• ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ
  • ЧЬЯ ПТИЧКА ДАЛЬШЕ УЛЕТИТ
  • ИГРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ПРАВИЛЬНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ
  • ОТГАДАЙ, КТО К НАМ ПРИШЕЛ
  • Взрослый продолжает рассказывать о птицах: «Из леса прилетела сова – большая голова. «Уу-ух», - так кричит сова. Она научит и нас кричать по-совиному. Как кричит сова» Ребенок повторяет.
  • УТЕНОК, ГУСЕНОК И ЦЫПЛЕНОК
  • И ушами шевелит. голове, шевелит ими, поворачиваясь

  • Скачать 337.69 Kb.


    Дата15.06.2018
    Размер337.69 Kb.

    Скачать 337.69 Kb.

    Кто что услышит


    ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ



    КТО ЧТО УСЛЫШИТ ?

    Цель игры: Развитие слухового внимания, пополнение активного словаря, развитие фразовой речи.

    Материал: Ширма, различные звучащие предметы: звонок, молоточек, трещотка с камешками или горохом, труба, звонок, бубен и т.д.

    ХОД ИГРЫ: Взрослый за ширмой стучит молоточком, звенит в звонок, стучит в бубен и т.д. и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать.

    УЗНАЙ ПО ЗВУКУ ?

    Цель: Развитие слухового внимания и фразовой речи.

    Материал: Различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (книжка, бумага, ложка, дудка, барабан и т.д.)

    ХОД ИГРЫ: Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки разными предметами. Если ребенок догадывается, чем произведен звук, он поднимает руку и говорит об этом взрослому, не оборачиваясь.

    Шумы можно производить самые разные: бросать на пол ложку, мяч, бумагу; ударять предметами о предмет, перелистывать книгу, рвать или мять бумагу и т.п.

    За каждый правильный ответ ребенок получает в награду цветные фишки или маленькие звездочки.

    УГАДАЙ ЧТО ДЕЛАТЬ ?

    Цель: Развитие у детей умение переключать слуховое внимание. Развитие координации движений, умения соотносить свои действия со звучанием бубна.

    Материал: Бубен, два флажка.

    ХОД ИГРЫ: У ребенка в руках два флажка. Если взрослый громко звенит в бубен, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз.

    Взрослый следит за правильной осанкой и точным выполнением движений. Чередовать тихое и громкое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.



    КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ?

    Цель: Развитие остроты слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию не зависимо от силы голоса, которым ее произносят.

    Материал: Кукла, игрушечный мишка, машинка.

    • ХОД ИГРЫ: Ребенок сидит на расстоянии 2-3 м от взрослого, а на столе лежат игрушки. Взрослый предупреждает ребенка: «Сейчас я буду давать тебе задания, говорит буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней !». Затем говорит :

    • Возьми мишку и посади в машину.

    • Возьми мишку из машины.

    • Посади в машину куклу.

    • Покатай куклу в машине.

    Ребенок должен услышать, понять и выполнить эти команды. Задание нужно задавать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень четко.


    СОЛНЦЕ ИЛИ ДОЖДИК ?

    Цель: Развитие у детей умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.

    Материал: Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце или дожде (дети бегут под занавес).

    ХОД ИГРЫ: Взрослый говорит ребенку: «Сейчас мы с тобой пойдем на прогулку. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду бубном звенеть, и тебе веселей будет гулять под его звуки. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит и когда я стучу в него ». Взрослый повторяет игру, меняя звучание бубна 3-4 раза.

    БЕГИ НА НОСОЧКАХ


    Цель: Развитие слухового внимания, координации и чувства ритма.

    Материал: Бубен (тамбурин).

    ХОД ЗАНЯТИЯ: Взрослый стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребенок выполняет движения : под тихий звук идет на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий - бежит.


    ГДЕ ПОЗВОНИЛИ ?


    Цель: Развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука, ориентации в пространстве.

    Материал: Звоночек.

    ХОД ЗАНЯТИЯ: Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает в стороне от ребенка (слева, сзади, справа) и звенит в звоночек. Ребенок, не открывая глаза, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он указывает верно, взрослый говорит : «Правильно!». Ребенок открывает глаза, взрослый поднимает и показывает звоночек. Если ребенок ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4-5 раз.

    Необходимо следить, чтобы ребенок во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.



    УГАДАЙ НА ЧЕМ ИГРАЮ ?


    Цель: Развитие устойчивости слухового внимания, умение различать инструмент на слух по его звучанию.

    Материал: Музыкальные игрушки : барабан, гармоника, бубен, огранчик, дудочка и другие.

    ХОД ЗАНЯТИЯ: Взрослый поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты и спрашивает их название. Если ребенок не знает, взрослый называет инструменты и знакомит с их звучанием. Ребенок слушает и рассматривает инструменты.

    Когда взрослый убедится, что ребенок усвоил название инструментов и запомнил их звучание, игрушки убирают за ширму. Взрослый повторяет там игру на разных инструментах, а ребенок по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна». Если ребенок легко справляется с заданием, его можно усложнить.



    ЦАПЛИ И ВОРОБУШКИ


    Цель: Развитие умения определять темп звучания бубна, обучение ребенка выполнять действия согласно темпу звучания бубна.

    Материал: Бубен, две картинки (шагающая цапля, скачущий воробей).

    ХОД ИГРЫ: Взрослый показывает ребенку картинку с цаплей и говорит : «У цапли ноги длинные, она ходит важно, медленно, как звучит сейчас бубен». Взрослый медленно стучит в бубен, а дети подражают медленной походке цапель.

    Потом взрослый показывает картинку, на которой нарисован скачущий воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как зазвучит сейчас бубен. Он быстро стучит в бубен, а ребенок скачет, как воробушек. Затем взрослый меняет темп звучания бубна, а ребенок соответственно ходит, как цапля, или прыгает, как воробей. Звучание бубна меняется 4-5 раз.




    СДЕЛАЙ ТО, ЧТО Я СКАЖУ


    Цель: Формирование умения дослушивать задание до конца, осмысливать его и выполнять соответствующие действия. Различать противоположные по значению действия (подняться вверх - спуститься ).

    Материал: Кубики, две матрешки, две куклы в платьях разного цвета, тазик с водой, кроватка, машина.

    ХОД ИГРЫ: Взрослый строит лесенку из кубиков. У ее основания и на верхней ступени ставит по матрешке (можно взять любые другие небольшие фигурки). Затем взрослый просит ребенка : «Помоги матрешке спустится с лесенки!». Если ребенок все делает правильно, его хвалят и просят рассказать, как матрешка спустилась с лесенки (прыг-прыг-пряг). Ребенку предлагаются следующие задания :

    • попроси водичку умыть куклу в красном платье (ребенок находит куклу и умывает ее водой из тазика, приговаривая : «Водичка , водичка умой кукле личико!»);

    • помоги матрешке подняться по лесенке (взрослый учит ребенка сопровождать подъем матрешки словами : вверх, вверх ..... и наверху);

    • куклу в зеленом платье уложи в кроватку и укачай (ребенок и взрослый вместе напевают : «А-а, а-а, люли, дети все уснули») ;

    • матрешку, которая стоит на лесенке, покатай на машине (ребенок катает и приговаривает : «Вперед – назад, вперед - назад»).

    Можно придумать и другие задания. Если ребенок отвлекается и не дослушивает до конца задание, его повторяют еще раз.


    КТО РАССКАЗЫВАЕТ ?


    Цель: Закрепление умения ребенка различать овощи и фрукты по внешнему виду , развитие слухового внимания.

    Материал: Фрукты и овощи на подносе (яблоко, огурец, морковь и т.д.).

    ХОД ИГРЫ : Принимают участие несколько человек. Все берут с подноса по одному предмету и называют его : «У меня яблоко! А у меня маленький огурец!». (Взрослый подсказывает, что маленький огурец можно назвать «огурчик», и дети повторяют новое слово.)

    Взрослый ставит одного из детей рядом с собой и спиной к остальным. (Фрукты и овощи опять лежат на подносе.) Кто-нибудь из детей подходит к столу, берет с подноса фрукт или овощ и говорит : «Я взял и держу в руке яблоко». Затем кладет его на поднос и возвращается на место. «Угадай, кто держал в руке яблоко и сказал тебе об этом ?» - спрашивает взрослый. Если ребенок указывает товарища по голосу, все хлопают в ладоши, и узнанный занимает место водящего. Если ребенок ошибается, то водит еще раз.



    СНЕГ


    Цель: Развитие у ребенка способности понимать инструкции взрослого, выполнять соответствующие движения, использовать в речи предлоги.

    Материал: Белые платочки.

    ХОД ИГРЫ: Взрослый читает стихотворение А. Барто :

    Снег, снег кружится,

    Белая вся улица!

    Собрались мы в кружок,

    Завертелись как снежок!

    Взрослый во время чтения делает круговые движения кистями рук и кружится. Затем предлагает ребенку превратится в снежинку : надевает ему на головку или дает в руки белый платочек. Снова читает стихотворение, и ребенок повторяет за взрослым движения снежинки.

    После чтения стихотворения взрослый прячет ребенка – снежинку (за шкаф , под стол или за дверь) и спрашивает : «Куда залетела белая снежинка?». Ребенок отвечает : «За шкаф!». Вновь взрослый прячет снежинку и спрашивает, куда она залетела. Ребенок каждый раз отвечает на вопрос, используя соответствующие предлоги. Стихотворение читается 3-4 раза, столько же «прячется снежинка».

    ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ СИЛУ ГОЛОСА И ТЕМП РЕЧИ.


    ГРОМКО – ТИХО

    Цель: Развитие умения менять силу голоса : говорить то громко, то тихо.

    Материал: Парные игрушки разных размеров (большая и маленькая собачки, барабаны, дудочки, кошечки и любые другие игрушки, звук которых можно имитировать).

    ХОД ИГРЫ: Взрослый показывает ребенку собачек и говорит :

    «Бежит большая собачка, громко лает : «Ав-ав!» Как лает большая собака ?». Ребенок громко произносит : «Ав-ав!».

    «А маленькая собачка лает тихо : «Ав-ав!» Как лает маленькая собачка ?» Ребенок тихо произносит : «Ав-ав!».

    Взрослый убирает собачек и говорит ребенку : «Сейчас будь внимателен. Как только побежит собачка, ты должен сказать : «Ав-ав!» Не ошибись, помни, что большая собака лает громко, а маленькая собака тихо».




    НЕ РАЗБУДИ КУКЛУ


    Цель: Развитие умения пользоваться тихим голосом.

    Материал: Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (например кубрик, мячик, машинка) , а также коробка для игрушек.

    ХОД ИГРЫ: Взрослый ставит на кроватку коробку со спящей куклой и говорит :

    «Катя много гуляла, устала, пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, ну очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку». Ребенок тихо называет игрушку. Взрослый следит, чтобы ребенок говорил тихо, но не шептал.



    ИДИТЕ С НАМИ ГУЛЯТЬ


    Цель: Выработка умения пользоваться громким голосом.

    Материал : Игрушечные мишка, зайчик , лиса или другие звери.

    ХОД ИГРЫ: На расстоянии 2-3 метров от ребенка взрослый расставляет игрушки и говорит : «Мишке, зайке или лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, звать надо громко, вот так : «Мишка, иди!».

    Ребенок вместе с взрослым зовут мишку, зайку и лису и играют с ними. Взрослый следит за тем, чтобы ребенок звал игрушку громко, но не кричал.



    КТО КАК КРИЧИТ


    Цель: Выработка умения повышать и понижать тон голоса, говорить «тоненьким» и низким голосом.

    Материал: Картинки с изображением дерева, забора, птицы, птенца, кошки, котенка или такие же игрушки. Можно использовать игрушечных уточек, собачек , лошадок и других животных разных размеров.

    ХОД ИГРЫ: Взрослый начинает рассказ, сопровождая его показом соответствующих картинок или игрушек, и произносит звукоподражания. «Утром рано на даче мы вышли по гулять и услышали, как кто-то пищит «пи – пи – пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). Это птенчик сидит на дереве, пищит и ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько пищит птенчик?» Ребенок говорит тоненько «пи – пи -пи». «В это время прилетела птичка, дала птенчику червячка и запищала «пи – пи - пи» (взрослый произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама – птичка пищит?». Ребенок повторяет «пи – пи - пи». «Птичка улетела, мы пошли дальше и слышим , как кто-то у забора тоненько кричит «мяу – мяу - мяу» (звукоподражание произносится «тоненьким» голосом). На дорожку выскочил котенок. Как он мяукал?». Ребенок произносит образец взрослого. «Котенок маму – кошку звал, она услышала, бежит по дорожке и мяукает «мяу – мяу - мяу» (звукоподражание произносится более низким тоном) Как кошка мяукает?». Ребенок повторяет «мяу – мяу - мяу».

