• 2. Основная часть. Заселение и хозяйственное освоение территории Трушниковского поселения
  • 2.2. 1. Трушники
  • 2.5. Традиции и современность.



  • страница1/8
    Дата28.08.2018
    Размер5.8 Mb.
    ТипКонкурс

    Конкурс исследовательских работ учащихся в области социально-гуманитарных наук


      1   2   3   4   5   6   7   8

    XXVIII краевой конкурс исследовательских работ учащихся

    в области социально-гуманитарных наук

    Чернушинский РУО

    Краеведческое движение МОУ «Трушниковская средняя общеобразовательная школа»

    Направление «История»


    Заселение и хозяйственное освоение территории Трушниковского сельского поселения XIX-XX в.

    Автор:


    Вилисова Мария Сергеевна

    ученица 9 класса

    Трушниковской школы
    Руководитель:

    Кочкина Римма Александровна

    учитель истории

    Трушниковской СОШ

    с. Трушники 2008 г

    Оглавление



    1.Вступление 3

    2. Основная часть. Заселение и хозяйственное освоение территории Трушниковского поселения 4

    2.1. Природа 4

    2.2. Первые поселенцы 5

    2.2. 1. Трушники 5

    2.2.2. Емаш-Павлово 7

    2.2.3. Пономарёвка 9

    2.2.4. Большой Юг 9

    2.3. Основные занятия 10

    2.4. Быт и обычаи 12

    2.5. Традиции и современность. 14

    4. Источники 16

    5.Приложения 17



    1. Вступление


    Трушниковское поселение в Чернушинском районе известно и сильным хозяйством «На страже мира», и замечательным хором, и спортсменами, и тем, что у нас работает депутат Пермского Законодательного Собрания А.А.Драницын. В Трушники из города приезжают и на рыбалку, и на соревнования по теннису, и на массаж к А.И. Голубченко. В Чернушке работают наши односельчане, которых знают все: заслуженный учитель Российской Федерации Гостюхина Т.А., руководитель ОАО «Рябковское» Ю.А. Кислицин. Мы любим своё село и гордимся своими земляками. И ,конечно, нам интересно всё, что связано с нашей родиной. Нам хочется знать, откуда истоки сильного характера трушниковцев, их талантов, их трудолюбия. Поэтому мы поставили перед собой цель изучить историю заселения Трушниковской территории.

    Задачи :

    - проанализировать имеющиеся источники,

    - обобщить данные по теме,

    - выявить обычаи и традиции прошлого,

    - отследить, как перекликаются традиции прошлого с современностью.

    Объектом нашего исследования стал процесс заселения Трушниковской территории. Предмет исследования – традиции и обычаи наших земляков.

    Методы: подбор и анализ готовых документов, исследование новых источников, интервьюирование старожилов, видеосъёмка.

    Историей Трушников у нас в школе занимались давно. За последние 10 лет учащимися написано много рефератов по разным периодам и с разной тематикой, например: «Начало заселения с. Трушники», «Заселение Емаш – Павлово», «Трушниковские свадебные традиции», «Труженики тыла», «Социальное развитие села после Великой Отечественной войны» и т.д. Ребята исследовали историю своей семьи. Все рефераты хранятся в Трушниковском сельском музее, в основании которого я тоже приняла участие. Моя старшая сестра Наташа , которая теперь работает в перинатальном центре, тоже занималась краеведением и, наверное, от неё мне передался интерес к истории моего села.

    Моя работа обобщила все имеющиеся документы. С одной стороны, мне было легче, чем другим, первым исследователям. С другой стороны, на мне лежит большая ответственность сделать правильные выводы по всем источникам и связать в единое целое историю села Трушники и его окрестностей. Тем более, что в своей работе мы расскажем и о соседних деревеньках.

    В наши дни территория Трушниковского поселения включает в себя село Трушники и деревни Емаш - Павлово и Большой Юг. До административной реформы 1924 года здесь ещё существовали д. Пономарёвка и несколько хуторов. Емаш- Павлово относилось к Бирскому кантону Уфимской губернии.


