• Праздник для младших школьников
  • 1. Начало праздника
  • 2. Беседа об истории чая
  • 3. Музыкальная пауза. Русский народный танец
  • 4. Интересные факты о чае
  • 5.Театральная сценка
  • 6. Что такое самовар
  • 7.Театральная сценка

  • Скачать 124.95 Kb.


    Дата19.01.2019
    Размер124.95 Kb.
    ТипВнеклассное мероприятие

    Скачать 124.95 Kb.

    Конкурс «Веселые поварята», мбоу «Лицей №4», г. Королёв М. О






    Муниципальное бюджетное
    образовательное учреждение «Лицей №4»
    город Королев, Московская область
    Праздник для младших школьников

    «Чай, самовар
    и все-все-все»


    Внеклассное мероприятие

    Автор:
    Шестак Тамара Ивановна,
    учитель начальных классов
    высшей категории

    2017

    Праздник для младших школьников

    «Чай, самовар и все-все-все»

    (внеклассное мероприятие)



    Краткое описание.

    Наш праздник «Чай, самовар и все-все-все» - это внеклассное мероприятие, способствующее сплочению детского коллектива. Весь материал предназначен для проведения Праздника чая в начальных классах, будет интересен педагогам, воспитателям, родителям и детям. Это одновременно и познавательный, и веселый праздник. Он поможет узнать историю чая, правила его заваривания, культурного чаепития, а также подарит возможность просто повеселиться всем вместе – и детям, и родителям.
    Цель.

    Сплочение коллектива.

    Познакомить детей и их родителей с историей чая, правилами чаепития.

    Создать условия для развития познавательного интереса учащихся.
    Задачи:

    Познакомить детей с историей чая, с правилами его заваривания, с правилами культурного чаепития; с историей самовара.

    - Способствовать развитию речи учащихся, внимания, наблюдательности, памяти.

    - Научить проводить собственные исследования, анализировать информацию.

    - Способствовать формированию классного коллектива, эстетического воспитания и культуры поведения учащихся.

    - Развивать коммуникативные навыки детей.

    - Развивать познавательный интерес детей, расширять кругозор.

    - Развивать творческие способности детей, память, смекалку.

    - Воспитывать любовь к русским народным традициям, культуру поведения.

    Оборудование.

    На столах скатерти, чашки с блюдцами, самовар; класс (или актовый зал) «превращается» в чайную. Дети в русских костюмах, у девочек на голове кокошники, у мальчиков - картузы. Хозяин и хозяюшка (родители одного из учеников) тоже в традиционных русских костюмах. А как красиво одеты наши «шуты»! Наш великолепный музей содержит более 50 экспонатов – старинных самоваров, чайников, сервизов. Это свидетельство очень большой поисковой работы наших детей и их родителей.

    На классной доске поговорки о чае:



    «Выпей чайку – позабудешь тоску».

    «С чая лиха не бывает».

    «Устал – пей чай, жарко – пей чай, хочешь согреться – пей чай».

    «Если чай не пьешь, где силы берешь?»

    Весь праздник на интерактивной доске – слайды тематической презентации.

    1. Начало праздника


    Звучит музыкальный фрагмент русской народной песни. Выбегают два шута.


    Шут 1: А вот и мы оба - Фома и Ерёма!
    Шут 2: Низко поклонились!
    Шут 1: Колпаки свалились!
    Шут 2: Колпак надеваем!
    Шут 1: Слова начинаем!
    Шут 2: Мы пришли к вам оба - Фома да Ерёма!
    Шут 1: Людей посмотреть!
    Шут 2: Себя показать!
    Вместе: Да всё о чае рассказать!
    На сцене – ведущий. Выходят хозяйка с хозяином и приветствуют гостей.
    Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Милости просим! Если величать - так на пороге встречать.

    Хозяин: Просим вас садиться. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
    Ведущий: Места-то хватило, а вот вам, хозяйка с хозяином, не хватило! 

    Хозяин: В тесноте, да не в обиде!
    Хозяйка: Мы гостей встречаем… 
    Все (подхватывают): Чаем, чаем, чаем!
    Хозяин: Первым делом угощаем… 
    Все: Чаем, чаем, чаем!
    Хозяйка: Приглашаем к самовару 
    Все: С чаем, чаем, чаем!
    Хозяин: Пейте чай, друзья, по-русски… 
    Все: Вкусно-вкусно!

    2. Беседа об истории чая


    На сцене Хозяйка с Хозяином, ведущий.

    Хозяин: У каждого народа много обычаев. Но среди них есть те, которые любят все: и взрослые, и дети. И среди них на первом месте - чаепитие.
    Хозяйка: А откуда и когда к нам пришёл чай?

