• Украинские народные песни села Владимировка Старооскольского района Белгородской области
  • Обоснование выбора темы
  • Объектом
  • Область исследования
  • Ожидаемые результаты проекта
  • Срок работы над проектом
  • Организационный план исследовательского проекта «Украинские народные песни села Владимировка Старооскольского района Белгородской области».
  • ИЗ ИСТОРИИ ОСНОВАНИЯ И ЗАСЕЛЕНИЯ СЕЛА ВЛАДИМИРОВКА
  • УКРАИНСКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ В ТРАДИЦИОННЫХ ПРАЗДНИКАХ СЕЛА ВЛАДИМИРОВКА СТАРООСКОЛЬСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Семик
  • ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Материалы проектной деятельности
  • Лирические бытовые песни.
  • Календарно - обрядовые песни.
  • СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ Источники



  • страница1/5
    Дата11.05.2018
    Размер2.95 Mb.
    ТипКонкурс

    Конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос»


      1   2   3   4   5

    Региональный этап Всероссийского конкурса

    «Моя малая родина: природа, культура, этнос»
    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Основная общеобразовательная Владимировская школа»

    Старооскольского района Белгородской области


    Украинские народные песни села Владимировка Старооскольского района Белгородской области
    Исследовательский проект
    Выполнили ученицы 8 класса МБОУ «Основная общеобразовательная Владимировская школа»

    Анпилова Олеся Сергеевна и Ширинкина Анастасия Викторовна

    Руководители: Симакова Наталья Петровна, учитель истории, обществознания и музыки;

    Духанина Галина Петровна, учитель биологии и географии

    Владимировка, 2015
    ОГЛАВЛЕНИЕ


    Введение

    3 – 4

    1. Этапы реализации проекта:

    Разработка плана действий и сбор информации

    5

      1. Из истории основания и заселения села Владимировка

    5 – 6

      1. Проведение народных праздников на территории села Владимировка: Семик, Рождественские колядки, Васильев вечер, Казанская

    6 – 9

    1. Практическая часть

    9 – 10

      1. Материалы проектной деятельности

    9 – 10

    Заключение

    10

    Список использованной литературы и источников

    11

    Список приложений

    12

    Приложения

    13 -


    ВВЕДЕНИЕ

    Каждое село имеет свои неповторимые особенности. Они проявляются в расположении села, в облике его жителей: одежде, стиле поведения, привычках, роде занятий. Но более всего, сразу и безошибочно, определяется житель того или иного села по его речи, тому иногда явному, а иногда едва уловимому произношению, которое даже спустя годы проскользнет иногда в правильной, грамотной речи уехавшего в город человека.

    В нашей Белгородчине у людей даже из соседних сел разговорная речь очень разная. В нашем селе Владимировка, а вернее, в нашем сельском округе, числятся такие населенные пункты, как Перелешенка, Харкеевка, Высокий, Владимировка, и говорят люди на одном языке, но все по-разному. Население Харкеевки, Перелешенки, Высокого - говорят на русском языке, но слова искажают. Например, смягчают или изменяют окончания глаголов: придёть, приедя, спляша и т. д.

    Приблизительно также, но с еще большим своеобразием говорят в соседних селах Каменке, Роговатом. А вот в центральной части сельского округа - Владимировке, речь ее жителей не всегда понятна непосвященному человеку. Ну, например, сразу не сообразишь, что значит слово «дробына». Оказывается, это лестница. Или слово «чаплейка» - сковородник. В нашем селе вам не скажут, что вас увидели, но вас «убачилы». Но есть слова, которые вроде бы и так же звучат, как и на чисто русском языке, но все же не так. Например, придёшь по-русски – прыдэшь по-нашему, по-владимировски.



    Обоснование выбора темы

    Нам стало интересно, почему в одном и том же селе так разнообразна речь моих односельчан, так разнятся традиции и обычаи, поэтому мы обратились к истории села Владимировка, расспросили старейших жителей села Баранову Валентину Петровну, Белову Любовь Ивановну, Трофимову Таисию Ивановну, Косых Варвару Гавриловну и записали их рассказы и песни. Они же подарили нам некоторые фотографии из своих семейных архивов.

