• Краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивно-адаптивная школа
  • Содержание I.
  • Характеристика избранного вида спорта, его отличительные особенности
  • Структура системы многолетней подготовки (этапы, периоды)
  • Особенности организации обучения
  • Минимальный возраст обучающихся для зачисления на обучение и минимальное количество обучающихся в группах



  • страница1/23
    Дата28.11.2018
    Размер4.35 Mb.
    ТипПояснительная записка

    Краевое государственное бюджетное учреждение


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

    ПРИНЯТО

    Педагогическим советом

    Протокол № 01

    от «29» августа 2014 г.




    УТВЕРЖДЕНО

    Приказом № 165

    от «01» сентября 20 14 г.




    Краевое государственное бюджетное учреждение

    дополнительного образования

    «Детско-юношеская спортивно-адаптивная школа

    «Центр адаптивного спорта»
    Дополнительная предпрофессиональная программа

    в области физической культуры и спорта

    «Спорт глухих»

    Нормативный срок освоения программы 8(9) лет

    г. Красноярск

    2014г.


    Разработчики программы:
    Арестархова Н.В., инструктор методист КГБ УДО «ДЮСАШ-ЦАС»

    Содержание


    I.

    Пояснительная записка

    5

    1.1.

    Характеристика избранного вида спорта, его отличительные особенности

    6

    1.2.

    Структура системы многолетней подготовки (этапы, периоды)

    6

    1.3.

    Особенности организации обучения

    7

    1.4.

    Минимальный возраст обучающихся для зачисления на обучение и минимальное количество обучающихся в группах

    8

    II.

    Учебный план

    10

    III.

    Методическая часть Программы

    17

    3.1.

    Требования техники безопасности в процессе реализации Программы

    17

    3.2.

    Методика работы по предметным областям

    18

    3.2.1.

    Теория и методика физической культуры и спорта

    18

    3.2.2.

    Общая физическая подготовка

    19

    3.2.3.

    Избранный вид спорта

    24

    3.2.4.

    Другие виды спорта и подвижные игры

    27

    3.2.5.

    Соревновательная деятельность

    28

    3.2.6.

    Самостоятельная деятельность

    29

    3.3.

    Содержание подготовки по этапам (периодам) обучения в спортивных дисциплинах:

    29




    Волейбол

    29




    Каратэ

    56




    Легкая атлетика

    78




    Плавание

    101




    Тхэквондо

    123

    IV.

    Система контроля и зачетные требования Программы

    146

    4.1.

    Требования к результатам освоения Программы, выполнение которых дает основание для перевода обучающегося в дальнейшем на программу спортивной подготовки

    147

    4.2.

    Комплексы контрольных упражнений для оценки результатов освоения Программы

    149

    4.3.

    Методические указания по организации промежуточной (после каждого этапа (периода) обучения) и итоговой (после освоения Программы) аттестации обучающихся

    151

    4.3.1.

    Нормативы общей физической подготовки

    152

    4.3.2.

    Оборудование и спортивный инвентарь, необходимый для прохождения обучения по предпрофессиональной программе подготовки

    155

    4.3.3.

    Спортивный инвентарь, передаваемый в индивидуальное пользование

    159

    V.

    Перечень информационного обеспечения Программы

    163

    5.1.

    Нормативно-методические документы

    163

    5.2.

    Список литературы

    164

    5.3.

    Перечень аудиовизуальных средств

    165

    5.4.

    Перечень Интернет-ресурсов

    166



    1. Пояснительная записка

    Дополнительная предпрофессиональная программа в области физической культуры и спорта «Спорт глухих» (далее – программа «Спорт глухих», ДПП «Спорт глухих») разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам (далее ФГТ), утвержденными приказом Министерства спорта Российской Федерации от 12 сентября 2013 года № 730, с учётом федеральных стандартов спортивной подготовки по виду спорта «Спорт глухих», утвержденными приказом Министерства спорта Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. № 70 (далее – СФССП).

