• Конкурс методических разработок учителей литературы (к 65-летию Великой Победы) «Поклонимся великим тем годам»
  • Ученик-историк
  • Ученик-биограф
  • «Переселенец - это человек, переселяющийся, переселившийся или переселяемый куда-нибудь» (словарь Ушакова).
  • Что хочет сказать писатель названием рассказа (И
  • Работа с текстом рассказа.
  • «Немецкая шлюха! Гитлеровская подстилка!»
  • Инсценирование эпизода «Депортация»
  • Учитель
  • Погибают
  • Чтение учителем финальной сцены
  • Подведение итогов урока. Подготовка к написанию сочинения в формате творческого задания ЕГЭ (



  • Дата29.09.2018
    Размер94.9 Kb.
    ТипКонкурс

    Конкурс методических разработок учителей литературы (к 65-летию Великой Победы) «Поклонимся великим тем годам»



    Департамент образования администрации Владимирской области

    Владимирский институт повышения квалификации работников образования

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №2 г. Меленки



    Конкурс методических разработок учителей литературы

    (к 65-летию Великой Победы)

    «Поклонимся великим тем годам»

    Разработка урока литературы в 11 классе

    «Ах, война, что ты сделала, подлая…».

    (По рассказу Юрия Буйды «Ева Ева»)

    Автор разработки:

    Емелюшина Валентина Николаевна,

    учитель русского языка и литературы

    МОУ СОШ № 2 г. Меленки

    Контактная информация:

    602102 г. Меленки, ул. Маяковского,

    д.24, кВ. 13

    тел. 8-49 247-2-47-85,

    89065646386,

    эл.адрес: kni55ga15@rambler.ru

    2010 год


    Тема урока: «Ах, война, что ты сделала, подлая…» (По рассказу Юрия Буйды «Ева Ева»).

    Цели урока.



    1. Познакомить учащихся с малоизвестными страницами «военной прозы» на примере рассказа Ю.Буйды «Ева Ева».

    2. Формировать жизненную позицию учащихся по отношению к вечным ценностям в меняющемся мире, организуя диалог с автором.

    3. Развивать умения интерпретировать текст художественного произведения для выявления авторской позиции.

    Предварительное домашнее задание:

      • «биографическая справка» (ученик-биограф);

      • сообщение о присоединении Восточной Пруссии к Советскому Союзу (ученик-историк);

      • толкование слов депортация, остракизм (ученик-языковед);

      • выразительное чтение эпизодов «Приезд Евы Евы в городок» , «Усыновление» (ученики-декламаторы);

      • инсценирование эпизода «Депортация» (члены театрального кружка).

    Ход урока.

    Учитель: Война страшна – вот основная мысль каждого произведения о ней. Страшна, потому что на ней погибают и теряют родных и близких. Победа, принесшая мир.… Закончилась ли война 9 мая? Что впереди у тех, кому посчастливилось выжить? Какая она, послевоенная действительность?

    (Слайд 1)



    Ученик-историк с сообщением об образовании Калининградской области на месте бывшей Восточной Пруссии.

    Учитель: Был Кенигсберг – стал Калининград, был Велау – стал Знаменск.… В нем через десять лет после Победы родился современный писатель Юрий Буйда и, может быть, его предназначение именно в том и состоит, чтобы воспроизвести для нас атмосферу жизни в таких городках, ведь он слышал рассказы очевидцев и сам был свидетелем происходящего.

    Ученик-биограф с сообщением о жизни Ю. Буйды и его творчестве.

    (Слайд 2)



    Учитель: Итак, Велау – Знаменск - это городок, в котором живут истосковавшиеся по дому русские солдаты и офицеры всех родов войск, молчаливые, шатающиеся от голода коренные жители этого города немцы, ребятишки-детдомовцы, расстреливающие их из рогаток, и переселенцы.

    !Слайд 3)

    Это место действия всех рассказов Буйды, входящих в сборник «Прусская невеста».

    ( Слайд 4, 5)



    «Переселенец - это человек, переселяющийся, переселившийся или переселяемый куда-нибудь» (словарь Ушакова).

    • В каком значении необходимо взять причастие из толкования слова переселенцы? Почему? (Переселяемый, ибо по собственной воле вряд ли возможно переселяться эшелонами).

    Именно в таком городке происходит действие рассказа Буйды, именно туда с первым эшелоном приезжает героиня рассказа Ева Ева.