    В настоящее время большой проблемой является то, что большинство молодежи не интересуется народной музыкой, увлекаясь все больше и больше модными современными мелодиями. Даже среди взрослых не такой уж большой процент интересующихся народной музыкой всерьез. Тем более местные песенные традиции и обычаи мало кто знает.

    Поэтому мы решили изучить песенное творчество наших бабушек и познакомить с ним школьников и жителей села, а также своих друзей и знакомых.



    Гипотеза: народная песня, безусловно, достояние каждого народа. Именно в ней сосредоточен огромный потенциал, позволяющий предположить, что народная песня способна стать стержнем в духовном объединении нации в целом и жителей одного села в частности.

    Цель проекта: исследование украинской народной песни села Владимировка Старооскольского района Белгородской области как культурологического феномена и выявление ее роли и значения в духовной жизни села, а также в сохранении и продолжении песенной традиций нашей малой родины – села Владимировка Старооскольского района Белгородской области.

    Задачи:

    1. Выяснить, что знают наши одноклассники о песенном творчестве наших односельчан.

    2. Провести исследование народных традиций и обычаев и результат оформить в виде презентации.

    3. Создать на базе школы детский фольклорный ансамбль.

    4. Познакомить учащихся школы и жителей села Владимировка со старинными украинскими песнями.

    5. Создать страничку в социальных сетях Интернета с целью распространения информации об особенностях культурного наследия села Владимировка Старооскольского района Белгородской области.

    Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что мы живем в очень сложное время межнациональных конфликтов, когда многое забывается и попирается. И именно в такое время необходимо обращаться к своим корням, своим народным истокам, своему историческому прошлому.

    Объектом данного исследования является изучение народных традиций моего села Владимировка.

    Предметом исследования выступает разговорная речь, песенное творчество жителей села Владимировка.

    Область исследования: краеведение, история, МХК, география, музыка.

    Проектным продуктом нашей работы является создание мультимедийной презентаций на тему «Особенности культурного наследия села Владимировка Старооскольского района Белгородской области», а также создание веб-странички в социальных сетях «Украинские народные песни села Владимировка Старооскольского района Белгородской области».

    Ожидаемые результаты проекта: учащиеся, во-первых, узнают, какие песни пели наши бабушки в старину, какие праздники в то время праздновались, какие обычаи и традиции соблюдались; во-вторых, познакомятся с историей заселения села Владимировка; в-третьих, смогут сами разучить и исполнить некоторые из песен; в-четвертых, мы сможем рассказать об особенностях культурного наследия нашего села через сеть Интернет.

    Этапы проекта:

    1. Подготовительный (проблематизация, целеполагание, планирование, сбор материала).

    2. Основной (реализация намеченного плана, материалы проекта).

    3. Защита проекта (представление мультимедийной презентации).

    Срок работы над проектом: сентябрь 2014 – ноябрь 2015.


    1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: РАЗРАБОТКА ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ И СБОР ИНФОРМАЦИИ

    Работа над проектом включает совместную деятельность преподавателей Симаковой Н.П., учителя истории, обществознания и музыки и Духаниной Г.П., учителя биологии и географии с ученицами 8 класса Анпиловой Олесей и Ширинкиной Анастасией. Работа распределяется следующим образом по этапам проекта.
    Организационный план исследовательского проекта

    «Украинские народные песни села Владимировка Старооскольского района Белгородской области».


    Проектное мероприятие

    Ответственный участник

    реализации проекта



    Организационное собрание с участниками проекта

    (составить план совместных действий)



    Руководители проекта Симакова Н.П., Духанина Г.П.

    Изучение литературы и информации сети Интернет по теме проекта

    Анпилова Олеся, Ширинкина Анастасия

    Сбор информации (беседа) с жителями села

    Анпилова Олеся, Ширинкина Анастасия

    Сбор материала об украинских народных традициях на территории села Владимировка, работа над исследованием по теме «Особенности культурного наследия села Владимировка Старооскольского района Белгородской области» и подготовка презентации

    Анпилова Олеся,

    Консультант Симакова Н.П.



    Сбор материала и подготовка сообщения и презентации о жанрах украинской народной песни

    Ширинкина Анастасия, консультант Духанина Г.П.

    Разработка анкеты для учащихся и их родителей

    Анпилова Олеся, Ширинкина Анастасия

    Работа над созданием детского фольклорного коллектива среди обучающихся МБОУ «Основная общеобразовательная Владимировская школа»

    Анпилова Олеся, Ширинкина Анастасия,

    Симакова Н.П.



