• План
  • Ракушки каури на Руси и на Алтае.
  • Вывод.
  • Археологические находки ракушек каури
  • Места обитания, строения ракушек каури
  • J ыламаш (каури),как материнский символ,- лучший оберег.

  • Скачать 139.66 Kb.


    Дата25.11.2017
    Размер139.66 Kb.
    ТипКонкурс

    Скачать 139.66 Kb.

    Конкурс научно-исследовательских работ Номинация «Этнография»



    Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай

    МБОУ «Барагашская СОШ»

    Республиканский конкурс научно-исследовательских работ


    Номинация «Этнография»


    Тема :
    «Jыламаш (каури), как материнский символ, - лучший оберег"


    Подготовил:

    Шагаев Андрей Павлович

    Учащийся 10класса

    649223 МБОУ «Барагашская СОШ»

    Ул. Калинина 44

    649223с.Барагаш, ул.Новая 35

    89136955674

    Руководитель:

    Шагаева Эльвира Сергеевна

    Учитель истории

    649223 МБОУ «Барагашская СОШ»

    89136955674

    baragash-skool@mail.ru

    Барагаш 2014г.

    План :

    1. Введение

    2. Археологические находки ракушек каури.

    3. ракушки каури -как платежное средство.

    4. Места обитания, строения ракушек каури.

    5. Ракушки каури на Руси и на Алтае.

    6. Jыламаш (каури),как материнский символ,- лучший оберег

    7. "Змеиная голова"-как матриархальный культ змеи

    8. Вывод.

    9. Литература.




    Проблема:

    Почему jыламаш /ракушки каури/ являются лучшим оберегом?



    Актуальность:


    Республика Алтай находится далеко от моря, почему же ракушки каури находят здесь и какое значение оно имело для жителей Алтая?

    Цель:

    Формирование знаний о ракушках каури- как символа материнского оберега;



    Задачи:

    • Собрать материал о ракушках каури

    • Узнать каким путем появились ракушки на Алтае;

    • Узнать о значении ракушек в культе матери;

    • Узнать как называли jыламаш в других районах Алтая.


    Сроки исследования: 2013-2014гг.

    Методика исследования:

    • Чтение книг;

    • Работа с интернет ресурсами;

    • Сравнение и анализ полученных материалов

    • Встреча с ветеранами;



    Введение
    На самом юге колоссальных пространств Сибири есть небольшой горный уголок, который за свою необыкновенную красоту зовется жемчужиной Сибири.

    Конечно же, это Горный Алтай с его высокими сверкающими на солнце снежными вершинами, чистейшим воздухом, сотнями прозрачных озер и бурных порожистых рек, прохладной сенью темнохвойной тайги и яркой зеленью альпийских лугов. Здесь находится высочайшая в Сибири вершина горы Белухи, возвышающаяся над уровнем моря на 4506 м. Через крутые ущелья горной страны несет свои бирюзовые воды красавица Катунь , а к северу плещутся о берега волны окутанного легендами Телецкого озера. В рельефе Горного Алтая так же выделяются высокогорные плато, нагорья, плоскогорья.

    Самая большая по размерам межгорная котловина – Чуйская степь находится на высоте 2000м. над уровнем моря. Мое село Барагаш находится на высоте 1500м. над уровнем моря. И тем интереснее, что в археологических раскопках находят ракушки каури, которые обитали только в морях. Нам предстоит узнать откуда появились на Алтае эти ракушки, какое применение и значение они имели для алтайского народа.

    О чем же свидетельствуют эти находки?


    Археологические находки ракушек каури


    Еще в древности люди искали предметы, которые могли бы служить чем-то вроде примитивных денег. Ведь еще тогда приходилось вести торговлю с соседними племенами, а расплачиваться быками или мешками с зерном было не очень удобно. В качестве одного из эквивалентов мерила стоимости в те доисторические времена использовали раковины морских улиток-каури.

    Археологи нашли ракушки каури, используемые в качестве денег, еще в могилах людей каменного века. Причем находки эти были обнаружены в самых разных местах, расположенных порой за тысячи километров от тропических морей, в которых водились эти моллюски. Раковины каури находили на Украине в захоронениях нашей эры, в развалинах Ниневии-столицы Ассирии. Находили их в славянских курганах, могильниках Германии и Скандинавии. Также мы можем сказать, что у нас на Алтае были найдены в Пазырыкских курганах, в курганах Юстыд-12[1] и т.д.

    Так что же это за улитка, которая была распространена даже в тех местах, где нет морей и океанов?

