• Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта опорный конспект лекций для обучающихся очной формы обучения
  • Содержание Введение 4 Раздел 1. Организация технического обслуживания автотранспорта 5 Раздел 2. Техническое обслуживание и ремонт двигателя 27
  • Раздел 3. Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования 27 Раздел 4. Техническое обслуживание и ремонт трансмиссии 69
  • Список рекомендуемой литературы 99 Введение
  • Технология и организация технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта Раздел 1. Организация технического обслуживания автотранспорта.
  • Изменение технического состояния автомобиля в процессе эксплуатации Основные понятия качества автомобиля
  • Основные понятия надежности автомобиля
  • Организация технического обслуживания и ремонта автомобилей Система технического обслуживания автомобилей
  • Первое техническое обслуживание (ТО-1)
  • Второе техническое обслуживание
  • Средства технического обслуживания автомобильного парка Станции технического обслуживания автомобилей
  • Стационарное оборудование технического обслуживания .
  • Посты технического диагностирования



  • страница1/8
    Дата13.06.2018
    Размер2.08 Mb.
    ТипКонспект лекций

    Конспект лекций для обучающихся очной формы обучения по специальности спо: 23. 02. 03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»


      1   2   3   4   5   6   7   8

    Г

    осударственное бюджетное учреждение



    Калининградской области

    профессиональная образовательная организация

    «Техникум отраслевых технологий»


    Р.Р. Гизатуллин









    Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

    опорный конспект лекций

    для обучающихся

    очной формы обучения

    по специальности СПО: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

    Светлый, 2014

    ББК


    Составитель: Гизатуллин Р.Р.., преподаватель.
    Методист ___________ Н.Н. Перебоева

    Рассмотрено на заседании МО

    Протокол №____ от «___»___________20___г.

    Председатель МО __________ М.С. Семко

    Печатается по решению Методического совета техникума, протокол № __ от «___» ___________ 20­­­­___г.

    © ТОТ, 2014

    © Гизатуллин Р.Р., 2014

    Содержание
    Введение 4
    Раздел 1. Организация технического обслуживания автотранспорта 5

    Раздел 2. Техническое обслуживание и ремонт двигателя 27
    Раздел 3. Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования 27
    Раздел 4. Техническое обслуживание и ремонт трансмиссии 69
    Раздел 5. Техническое обслуживание и ремонт ходовой части и рулевого управления 77
    Раздел 6. Техническое обслуживание и ремонт тормозных систем 85
    Список рекомендуемой литературы 99

    Введение

    В процессе эксплуатации автомобиля его техническое состояние изменяется. Эти изменения происходят в результате воздействия большого количества факторов, таких как окружающая среда, условия эксплуатации автомобиля, внутренние процессы, приводящие к изменению физико-механических свойств материалов поверхностных слоев: разупрочнение, снижение твердости, износостойкости. Указанные факторы вызывают микроповреждения рабочих поверхностей деталей, которые, накапливаясь, в свою очередь, вызывают нарушение параметров и рабочих режимов сопряжений. В конечном итоге нарушаются нормальные режимы работы отдельных узлов, увеличиваются зазоры, что приводит к отказу машины, свыше 80% всех отказов связано с износом трущихся поверхностей деталей, что является одной из основных причин остановки автомобиля на ремонт и сокращения срока его службы. Отсюда — только знание механизма и характера процесса изнашивания деталей дает возможность диагностировать техническое состояние автомобиля на любой стадии его эксплуатации и качественно выполнить ремонтные работы.



    Технология и организация технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта
    Раздел 1. Организация технического обслуживания автотранспорта.

    Изменение технического состояния автомобиля в процессе эксплуатации



    Основные понятия качества автомобиля

    Качество — совокупность свойств продукции, определяющих ее пригодность для использования по назначению. Эти свойства изделия обычно проявляются в процессе его эксплуатации, т.е. способности сохранять установленные показатели в течение возможно более длительного времени.

    По стандарту ГОСТ 27.002-89 основными свойствами, определяющими качество изделий (автомобиля) и операций (ремонт автомобиля), являются следующие:


    • эксплуатационные и потребительские свойства;

    • надежность и долговечность;

    • технологичность;

    • эстетические и эргономические показатели;

    • степень стандартизации и унификации узлов автомобиля.