    2. Основная часть. Заселение и хозяйственное освоение территории Трушниковского поселения

    2.1. Природа

    Трушники расположены в равнинной с небольшими холмами местности. С. Трушники и д. Емаш-Павлово построились на правой стороне реки Емашки, а д. Большой Юг на реке Юг. Почвы лесостепные и подзолистые, а в поймах реки Танып, куда заходят земли наших колхозов, аллювиальные. Леса вырублены ещё в XIX веке, когда поселенцы готовили землю для пашни. Основу лесов составляет хвойные деревья, ель и пихта, и лиственные – берёза, липа, осина и ильм (вяз). На территории поселения расположены урочища, некоторые имеют названия: Исаково поле, Брякуновский лог, Антоновский лог, Собачка. Полезных ископаемых на нашей территории немного, имеются запасы глины для местных нужд. Например, в Трушниках на ключу и у моста через р. Емашку на въезде в село. Разработан карьер, где добывается песок. В Пономаревке есть большие запасы щебня



    2.2. Первые поселенцы

    2.2. 1. Трушники

    Долгое время датой возникновения с. Трушники считался 1847год, опубликованная в книге В.Г. Хлопина «История Чернушинского района. Общественность села даже собиралась отметить 160- летие, но пермский историк Шумилов нашёл новую дату в документах – 1835г.

    По воспоминаниям старожилов, на юг Пермской губернии в XIXв. перебирались крестьяне-малоземельцы Чердынского уезда – Трушниковы, Вилисовы, Бирины.

    Первые дома поставили на правом берегу ручья, впадавшего в р. Емашку.

    Старожилы рассказывают, что вся округа была заросшая лесом - елями, берёзами, пихтой. Сначала ставили землянки, лес вырубался, вырубку очищали от пней, которые выжигались. Таким образом, были созданы все поля и современные огороды.

    Дом первых поселенцев находился на холме недалеко от ручья, где сейчас располагается усадьба водителя колхоза «На страже мира» А.И Галкина. Рассказывают, что это были 4 брата Трушниковы – Иван, Фёдор, Ефим и Степан. Один из них был грамотный, его и отправили просить разрешения поселиться и даже название все вместе придумали, но ходок шёл долго, устал и забыл. По его фамилии и была записана деревня.

    В 1850 году в деревне Трушникова было 3 двора и 23 жителя. Позже прибыли семьи Галкиных из Осинского уезда. Рядом находилась д. Б.Юг, (первые упоминания в 1847 г.) и помещичьи деревни Николаевский завод и Емаш-Павлово. Выходцы из Б.Юг основали новые деревни – Новый Юг, Верх-Юг, Верх-Емаш.

    В середине XIX в. прибыли из Удмуртии и Башкирии семьи Накоряковых, Кочкиных, Матвеевых и поселились в месте, находящемся посередине лесной дороги от Трушников до Емаша. Сначала она была записана в документах как Дубровка, но позднее её стали называть по фамилии первых переселенцев Пономарёвых - Пономарёвка.

    Чердынских переселенцев соседние емашенцы называли «чердаками» в отличие от своего говора «щербаков». «Чердаки» волосом потемнее, фигурой поскромнее и ростом пониже. А в речи своей вместо правильного звука Ц употребляют Ч: курича, чиплёнок, двадчать. Речь трушниковцев красивая, размеренная. До наших дней сохраняются в говоре местных жителей слова дедов и прадедов, другим не совсем понятные. Например, обозначающие родственников: сестрянка, братанник. Или слова, обозначающие одежду: летник, шабура. Есть слова, характеризующие человека с отрицательной окраской: чикалда, зиргуша. И есть понятия воспитательного воздействия: отпаздирать, , тукмашить, стювать. Многим словам просто удивляешься , как они красиво созданы! Дружок - это не товарищ, а пара предметов, например, вёдер. Пошибка - недостаток, отрицательное качество. Ещё для нашей речи характерно стяжение глаголов, т.е. выпадение гласных звуков в личном окончании: он работат трактористом (вместо работает) , она одеватся богато (вместо одевается). В словаре пермского говора есть многие трушниковские слова.

    В 1864-м году в ревизских списках можно найти деревню Трушникова Таушинской волости Пермской губернии прихода Свято- Никольской церкви.

    В списке населённых мест Осинского уезда Пермской губернии наша деревня описывается как Трушниковский починок, расположенный по речке Эмашке (Емашке). Расстояние в вёрстах от уездного города 146, от становых квартир 45. Он находится на Бирской почтовой дороге из г. Оса в г. Бирск по правую сторону этой дороги.


    Годы

    1869

    1898

    1904

    1908

    Число дворов

    55

    126

    142

    156

    Жителей м.п.

    164

    281

    345

    408

    Жителей ж. п.

