• Тема занятия
  • Цель занятия
  • Тип занятия
  • Демонстрационный материал
  • Конспект занятия. Этап занятия
  • Педагог привлекает внимание детей, мотивирует на учебную деятельность, создает положительный эмоциональный настрой.
  • Педагог систематизирует знания детей, подводит итог занятия.

  • Скачать 100.04 Kb.


    Дата26.06.2018
    Размер100.04 Kb.
    ТипКонспект

    Скачать 100.04 Kb.

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема занятия: Болото ценная экосистема



    ТЕМА ЗАНЯТИЯ

    «БОЛОТО – ЦЕННАЯ ЭКОСИСТЕМА»

    Т.В.Литвин

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №97», г. Тверь


    Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе.

    Тема занятия: Болото – ценная экосистема.

    Пояснительная записка: Проанализировав программу «Развитие», в которой четко и ясно прописаны задачи экологического образования, но не затронуты задачи экологической культуры, я пришла к выводу, что на занятиях по экологическому воспитанию нужно добавлять задачи экологической культуры, а также знакомить детей с экологическими проблемами регионального аспекта. В Твери и Тверской области существуют экологические проблемы (осушение болот, вырубка лесов, загрязнение водоемов и воздуха), о которых нужно говорить на занятиях. Я хочу уделить большое внимание такой экологической проблеме, как осушение болот. Торфяные болота – это сложная и целостная экосистема. Они играют огромную роль в жизни растений, животных, человека.

    Цель занятия – знакомство детей с болотом как важной и ценной экосистемой.

    Познавательные задачи:

    1. Познакомить с устройством болот, с растительным и животным миром, «продуктами» болот.

    2. Дать представления о важности болота как источнике чистой воды, об уникальности этой водной системы.

    3. Познакомить со свойствами мха, сапропеля, антрацита и болотной воды посредством опытно – экспериментальной деятельности.

    4. Познакомить с условным обозначением «болото».

    Речевые задачи:

    1. Расширять словарный запас путем введения новых слов: сапропель, антрацит, брикеты, удобрение, экстра – класс, раствор, фильтр.

    2. Активизировать словарь детей.

    3. Развивать у детей объяснительно – доказательную речь.

    4. Упражнять в составлении описательных рассказов о предметах по схеме.

    5. Формировать связную речь.

    Воспитательные задачи:

    1. Формировать у детей понимание ценности природы.

    2. Воспитывать непотребительское отношение к природе, нетерпимость к бессмысленной порче природы.

    3. Помочь осознать экологическую проблему болот.

    4. Воспитывать уважительное отношение ко всем без исключения видам животных и растений и желание сохранять окружающую природу.

    5. Помочь понять, что человек не должен уничтожать то, что не может создать сам.

    Ожидаемый результат:

    1. Знакомы с устройством болота, его растительным и животным миром, его «продуктами».

    2. Имеют представления о важности болота и его уникальности.

    3. Знакомы со свойствами мха и сапропеля.

    4. Используют в объяснительно-доказательной речи нововведенные слова.

    5. Осознанно понимают ценность природы.

    6. Понимают важность сохранения и неуничтожения окружающей среды.

    Тип занятия: первично – ознакомительный.

    Оборудование:

    - магнитофон;

    - аудиокассета со звуками: шум воды, камышей, кваканье лягушек и др.;

    - указка;

    - доска.

    Демонстрационный материал:

    - схема – макет болота;

    - продукты болота: мох, сапропель, торф, антрацит, клюква;

    - картинки с изображением лекарственных, медоносных растений и животных болот;

    - физическая карта Тверской области;

    - резиновая лягушка;

    - схема для составления описательного рассказа;



    Раздаточный материал:

    - на столах в баночках торф, сапропель, мох, антрацит, вода водопроводная, вода из болота, воронки, вата, салфетки, пустые стеклянные баночки, мерные стаканы, лабораторные палочки.



    Предшествующая работа:

    - рассказы детей из опыта «Как я ходил за клюквой»;

    - слушание отрывков из произведений детской литературы;

    - чтение и заучивание стихов об охране окружающей среды;

    - составление загадок о биноме болота;

    - рассматривание картинок, иллюстраций, картин экологического содержания;

    - участие в конкурсе поделок из природного материала «Жители болота»;
    - знакомство с растениями и животными болота, занесенными в Красную книгу;

    - дидактические игры «Кто где живет?», «Подбери картинку (водоем – растения – животные)», «Невидимые нити», «Каких животных (растения) нужно особенно беречь и почему», «Правила поведения в природе», «Назови и покажи лекарственные растения», «Человек – часть природы»;

    - игры с природным материалом;

    - экспериментирование с водой;

    - беседа о воде и ее ценности;
    - экскурсия на реку Волгу;

    - просмотр фильмов из цикла «Дикая природа».



