• Тип урока: изучение нового материала. Оборудование
  • 3. Создание проблемной ситуации
  • 4. Объяснение нового материала. Учитель
  • Наречия, образованные от имен существительных
  • Наречия, образованные от имен числительных
  • Физкультурная пауза . Работа с таблицами
  • Учащиеся работают самостоятельно под руководством учителя. Составление алгоритма действий по написанию наречий
  • Выполнение практической работы.
  • Самостоятельная работа.
  • Домашнее задание. Подготовить словарную работу. Выставление оценок. Список литературы.

  • Скачать 74.97 Kb.


    Дата05.01.2018
    Размер74.97 Kb.
    ТипКонспект урока

    Скачать 74.97 Kb.

    Конспект урока по теме: «Написание наречий» 7 класс



    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область

    Конспект урока по теме: «Написание наречий»

    7 класс


    подготовила

    учитель русского языка и литературы

    Петрова Наталья Васильевна

    2014 год


    Цели урока.

    1. Создать условия для изучения условий слитного и раздельного написания наречий; формирование навыка распознавания лексического значения слов, их грамматических признаков; формирования орфографической грамотности.

    2. Формировать регулятивные универсальные учебные действия целеполагания, контроля, коррекции, оценивания.

    3. Развивать коммуникативные УУД.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал, проектор.

    Ход урока

    1.Организационное начало.

    - Приветствие, подготовка к работе.



    2. Оптимизация знаний.

    Игра «Четвертое лишнее». Найдите «лишнее» слово, объясните свой выбор. Работа выполняется устно. Ребята могут советоваться друг с другом. Слова выводятся на экран.



    1. По-хорошему, по-весеннему, по весеннему небу, по-моему. («Лишнее» слово по весеннему, так как это прилагательное).

    2. Докрасна, затемно, издалека, сначала. («Лишнее» слово затемно, так как имеет суффикс О).

    3. Создание проблемной ситуации – подведение к теме урока.

    Учитель: Вам даны слова. Прочитайте их и подумайте, что общего между словами и чем они отличаются. Слова выводятся на экран или раздаются на карточках. Учитель может планировать работу как в группах, так и в парах.

    (В)догонку, (в)добавок, (на)бекрень, (в)дребезги, (на)обум, (в)открытую, (в)прикуску, (в)сласть, (ис)подлобья, (до)тла, (в)ничью, (в)заперти, (в)обнимку, (до)смерти, (на)память, (не)впопад, (без)оглядки, (под)уздцы, (за)утра, (в)смятку, (на)изусть. (Данные слова являются наречиями, некоторые пишутся слитно: набекрень, вдребезги, наобум, невпопад, наизусть. Написание других сейчас объяснить не можем, но можно посмотреть в словарях).



    Учитель: Вы правы, пока это сделать трудно. Постарайтесь сформулировать тему и задачи урока. (Написание наречий. Правописание наречий. Отличать наречия от других частей речи).

    Запись темы урока в тетрадь.



    4. Объяснение нового материала.

    Учитель: Сегодня на уроке мы постараемся исследовать удивительную часть речи – наречие, а именно - его правописание. Н. В. Гоголь писал: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось из-под самого сердца, так кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». (Высказывание записано на доске, либо выведено на экран). Найдите в этом тексте наречия. Как вы считаете, можно ли в речи обойтись без наречий? (Метко – наречие. Наречие характеризуют действие, поэтому без наречий не обойтись. Наречия обогащают нашу речь, создают образность, точность, яркость, «подсвечивают» и «живописуют» глаголы).

    .Учитель: Правописание же наречий – сложнейшая область современного русского письма. Наречия могут образовываться от разных частей речи и имеют свои правила написания. Познакомьтесь с теоретическим материалом и сделайте вывод об образовании наречий. (Учащимся раздаются распечатки с теорией).



    «Живыми ископаемыми назвал наречия Л. Успенский. «Список русских наречий полон обломков далекого прошлого… » - писал лингвист. Однако не все наречия произошли от исчезнувших слов. Многие слитно написанные наречия образованы от существительных, которые широко употребляются сейчас. Но связь между словами оказалась потерянной по причине некоторых фонетических изменений слов.

    Образование наречий происходило и происходит различными путями, к примеру, наречия, образованные от имен прилагательных (помесячно, поденно, поминутно, поочередно, посотенно, постатейно, построчно, по-немецки, по-детски, по-гречески, по-свински, по-мужски, вражески, ухарски, братски, геройски, по-бабьи, по-человечьи, по-медвежьи, по-заячьи, по-верблюжьи).

    Наречия, образованные от имен существительных (исстари, изнутри, искони; довеку, донизу; доверху, дотла, до зарезу, до крайности, до отвала, до отказа, до смерти, до упаду; отроду, отчасти; без ведома, без отказа, без просвета, без спросу, без толку, без удержу, без умолку, без устали; из-под мышки, без обиняков, второпях, вдребезги, в ногах, в сердцах, на четвереньках, на часах, по временам, поделом, подмышками, спросонок.).