    161

    291

    367

    395

    Обосновались первые переселенцы пока в шалашах и землянках, потому что дерево для дома нужно готовить в своё время: ель – с ноября по январь, лиственные породы – весной, когда деревья дают сок. Потому-то старые дома и стоят так долго. В нашей деревне есть дом, который построен (по рассказам старожилов) лет 150 назад, рубленный ещё топором, без применения пилы. Строить нанимали старичка-татарина, у которого не было пальцев. С угла на угол (а это был восьмиугольный дом) лежат балки, метров пятнадцать длиной, что нельзя просто так перешагнуть, примерно в полтора-два обхвата. Пол слали не как сейчас плахами, а брали лесину и распиливали надвое. Тот дом стоит по сей день, в нём ни разу не было капитального ремонта, пол ни разу не менялся. Он даже не искривлён, т.к. рублен на два раза. Дома строили просторные : сперва изба, потом сени и клеть. Клеть – это пристрой к сеням, где летом спали, а зимой хранили зерно.

    Мебель в домах: стулья, столы, кровати, лавки, шкафы – делали сами и без единого гвоздя.

    Семьи были дружными и работящими. Многие сыновья оставались с отцами, не делились, жили одним хозяйством. Но были и такие, которые жили отдельно. Держали много скота, но были бедные и зажиточные. У бедных была одна плохонькая корова, которая не у всех ещё и была-то. А у зажиточных было по 4 коровы, 2 лошади, много овец и свиней. Свиньи были чёрно-пёстрой масти.

    Раньше конюшен не было. Просто был большой двор, крытый соломой, а внутри двора стоял сруб, без потолка и пола, где и зимовала скотина. Летом скот гоняли на Танып за 4 км от деревни.

    2.2.2. Емаш-Павлово

    В 1791 году 15 февраля тамбовский помещик Чадин купил у башкир 27640 десятин земли за 750 рублей, основал деревню Паново, где им был выстроен Николаевский винокуренный завод. Для работы на земле и заводе Чадин перевозит сюда около 100 душ своих крепостных из-под Тамбова. К 1800 году на карте будущего Чернушинского района было два населенных пункта: Сульмаш и Паново (Николаевск). Через некоторое время часть своих крепостных Чадин увез и поселил на расстоянии 5 верст в деревне Иваново. Затем она стала именоваться Ямаш (Ямаш-Павлово). Впоследствии часть этих земель была перепродана другим лицам, а часть перешла во владение государства.

    В 1799 г. в д. Емаш проживало 18 человек м.п. и 26 ж.п.

    В 1870 г. было 53 двора, а в них проживало 138 мужчин и 166 женщин.

    Первыми поселенцами мы называем Драницыных, Красильниковых, Пестеревых, Черенковых, Карлышевых, Латышевых, Рачковых и Кашниковых. Вскоре образовалась еще одна деревня – Вениха. По воспоминаниям старожилов, первой ее жительницей стала вдова Вениамин,т.е., по правилам здешнего говора, Вениха. Жители Венихи называют себя «собачьими детьми»: будто бы их предков помещик выменял на собак.

    Большинство современных жителей Емаша не знают, что рядом располагалась еще одна деревня – Вознесенка. Просуществовала она до начала 60-х годов ХХв. Разделяла деревни река Емашка. Сейчас люди просто говорят: «на горе», «за рекой». Обе деревни стремились подчеркнуть свою индивидуальность, вплоть до мелочей, например за рекой на окна вывешивали белые занавески (их отбеливали), а на горе занавески подсинивали.

    У емашенских и речь по сравнению с другими особенная: они «щёкают». Трушниковцы нас дразнят: «Щё по щём? Да по копеещке». И называют нас «щербаками».

    После смерти Дягилева, земли перешли осинскому купцу Сибирякову, а в начале XX века сарапульскому лесопромышленнику Василию Макарову. Сам хозяин жил в Сарапуле, а емашинские владения поручил своим сыновьям Егору и Михаилу. Михаил был инвалидом, поэтому мало занимался хозяйством, а управление в основном лежало на Егоре. В центре села, над прудом, на угоре, стоял барский дом с большими окнами, резными ставнями. Добротный, построенный на долгие годы из особых пород деревьев.

