• Цель
  • Материалы и оборудование
  • Ход НОД: Слайд 2 Детям включают видеосюжет о берёзовой роще. Воспитатель
  • Дети
  • «Такая Родина одна» Слайд 3 Воспитатель
  • «Берёза в поэзии» Воспитатель
  • Слайд 5 Чтение стихов детьми
  • Слайд 6 «Галерея художников» Воспитатель
  • Слайд 7
  • Воспитатель
  • Самостоятельное выполнение работ детьми. Педагог по мере необходимости проводит индивидуальную работу.
  • Слайд 10 «История народного праздника»
  • Хороводная песня «Ай да берёзка!» Сл. Ж. Агаджановой, муз. Т. Потапенко
  • Припев.
  • Итог: Игра «Лубяной туесок»
  • Приложение Береза
  • Список использованных источников

  • Скачать 129.84 Kb.


    Дата14.01.2018
    Размер129.84 Kb.
    ТипКонспект

    Скачать 129.84 Kb.

    Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности «Белоствольная красавица символ России»



    Художественно-эстетическое развитие

    Денисова Елена Николаевна

    Воспитатель

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Колокольчик» (МБДОУ «Колокольчик»)

    г. Ноябрьск, ЯНАО

    Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности «Белоствольная красавица – символ России»


    Цель: Обобщить знания детей о белоствольной красавице берёзе, как символе России.

    Задачи:

    Образовательные:

    Систематизировать знания детей о берёзе – символе русской земли; расширить представления об образе берёзы в искусстве, музыке, поэзии.

    Познакомить детей с разнохарактерными произведениями, русским песенным фольклором, традициями русского праздника Троицы.

    Учить детей выразительно рассказывать стихотворения.

    Учить двигаться в соответствии с веселым, задорным характером и музыкальным ритмом, хороводным шагом, разучивать построение «змейка», «круг», «ручеек».

    Учить детей в рисунке передавать характерные особенности белоствольного дерева.

    Расширять словарный запас.

    Развивающие:

    Развивать познавательный интерес.

    Закреплять умение рисовать тонкие изогнутые линии (ветки) концом кисти, изображать черные пятна на стволе березы короткими горизонтальными штрихами.

    Развивать умение использовать в рисовании нетрадиционные приёмы изображения кроны деревьев - приём рисования мятой бумагой (поролоном).

    Развивать напевное исполнение песни.

    Воспитательные:

    Воспитывать у детей:



    • национальную гордость, чувство причастности к великому русскому народу, интерес к истории своей страны;

    • эмоциональную отзывчивость средствами разного вида искусства;

    • бережное отношение к деревьям.

    Материалы и оборудование:

    Оборудование: Компьютер, проектор, мультимедийный экран, презентация по теме, шкатулка с цветными лентами, лубяной туесок.

    Демонстрационный материал: образец рисования березы, схемы поэтапного рисования.

    Раздаточный материал: листы бумаги формата А4, тонированные в пастельные тона: голубой, розовый, сиреневый, либо цветная бумага для принтера; гуашь, кисти белка №1-2, листы бумаги смятые в комок диаметром 3-4 см, поролоновые штампы, подставки под кисти, палитры, стаканы с водой, клеенки на столы.

    Ход НОД:

    Слайд 2



    Детям включают видеосюжет о берёзовой роще.

    Воспитатель: Ребята, оглянитесь вокруг? Как вы думаете, где мы с вами оказались? Кто знает, как называется лес, где растут одни берёзы?

    Дети: Березовая роща.

    Воспитатель: Правильно, мы с вами очутились в березовой роще. Посмотрите, как красиво вокруг!

    Ребёнок читает стихотворение:

    Березовые рощи

    Трепещут на рассвете,

    Порывами полощет

    Листву веселый ветер,

    Березка молодая

    Стоит в кругу смущенно,

    В рассвете - золотая,

    На склоне освещенном.

    На свете нет милее

    Красавицы прилежной,

    Прекрасней и светлее

    Березки белоснежной!

    «Такая Родина одна»

    Слайд 3

    Воспитатель: Известно, что ни в одной стране нет столько берёз, как у нас в России.

    С давних пор белоствольная красавица берёза олицетворяет природу России.

    Берёза – это необычное и очень красивое дерево. Вы можете ответить, чем оно необычно?

    Дети: У берёзы белый ствол с чёрными черточками.

    Воспитатель: Да, это единственное дерево на всей земле, у которого белый ствол. И поэтому берёзу называют белоствольной.

    Белоствольную, кудрявую, стройную красавицу на Руси сравнивали с красивой и нежной девушкой.

    Роднее берёзы нет дерева на всей земле, потому что чувства, которые она вызывает, сравни отзывчивой и щедрой душе русского человека.

    Берёза - символ земли русской, красавица русских полей.



    «Берёза в поэзии»

    Воспитатель: Поэты воспевают красоту природы в своих стихах.

    Слайд 4 Запись стихотворения С. Есенина

    Белая берёза

    Под моим окном

    Принакрылась снегом,

    Точно серебром

    На пушистых ветках

    Снежною каймой

    Распустились кисти

    Белой бахромой.

