• Тип урока
  • 2)развивающие, общедидактические
  • 3) воспитательная
  • Достоинство.
  • Потрясение.
  • Ход занятия. Организационный момент. (Объявление 1 и 4 целей урока). Слово учителя.
  • 1) детство и юность; 2) мирная жизнь в Белогорской крепости;3) встречи с Пугачевым. 1-й ученик
  • 2-й ученик
  • История отношений Гринева и Пугачева . Перед выступлением 3 ученика предварительное задание: какие изменения происходят в душе героя 3-й ученик
  • 3-й период

  • Скачать 104.86 Kb.


    Дата06.04.2018
    Размер104.86 Kb.
    ТипКонспект урока

    Скачать 104.86 Kb.

    Конспект урока по теме «…простое величие простых людей…»



    Заякина Е.А.

    План – конспект урока по теме «…простое величие простых людей…» (Н.В.Гоголь). (Становление личности Петра Гринева под влиянием « благих потрясений» ( по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).

    Тип урока: обобщение материала.

    Цели урока:

    1)образовательная: обобщение, систематизация знаний по образу П.Гринева: в ходе работы увидеть изменения, происходящие в душе героя под влиянием разных встреч и событий;

    2)развивающие, общедидактические:

    - формирование читательского навыка, позволяющего акцентировать внимание на детали текста;

    - формирование умения обобщать, систематизировать услышанное на уроке в форме выводов;

    - развитие речи обучающихся, расширение словарного запаса;



    3) воспитательная: воспитание нравственности школьников через понимание таких определений, как: «честь», «достоинство».
    Методы: интерактив, беседа, сравнительно-сопоставительный анализ эпизодов, исследовательский, элементы лекции.

    Оборудование:

    1. Плакат с планом, помогающим систематизировать знания текста, касающегося судьбы Гринева.

    2. Иллюстрации к повести, портрет писателя.

    3. На доске – оформление словарной работы.



    Честь- 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы.

    2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя.



    Достоинство. – 1. Положительное качество.

    2. Совокупность высоких моральных качеств, уважение этих качеств в самом себе.


    Иллюзия. -1. Обман чувств, нечто кажущееся.

    2. Нечто несбыточное, мечта.



    Потрясение. -1. Испытание в жизни, которое положительно повлияло на судьбу героя, на ход истории.

    Благое потрясение - ?
    4. Плакат с лексикой (для оформления выводов):

    - «благие потрясения»;

    - цепь испытаний чести и человеческой порядочности;

    - нравственное чувство;

    - выбор между честью и бесчестием;

    - солдатский долг, дворянская честь;

    - правда, искренность, верность в любви;

    - человеческое достоинство = сплав совести и внутреннего убеждения в своей правоте;

    - твердость духа, великодушие;

    - легкомысленность.


    Ход занятия.


    1. Организационный момент. (Объявление 1 и 4 целей урока).

    2. Слово учителя.

    П.Гринев занимает особое место в романе. Это не только главное действующее лицо, но и «автор» записок, повествователь. В нем как бы совмещаются два образа: образ молодого человека, раскрывающийся в истории по жизни, в поступках и образ старого помещика, офицера в отставке, уже умудренного житейским опытом, теперь на досуге вспоминающего и раскрывающего историю своей молодости. Наконец, за образом повествователя (того же Гринева в старости, в начале 19 века) угадывается личность подлинного автора «Записок» - А.С.Пушкина. Но нет смыла заниматься вопросом о том, в каких рассуждениях П.Гринева перед нами мысли молодого героя романа, в каких - настоящий автор.

    Образ Гринева довольно сложный. В повести много событий, мало размышлений. Психология героя передается через действия, поступки. О поступках и приключениях рассказывается очень просто. Та дедушка рассказывает внук о пережитом. Хотя простота вообще свойственна прозе Пушкина. Поэтому и в названии нашего урока есть слово «простота». Постараемся разгадать, в чем же состоит эта простота и какая простота делает человека великим с точки зрения нравственности. Раскрывается это понятие в прозаическом произведении с необычайным лиризмом: «…божественная искра, именуемая поэзиею…живет и красуется в новом великолепии. В новых формах, и одною из сих необходимых форм сделались роман и повесть…» (К. Полевой)

    Чтобы рассказать последовательно о развивающихся событиях, поступках, отношениях главного героя с окружающими людьми, следует обратиться к плану.


    1. 2 подготовленных ученика выступают от лица Гринева в разные периоды его жизни: 1) детство и юность; 2) мирная жизнь в Белогорской крепости;3) встречи с Пугачевым.


    1-й ученик представляет 1-й период и цитирует наизусть со слов:

    « Я жил недорослем…» Затем задает вопросы:

    - Кто принимал участие в моей судьбе на первых порах? Чтобы легче было определить, я буду читать выдержки из текста, а вы (обучающиеся) определяете лицо, одного из участников романа.

    1) «…Он был добрый малый…»(чтение отрывка). О ком я говорю? Что вы знаете об этом человеке?

