• Тема урока
  • Учебный материал: рассказ В. Чаплиной «Мушка», портрет, модели жанров, книги В. Чаплиной. Оборудование урока
  • Закрепление изученного материала.
  • Постановка учебной задачи (через проблему).
  • Слушание произведения В.Чаплина «Мушка»
  • Выявление первичного восприятия произведения.
  • Физминутка. Анализ произведения. Работа с текстом.
  • Рефлексия. Составление рассказа по частям. У
  • Учитель.
  • Дети.
  • Творческая работа.

  • Скачать 152.53 Kb.


    страница1/2
    Дата04.06.2018
    Размер152.53 Kb.
    ТипКонспект

    Скачать 152.53 Kb.

    Конспект урока по литературному слушанию для 1 -го класса по программе «Начальная школа XXI века» Тема урока: Литературное слушание. «Рассказы для детей. В чаплина


      1   2

    МОУ «Кушмангортская основная общеобразовательная школа»
    КОНСПЕКТ УРОКА 
    по литературному слушанию для 1 –го класса 
    по программе «Начальная школа XXI века» 

    Тема урока: Литературное слушание. «Рассказы для детей. В Чаплина «Мушка» 
    Учебные задачи: 
    1. Учить воспринимать произведения о сверстниках и выражать своё отношение к ним и их поступкам; 
    2. Закрепить понятие «рассказ»; 
    3. Учить выделять особенности рассказа; 
    4. Учить воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения); 
    Учебные умения: 

    1. Правильно называть произведение (фамилию автора, заглавие), определять жанр и тем

    2. Высказывать своё отношение к героям и их поступкам; 

    3. Самостоятельно определять тему и жанр
      Учебный материал: 
      рассказ В. Чаплиной «Мушка», портрет, модели жанров, книги В. Чаплиной. 

    Оборудование урока: текст рассказа В. Чаплиной «Мушка», листы для моделирования обложек, цветные карандаши, карточки для парной работы, портрет В.Чаплиной.

    Личностные УУД: учащиеся высказывают своё мнение, свою позицию.

    Регулятивные УУД: умение учиться и способность к организации своей деятельности, сопоставляет (сравнивает) результаты своей работы с образцом

    Познавательные УУД: учится слушать текст, понимать содержание прочитанного, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Извлекать необходимую информацию из прочитанного текста.

    Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, вступать в диалог, учиться работать в паре, в группе, оказывать поддержку друг другу.

    ХОД УРОКА

    У: Прочитайте, какой урок приглашает нас в гости.

    Д: Урок литературного слушания.

    У: Чему учимся на уроках литературного слушания?

    Д: ВЫВОД: Учимся слушать произведения и с ними работать.

    У: А начнём сегодняшний урок мы с вами с литературной игры «Вспомни и назови произведение». Слушайте меня внимательно.

    Закрепление изученного материала.

    У: Ветер по морю гуляет

    И кораблик подгоняет;

    Он бежит себе в волнах

    На раздутых парусах.

    Корабельщики дивятся,

    На кораблике толпятся,

    На знакомом острову

    Чудо видят наяву

    Д: А. Пушкин «Сказка о царе Салтане….»

    У: Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по Соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду. А Пузырь хохотал да и лопнул.

    Д: Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

    У: Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Пришли на речку.

    - Давай купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

    - Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

    Д: В. Сутеев «Кораблик»

    У: Как вы думаете, почему именно из этих книг я зачитала вам отрывки?

    Д: Мы слушали эти сказки.

    У: А какие бывают сказки?
    Д: Авторские и народные.

    У: Молодцы, с этим заданием справились.

    - Вспомните, какие литературные жанры произведений вы знаете? (повесить на доску: рассказ, сказка, стихотворение) 
    У: Какими фигурами их обозначаем на модели? 

    Д: Рассказ – прямоугольник, сказка – круг, стихотворение – треугольник.


    У: А темы произведений? 
    (повесить на доску: о Родине, о природе, о детях, о животных, о волшебстве и приключениях) 
    Постановка учебной задачи (через проблему).  У: А что вы можете сказать об этой модели? 




    (выслушиваю ответы детей) 
    У: На этот вопрос нам предстоит ответить на уроке, а поможет в этом разобраться новое произведение. 
    У: Слушайте внимательно. Во время слушания вам нужно будет определить жанр и тему произведения. 

