• Прошлое всегда богато, но только если его знаешь, если умеешь его понимать, и если оно заботливо сбережено. Д. С. Лихачёв
  • Я поставила перед собой цель
  • Веретено
  • Кринка (крынка)
  • Рогач (ухват)
  • Самопряха

  • Скачать 73.39 Kb.


    Дата19.05.2017
    Размер73.39 Kb.
    ТипКонкурс

    Скачать 73.39 Kb.

    Конкурса «Лучшая мультимедийная презентация»



    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района
    «Абрамовская средняя общеобразовательная школа»


    Виртуальная экскурсия по краеведческому музею
    « Поиск»


    Номинация конкурса «Лучшая мультимедийная презентация»

    (Виртуальная экскурсия по музею)

    Экскурсовод: Севастьянова Анастасия,

    ученица 6 класса

    Руководитель: Бурматова Валентина

    Александровна

    с. Абрамово, 2012 год.



    Прошлое всегда богато, но
    только если его знаешь,
    если умеешь его понимать,
    и если оно заботливо
    сбережено.
    Д. С. Лихачёв

    История села Абрамово – это неотъемлемая часть большой и славной истории нашей великой Родины. Знать историю родного края - значит уметь ценить его прошлое, любить настоящее, каждый день вносить свой вклад в строительство новой жизни. Знакомство с экспозициями музея «Поиск» поможет посетителям ближе узнать историю и культуру родного края.



    Я поставила перед собой цель:

    - провести обзорную виртуальную экскурсию по экспозициям краеведческого музея «Поиск».



    Мои задачи:

    - познакомить с культурой, предметами быта, историей родного края;

    - сохранить и передать историческую память и культурное наследие жителей села Абрамово.

    Предлагаю Вам совершить виртуальную экскурсию в краеведческий музей

    « Поиск» Абрамовской школы.

    Перед Вами экспозиции «Никто не забыт, ничто не забыто», в которой рассказывается об особенности военного периода в нашем селе, подчёркивается неоценимый вклад, который внесли жители нашего села в победу советского народа над фашизмом. На всех фронтах – от Черноморья до Заполярья - сражались наши земляки, многие из них участвовали в решающих боях под Москвой, Сталинградом, обороняли Ленинград. Воины 416-го полка закончили свой боевой путь в Германии. Посмотрите на стенд, где представлены материалы об одном из наших земляков – Александре Ивановиче Покрышкине, трижды героя Советского Союза.

    Специальный раздел экспозиции включает в себя выдержки из газет военного времени, солдатские письма, посвященные военным будням, наградные документы. Это фотографии наших земляков, которые уходили на фронт, прошли с боями до Победы всю Великую Отечественную Войну, после войны проживали в нашем селе. Вернувшиеся домой фронтовики, пережившие все ужасы войны, многие физически изувеченные, принялись восстанавливать разрушенное хозяйство вместе с измотанными непосильным трудом стариками, женщинами и подростками. Работали не покладая рук, и за себя, и за своих погибших товарищей. Многих из них уже нет в живых, но память о них мы храним в нашем школьном музее.

    Чтобы не прервалась связь времен, и у учащихся сформировалось уважение к культурному и историческому прошлому России, необходимо воспитывать чувство гордости за свою Родину, победившую врага в нелегкой борьбе. В результате работы с документами музея у школьников появляется чувство уважения к старшему поколению, расширяется кругозор.

    Познакомимся с новым разделом экспозиции музея « Из истории школы». На стенде представлены фотографии директоров, педагогов - ветеранов, педагогов – выпускников школы.

    В экспозиции рассказывается об истории создания и развития Абрамовской школы, которая была организована в селе Колмаково (так раньше называлось Абрамово) в 1919 году.

    Первой учительницей была Мария Фёдоровна Добрыгина, а первым директором в семилетней школе в 1933году стала Раиса Фёдоровна Попова.

    Здесь же можно познакомиться с атрибутикой пионеров (горн, барабан, пионерский галстук, пилотка), посмотреть пионерские и комсомольские значки, прочитать текст торжественного обещания пионеров.

    Следующая экспозиция музея «Моя малая Родина» рассказывает о появлении в Барабе поселения Колмаково ( ныне Абрамово), о переименовании села по имени первого поселенца Абрама Абрамовича Тюленёва. Об истории возникновения и развития Абрамовского сельского совета. Посмотрите на фотографии: в 60- 80 годы в селе Абрамово были построены новые двухэтажные дома, здание детского сада, Дом культуры, баня, торговый центр, столовая, новые здания школы и медицинского пункта.

    Сейчас я предлагаю Вашему вниманию интересную выставку по теме:


    «Коллекция монет и денежных знаков». Здесь Вы узнаете об истории происхождения денег. Посмотрите, как в разные исторические периоды менялся дизайн монет и денежных купюр.

    А теперь познакомимся с разделом экспозиции музея «Декоративно-прикладное творчество жителей села Абрамово». Здесь представлены произведения прикладного искусства.

    Одним из наиболее интересных видов женского ремесла была вышивка. Ею украшались полотенца, скатерти, занавески, кокошники, салфетки, платки, рубашки, рушники и т.д. На стенде расположены кружева, вышивки мастериц середины 20 века.

    В разделе «Предметы старинного быта» можно встретить подлинные вещи, начиная с 18 века. Эта наша экспозиция позволяет узнать о жизни русских крестьян, познакомиться с их предметами быта и орудиями труда.

    Вы видите Серп, который был первым помощником в поле. С помощью этого кривого ножа с зазубринами жали хлеб.

    Для небольшого количества пищи употреблялись чугунки. Чугунок – это сосуд из чугуна, изготовленный из углеродистого железа. В чугунке готовили пищу в русской печи, его форма была аналогична форме горшка. В крестьянском быту чугунок появился в начале ХХ века.