    Вследствие этого потребительским спросом на рынке пользуются автомобили с высокими эксплуатационными показателями паспортных данных, такими как мощность, скорость, расход топлива и т.д. Кроме того, на спрос оказывает влияние свойство технологичности при техническом обслуживании и ремонте автомобиля. Проявляется свойство в том, что быстроизнашиваемые и часто заменяемые стандартные узлы и детали располагаются в автомобиле в местах, легкодоступных для их замены с использованием стандартных приспособлений и инструмента, например, замена масляного фильтра, воздушного фильтра, свеч и т.д.

    Основные понятия надежности автомобиля

    Наиболее важным свойством качества является надежность. По стандарту ГОСТ 27.002-89, под надежностью понимают способность машины сохранять свои эксплуатационные свойства в течение определенного времени и в определенных условиях. При изменении условий эксплуатации меняется и надежность автомобиля, так, автомобили иностранных марок не всегда показывают такую же надежность на дорогах России по сравнению с зарубежными данными.

    Необходимо отметить, что надежность тесно связана с трудозатратами на техническое обслуживание и ремонт. Обычно стоимость запасных частей значительно превышает стоимость самих машин.

    Характеризуется надежность рядом признаков, свойств, основными из них являются работоспособность, безотказность, долговечность, ремонтопригодность.



    Работоспособность. Под работоспособностью понимают техническое состояние автомобиля, при котором в данный момент времени он соответствует всем требованиям, установленным лишь для основных параметров, характеризующих нормальное выполнение заданных функций. Например, если на автомобиле не горят фары, он считается работоспособным, так как способен выполнять свои функции в дневное время, однако автомобиль в данный момент считается неисправным.


    Рис. 1. Изменение работоспособности во времени


    В течение эксплуатации любой машины ее работоспособность не остается постоянной и зависит от времени работы. Поясним это графиком изменения работоспособности во времени, приведенным на рис. 1.

    Работоспособность на графике может оцениваться любым из основных паспортных данных, например, мощностью двигателя N кВт, частотой вращения n об/мин и др. Участок 1 — 2 характеризует работу автомобиля в период приработки, нагрузка на все узлы в этот момент должна быть несколько ниже рабочей, что способствует сглаживанию неровностей поверхностных слоев и формированию износостойкого слоя с определенными физико-механическими противоизносными свойствами.

    Участок 2 — 3 показывает постепенный переход машины на нормальные паспортные режимы работы, характеризуемые отрезком времени 3 — 4.

    Вследствие механических, химических и электрических воздействий происходит потеря работоспособности (участок 4 — 5) и ее восстановление за счет технического обслуживания и мелкого ремонта становится невозможным, возникает необходимость остановки машины на первый капитальный ремонт (точка 5).

    После проведения первого капитального ремонта цикл изменения работоспособности повторяется, что видно из приведенного графика (участки 5 — 6, 6 — 7, 7 — 8, 8 — 9). Число капитальных ремонтов определяется конструкцией автомобиля и задается нормативными данными.

    Безотказность. Свойство изделия сохранять работоспособность в течение периода наработки без вынужденных перерывов.

    По своему характеру отказы делят на постепенные и случайные. Постепенным называется отказ, который может быть предсказан в процессе эксплуатации автомобиля (забивка фильтров, износ шеек коленчатого вала, износ тормозных накладок и т.д.). Случайным называется отказ, характер и причина появления которого неизвестны.



    Ремонтопригодность. Свойство изделия, заключающегося в его приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению неплановых отказов или неисправностей путем проведения технического обслуживания или ремонта. Оценивается ремонтопригодность средним временем восстановления технического состояния машины при неплановом ремонте из-за вынужденного отказа.

    Долговечность. По ГОСТ 27.002-89, под долговечностью понимают свойство изделия сохранять работоспособность в определенных режимах и условиях эксплуатации до разрушения или другого предельного состояния с учетом остановки на ремонт, например, долговечность коленчатого вала автомобиля определяется временем от начала его работы до выбраковки с учетом восстановления размеров при выполнении ремонтных работ.

