• Любим, 2009 Содержание
  • I . Введение
  • II . Цели и задачи
  • III . Архивные данные
  • IV . Воспоминания старожилов
  • V . Краеведческая экспедиция
  • VI. Заключение
  • VII . Источники и литература

  • Скачать 93.07 Kb.


    Дата09.05.2018
    Размер93.07 Kb.
    ТипКонкурс

    Скачать 93.07 Kb.

    Конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся, участников туристско-краеведческого движения «Отечество» Краеведческая работа Изучение истории исчезнувших деревень



    Первый районный конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся, участников туристско-краеведческого движения «Отечество»
    Краеведческая работа

    Изучение истории исчезнувших деревень

    Выполнила ученица 8 класса

    Ермаковской СОШ

    ЛюбимскогоМР

    Смирнова Светлана

    Научный руководитель

    учитель русского языка

    и литературы

    Смирнова Елена Николаевна




    Любим, 2009

    Содержание

    1. Введение……………………………………………………………3

    2. Цели и задачи………………………………………………………4

    3. Архивные данные…………………………………………………..5

    4. Воспоминания старожилов………………………………………...6

    5. Краеведческая экспедиция…………………………………………9

    6. Заключение…………………………………………………………11

    7. Источники и литература…………………………………………...12

    8. Приложения


    I. Введение
    И соловьи поют,

    да некому их слушать.

    И река несёт свои воды,

    да некому в них венок кинуть.

    И сады цветут буйно,

    да некому плоды срывать.

    В апреле 2008 года в нашей школе был создан патриотический клуб «Ермак». В него вошли учащиеся, живущие в деревне Ермаково и других близлежащих населённых пунктах: Починок, Харино, Минино, Филиппово, Обнорское, Павловка, Тимино, Настасьино. Во многих деревнях в округе нет жителей, имеющих детей школьного возраста. В некоторых из них проживают 2-3 семьи, да и то в основном дачники, приезжающие сюда только на лето. Это такие деревни, как Болваново, Василёво, Пустынь. На одном из классных часов мы узнали, что на территории Ермаковского сельского поселения всего несколько десятилетий назад было много деревень с большим населением. Что это за деревни? Как они назывались? Где располагались? Напоминает ли что-нибудь о месте их расположения? Мы решили ответить на эти вопросы, используя различные источники: воспоминания старожилов, документы сельского совета, архивные документы, краеведческие экспедиции.

    II. Цели и задачи

    Цель данной работы – изучить историю исчезающих или уже исчезнувших деревень.

    Задачи:


    1. собрать воспоминания старожилов о деревнях;

    2. познакомиться с архивными документами;

    3. составить план расположения исчезнувших деревень;

    4. оформить отчёт о краеведческой экспедиции по местам исчезнувших деревень.


    III. Архивные данные

    Наиболее ранние сведения о деревнях Ермаково, Григорово, Халдеево, Акулово, Тетерино находим в «Списках населённых мест Ярославской губернии» за 1859, 1901, 1914 годах. Согласно справочному указателю списков населённых мест Ярославской губернии по состоянию на 1859 год деревни Григорово, Акулово и Тетерино значились владельческими, а деревни Ермаково и Халдеево – казёнными.

    В списке населённых мест Ярославской губернии, составленном осенью 1899 года значится, что деревни Ермаково и Халдеево относились к Ермаковскому обществу Любимского уезда Заобнорской волости, деревни Григорово и Филиппово относились к Кипинскому обществу, деревня Тетерино – к Тетеринскому обществу, деревня Акулово – к Харинскому.

    Жители указанных деревень, а также деревень Панфилово, Горки, Харино, Починок, Кобылино, Болваново, Сумароково, Елхи, Василёво, Казанской пустыни являлись прихожанами церкви села Успенское на Секше Любимкого уезда.1

    В книге «Храмы и монастыри земли Ярославской» указано, что церковь села Успенское на Секше воздвигнута в 1794 году. Престолов в ней было 4: Успения Пресвятой Богородицы, Святителя Николая Чудотворца, Преподобного Геннадия, Казанской Божьей матери.