    Слушание произведения В.Чаплина «Мушка»
    В. Чаплина

    Мушка.


    1. Однажды Люда пришла домой и принесла маленькую черную собачку. Собачка была грязная, худая и хромала на переднюю лапку. Когда Люда пустила ее на пол, она поджала под себя больную лапку и со страхом оглядывалась по сторонам.

    Мне очень не хотелось заводить дома собаку. Придешь с работы усталая, а тут еще-то комнату убери, то обед приготовь.

    2. Вообще Мушка была очень забавная собачка, одно плохо, что пугливая. Наверное, когда она жила на улице, ее часто обижали. Случалось, выйдет Люда с ней погулять, а она всего боится. Хлопнет, кто-нибудь из ребят или крикнет, а Мушка уже хвост подожмет, отбежит в сторону и смотрит, куда ей спрятаться. Во дворе, да и в квартире все смеялись над Людой.

    — Ну и собаку завела! Заяц и то храбрей. От такой защиты

    не жди.

    Только это оказалось совсем неверно. Как-то раз, когда Люда



    играла с детьми во дворе, из соседней квартиры выскочила огромная серая собака. Она залаяла и бросилась к детям. Дети испугались и побежали. Люда тоже побежала, но за что-то зацепилась и упала.

    3. Собака кинулась на Люду. Она уже была готова укусить ее, но тут выскочила Мушка. Словно маленький чёрный шарик, визжа и лая, бросилась она на большую, страшную собаку. Собака так растерялась, что даже не тронула Мушку. Она с удивлением смотрела на маленькую собачку, которая, вся, дрожа от страха, все же не отступила перед ней и все старалась загородить собой упавшую девочку.

    В это время подоспел хозяин собаки. Он схватил ее за ошейник и увел домой, а Мушка подбежала к Люде, стала к ней ласкаться и лизать ее заплаканное лицо.

    4. После этого случая Мушку уже никто не называл трусишкой, потому что она, хоть была маленькой и пугливой, но все же свою хозяйку в беде не оставила.



    Выявление первичного восприятия произведения. 

    У: Что же вы слушали ребята?

    Д: Рассказ.
    У: История вам понравилась? 

    Д: Очень понравилась.

    У: О ком эта история?

    Д: О девочке Люде и Мушке.



    У: Какое мнение сложилось у вас о Мушке?

    Д:  В начале рассказа собачка пугливая, трусливая. Всего боится. Все над ней смеялись. Называли её трусишкой.

    В конце рассказа её уже не называли трусишкой. Ведь она спасла свою хозяйку. Защитила её от огромной страшной собаки.


    Моделирование. 
    У: А теперь вам надо решить поставленную перед вами задачу - назвать жанр этого произведения. 
    У каждого на партах лежат модели жанров (по 3 у каждого)



    Выберите нужную и докажите, почему вы её выбрали? 


    Д: это рассказ, поэтому надо выбрать модель с прямоугольником, т. к. рассказывается о реальных событиях, т.е. происходящих на самом деле или могли бы происходить.
    У: Какова тема произведения? 
    Д: О животных, о детях.

    У: Кто помнит, как звали девочку?

    Д: Люда.
    У: Вывод: все ответы правильные, т.к. этот рассказ о дружбе девочки с собачкой, то есть 2 темы.
    У: Какими цветами надо раскрасить прямоугольник? Почему? 

    Д: Коричневый и желтый. Так как тут 2-е темы.


    У: Что ещё вы должны показать на модели? 
    Д: Автора и название.

    У: Сейчас мы с вами это покажем, а пока сравните свою модель, с моделью на доске. У кого все сделано также поставьте плюс. А что вы так удивлены?

    Д: У вас ошибка, этот рассказ не только о животных, но и о детях.

    У: Посмотрите тогда другую схему. Правильная?

    Д: Да.

    У: У кого такая же модель поставьте плюс.



    - Этот рассказ написала Вера Чаплина (портрет). Она написала много поучительных рассказов для детей о дружбе человека и животных, о самих детях. 
    Вспомните, как пишутся фамилии?

    Д: Фамилии пишутся с большой буквы.

    У: Запишем красным карандашом.

    - А как называется рассказ?

    Д: Мушка (пишем синим карандашом).