    И стоит берёза

    В сонной тишине,

    И горят снежинки

    В золотом огне.

    А заря, лениво

    Обходя кругом,

    Обсыпает ветки

    Новым серебром.

    Слайд 5 Чтение стихов детьми

    1 ребёнок:

    Белоствольная берёза –

    Символ Родины моей.

    Нету деревца другого

    Сердцу русскому милей.

    2 ребёнок:

    Изумрудная весною,

    А зимою – в серебре,

    Машет веткой золотою

    Всем детишкам в сентябре.

    3 ребёнок:

    Каждый листик, как сердечко,

    Полюбуйся, погляди.

    У родимого крылечка

    Ты берёзку посади.
    Слайд 6 «Галерея художников»

    Воспитатель: Сейчас мы с вами оказались в картинной галерее. Многие художники на своих полотнах тоже запечатлели образ берёзы. Вот только некоторые из них. (Демонстрация репродукций).

    Слайд 7

    Картина Исаака Ильича Левитана «Золотая осень» заключает в себе образ торжественной, радостной в своём спокойствии осени прославляющую родную природу.



    Слайд 8

    Игорь Эммануилович Грабарь «Февральская лазурь». На этой картине изображена гигантская берёза, как мудрый старец, седой, большой, надёжный. Такая берёза защитит от ветра, снега, непогоды.



    Слайд 9

    Картина Ивана Ивановича Шишкина называется «Ручей в берёзовом лесу». Этот ручей, подобен песне, которую поют берёзы, или словно зеркало, в которое они любуются собой. Через краски жёлтые, зелёные, голубые, белые, мы ощущаем чистоту и величие этого дерева.



    Воспитатель: Теперь эти картины висят в музеях, и каждый человек может посмотреть на них.

    Я вам предлагаю тоже пройти в художественную мастерскую и стать настоящими художниками.

    Давайте рассмотрим образец.

    Воспитатель: Какой у березы ствол?

    Дети: Ствол у берёзы высокий, стройный, тонкий, белый.

    Воспитатель: Как расположены основные ветки на стволе?

    Дети: Основные ветки на стволе расположены поочередно.

    Воспитатель: Куда тянутся тонкие веточки?

    Дети: Тонкие веточки тянутся вниз.

    Воспитатель: Какого цвета ствол и ветки у березы?

    Дети: Ствол и ветки берёзы белого цвета, а на стволе есть чёрные чёрточки.

    Воспитатель: Рисовать дерево мы будем последовательно, используя схемы.


    1. Набираем на кисть белую краску, проводим сверху вниз посередине листа линию, слегка расширяющуюся книзу.

    2. Далее с середины ствола рисуем поочередно концом кисти сверху вниз полукруглые веточки.

    3. Кончиком кисти к основным веткам добавляем более тонкие ветви.

    4. Все веточки тянутся вниз.

    5. Даём краске немного подсохнуть.

    6. Набираем черную краску и прорисовываем без нажима кончиком кисти поперечные чёрточки.

    7. Снова даём краске высохнуть.

    8. На палитру наносим зелёную краску, прижимаем комок смятой бумаги (поролона) и «тычкуем» им по веткам. Так на берёзе появляется зелёная крона - листья.

    9. Рисуем небо.

    10. Рисуем внизу листа линию земли.

    Самостоятельное выполнение работ детьми.

    Педагог по мере необходимости проводит индивидуальную работу.

    Чтобы дать время работам высохнуть провести динамическую паузу.

    Воспитатель: Ребята, встанем, немного отдохнем.

    Динамическая пауза

    Вот стоят берёзы,

    Распустили косы.

    Ветер ветками играет,

    Стволы берёзок нагибает.

    Наигравшись вволю, улетает в поле.


    Руки вверх.

    Руки в стороны.

    Плавные покачивания поднятыми вверх руками.

    Наклоны вперед – вниз.

    Плавные покачивания рук перед грудью.

    Воспитатель: Деревья нельзя ломать, гнуть, рубить. Есть такая пословица «Много леса – не руби, мало леса – береги, нет леса – посади!».

    Слайд 10 «История народного праздника»

    На Троицу проводятся народные гуляния, люди заготавливали ветки берёз. Из них плетут венки. Троицкая зелень – очень сильный оберег от злых сил. По окончании праздника часть зелени уничтожают (сжигают или сплавляют по воде), а часть оставляют до следующего праздника.

    Берёзу украшают лентами и водят вокруг дерева хоровод.

    Вокруг берёзки я хожу,

    Вокруг беленькой хожу.

    Я не знаю, чем берёзку наряжу,

    Чем я белу, кудревату одарю.

    Одарю берёзку алой ленточкой,

    Да переленточкой.

    А ещё шёлковым платком,

    Да лазоревым венком.

    Хороводные развлечения продолжаются на улицах селений под звуки рожков.



    Хороводная песня «Ай да берёзка!» Сл. Ж. Агаджановой, муз. Т. Потапенко

    1. Мы вокруг берёзки встанем в хоровод,

    Радостно и звонко каждый запоёт:

    Припев: Ай да берёзка,

    Белый ствол!