    Из этого источника следует, что приход состоит из 27 селений. В деревне Василёво было 19 домов, в которых проживало 52 человека мужского пола и 51 человек женского пола.2




    IV. Воспоминания старожилов

    По воспоминаниям Смирновой Веры Николаевны, родившейся в деревне Василёво в 1946 году, в 1955-1960 годах в деревне Василёво насчитывалось около 30 домов. В деревне проживали семьи Трофимова Северьяна Алексеевича, Разгуляева Александра Арсентьевича, Жолобовых, Маркеловых, Галочкиных, Шаровых, Соловьёвых, Медведевых, Задумкиных и другие. В деревне была ферма, телятник, конюшня, где люди в основном и работали. Некоторые мужчины и женщины работали на железной дороге, которая проходит в полутора километрах от деревни.3

    В настоящее время в деревне нет постоянных жителей, только летом приезжают несколько дачников.

    В деревне Харино в 7 домах проживало 15 лиц мужского пола и 27 лиц женского пола.

    Уроженец деревни Харино Чистяков Николай Иванович рассказал, что в деревне Харино в 1960-1965 годах было 23-25 домов. Среди жителей преобладала фамилии Чистяковых (8 семей) и Топниковых (6 семей). В деревне была овчарня, воду для скота брали из колодца-журавля, а питьевую – на ключике под горой (Харино стоит на горе), который не замерзал даже в сильные морозы. В деревне традиционно были (ни в одной другой деревне такого не было) погреба для хранения молока, мяса, других продуктов и ямы для хранения картофеля. Видимо, потому что земля песчаная, впоследствии был вырыт карьер, в котором брали песок для колхозного строительства, а на берегу карьера располагалось колхозное картофелехранилище.

    Традиционным местом встреч харинской молодёжи в 1965-1970 годах был колхозный шатёр, в котором зимой хранилось сено, а летом парни и девушки устраивали там пляски под гармонь.4

    Николай Иванович попытался восстановить в памяти расположение домов, которое приводится в приложении 1.

    Интересна история деревни Пустынь. В книге значится Пустыня при реке Костроме: 20 домов, в которых проживало 66 лиц мужского пола и 27 лиц женского пола.5

    В личном архиве бывшего директора школы Бахвалова Геннадия Ивановича (ныне покойного) мы находим сведения о его родной деревне. Геннадий Иванович по специальности был педагог-историк, естественно, что его интересовало происхождение названия деревни Пустынь. Пустынь – святое место. Тем более что на окраине деревни сохранился памятный столб с изображением креста, а в сосновом бору до 70-х годов XX века стояла деревянная часовенка, построенная в 1810 году. В эти места заглядывали богомольцы, чтобы помолиться у часовенки, отведать животворной водички из местного родника. У христианского знака теплилась лампадка, а с другой стороны ящик для сбора средств. Следила за порядком у часовенки и у каменного знака Александра Сергеевна Зимина. Предания гласят, что первым поселенцем на берегу Секши и Костромы был монах-отшельник. Жил в тесной землянке, вырытой на берегу реки. Возможно, на этом месте и стоит каменный христианский знак (приложение 2), где жил и истово молился монах-отшельник. Есть и другая версия, что установлен он на месте кровавой сечи татаро-монголов, и что монах появился не случайно, а чтобы молиться – прославлять тех, кто сложил здесь голову в неравной схватке. Опровергнуть эти версии трудно, но и утверждать не менее трудно. Кроме легенд, которые передаются из поколения в поколение, никаких печатных источников по этому поводу Геннадий Иванович не нашёл, кроме косвенных утверждений в отдельных изданиях. Что же касается часовни, то сооружена она была в честь иконы Казанской Божьей матери. Как гласит легенда, рядом с монашеской кельей-землянкой возникло поселение. И однажды жители Пустыни увидели плывущую по реке Костроме икону Казанской Божьей матери. Восприняли поселяне её как Божий дар, как знамение свыше. Её выловили, высушили, передали в храм села Успенское на Секше. Судьба иконы после закрытия церкви неизвестна. Однако известно, что матери и жёны в тяжёлую годину просили у иконы покровительства для сыновей и мужей, уходящих на войну. И многим она помогала.6

    В настоящее время на месте порушенной часовни построена церковь иконы Казанской Божьей Матери, строительство велось на средства и по инициативе московского предпринимателя Владимира Григорьевича Попова.