    Последействие:

    - посещение торфоразрабатывающей экспозиции Политехнического музея;

    - создание на экологической тропе детского сада участка, имитирующего болото, размером 50-70см;

    - работе в зимнем саду ДОУ: полив растений водой, настоянной на сапропели;

    - наблюдение за ростом цветов на клумбе, удобренной торфом;

    - составление альбома «Болото и его обитатели»;

    - оформление стенда «Надо ли охранять болота?»;

    - создание детьми рукописной Красной книги Тверской области (рисунки, аппликации, фотографии, иллюстрации, открытки, стихи и рассказы собственного сочинения).



    Конспект занятия.

    Этап занятия

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

    Вводная часть

    Педагог привлекает внимание детей, мотивирует на учебную деятельность, создает положительный эмоциональный настрой.

    - Дети, сегодня вы узнаете много нового и интересного о болоте и его обитателях: растениях и животных, а поможет нам в этом главная болотная красавица – лягушка. Она принесла звуковое письмо и поможет провести экскурсию по своим родным местам и расскажет, как интересно, и в то же время непросто живется на болоте. Послушайте.

    Педагог включает магнитофонную запись со звуками камыша и рогоза, с кваканьем лягушек, с кряканьем уток, с бульканьем болотного газа.


    Дети внимательно слушают, с интересом воспринимают новый материал.

    Познавательная часть

    Воспитатель сообщает теоретический материал, привлекает зрительное внимание, активизирует мыслительную деятельность детей, вовлекает в диалог, формирует умение слушать воспитателя, сверстников и отвечать на вопросы, систематизирует знания детей.

    Воспитатель показывает схему-макет болота.

    - Ребята, откуда в реки попадает вода?
    - Правильно, на дне рек бьют родники, маленькие реки впадают в большие, а еще вода, проходя под землей из болот, питает реки. Мы живем в Тверской области, богатой болотами.

    - Болото – это избыточно увлажненный участок земной поверхности, заросший влаголюбивыми растениями. В болотах накапливаются растительные (неразложившиеся) остатки, и образуется торф. Торф – полезное горючее ископаемое, которое человек использует для обогрева домов. Из торфа делают брикеты – прочные куски одинаковой формы, которые используются как топливо, ими топят печки.

    Воспитатель показывает брикет торфа:

    - Найдите на подносах торф, потрогайте его, рассмотрите.


    - А вот сапропель - это болотный ил, или гнилая грязь, но она очень полезная – используется как удобрение для растений, чтобы они лучше росли. На ваших столах находится сапропель, посмотрите, понюхайте его и расскажите, как он пахнет.

    Педагог подводит итог:

    - Сапропель не имеет запаха.

    Далее педагог предлагает рассмотреть мох:

    - Мох – это растение, которое люди, живущие в сельской местности, используют для затыкания щелей в постройках. Мох способен впитывать в себя очень много влаги, и в нем находится йод – лекарство, убивающее микробы. Поэтому его во время Великой Отечественной войны вместо ваты и бинтов использовали партизаны, скрывающиеся в лесах.

    Педагог обращает внимание на антрацит:

    - Ребята, у меня в руках находится высокого качества, можно сказать экстра-класса, уголь – антрацит. Это топливо. Он горит и согревает жилища. Посмотрите на него и расскажите о нем по схеме.


    - Как вы думаете, есть ли жизнь на болоте? А что это обозначает?
    Педагог обобщает полученную от детей информацию, дает правильный ответ.
    Воспитатель предлагает детям назвать известных болотных обитателей, одновременно с ответами детей выставляет на доску картинки с изображением того или иного животного или растения, многие из которых являются лекарственными.
    Педагог обращает внимание детей на оставшиеся картинки и предлагает лягушке назвать незнакомые детям растения и животных.
    Физкультминутка.

    На одной ноге стоит (дети стоят на одной ноге, подняв руки вверх),

    В воду пристально глядит (опускают ногу, наклоняются вперед, отводят руки назад),

    Тычет клювом наугад,

    Ищет в речке лягушат (делают наклоны туловища вправо и влево),

    На носу повисла капля:

    На охоту вышла цапля (дети с важным видом продвигаются вперед, высоко поднимая колени).


    Дети отвечают, основываясь на ранее полученных знаниях


    Дети рассматривают брикеты, изучают его свойства путем тактильного обследования.


    Дети рассматривают сапропель, путем обоняния определяют наличие и качество запаха, отвечают на вопросы.
    Дети обследуют зрительно и осязательно болотное растение.

    Дети рассматривают антрацит, составляют описательный рассказ.

