• Отличительные признаки «Капризности и упрямства»
  • Методы и приемы для профилактики капризов.
  • Что происходит сначала, а что потом
  • Что можно делать с этим предметом
  • Угадываем и загадываем.
  • Театр на пальцах
  • В машине
  • Рекомендаций, чтобы общение с малышом приносило радость а не истерики и слезы
  • параметры психического развития: Умение видеть учебную задачу
  • Способность освоить общий способ действия
  • Восприятие себя как субъекта деятельности
  • Внутренняя позиция школьника.
  • Интерес к взрослым и к сверстникам.
  • Интеллектуальная готовность
  • Подготовка к школе дома, в повседневной обстановке
  • Какое число я пропустила
  • Памятка для родителей будущих первоклассников Готовность к школе родителей
  • Что надо знать родителю о ребенке, который идет в школу
  • Ребенку нужны положитель­ные эмоции

  • Скачать 273.59 Kb.


    Дата29.05.2019
    Размер273.59 Kb.

    Скачать 273.59 Kb.

    Королевство кривых зеркал или все про капризы




    Королевство кривых зеркал  или все про капризы


    Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Иногда встречаются жалобы только на упрямство, иногда - только на капризы, а бывает - на то и другое. Они могут чередоваться у одного и того же ребенка в разном возрасте. Чаще всего упрямство проявляется у детей в резкой форме в 2,5-3 года, в дальнейшем поведение нормализуется, и лишь иногда наблюдается «вторая волна» упрямства в среднем дошкольном возрасте около 5 лет. Капризность же обычно развивается, начиная с 4 лет, и во многом определяет поведение ребенка в среднем и даже в старшем школьном возрасте.

    И упрямство, и капризы - две стороны одного и того же нарушения в поведении: у детей более сильных это выражается в упрямстве, у слабых - в капризах.

    Капризы могут быть случайными, а бывают и постоянными, однако они могут превратиться в привычную форму поведения.

    В чем отличие капризов от упрямства?


    Отличительные признаки «Капризности и упрямства»

    • Если упрямый ребенок проявляет свое упрямство только в ответ на поведение или требования родителей, то капризный начинает кукситься, ныть и плакать по любому поводу.

    • Если для упрямого ребенка самое главное – не уступить, а настоять на своем и если взрослый отстанет, махнет на него рукой, он будет только рад. То «ребенок капризуля» наоборот, скорее стремиться добиться большого внимания к себе.

    • У упрямого ребенка всегда, есть какое-то свое мнение, желание, цель, которой он добивается или которою он может с жаром отстаивать. Его любимое выражение «Я хочу». Капризный ребенок любит говорить «Я не хочу».

    • Капризный ребенок предпочитает последовательно отказываться от всего, что ему предлагают окружающие. Ему очень нравится быть в центре внимания

     Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности.

    Методы  и приемы  для профилактики капризов.
    Маленькие хитрости не принесут большого вреда, если вы уважаете ребенка и охраняете его интересы.

    1.       Если ребенок требует самостоятельности – не сопротивляйтесь. Лучше договоритесь, что малыш будет все делать сам- вымыть тарелку, одеться, почистить зубы, а вы поможете или потом проверить результат (например: мама выполняет роль  «Главная по тарелочкам» и др.). Во время такой проверки можно быстро переодеть ботинки, вычистить почищенные ребенком зубы, навести порядок после его уборки.

    2.       Есть дети, которые любят демонстрировать свои умения и навыки, особенно недавно приобретенные. Поэтому на них лучше уговоров и просьб поторопиться действует фраза: “Неужели ты умеешь сам это делать?”

    3.       Детей так часто поучают, наставляют, воспитывают, что малыши необыкновенно радуются просьбам о помощи, поступающим от взрослых: “Помоги мне найти дорогу домой (доесть фрукты, найти и собрать все игрушки, отнести покупки…)”

    4.       Хитрости за столом знакомы большинству родителей. Иногда достаточно попросить ребенка: “Ты только попробуй и можешь не есть”, чтобы на тарелке не осталось ни кусочка. Необходимый минимум питания можно обеспечить договором поедания определенного числа ложек (у нас по количеству лет). С детьми помладше пройдет хитрость “Суп можешь не есть, съешь только овощи, мясо и бульон”.

    5.       Многие необходимые дела удачно сочетаются с приятными действиями. Например, вместо пугающего указания парить руки или полоскать рот, можно попросить помыть в тазике игрушки и посоревноваться в пускании водяных фонтанов.

