• Предварительная работа
  • Игра Сравни и назови
  • Физкультминутка Шаловливые сосульки
  • Подвижная игра «Сугроб тает»

  • Скачать 239.79 Kb.


    Дата11.01.2019
    Размер239.79 Kb.
    ТипКонспект

    Скачать 239.79 Kb.

    Конспект нод «Весеннее происшествие» Образовательная область: «Речевое развитие»



    Конспект НОД

    «Весеннее происшествие»

    Образовательная область: «Речевое развитие».



    Цель: развитие связной речи по теме «Весна. Признаки весны».

    Обучающие задачи:

    1. закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;

    2. совершенствовать грамматический строй речи (учить подбирать слова-определения к существительному, согласование существительных с прилагательными);

    3. упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно в логической последовательности;

    4. формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

    Развивающие задачи:

    1. развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

    2. продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.

    3. развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста.

    4. закреплять знания детей о весне и использовать их в составлении рассказов.

    5. способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления, памяти.



    Воспитательные задачи:

    1. воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей — пожалеть, сочувствовать, помочь;

    2. воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

    Материалы:

    Ноутбук, проектор, презентация «Времена года и весна», 4 коробочки под мнемо-карточки по временам года, мнемо-карточки на тему «Весна и ее признаки», поднос и листы белой бумаги для создания «сугроба», магнитный мольберт, магниты, аудиоустройство для воспроизведения, аудиозапись песни «Открывайте шире двери..», персонаж «Весна», заготовки из пенопласта, бумаги и зубочисток для изготовления кораблика (по числу детей), широкие, неглубокие емкости с водой.



    Предварительная работа:

    Чтение рассказов о весне, стихотворений, заучивание стихов о весне с помощью мнемотабличек, беседы о признаках весны, рисование.



    Ход занятия

    В: Здравствуйте, ребята, проходите. Смотрите, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся. Ребята, в детский сад пришло видеописьмо для ребят средней группы. Давайте тогда посмотрим, что там в этом письме.

    Воспитатель открывает презентацию на экране.

    Презентация:

    В: предлагает отгадать загадку:

    Я раскрываю почки в зеленые листочки.

    Деревья одеваю, посевы поливаю,

    Движения полна, зовут меня ... (дети - весна).

    Правильно, меня зовут Весна. Обращаюсь к вам за помощью.
    Но прежде чем помочь, послушайте что случилось. Я Весна, но у меня есть еще 3 сестры. Зовут их Лето, Осень и Зима. Мы управляем природой. Когда-то давным-давно мы поссорились. Поспорили, кто из нас главнее, кто и когда должен управлять природой. Тогда отец наш Год так рассудил. Чтобы мы не ссорились, жили дружно и время правления у всех сестер было одинаковым, он послал нам в помощь по три брата месяца каждой сестре. Три брата месяца Зиме, три брата – Весне, Лету – 3 брата и сестрице Осени тоже 3 брата-месяца. Был дан отцовский наказ: вступать и управлять природой каждой из нас только в свое время. Так и было вот уже много-много лет. На смену Зимушке зиме, белоснежной голове с ее тремя братьями месяцами приходила я, Весна-молодица, красивая девица с тремя братьями-месяцами. Их зовут март, апрель, май. После меня приходит Лето красное, на лицо прекрасная и ее три брата. Ну а после Лета и Осень, рыжая красавица, следует со своими тремя осенними месяцами-братьями. После Осени снова сестрица Зима приходит. Так мы жили-не тужили, Год радовали. В свой положенный срок гуляла она с тремя братьями-месяцами по земле. Все вокруг в снег одевала, речки льдом заковывала. Потом настал мой черед. Пришла я и мой первый весенний брат месяц Март. И вот тут Зима-сестрица решила вернуться и меня прогнать. Я днем сосульки топлю, ручьи запускаю. А ночью сестрица Зима приходит и все снова заколдовывает – в ледяной плен берет, лужи замораживает, деревья снегом укутывает. Я снова топлю, солнышко яркое, весеннее в помощь беру. Обозлилась сестрица, и солнышко заколдовала, заморозила, да так, что лучики у него отвалились. Ребята, помогите расколдовать солнышко.

    В: Поможем весне, ребята?

    Д: Да.

    В: Смотрите какое солнышко грустное (презентация). Если мы вернем ему лучики, думаю, оно нам улыбнется.



    Игра «Солнышко»

    В: Вы называете какое солнышко, и каждое ваше слово возвращает солнцу лучик.

    Желтое, круглое, яркое, теплое, ласковое, румяное, щедрое, утреннее, вечернее, блестящее, золотистое, огненное, лучистое, огромное, полное, рыжее, благодатное, веселое, нежное, приветливое, радостное.

    Игра ''Сравни и назови''

    Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают

    Солнце желтое, как… (одуванчик)

    Солнце круглое, как… (мячик)

    Яркое, как… (лампочка)

    Теплое, как… (печка)

    Солнце ласковое, как (мама, бабушка)

    Солнце румяное, как (колобок)

    Молодцы ребята, теперь солнышко у нас веселое (картинка на экране, презентация).

    Презентация. Смотрим дальше сообщение. Весна говорит:

    Ребята, спасибо вам. Но Сестрица-Зима все равно злится. Решила, что меня, Весну, никто не ждет. И ребята больше любят Зиму, а про Весну ничего не знают. Вот я к вам и обращаюсь, ребята. Расскажите, пожалуйста обо мне, что делаю, как природу оживляю, любите вы меня или нет. Если составите обо мне рассказ и расскажите гостям, то тогда сестрица-Зима обещает мне больше не мешать.К вам тогда смогу прийти, подарки принести. В помощь вам подсказки. Найдете их в весенней коробочке в вашем уголке природы.

    В: Ребята, вы любите весну? Хотите, чтобы Зима снова вернулась или Весну в гости ждете? Расскажем о весне?

    Воспитатель просит найти весеннюю коробочку в уголке природы и принести. Ребята из четырех коробочек находят весеннюю. Воспитатель предлагает сесть ребятам на стульчики вокруг магнитного мольберта.

    Воспитатель достает по очереди карточки из коробки и прикрепляет их на мольберт.



    Карточка «Весна идет».

    В: Кто на этой карточке? Почему вы так решили? Что она делает?

    Правильно, вслед за зимой наступает весна.

    Карточка «Весна 3 месяца»

    В: Что на этой карточке? Буква В – это весна. Что у нее есть? Как весенние месяцы называются?

    Правильно, у весны три брата-месяца – март, апрель, май. Давайте повторим – март, апрель, май, их не забывай!

    Карточка «День длиннее ночи»

    В: Что на этой карточке? Когда светит солнышко – днем или ночью? Когда светит луна? Желтая палочка – день, синяя - ночь. Желтая длиннее или короче? Вспомните, когда зимой вас приводили в садик утром, было темно или светло? А сейчас? Весной дни становятся длиннее или короче?

    Правильно, весной день становится длиннее, а ночи короче.

    Карточка «Солнышко»

    В: Что на этой карточке? А зимой есть солнышко? А оно зимой греет? А какое солнышко весной?

    Правильно, весной солнышко поднимается выше, начинает пригревать, припекать.

    Воспитатель подводит итог по четырем мнемокарточкам на мольберте:

    После зимы наступает весна. Весной три месяца – март, апрель, май. Весной день становится длиннее ночи, солнышко днем начинает пригревать сильнее.

    В: Какие же дальше подсказки нам оставила весна?

    Достает карточки, но они заклеены с другой стороны снежинками.

    В: Ребята, сестрица-Зима хочет нам помешать составить рассказ о ее сестрице Весне. Она заколдовала подсказки, заморозила снежинками. Если отгадаем загадки, тогда картинки-подсказки откроются. Отгадаете? Тогда слушайте.

    Морковка бела,

    Всю зиму росла.

    Солнышко пригрело -

    Всю морковку съело.

    В: Правильно сосулька. (Снимает снежинку с мнемокарточки «Сосульки» и выставляет на мольберт). Что делают сосульки весной? Почему? Правильно, солнышко пригревает, сосульки начинают таять, звенит весенняя капель.

    Давайте немного поиграем, представим, что мы сосульки (музыкальное сопровождение из презентации).

    Физкультминутка Шаловливые сосульки

    Шаловливые сосульки (Руки поставить на пояс и весело шаловливо подпрыгивать.)

    Сели на карниз. (Приседание или сесть на ковер, на пол, на стульчик)

    Шаловливые сосульки (Подъем и опускание плеч)

    Посмотрели вниз. (Руку приставить как козырек и посмотреть вниз вдаль)

    Посмотрели, чем заняться? (Пожать плечами)

    Стали каплями кидаться. (Руками изображаем это действие)

    Две сосульки вниз смотрели (повторяем движение – руку приставить как козырек ко лбу и посмотреть вниз)

    И на солнышке звенели:

    Кап-кап, дзинь-дзинь, (В такт наклонять голову вправо – влево.)

    Кап-кап, дзинь – дзинь.

    И на солнышке звенели

    И…растаяли!!! (Расслабленно сесть, руки и ноги болтаются.)

    В: Расколдовываем теперь следующую карточку.



    Белый дед, белее нет.

    Старый, горбатый,

    Лежит возле хаты.

    Лежит всю зиму - никто не поднимет.

    Весна придет- он сам уйдет.

    В: Правильно сугроб. (Снимает снежинку с мнемокарточки«Тающие сугробы» и выставляет на мольберт). Что на карточке изображено? Сколько сугробов? Они одинаковые? Почему стрелочка сверху вниз? Что происходит с сугробами весной? Правильно, сугробы весной начинают таять.



    Что весной темнеет, тает, водой убегает?

    В: правильно, это снег. (Снимает снежинку с мнемокарточки «Изменения снега» и выставляет на мольберт). Что на карточке изображено? Почему сверху снежинка белая, а снизу серая и с капелькой? Зимой снег какой? А весной? Правильно, весной снег из пушистого белого превращается в грязный, серый и сырой.



    Участок земли, где растаял снег?

    В: правильно, проталина. (Снимает снежинку с мнемокарточки «Проталины» и выставляет на мольберт). Где быстрее тает снег весной? Правильно, там, где греет солнышко, на полянках и пригорках снег тает быстрей, и появляются проталины.



    Первым вылез из землицы

    На проталинке.

    Он мороза не боится,

    Хоть и маленький.

    В: Правильно, подснежник. Ребята, загадку отгадали, а карточки-то нет. Снова злится сестрица Зима. А вот, посмотрите, здесь целый сугроб. Замела нашу карточку снегом (выносит поднос с комочками бумаги, сложенных в виде сугроба горкой).



    Игра «Подснежник»

    Предлагаем ребятам «растопить» снежный «сугроб» (убрать листы мятой белой бумаги) и увидеть картинку с подснежником. Чтобы «растопить» снег, надо подобрать весенние слова. Одно слово весеннее сказано – убираем один «комочек» снега. Задача – «растопить» снег полностью.

    По окончанию игры (убрана вся бумага), детям становится видна мнемокарточка «Подснежник», которая выставляется на мольберт.

    Воспитатель подводит итог по пяти мнемокарточкам на мольберте: так как солнышко начинает светить ярче и сильнее, весной на крышах начинают таять сосульки, звенит капель. Сугробы тоже начинают таять, оседать. Снег из пушистого белого превращается в грязный и сырой. На земле появляются проталины, на которых распускаются подснежники.

    В: Ребята, смотрите, вот следующие подсказки-картинки от Весны (вывешивает на мольберт три мнемоквадрата: «Ручей», «Лужа», «Ледоход»). Сейчас я загадаю вам загадки. Предлагаю вам их отгадать и найти ответы среди карточек-подсказок.

    Пусть мала я, ну так что ж!

    Ты меня перешагнешь.

    Снег растает, я дождусь,

    На весь двор я разольюсь…(Лужа)

    Звенят, поют, торопятся

    В весенние деньки,

    И в реки устремляются.

    Со звоном…(Ручейки)

    На реке и треск, и гром,

    Это значит ледолом,

    На реке идет лед

    Это значит ...(Ледоход)

    Воспитатель подводит итог по трем мнемокарточкам. Весной тает снег и появляются лужи, ручейки. На реках трескается лед. Ребята, предлагаю вам поиграть.



    Подвижная игра «Сугроб тает»

    Воспитатель читает текст под музыку (презентация), а дети изображают то, о чем в нем говорится.

    На поляне сугроб. Большой пребольшой (встают в круг вплотную друг к другу). Но вот пригрело солнышко, сугроб тихонечко стал оседать под лучами теплого солнца (приседают медленно). И медленно из сугроба потекли маленькие ручейки (расходятся в круг). Они еще сонные и слабенькие (медленно идут по кругу). Но вот солнце пригрело еще сильнее, и ручейки проснулись и быстро, быстро побежали, огибая камушки, кустики, деревья (бегут змейкой в рассыпную). Вскоре они объединились, и вот шумит бурная река (встают вкруг друг за другом, руки на плечах у впереди стоящего). Бежит река, увлекая за собой прошлогодние листья и ветки. И вскоре река влилась в озеро и исчезла (встают в круг, берутся за руки и приседают).

    В: ребята, в конверте еще картинки (достает и прикрепляет на мольберт по 4 карточки в ряд «Почки», «Листочки» «Трава», «Санки. Ребята, смотрите, Зима снова нас путает. Хочет, чтобы у нас рассказ про весну не получился. Добавила к подсказкам Весны еще и свои, зимние, лишние. Уберите лишнюю картинку.



    Игра Четвертый лишний:

    Веточка с почками, трава, дерево с листочками, санки.

    В: Верно, ребята. На санках весной не катаются. Эту картинку убираем.

    Воспитатель подводит итог по трем мнемокартам, указывая на них: весной на деревьях набухают почки, появляются листочки и молодая травка.

    В: Ребята, в конверте еще картинки (достает и показывает веером). На этих картинках подсказки о поведении птиц и зверей весной, а также о занятиях людей весной. Но их мы рассмотрим позже. А вот эти расколдованные картинки (показывает на все картинки на мольберте) помогут нам теперь рассказать о Весне? Докажем, что мы Весну любим и ждем ее к нам в гости?

    Воспитатель вызывает ребят по одному составить рассказ о Весне по 4 мнемодорожкам.



    1. После зимы приходит весна. Весной 3 месяца – март, апрель и май. Весной дни становятся длине, а ночи короче. (3 карточки)

    2. Солнышко светит ярко и пригревает, звенит капель. Сугробы начинают таять, и снег из пушистого белого превращается грязный и сырой. (4 карточки)

    3. Появляются лужи и бегут ручейки. На речке трескается лед.

    На пригорках и полянках появляются проталины. Распускаются подснежники. (5 карточек)

    1. Весной на деревьях набухают почки, появляются первые листочки и травка. (3 карточки)

    В: Ребята, хороший рассказ у нас получился. Думаю, теперь Зима поймет, что мы весну любим и ей рады. И не будет больше Зима препятствовать своей сестрице Весне. Ой, ребята, вы слышите, что это?

    Под птичье щебетанье (песня «Открывайте шире двери») входит Весна.

    Я – Весна-красна,

    Бужу землю ото сна,

    Наполняю соком почки,

    На лугах ращу цветочки.

    Прогоняю с речек лед,

    Светлым делаю восход.

    Всюду в поле и в лесу,

    Людям радость я несу.

    Весна: Спасибо, ребята, за ваш рассказ. Теперь сестрица Зима поймет, что вы меня любите и ждете, и даст мне вволю разыграться, природу от зимнего сна окончательно пробудить. Спасибо ребята! Вижу вы знаете мои приметы и с зимними на спутаете, даже если вас будут сбивать.

    В: Да, наши ребята про тебя, Весна, так много рассказали, подсказки твои внимательно изучили.

    Весна: Вы такие внимательные? А сейчас вот и проверим, поиграем.

    Весна приглашает ребят встать в круг. Сама встает в центр. Называет ситуацию, а дети, если она бывает весной, должны протянуть руки к Весне в центр круга, а если нет – остаться на местах и спрятать руки за спину.


    Тает снег.

    Прилетел снегирь.

    Река покрылась льдом.

    Бегут ручьи.

    Поет скворец.

    Дети обули валенки.

    Зайка в белой шубке.

    Появляются лужи.

    Тают на крыше сосульки.

    Девочка лепит снеговика.

    Вырастает зеленая травка.

    Дети пускают кораблики.



    Весна: Ребята, а вы кораблики любите пускать? А из чего можно сделать кораблик? Я принесла в корзинке – посмотрите что. Предлагаю вам сделать кораблики.

    В корзинке заготовки из пенопласта. Весна объясняет, как сделать кораблик. Воспитатель и Весна помогают детям делать кораблики (конструирование из бросового материла).

    В: Спасибо тебе, Весна, за такой чудесный подарок. Замечательные у нас получились кораблики. Осталось спустить их на воду.

    Весна: Хорошо, ручейки здесь в группе я пускать не буду. Поэтому предлагаю вам поиграть в игру «Плыви ко мне кораблик».

    Дети в парах встают около тазика с заранее налитой водой и дуют на кораблик от одного к другому- вдох выдох. Игра длится одну минуту (опыт-эксперимент – почему кораблик из пенопласта не тонет).

    Весна предлагает взять кораблики потом с собой на прогулку, прощается с ребятами.



    В: Ребята, сегодня вы помогли Весне. Сложно было? Какие подсказки запомнились больше всего? Что понравилось?

    Ответы детей.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Конспект нод «Весеннее происшествие» Образовательная область: «Речевое развитие»

    Скачать 239.79 Kb.