    - Вспоминал ли я когда-нибудь об уроках Бопре? И о каких?

    ( уроки фехтования при дуэли со Швабриным).

    Учитель:

    - Какую репутацию приобрел Бопре в доме Гриневых?

    - Вспомнил ли когда-нибудь Петя о своем никудышнем учителе? О каком качестве Петра Г. мы можем здесь говорить?

    - Как автор записок его называет? (добрый малый).



    2) «…Под его надзором на двенадцатом году…до слов…кобеля…»

    - Кто этот человек?

    - В какие моменты жизни Савельич находился рядом со мною?

    - Что я написал в своих записках о Савельиче?



    Учитель:

    - Какой слуга С.? Как он себя ведет?

    (С. находится рядом с героем по дороге в Б. крепость, С. мешает непредсказуемому исходу дуэли, С. просит у Пугачева за Петра, лежа в ногах, С. горюет. Когда Петр не возвращается вовремя; С. предъявляет Пугачеву реестр барскому добру, раскраденному злодеями - ревностно выполняет свой долг, едет вместе с Петром освобождать Марью Ивановну – мы везде видим преданность слуги.

    - Когда же судьба проверяет Гринева как верного хозяина? (поворотил лошадь от Марьи Ивановны(!) выручать Савельича).

    Вспомним известную поговорку: долг платежом красен.

    Вывод:

    а) П.Гринев умет быть благодарным;

    б) ответственен за судьбу другого человека, находящегося рядом с ним (ты мой слуга - я за тебя в ответе; вспомним А.Экзюпери об ответственности за того, кого приручили).

    3) «…Эта книга имела всегда сильное на него влияние…волнение желчи…»

    - Что это за книга и на кого она имела влияние?

    - Что вы можете сказать о моем отце?

    Учитель:

    - Что завещает сыну отец? ( все лучшее закладывается в родительском

    доме).

    4) « Итак, все мои блестящие надежды…обливаясь слезами…»

    Учитель:- Почему же ты так горько плакал?( рассуждения ученика).

    - Ребята, задайте вопрос герою, о ком он забыл рассказать?(о матери).

    - Любящая, заботливая мать, кроткая и нежная, о ней сказано немного, но влияние скажется потом.

    - Как вы думаете, какое качество воспитала в нем мать?(Чтобы назвать точно, вспоминаем пословицу: при солнышке тепло, при матери – добро; доброта).



    1. Выводы:

    - От кого П.Гринев получает главные уроки жизни?

    Запись в тетради( один ученик у доски).

    Уроки(заветы), полученные героем от отца:


    1. «…Пускай послужит он в армии, да потянет лямку…»

    2. «…и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

    3. Доброе отношение к крепостному слуге – результат воспитания, полученного дома.

    1. Вступление в самостоятельную жизнь героя.

    - Какими оказались «благие потрясения»?

    2-й ученик представляет 2-й период жизни.

    1) «…Он рассказывал мне армейские анекдоты…надобно уметь играть».

    - С кем я столкнулся и что со мной приключилось?

    - Чему учит этот случай? (Случай с проигранными деньгами научил героя тому, что не нужно поддаваться искушению и тому, что за все в жизни нужно платить).

    Учитель:

    - Что почувствовал наш герой, мы узнаем, прослушав следующий отрывок.

    2) «…Савельич поглядел на меня…»

    Учитель:

    - Как повлиял данный случай на формирование характера?

    (У героя есть совесть, он умеет раскаяться; на протяжении всего романа мы видим, что герой ни разу не напивался, это говорит о таком важном качестве, как воля).



    3) По следующему отрывку вы должны определить, где я находился и с какими людьми встретился.

    «…Никто не встретил меня…в офицерском мундире…»

    Учитель:

    - Почему через много лет автор подробно вспоминает эту комнату?(Его привлекала эта добрая старина).



    4) «…Прошло несколько недель…но и приятною…»

    Учитель:

    - Что было приятно герою? Как это его характеризует?(Приятно было находиться в доме коменданта. В людях он, прежде всего, видит хорошее, поэтому супруги Мироновы – самые почтенные. И.К.- человек необразованный, простой, но самый честный и добрый, а Маша – девушка благоразумная и чувствительная).



    5) «…Час от часу беседа…но я другого и не желал…»

    - С каким человеком мне приятно было беседовать?

    Учитель:

    - Каким испытаниям подвергается жизнь Петра в результате встречи со Швабриным?

    А) Испытания чести.

    - Что стало причиной ссоры со Швабриным?( Его возмутила пошлость Ш., поэтому он вступается за честь девушки, не подозревая о своих чувствах).

    Б) Жизнь ставит героя в ситуацию выбора. Мог ли он выбрать общество Ш., тем более, что он тоже был дворянин?

    - Что поначалу их объединяло? (У Ш. была литература, он умел оценить стихотворца. Но П.Г. выбирает общество коменданта).

    - Когда еще П.Г. находится в ситуации выбора?(Ш. переходит на сторону врага, П.Г. остается на этой – он не может пойти на сделку с совестью, которая помогла ему до конца остаться дворянином).