    Долговечность машин закладывается на стадии конструирования и зависит от конструкции, применяемых материалов, защитных покрытий и других факторов.


    Контрольные вопросы.

    1. Изложить понятие качества, перечислить его свойства.

    2. Изложить понятие надежности, перечислить свойства надежности.

    3. Дать понятие работоспособности.

    4. Как изменяется работоспособность машины во времени?

    5. Дать понятие безотказности.

    6. Дать понятие ремонтопригодности.

    7. Дать понятие долговечности.


    Организация технического обслуживания и ремонта автомобилей
    Система технического обслуживания автомобилей

    Система технического обслуживания - совокупность взаимосвязанных средств, документации технического обслуживания, а также исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества изделий, входящих в эту систему. Целью данной системы технического обслуживания является обеспечение соответствия состояния автотранспортных средств населения установленным требованиям и повышение эффективности их использования владельцами. Надежность работы и эксплуатации автомобиля в пределах установленных рабочих параметров может быть обеспечена при строгом надзоре за агрегатами и узлами и проведением плановых ремонтов.

    В промышленности и транспорте различают три системы плановых ремонтов:


    • планово-послеосмотровый;

    • планово-принудительный (стандартный);

    • планово-предупредительный.

    Планово-послеосмотровый ремонт представляет собой периодический, заранее запланированный, осмотр оборудования, во время которого устанавливается техническое состояние узлов, агрегатов, определяются объем и последующее выполнение ремонтных работ.

    Это наиболее экономически выгодная система, связанная, однако, с длительным простоем оборудования в ремонте. Приемлема для сельскохозяйственных машин (комбайнов и др.), работающих определенное время в году (сезон уборки).

    Планово-принудительный (стандартный) ремонт предусматривает плановую остановку машины на ремонт, при этом отдельные узлы, независимо от их физического состояния, заменяются новыми или реставрированными.

    В нашей стране принята планово-предупредительная система (ППС) технического обслуживания и ремонта автомобилей, суть которой в том, что ТО осуществляется по плану, а ремонт — по потребности.

    Система планово-предупредительного ремонта представляет собой совокупность мероприятий по техническому уходу и ремонту оборудования с целью обеспечения его безотказной эксплуатации.

    Принципиальные основы планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта автомобилей установлены действующим «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта». Как правило, эта система применяется в основном на автотранспортных предприятиях.

    Система предусматривает:


    • содержание и назначение подлежащих выполнению

    • профилактических мероприятий в течение всего срока

    • службы машины;

    • содержание, назначение и периодичность ремонтных

    • работ;

    • нормативы на производимые ремонтные работы.

    Ежедневное обслуживание

    Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) выполняется ежедневно после возвращения автомобиля с линии в межсменное время и включает: контрольно-осмотровые работы по механизмам и системам, обеспечивающим безопасность движения, а также кузову, кабине, приборам освещения; уборочномоечные и сушильнообтирочные операция, а также дозаправку автомобиля топливом, маслом, сжатым воздухом и охлаждающей жидкостью. Мойка автомобиля осуществляется по потребности в зависимости от погодных, климатических условий и санитарных требований, а также от требований, предъявляемых к внешнему виду автомобиля.



    Первое техническое обслуживание (ТО-1)

    ТО-1 заключается в наружном техническом осмотре всего автомобиля и выполнении в установленном объёме контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных, смазочных, электротехнических и заправочных работ с проверкой работа двигателя, рулевого управления, тормозов и других механизмов. Комплекс диагностических работ (Д-1), выполняемый при или перед ТО-1, служит для диагностирования механизмов и систем, обеспечивающих безопасность движения автомобиля.

    Проводится ТО-1 в межсменное время, периодически через установленные интервалы по пробегу и должно обеспечить безотказную работу агрегатов, механизмов и систем автомобиля в пределах установленной периодичности.

    Второе техническое обслуживание

    ТО-2 включает выполнение в установленном объеме крепежных, регулировочных, смазочных и других работ, а также проверку действия агрегатов, механизмов и приборов в процессе работы. Проводится ТО-2 со снятием автомобиля на 1-2 дня с эксплуатации.

