Скачать 25.55 Kb.


Дата19.05.2017
Размер25.55 Kb.

Скачать 25.55 Kb.

Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников



Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников

http://igrushka-plus.ru/img/products/00000473/00001363.0.jpg

С каждым годом увеличивается количество детей с тяжёлыми речевыми патологиями (общее недоразвитие речи, алалия, дизартрия). Нарушение слоговой структуры - одно из основных нарушений в структуре дефекта их речевого развития. Проявляется:

- в сокращении или, наоборот, добавлении количества слогов: «мон» вместо лимон, « абика» вместо клубника, «яска» вместо коляска»;

- изменении структуры слога (уподобление одного слога другому - «баман» вместо банан; сокращение стечения согласных – «тов» вместо стол; вставка согласных в слог - лимонт вместо лимон);

- нарушения последовательности слогов ( «потоля» вместо тополя);

- нарушения ударения или ритма слова.
Одна из основных характеристик в нарушении слоговой структуры - это ритм речи.

Что же такое ритм? Существуют два вида ритма: музыкальный - чередование и соотношение во времени звуков и пауз одинаковой или различной длительности, и речевой ритм на уровне слова, в котором обязательны наличие ударения и отсутствие пауз в словах.

Конечно, любая работа над ритмом, том числе и музыкальном, полезна для детей с алалией. Даже при совершенствовании мелкой и общей моторики ( которые практически всегда нарушены у детей с ОНР и алалией) необходимо как можно больше уделять внимание упражнениям, ритмизирующим деятельность детей. Это могут быть упражнения со спортивным инвентарём, выполняемые под счёт, бег под музыку, пальчиковая гимнастика, включающая определённые движения на ударные слоги. Такой работой занимаются и воспитатели, и инструктор по физвоспитанию и музыкальный работник.

В основе работы над речевым ритмом на уровне слова лежит прохлопывание слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком. При произнесении и одновременном прохлопывании слов их следует произносит без пауз между слогами.

Например, слово сани мы произносим не са-ни (между слогами пауза, все слоги одинаковой громкости и длительности,хлопки одинаковой силы), а сАни ( без пауз, слог сА произносится более длительно и громко; громкий хлопок, тихий хлопок).

Аналогично слова: машина - не ма-ши-на, а машИна, слог шИ произносится более длительно и громко; тихий хлопок, громкий хлопок, тихий хлопок:молоко - не ма-ла-ко и не мо-ло-ко, а малакО ( без пауз, слог кО произносится более длительно и громко; два тихих хлопка, один громкий. Прохлопывание слов именно таким способом, помимо отработки слоговой структуры, способствуют более лёгкому выделению детьми ударных слогов на занятиях по обучению грамоте.

Прежде чем начинать работу над словами, необходимо научить ребёнка хлопать тихо и громко, хлопать один раз и много раз.

Когда ребёнок справляется с такими заданиями, можно перейти к произнесению с одновременным прохлопыванием звукосочетаний разного ритма, состоящих из одинаковых повторяющихся слогов (например папА, пАпа, татА, тАта, хахА, хАха, мамА, мАма ; пАпапа,папАпа, папапА и т.п.



Только после того, как будут отработаны звукосочетания разных ритмов со звуками раннего онтогенеза, можно перейти к работе над словом.

Если на каком - либо этапе ребёнок не может самостоятельно прохлопать слово или звукосочетание, нужно взять его ладони в свои руки и прохлопать, проговаривая вместе с ним.

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников

Скачать 25.55 Kb.