• «Школьный краеведческий музей» Подготовили
  • Основное место учёбы
  • Домашний адрес
  • Контактный телефон
  • Цель проекта
  • Социально активное образовательное учреждение Курганской области»
  • Приложение 1
  • Задачи и направления
  • Перспективы развития музея
  • Заведующая музеем: Максименко А.М. Приложение 2 В состав Актива музея входят
  • Приложение 4 см. на диске Эколого краеведческая викторина «Помни, мира не узнаешь, не зная края своего»
  • Приложение 5 Исследовательская работа «Ветеран педагогического труда — Умрихина Ксения Д ементьевна (Прилагается)

  • Скачать 318.81 Kb.


    Дата24.08.2018
    Размер318.81 Kb.
    ТипКонкурс

    Скачать 318.81 Kb.

    Конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся



    РАЙОННАЯ КРАЕВЕДЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

    Отечество – 2013



    Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся

    «Отечество»

    Номинация «Школьные музеи»

    «Школьный краеведческий музей»

    Подготовили:

    Акулова Анастасия

    Соавторы:

    Сычевая Ольга

    Альжанов Тлеобай

    Учащиеся 5 класса



    Основное место учёбы: Муниципальное казённое образовательное учреждение «Петуховская средняя общеобразовательная школа №2»

    Адрес образовательного учреждения:641640, г. Петухово, ул. Чапаева, 64

    Домашний адрес: 641640, г Петухово, ул. Коминтерна-38

    Контактный телефон: 9195941422

    Руководитель: Максименко Анна Михайловна

    Должность и место работы: Учитель географии МКОУ «Петуховская средняя

    общеобразовательная школа №2» г. Петухово



    Адрес места работы: г. Петухово, МКОУ «Петуховская средняя

    общеобразовательная школа №2» г. Петухово, ул. Чапаева, 64



    Контактный телефон: 919-570-14-15

    Петухово, 2013



    Содержание.

    Введение

    Глава 1. История открытия музея

    Глава 2. Работа музея

    Заключение

    Приложение

    Введение

    Культуры и истории наследие,-

    Всё то, чем человечество гордится

    Всё лучшее за многие столетия,

    В тиши музеев бережно хранится

    Здесь люди обретают вдохновение

    И получают много впечатлений

    Здесь оживают яркие мгновения

    Из жизни предыдущих поколений.
    В МКОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа № 2» на протяжении нескольких лет осуществляет свою деятельность школьный краеведческий музей. Музей школы по основному содержанию своей деятельности является историко-краеведческим. Его основная тема: «История родного края и школы в истории освоения города Петухово».

    Цель проекта:

    Познакомить со школьным краеведческим музеем, рассказать о работе и роли музея в формировании чувства любви к малой Родине.



    Проблема исследования:

    А много ли мы знаем об истории нашего города, о традициях, культуре, быте. Нашему поколению нужно и важно знать наше историческое наследие, всё то, чем мы должны гордиться. И именно наш школьный краеведческий музей хранит это достояние, этот «мир», в котором мы получаем море впечатлений и оказываемся в жизни наших дедов и прадедов.



    Актуальность проблемы:

    Необходимость информации об истории нашего края, о событиях, о жизни людей, которые жили, трудились, воевали во благо «нашей маленькой Родины».



    Задачи проекта:

    1. Рассказать:

    • о приобретении у школьников навыков поисковой и исследовательской работы;

    • об умении работы с музейным фондом;

    • об умении проводить массовые мероприятия, экскурсии, лекции;

    1. Прививать всем обучающимся чувство патриотизма, любви к Родине.

    У каждого города, поселка, улицы, уголка на карте, где ты родился, вырос и живешь – свое лицо, свой характер, своя история, порой восходящая к легендам. Нельзя утверждать, что любишь свою Родину не любя свой край, город, свою родную улицу, свой дом.… Именно с малого начинается «большое». А знаем ли мы историю своего края – места, где мы родились, росли, где живём, где жили наши родители, бабушки и дедушки. На уроках литературы мы часто слышим слово «патриот», что же оно означает? Обращаясь к этимологическому словарю М. Фасмера – выясняем, что «Патриот впервые было использовано Петром 1. Заимствовано из немецкого или французского языка, с 16 века означает «сын отечества» или «земляк». В толковом словаре под редакцией Д.К. Ушакова мы узнаём, что «патриот» - человек, преданный своему народу, любящий своё отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины». Сможем ли мы, современное поколение, совершить подвиг во имя нашей родины сейчас? Можно ли легко назвать себя «патриотом», любящим своё отечество? Пока, наверное, нет! Но время покажет.