    • Что хочет сказать писатель названием рассказа? (Имя героини говорящее. Ева, первая женщина на земле, - матерь человечества. Дважды повторено для того, чтобы подчеркнуть, что основное в героине – это женское начало. Главное для нее, таким образом, как и для любой женщины, - любовь, дети, дом).

    Работа с текстом рассказа. (Слайд 6,7)

    Знакомство с героиней: чтение подготовленным учеником эпизода «Приезд Евы Евы в городок».

    • Оправдались ли наши ожидания? (Да: златоглазая красавица, магнитная женщина, вызывающая у всех предчувствие, ощущение щедрой любви и неисчерпаемого счастья. Нет: переселенка, значит дома нет; приехала одна – видимо, нет и детей).

    • Какие художественные средства, использованные автором в этом эпизоде, помогают ему передать то всеобщее обожание, что вызвала Ева Ева? (Трансформация имени: Евдокия Евгеньевна Небесихина – Евдокия Евгеньевна – Ева Ева; градация: предчувствие –предощущение; эпитеты: любовь щедрая, счастье неисчерпаемое; эпитеты-сравнения: женщина магнитная, красавица златоглазая…)

    • Какой смысл, по-вашему, вложил автор в это определение глаз героини? (Глаза светятся, сияют, привлекают к себе внимание выражением любви и доброты)

    Учитель: Итак, прелестная, роскошная женщина чудесной победной весной в ожидании счастья. Дома нет, своих детей, видимо, тоже… Но это не страшно, все впереди: война окончена, героиня молода и всеми любима. И то, что она «уверенным шагом» направилась к детдому, говорит о том, что в ней очень сильно женское начало.

    • Какими художественными средствами показывает автор животворящие токи, идущие от героини? (Показывает одинаково любовное отношение к ней таких разных людей: мужчин, детей и даже женщин)

    • Как это характеризует Еву Еву ? (Златоглазая красавица излучает свет, тепло, любовь, она открыта, доброжелательна…)

    • Каким был городок до ее приезда? (Разбитый, сожженный, исстрадавшийся, скукоженный, обгорелый городишко)

    • Что произошло с появлением Евы Евы? (Городишко ожил: вдруг зацвели яблони и каштаны, вдруг вернулись птицы, вдруг…).

    Златоглазая красавица, весна, толпы ухаживающих генералов и солдат, офицеров и интендантов всех родов войск... Женщина в ожидании любви…Всем, и нам в том числе, интересно:

    • Какой выбор сделает героиня, «женщина, при взгляде на которую тотчас свихивались все существа мужского пола от генералов до воробьев»? (Ганс– недотепистый, длиннорукий, немой; сторож, истопник, садовник и скотник).

    • Как характеризует Еву этот выбор? (Смелая: немец в послевоенное-то время!)

    • Что подтолкнуло ее к этому выбору? («Люблю. Жалею»).

    И эти слова – яркая констатация национальности героини, Ева – просто Евдокия, а «в селах Рязанщины, в селах Смоленщины слово люблю непривычно для женщины», женщина скажет, любовь затая: «Жалею тебя!»

    Итак, любовь пришла. Изумление и возмущение всего городка, попытка подвергнуть любимицу остракизму (Ученик-языковед с толкованием слова остракизм: народный суд над неугодными, непохожими…) закончилась неудачей.



    • Как вышла героиня из создавшегося положения? (Ева Ева все потуги «парализовала смехом»)

    • Как вы понимаете это выражение? (Неприятие осталось, но выказывать его перестали…)

    Учитель: Право на любовь отвоевано. Ева – женщина, «матерь человечества», так что ее желание иметь ребенка так естественно! Но: «Шло время, а Ева не беременела».

    • Что предпринимает Ева Ева? («Усыновила однорукого десятилетнего мальчика»).

    • Как характеризует героиню выбор ребенка? Не девочку, не малыша, ничего не понимающего в сложных людских отношениях, не здорового мальчика - инвалида? (Выбор обусловлен личностными качествами героини: жалостливостью, стремлением отогреть того, кто в данный момент нуждается больше всех). И что же из этого получилось?

    «Немецкая шлюха! Гитлеровская подстилка!»: чтение подготовленным учеником эпизода «Усыновление».

    • Принесло ли героине счастье появление ребенка? Какими художественными средствами автор показывает это? (Нет, она, с таким достоинством несшая свою красоту, любимица всех и вся, «покорно сносила его оскорбления, покорно дожидалась возвращения домой» Лексический повтор).