    6.       Мы, взрослые, часто руководствуемся своими целями, непонятными или неинтересными ребенку. А ведь совсем несложно каждый раз придумывать для него мотивацию, согласованную с нашими планами. Так нужно идти на прогулку не только для того, чтобы дышать полезным для здоровья свежим воздухом, но и для того, чтобы что-то узнать, увидеть, проверить. И домой возвращаться не только для того, чтобы пообедать и не нарушить режим, а по более веской причине – поставить в вазу собранный букет или смастерить поделку из найденных шишек. Например: прогулка «Охота за буквой».

    7.       Бывает, ребенок устал и капризничает, но отказывается ложиться в кровать. В этот момент с ним бесполезно вести беседы о пользе раннего засыпания. Лучше избежать прямой просьбы “иди спать” (зачем вам лишний скандал), а заманить ребенка в постель, уговорить прилечь на подушку, а там он быстро заснет. Очень важно, что спокойный ребенок, которого не заставляют сопротивляться и отстаивать свое право не спать всю ночь, и заснет быстрее.

    8.       Некоторые дети, не слишком любящие одеваться или причесываться, соглашаются это сделать, чтобы нарядиться. Только одежда и прическа должны соответствовать их представлениям о красоте.

    9.       Когда нужно на несколько минут удалить ребенка из комнаты (чтобы обсудить педагогические вопросы или, наоборот сделать что-то непедагогичное), можно отправить его в другое помещение, попросив посмотреть, сколько осталось пакетов сока, проверить, выключен ли свет или принести оставленную на журнальном столике посуду.

    10. Можно  придумать сказочных существ: если ребенок начинает капризничать - значит, на него напали "капризки", а если упрямится - "гнутики".  Пробежать  рукой по телу ребенка в поисках очередного такого "гостя", сделать  вид, что изловили его, и куда-нибудь выбрасывала ( в окошко, ведёрко и т.д ). Ребенок  переключается, даже сам иногда "снимает" с себя "капризку" или "гнутика" и выкидывает или отдает. 

    Игры – помощники
    Игры в общественных местах (поликлиника, поезд, автобус и т. д.)
    Что бывает... мягкое, круглое, острое, горячее, длинное, жидкое, ароматное, красное, холодное и т. д.? Если малыш не может придумать ответы, перечисляйте сами; старайтесь подбирать непохожие предметы. Например, мягкой может быть подушка, трава, хлеб или пижама.

    Что происходит сначала, а что потом? Предлагайте свои варианты: «Сначала мы просыпаемся, потом одеваемся, а затем завтракаем». Просите продолжить начатое предложение: «Сначала наступает весна, а потом…» Запутывайте малыша: «Сначала у кошки рождается котенок, а потом из него вырастает черепашка». Меняйтесь ролями или фантазируйте вместе.

    Что будет, если…? Игра также помогает развивать логику и находить причинно-следственные связи. Например, что будет, если наступит зима? Мы будем теплее одеваться, на улице выпадет снег, будет рано темнеть, можно кататься с горки, играть в снежки и т. д.

    Что можно делать с этим предметом? Например, с мячиком можно играть, катать, кидать, пинать ногой или ловить.

    Кто что делает? Например, солнце, лампа, фонарь, прожектор и фары светят. Или наоборот,  солнце   светит, греет, печет, сияет, садится и т. д.

    Еще варианты игр:  что внутри?  что снаружи? кто больше? что где лежит? кто это? Их удобство в том, что родителям не нужно никаких дополнительных средств: книжек, бумаги с ручкой или игрушек — и отвлекать ребенка таким способом можно не только в очереди к врачу, но и на прогулке, по дороге в детский сад, в машине или в транспорте.

    Угадываем и загадываем. Описываем что-то или кого-то из вашего окружения, а малыш должен угадать, после чего угадывать начинаете вы.

    Монетный двор. Можно посчитать мелочь из  кошелька  мамы.

    Театр на пальцах. Если к сумке завалялась ручка, то можно на пальчиках малыша или своих нарисовать забавные рожицы.

    Оригами. Если нашелся листик бумаги можно попробовать себя в оригами, можно сделать обыкновенный кораблик или лодочку. А еще интереснее будет раскрасить его ручкой

    Ну и конечно же, часто выручают книжка или любимая игрушка.


    В машине:


    1. Насчитать  пять  красных…синих…зеленых… машин едущих навстречу или

    грузовиков. 


