• ЧЕРНАЯ РАМЕНЬ
  • СТРОИТЕЛЬСТВО И БЛАГОУСТРОЙСТВО ПОСЕЛКА ГИДРОТОРФ
  • Сказки, предания, легенды БАЛАХНА
  • НИЖНИЙ НОВГОРОД



  • Дата18.05.2018
    Размер2.79 Mb.

    Край любимый и родной (Из истории родного поселка)



    Край любимый и родной
    (Из истории

    родного поселка)

    До 1924 года деревни Сергеевка, Горшиха, Федотиха значились Кубенцевской волости Городецкого уезда. С 1924 года они перешли в состав Балахнинского рабочего района, Кубенцевского сельсовета, а с 1929 года в состав Балахнинского района. Население деревень Сергеевки, Федотихи и Горшихи значительно увеличилось со времен строительства Горьковской ГЭС (г.Заволжье). Из затопляемых районов Нижегородской и Ивановской областей в эти деревни хлынул поток переселенцев. В настоящее время вошедшие в 1932 году в состав Гидроторфского поссовете деревни стали называться улицами поселка Гидроторф.



    ХАРЕНКА

    Смысл этого слова не понятен и неизвестно, откуда оно произошло. Предание на этот счет молчит. Известно только, что задолго до революции 1917 года этот край под названием «Черная Рамень» люди начали заселять, и началось это заселение с того, что богатые люди, жившие в ту пору в Нижнем Новгороде, стали расширять свои владения.

    В 1872 году Нижегородский купец Потопаев М.С. купил Харенское имение, принадлежавшее Марии Петровне Бетлинг.

    До установления Советской власти в здешних местах, перед выездом в деревню Харенку на столбе красовалась табличка с надписью «Деревня Харенка, помещицы, надворной советницы Марии Петровны Бетлинг, 19 дворов, 28 душ».

    Предание также гласит, что другой богач нижегородский, Ламонов, будто бы выиграл в карты шесть семей у какого-то помещика и поселил их в деревне Харенке. От этих семей и пошли фамилии в деревне: Окуневы, Левашовы, Корчагины, Новожиловы и другие.ъ

    Здесь же Ламонов построил свое имение, ставшее называться Барским. На краю деревни Харенка (теперь улица Совхозная) на берегу озера он построил трехэтажный деревянный дом, а на острове озера дачу.Из предания также следует, что вместе с тестем Ламонов построил мельницу. Эта мельница стояла при слиянии речек Ржановки и Железницы за деревней Харенка.



    ЧЕРНАЯ РАМЕНЬ

    К югу-западу от Балахны протянулись на десятки километров бывшие «гиблые места» Черной Рамени, так прозвал народ эти болотистые трясины, в которых зачастую погибали заблудившиеся смельчаки.


    СТРОИТЕЛЬСТВО И БЛАГОУСТРОЙСТВО ПОСЕЛКА ГИДРОТОРФ

    Начало строительства рабочего поселка Гидроторф тесно связано с первым приездом на Чернораменские болота сезонных торфяных рабочих. Для их размещения требовалось жилье. С сентября 1921 года строительство домов началось на западной окраине деревни Харенка, на пустующей заболоченной местности. Эта застройка называлась 1-ым поселком.


    С 1945 года на строительных работах трудились плененные немцы. Кроме того, привлекались к этим работам и советские воины, побывавшие в плену у немцев, а затем освобожденные из плена и осужденные за сдачу в плен к различным срокам заключения. Была такая группа русских военнопленных, освобожденная из фашистского плена в Норвегии. Жили эти военнопленные в бараках на поселке под названием «Особый».

    Сказки, предания,

    легенды


    БАЛАХНА
    Балахну основали братья Плесянычи, жители заштатного города Костромской губернии Плеса.

    В очень давние времена жили в этом городе два брата. Плесянычи занимались судовым промыслом, плавали на своих судах в низовьях Волги. Раз они плыли на своем судне, и судно у них поломалось. Это обстоятельство и заставило их пристать к правому берегу Волги, около устья реки Железницы, или Истечи. Меньшой брат из Плесянычей пошел отыскивать для срубки дерево, годное для починки судна, и увидел яму с водой, окраины которой побелели и искрились на солнце. Это заинтересовало младшего из Плесянычей, и он попробовал воду. Она оказалась соленою. Тогда он отправился на судно, взял котелок, зачерпнул из загадочной для него ямы воды и стал кипятить ее. Вода, выпариваясь, становилась все солонее и солонее.