    В) Умение увидеть подлость.

    - Много ли потребовалось времени, чтобы увидеть подлость Ш.?(Нет)

    Чтение отрывка гл.3.( о человеческом лице)У Ш. все кругом - лица нечеловеческие.

    Вывод: П.Г. умеет увидеть в человеке человека и подлеца!

    Г) –Чем заканчивается история поединка со Ш.?( Он его прощает)



    Умение прощать – еще одно качество П.Г.


    1. Задание всему классу: зачитать места, которые касаются отношений главного героя и Маши (гл.5,7,8,9).

    Письменный ответ на вопрос:

    - Какие качества раскрываются в его чувствах к Маше?(Искренность и прямота, мужество, верность в любви, готовность к этой любви).

    - Как П. сохраняет верность в любви к Маше?( Всюду думает о ней, перед ожидаемой смертью молится).

    - Был ли П.Г. позабыт любовью?

    - Какой урок извлекает П.Г.? (За добро- добром, зло Ш. было наказано злом).

    - Маша называет его своим благодетелем. Почему?( Она надеется на него, он прошел испытания).




    1. История отношений Гринева и Пугачева.

    Перед выступлением 3 ученика предварительное задание: какие изменения происходят в душе героя?

    3-й ученик представляет 3-й период в жизни.

    1) «…Я не мог спорить с Савельичем…неприятного положения…»

    - Какому событию соответствует данный эпизод?

    - Какие качества П.Г. здесь проявляются? (Доброта, милосердие, проявленное к неизвестному спутнику).

    2) «…Очередь была за мною…желая меня ободрить»

    - Что я должен был сделать?(присягнуть государю)

    - Какие мы видим новые качества в герое?( Твердость духа. Перед смертью - молитва, как истинный христианин, не унижается, сохраняет свое достоинство).

    3) «…Я смутился…Ты шутишь опасную шутку…»

    - Как вы думаете, что я чувствовал в эту минуту ?(Внутри героя происходит борьба, но побеждает чувство долга говорить правду).

    Учитель:

    - О чем просит его Пугачев? Почему?(Послужить верой и правдой; поразила Пугачева искренность героя).



    4) «…Легко можно себе представить…но даже и на помощь…»

    - В какой момент своей жизни я так рассуждал?(Герой решается без чьей-либо помощи спасти Машу)



    Учитель:

    - Понимает ли герой опасность своего положения?

    - Что помогает ему остаться в живых?( Качества: прямодушие, герой не лукавит, не трусит, он честен, остается благородным до конца. Это – его естественное состояние. В этом и проявляется простота души, которая сопоставима с простотой величия).

    - Что помогает герою оставаться благородным до конца?(Дворянская честь, которая воспитана в родительском доме).



    1. Обращение к толкованию слов честь, достоинство, иллюзия.

    - К какому моменту жизни можно отнести слово иллюзия?( Отправка на службу, приезд в Белогорскую крепость).

    Обращение к словосочетанию благие потрясения.



    - Есть ли что-то несовместное в этом словосочетании?( рыцарь-скупой, гость-каменный).

    Задание: перечислить в тетрадь благие потрясения. (Отъезд из дома, проигрыш, поединок, гибель коменданта и его жены и т.д.)

    1. Выводы по уроку. Запись в тетрадь.

    - образ героя дан в развитии, черты характера раскрываются постепенно;

    - несмотря на ошибки героя повести, перед нами, читателями, вырастает образ честного, доброго, отважного человека. Способного к большому чувству, верного в любви и в то же время легкомысленного по молодости во взглядах и в понимании истинного назначения тех событий, участником которых он стал.

    Приведем слова из не включенного Пушкиным в окончательную редакцию введения к роману пишущего записки Гринева в старости к своему внуку: « Ты увидишь, что завлеченный пылкостью моих страстей во многие заблуждения, находясь несколько раз в самых затруднительных обстоятельствах, я выплыл наконец и, слава богу, дожил до старости, заслужив и почтение моих близких и добрых знакомых. То же пророчу и тебе…если сохранишь в сердце твоем два прекрасных качества…доброту и благородство». Эти два качества и являются в Гриневе основными.


    1. Заключение.

    Вопрос к Петру Г.:

    - Какой духовный опыт получил герой? (Жизнь - мудрый учитель, и в какие бы ситуации ни ставила нас жизнь, человек в результате становится мудрее, черпает свой опыт не поддаваться искушениям, вовремя освободиться от своих слабостей, уметь сделать правильный выбор, уметь видеть в людях хорошее, но суметь и разглядеть подлость. Жизнь разная, в ней есть место всему, важно найти свое место).

    Вопрос к классу:

    -Какой опыт получили вы на уроке?



    1. Домашнее задание:

      1. предложить свою тему сочинения, написать к ней план;

      2. индивидуально-сообщение на тему «Любовная история Гринева и Маши Мироновой».

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Конспект урока по теме «…простое величие простых людей…»

    Скачать 104.86 Kb.