    2. Хлопать в ладоши, когда едет (то, что загадали)
    3. Найти 1-20 предметов загаданного цвета (можно добавить в салоне или на улице… движущихся  или  нет)
    4. Назвать у чего есть колеса – кто последний назвал - тот проиграл
    5. Цвета -  желтый - лимон, солнце…  Кто последний - проиграл
    6. Загадывать зверя и надо наводящими вопросами отгадать, кто загадан.
    7. Играем в определенную букву. Необходимо ответить надо на вопросы: 

    - если я был на букву  К как бы тебя звали? - меня бы звали Катя,

    - что б ты ела – котлеты,
    - кто б у тебя жил дома – кот, крот…или кит,

    - кем бы ты работала.. космонавтом,


    - чтоб ты все время делала – кувыркалась
    (вопросы свои можно придумывать.. условие одно все слова на заданную букву, чем глупее ответы, тем смешнее).

    8. Автобусы и грузовики. Понадобятся цветные учетные карточки с буквами А и Г. Разложить в отдельные пакеты. Когда ребенок видит автобус или грузовик он кладет в коробку карточку с буквой А или Г.

    9. Охота на букву. Объявляется буква дня. Она кладется в карман (магнитик или кубик с данной буквой). Задание: выискивать букву в заголовках на зданиях, рекламах и т.д.

    10. Сколько раз попалась буква. 



    Рекомендаций, чтобы общение с малышом приносило радость
    а не истерики и слезы

    1.       Хвалите ребенка. Если он будет понимать, что он хороший для Вас, то это станет основой его хорошей самооценки.

    2.       Если ребенок к Вам обращается, отвлекитесь и выслушайте его. На это Вы потратите около 1 минуты, но Ваш малыш будет чувствовать, что нужен Вам!

    3.       Интересуйтесь тем, что делает Ваш ребенок. Так он поймет, что интересен Вам.

    4.       Если Вы действительно очень заняты, сообщите об этом малышу. Скажите ему, что Вам очень важно сделать сейчас какую-либо работу. Но как только Вы закончите, то обязательно вместе займетесь тем, что он очень любит. Чтобы не потерять доверие ребенка обязательно выполните свое обещание!

    5.       Говорите ему о том, что Вы его любите. Эти слова не просто приятно слышать, они очень важны для хорошего психологического самочувствия ребенка.

    6.       Обнимайте малыша. Так он понимает, что находится под защитой близких для него людей.

    7.       Выберите всего лишь час в день на то, чтобы быть это время с ребенком: играть, рисовать, читать сказки, лепить и др. Это позволит Вам выделить достаточно много времени на выполнение своих дел в течение дня.



     



    Что же такое психологическая готовность к школе и можно ли ее сформировать?


    Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития:

    • Умение видеть учебную задачу, принимать её. Это первый показатель готовности к школе. Когда учитель пытается объяснить детям смысл умножения на примере выложенной плитками кухни, а дети начинают задавать вопросы о цвете плитки, о магазине в котором плитку купили, о том, какая машина столько плитки привезла и т. п. , это значит: они не могут принимать учебную задачу, не видят её. Почему? потому что они не готовы к школьному обучению.

    • Способность освоить общий способ действия.

    Он способен охватить ситуацию целиком, её смысловую составляющую. Дошкольник же на его месте будет действовать формально. Вот пример. На одном занятии в детском саду воспитательница написала на доске пример: «5-3». Дети должны были придумать задачу по этой записи. И один мальчик задачу придумал: «У мамы было пять ножниц. Три она взяла и съела. Сколько ножниц осталось?» Опускаем характеристику мальчика. Интересно, что ответили другие дети. Они ответили: «осталось двое ножниц». На полном серьёзе. Никто не засмеялся. Ну, и действительно. Пять – это три и два. Три убрали, два осталось. Умеют считать эти малыши? Умеют. Готовы к школе? Не готовы.

    • Восприятие себя как субъекта деятельности, появление специфической самооценки.

    Проводилось исследование самооценки у дошкольников и младших школьников. Для этого использовался ряд сюжетных картинок. Например, на картинке изображалась горка. По ней на лыжах съезжает мальчик. А на следующей картинке этот мальчик лежит в сугробе, лыжи в разные стороны торчат. Или девочка поднимает ведро с водой. А на другой картинке ведро упало, вода разлилась. Детям задаётся вопрос: «Почему так вышло? В чём причина неудач?» Что отвечают дошкольники? Горка крутая, ведро тяжёлое. А школьники? Мальчик не очень хорошо умеет кататься на лыжах. Девочка недостаточно сильная, чтобы ведро поднять. Но мальчик, добавляют они, потренируется и научится съезжать. Девочка тоже подрастет, и обязательно с ведром будет справляться. О чём это свидетельствует? О разном подходе к жизни.