    Хозяйство их было не просто добротным, а сложено с большим умом. На реке построили плотину, поставили водяную мельницу, рядом два амбара, сушилку. Из местной глины производили кирпич и отправляли на продажу. В пруду разводили рыбу. По выходным и праздникам плавала гайса – большая лодка, которой управляли специально подобранная команда, одетая в морскую форму. Была у Макаровых и заимка, на окраине своих земель, на границе с Башкирией. На берегу речки Юг, на угоре стоял дом, окруженный высокими соснами. И сейчас это место поражает своей красотой, а старые сосны напоминают о былых временах.

    Весной, в пойме реки, возле деревни, на заливных лугах расчищался снег, и начиналось строительство небольших барж из свежего теса – барок. Баржи строились с таким расчетом, чтобы их, нагруженных разными товарами, большой водой во время весеннего половодья поднимало, и тогда начинался сплав вниз по реке Быстрый Танып в реку Белую и Каму. Баржи загружались зерном, спрессованной в тюки куделей, медной и гончарной посудой. Для сплава барж за особую плату нанимали местных крестьян, которые хорошо знали русло реки и имели опыт сплава. Были случаи, когда баржи выносило на отмель, и они застревали, приходилось лезть в ледяную воду, снимать их с отмели. С начала перевозок грузов по железной дороге значение реки Быстрый Танып как основной транспортной магистрали уменьшается. Но еще долгие годы он выручал лесозаготовителей, сплавлявших по большой воде древесину, заготовленную в глухих лесах.

    Хозяйственная сметка позволила вести дела с прибылью, но никогда Макаровы не были мелочными и скупыми. Люди рассказывают о их щедрости и гостеприимстве. Бывали случаи, когда у них просили в долг мешок хлеба, а они давали два и не требовали возврата. За работу расплачивались почти ежедневно, а в конце больших работ выкатывали бочку вина. Милостивы были и к крестьянским детишкам: принесут малыши в горсти землянички, а хозяйка даст 5 копеечек, цену базарного каравая. Щедро одаривали своих верных слуг. Своему наезднику Василию Пономареву к свадьбе выстроили дом, а невесте дали приданое, которое увезли на двух лошадях.

    В начале 20 века в Бирском уезде образовалась Павловская волость, в которую включалось 13 обществ, в том числе Устиновское, Володинское, Балтачевское и другие. В 1916 г. старшиной Павловской волости был Тигин Иван Яковлевич, писарем Никулин Фадей Дмитриевич. Старостой Емашевского общества был Пименов Василий.



    2.2.3. Пономарёвка

    Пономаревка поначалу известна как Дубровка, сюда приехали из Башкирии и Удмуртии Матвеевы, Накаряковы и Кочкины. Но самым первым был Иван Пономарёв. Пономарёвцы отличаются сплочённостью и дружелюбием, особенным трудолюбием. Говорят, что именно в Пономарёвке была построена первая силосная яма. Научила её строить жена Евлампия Пономарёва, латышка по национальности, агроном по образованию, которую он нашёл , возвращаясь из плена с первой мировой войны. Сейчас Пономарёвки нет, но бывшие жители приезжают на свою родину, а многим эти места известны как ягодные и рыболовные.




    годы

    1869

    1898

    1904

    1908

    Количество дворов

    20

    32

    42

    44

    Жителей м. п.

    40

    92

    133

    148

    Жителей ж. п.

    40

    76

    108

    127


    2.2.4. Большой Юг

    Деревня основана чердынскими переселенцами Мазеиными, Собяниными и Кивилёвыми. Первые упоминания относятся к 1847 году. Сейчас это место отдано под деревенское пастбище. Позже прибыли Рясины, Паршаковы, Першины и Овчиниковы. Крепкие хозяйства разделились между сыновьми , о тогда образовались новые поселения – починки Новый Юг( Кокуй) и Верхний Юг. Название Кокуй произошло от множества кукушек, обитавших в густых зарослях по берегам речки Юг. Сама речка весной разливалась так, что заливала оба берега, на которых стояли дома, и жителям приходилось плавать по улице на лодках. Юговских жителей соседи называли «чернотропами» : зимой на снегу явно выделялись тропинки от дома к дому со следами от земляного пола.

    В начале 20-го века юговляне построили деревянную церковь необычной формы – шестиугольной. В советские годы здание было приспособлено под склад, сейчас там находится клуб.

