• Ход урока: Настя
  • Остановка №1– «Тундра ». Катя
  • Остановка №3 « Животные тундры». Катя
  • Настя
  • - Остановка №6 «В стойбище у нганасан». Катя
  • Остановка №7 «Боганида». Катя
  • Катя
  • «Тундре – лучшие слова», О. Аксёнова
  • «Долганская девушка», О.Аксёнова
  • «Есть у долган такой обычай…» О.Аксёнова
  • «Моя родная Волочанка», О.Аксёнова Я в Волочанке родилась, Где берега реки, петляя, Орнамент мне напоминают.
  • «Песня оленевода», О. Аксёнова

  • Скачать 90.12 Kb.


    Дата09.02.2019
    Размер90.12 Kb.
    ТипУрок

    Скачать 90.12 Kb.

    Край мой родной Воспитание у подрастающего поколения патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края. Повышение интереса детей и подростков к историческому и культурному наследию. Ход урока



    Край мой родной

    1. Воспитание у подрастающего поколения патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края.

    2. Повышение интереса детей и подростков к историческому и культурному наследию.



    Ход урока:

    Настя:

    - Сегодня мы отправимся в путешествие по родному краю: мы будем кочевать по тундре, побываем в гостях у долган и нганасан, коренных жителей нашего полуострова. А кто будет нашим проводником в путешествии, вы угадаете, прослушав стихотворение. (Катя Я. читает стихотворение О.Аксёновой «Песня охотника» - см. Приложение).

    - Чьё стихотворение прочитала Катя?

    Катя: Да, нашим проводником будет замечательная долганская поэтесса Огдо Аксёнова, известная в России и мире поэтесса, сказочница, составительница частушек.

    Настя: Мы отправляемся в путешествие по родному краю на оленьей упряжке. Поехали! (слайд №2 – оленья упряжка мчит по тундре, звучит песня в исполнении Антона Л., на стихи поэтессы «Охотник»).

    Остановка №1– «Тундра».

    Катя: - Давайте сделаем первую остановку. Как красива тундра в любое время года. Зимой она белоснежная, а коротким летом она покрывается ярким разноцветьем. О. Аксёнова написала много стихотворений о тундре, о любимой родной стороне. Она очень любила родную землю. Ей поэтесса посвятила много стихотворений.

    Остановка №2 «Растения тундры».



    Настя: - Какие растения тундры вы знаете? Что это за ягода? Да, это очень вкусная и полезная ягода – морошка. Кто из вас расскажет стихотворение О. Аксёновой «Морошка»?

    Остановка №3 « Животные тундры».

    Катя: - А каких животных тундры вы знаете? (Слайд 5животные тундры, звучат стихотворения «Чуукиллик- кулик» - Проня П., «Оленёнок» - Виталик М.)

    Настя: - Давайте, проверим, какие названия рыб, обитающих в нашей реке Хете, вы знаете? (показываю фото, у детей на карточках названия рыб).

    - Остановка №4 «В стойбище у долган».

    Настя: Мы приехали в стойбище долган. Я спою песню на родном языке «Долганская девушка». (Настя Ф. в долганской парке – национальном костюме - поёт песню на стихи О. Аксёновой.)

    Катя:- Песня прозвучала на долганском языке. По национальности Огдо – долганка. Настоящее имя Огдо — Евдокия. В детстве ее называли Огдо — борду, т.е. «Ненасытный оленёнок». Это было ее детское прозвище. О. Аксенова не только стала первой поэтессой нашего народа, но и основоположницей долганской литературы, автором первой долганской азбуки. Теперь уже есть не только учебники на долганском языке, но и книги, в том числе и книги самой Огдо. Издано Евангелие на долганском языке. (Слайд №6 –фото книг писательницы)

    Настя: - Кристина предлагает разгадать долганские загадки. (см. приложение)

    - Остановка №5 «Обычаи и традиции долган».

    - Детишек в стойбище обучает учитель долганского языка Поротова Г.С. Она познакомит вас с обычаями и традициями долган. (Читает стихотворение поэтессы «Есть у долган такой обычай»).

    - Остановка №6 «В стойбище у нганасан».