    и ЕО или ТО-1. Основное отличие заключается в сложности и объемах работ. Проверка и обслуживание составных частей производится с помощью специального оборудования.

    Ремонт автомобилей

    В зависимости от назначения, содержания, объема и периодичности системы планово-предупредительного ремонта предлагается два вида ремонта: текущий и капитальный.

    Текущий ремонт — комплекс плановых работ по ремонту или замене деталей или узлов для обеспечения нормальной работы автомобиля в установленных пределах рабочих параметров до следующего планового ремонта. Периодичность и сроки текущего ремонта обусловлены утвержденным графиком, согласно которому автомобили останавливаются для проведения ремонта.

    Во время текущего ремонта разбирают только отдельные узлы автомобиля, при этом тщательным осмотром определяют их состояние и путем небольших ремонтов восстанавливают его работоспособность. Кроме того, оценивают характер и интенсивность износа, что очень важно для установления сроков и объемов капитального ремонта.

    Капитальный ремонт — наибольший по объему плановый ремонт, при котором автомобиль подвергают разборке для детального выяснения его состояния. Предназначен для восстановления работоспособности машин и обеспечения пробега до следующего капитального (или списания), составляющего не менее 80% от нормы пробега для новых автомобилей.

    Направление автомобилей на капитальный ремонт производится по данным действительного технического состояния и достижения установленной межремонтной наработки. Автомобили направляются на капитальный ремонт, если их базовые детали требуют ремонта, а также если их работоспособность не может быть восстановлена при текущем ремонте.

    Нормы пробега до капитального ремонта для различных моделей автомобиля устанавливаются техническими условиями для первой категории условий эксплуатации и центральной природно-климатической зоны.

    На ремонтных предприятиях применяется два метода ремонта автомобилей — индивидуальный и агрегатный.

    При индивидуальном методе ремонта автомобиль и его агрегаты разбирают, снятые детали восстанавливают и вновь устанавливают после ремонта на тот же автомобиль или агрегат, недостатком метода является то, что автомобиль длительное время находится в ремонте из-за ожидания отремонтированных деталей, узлов.

    Агрегатным называют метод ремонта, при котором изношенные детали, узлы заменяются новыми или заранее отремонтированными.



    Контрольные вопросы.

    1. Дать определение понятия «Система технического обслуживания автомобилей».

    2. Перечислить виды систем, рассказать о сущности планово-предупредительной системы.

    3. Дать понятие ежедневного обслуживания.

    4. Дать понятие первого технического обслуживания.

    5. Дать понятие второго технического обслуживания.

    6. Перечислить виды ремонта автомобилей.


    Средства технического обслуживания автомобильного парка

    Станции технического обслуживания автомобилей

    Выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей осуществляется ремонтными службами АТП или станциями технического обслуживания (СТОА). Структура СТОА находится в соответствии с технологическим процессом, исходя из планов, графиков, периодичности и общего объема работ по техническому обслуживанию.



    Для каждой операции технологического процесса предусматриваются определенные пункты или участки производственной площади, имеющие специальные оборудование, приспособления и инструмент.

    Движение автомобилей по участкам станции технического обслуживания приводится на рис. 2.



    Рис. 2. Схема технологического процесса технического обслуживания и текущего ремонта автомобиля

    Каждый вид работ выполняется по технологическим операционным картам. В них указываются наименование операции, технические условия и нормы времени на ее исполнение, применяемый инструмент и оборудование, специальность рабочего.

    Стационарное оборудование технического обслуживания.

    Стационарное оборудование технического обслуживания используется для облегчения и механизации выполняемых работ. По назначению оборудование подразделяют следующим образом: для уборочно-моечных работ, осмотровые канавы, подъемно-транспортное и смазочно-заправочное.

    Оборудование для уборочно-моечных работ размещают на участках ежедневного технического обслуживания.

    Мойка бывает ручной или механизированной. Ручная мойка водой осуществляется из шланга брандспойтом под низким (0,2—0,4 МПа) или высоким (1,0—2,5 МПа) давлением. Механизированная мойка выполняется с помощью моечных установок струйного, щеточного или струйно-щеточого типа.