    Патриотизм начинается с детства, с любви к своей малой родине, с интереса узнать своё прошлое. С заботы сохранить это прошлое, сделать что-то полезное для людей, живущих рядом с тобой. И наш школьный музей как раз призван развить эти качества у нас - детей, молодого поколения нашего края. Наш школьный музей как друг и помощник: соберёт нас, организует на новые действия, разовьёт интерес, научит поиску, исследованию, сбору нового материала о родном городе и крае. Музей рассказывает нам интересные легенды, истории, были, он ведёт нас дорогами прошлого, знакомит с неизвестными фактами, событиями, людьми, чьи легендарные судьбы достойны восхищения.



    История открытия музея

    Наш музей был открыт 6 мая 1967года. До этого в течение 2-х лет ребята вели поисковую работу: встречались с ветеранами, со старожилами, ходили в походы, работали в архивах, т.е. собирали и накапливали материал для будущего музея. Но что же послужило толчком к созданию музея? Раньше в городе Петухово не было водопроводов. Люди пользовались водой с озёр, копали колодцы и брали из них воду для домашних целей. И вот однажды при копке колодца в северной части города был найден бивень мамонта, который был принесён в школу. Возникло много вопросов: «Что это?», «Откуда он?», «Жили ли мамонты в нашей местности?». Ребята предложили обо всём этом узнать. И начали поиски материала, занялись изучением литературы. Оказалось, что в области обнаружены целые кладбища мамонтов. Потом начался сбор старинных вещей, изучение истории района.

    В 1966-1967 годы преподавателем русского языка и литературы восьмилетней школы №2 Николаем Константиновичем Плехановым был организован школьный краеведческий музей. Музей располагался в старом деревянном здании на месте спортзала. В 1967 году состоялось открытие музея. Первым руководителем музея стала Овчаренко Клавдия Яковлевна.

    Новое здание школы было построено в1982 году. Музею был отведён целый класс. (В настоящее время в нём расположен кабинет информатики). Руководителем музея стала Татьяна Артемьевна Андрюшкина.

    Долгое время после неё руководителем музея была Саунина Галина Фёдоровна, при ней в музее разрабатывались краеведческие задания, совершались туристические походы, проводились различные краеведческие мероприятия, интересными и содержательными стали ежегодные краеведческие школьные конференции, на которых классы отчитывались о проделанной работе за год.

    Росла численность учащихся в школе, не хватало кабинетов, поэтому в 1989 году было решено перенести музей в ленинскую комнату. В это время музей возглавила учитель иностранного языка Гниломёдова Галина Михайловна. В начале 1990 годов руководителем музея стала Мелехова Ирина Александровна.

    Центром музея в это время были многочисленные туристические походы. Это походы в сёла – Рынки, Новотроицк, Октябрьское, Петушки. В этих походах посещали местные школы, встречались с ветеранами войны, передовиками производства, посещали могилы погибших воинов. В то же время с классами часто совершали поездки в областной центр – город Курган. Там посещали музеи, вечный огонь на площади, любовались архитектурой и памятниками города. Школьная жизнь проходит бурно, весело, ведётся соревнование между классами, выполняются интересные краеведческие задания.

    Работа музея

    Свою работу музей обязательно планирует. План работы музея (Приложение 1) составляется на основе анализа работы за прошедший год, учитываются замечания не только учителей, но и обучающихся.

    Всю работу возглавляет совет музея (Приложение 2). Каждый класс это поисковый экспедиционный отряд, в котором есть ответственные за организационную работу. Кроме того, в работе музея принимают участие и добровольные помощники. Таким образом, так или иначе, в работе музея принимают участие около 50% обучающихся. Все члены совета музея распределены по секторам (Приложение 3). Каждый сектор так же работает исходя из направлений работы музея.

    Музей нашей школы работает по следующим направлениям:



    • Разработка краеведческих и экспедиционных заданий

    • Организация поисково-исследовательской работы по истории образования города Петухово, архитектура города вчера и сегодня

    • Организация патриотического воспитания

    • Проведение операции «Забота»

    • Реставрация и оформление стендового материала

    • Проведение классных и общешкольных мероприятий

    Дети 1 и 2 класса посещают кружок «Моя малая Родина», они являются самыми частыми гостями нашего музея, именно с участием этих ребят и прошла данная познавательная викторина под названием «Животные и растения Зауралья». Кружковцы выступили с лозунгом: «Помни, мира не узнаешь, не зная края своего» (Приложение презентация к мероприятию – на диске). Все участники викторины посетили музей, познакомились с экспонатами животного, растительного мира нашего края, приняли участие в конкурсе рисунков, отвечали на вопросы, отгадывали загадки, прослушали наших лекторов с докладами « Животные и растения Красной книги» (приготовил Калинин Костя), «Белоствольная красавица Зауралья» (приготовил Альжанов Алексей), победители викторины были награждены грамотами. (Приложение 4)