    • Почему она была столь покорна? (Жалела, винила не мальчика, а войну, надеялась растопить сердечко искалеченного войной ребенка).

    • Как характеризуют детей их игры? (Война искалечила их: жестокость и ненависть поселились в их сердцах).

    • Как автор описывает смерть Сусика? (Сухо, лаконично, лишь инверсия в последней фразе поднимает накал повествования).

    Беда не приходит одна: узнавшую о смерти Сусика и потерявшую сознание Еву Ганс на руках принес в больницу и…

    • Что узнали мы из диалога героини с доктором Шеберстовым? (Предысторию Евы: оказывается, она воевала, была санинструктором в пехоте, так что браунинг с дарственной надписью маршала Жукова на рукоятке – свидетельство ее военных подвигов, о которых она никому не рассказывала).

    • Что в ваше восприятие характера героини добавила эта информация? (Понятно стало, откуда уверенность в поведении; поразило то, что Ева-женщина сумела победить в себе Еву-бойца).

    • Что узнала Ева? (У нее из-за ранения не может быть детей).

    • Что не может понять Ева в этой ситуации? (Зачем тогда ей красота и за что так наказывает ее судьба).

    Ева Ева! Думала ли она, вытаскивая на фронте раненых из-под огня, что чудом оставшись жива, словно для того, чтобы дожить, долюбить за тех, кто погиб, что ей это не суждено? И о чем думала, лежа «ничком на кровати … тупо вслушиваясь в шум крови», мы тоже не узнаем. Судьба приготовила ей еще испытание…

    Инсценирование эпизода «Депортация»: от слов: «Ева, - позвала кастелянша Настенька…» до слов: «Пойдем, миленькая… спасибочки, товарищ кавалер…Пойдем…»

    Учитель: Когда-то Ева просто пришла к полковнику Милованову, посадившему Ганса в кутузку, просто взяла ключи со стола в комендатуре и просто освободила немого… Просто, потому что в той ситуации вступили в конфликт человек и человек и, надо признаться, разрешили его тоже по-человечески…. В этой же ситуации столкнулись государственная машина и человек…. Даже видавший виды гэбист, явно сочувствующий Еве, шепотом произносит слово приказ.

    • Что было бы, если бы телеграфисточка приняла у героини телеграмму молнию Сталину?

    Учитель: Война окончена, но гремят выстрелы, и снова погибают люди. Погибают не враги, а боевые офицеры: «Полковник Милованов застрелился. Из-за Эльзы своей…». Погибают в нелепых и жестоких играх дети: «…ребята повесили Сусика на сосне…».Погибает и златоглазая красавица Ева Ева. На фронте выжила, душу свою из огня и крови вынесла светлой, чистой, открытой…. А в мирное время…

    Чтение учителем финальной сцены рассказа «Смерть Евы».

    • Почему Ева Ева покончила с собой?

    • Можно ли было завершить рассказ по-иному?

    (Слайд 8)

    Подведение итогов урока. Подготовка к написанию сочинения в формате творческого задания ЕГЭ (Задание С)

    (Слайд 9)



    • Итак, какова же тема этого послевоенного рассказа? (Война).

    • Какие проблемы поднимает автор? (Война и дети, война и женщина, война и народы).

    • Какова идея этого рассказа? (Как и в любом другом произведении о войне, основная мысль произведения: война страшна. Страшна, потому что жестокость и ненависть поселились в нескольких поколениях; потому что женщина не может выполнить свое высшее предназначение – родить ребенка; потому что она разрушает любовь, счастье, лишает людей Родины).

    (Слайд 10)

    • Каков пафос рассказа? (Конечно же, трагический: гибель героини вызывает у читателей острейшее чувство сострадания).

    • Что характерно для композиции произведения? (Во-первых, кольцевая композиция, нужна автору, может быть, для того, чтобы, вновь обратившись в конце рассказа к «предчувствию, предощущению щедрой любви и неисчерпаемого счастья», выразить надежду, что когда-нибудь они все-таки станут явью. Во-вторых, в рассказе не одна кульминационная сцена, а цепь кульминационных событий. И расположены они с использованием приема градации для усиления трагизма судьбы Евы Евы и достижения особой эмоциональности повествования).

    Домашнее задание: сочинение по рассказу Юрия Буйды «Ева Ева» в формате ЕГЭ (условие: для комментария выбирается одна проблема)

    (Слайд 11, 12)





    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Конкурс методических разработок учителей литературы (к 65-летию Великой Победы) «Поклонимся великим тем годам»