    Крынку использовали для молока или других продуктов.

    Любопытно, что у богачей освещались дома восковыми и сальными свечами, у простых поселян избы освещались лучинами. Вплоть до конца XIX века лучина была основным источником света в крестьянской избе.

    Керосиновое освещение стало распространяться в русской деревне с 1860 года, со времени вхождения в быт Бакинского керосина. С керосиновой лампой можно было уже смело передвигаться по дому и улице, не боясь загасить фитилек.

    Самовар был в доме только у зажиточных крестьян.

    Дальше Вашему вниманию представлена ступа с пестом. В ступе толкли либо овёс, либо ячмень. Из толченого ячменя делали пиво, а из толченого овса варили кисель.

    Сечкой в корытце рубили мясо (мясорубок не было) на пельмени. Картофель мелко рубили на вареники.

    Ухватом ловко цепляли пузатые глиняные горшки, и отправляли их в жар. Ухват – устройство для передвигания горшков и чугунов в печи, с помощью ухвата их можно было вынуть или установить в печи. Ухват представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти – он похож на рога коровы. Умение подхватить горшки требовало определенных навыков, которые приобретались длительной практикой. Ухват использовали также в обрядовых действиях. Когда роженицу необходимо было защитить от нечистой силы, ставили ухват рогами к печи и, выходя из избы, она брала его с собой в качестве посоха.

    Вот перед Вами деревянное корыто, которое употреблялось для месива теста.

    Вы видите утюги. Обратите внимание на то, что у утюга есть крышка. Перед глажением крышку открывали, внутрь насыпали угли, их раздували, раскачивая утюг. Подошва утюга разогревалась, можно было гладить. А здесь вы видите утюг, который в углях не нуждается: его просто ставили на горячую поверхность, разогревали и только тогда гладили. А были ещё деревянные «утюги». Это такое приспособление в виде палки с зарубками. На неё наматывали вещь, предназначенную для глажения и катали по столу.

    Особой гордостью хозяек были точеные, резные и расписные прялки, которые обычно ставили на видное место: они служили не только орудием труда, но и украшением жилища. Обычно с нарядными прялками крестьянские девушки ходили на "посиделки" - веселые сельские сборища.

    Куделя (расчесанная тщательно шерсть или лен) прикреплялись к прялке или самопряхе, с помощью веретена прялась нитка, которую потом перематывали на клубок. Пряжа была шерстяная или льняная.

    В прошлом почти каждая крестьянская семья имела ткацкий станок, на котором ткали холсты и пестрядь для одежды, столешники, половники.

    Познакомимся с обувью простого народа. Лапти - это плетеная обувь из лыка или бересты. Плетение лаптей считалось легкой работой, которой мужчины занимались буквально «между делом». Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок. Завязки несколько раз перекрещивались на голени. Лапти имели очень малый срок службы. Зимой они пронашивались за 10 дней, после оттепели – за 4 дня, летом в страдную пору – и вовсе за три.

    То, что я предложила вашему вниманию, фактически является виртуальной экскурсией по экспозициям нашего музея. Считаю, что музейное дело очень важно в современных реалиях, так как знакомит нас с культурой, предметами быта, историей родного края, России. Мы обязаны знать, как жили наши предки, чем занимались, чем интересовались. Ведь всё познаётся в сравнении. Что-то удивляет, что-то заставляет задуматься, а что-то обязывает идти в библиотеку и искать там ответы на возникшие вопросы.

    Эту экскурсию можно использовать на уроках истории, при проведении классных часов и на уроке русского языка, когда изучается раздел «Лексика», тема «Устаревшие слова».

    Для примера мной составлен словарь из устаревших слов:



    Веретено – простое, ручное орудие для пряжи, для ручного пряденья.

    Корытце – половинка расколотого брёвнышка, обделанная и выдолбленная с плоской стороны. Служило посудой для приготовления мясного или овощного фарша.
    Кринка (крынка) – глиняный сосуд для молока или других продуктов.
    Куделя – кусок чёсаной шерсти для ручного прядения.
    Литовка (коса)узкая косая полоса, клином. Ею косили траву на сено для скота.
    Пест – толкач для толченья или растирки чего-то в ступке или ступе. Чаще всего толкли зерно, которое потом называли толокном. Его использовали для приготовления каш.
    Прялка – приспособление, представляющее собой угольник, на основание которого садилась пряха, а вертикальную сторону крепилась куделя – кусок чёсаной шерсти для прядения.

    Рогач (ухват) – металлический полуобруч на длинной деревянной ручке. Им доставали чугуны из русской печи.
    Рушник – полотенце. Чаще всего оно было вышитым и с кружевами.
    Самопряха - примитивный деревянный механизм с ножным приводом. Служил для прядения.
    Сечка – металлический топорик в форме полумесяца, которым измельчали в деревянном корытце мясо или овощи.
    Стан – ткацкий станок.
    Ступа – деревянная выдолбленная ёмкость, в которой пестом толкли злаки.
    Челнок деталь в ткацком станке
    Чугун (чугунок) – литой чугунный горшок для варки и других нужд.

    Думаю, что поставленную цель и задачи я выполнила. Но работу буду продолжать. Ведь я еще не познакомила посетителей музея с уникальной частью фонда: иконой 1-ой половины 19 века «Триптих»; иконой 2-ой половины 19 века; печатью сельхозартели «Долой капитал»; юбилейной медалью (в виде креста) к 100-летию Отечественной войны 1812 года.



    Мы знаем, что без прошлого нет будущего.

    Нужно стремиться познавать мир!

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Конкурса «Лучшая мультимедийная презентация»

    Скачать 73.39 Kb.