    Организация участия детского фольклорного коллектива в мероприятиях, проводимых в школе, Владимировском сельском модельном Доме культуры, а также в муниципальных мероприятиях

    Анпилова Олеся, Ширинкина Анастасия,

    Симакова Н.П.



    Работа над созданием веб-странички в социальных сетях

    Анпилова Олеся, Ширинкина Анастасия,

    Симакова Н.П.



    Консультативная помощь, редакция текста

    Руководители проекта Симакова Н.П., Духанина Г.П.

    Анализ работы над проектными заданиями

    Все участники проекта




      1. ИЗ ИСТОРИИ ОСНОВАНИЯ И ЗАСЕЛЕНИЯ СЕЛА ВЛАДИМИРОВКА

    Если бы вы приехали к нам в село, то поняли бы, что у нас старожилы говорили и говорят в основном «по - хохляцки». Вообще-то хохлами называют украинцев, но назвать наш говор украинским нельзя, потому что это смесь двух языков: русского и украинского. И фамилии тоже больше украинского происхождения: Шевченко, Бондаренко, Артеменко, Кондратенко и т. д.

    Мне стало интересно, как среди русских оказались украинцы. Изучив историю села Владимировка, я узнала, что в XVIII веке, когда опасность нападения со стороны крымских татар миновала, отпала необходимость переселять сюда служивых людей.

    Лучшие земли этого малонаселённого края Пётр I раздал своим приближённым. Земли в верховьях реки Потудань получил князь Владимир Меншиков.[5]

    Земля, на которой расположено наше село, принадлежало князю Меншикову, да и само оно носит его имя. Этот участок земли был самым удалённым в его имении, вернее удалённым от управления, которое находилось в деревне Николаевка. Каждый раз для обработки земли приходилось ездить за несколько километров, что было невыгодно. И вот тогда-то, в 30-х годах XIX века решили заселить этот удалённый участок, чтобы иметь на месте рабочую силу. Первыми переселенцами были жители деревни Николаевка, где в основном, как свидетельствует «Воронежская старина» жители были украинцы. Потому часть населения говорит на украинском языке – языке своих предков – выходцев из Черниговщины, а также крепостные малороссы. [6]




      1. УКРАИНСКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ В ТРАДИЦИОННЫХ ПРАЗДНИКАХ СЕЛА ВЛАДИМИРОВКА СТАРООСКОЛЬСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


    Семик

    Видимо, потому так певуча речь жителей села Владимировка, да и петь они любят. В беседах со старожилами нам удалось выяснить, какие были самые любимые праздники на селе. Вот как рассказывает об одном из них жительница села Владимировка Косых (в девичестве Крестиненко) Варвара Гавриловна 1924 года рождения: «Давно уже, еще до войны и в послевоенные годы, любили молодые девчата собираться в группы и петь песни, красивые, мелодичные. Особенно выделялся пением песен Семик - праздник Троицы. В этот день девушки собирались «кумиться», жарили яичницу, плели венки, украшали ветвями черемухи дома, посыпали цветущими травами полы в доме. И целый день звенели песни, одна краше другой, все больше украинские». [1] Варвара Гавриловна родилась и выросла в нашем селе, ее семья была поющей, отец служил певчим на «клиросах» в церкви, мать и дочери – а их было четверо – всегда были главными запевалами. В молодости Варвара Гавриловна вместе со своими сестрами участвовала в художественной самодеятельности, а позже помогала свекру Косых Ивану Власьевичу в постановках пьес украинских авторов. И конечно же очень любила петь.

    Особенно грустной и красивой была песня про то, как «Васылько сино косэ...» (Приложение 3)

    По за гаем зэлэнэньким,

    По за гаем зэлэнэньким,

    Брала вдова лён дрибнэнький,

    Брала вдова лён дрибнэнький».