    Дети рассуждают.
    Дети называют знакомые им растения и животных болот.

    Дети обогащают свой словарный запас.

    Дети ритмично выполняют движения физкультминутки, четко проговаривая текст, правильно делают вдохи и выдохи, разминают мышцы.


    Опытно – экспериментальная часть

    Педагог создает условия для опытно – экспериментальной деятельности, руководит работой: направляет и контролирует, настраивает на положительный результат опыта, упражняет в установлении связи между полученными знаниями и результатами опытнической работы, систематизирует знания детей.
    Воспитатель предлагает детям подойти к столам, на которых находится все необходимое для опытов и экспериментов.

    - Дети, возьмите мох и опустите его в сосуд с водой. Что у вас получилось?


    Педагог просит взять в руки баночки с сапропелем, добавить в них воду до отметки 250 мл, и аккуратно перемешать:

    - Полученный раствор называется… как вы думаете?

    Педагог выслушивает ответы детей и дает правильный:

    - Это удобрение, которое используется для лучшего роста растений. Завтра мы пойдет с вами в Зимний сад и подкормим наши любимые растения.


    Воспитатель создает проблемную ситуацию:
    - Перед вами две баночки с водой: одна водопроводная, другая – из болота. Определите на глаз, на цвет и на запах, и обоснуйте свой ответ.

    - Вы сделали правильные выводы: чистая, прозрачная, не имеющая запаха – это водопроводная вода, а желтоватая, с соринками, со специфическим запахом из-за газов, которые находятся на дне и изредка выходят на поверхность – вода из болота. А сможет ли она стать такой же прозрачной и чистой, если мы ее пропустим через фильтр – маленькое очистное сооружение, созданное нашими руками?

    Давайте проверим.

    Фильтром у нас будет вата и салфетка. Возьмите воронку и вставьте ее в баночку, положите в углубление салфетку и вату, медленно пропустите воду через фильтр.

    Воспитатель предлагает рассмотреть результаты опыта друг у друга:

    -Что получилось? Стала ли вода чище? Что осталось на поверхности фильтра? Как добиться более чистой воды?

    Педагог рассказывает о проблеме чистой питьевой воды в родном городе:
    - Для очистки воды существуют огромные очистные сооружения – искусственные фильтры, в них поступает грязная вода из рек, так же как у нас в опыте, а к нам в краны приходит чистая – вы в этом убедились. А природным фильтром служит болото. Через него проходит вся грязная вода, а в реки поступает уже очищенная. Если сейчас человек осушит все болота, то мы будем испытывать недостаток в воде, и она не будет такой чистой. Сейчас во всех магазинах продают питьевую воду, а в моем детстве ее не надо было покупать, т.к. из крана текла вода, пригодная для питья.

    Педагог обращается к лягушке:

    - Лягушка, что за корзиночку ты держишь в своих лапках?

    Воспитатель отвечает за лягушку:

    - Это подарки от всех обитателей болота. Здесь клюква, которую они собрали и сварили из нее морс, варенье и джем. После занятия вы всё попробуете и оцените на вкус. Чтобы клюква, которая может расти только на болоте, была там всегда – не осушайте болота.

    Дети экспериментируют и обобщают результат опыта: мох впитал всю воду.

    Дети смешивают компоненты, делают выводы.

    Дети решают проблемную ситуацию, делают предположения и обосновывают.

    Ответы детей

    Дети занимаются опытнической работой, делают выводы.

    Ответы детей.


    Заключительная часть

    Педагог систематизирует знания детей, подводит итог занятия.

    Воспитатель показывает карту Тверской области:

    - Посмотрите, сколько в нашей Тверской области болот! Они обозначены на карте черточками. Очень хорошо, что их так много – значит, наши реки всегда будут полноводными. Если осушить болота, обмелеют реки, погибнет растительный и животный мир, а с ним и мы. Можно брать торф, сапропель, антрацит, но в небольших количествах, чтобы не губить природу. Помните об этом, когда вырастете. Если будете работать в торфодобывающей области, не забывайте, что природа не должна страдать и болеть.

    Я вас хочу успокоить – началась работа по сохранению болот, не будут добывать торф в больших количествах.

    - Что нового вы узнали на занятии?

    - В следующий раз мы сходим на экскурсию в Политехнический музей и увидим продукты торфопереработки: шампунь, воск, ткань, облицовочную плитку.




    Дети рассматривают карту, запоминают условное обозначение «болото».

    Дети отвечают, основываясь на полученных знаниях.



    У детей создан положительный эмоциональный настрой на удовлетворение познавательных интересов.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема занятия: Болото ценная экосистема

    Скачать 100.04 Kb.