• ОГЭ. Русский язык. Количество грамматических основ в предложении.
  • Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.
  • Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли.
  • Коров они успели вывести, а телёнок в самой дальней клети был закрыт – не подберёшься.
  • Вот что я тебе скажу: из-за чужого человека ты хорошую цену упускаешь, ежели ты его не выставишь, потом ты горько пожалеешь!
  • Сидя на подоконниках, разведчики смотрят, как мы двое едим, и глаза у них добрые.
  • Краб был страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть бугры и колючки, какие-то швы, зубчатые гребешки.
  • На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина.
  • Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду.
  • А тут проходили мимо старшеклассники, и все на него смотрели и спрашивали, чей он жених.
  • Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами.
  • Мать поругивала Пашку за то, что он нагородил у колодца всяких палок, однако всё обходилось.
  • Ответ: 13. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
  • Ответ: 14. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

  • Скачать 142.42 Kb.


    Дата21.08.2018
    Размер142.42 Kb.
    ТипКонспект урока

    Скачать 142.42 Kb.

    Конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении»



    МБОУ «Кониплотническая ООШ»

    Конспект урока русского языка в 7 классе

    по теме «Запятая между простыми предложениями

    в союзном сложном предложении»

    (урок отработки умений и рефлексии)

    Составила: Азанова Евгения Александровна,

    учитель русского языка и литературы

    МБОУ «Кониплотническая ООШ»

    Сивинского района Пермского края

    д. Большое Самылово, 2017



    Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.

    Цель: закрепление умения постановки запятой в сложном союзном предложении.

    Задачи:

    1. Знать основные понятия по теме: «сочинительный союз», «подчинительный союз», «сочинительная связь», «подчинительная связь», «союзная связь», «бессоюзная связь», «сложносочинённое предложение», «сложноподчинённое предложение»;

    2. Знать, что такое сложносочинённое предложение и сложноподчинённое предложение, каково их строение;

    3. Уметь и знать правила постановки запятой в сложном союзном предложении;

    4. Уметь и знать правила постановки запятой в простом предложении, уметь их использовать на письме;

    5. Уметь отличать сочинительные союзы от подчинительных, иметь представление о группах сочинительных союзов и выполняемых ими функциях;

    6. Уметь отличать сложносочинённое предложение от сложноподчинённых предложений в зависимости от союзов, соединяющих простые предложения в их составе;

    7. Уметь отличать простое предложение от сложносочинённое предложение, если и в тех и других возможны одинаковые союзы;

    8. Осуществлять пунктуационный разбор (анализ);

    9. Развивать навыки составления схем сложных предложений;

    10. Развивать навыки чтения сложных предложений;

    11. Развивать мотивацию к познавательной деятельности;

    12. Развивать навыки работы в парах, в группе, самостоятельно;

    13. Воспитывать любовь к родному языку

    Методические приёмы обучения: словарная работа, составление алгоритма, комментированное письмо, комментированное чтение, самостоятельная работа, выполнение продуктивных заданий, беседа, диалог, групповая работа, работа по парам, фронтальная работа, работа с учебником, работа по карточкам, исследовательская работа, проверка по эталону, самоконтроль, самооценка.

    Оборудование: учебник «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова (2009 г); презентация к уроку; карточки с упражнениями; толковые словари, доска, тетради.

    Ход урока:

    1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

    - Здравствуйте, ребята! Садитесь на свои места. Начинаем урок русского языка.
    - Перед вами две карточки: фиолетовая и жёлтая. Поднимите ту, которая соответствует вашему настроению сегодня. Фиолетовая – хорошее настроение, жёлтая – плохое.
    - На прошлом уроке мы с вами познакомились с новой темой, касающейся сочинительных и подчинительных союзов, - это «Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении». Сегодня продолжим работать над этой темой. Наверняка, у каждого из вас остались кой-какие вопросы.
    На партах вы видите листочки с таблицей. Заполните, пожалуйста, её.

    Ф.И. учащегося




    «Я хочу»

    Знать
    Уметь


    «Мне надо»

    Знать
    Уметь


    «Я могу»

    Знаю
    Умею

    1. Этап актуализации и пробного учебного действия

    - Прежде чем приступить к уроку, мне необходимо проверить вашу практическую подготовку по русскому языку. Для этого вы сейчас решите небольшой тест.

    Тест по теме «Запятая в сложном предложении» (по типу ОГЭ)

    1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью:

    - В наши дни, (1) – говорил он, (2) покачиваясь и придерживая очки, (3) – забота о человеке становится той прекрасной реальностью, (4) которая помогает нам расти и работать. Я счастлив отметить в нашей среде, в среде скульпторов и художников, проявление этой заботы. Я говорю о выставке работ товарища Тимофеева. Этой выставкой мы целиком обязаны – да не в обиду будет сказано нашему руководству – одной из рядовых сотрудниц Союза, нашей милой Анастасии Семёновне.