    Из книги «Храмы и монастыри земли Ярославской» стало известно, что в деревнях Кобылино, Горки, Елхи, Акулово, Григорово, Окульцево, сельцо Горки проживало в общей сложности 344 человека.7

    Сейчас от деревень не осталось почти ничего, за исключением нескольких развалившихся от времени домов да деревьев, посаженных жителями этих деревень.




    V. Краеведческая экспедиция

    Изучив архивные документы, встретившись со старожилами, мы решили пройти по местам исчезающих или исчезнувших деревень. Был составлен маршрут экспедиции (приложение 3).

    В последний учебный день, 29 мая, мы отправились в поход. Сначала наш путь лежал мимо деревни Василёво к месту, где когда-то была деревня Окульцево. В 6 дворах проживало 25 душ мужского пола и 38 женского. Сейчас о месте деревни напоминают только тополя, посаженные её жителями (Приложение 4)

    Село Успенское на Секше – следующий пункт нашего путешествия. В нём, находилась церковь, проживало духовенство, и с 1887 года была церковно-приходская школа. В настоящее время о школе напоминает ровная площадка среди деревьев, посаженных когда-то учениками школы (приложение 5), церковь разрушена, но внутри сохранились кое-какие фрески (приложение 6).

    Дальше наш путь проходил по железнодорожной ветке (приложение 7), которую строили, по рассказам старожилов, пленные японцы во время русско-японской войны. Эта ветка соединяла железнодорожный разъезд Секша с рекой Костромой, на берегах которой добывали песок для строительства Северной железной дороги.

    На живописных берегах реки Костромы мы устроили большой привал, отдохнули, подкрепились и отправились к деревне Пустынь. Из 20 домов в ней осталось не более 10, жилых и того меньше. Постоянных жителей нет, только дачники, которые приезжают на лето. В Пустыни мы остановились у часовенки Казанской Иконы Божьей Матери (приложение 8) и у памятного столба(приложение 2), спустились к роднику(приложение 9), напились необычайно вкусной воды и отправились к деревне Горки.

    Горки были небольшой деревней в 4 двора, в которых проживало 13 душ мужского и 8 душ женского пола. В настоящее время о деревне практически ничего не напоминает, осталось только название (приложение10).

    Обогнув деревню Харино слева, мы отправились домой, в Ермаково.



    VI. Заключение

    Наше знакомство с местами, где раньше располагались деревни на этом не закончена. Следующим этапом будет сбор информации о деревнях Болваново, Сумароково, в которых ещё остались жители, и деревнях Кобылино, Елхи, Фёдково, которых уже нет.

    Материалы исследовательской работы широко используются на уроках литературы, истории, географии.

    Считаю, что материал исследования имеет большую ценность ещё и потому, что через несколько лет уже не останется живых свидетелей существования этих деревень. Задачей краеведов является сохранение истории родного края в памяти народа.




    VII. Источники и литература

    1. Список населённых мест Ярославской губернии. Ярославль. 1901.С. 74-76.

    2. Храмы и монастыри земли Ярославской. Ярославль, 1852.

    3. Воспоминания Смирновой В.Н. В личном архиве автора.

    4. Воспоминания Чистякова Н.И. В личном архиве автора.

    5. Храмы и монастыри земли Ярославской. Ярославль, 1852.

    6. Воспоминания Бахвалова Г.И. В личном архиве автора.

    7. Храмы и монастыри земли Ярославской. Ярославль, 1852.





    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся, участников туристско-краеведческого движения «Отечество» Краеведческая работа Изучение истории исчезнувших деревень

    Скачать 93.07 Kb.