    Выходят мальчики и девочки и по очереди рассказывают об истории чая.

    1 ученик: Однажды, 5 тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее.

    2 ученик: Выращивание и изготовление чая в Китае было таким же секретным, как и производство шелка, фарфора, бумаги. Чайные плантации скрывали и строго охраняли от чужеземцев. Китайские купцы продавали чай в другие страны.

    3 ученик: Чай стал любимым напитком в большинстве стран мира, но выращивать его долгое время не умели и привозили из Китая.

    4 ученик: Одному англичанину удалось не только похитить семена чая, но и узнать тайну его сложной обработки. Благодаря этой истории европейцы смогли разводить чай.

    5 ученик: Чай — необычное слово. Оно появилось там, где русские люди торговали с китайцами северных провинций, они чай называют «ча-е», отсюда и наше слово «чай».

    6 ученик: С древних времён чай признаётся не только вкусным, но и целебным напитком.

    7 ученик:

    Я хочу открыть секрет и полезный дать совет:


    Если хворь с кем приключится, чаем можете лечиться!
    8 ученик:

    Чай всех снадобий полезней, помогает от болезней.

    Чай в жару нас освежает, а в морозы согревает!

    9 ученик:

    И сонливость переборет, и с усталостью поспорит,


    Сокрушит любит недуг, чай здоровью - лучший друг!

    10 ученик: Именно эти качества прославили чай как идеальный напиток для путешественников, моряков, охотников.

    11 ученик:

    Животные, которые ели листья чая, были быстрее и выносливее своих сородичей.



    12 ученик:

    Самое удивительное, что чай собирают только женщины. Считается, что аромат женских рук не портит запах чая. Для китайского императора чай собирали только девушки, в возрасте до 16 лет.



    Ведущий: А как правильно заваривать чай? Хозяин с хозяюшкой, откройте секрет!

    Хозяйка: Заварной чайник надо согреть или ополоснуть его кипятком, затем засыпать сухую заварку. Настаивают черный чай – 5 минут, зеленый – 8 минут.

    Хозяин: Пить надо только свежезаваренный чай. Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен змее».

    Хозяйка: Коли чай сохранить хочешь, приготовь фарфоровую, фаянсовую или стеклянную посуду с плотно закрытой крышкой.

    3. Музыкальная пауза. Русский народный танец


    Выбегают два шута.

    Шут 1: Поиграйте на гармошке!
    Шут 2: Постучите-ка на ложках!
    Шут 1: Поиграйте от души! 
    Шут 2: Чтобы ноги в пляс пошли!
    Девочки и мальчики исполняют русский народный танец.

    4. Интересные факты о чае


    На сцене – ведущий.

    Ведущий: Что же интересного нам известно о чае?

    Выходят ребята и по очереди рассказывают о чае.

    1 ученик: В чае присутствуют чуть ли не все витамины. В Бразилии, где любят кофе, футболисты перед матчем все-таки пьют чай - он полезнее!

    2 ученик: Пить чай нужно только свежезаваренный. Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен змее».

    3 ученик: На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. А для этого использовали особо душистые, целебные травы: душицу, зверобой, цветы липы, иван-чая, листья смородины, земляники, малины.

    4 ученик: Изучая целебные свойства чая, ученые узнали много интересного и полезного. Чай укрепляет сосуды мозга, улучшает работу сердца, снимает головную боль. Особенно хорошо утоляет жажду и быстрее восстанавливает силы чай с лимоном.

    5 ученик: С древнейших времен чай признается не только вкусным, но и целебным напитком. В японском лечебнике о чае говорится так: «Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печени и селезенки, снимает сонливость и вялость, оживляет мышцы тела».

    6 ученик: Почти 300 лет тому назад русский царь получил подарок от монгольского хана. Это были напитки с непонятной надписью «бах-ча», что переводилось как «чай для заварки».

    7 ученик: Понравился царю вкусный напиток. И с тех пор стали возить его купцы из заморских стран в Россию. Первое чаепитие в России состоялось в 1638 году

    Ведущий: Дорогой был чай в те времена, не каждый мог его купить. Поэтому и появилось выражение «чайком баловаться». Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. И вот какая история произошла с одним крестьянином.

    5.Театральная сценка


    Действующие лица: Барин и Слуга.

    Барин сидит, развалясь. Громкий стук в дверь.

    Голос слуги: - Ой, кто это к барину?

    Слышится голос в ответ: - С оказией из Китая барину прислали коробку чая!

    Входят двое и вносят большую коробку. Ставят на стол. Уходят. Удивленный барин подходит к столу, открывает коробку и достает мешочек с чаем. Говорит:

    -И что в этом мешочке, который мне прислали?..