    Баранова Валентина Петровна, 1935 года рождения, родилась и выросла в селе Харкеевка Владимировского сельского совета. Вместе с мужем Борисом Сергеевичем была самой активной участницей художественной самодеятельности Владимировского дома культуры. Часто выступала Валентина Петровны со своим мужем и в песенном жанре, и больше всего были ей по душе лирические, романтические песни. Вот как вспоминает она те далекие времена: «Трудна была жизнь наших односельчан в послевоенные годы. Сильно поредели семьи, не вернулись с войны более трехсот мужчин, работников - радетелей земли. Поля колхозные раскинулись вокруг села на десяток километров. Техники было мало, да и какая она была тогда. Вот и помогали вспахивать землю волы, а то и коровкам доставалось. Ходили на работу в поле пешком, уставали здорово, но никакая усталость не глушила в людях тягу к прекрасному, к песне, задорной частушке. Шли домой с полей и пели, а, управившись с домашними делами, шла молодежь в сельский клуб, чтобы вместе попеть, потанцевать, поиграть в различные игры. Пели и просто для себя, для души. И во всех песнях воспевался труд крестьянина на земле, горькая девичья доля и, конечно же, в них прослеживалась романтическая линия.



    Посиялы огирочкы блызъко над водою, о - о-о.

    Посиялы огирочкы блызъко над водою.

    Сама (и) буду полываты дрибною слезою, о-о-о.

    Сама буду полываты дрибною слезою.

    Ростить, растить огирочкы, читыри лысточка, о- о-о.

    Ростить, роститъ огирочкы, читыри лысточка.

    Ны бачила я мылого читыри дынечка, о о- о.

    Ны бачила я мылого читыри дынечка.

    На пьятый дэнъ побачила як чэрэду гналы, о-о-о.

    На пьятый дэнь побачила як чэрэду гналы.

    Ны сказала добрый вэчир, бо маты стояла, о-о-о.

    Ны сказала добрый вэчир, бо маты стояла».[3]
    Рождественские колядки

    Еще одним из любимых праздников наших односельчан был праздник Рождества Христова. Вот как вспоминает об этом празднике жительница села Трофимова Таисия Ивановна, 1933 года рождения, уроженка села Владимировка: «Праздник Рождества Христова был самым торжественным и самым веселым. Молодежь любила этот праздник. В ночь с 24 на 25 декабря парни и девчата собирались группками и ходили по селу. Впереди шел один из парней и нес на шесте Вифлеемскую звезду, позади него шли остальные и пели рождественскую колядку. (Приложение 3) Некоторые носили с собой ковчег – ящик в котором стояли фигурки Девы Марии с Младенцем, Иосифа, волхвов, пастухов и животных. Зайдя в какую-нибудь хату молодежь должна была рассказать или показать рождественскую историю, за это им хозяева что-то давали из съестного.

    После обхода домов вся молодежь собиралась на посиделки и тут-то и начиналось настоящее веселье с песнями и плясками с гаданьем. Девушки, конечно, больше всего любили гадать на жениха.

    Однажды случилась такая вот забавная история: девушки, собравшись вместе, решили выкинуть за ворота по одному своему черевичку, и кто из гуляющих парней поднимет какой сапожок, тот и будет наречен суженым – ряженым. Ждали - ждали и ждать устали, видно парни ушли на другую улицу. И вдруг стук в сенцах… заходит дед одной из девушек и заносит всю их обужку… Суженый-ряженый явился. Вот смеху-то было». Таисия Ивановна довольно долгое время была участником художественной самодеятельности, а после стала активным членом женского клуба «Сударушки», организованном при Владимировской сельской модельной библиотеке.[4]


    Васильев вечер

    Белова Любовь Ивановна, 1936 года рождения, вслед за своими подругами по «Сударушке», поделилась своими воспоминаниями о праздновании Старого Нового года: «Старый Новый год, или Васильев вечер, или ночь с 13 на 14 января также для молодежи проходил весело. Обычно в этот вечер молодые люди переряжались: одевались в вывернутые зипуны, раскрашивали лица, надевали маски козлов, медведей или на голову прицепляли рога. Так и ходили по домам и пели щедривки, так как Васильев вечер еще назывался Щедрым.



    Щедрыкi - ведрыкi

    Дай варэникi.

    Нэ дасэ варэникi,

    Дай пирога,

    Нэ дасэ пирога,

    Вывэду корову за рога,

    Отвiду на мiст,

    Отрубаю хвiст.

    Хвiстом буду погонять,

    А рогами управлять.
    «Напуганные» хозяева весело смеялись и ссыпали удачливым колядовщикам наготовленную снедь. Также как и на Рождество, молодежь затем собралась в каком-либо доме и весело поедала все, что наколядовала за Щедрый вечер.