    Задание для 5 класса в этом учебном году выглядит так:



    • Провести экскурсию в музей по отделу «Искусство принадлежит народу»

    • Прослушать беседы: « Так жили наши предки», « Сказ об озере Медвежье»

    • Провести экскурсию в природу, собрать и оформить гербарий растений лугов

    • Включиться в поиск бывших учеников нашей школы 2003 года выпуска, оформить собранный материал

    • Принять участие в конкурсе ко дню юбилейной даты - 45-летию школьного краеведческого музея: «Подарок музею – самый интересный экспонат»

    С возрастом обучающихся задания усложняются: например, в 7 классе помимо проведения экскурсий и бесед ребятам нужно собрать и оформить материал по истории предприятия «Теплосервис», в 8 классе – собрать и оформить материал «Архитектура города Петухова в 21 веке», в 9 классе – поработать над сбором информации о истории музыкальной школы. В течение всего года в классах проводится эта большая поисково-исследовательская работа. Каждый класс-отряд – шефствует над ветеранами педагогического труда нашей школы. (Приложение 5) Итоги выполнения краеведческих заданий подводятся в конце года на общешкольной конференции. В прошлом учебном году поисковыми отрядами было собрано, оформлено и подготовлено к использованию в работе следующие материалы: «Знаменитые люди района», «Почётные граждане города Петухово», Бывшие вожатые нашей школы», «Воины-Петуховцы участники локальных конфликтов», «История и современность: Районной больницы, Автомобильной школы, Петуховской библиотеки, 17 дистанции пути и др.», «История улиц города Петухово». Такими материалами музей по мере возможностей работы детей и актива музея пополняется ежегодно.

    Работая над заданием, мы, школьники, знакомимся с интересными людьми, историческими фактами, узнаём о непосильном труде, который вложили наши предки в развитие нашего родного края. Всё это воспитывает бережное уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитывать патриотизм и любовь к своему Отечеству. Члены совета музея, поисковые отряды успешно справляются с этими направлениями в работе.

    Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в различных видах научной, технической и общественной деятельности.

    Совет музея ежегодно организует однодневные походы в начале учебного года и двухдневные, по мере возможности, в конце года.

    Ежегодно в школе проводится неделя «Памяти» и операция «Забота». По всем классам проходят информации, встречи с участниками ВОВ и ветеранами педагогического труда, уроки мужества.

    В ходе прошлого учебного года этих недель проведено:



    • Бесед – 6

    • Информаций – 5

    • Уроков мужества – 5

    • Встреч с ветеранами педагогического труда – 7

    В рамках месячника патриотического воспитания музеем проведено:

    • Мероприятий на различную тематику – 5

    • Бесед – 7

    Учащиеся нашей школы ухаживают за могилой выпускника нашей школы - Лопухова Олега, погибшего в Чечне.

    Ежегодно в школе проходит декада краеведения. Школьным музеем проводится много мероприятий, это и игровые мероприятия, беседы, викторины, конкурсы. С замиранием в сердце дети слушают беседы – «Афганистан – боль наших сердец», «Наш край в древности» «Творчество зауральских поэтов», активно участвуют в викторинах. Только в условиях многопрофильного коллектива, каковым является школьный музей, возвышается возможность выступить одновременно и в роли лидера и в роли исполнителя.


    Вывод

    В данном проекте отражены и приведены примеры наиболее важных моментов из жизни школьного краеведческого музея. Но это далеко не полный перечень направлений в работе школьного музея.

    Школьный музей – это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от сложенной творческой работы коллектива педагогов и учащихся. Участвуя в музейно-краеведческой работе, мы – дети познаём азы коллективной деятельности, учимся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументированно дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения.

    В апреле 2012 года нашей школе присвоен статус областной пилотной площадки «Социально активное образовательное учреждение Курганской области», модель «Я - гражданин», центром реализации данной модели является школьный краеведческий музей. (Приложение 6 на диске)



    Приложение 1

    МКОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №2»

    План работы школьного краеведческого музея

    на 2012-2013 учебный год

    Петухово, 2012

     Цель работы: Формирование общей культуры личности на основе воспитания гражданственности и любви к Родине, бережного отношения к памятникам истории, культуры.