    2.3. Основные занятия

    Основное занятие – земледелие. Сеяли злаковые – рожь, овёс, просо, гречу, из технических культур лён и коноплю. Возле дома – амбары для хранения зерна. По воспоминаниям старожилов, самый вкусный хлеб был ржаной, и был он белый-белый, белее нынешнего пшеничного, с очень сильным и приятным запахом, который чувствовался издалека. Разницу в качестве хлеба современного и старинного можно объяснить использованием химических удобрений, а раньше применяли только навоз и золу. Но зато надо было не менее двух раз прополоть надел от сорняков. Трудно нам представить эту прополку, ведь тогда сеяли вразброс из лутошка, и не было ровных рядков.

    Количество земли регулировала община, общество, одинаково на мужчин, и на женщин.

    Урожай убирали серпом. Молотили вручную, но некоторые приобрели молотилки. Молотилки назывались саранинками, так как изготовлялись в г Саранске. Первыми были Трушниковы, Демидовы и Яков Вилисов. У бедных лошадей не было, ходили к богатому жать, он за это распахивал им надел. Бывало, оставались полосы не вспаханными.

    Огороды в деревне были загороженными, даже наделы в полях были обнесены изгородью, чтобы не заходил скот.

    Вырастив зерно, крестьяне ездили в Осу группами продавать его, а на вырученные деньги покупали мануфактуру – ткани, полотна.

    В стойлах держали коней, коров, овец, свиней было мало, видимо, не хватало кормов.

    Некоторые держали пчёл.

    Коноплю сеяли как техническую культуру – на изготовления верёвок и как пищевую – на масло, подсолнечного тогда не знали. Возле домов были огороды, где в основном садили овощи. Картофель стал популярен только в начале XX в, а до этого садили только на грядках, а наши картофельные огороды засаживались репой, и ямы тогда репными.

    У каждого хозяина был амбар, где хранилось зерно. У зажиточных было несколько амбаров, где зерно хранили отдельно по видам. Их уже ставили отдельно от дома. Имелось у зажиточных и своё гумно (место для молотьбы), и овин (сушилка для снопов). А крестьяне победней ходили на общественное гумно, сейчас это усадьба Н.Т Бирина.

    Скотину кормили зимой сеном, которое оставляли в стогах в поле, и ездили за ним по снегу несколько раз за зиму. Ходили крестьяне и на промысла. Можно было заготовить тёс, лубья, мочала и рогожи и сдать заготовленное.

    Треумову Фёдору Ермолаичу, который купил в 1867г. 3000 десятин земли для обустройства двух пристаней на р. Танып.

    Были в деревне и свои специальные специалисты. Братья Андреевы Евлен и Фёдор на станке по заказу вили верёвку из конопли. Семья Ивановых были сыромятники (выделывали кожу), дом их стоял на берегу Емашки (сейчас усадьба А.Ведерниковой). Семья Вяткиных были гончарами – делали из местной глины корчаги и кринки, масленки и латки (тарелочки). Сейчас это усадьба П.Чукавина. Кто-то делал бочки, деревянные кружки и ложки. Иногда приезжали из Башкирии заготовители, зазывали: «Меняю кошки на ложки, кота на блюда!» . Многие были катовалы (валяли обувь из шерсти, валенки). Все умели плести лапти. Наш трушниковский житель Иван Павлович Малков поделился секретом плетения лаптей. Заготовлять лыко надо с дерева 7-8 лет, не больше. Подрубить на корню, убрать сучки, необходима длина метра 2-2,5. Специальными инструментами – кадачиком снять кору, разделив её на 4-5 продольных частей, ножом снять верхний слой, опять же кадачиком обметать лыко и плести. Плести надо сидя, начинать заплетать на колене, это будет носок. Потом сплести метровую оборочку. Вставить колодку и оббить. Вот и всё готово.

    В лаптях у нас ходили до середины 50-х годов, хотя уже в Великую Отечественную войну наказывали за рубку липы, поэтому тайком заготавливали, ведь ходить, кроме лаптей, было всё равно не в чем.

    Зимами женщины ткали холсты. Они рвали руками, сушили на траве, мяли часами, потом пряли. Холсты ткали на кроснах, редко у кого не было этих станков в доме. Готовые холсты отбеливали золой. Иногда покупали краску. В основном были красные и синие нити, такая ткань называется сюревая.

    Краску покупали в лавках, их в селе было две. Одна принадлежала Середкину Абакуму, другая Ивану Галкину.