    А наутро, пока еще не рассвело, еще не ложившиеся спать колядовщики приходили к своим односельчанам засевать: пели засевальные песни и обсыпали хозяев зерном.



    Сiю, вiю, повiваю,

    З Новим Роком проздравляю.

    Зароди, Божэ,

    Жито, пшаныццю,

    Овэс, чечевыццю. (Приложение 3) [2]
    Казанская

    Казанская или престольный праздник села Владимировка всегда отмечался осенью – 4 ноября. Свое название он взял от церковного чествования Казанской иконы Божьей Матери, в честь которой в 1874 году был освещен построенный на деньги сельчан храм. С тех пор этот праздник стал традиционным. Косых Варвара Гавриловна вспоминает из рассказов своей мамы, что «до революции, когда храм еще работал, на Казанскую, все от мала до велика, собирались и утром шли в храм на богослужение. Затем приходили домой и, помолившись, начинали угощаться. Меню могло быть разнообразным, но основным блюдом Казанской был птичий холодец с хреном и квасом, так как именно осенью крестьяне обычно рубали птицу. Если его «особым» способом: квас наливали в холодец и приправляли хреном». [1]

    А после, конечно же, пели. Теперь в посиделках участвовали не только молодые люди, но и люди старших поколений и даже старики. Поэтому песни были все больше протяжные, про нелегкий крестьянский труд, про жатву и урожай. (Приложение 3)

    Даже после того, как в 1967 году храм был разрушен, праздник остался, празднуется до сих пор, и даже меню праздника не изменилось. (Приложение 5: см. Приложение 1 к сценарию фольклорных посиделок «Казанская» на новый лад»)

    Теперь он еще совпадает с государственным праздником – Днем народного единства. Так что у нас двойное торжество.


    1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ




      1. Материалы проектной деятельности

    В ходе работы над проектом мы выяснили, что украинская народная песня – это музыкальное произведение, написанное в песенном жанре, отражающее события личной или общественной жизни. На основе собранных материалов мы выполнили мультимедийную презентацию «Особенности украинской народной песни». (Мультимедийное приложение 1)

    В соответствии с планом работы над проектом среди учащихся 5 – 9 классов МБОУ «Основная общеобразовательная Владимировская школа» и их родителей (72 опрошенных) был проведён опрос на тему исследования. Результаты опроса мы обобщили в диаграммах. (Приложение 1)

    В результате проведенного опроса мы выяснили, что многие молодые люди, в отличие от их родителей, не интересуются народной музыкой вообще, и тем боле не знают народные украинское песни нашего села Владимировка.

    Кроме того и учащиеся и взрослые мало осведомлены об истории заселения нашего села и откуда взялись наш украинский говор, обычаи и традиции. Мы выяснили, что наше село заселялось крепостными крестьянами князя Владимира Меншикова, переселенцами с Украины из Николаева и Черниговщины. Это подтолкнуло нас на создание мультимедийной презентации по материалам истории села Владимировка с использованием фрагментов старинных украинских песен, в исполнении старожилов села и участников фольклорного ансамбля Владимировского Дома культуры «Особенности культурного наследия села Владимировка Старооскольского района Белгородской области». (Мультимедийное приложение 2)

    Наблюдения, беседы, записи песен показали, что самыми известными являются следующие песни:


    1. Щедрикi – ведрикi

    2. Вареникi

    3. По-за гаем зелененькiм

    4. Огiрочкы

    5. Нинi радiсть стала

    6. На городе верба рясна

    7. Моя ж ты, голубка

    8. Раз приходю я до дому

    К сожалению, мы записали немного песен, так как уже мало осталось старожилов села, помнящих их звучание и текст. При исследовании украинской народной песни, было выявлено разнообразие песенных жанров, поэтому мы решили записанные нами песни соотнести с определенным песенным жанром. Решая эту задачу, мы разделили песни на несколько групп.

    1. Лирические бытовые песни. Песни, в которых воспевался труд крестьян на земле, тяжелая женская доля, связь людей и природы и, конечно же, влюбленность.

    2. Календарно - обрядовые песни. Эти песни связаны с в первую очередь с временами года и с определенными праздниками.