    Места обитания, строения ракушек каури



    ципреи

    Царство:

    Животные

    Тип:

    Моллюски

    Класс:

    Брюхоногие

    Подкласс:

    Настоящие улитки

    Надотряд:

    Caenogastropoda

    Отряд:

    Sorbeoconcha

    Инфраотряд:

    Neogastropoda

    Надсемейство:

    Cypraeoidea

    Семейство:

    Cypraeidae

    Род:

    Ципреи



    Каури-это морские моллюски, которых называют еще фарфоровыми улитками. Раковины по форме овальные, блестящие, обычно пестрые. около 200видов каури водятся в тропических морях. Раковины инвалютные, длиной от 5 до 150 мм. Спиральная форма слабо выражена или отсутствует. Имеется одна большая полость с узким щелевидным устьем. У раковин ципрей выделяют спинную (верхнюю), базовую (нижнюю) поверхность, а также базальный (боковой) край и срединную полоску, расположенную вертикально в центре спинной поверхности. Устье раковины обычно покрыто выраженными зубчатыми выростами[2]

    Каури-хищники, питающиеся мягкотелыми существами, живущими на скалах. Нога почти полностью обертывает раковину, когда моллюск движется, и сифон торчит спереди, как маленький перископ. Самки каури откладывают яйца в небольшие капсулы, прикрепляя их гроздьями к камням Они сторожат эти капсулы, накрыв их своей ногой, пока не вылупится потомство. Личинки (велигеры), появившись на свет, всплывают к верхним слоям океана. Они обладают двумя крылышками, похожими на плавники, помогающими им плавать.

    Велигеры питаются планктоном. Постепенно Океанские течения распространяют их по обширной территории. Велигеры питаются планктоном. Постепенно у них появляется раковина и став слишком тяжелыми, они опускаются на дно океана. Многие оседают в абсолютно непригодных для жизни местах и погибают, зато остальные находят рифы, где есть достаточно пищи, чтобы выжить и превратиться во взрослые особи. В большей своей массе, ракушки Каури представлены размером до 1,5 - 4 см, хотя находятся особи длиной до 15-17 см. 

    Каури добывались в индийском океане. Местные жители извлекали их простым способом. Они бросали в воду листья кокосовой пальмы и подбирали их после того, как те покрывались ракушками.


    ракушки каури -как платежное средство


    Особенно интересна роль раковин как валюты[3]. В прошлом такие "деньги" были широко распространены в Америке, Азии, Африке и Австралии. Наиболее ценилась в этом смысле ципрея-монета (Cypraea moneta), или каури. Очевидно, этому предназначению способствовал их внешний вид: гладкие, мелкие, красивые, встречающиеся в массовом количестве. Их удобно считать как поштучно, так и объемными мерами. Их можно хранить в мешочке или нанизывать на шнуры. Конкретно в качестве денег использовались два обычных Индо-Тихо-океанских вида: каури-монета (Сургаеа moneta,) и каури золотое кольцо (Сургаеа annulus,).

    Впервые использовать каури в качестве денег стали в Китае 3500 лет назад. Со временем они были заменены медными монетами, но в провинции Юньнань каури в качестве средства оплаты сохранились до конца XIX века. Из Китая каури попали в ЯпониюКореюИндиюТаиландФилиппины даже в Африку. Добывали их по сути дела, в одном месте, а в качестве денег ходили по всему миру.. В Индии наибольшего распространения каури достигли в IV—VI веках и сохранились до середины XIX века. На Филиппинах они были заменены медными монетами только к 1800 году.


    Ракушки каури на Руси и на Алтае.


    Во времена Киевской Руси они были популярны в Новгородском и Псковских княжествах, и по всему Фино-Угорскому региону, археологи постоянно находят каури, которые местные жители называли змеиными головками. В письменных источниках упоминается, что они получали их в плату за меха поставляемые в Волжско-Камскую Болгарию, а сюда каури привозили арабские купцы, торговые пути которых проходили от Индийского океана через Персидский залив, затем по суше через Тебриз до Каспия.