    - Эй, смотри, братец, лиха какого бы не было, живота бы тебе не положить здесь, - говорил старший брат младшему.

    Но младший брат не обращал внимания на слова старшего, продолжал кипятить воду и пробовать ее, пока она не превратилась в соль.

    Обрадовались братья, старший и трусить перестал – принялись думу думать: что им теперь делать? Наконец порешили: держать свое открытие в секрете, а после путины перебраться из Плеса к соли.

    Так они и сделали, перебрались сюда тем же летом с женами и домочадцами, построили себе дома и варницы и таким образом положили основание «Балахнинскому усолью». И разбогатели они, говорит легенда, и разбогатели бы еще больше, но их поселение не могла укрыться от окрестных жителей, для которых и самый промысел Плесянычей стал не тайной. Народ начал стекаться в эти места со всех сторон. Братья Плесянычи сперва встречали было новых пришельцев дубьем, но потом должны были наконец уступить численности пришельцев, войти с ними в переговоры и из единственных владельцев соли сделаться пайщиками. Балахнинское усолье стало и людно, и шумно, как торговое место.


    ЛИТЕРАТУРА:

    Кума-Чародейка. Нижегородские сказки, предания и легенды. / Сборник: Составители Ю.М.Медведев, В.Н.Блохин. – Нижний Новгород: «Русский купец», 1993. – 400с.




    Солевые колодцы Балахны

    НИЖНИЙ НОВГОРОД
    Иван Грозный, его приближенные и основное войско шли от Казани на стругах по Волге. Поволжские жители встречали московского царя с большой радостью и ликованием. Из уст в уста передавалась весть, что Казань покорена. 19 октября 1552 года Иван Грозный «пригреб» в Нижний Новгород. В Нижний прибыли из Москвы встречать победителя царства Казанского послы царицыны и митрополичьи.

    Предание рассказывает, что едва заметили в Нижнем ладьи царские, как загудел колокол Преображенской колокольни, тот самый колокол, который полтораста лет тому назад известил о падении Нижегородского княжества, но тогда он гремел зловещим набатом, а теперь с его звоном слился веселый перезвон колоколов со всех нижегородских церквей. Как тогда, так и теперь он возвещал торжество Москвы, но теперь с торжеством Москвы слилось торжество всей великой России.

    Пробыв в Нижнем Новгороде два дня, царь отправился через Балахну в свою столицу. «Приде к Балахне во струзях Волгою».

    БАЛАХНА
    Посадские люди и церковный присеет встречали царя у судов с крестным ходом.

    Одно из преданий говорит, что, когда Грозный прибыл в Балахну, переселенные сюда новгородцы принесли ему жалобу на невероятные условия труда на солеварнях. Будто бы люди работают здесь в оковах и соль разъедает их тела. Согласно преданию царь повелел выдать им белые холщевые балахоны, отчего и произошло название Балахна. Правда, о названии Балахна есть и еще несколько преданий.



    ЛИТЕРАТУРА:

    Кума-Чародейка. Нижегородские сказки, предания и легенды. / Сборник: Составители Ю.М.Медведев, В.Н.Блохин. – Нижний Новгород: «Русский купец», 1993. – 400с.




    КОНЕВО
    Где сейчас расположен поселок Конево, раньше проходила дорога на Балахну, Нижегородскую ярмарку. Купцы в этом месте любили останавливаться, так как рядом песчаные холмы, где спокойно можно разводить костер, но главное – здесь была большая поляна – луговина для отдыха коней.

    Однажды на Нижегородскую ярмарку ехал генерал Лебедев. Когда тушили костры, он заметил у костра крупные прозрачные шарики. Генерал незаметно взял песок из этих холмов, приехал в Нижний, отдал в лабораторию для определения качества песка. Песок оказался чистым, стекольным.

    И генерал Лебедев построил здесь стеклозавод, в котором стекло кипело почти два столетия. А рядом вырос поселок и имя ему дали Конево (остановка для коней).

    Лебедев стал выпускать оконное стекло, посуду. На ящиках для стекла он ставил штамп-печать – «Черный лебедь». Коневское стекло сразу раскупалось. Другие купцы (имеющие такие же заводы) завидовали Лебедеву, воровали у него ящики со штампом «черный лебедь», клали в них свое стекло (более низкого качества), чтобы скорее продать его. Коневские умельцы, украдкой от хозяина, выдували и продавали разные графины с цветными петухами, птицами, рыбами внутри.



    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Край любимый и родной (Из истории родного поселка)