    Вода после мойки автомобиля собирается в межколлейную канаву, которую делают с уклоном в сторону приемного трапа, расположенного в центре.

    Осмотровые канавы обеспечивают удобный подход к нижней части автомобиля при проведении технического обслуживания и текущего ремонта и поэтому являются неотъемлемой частью специализированных и универсальных постов. Сходы в канаву оснащены ступенчатыми лестницами. Канавы должны вентилироваться и обогреваться воздухом температурой 16—25°С.

    Подъемно-транспортное оборудование предназначено для подъема автомобиля на требуемую высоту для удобства выполнения работ. По типу механизма подъема подъемники делят на электромеханические и гидравлические.

    Стационарные электромеханические подъемники бывают одно-, двух-, четырех- и шестистоечные. Для подъема и спуска автомобиля используют винтовую, цепную, карданную и другие силовые передачи, которые приводятся в действие от электродвигателя.

    Стационарные напольные гидравлические подъемники по исполнению бывают одно-, двух-, трех- и многоплунжерные.

    Одноплунжерный гидравлический подъемник состоит из цилиндра с плунжером, на верхней части которого закреплена несущая рама. Одноплунжерный подъемник применяют для легковых автомобилей. Для подъема грузовых автомобилей служат гидравлические многоплунжерные подъемники.

    Смазочно-заправочное оборудование предназначено для замены смазочного материала и заправки тормозной и охлаждающей жидкостями, воздухом агрегатов автомобиля. Оно подразделяется на специальное и комбинированное (стационарное и передвижное).

    Стационарный солидолонагреватель применяется для смазывания узлов автомобиля пластичными смазками с помощью прессмасленок. Он состоит из четырех шлангов с пистолетами, плунжерного насоса с электроприводом, аппаратного шкафа и др.

    Комбинированные установки служат для механизированной смазки узлов автомобилей, заправки двигателей моторным маслом, водой, накачивания шин воздухом, прокачки гидропривода тормозов. Состоит установка из трех баков для масел и смазок с пневматическими насосами, пяти самонаматывающихся шлангов с пистолетами. Элементы установки могут работать и индивидуально.

    Посты технического диагностирования

    Диагностирование — процесс установления технического состояния агрегатов, узлов, систем и механизмов автомобиля с помощью приборов и приспособлений без их разборки. Оно дает возможность выявить неисправности, для устранения которых необходимы регулировочные или ремонтные работы.

    По времени проведения диагностирование делят на непрерывное и периодическое. Непрерывное диагностирование проводится водителем в процессе эксплуатации автомобиля. Периодическое диагностирование выполняется через определенный, заранее установленный пробег.

    В соответствии с системой планово-предупредительного ремонта и технического обслуживания диагностирование делят на два вида: общее Д-1 и поэлементное Д-2. При диагностировании Д-1 определяют техническое состояние узлов и агрегатов, которые обеспечивают безопасность дорожного движения, и оценивают пригодность автомобиля к эксплуатации. Выполняется оно перед проведением ТО-1.

    В зависимости от объемов работы по ТО и TP диагностирование осуществляется на поточной линии, а также на отдельных постах. На поточной линии основные посты диагностики размещают при участках проведения ТО-1 и ТО-2. Отдельные посты организуются на участках по текущему ремонту агрегатов и узлов автомобиля, например по ремонту двигателей, по ремонту коробок перемены передач и т. д. Посты диагностики оборудуются стационарными стендами, передвижными станциями, переносными приборами, укомплектованными необходимыми измерительными устройствами.

    Посты диагностики отдельных агрегатов оснащаются специальными приборами и приспособлениями для измерения и контроля основных параметров агрегата и выявления их неисправностей.

    Передвижные ремонтные и ремонтно-диагностические мастерские предназначены для проведения технического обслуживания и ремонта автомобилей вне СТОА и автотранспортных предприятий. Располагаются такие мастерские в кузове грузовых автомобилей и включают в себя оборудование для выполнения заточных работ по металлообработке. Такой комплекс оборудования позволяет проводить мелкий ремонт, вплоть до изготовления неответственных деталей.

      1   2   3   4   5   6   7   8

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Конспект лекций для обучающихся очной формы обучения по специальности спо: 23. 02. 03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»