    Дополнительная предпрофессиональная программа в области физической культуры и спорта «Спорт глухих» определяет содержание, организацию, условия образовательного процесса в краевом государственном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детско-юношеская спортивно-адаптивная школа «Центр адаптивного спорта» (далее – «ДЮСАШ-ЦАС»).

    Программа «Спорт глухих» составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:

    отбор одаренных детей;

    физическое образование, воспитание и развитие детей;

    формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в избранном виде спорта;

    подготовку к освоению этапов спортивной подготовки, в том числе в дальнейшем по программам спортивной подготовки;

    подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;

    организацию досуга детей и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни.

    Цели программы: создание условий для получения знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида спорта) для детей-инвалидов, отбор одаренных детей и подготовка их к освоению этапов спортивной подготовки.

    Основными задачами реализации Программы являются:

    формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;

    формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;

    формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;

    выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.



      1. Характеристика избранного вида спорта,

    его отличительные особенности

    Сурдлимпийский спорт – составная часть спорта, сложившаяся в форме специальной теории и практики подготовки лиц с поражением слуха к спортивным соревнованиям и участия в них с целью физической реабилитации, социальной адаптации и интеграции, формирования здорового образа жизни и достижения спортивных результатов на базе создания специальных условий.

    Спорт глухих – официально признанный вид спорта в Российской Федерации.

    В него входят следующие спортивные дисциплины:

    циклические, скоростно-силовые (легкая атлетика, велоспорт, плавание, зимние: лыжные гонки, горные лыжи, сноуборд);

    игровые (бадминтон, боулинг, настольный теннис, теннис);

    командно-игровые (водное поло, гандбол, футбол мужской и женский, баскетбол, волейбол, пляжный волейбол, зимние: хоккей и керлинг);

    спортивные единоборства (борьба вольная, греко-римская, дзюдо, каратэ, тхэквондо;

    осуществляемые в природной среде (спортивное ориентирование);

    стрелковые (пулевая стрельба).

    В методической части программы излагается содержание и методика работы по предметным областям, этапам (периодам) спортивной подготовки с учетом особенностей спортивных дисциплин.


      1. Структура системы многолетней подготовки (этапы, периоды)

    Реализация программы осуществляется на следующих этапах (периодах) спортивной подготовки:

    этап начальной подготовки – до 3 лет.

    тренировочный этап (период базовой подготовки) – до 2 лет.

    тренировочный этап (период спортивной специализации) – до 3 лет.

    Система многолетней спортивной подготовки представляет собой единую организационную систему, обеспечивающую преемственность задач, средств, методов, форм подготовки спортсменов всех возрастных групп, которая основана на целенаправленной двигательной активности:

    оптимальное соотношение процессов тренировки, воспитания физических качеств и формирования двигательных умений, навыков и различных сторон подготовленности;

    рост объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постоянно изменяется;

    строгое соблюдение постепенности в процессе наращивания нагрузок;

    одновременное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого.


      1. Особенности организации обучения

    Срок освоения дополнительной предпрофессиональной программы «Спорт глухих» для детей, поступивших в образовательное учреждение, составляет 8 лет.

    Срок освоения дополнительной предпрофессиональной программы «Спорт глухих» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта, может быть увеличен на один год и составляет 9 лет.

    Образовательное учреждение имеет право реализовывать дополнительную предпрофессиональную программу «Спорт глухих» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ.

    При организации тренировочного процесса с глухими и слабослышащими спортсменами необходимо учитывать, что у обучающихся основной дефект сопровождается рядом вторичных отклонений со стороны двигательной сферы, функциональных систем организма, здоровья в целом. Отсутствие слуха, недостаточное развитие речи создают определенные трудности при обучении физическим упражнениям. Поэтому в работе с глухими спортсменами особая роль отводится показу, который необходимо сочетать с доступными для них объяснениями посредством жестовой, тактильной, устной и письменной речи.

    Особенностями построения образовательного (тренировочного) процесса является:

    построение процесса спортивной подготовки, направленного на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека;

    направленность на коррекцию основного дефекта (сенсорных систем, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата и других), коррекцию сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, обусловленных основным дефектом, с помощью физических упражнений и других немедикаментозных средств и методов;

    профилактика сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений;

    обучение жизненно и профессионально важным знаниям, умениям и навыкам, развитие и совершенствование физических и психологических качеств и способностей.