    Катя:- Едем дальше. Что это за дымок вдалеке? Это нганасанское стойбище. Здесь угостят нас вкусным северным блюдом – строганиной. (Катя Я., Давыд Ч. в нганасанских парках предлагают отведать национальное блюдо – строганину.).

    Настя: - Большое спасибо детям из нганасанского стойбища. Но они не хотят так быстро отпустить нас и предлагают поучаствовать в играх наших предков.

    Остановка №7 «Боганида».

    Катя: - А кто из вас знает, где родилась наша поэтесса? Огдо родилась у нас на Таймыре, в маленьком станке Боганида, в 30 км от Волочанки. Подъезжаем к Боганиде.

    - Красивое место Боганида, но нам пришло время возвращаться в нашу школу.



    Настя: - Чьё имя носит наша школа?

    - Да, Огдо Аксёнова училась в нашей школе. Жила в интернате. И, конечно, посвятила нашему посёлку красивое стихотворение «Моя родная Волочанка». (Алла)



    Катя: - Стихи Огдо интересны, глубоко наполнены северным своеобразием и национальным орнаментом долган. Стихи её хорошо знают не только на Таймыре, в России, но и в Испании, Финляндии и даже в Японии. Японец Сэцу Фудзисоро изучил долганский язык. Сейчас вы услышите, как он говорит на долганском языке. А споёт он «Колыбельную», которую сочинила О.Аксёнова.

    Настя: - Писала стихи О.Аксёнова на родном долганском языке. А качество перевода она проверяла весьма оригинально: первым делом брала русские переводы своих песен и пыталась их спеть. Потому что она очень любила и умела петь. О чём же пела Огдо? О родном крае и о любви к нему – о чём ещё могут петь поэты? Сейчас вы услышите чистый, высокий и красивый голос самой Огдо.

    Катя: Понравилась вам песня Огдо? Так пусть же свет этих песен согревает ваши души.

    Приложение

    1. «Песня охотника», О.Аксёнова

    Я с малых лет люблю Таймыр,

    Укрытый тундровым ковром.

    Здесь родина моя, мой мир,

    Мои снега и тёплый дом.

    Тропу охотничью открыл

    Таймыр мне долгою зимой

    Сполохов свет зеленокрыл

    Летит, как птица, надо мной.

    Земля моя из года в год

    Богаче, радостней, сильней.

    Здесь крепкий северный народ

    Живёт под солнцем новых дней.



    1. «Охотник», О.Аксёнова

    Я в предутренней тиши стал оленей запрягать,

    Чтоб с рассветом аргишить, день короткий обогнать,

    От восточных берегов дышит ветер холодней,

    Далеко среди снегов слышен скрип моих саней.

    Нарты, хэй, нарты, нарты, хэй, нарты

    Нарты по снегу летят.

    Вдруг встревожился вожак – чем-то близким пахнет снег.

    Стал резвей усталый шаг, стал быстрее звонкий бег.

    Раскрошив ледовый наст, дикий шёл здесь тяжело,

    Как птенцы, что в первый раз робко встали на крыло.

    Нарты, хэй, нарты, нарты, хэй, нарты

    Нарты по снегу летят.



    1. «Тундре – лучшие слова», О. Аксёнова

    Шерсть лохматую ветров вздыбил тундровый мороз,

    Холод, словно дым костров, выжимает бисер слёз.

    Но такой не представляй, друг мой, родину долган.

    Устилает серебром землю снега пелена.

    Золотым горит костром над факторией луна

    Тундре – лучшие слова, что в судьбе есть у долган.

    Хороша у старика парка из оленьих шкур,

    И тверда его рука. Он охотник и каюр.

    Как позёмка, мчит старик, в нарте – тёплый снег песцов.

    Колокольчиком звучат песни молодых долган.

    В красном чуме заскучать никому не даст барган.


    1. Морошка, морошка,

    Ягода-фонарик сладостью одарит.

    1. «Чуукиллик», О.Аксёнова

    Осторожен ты и дик, непоседа-чуукилик.

    Носик длинный, как хорей. В тундре кто тебя хитрей?

    Мхом гнездо ты приберёшь, яйца пёстрые снесёшь.

    И попробуй без труда отыщи тебя тогда.

    Отыскать надежды нет. Ты запутываешь след.

    Ты кружишь над головой, как понять мне ребус твой?

    Но тебе не убежать, буду тихо я лежать.

    В камень, в кочку превращусь, всё равно тебя дождусь.

    Чтоб разок взглянуть потом на гнездо твоё и дом.


    1. «Оленёнок мой»

    Впе-ре-ва-лоч-ку да в раз-ва-лоч-ку…

    Оле-оле-оле-нёк, колобочек, мой сынок,

    Чоргу-чоргу – кривоножка, не качайся, стань на ножки.

    Ножки крепкие у сына. Щёки сладкие – малина,

    Чоргу-чоргу – оленёк, кто смеётся, как звонок?

    Тол-сто-пу-зень-кий да кур-гу-зень-кий

    Оле-оле-оле-нёк, самый младшенький сынок.


    1. «Долганская девушка», О.Аксёнова

    Парка с ярким шитьём на девичьих плечах.

    Брызжет бисер огнём –

    вышла солнце встречать долганская девушка.

    Шерсть пороши белей в стаде у вожака.

    Маут ловко набросит ему на рога долганская девушка.

    А возьмёт карабин, дикий враз упадёт.

    И в песцовом капкане добычу найдёт долганская девушка.

    Зорок глаз у неё, всё приметит она.

    Потому на всю тундру в работе видна долганская девушка.

    Моя радость, как песня, как слава, летит.

    Край родной мой такими, как ты знаменит, долганская девушка.


    1. Долганские загадки:

    1.Упадет на воду если,

    Не раздастся даже всплеска.

    Наземь упадет когда,

    Не оставит и следа. (Северное сияние)

    2.На снегу лежит бревно

    Очень странное оно:

    Даже ночью темно-синей

    На него не ляжет иней. (Бивень мамонта)

    3. Даже самый большой грамотей

    Столько книжек и длинных статей

    На своем не напишет веку,

    Столько строк на таймырском снегу. (Следы оленьего стада)

    4.У кого вошло в привычку

    Спать на шкурах допоздна,

    Видит добрую добычу

    Только лишь во время сна. (Охотник)



    1. «Есть у долган такой обычай…» О.Аксёнова

    Есть у долган такой обычай – делиться первою добычей.

    Запомни, мальчик.

    Дай гостю лучший из кусков, второй кусок для стариков.

    Запомни, мальчик.

    Поверье древнее гласит – удача у того гостит,

    Кто от людей её не прячет. Поверь мне, мальчик.

    Есть у долган такой обычай – делись и будешь сам с добычей.


    1. «Моя родная Волочанка», О.Аксёнова

    Я в Волочанке родилась,

    Где берега реки, петляя,

    Орнамент мне напоминают.

    Где ягод россыпи сверкают…

    Я в Волочанке родилась.

    О, как прекрасны Хеты воды!

    Здесь водят гуси хороводы,

    И за собой ведут гусят.

    Я в Волочанке родилась.

    Люблю, отбросив все тревоги,

    По запорошенной дороге

    Я на оленях быстро мчать.



    1. «Песня оленевода», О. Аксёнова

    К низкому небу на зимней заре

    Тянется пар из оленьих ноздрей.

    Хэй-хэй, хэй-хээй,

    Хэй-хэй, хэй-хээй!

    Чётко по насту копыта звенят –

    Мчат, как на крыльях, олени мои.

    Хэй-хэй, хэй-хээй,

    Хэй-хэй, хэй-хээй!

    Нету на нарте моей сундуков –

    Нет, я не прячу сокровища слов.

    Хэй-хэй, хэй-хээй,

    Хэй-хэй, хэй-хээй!

    Песни в дороге мои рождены.

    Добрые ветры им в тундре нужны.

    Хэй-хэй, хэй-хээй,

    Хэй-хэй, хэй-хээй!

    Олени услышат, кто песни поёт –

    И в круг собирается стадо моё.



    Хэй-хэй, хэй-хээй,

    Хэй-хэй, хэй-хээй!

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Край мой родной Воспитание у подрастающего поколения патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края. Повышение интереса детей и подростков к историческому и культурному наследию. Ход урока

    Скачать 90.12 Kb.