    Першин поклонился Насте, (5) и все зааплодировали.

    1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью:

    По дорогам уже нельзя было ни пройти, (1) ни проехать, (2) и пастухи перестали гонять в луга стадо.

    Пастуший рожок затих до весны. Катерине Петровне стало ещё труднее вставать по утрам и видеть всё то же: комнаты, (3) где застоялся горький запах нетопленных печей, (4) пыльный «Вестник Европы», (5) пожелтевшие чашки на столе, (6) давно не чищенный самовар и картины на стенах. Может быть, в комнатах было слишком сумрачно, (7) а в глазах Екатерины Петровны уже появилась тёмная вода, (8) или картины потускнели от времени, (9) но на них ничего нельзя было разобрать.

    Проверьте по эталону!

    1 – 4.


    2 – 2, 7, 8, 9.

    Оцените себя!

    1. Этап локализации индивидуальных затруднений.

    - Давайте обсудим, почему возникли затруднения? Где именно? Чего мы ещё не знаем (не усвоили)?

    1. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений

    (Построение алгоритма выполнения задания на основе предыдущего урока (два варианта решения заданий)).

    Алгоритм 1.




    1. Определите, сколько грамматических основ имеется в данном предложении:





    ОДНА

    ДВЕ и более




    Предложение простое

    Предложение сложное



    2. Посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного:



    Есть союзы и пунктуационный знак (запятая)

    Нет ни союзов, союзных слов, есть только знак препинания (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире)



    Сложное союзное предложение

    Сложное бессоюзное предложение



    3. Определите группу союза, с помощью которого связаны простые предложения в составе сложного:




    СОЧИНИТЕЛЬНЫЙ СОЮЗ

    ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЙ СОЮЗ ИЛИ СОЮЗНОЕ СЛОВО



    СОЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ, значит это Сложносочинённое предложение




    ПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ, значит это Сложноподчинённое предложение




    Алгоритм 2.


    1. Определите, сколько грамматических основ имеется в данном предложении:





    ОДНА

    ДВЕ и более




    Предложение простое

    Предложение сложное



    2. Выявите границы простых предложений в составе сложного:



    3. Посмотрите, можно ли поставить вопрос от одного простого предложения к другому:



    ДА

    НЕТ



    Сложноподчинённое предложение (ПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ, ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЙ СОЮЗ или СОЮЗНОЕ СЛОВО между частями сложного) предложения

    Сложносочинённое предложение (СОЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ, СОЧИНИТЕЛЬНЫЙ СОЮЗ между частями сложного предложения)





    1. Этап реализации построенного проекта

    - Ребята, у кого из вас не было ошибок? Кто выполнил тест верно?

    (Дети поднимают руки)

    - Давайте мы попросим вас объяснить, как вы решали тест, тем, у кого были ошибки.

    (Дети, которые верно решили тест, помогают, опираясь на алгоритмы, остальным, допустившим ошибки).

    1. Этап обобщения затруднений во внешней речи.

    Работа с учебником.

    Упр. 321. Комментированное письмо (спрашиваю тех учеников, у кого были допущены ошибки в тесте).

    Задание. Выпишите, расставляя пропущенные запятые, сначала сложноподчинённые предложения, затем сложноподчинённые. Над сочинительными союзами надпишите букву С, над подчинительными – П. Нарисуйте схемы.

    Оцените свою работу и работу своих одноклассников!

    - Физкультминутка

    Упражнение выполняется попеременно на каждой ноге.



    Во время бега по кругу ребята выполняют задания, например, называть слова с одинаковым значением, с прямым или переносным значением или слова одной части и т.п.

    1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

    Объяснительный диктант. (Ученики записывают предложения под диктовку)

    Задание. В записанных предложениях расставьте знаки препинания, графически обозначьте главные, независимые предложения (в квадратные скобки) и придаточные, зависимые предложения (в круглые скобки); подчеркните грамматические основы; союзы и союзные слова выделите в круги или овалы.

    1. И если придётся защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное (К. Паустовский).

    2. Самые счастливые моменты нашей жизни – это те, когда мы совершенно забываем о себе (С. Вивекананда).

    3. Будьте настойчивы, упорны, но не упрямы… Помните, что на свете есть много умных людей, которые могут заметить у вас ошибки, и, если они правы, не стесняйтесь согласиться с ними (В.А. Обручев).

    4. Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. Добрые чувства и эмоциональная культура – средоточие человечности (В.А. Сухомлинский).

    (Детям следует сказать, что в первом предложении, а именно в составе придаточного предложения Я ЗАЩИЩАЮ И ЭТОТ КЛОЧОК ЗЕМЛИ , «И» - это не сочинительный союз, а частица, поскольку не выполняет функцию сочинительного союза (не соединяет однородные члены предложения, не соединяет части сложного предложения, а даёт оттенок предложению, а именно оттенок усиления.