    Основными формами организации образовательного (тренировочного) процесса являются:

    групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия;

    работа по индивидуальным планам;

    тренировочные сборы;

    участие в спортивных соревнованиях и иных мероприятиях;

    инструкторская и судейская практика;

    медико-восстановительные мероприятия;

    медицинское тестирование и контроль.


      1. Минимальный возраст обучающихся для зачисления на обучение

    и минимальное количество обучающихся в группах

    Прием детей на обучение по дополнительной предпрофессиональной программе «Спорт глухих» проводится на основании результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы способности в области физической культуры и спорта, в порядке, установленном Минспортом России по согласованию с Минобрнауки России. На этап совершенствования спортивного мастерства поступление обучающихся не предусмотрено.

    Группа степени функциональных возможностей, к которой относится обучающийся, определяется образовательным учреждением в зависимости от степени функциональных возможностей, требующихся для занятий видом спорта.

    К III группе степени функциональных возможностей относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничены незначительно, в связи с чем, они нуждаются в относительно меньшей посторонней помощи во время занятий или участия в соревнованиях.

    Численный состав обучающихся в группах обусловлен видом и тяжестью инвалидности (отклонения в состоянии здоровья), возрастными и половыми особенностями обучающегося, этапом подготовки, видом спорта и другими факторами.

    Рекомендуемые параметры по наполняемости тренировочных групп

    Таблица 1


    Этапы спортивной подготовки

    Продолжи-тельность этапов

    (в годах)


    Мини-мальный возраст для зачисления в группы (лет)

    Периоды спортивной подготовки


    Наполня-емость групп (человек)




    Волейбол

    мужчины, женщины



    Этап начальной подготовки

    до 3 лет

    9

    До года

    12


    Свыше года (второй и третий год)

    12


    Тренировочный этап (период базовой подготовки)

    до 2 лет

    12

    первый год

    10

    Второй год

    8

    Тренировочный этап (период спортивной специализации)

    до 3 лет

    12

    3 год

    6

    Четвертый и последующие годы

    6

    Каратэ

    мужчины, женщины



    Этап начальной подготовки

    до 3 лет

    9-12

    До года

    10

    Свыше года (второй и третий год)

    10

    Тренировочный этап (период базовой подготовки)

    до 2 лет

    10-17

    первый год

    8

    второй год

    8

    Тренировочный этап (период спортивной специализации)

    до 3 лет

    10-17

    3 год

    6

    Четвертый и последующие годы

    5

    Легкая атлетика - бег на короткие дистанции,

    легкая атлетика - бег на средние и длинные дистанции, легкая атлетика – метания, легкая атлетика - прыжки

    мужчины, женщины


    Этап начальной подготовки

    до 3 лет

    9

    До года

    10

    Свыше года (второй и третий год)

    8

    Тренировочный этап (период базовой подготовки)

    до 2 лет

    11

    первый год

    6

    второй год

    5

    Тренировочный этап (период спортивной специализации)

    до 3 лет

    11

    3 год

    5

    Четвертый и последующие годы

    4

    Плавание

    мужчины, женщины



    Этап начальной подготовки

    до 3 лет

    7

    До года

    10

    Свыше года (второй и третий год)

    8

    Тренировочный этап (период базовой подготовки)

    до 2 лет

    9

    первый год

    6

    второй год

    5

    Тренировочный этап (период спортивной специализации)

    до 3 лет

    9

    3 год

    5

    Четвертый и последующие годы

    4

    Тхэквондо

    мужчины, женщины



    Этап начальной подготовки

    до 3 лет

    9-12

    До года

    10

    Свыше года (второй и третий год)

    10

    Тренировочный этап (период базовой подготовки)

    до 2 лет

    10-17

    первый год

    8

    второй год

    8

    Тренировочный этап (период спортивной специализации)

    до 3 лет

    10-17

    3 год

    6

    Четвертый и последующие годы

    5

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Краевое государственное бюджетное учреждение