    У: Итак, мы с вами составили модель произведения? Что в ней нового?

    Д: В рассказе появились две темы, о дружбе человека и животного.

    - А теперь поиграем моделями. Прочитайте пожалуйста заголовок? (учитель показывает верхнюю часть модели, где находится фамилия автора)

    Д: Вы не то показываете.

    У: А что я вам показываю?

    Д: Автора.

    У: Положите свои модели, вспомним героев нашего рассказа?



    Д: Мушка, девочка Люда, ребята, большая собака, хозяин собаки.


    Физминутка.

    Анализ произведения. Работа с текстом.

    У: А теперь будем работать с этим произведением. На столах у вас лежат тексты. Переверните листочки.

    Найдите название автора, название произведения.

    А кто правильно назовет все произведение.

    - А теперь поработаем в парах.

    1 пара вам задание – назвать героев этого рассказа. Прочитайте. 2 пара – Как выглядела собачка? Прочитайте?

    Что еще можно сказать о собачке?

    ( всё время поджимала хвост от любого крика, хотелось куда – нибудь спрятаться) 


    3 пара - С кем её сравнивали во дворе? (с зайцем) 
    4 пара - Почему Мушка всего боялась? 
    (часто обижали раньше, когда она жила на улице, т. е. она до этого была бездомная, у неё не было хозяина, друга, её никто раньше не любил )
    5 пара - А какой Мушка показана в конце рассказа? (смелая, храбрая, отважная) 
    6 пара - Какой поступок Мушки это доказывает? 

    У: Молодцы.


    У: Ещё раз послушайте, как об этом героическом поступки Мушки пишет Чаплина. 
    (зачитывает отрывок хорошо читающий ученик) 
    -Что заставило маленькую, пугливую собачку броситься на большую и страшную собаку? 
    (преданность, любовь к девочке) 
    -Как вы думаете, Мушка перестала бояться эту собаку? 
    (нет) 
    -Послушайте, как об этот говорится в рассказе. 
    (зачитывает отрывок хорошо читающий ученик) 
    -А что же можно сказать о девочке Люде? 
    (добрая, любит животных, пожалела бездомную собачку) 
    -А о чём хотела сказать Чаплина в своём рассказе? 
    (выслушиваются ответы) 
    Вывод: у Мушки появился друг, Люда. Она пожалела бездомную собачку, взяла к себе. И собачка привязалась к ней. И в трудную минуту любовь, преданность оказались сильнее страха, и пугливая Мушка встала на защиту девочки. 

    Рефлексия.

    Составление рассказа по частям.

    У: Сейчас проверим хорошо ли вы запомнили рассказ.

    На столах у детей рассказ, разделённый на части. Каждая часть имеет отличительный знак в виде разноцветной полоски. Учитель. - Разложите части рассказа в правильной последовательности. Какого цвета первая часть? Дети. Оранжевого.



    Учитель. - Какого цвета вторая часть?

    Дети. Синего.

    Учитель. - Какого цвета третья часть?

    Дети. Зелёного.

    Учитель. - Какого цвета четвёртая часть?

    Дети. Жёлтого.

    Дети читают первую и вторую части рассказа. Третью часть читает учитель. Четвертую часть читает ученик.



    Творческая работа. 
    -А сейчас творческая работа. 
    -Вот вам сейчас предстоит раскрасить собачку Мушку и девочку Люду из этого рассказа. 
    Потом все ваши рисунки мы соберём в нашу книжку – самоделку. 

    У: А теперь подпишите свои рисунки, и подойдите все ко мне. Мы с вами создадим книжку самоделку, разработанную учениками 1 класса. Я поздравляю вас с новой книгой.


    13. Итог урока. 

    -Какое произведение вы сегодня слушали? 


    -Какова тема этого произведения? 
    -Какой урок вы для себя взяли? 
    Д: Любите собак, самых верных и преданных друзей человека. Не допускайте, чтобы они оказались бездомными по вашей вине.  У: Оцените свою работу на уроке. Выберите любой знак.

    Самооценка. - Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу на уроке
      1   2

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Конспект урока по литературному слушанию для 1 -го класса по программе «Начальная школа XXI века» Тема урока: Литературное слушание. «Рассказы для детей. В чаплина

    Скачать 152.53 Kb.