    Открывает мешочек, достает щепотку чая, нюхает, кладет обратно со словами:

    -Так это ж китайская трава! Чаем называется!



    Звонит в колокольчик. Входит слуга. Барин дает мешочек с чаем слуге:
    - Эй, любезный, свари-ка мне этого чаю!

    Барин уходит. Слуга берет с осторожностью мешочек, рассматривает его. Потом выходит поближе к зрителям на середину сцены и говорит:

    Раз прислал мне барин чаю, и велел его сварить.

    А я отроду не знаю, как же этот чай варить!

    Взял тогда налил водички, кинул чай я весь в горшок,

    Да приправил перцем, луком, взял петрушки корешок.

    Гости с барином плевались, сам он даже озверел!

    И, отправив на конюшню, наказать меня велел.

    Долго думал, удивлялся: чем же мог не угодить?



    (Хлопает себя по лбу)
    А потом-то догадался – чай забыл я посолить!

    6. Что такое самовар?


    Выходят Хозяин, Хозяйка и Ведущий.

    Хозяин: Отгадайте загадку: стоит толстячок, подбоченивши бочок,
    шипит и кипит, и всем чай пить велит.

    Выходит самовар со свитой (наряженные в костюмы ученики старших классов) и исполняют песню «Калинка-малинка».

    Ведущий: Правильно, это самовар. На Руси пили чай из самовара. Самовары появились в 1679 году. Его родиной считают город Тулу. Тогда было много мастеров-самоварщиков. И каждый хотел, чтобы его самовар был самый лучший, самый красивый. Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами.

    Я думаю, что каждый из вас видел самовар. А вот вряд ли кто из вас бывал в музее самоваров. Первый музей был создан далеко от родины самовара - в Минске, столице Белоруссии. Его коллекция насчитывает более 1000 самоваров. Не так давно открыт музей самоваров в Туле. В Переславле-Залесском есть «Музей чайников». И вот в нашем лицее открылся «Музей самоваров и чайников» 2-а класса. Весь материал для музея собран силами детей и родителей.



    На сцене ребята рассказывают по очереди о самоваре.

    1 ученик: Самовар видели все, но не все знают, как он устроен. Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь.

    2 ученик: Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливали заварной чайник.

    Хозяйка: Прошло много лет. В наши дни самовар заменил электрический чайник, но традиция собираться всей семьёй за чаепитием осталась.

    7.Театральная сценка


    Выходят девочка и мальчик с самоваром.

    Девочка: Кум - куманёк, где ты живёшь? Что, куманёк, ко мне в гости не идёшь?

    Мальчик:  Я иду, иду, иду, самовар в руках несу!  Эй, чай, чай, чай! Уж ты, кумушка, встречай! Ставит самовар на стол.

    Девочка: Напекли мы для гостей много разных сладостей!

    Вместе: Тары-бары – растабары, выпьем чай из самовара!

    Произносят по очереди: с сухарями, с кренделями, с бубликами вкусными,
    - с сушками, ватрушками!


    Вместе: Тары-бары-растабары, посидим у самовара!  Чаю сладкого попьём - и частушки вам споём!

    8. Музыкальная пауза. Частушки
    Девочки исполняют частушки.

    На столе у нас пирог,
    Пышки и ватрушки,
    Так споем же под чаёк 
    «Чайные» частушки!

    В пляске не жалей ботинки,
    Предлагай-ка чай друзьям.
    Если в чашке есть чаинки,
    Значит, письма пишут нам!



    Посидеть за самоваром 
    Рады все наверняка,
    Ярким солнечным пожаром
    У него горят бока!

    Самовар поёт, гудит,


    Только с виду он сердит.
    К потолку пускает пар 
    Наш красавец самовар!

    Самовар блестит, кипя,


    И чаёк в нём пенится!
    Погляди-ка на себя —
    Ну и отраженьице!

    Самовар пыхтит, искрится,
    Щедрый, круглый, золотой,
    Озаряет наши лица 
    Он своею добротой!

    Лучше доктора любого


    Лечит скуку и тоску! 
    Чашка вкусного, крутого
    Самоварного чайку!
    Подавай мне чашку чая,
    Ведь люблю я русский чай!
    В чае я души не чаю,
    Наливай горячий чай
    !

    9. Конкурсы

    Выходят Хозяин, Хозяйка и Ведущий.

    Ведущий: А теперь - веселые конкурсы! Нужно вспомнить название и автора произведения. 


    «…А на белой

    табуреточке,


    Да на вышитой

    салфеточке 


    Самовар стоит.
    Словно жар горит,
    И пыхтит,
    И на бабу поглядывает».