    Зеленей, зеленей

    Ты листвой!

    2. Яркие платочки в руки мы возьмём.

    У берёзки стройной  пляску заведём.



    Припев.

    3. К вечеру мы дружно скажем ей: «Прощай 

    Ты без нас, берёзка, в поле не скучай!»

    Припев.


    Подойдя к березе.

    Воспитатель: Согласно легенде на берёзе люди могли завязать лоскут ткани и загадать желание.

    В шкатулке находятся ленты. Вы себе выберете ленту того цвета, который сейчас отражает ваше настроение и когда мы выйдем на прогулку, эту ленту вы завяжете на берёзе и загадаете желание – оно, у вас обязательно сбудется. Но сначала поиграем с вами в игру.

    Итог:

    Игра «Лубяной туесок»

    Воспитатель: Вы по кругу будете передавать друг другу «Лубяной туесок», и рассказывать о том, что вы узнали о берёзе.

    Дети:


    • Берёза – символ России.

    • У берёзы – белый, стройный ствол.

    • У берёзы тонкие и гибкие ветви.

    • В жару берёза охлаждает, а в холод согревает.

    • Берёза может лечить людей.

    • Берёза даёт берёзовый сок.

    • О берёзе пишут стихи, песни, картины.

    • В народе берёзу называют «берегиня».

    • Нужно бережно относиться к природе.

    • Берёза лечит людей.

    Воспитатель: Верно, ребята, берёза – символ России, а какое же народное гуляние без завершающей русской пляски.

    Пляска под музыку Иван Купала «В роще калина»

    После занятия дети выходят на улицу завязывать цветные ленты на березе.

    Приложение

    Береза

    Березка белый сарафан одела

    Кудри завила, косы заплела.

    До чего же хороша,

    Словно девица душа.

    Хоровод берез

    Разбежались по лужайке,

    Беззаботной легкой стайкой,

    Словно девочки – подростки,

    Белоствольные березки.

    За руки взялись, и вот –

    Закружился хоровод.
    Родные края

    Широкие, привольные Родимые края…

    Березка белоствольная,

    Любимица моя,

    Стоит, как свечка белая,

    Глядит она вокруг:

    Ей рожь кивает спелая,

    Ей кланяется луг.

    Кругом так славно, солнечно,

    Куда не поглядишь,

    Над озером тихонечко колышется камыш,

    Плывут протокою узкою утята чередой…

    Люби природу русскую,

    Храни читатель мой!

    ***

    Улыбнулись сонные берёзки,



    Растрепали шёлковые косы,

    Шелестят зелёные серёжки,

    И горят серебряные росы.

    (С. Есенин)

    ***

    Стало вдруг светлее вдвое,



    Двор как в солнечных лучах

    Это платье золотое

    У берёзы на плечах.

    (Е. Трутнева)

    ***

    Береза – символ России,



    Сокровище русской земли.

    Веками ей песни дарили,

    Признанья стихами в любви.

    Береза - символ России.

    Царица русских полей.

    Она средь невест всех красивей

    Величественней и белей.

    Шелестом листьев березы

    Шепчет Россия нам.

    Весной святой родины слезы

    Бегут у берез по стволам.

    Береза-символ России,

    Печаль в ней и радость земли,

    Веками ей песни дарили,

    С поклоном к березе все шли.

    Г. Садовая

    ***

    Люблю березку русскую,



    То светлую, то грустную,

    В белом сарафанчике.

    С платочками в карманчиках.

    С красивыми застежками,

    С зелеными сережками.

    Люблю ее, нарядную,

    Родную, ненаглядную.

    То ясную, кипучую.

    То грустную, плакучую.

    Люблю березку русскую.

    Она всегда с подружками,

    Под ветром низко клонится

    И гнется, но не ломится!

    А. Прокофьев

    ***

    Нет дерева сердцу милей,



    И сколько задумчивых песен

    Поется в народе о ней!

    Он делит с ней радость и слезы,

    И так уж она хороша,

    Что кажется - в шуме березы

    Есть русская наша душа.



    В. Рождественский

    Список использованных источников:

    1. Антонов, Ю.Е., Левитина Л.В., Щербаков И.А. Как научить детей любить Родину. – М.: АРКТИ, 2003.

    2. Бурмистрова Л.Л. Большая поэзия для маленьких детей. Зимние стихи. Сборник произведений русских классиков. Для детей 3-9 лет.

    3. Бурмистрова Л.Л., Мороз В. Расскажите детям о деревьях. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.

    4. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

    5. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. Для занятий с детьми 5-6 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

    6. http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-berezku.html

    7. http://morestihov.ru/stixi-o-prirode/stixi-pro-derevya/korotkie-stikhi-o-bereze.html

    8. http://viki.rdf.ru/item/3166/

    9. http://tmndetsady.ru/konkursyi-na-sayte/konkurs-stsenariev-letnih-prazdnikov-i-razvlecheniy-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-dolgozhdannaya-pora-tebya-lyubit-detvora/news1716.html



    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности «Белоствольная красавица символ России»

    Скачать 129.84 Kb.