    "Змеиная головка " переводится как "jылан баш". Видимо на Алтае со временем "jылан баш" стала "jыламаш". Так откуда же на Алтае появился "jыламаш"? В скифское время Сибирь и Центральная Азия имели широкие связи, как культурные, так несомненно экономические и политические, с отдаленными странами, с передовыми цивилизациями древнего мира. Найденные в курганах дорогие шелковые ткани, ракушки свидетельствуют о существовании обмена между Горным Алтаем и странами Средней Азии. Из Горного Алтая вывозился мех ценных пушных зверей, в частности соболя, и конечно, золото. О занятии охотой на ценного пушного зверя свидетельствует одежда из меха горностая, найденная Радловым в Катандинском кургане, находки С. И Руденко и Н.В. Полосьмак одежды из соболя, белки, горностая и барса в пазырыкских курганах. В обмен на эти товары горноалтайцы получали из Средней Азии дорогие ткани и ковры, изделия из драгоценных камней, бусы, бисер, а с Индийского океана – ценные раковины каури. Торговые связи поддерживались и с далеким Китаем, откуда привозились шелковые ткани. Таким образом, предки современных народов Южной Сибири и Средней Азии постоянно поддерживали торгово-экономические связи со многими народами Востока.


    Jыламаш (каури),как материнский символ,- лучший оберег.


    Раковины каури были символом женской плодовитости. Узлы, шнуры, пуговицы, металлические петельки, раковины символизировали невинность и неприступность девушки. Народные мастера - умельцы изготавливали ювелирные украшения из серебра, кораллов, раковин каури; драгоценных и полудрагоценных камней. Вначале украшения являлись оберегами и имели только магическое значение; позже они стали выполнять и декоративную функцию, однако сохраняя при этом свой изначальный смысл.

    Одним из главных оберегов души человека, по представлениям древних, были волосы, поэтому явную семантическую нагрузку несут накосники из погребений женщин в Уландрыке. Они не только украшали причёску, но и несли охранные функции аналогично бронзовым обоймам- накосникам из курганов Сибири и Урала. Амулетами служили раковины каури, глазчатые бусины и имитированные из дерева клыки кабанов.

    Издавна у всех народов длина косы считалась критерием красоты, поэтому алтайцы удлиняли их при помощи специальных украшений из конских волос. В алтайской традиции считалось необходимым украсить волосы. «Кыс баланын бажын кара дюргюспей дят» («Голова девушки не должна быть без украшений»).

    Накосные украшения девушек добрачного возраста состояли из шести нитей с жёлтыми и голубыми стеклянными бусами и раковинами каури. Длина такого накосника до 30 см. С наступлением брачного возраста, когда девушке исполнялось 15-16 лет, её прическу украшали накосным убранством «шанкы». Оно состояло из раковин каури, вплетаемых в каждую косичку специальными шнурами, продетыми через металлическую петельку круглой выпуклой пуговицы. Чтобы косички не рассыпались, их скрепляли заколкой, а также пропускали под матерчатую опояску; концы которой, в отличие от способов ношения мужчинами, спускались сзади вместе с шанкы, доходящей до пят[4]. Характерный звук трения раковин каури друг о друга, по народному поверью, отпугивал болезни и неприятности. Девушку, носившую такое накосное украшение, называли «шанкылу бала», имея в виду, что речь идет о девушке на выданье.

    Раньше девочки-алтайки носили несколько косичек, каждую из которых украшали. В 8 лет девочке дарили «шымырак» , а в 14 лет — «шанкы». Накосные украшения богато украшались бисером, бусинами, парными раковинами каури (символ плодородия). Кроме своей эстетической функции, они еще играли роль своеобразного «паспорта» — по ним можно было узнать возраст девочки (каждый год к шанкы добавляли по одному звену с каури). Замужней женщине полагалось носить две косы тулун. В косы вплетали накосники- шнуры, оканчивающиеся тяжёлым украшением -раковинами каури - jыламаш[5], нашитыми в три или четыре грани на основу. Они также обильно украшались орнаментированными бляшками, серебряными накосниками, исполненными в технике филиграни, часто с инкрустированными в них цветными или даже полудрагоценными камнями, ожерельями, составленными из бус, цветных камней, стекла. Ожерелья соединяли две косы, составляя тем самым декоративный единый ансамбль. [6],

    Кроме этого, каури, как материнский символ, считались лучшими детскими оберегами. Алтайцы новорожденного клали в люльку/кабай/. Пуговицы, бусы, раковины и другие украшения, как правило, подносились новорожденному родственниками и чужими людьми. Сначала их прикрепляли к дужке колыбели, [7], а позже использовали на изготовление «шалтрака» [8],. К шалтраку пришивали пуговицы, когти, раковины каури, бабки. Шалтрак является оберег-погремушкой. При трении предметов шалтрака издавался шорох, звон. В наспинные украшения входили зубы животных, мешочки с собачьей шерстью.

    Раковины считались женскими символами, означавшими возрождение, плодородие и любовь. Их использовали как талисманы удачи и здоровья.
    "змеиная голова"-как матриархальный культ змеи.