    Наречия, образованные от имен числительных (дважды, трижды, четырежды; наедине, впервые, сперва, вдвое, втрое, вчетверо; надвое, натрое)

    Наречия, образованные от глаголов (нехотя, лежа, сидя, не шутя; молча, загодя, немедля, походя, отродясь, играючи, припеваючи, умеючи, крадучись)».

    Вывод учащихся: наречия могут образовываться о самостоятельных частей речи, чтобы отличить наречия нужно задать вопрос и определить, к какой части речи относится слово. Если к глаголу, то это будет наречие.

    1. Физкультурная пауза.



    1. Работа с таблицами (на парте карточки – таблицы).

    - Исследуйте таблицу и составьте алгоритм выбора написания наречий.

    Слитно

    Раздельно

    Наречия, образованные соедине-

    нием предлогов в и на с собирательными числительными

    (вдвое, втрое).


    1. Наречия, образованные соединением других предлогов с собирательными числительными (по трое, по одному, на троих).

    2. Наречия, образованные приставочным способом от других наречий (доныне, напротив, насквозь, позавчера).

    2. Наречия, образованные от существительных, начинающихся с гласных, с предлогами (в охапку, в упор, до упаду).

    3. наречия, образованные приставочно-суффиксальным способом от прилагательных (вплотную, вкрутую, зачастую).

    3. Наречия, образованные от прилагательных, начинающихся с гласных, с предлогами (в открытую, в общем).

    4. Наречия, образованные приставочным способом от существительных, если при них нет пояснительных слов (вначале, вверх, налицо).

    4. Наречия, образованные от сочетаний существительных с предлогами (с ходу, с лёту, за границей, под мышками).

    5. Наречия в сравнительной степени

    (получше, покрасивее).



    5. Наречия, образованные от сочетаний двух существительных с предлогами (в конце концов, бок о бок, с глазу на глаз).

    Учащиеся работают самостоятельно под руководством учителя. Составление алгоритма действий по написанию наречий:

    1. Определи сначала, какая это часть речи. Если это наречие, то

    пиши слитно пиши раздельно

    а) если без предлога не а) если образовано от

    употребляется (вдребезги); существительных и прилагательных,

    начинающихся с гласной

    (в открытую, в охапку).
    б) если образовано от наречий, б) если образовано от

    существительных, прила- существительных с предлогами

    гательных с предлогами и сохранило некоторое значение

    (насквозь); падежной формы (за границей).
    в) если образовано от собира-

    тельных числительных с предло-

    гамии (вдвое, втрое).

    Исключение: по одному, по трое.

    Защита алгоритма.

    Учитель: Ребята, вы проделали сложную работу, однако, в трудных случаях обращайтесь к орфографическому словарю.



    1. Выполнение практической работы.

    Учитель: Теперь попытайтесь справиться со словами карточки, которую вы получили в начале урока. (Работа может быть построена в разных направлениях: выполнение работы учащимися самостоятельно, а затем проверка, комментированное письмо (если класс слабый), выборочное комментирование).

    (В)догонку, (в)добавок, (на)бекрень, (в)дребезги, (на)обум, (в)открытую, (в)прикуску, (в)сласть, (ис)подлобья, (до)тла, (в)ничью, (в)заперти, (в)обнимку, (до)смерти, (на)память, (не)впопад, (без)оглядки, (под)уздцы, (за)утра, (в)смятку, (на)изусть.



    (Вдогонку, вдобавок, набекрень, вдребезги, наобум, в открытую, вприкуску, всласть, исподлобья, дотла, в ничью, взаперти, в обнимку, до смерти, на память, невпопад, без оглядки, под уздцы, всмятку, наизусть)

    Проверка выполнения работы. Самооценка.



    1. Самостоятельная работа.

    Испугаться (на)смерть - идти (на)смерть.

    Одеться (по)весеннему - (по)весеннему лугу.

    Разбить (на)голову – надеть (на)голову.

    (Во)время вернуться - слушать (во)время урока.

    Объясниться (на)чистую - положить (на)чистую салфетку.

    Проверка. Правильно выполненная пара – 1 балл.



    (Испугаться насмерть - идти на смерть.

    Одеться по-весеннему - по весеннему лугу.

    Разбить наголову – надеть на голову.

    Вовремя вернуться - слушать во время урока.

    Объясниться начистую - положить на чистую салфетку).


    1. Рефлексия.

    Учитель: Выберите подходящий вам вариант и закончите предложение.

    1. Я умею…

    2. Я сомневаюсь…

    3. Мне нужна помощь в…




    1. Домашнее задание.

    Подготовить словарную работу.

    1. Выставление оценок.


    Список литературы.
    1. Н. В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. М., «Вако», 2008г.

    2. С. И. Львова. Там, где кончается слово… Книга для учащихся 8 -11 классов. М, «Просвещение», 1991г.




    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Конспект урока по теме: «Написание наречий» 7 класс

    Скачать 74.97 Kb.