    • получение опыта, знания важнее, чем процесс игры

    Дошкольник живёт в игровом пространстве. Его интересует сюжет, но совершенно не интересует процессуальная сторона деятельности. Казалось бы, это парадокс: ведь дошкольник и мыслит-то, только что-нибудь делая. Но он не рефлексирует способы своей деятельности. Если задача у него не получается, дошкольник скажет: «А я как будто сделал!».

    Для школьника получение опыта, знания важнее, чем процесс игры. Даже если задание предлагается в игровой форме, то дошкольник легко увлекается игрой и забывает, что собственно от него требовалось в задании, а школьник должен уметь уже сохранять свой интерес к задаче.



    • Внутренняя позиция школьника.

    Ребенок отчетливо заявляет о своем желании пойти в школу и быть школьником. Он считает, что став школьником он получит преимущества статуса и такое новое положение дел для него желанно.

    • Произвольность.

    Ребенок способен выполнять действия произвольно, то есть, не по первому побуждению, а по инструкции, с волевым усилием. Основу создает произвольная концентрация внимания, без которой невозможно никакое успешное обучение.

    • Интерес к взрослым и к сверстникам.

    Если ребенку интересно, чем это занимаются другие взрослые, не из его ближайшего окружения, и он хочет общаться с детьми, которых встречает на улице, в кружках и пр., а не только со своими товарищами по садику, то это благоприятный признак для его готовности к школе.

    • Самооценка.

    Некоторые авторы полагают, что ребенок должен уже прийти в школу с адекватной самооценкой. Другие считают, что в возрасте 6-7 лет самооценка ребенка может еще и не быть адекватной, но должна быть положительная тенденция к ее формированию – в виде различения ребенком собственной оценки себя и его оценки окружающими, а также понимание возможности различных оценок одного и того же человека.

    • Интеллектуальная готовность – это как раз то, что измеряют при помощи тестов при поступлении в школу.

    • Самостоятельность.

    В школе ребенку приходится во многих ситуациях принимать решения, действовать на свой страх и риск – начиная от выбора с кем за руку пойти в столовую и заканчивая выбором участвовать или нет в конкурсах и олимпиадах. Для него эти решения ничуть не менее ответственны и сложны, чем для нас наши «взрослые» самостоятельные решения. Важно, чтобы ребенок имел подобный опыт самостоятельности, не пасовал перед выбором и мог четко определить, что ему нужно. Также навыки самообслуживания существенно способствуют самостоятельности ребенка на первый период адаптации к школе – ребенок, который не может абсолютно самостоятельно одеться, собрать портфель, следить за своими личными вещами и за порядком на парте, в портфеле и в дневнике, сразу же оказывается в невыигрышном положении. Поэтому, обучая его навыкам аккуратности и самообслуживания, мы косвенно способствуем и его успешной учебе.

    Подготовка к школе дома, в повседневной обстановке

    Не зря математику называют «Царица наук». Изучение математики способствует формированию логики, которая является основой успешного обучения. Математика в повседневной домашней жизни встречается всюду. Важно ненавязчиво, в игровой форме, привлекать внимание ре­бенка к таким предметам, которые в обычных условиях его не интересуют. Их можно включить в игровое пространство. В игре ребенок начинает незаметно для себя решать учебные задачи.



    Посчитаем.

    Утром спросите у ребенка, сколько щеточек стоит в стаканчике в ванной комнате? Почему? (Нас трое и щеток три.) Какая щетка самая большая? Сели завтракать. Спросите, чего на столе больше, вилок или ложек? Сколько чашек? Положи в каждую чашку по чайной лож­ке. Чего больше, чего меньше? Пришли в поликлинику. У кабинета врача большая очередь. Чтобы отвлечься от скучного ожидания, можно предложить логи­ческие задачки.

    • Дети лепили снежную бабу. После прогулки на батарее сохло 8 мокрых варежек. Сколько было детей?

    • Из дупла выглядывало 6 беличьих хвостиков. Сколько белок сидело в дупле?

    • Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка вытянули репку. Сколько глаз увидело репку?

    • Бревно распилили на три части. Сколько сделали распилов?

    • Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе?

    У кого больше...

    ...лап — у кошки или попугая? ...хвостов — у собаки или лягушки? ...ушей — у мышки или свинки? ...глаз — у змеи или крокодила?



    Какое число я пропустила?

    Взрослый называет ряд чисел в быстром темпе от 1 до 20, от 7 до 16. Пропускается одно из чисел. Ребенку надо назвать пропу­щенное.



    Что выше?