    Задачи и направления:

    Создание оптимальных условий для педагогов и учащихся в использовании материалов музея при обучении и воспитании подрастающего поколения.

    Воспитание у школьников чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за ее прошлое, стремление участвовать в созидательной деятельности, формирование исследовательских навыков, научного мышления




    Мероприятия

    Время реализации

    Виды реализации,

    Ответственные

    Работа с активом музея

    Работа со школьным активом музея.

    - Привлечение учащихся для работы в активе музея.

    - Выборы совета музея

    -Заседания совета музея





    Сентябрь

    Организация и порядок обучения актива ос­новам музееведения.

    Руководитель музея: Максименко А.М.

    Научно-исследовательская работа.

    -Продолжение работы над «Летописью школы»

    -Обновление и дополнение сайта музея.



    Исследовательская работа в таких направлениях как:

    - формирование фонда по истории школы;

    - истории создания, развития города;

    - формирование фонда этнографической направленности.

    В течение года

    Октябрь




    Резуль­татом исследования и описания станет проведение

    поисковой работы, формирование этнографического материала, оказание помощи материалами из музея учителям в подготовке бесед, классных часов, школьных мероприятий.

    Актив музея

    Актив музея

    Максименко А.М.

    Экспозиционо-выставочная работа


    -Работа по обновлению постоянной тематической экспозиции.

    - Оформление стендов, посвященных Дням воинской славы и юбилейным датам:

    - Дню Защитника Отечества

    - Годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

    В течение года

    Февраль

    Май



    Оформление стендов, посвящённых знаменательным датам, участие музея в данных мероприятиях.

    Выбор экспонатов, которые будут вводиться в экспозицию или заменяться, оформление временных или постоянных выставок и т. д.

    Актив музея.

    Максименко А.М.



    Поисково-собирательная работа


    -Работа с архивами. Оформление страниц.

    -Сбор информации для создания альбомов:

    «Летопись школы», «Наши выпускники наша гордость», «История города Петухово», «Учителя – ветераны педагогического труда»


    В течение года

    Пополнение материала о, истории

    школы, города.



    Отряд «Поиск»

    Актив музея


    Методическая работа

    -Составление и дополнение обзорных и тематических экскурсий и лекций для учащихся разных возрастных групп.

    -Подготовка экскурсионной группы.

    -Создание виртуальной экскурсии по музею в интернете.


    Октябрь –
    Ноябрь
    В течение года

    Составление или дополнение обзорных и те­матических лекций. Обучение и подготовка ак­тивистов музея

    для проведения экскурсий и т. д.



    Максименко А.М.

    Актив музея



    Издательская деятельность

    -Публикация информации о музее и тематических статей в газетах, журналах и на сайте.

    В течение года

    Март


    Составление буклета по школьному музею о проводимых мероп­риятиях активистами

    музея и др.

    Максименко А.М.

    Актив музея



    Экскурсионно-массовая работа

    -Составление графика посещения учащимися музея.

    - Разработка новых экскурсионных тем, подбор, систематизация экскурсионных материалов.

    -Участие в подготовке и проведении месячников, посвященных:

    Дню защитника Отечества,

    Дню Победы

    -Проведение экскурсий по музею:

    ознакомительные;

    тематические;

    - ко Дню защитника Отечества;

    - к годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

    -Конкурс «Лучший экскурсовод года».

    -Проведение в музее уроков Мужества, тематических классных часов, посвящённых Дням воинской славы.




    В течение года

    Февраль


    В течение года
    Май

    Май
    В течение года



    График (См. приложение) посещения учащимися

    музея. Использование музейных предметов на уроках и во внеклассной

    работе.

    Разработка экскурсионных тем (См. приложение), подбор и систематизация экскурсионных материалов.

    Актив музея

    Работа с фондами


    Создание портфолио достижений школьного музея.

    В течение года

    Июнь


    Ведение инвентарной книги, обработка получаемых материалов об учителях школы, выпускниках.

    Наличие грамот, дипломов, наград по деятельности школьного музея.










    Перспективы развития музея

    1.Сбор новых материалов для пополнения рубрики « Галерея учительской славы» по номинациям:



    • Первые учителя и сотрудники школы

    • В школе работали учителя-ветераны педагогического труда...

    • Учителя-ветераны педагогического труда и сотрудники, работающие в настоящее время

    2.Сбор материалов и написание «Музейной летописи школьной жизни. 2012-2013 учебный год».

    3.Организация работы среди выпускников школы, учителей-ветеранов, учащихся по сбору материалов в рубрику «Наши выпускники».

    4.Публикация обработанных материалов на сайте.