    По реформе Столыпина зажиточные крестьяне смогли выйти из общины, ушли жить из деревни на хутора. До сих пор сохранились названия Трофимовский хутор, Брякуновский лог, на речке собачке Галкинские хутора. К 1925 году в Трушниковском сельском совете насчитывалось 33 хутора и в Большеюговском – 23 хутора.


    2.4. Быт и обычаи

    Трушниковцы жили обществом, во главе был выбираемый на сходе староста, у старосты имелась печать общины. Община распределяла налоги, поставляла рекрутов в армию. Сохранилась у местных жителей фотография трушниковцев – участников русско-турецкой войны 1875-76гг.

    По правилам общины вёлся свой, мирской суд. Как пример расскажем такую историю. Отец большой бедной семьи украл у богатого соседа мясо и масло. Его поймали. На шею повесили кусок ворованного мяса, повели по деревне. Перед каждым домом останавливались, заставляли кричать вора: «Покупайте мясо! Покупайте мясо!» каждый хозяин должен был бить палкой, витнем. Надо сказать, били не все. Потом избитого отпускали домой. До законного суда дело не доходило.

    Община же организовала школу. Первые школы располагались не в специально расположенных зданиях, а для них арендовались дома пятистенные и шестистенные. Нам известны хозяева более позднего времени начале - XX века. Трушников Василий Ефимович и Чащин Демид.


    По праздникам или по какой-либо необходимости трушниковцы ходили в Николаевскую церковь. В ней был великолепный иконостас, в центре висела огромная люстра, на которой зажигались сотни свечей. Большой колокол весил 199 пудов, а его язык – 9 пудов. У церкви был подземный ход, который выводил на кладбище и в поповский домик. В Емаше и Большом Югу были свои церкви. Те люди, у которых имелись сапоги, до церкви шли босиком, и только в церкви их надевали.

    Святым местом считается ключ, возле него стояла часовня, в воскресные дни и праздники там проводились моления.

    На празднике проводились игрища. Молодые парни и девки за околицей водили хороводы. Опишем одну из игр. Парни и девки вставали в круг. В центре парень и девушка садились друг к другу спиной, в хороводе пели: «Амур туда, амур сюда». После этих слов они поворачивались головой друг к другу. Если поворачиваются в одну сторону, то целуются. Влюблённые заранее договаривались и поэтому целовались всю ночь.

    У каждого окрестного поселения был свой престольный праздник, и жители ездили по ним друг к другу в гости. В Трушниках, Микола зимняя (19 дек.) и Микола летняя (22 мая), в соседней Пономаревке Покров, в д.Б.Юг – осенние Фролы. Гостей приглашать не надо было, ездили сами, знали – примут радушно. У нас принято угощать рыбным пирогом, овсяной брагой нехмельной, калиновым киселем.

    На сочельник пекли сочни с коноплёй и бегали с ними по деревне ряжеными, славили, пели колядки. В святки девушки гадали. В масленицу на больших санях катались с гор. Даже В самой бедной семье хоть раз в неделю пекли блины, а в последний день провожали масленицу, жгли чучело зимы. В вербное воскресение рвали вербу и били ею по ногам, чтобы не болели ноги. Самыми главными праздниками были Пасха и Благовещенье. Говорили так: «Птичка гнёздышка не вьёт, девка косу не плетёт». Это означает, что в эти дни нельзя работать. В Троицу наряжали берёзку, а на другой день всех, кто проходил мимо , обливали водой.

    В старинные времена редко какой девушке удавалось выйти по замуж по любви. Чаще родители сами выбирали невест или женихов, и дети не должны были ослушаться родителей.

    В дом невесты приезжали сваты. Сваты вели свои речи иконосказательно:

    – У вас товар, у нас купец.

    По традиции, невесту выводили на показ сватам, при этом по их просьбе она должна была показать навыки будущей хозяйки (например: шить, прясть, вязать, готовить и т.д.). Второй частью свадебного обряда была помолвка жениха и невесты, называвшийся у нас «сговор». На таком вечере жених с невестой обменивались первыми подарками. А невесте полагалось плакать, чтобы её не отдавали замуж, даже если жених нравился. Бывали случаи, когда на самой свадьбе выводили другую девушку, некрасивую, никому не приглянувшуюся, засидевшуюся в девках. И совестливый жених не отказывался. К свадьбе девушка готовила приданое. На девичнике помогали ей подружки. Свёкру готовили в подарок подштанники, свекрови – рубаху, золовке покупали ленточки. Невесте шили парочку: юбку и блузку с длинным рукавом розового или голубого цвета. Жениху надо надеть костюм и на грудь прикрепить цветочек

    Обязательный предмет свадьбы – курник. Для него выбирали красивый репей, вешали конфеты и папиросы, завязывали ленточки.