    (К. И. Чуковский,

    «Федорино горе»)

    «…Муха по полю пошла,


    Муха денежку нашла.
    Пошла муха на базар
    И купила самовар.

    (К.И. Чуковский,

    «Муха - цокотуха»)
    «…Я хочу напиться чаю,
    К самовару подбегаю.
    Но пузатый от меня
    Убежал, как от огня».

    (К. И. Чуковский,

    «Мойдодыр»)


    Хозяин: Частушки вы хорошо знаете и поёте, чай тоже хорошо пьёте, а загадки наши отгадаете?

    Выходят девочки и мальчики и по очереди загадывают зрителям загадки.

    Был листок зеленым –

    Черным стал, томленым,

    Был листочек зубчатым –

    Стал листочек трубчатым.

    Был он на лозине,

    Стал он в магазине. (Чай)


    На голове пуговка,

    В носу решето,

    Одна рука,

    Да и то на спине. (Чайник)


    Бел, как снег,

    В чести у всех,

    В рот попал –

    Там и пропал. (Сахар)


    Стоит толстячок,

    Подбоченивши бочок.

    Шипит и кипит,

    Всем чай пить велит. (Самовар)


    Кольцо не простое,

    Кольцо золотое,

    Блестящее, хрустящее.

    Всем на загляденье…

    Ну и объеденье! (Бублик)
    Под одной крышей четыре брата стоят. (Стол)



    Ведущий: А кто сможет вспомнить названия лекарственных трав, цветов или плодов, которые мы добавляем в чай, чтобы быстрее выздороветь?


    Белая корзинка,
    Золотое донце.
    В ней лежит росинка 
    И сверкает солнце. (Ромашка)

    И в лесу, и в квасу, и в таблетке, и в конфетке. (Мята)


    Весной растет, летом цветет, осенью осыпается, зимой отсыпается.

    А цветок - как медок, лечит от гриппа, кашля и хрипа. (Липа)

    Есть и украшение, есть и устрашение;
    Гляди да любуйся, а руками не суйся! (Шиповник)

    Цветом желт и ароматен,


    В чай кладут и чай приятен.
    Только очень кислый он,
    Называется... (Лимон)


    10. Музыкальная пауза. Песня
    Хозяин: По русской традиции чай - лучшее завершение праздничного обеда. К нему подают лимон, варенье, мёд, печенье, булочки, пряники. 
    Хозяйка: Самовар шумит, баранки на скатерти-самобранке,

    И конфеты, и печенье, и душистое варенье!


    Хозяин: Всех гостей мы угощаем ароматным крепким чаем.
    Тех, кто чай с охотой пьет, стол давно накрытый ждет!

    Выходят ребята и исполняют песенку-переделку о чае на мотив «Голубой вагон» (слова песни найдены в Интернете, автор не указан).

    Если вы пришли сегодня в гости к нам,
    Будем рады чаем угостить.
    Вы поспели к нашим пышным пирогам!
    Вкус их всех вас может удивить!
    Припев: Скатертью, скатертью
    Стол скорей накрывай

    И наливай-ка всем ароматный чай! - (2 раза)


    Знаем лучше доктора серьёзного —
    Лечит чай и скуку и тоску.
    Приглашаем взрослых мы и ребятню

    Выпить ароматного чайку!


    Припев.



    11. Завершение праздника
    Выбегают два шута.

    Шут 1: Для всех вас, взрослые и детишки: калачи, ватрушки, пышки! Наливайте, не стесняйтесь, сладким чаем забавляйтесь!

    Шут 2: Подходите, детки! Чаем вас сердечно угощаем! К чаю ароматному пряники печатные, пейте чай и торт берите!

    Вместе: Чаще в гости заходите!
    Выходят Хозяин, Хозяйка и Ведущий.

    Хозяйка: Мы хотим вам дать совет: если хворь с кем приключится,

    Чаем можете лечиться, чай всех снадобий полезней, помогает от болезней!



    Хозяин: Чай в жару вас освежает, а в морозы согревает! И сонливость переборет, и с усталостью поспорит, сокрушит любой недуг, чай здоровью – лучший друг!

    Ведущий: Всех гостей приглашаем в нашу чайную! 

    Дети и взрослые садятся за столы и приступают к чаепитию.

    (Чаепитие. Во время чаепития проводятся игры по желанию детей)

    Ведущий – Т.И. Шестак, учитель начальных классов.

    Подбор музыки – М.А. Дорожкина, учитель музыки.

    Концертмейстер – М.А. Дорожкина, учитель музыки.
    В сценарии использованы материалы Интернета, методическая литература, сборники частушек и загадок.



    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Конкурс «Веселые поварята», мбоу «Лицей №4», г. Королёв М. О

    Скачать 124.95 Kb.