    Также с детьми следует обговорить отличие союза от союзного слова (предложение 3) КОТОРЫЕ).

    Проверьте по эталону!
    если


    1. придётся защищать свою страну), [то где-то в глубине сердца я буду знать], (я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть понимать прекрасное) (К. Паустовский).
      что

      когда

      и


    2. [Самые счастливые моменты нашей жизни – это те],

    (мы совершенно забываем о себе) (С. Вивекананда).

    1. [Будьте настойчивы, упорны, не упрямы]… [Помните],
      но

      что

      которые


    ( (на свете есть много умных людей), ( могут заметить у вас ошибки, , (они правы), [не стесняйтесь согласиться с ними] (В.А. Обручев).
    и

    если

    что


    1. [Опыт подтверждает], (добрые чувства должны уходить корнями в детство), [человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира]. [Добрые чувства эмоциональная культурасредоточие человечности] (В.А. Сухомлинский).
      а

      и


    Оцените свою работу!

    1. Этап включения в систему знаний и повторения.

    Работа с учебником.

    Упр. 326.

    Задание. Составьте предложения по схемам. Подчеркните в них основы.

    1. [ ], и [ ].

    2. [ ], если ( ).

    3. [ ], но [ ].

    4. [ ], потому что ( ).

    5. [ ], а [ ].



    1. Этап рефлексии деятельности на уроке

    - Посмотрите на таблицы, которые вы заполняли в начале урока.

    1. Пришли ли вы к тому, к чему стремились? Добились вы своей цели? Как? Каким способом?

    2. Какие получили результаты?

    3. Над чем ещё нужно поработать? Что трудно было на уроке?

    4. Где можно применить новое знание?

    5. Что на уроке у вас хорошо получилось? За что бы вы себе поставили «5»? «4»? «3»?

    6. Кому из вас ещё надо поработать над этой темой?

    - Домашнее задание:

    1. Упр. 325. (Упражнение для тех, у кого есть затруднения по теме).

    Задание. Выпишите, расставляя пропущенные запятые, сначала сложные предложения с сочинительными союзами, затем сложные предложения с подчинительными союзами. Подчеркните основы сложных предложений. Постройте схемы сложных предложений.

    2.Тест по типу ОГЭ.

    ОГЭ. Русский язык.
    Количество грамматических основ в предложении.

    Дополнительное задание: В данных предложениях графически обозначьте главные, независимые предложения (в квадратные скобки) и придаточные, зависимые предложения (в круглые скобки); подчеркните грамматические основы; союзы и союзные слова выделите в круги или овалы.

    1. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

    Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.

    Ответ:

    2. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

    Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли.

    Ответ:

    3. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

    Коров они успели вывести, а телёнок в самой дальней клети был закрыт – не подберёшься.

    Ответ:

    4. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

    Вот что я тебе скажу: из-за чужого человека ты хорошую цену упускаешь, ежели ты его не выставишь, потом ты горько пожалеешь!

    Ответ:

    5. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

    Сидя на подоконниках, разведчики смотрят, как мы двое едим, и глаза у них добрые.

    Ответ:

    6. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

    Краб был страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть бугры и колючки, какие-то швы, зубчатые гребешки.

    Ответ:

    7. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

    На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина.

    Ответ:

    8. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

    Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду.

    Ответ:

    9. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

    А тут проходили мимо старшеклассники, и все на него смотрели и спрашивали, чей он жених.

    Ответ:

    10. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

    Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами.

    Ответ:

    11.Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

    Мать поругивала Пашку за то, что он нагородил у колодца всяких палок, однако всё обходилось.

    Ответ:

    12. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

    Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд.

    Ответ:

    13. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

    Вам не надо – вы ухόдите, мне надо – я остаюсь.

    Ответ:



    14. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

    Лисапета, конечно, была неплохая девчонка, но, когда она появлялась, сразу хотелось съёжиться – так она суетилась и вращалась.

    Ответ:



    Список литературы:

    1. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС /А.В. Миронов. – Волгоград : Учитель, 2013. – 174 с.

    2. Русский язык : учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.]. – 31-е изд. – М. : Просвещение, 2009. – 223 с.

    3. Русский язык. 7 класс : поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова [и др.] / авт.-сост. С.Б. Шадрина. – 2-е изд. – Волгоград : Учитель, 2013. – 398 с.

    4. http://old.fipi.ru/ Источник материала для интерактивного теста: ОГЭ. Открытый банк заданий ОГЭ.

    5. Тесты на сайте «Русский язык для школьников». Санкт-Петербург. Недорезова М., Недорезова Е.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении»

    Скачать 142.42 Kb.