    Родители жениха посылали повозку к дому невесты. Сбрую лошади украшали лентами, колокольчиками и шаргунами (шарик со звоночком). Жениха встречают подружки невесты, заставляют выкупать ворота. Ему надо петь частушки, отгадывать загадки, плясать на тазе. Невесту прячут, а когда жених её найдёт, платит за неё выкуп. Крёстные ведут молодых за стол, которые держатся за платочек. Подружки за стол не садятся, а всю свадьбу величают гостей. После угощения едут венчаться в церковь.

    На второй день молодая хозяйка показывает свои умения. Гости забавляются, бросают на пол солому и деньги. А после всех забав молодые и гости «ходят со скатёрками» по деревне, при этом поют песни и играют на балалайке. Всем хочется посмотреть, какое у невесты приданое.

    Некоторые традиции у нас сохраняются до сих пор.

    2.5. Традиции и современность.


    Итак, что же нас связывает с теми далёкими временами?

    На Трушниковской земле живут потомки первых поселенцев – Андреевы, Бирины, Вилисовы, Галкины, Накаряковы. Жаль только, что нет ни одного жителя с фамилией Трушников, зато они есть в городе Чернушка. И приятно, что о них мы слышим хорошие отзывы.

    Основное занятие трушниковцев так и осталось - земледелие, и колхоз «На страже мира» - один из сильнейших в районе. Трудолюбие передаётся из поколения в поколение.

    Стремление жить с достатком заставляет моих односельчан много трудиться и на своём личном подворье. В 2007году наше поселение стало лучшим по сдаче молока. Пчеловодов у нас около 20 человек. Даже в нашей школе проводится обучение пчеловодов. За последние 10 лет построено около 30 новых домов.

    Мы любим собираться вместе. У нас весело проводится колхозный праздник, посвящённый окончанию весеннего сева, так называемый «день борозды». Когда проходит конкурс «Ах, какая женщина!», в Доме культуры яблоку негде упасть. А на праздник улицы Заречной, где поселились первые трушниковцы, пришли и другие жители. И их даже гроза не разогнала.

    Так появляются новые традиции. Но мы не забываем и старые. Вместе мы отмечаем Пасху и Троицу, провожаем Масленицу. Николаевская церковь остаётся для нас святым местом. И пожилые, и молодёжь охотно посещают этот храм.

    И ещё мне хочется сказать об одной отличительной черте трушниковцев – о их гостеприимстве. Это отмечают и те, кто поселился здесь недавно, и приезжающие просто в гости.

    3. Заключение

    В своей работе я проследила историю заселения Трушников, Пономарёвки, Емаш-Павлово и д. Большой Юг. Стало понятно, как в XIX веке пришлось много поработать первым поселенцам, чтобы в наши дни мы смогли пользоваться плодами их труда. Почти в ручную они валили лес, распахивали землю, кормили страну. Дети воспитывались на примере родителей. Красота природы воспитала в них чувства радости, дружелюбия и гостеприимства. Многие традиции наших прадедов сохраняются до сих пор. Со мной в школе учатся потомки первых поселенцев: Андреевы, Бирины, Матвеевы, Драницыны, Карлышевы, Кивилёвы. Представители этих династий принесли славу колхозам. Я надеюсь, что моя работа заинтересует моих земляков и хочу, чтобы о нашем народе помнили следующие поколения.


    4. Источники





    1. Хлопин В.Г. История Чернушинского района, г. Чернушка, 2000 г.

    2. Рефераты учащихся Трушниковской школы:

    Шестакова Е. «История заселения территории Трушниковского сельского совета», 1996 г.

    Накарякова Л. «Свадебные традиции с. Трушники», 2001 г.

    Пестерева М. «История села Емаш-Павлово», 2007 г.

    Галиева Л. «Исчезнувшие поселения», 2003 г.



    1. Данные Пермского и Чернушинского архивов

    2. Интервью со старожилами: Брякунова Т.С. и Накарякова В.А.



    1. Приложения



    Участники Первой мировой войны: Андрей Мельников (слева)



    Участники русско-японской войны

      1   2   3   4   5   6   7   8

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Конкурс исследовательских работ учащихся в области социально-гуманитарных наук