все школьные спектакли игрались на сцене районного Дома культуры при неизменном аншлаге. Первая постановка - для учащихся и учителей, вторая – для родителей учащихся, третья – для всех остальных. Мы ставили «Снежную королеву» по сказке Андерсена, «Таню» Арбузова и другие. Я уже не помню их названия, помню только роли – Сонька «золотая ручка», женщина - комиссар. С приездом в школу Николая Филипповича Шакуна, который преподавал музыку, поставили детскую оперу «Гуси – лебеди», где главные сольные партии исполнили Ада Изотова и Валерий Дикарев. Вот откуда в нас, выпускниках школы, это тяга к театру, к искусству вообще, умение отличить настоящее от подделки».

    Алавердян Людмила Ивановна вспомнила еще одного режиссера нашего театра – Браузман Ирму Ивановну, которая попыталась возродить Каратузский драмтеатр. Она написала сценарий (Людмила Ивановна ей помогала) по повести Н.С. Сахарова «Черная соль» и поставила этот спектакль на сцене. Премьера состоялась 2 ноября 1995 года. В главной роли был Бражников Юрий Андрианович (других артистов не помню). Еще ею был поставлен спектакль «Семейный портрет», 4 февраля 1998 года. Спектакли всегда проходили при полном зале по несколько раз. После этого она уехала в Германию и долгое время театром никто не занимался.

    Из Каратузского театра многие артисты были приглашены в профессиональные театры: Иван Маслов (Канский театр), Елена Ниволена (Черногорский театр), Илья Лученков (Новосибирская музыкальная комедия), Нина Берко (Читинский театр). А Иван Корытов (Красноярский театр музыкальной комедии) в 2000 году получил «Золотую маску» за спектакль «Инкогнито из Петербурга», был приглашен в Санкт – Петербург в театр музыкальной комедии. В 2007 году он был вновь номинирован на «Золотую маску».

    В 2008 году Светлана Сваткова попробовала возродить театр, и была поставлена пьеса «Вестсайдская история», которую тепло воспринял зритель. Но на этом возрождение и закончилось, так как Светлана уехала из Каратуза. Сегодня у нас много творческих коллективов, которые известны за пределами края и России – это ансамбль «Конфетти» под руководством Татьяны Сомовой, ансамбль скрипачей из с.Таяты и другие.

    Я удивлена историей нашего театра, она такая богатая, корни ее уходят в 19 век. Поражена тем, что артисты днем занимались основной работой, а вечерами готовили спектакли, даже не получая платы. Восхищена тем, что бывшие артисты, а сегодня бабушки и дедушки, с удовольствием вспоминают свою театральную жизнь и их глаза при этом молодо блестят. Из своего исследования я увидела, что Каратузская земля очень богата талантливыми артистами и режиссерами и их творчество остается в памяти жителей нашего села. Очень хочется, чтобы история Каратузского драмтеатра продолжалась молодым поколением.

    Я не считаю свою работу законченной, так как еще можно встретиться с актерами 70-80 годов, уточнить даты постановки спектаклей, фамилии режиссеров.



    Лист самооценки исследователя

    1. Участвовали ли вы в выборе темы исследования?

    Если «да», то каким образом?

    Да, так как в год кино выбрали тему «История театра».

    2. Какие первоисточники вы использовали в исследовании?

    Я изучала материалы архива районного краеведческого музея, архив газеты знамя труда, летопись театра Нисы Григорьевны Каратаевой, беседовала с бывшими артистами.

    3. Трудно ли вам было работать с первоисточниками?

    Испытывала небольшие трудности, так как я первый раз работаю с первоисточниками.

    4. Чему вы научились, работая с различными источниками информации (в том числе первоисточниками)?

    Получила навыки работы с различными источниками информации, материалами архива.

    5. По каким вопросам вам особенно была необходима помощь руководителя?

    Обсуждение хода работы, оформление, приобретение навыка работы с первоисточниками.

    6. В чем особая ценность вашей работы?

    Особая ценность этой работы в том, что я узнала историю нашего театра, судьбы его артистов.

    7. Считаете ли вы свое исследование законченным?

    Если «нет», то перспективы его продолжения.



    Нет. Буду продолжать поиск материалов, архивных данных для уточнения отдельных дат и имен режиссеров театра.

    Список используемой литературы:

    1. Краткое описание приходов Енисейской Епархии (репринтное воспроизведение издания 1916 года)

    2. Газета «Знамя труда» (!966 – 1976 .г.г.)

    3. Летопись Нисы Григорьевны Каратаевой (1967 год)




    Слева направо сидят: Изотова Эльвира Богдановна, Каратаева Ниса Григорьевна, Осипов Дмитрий Иванович (художник – декоратор); стоят: Нина Кутугина, Юрий Горшков, Неля Фатеева. Спектакль «Бесталанная».

    Юрий Горшков, Неля Фатеева. Спектакль «Бесталанная».

      1   2   3   4   5

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Конкурс исследовательских краеведческих работ «Моё Красноярье» Номинация: «Литературное краеведение» Тема исследовательской работы: «Творческие люди моего села» Тема работы: «История Каратузского драмтеатра»