    Дом или забор? Слон или крокодил? Стол или стул? Горка или песочница? Грузовик или легковая машина?



    Назови число

    Назови число от 3 до 7, от 9 до 12, от 14 до 5. Какое число стоит перед 16? Какое число стоит после 8?

    Если к моему числу прибавить 1, то получится 10. Какое число я задумала?

    Я к числу 3 прибавила 1 и вычла 1. Сколько стало?



    Истинно или ложно

    В математике есть понятия истинное высказывание и ложное высказывание. Истинно ли мое высказывание? Все кошки полосаты. Я такая сильная, что могу поднять слона. Заяц съел на обед волка. На яблоне выросли бананы. На елке сливы не растут.



    Домашние игры

    Дома можно между делами вовлекать ребенка в следующие игровые упражнения.

    • Который по счету? На полке стоят игрушки. Кто стоит пер­ 
    вым? Третьим? Кто стоит между вторым и четвертым? Кто второй 
    справа? Кто самый высокий? Кто самый низкий? Если мы их 
    повернем так, чтобы они смотрели в правую сторону, кто теперь будет первым? Пятым?

    • Игра с палочками. Можно поиграть со счетными палочками, спичками или зубочистками, предварительно отломив у спичек головки с серой. Выложи фигуру, как у меня.

    Переложи две спички так, чтобы образовалось пять равных квад­ратов.

    Выложи такую же фигуру.

    Убери две спички, чтобы получилось четыре одинаковых квадрата.

    Убери две спички, чтобы получилось четыре одинаковых квадрата.

    Выложи такую же фигуру.

    Сколько квадратов я сейчас выложила? (Четыре.) Убери одну спичку, чтобы их стало три.



    Игры на состав числа

    Одной из наиболее трудных и значимых тем по математике является состав числа из двух меньших чисел. Можно в игровой форме закреплять знания по этой теме.

    ¦ Упражнение с орешками. Возьмите шесть орешков. Зажмите в одной руке два, а в другой четыре. Варианты задания: 3 и 3, 1 и 5. Покажите ребенку, сколько в одной руке орешков, пусть он сам догадается, сколько в другой. Накройте несколько орешков ста­канчиком. Сколько видно? Сколько под стаканчиком?

    Квадраты Никитина

    Для развития логического мышления очень полезно предлагать детям различные головоломки, например, игры «Танграм», «Монгольская игра». Можно купить «Квадраты Никитина», они бывают разного уровня сложности, можно сделать их самим. Для этого надо вырезать квадрат со стороной не менее 10 см , разрезать его на не­сколько частей, а затем вместе с ребенком сложить его в целый.



    Памятка для родителей будущих первоклассников


    Готовность к школе родителей

    Родителям важно понять и решить для себя, смогут ли они:

    • помогать ребенку и не сер­диться;

    • не кричать, принимать спо­койно все так, как есть;

    • не унижать, не обижать;

    • не сравнивать с другими сво­его ребенка;

    • не наказывать без явной при­чины, а лишь потому, что вы не в духе.



    Что надо знать родителю о ребенке, который идет в школу:

    • он еще живет в дошкольном детстве: мире игр и игрушек, мире свободного времени;

    • он не совсем готов к тому, что ему со всех сторон будут гово­рить «надо», «должен»;

    • его работоспособность — 5—20 мин, затем нужен отдых или переключение на другой вид деятельности;

    • ему непривычно будет быть «одним из многих»;

    • он будет более подвержен за­болеваниям;

    • ему обязательно нужен све­жий воздух после занятий и движения;

    • ему в первое время обучения необходимо, чтобы рядом была мама: проводить в шко­лу, встретить, когда он дела­ет уроки, и т.д.



    Ребенку нужны положитель­ные эмоции:

    • ребенок ждет от вас похвалы;

    • главное для него — понима­ние, любовь, доверие, забота.


    Поведение родителей по отношению к ребенку, который идет в школу:

    • старайтесь в выходные сде­лать что-то интересное с ре­бенком;

    • не забывайте заглядывать в ранец своего ребенка;

    • постарайтесь заранее научить его открывать и закрывать дверь;

    • научите ребенка аккуратно вешать школьную форму;

    • все бытовые дела с ним по­пробуйте «отрепетировать» заранее;

    • берегите психику ребенка;

    • будьте сдержанны в своих эмоциях;



    • не забывайте о школьных праздниках, ребенок должен быть красиво и празднично одет;

    • дайте ребенку возможность почувствовать себя счастли­вым и умеющим.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Королевство кривых зеркал или все про капризы

    Скачать 273.59 Kb.