    5.Организация проектной работы школьников по перечисленным номинациям и участие в конкурсах и конференциях различного уровня.

    6. Комплектование основной экспозиции музея новыми экспонатами.

    7. Продолжить сбор материалов и оформление периодически сменяемых выставок.

    ГРАФИК ПОСЕЩЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ МУЗЕЯ

    МКОУ «ПСОШ №2»



    п.п.


    Классы

    Сроки



    1 классы

    Декабрь



    2 классы

    Январь



    3 классы

    Февраль-март



    4 классы

    Апрель



    5 классы

    Декабрь



    7 классы

    Ноябрь



    8 классы

    Ноябрь



    9 классы

    Декабрь



    Тематические экскурсии,

    уроки


    В течение учебного года

    Заведующая музеем: Максименко А.М.
    Приложение 2

    В состав Актива музея входят:

    - секретарь Актива музея, который распределяет обязанности, а также следит за чистотой в музее;

    - хранитель фондов, который отвечает за сохранность экспонатов, состоянием книг фондов, совместно с членами Актива готовит материал к новым экспозициям, выставкам, сменным стендам и т.д.;

    - ответственный за исследовательскую работу, который совместно с членами Актива осуществляет перспективное планирование исследовательской работы, разрабатывает поисково-исследовательские задания для учащихся;

    - ответственный за оформительскую работу, который совместно с членами Актива составляет эскизы для новых экспозиций, конструирует планшеты, макеты и другой научно-вспомогательный материал;

    - ответственный за переписку, который совместно с членами Актива ведет переписку с респондентами, составляет опросники, анкеты, пишет статьи в СМИ о деятельности музея, ведет тетрадь отправленной корреспонденции;

    - ответственный за экскурсионно-лекторскую работу, который совместно с членами Актива составляет лекции, пишет рефераты, проводит экскурсии, беседы и лекции для посетителей, отвечает за план экскурсий, составляет график проведения бесед и лекций по классам, ведет регистрацию проводимых лекций, хранит папку с текстами лекций и бесед;

    - ответственный за хозяйственную работу, который совместно с членами Актива следит за чистотой и порядком в музее, проводит санитарные дни, ремонтирует мебель и оборудование музея, готовит новые экспонаты научно-вспомогательного фонда;

    - библиотекарь музея, который под руководством библиотекаря школы организует книжный фонд в музее по разделам, готовит списки рекомендуемой литературы к тематическим мероприятиям, поисковой работе, написанию лекций и бесед.

    Наряду со своими непосредственными обязанностями все члены Актива проводят экскурсии, дежурят, участвуют в уборке помещения, чистке экспонатов.

    Заседания Актива музея проводятся по следующему расписанию:

    понедельник – с 13.30 до 14.30 среда - с 13.30 до 14.30

    Приложение 3

    Выбор актива школьного музея:
    Цель работы актива музея: привлечь как можно больше учащихся к работе в музее.

    Распределение обязанностей между членами актива музея

    5 кл.


    1. Семёнова Дарья - библиотекарь музея

    2. Козина Наталья - ответственный за оформительскую работу

    3. Сычевая Ольга - ответственный за переписку

    4. Акулова анастасия - ответственный за оформительскую работу

    5. Чижова Галина - ответственный за хозяйственную работу

    6. Подгрушина Анастасия - секретарь актива музея

    7. Ильин Данил - секретарь актива музея

    8. Альжанов Тлеубай - ответственный за экскурсионно-лекторскую работу

    6 кл.


    1. Иванова Соня - ответственный за исследовательскую работу

    2. Подгускова Галина - ответственный за оформительскую работу

    3. Дроздецкий Михаил - хранитель фондов

    4. Перепечин Илья - ответственный за экскурсионно-лекторскую работу

    7 кл.


    1. Смирнова Вероника - ответственный за исследовательскую работу

    2. Денисова Людмила - библиотекарь музея

    3. Долейченко Екатерина - ответственный за хозяйственную работу

    4. Мирсаидов Сергей - ответственный за хозяйственную работу

    5. Тербулатов Иси - ответственный за переписку

    6. Могутнов Игорь - хранитель фондов

    8 класс


    1. Вишнякова Кристина - ответственный за исследовательскую работу

    2. Сагандыков Осман - ответственный за оформительскую работу


    Приложение 4 см. на диске

    Эколого краеведческая викторина«Помни, мира не узнаешь, не зная края своего»









    Приложение 5

    Исследовательская работа «Ветеран педагогического труда — Умрихина Ксения Дементьевна (Прилагается)

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся

    Скачать 318.81 Kb.