    Название раковин каури у тюрко-язычных народов означает «змеиная голова». Это дает основание полагать, что традиция использовать каури в качестве оберегов имеет свои корни в центрально-азиатском матриархальном культе змеи. Широко используемые в ковроткачестве прорастающие цветочные композиции со змееподобными элементами олицетворяют плодородные силы Земли. «И хотя пока нет достоверных  сведений о культе змеи у ранних кочевников Алтая, следует все же вспомнить образ «змееногой богини – родоначальницы скифов» (В.Кубарев).

    Как оберег ракушки каури "змеиная головка" и сшитые из материи змеи встречаются в одежде шамана. По материалам А.В.Анохина шаману "Алтай кижи" на спину шубы кроме всего прочего нашивались раковины каури. От плеч спускались вниз две плоские, сшитые из материи змеи -многоголовые, многохвостые, изображающие чудовищ, охранявших шамана [9]. На шапку также пришивали раковины. У хакасского шамана кафтан так же украшался ракушками каури, а шапку украшали узорами из раковин каури. Шаманы западных тувинцев шили костюм из овчины в виде прямоспинного кафтана.На нем было множество привесок, изображавших змей. Их шили из узких полосок (6-8см.)цветных тканей, набивали материей или обшивали тканью толстую ленту войлока. На заостренную головку нашивали медную пластину с изображением глаз. Некоторых из больших змей шили многоголовыми, многохвостыми. К хвостам пришивали пучок ровдужных лент. Змей делали круглыми и плоскими, различных размеров, различных цветов. На шапки и голенище обуви нашивали раковины каури.

    Во многих районах Алтая ракушку называют "jыламаш"от "Змеиной головы", но по рассказам бабушки Мамаковой Прасковьи Семеновны, уроженки села Куюм ,они в детстве ракушки называли "кажагай". Видимо от слова белый, костяной.

    Таким образом, раковины каури - "Змеиная головка"- jыланбаш как оберег использовали не только для маленьких(новорожденных детей) детей, лежащих в колыбели, в "шымыраке", "шалтраке", "шанкы", но и для замужних женщин.

    Так же ракушки каури"змеиные головки" использовали в своих культовых одеждах шаманы, как матриархальный культ змеи.



    Вывод:

    1. Ракушки каури попали на Алтай в качестве денег.

    2. Jыламаш (каури),как материнский символ- является лучшим оберегом.

    3. В Чемальском районе раньше ракушку называли "кажагай".


    ПРИЛОЖЕНИЕ


    Ракушки каури с кургана Юстыд 12{1}
    http://3.bp.blogspot.com/-es46vf30l2o/uixcpankusi/aaaaaaaaafu/2zfvmwgt1mm/s320/cypraea_moneta_linn%c3%a9,_1758_syn._monetaria_moneta_(linn%c3%a9,_1758)_(4370313067).jpg

    Ракушки каури/змеиная головка/-jылан баш/jыламаш{2}

    cowrie shell
    Ракушки-как валюта{3}



    "Шанкы" для 14летней девочки[4]





    Алтайская женщина /уй кижи/ с накосными украшениями. [5]



    Накосные украшения из jыламаша [6]



    Кабай с оберегом из "ракушек каури"[7]


    "Шалтырак" для девочки 8лет[8]



    "Шаман"[9] Алтай кижи


    http://content.foto.mail.ru/mail/ivanel07/_answers/i-3094.jpg
    Jыламаш (каури),как материнский символ- является лучшим оберегом.

    Литература:

    1. Алексеев Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири.Новосибирск1984г.

    2. Алтайдын чолмоны .2012г.

    3. Зайцева Е.П. Алтайский национальный костюм. – Горно-Алтайск, 1990.

    4. Кыдыев В.Э. Древние курганы Алтая. – Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 1998.

    5. Кыдыев В.Э. Тайны древних курганов Алтая. – Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 2000.

    6. Огнева Г.Н. Детям о культуре и искусстве Алтайского народа. – Горно-Алтайск: Юч-Сумер, 1992.

    7. Одежда и украшения. Все обо всем. / Ред. Ф. Макдональд. - М.: Астрель, 2002.

    8. Руденко С.И. Второй пазырыкский курган. Государственный Эрмитаж. – Л.: Издательство государственного Эрмитажа, 1948.

    9. Суразаков А.С. История и культура народов Горного Алтая. - Горно-Алтайск: Юч-Сюмер, 1998.

    10. Тадина Н.А. Алтайская свадебная обрядность XVIII-XIX веков. – Горно-Алтайск: Юч-Сюмер, 1995.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Конкурс научно-исследовательских работ Номинация «Этнография»

    Скачать 139.66 Kb.