    3. Шуточные и задорные песни. Эти песни больше бытового характера, где высмеивалась глупость, невежество, пьянство и другие неприглядные стороны жизни крестьян. (Приложение 2, 3)

    Проводя исследование, мы выяснили, что огромную роль в сохранении песенной украинской традиции сыграло увлечение сельской молодежи художественной самодеятельностью. Именно ее участники во второй половине ХХ века ставили на сцене нашего Дома культуры спектакли и постановки на украинском языке и пели украинские песни. Участвовать в таких мероприятиях стремилась вся молодежь и многие взрослые, и даже пожилые, наши односельчане. (Приложение 5)

    В школе был создан детский фольклорный ансамбль «Березка», который принял участие в Рождественском мероприятии, проводимом в школе «Святки – колядки», а также в мероприятиях проводимых Владимировском сельском модельном Доме культуры: «Осенняя Казанская – престольный праздник села Владимировка», «Праздник осени». Вместе со взрослым фольклорным коллективом «Селяночка» детский ансамбль «Березка» участвовал в муниципальном конкурсе «Богат талантами Оскольский край», а также с рождественской колядкой детский фольклорный коллектив «Березка» принял участие муниципальном этапе конкурса «Белгородские жемчужинки», где занял 2 место. (Приложение 5)

    Для распространения информации об особенностях культурного наследия села Владимировка Старооскольского района Белгородской области в социальной сети «Вконтакте» была проведена работа по созданию странички «Украинские народные песни села Владимировка Старооскольского района Белгородской области». [10]
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В ходе исследования мы пришли к выводу, что песня духовно обогащала нелёгкую крестьянскую жизнь, наполняла её смыслом. Ведь неслучайно наши предки всегда пели: в горе и в радости, в труде и на отдыхе. В народной песне видна история народа и чувствуется духовная сила.

    Мы рассмотрели традиционные праздники нашего села и пришли к выводу, что пока живы в памяти народа традиции и обычаи старины, песни, пословицы, поговорки, жив и сам народ.

    Все записанные песни мы передали фольклорному коллективу Владимировского Дома культуры для использования в концертах, и некоторые они уже подготовили и исполнили во время празднования престольного праздника села – Казанской. Вместе с тем в школе среди учащихся был создан детский фольклорный коллектив «Березка». С рождественской колядкой он принял участие муниципальном этапе конкурса «Белгородские жемчужинки», где занял 2 место. (Приложение 5)

    В ходе работы над проектом было проведено исследование традиций и обычаев села Владимировка Старооскольского района Белгородской области и создана презентации «Особенности культурного наследия села Владимировка Старооскольского района Белгородской области» (Мультимедийное приложение 2) и «Особенности украинской народной песни» (Мультимедийное приложение 1). Мы провели работу по созданию веб-странички в социальной сети «Вконтакте» [10], а также провели час фольклора «Святки – колядки» (Приложение 6 и мультимедийное приложение 4) и экскурсию в класс–музей МБОУ «Владимировская ООШ». (Мультимедийное приложение 5).

    В ходе работы над проектом мы выделили особенности воздействия народной песни на людей. Вот как мы определили это:



    • народная песня обладала объединяющей силой, так как создавала ощущение единства двух братских народов: русского и украинского;

    • – передавала атмосферу времени;

    • – передавала самые сокровенные мысли и чувства;

    • – несла в себе заряд духовности и давала отдых душе.

    Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: народная песня есть и будет духовный стержень нашего народа, а украинское наследие наших предков поможет нам не озлобиться против наших братьев-славян, а почувствовать единство, духовное родство и по мере возможности оказать помощь им и поддержку в это нелегкое время.

    СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
    Источники:

    1. Воспоминания Косых В.Г. – ШКМ-В, КП № 63.

    2. Воспоминания Беловой Л.И. – ШКМ-В, КП № 31.

    3. Воспоминания Барановой А.П. – ШКМ-В, КП № 32.

    4. Воспоминания Трофимовой Т.И. – ШКМ-В, КП № 33.

    5. Летопись населенных пунктов Белгородской области. Село Владимировка, село Ново-Александровка, село Боровая, хутор Высокий Старооскольского района. – Белгород, 1996.


    Литература:

    1. Воронежская старина. Вып.IV. – Воронеж, Издание Воронежского историко-археологического комитета, 1907.

      1   2   3   4   5

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос»