• Работа с текстом
  • Рассмотрим второй абзац.
  • Обратимся к третьему абзацу.
  • Читаем четвертый абзац.
  • Работа с пятым абзацем.
  • Работа с шестым абзацем.

  • Скачать 38.97 Kb.


    Дата28.08.2018
    Размер38.97 Kb.
    ТипКонспект

    Скачать 38.97 Kb.

    Конспект урока ( русский язык, 11 класс) Учитель: Скрипникова Надежда Алексеевна Класс: 11 Предмет: русский язык Тема урока: Комплексный анализ текста ( по рассказу Ю. Бондарева «Оружие») Тип урока: урок закрепления знаний



    Конспект урока

    ( русский язык, 11 класс)

    Учитель: Скрипникова Надежда Алексеевна

    Класс: 11

    Предмет: русский язык

    Тема урока: Комплексный анализ текста ( по рассказу Ю. Бондарева «Оружие»)

    Тип урока: урок закрепления знаний

    Цель: воспитание любви к Родине, формирование ответственного отношения к исторической памяти. Задачи: совершенствовать навыки анализа текста, определять тему,проблему, стиль, тип речи произведения; показать, как языковые средства способствуют выявлению идеи произведения.

    Оборудование: карточки с текстом рассказа Ю.Бондарева «Оружие», словари (толковый, синонимов), презентация (фотографии оружия из оружейной палаты), репродукция картины В.А. Верещагина «Апофеоз войны».

    Ход урока



    1. Слово учителя Сборник Ю. Бондарева «Мгновения» содержит очерки, созданные писателем в 70-80 годы. С высоты прожитых лет писатель говорит о проблемах, волнующих его. Сегодня мы познакомимся с одним из очерков. (Чтение текста учителем.)

    2. Беседа - О чем этот текст? (Об оружии, какое оно.Не случайно в тексте много военных терминов. Об отношении автора к оружию в разные периоды жизни. Найдите в тексте.

    3. Работа с текстом Обратимся к первому абзацу. Объясните знаки препинания в первом предложении. Какова роль уточняющих членов? (Автор прибегает к уточнению, чтобы глубже раскрыть смысл слов «когда-то») - Подберите синонимы к слову «на фронте» (на войне),(можно прочитать и без уточнения, но здесь это принципиально важно) - Как можно озоглавить эту часть? (любовался оружием) Рассмотрим второй абзац. Какие чувства выражает автор? (восторг, удивление) - Какие слова помогают понять это? (обьятия, красота.) Обратимся к толковому словарю. – Сколько в этих словах нежности, тепла.Но сохраняется ли это чувство к концу абзаца?(Нет, появляется чувство тревоги, настороженности.) - Какие слова помогают понять это? (Механизм убийства, угроза и подавление, тупая сила.) - В каком значении употреблено слово «тупая» сила, подберите синоним. (Бессмысленная.) Для чего? (Эпитет придает речи особую выразительность.) - Подберите синоним к слову «томящяя» красота. (Тревожная, беспокойная.) -Какова основная мысль? (Здесь и любование оружием, в слове «красота», и беспокойство, выраженное словом «томящяя».) Обратимся к третьему абзацу. О чем здесь говорится? - Какие изобразительные средства использует автор? (Эпитеты.) Какие ассоциации они вызывают? О ком или о чем так можно сказать? ( О женщине, о природе.)

    - Какие слова являются ключевыми в понимании смысла этого абзаца? Как его озаглавим? (Смертельная красота.) Совместимы ли эти понятия? Какое изобразительное средство использует автор? Для чего? (Оксюморон.) Понятие красоты не несет в себе смерть. Какой может быть красота? Подберите синонимы, используя словарь. А у автора она «смертельная». – Какие слова усиливают этот алогизм? (Пульки.) - Запишите словосочетание «крошечные пульки» и разберите их по составу. Что вы заметили? Какие суффиксы использует автор? (уменьшительно-ласкательные). На вид это безобидно, но эта безобидность кажущаяся. – Какой тип речи представлен здесь? Посмотрите на конструкцию предложения. (Описание и рассуждение.) Автор стремится разобраться в своих чувствах.

    Читаем четвертый абзац. Обратите внимание на то, какие части речи представлены здесь. Почему преобладают причастия и прилагательные? Какова их функция? (Они усиливают образность, способствуют эмоциональному воздействию, употребляются в описании.) - Как озоглавим? (Человеческий талант.) -Почему, говоря об оружейных мастерах, мы восторгаемся их талантом, плодами их труда, ведь они делают орудия смерти? (Восторгаемся, но часто не задумываемся над тем, что несет в себе этот предмет. Но это искусство и прекра сное остается в вечности.) (Сообщения учащихся об оружейниках Московского Кремля и презентация.) Работа с пятым абзацем. - На слова какой части речи падает смысловая нагрузка.( Появилсь глаголы.)Почему изменился грамматический строй речи. (Тип речи- рассужде- ние. Бондарев пишет об «утонченной красоте», но подсознательно чувствует «некую противоестественность». Какой прием использует автор (Скрытая антитеза.) - Как озоглавим эту часть? (Чувствовал противоестественность.) Работа с шестым абзацем. Подготовьтесь к выразительному чтению. Здесь много непонятных слов. Объяс- нить значение терминов: секира, инкрустация, оружейное ложе. (Индивидуаль- ная работа со словарем.) - Как озоглавим абзац? (Последнее предложение- в нем весь смысл.) - Что можно сказать об авторе, его жизненной позиции? Сразу ли он пришел к такому пониманию? Вернемся к началу рассказа. Почему важно уточнение «когда-то, очень давно»? (Изменилось отношение, взгляды автора. Давно любо- вался, теперь- чувство сопротивления.) - Какую проблему поднимает Ю. Бондарев в этом очерке? (Автор пытается заставить каждого задуматься о ценности человеческой жизни, вернее о ее бесценности.) - Как автор показывает бессмысленность, античеловечность войны? (Красота убивает.) - Но ведь красота убивать не может! Тем более, что «красота убивает красоту…) Взаимоуничтожение. Железная красота убивает высшую красоту. Нет ничего дороже человеческой жизни. Бесчеловечность любой войны выразил в картине «Апофеоз войны» художник Верещагин. (Заранее подготовленное сообщение.)

    Домашнее задание. Написать сочинение- миниатюру «Какие истины помог мне открыть Бондарев».

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Конспект урока ( русский язык, 11 класс) Учитель: Скрипникова Надежда Алексеевна Класс: 11 Предмет: русский язык Тема урока: Комплексный анализ текста ( по рассказу Ю. Бондарева «Оружие») Тип урока: урок закрепления знаний

    Скачать 38.97 Kb.