    Взрослый продолжает: «А сейчас я покажу, кто к нам в гости пришел». Он достает кошку, показывает, как она идет по столу, и спрашивает : «Как кошечка мяукает?». Ребенок, понижая голос, говорит «мяу – мяу - мяу». Взрослый достает котенка, птичку и птенца, а ребенок подражает их голосом в нужной тональности.


    ДУЕТ ВЕТЕР


    Цель: Изменение силы голоса, умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.

    Материал: 2 картинки, на одной изображен легкий ветерок, качающий травку, цветы, а на другой – сильный ветер, качающий деревья.

    ХОД ЗАНЯТИЯ: Ребенок сидит на стуле, взрослый показывает ему картинки и говорит : «Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку и цветочки. Он дует тихо – тихо, вот так : «у-у-у» (Взрослый тихо и длительно произносит звук «У».) Затем продолжает рассказ: «Пришли мы в лес, набрали цветов и ягод, собрались идти домой. Вдруг подул сильный ветер, он громко загудел «у-у-у». (Взрослый громко и длительно произносит этот звук.)

    Ребенок повторяет за взрослым, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер. Затем взрослый показывает картинки уже не произнося звуков, а ребенок подражает соответствующему ветру самостоятельно. Взрослый следит, чтобы, повторяя за ним, ребенок соблюдал ту же силу голоса.




    ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ



    ЧЕЙ ОДУВАНЧИК УЛЕТИТ ДАЛЬШЕ?

    Цель: Развитие у ребенка умения длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.

    ХОД ИГРЫ: Занятия проводятся на воздухе: в саду, у пруда, где есть одуванчика. Взрослый предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3-4 раза.

    ВОДИЧКА


    Цель: Развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно), формирование правильного произношения звука «С».

    Материал: Кран с водой, картинка с изображением умывающихся детей.

    ХОД ИГРЫ: Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как «поет» текущая из крана вода («С-с-с»). Затем показывает картинку с изображением умывающихся детей и читает потешку:

    Водичка, водичка,

    Умой мое личико,

    Чтобы глазки блестели,

    Чтобы щечки краснели,

    Чтоб смеялся роток,

    Чтоб кусался зубок!

    Взрослый вместе с ребенком повторяют потешку 3-4 раза и в заключении игры предлагает ему «спеть» песенку водички. Ребенок поет «длинную песенку», т.е. произносит звук «С» протяжно.




    ПУЗЫРЬ


    Цель: Развитие речевого дыхания и звукового аппарата.

    ХОД ИГРЫ: Играют несколько человек. Они становятся тесным кругом и надувают «пузырь»: наклонив голову вниз, дуют в кулачки, составленные «трубочкой» (один на один). При каждом раздувании все делают шаг назад, выпрямляются, набирают воздух, затем снова наклоняются и произносят «ф-ф-ф», надуваю воздух в свою «трубочку». Так повторяется 3-4 раза.

    Затем дети берутся за руки и двигаются назад, расширяя круг и говоря : «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой и не лопайся!». Образуется большой растянутый круг. Ведущий дотрагивается до соединения рук и говорит : «Воздух, выходи!». Все дети сбегаются к центру и произносят звук «т-с-с-с-с-с», изображая выходящий воздух. Затем игра возобновляется.




    СНЕЖИНКА


    Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).

    Материал: Несколько рыхлых кусочков ваты.

    ХОД ИГРЫ: Взрослый показывает кусочек ваты и говорит детям : «На улице сегодня чудесная погода . Снежок падает! Оля оделась и пошла гулять. Большая и красивая снежинка опустилась на Олину варежку. Оля подула на нее (дует на кусочек ваты), и снежинка полетела. А ты хочешь подуть на снежинку?».

    Взрослый дает ребенку небольшие рыхлые кусочки ваты и показывает, как надо дуть. Упражнение выполняется 2-3 раза.



    ПАРОВОЗ


    Цель: Развитие речевого дыхания.

    Материал: Игрушечный паровозик или картинка с изображением паровоза.

    ХОД ИГРЫ: Взрослый показывает ребенку паровозик или картинку , напоминает , как паровоз гудит (протяжно произносит звук «У» ), и предлагает также протяжно и громко повторить этот звук.

    Взрослый следит, чтобы при воспроизведении звука «У» ребенок складывал губы «трубочкой». В конце игры ребенок и взрослый идут по комнате «паровозиком», и ребенок громко подражает гудку паровоза.

    Взрослый читает стихотворение : Загудел паровоз

    И вагончики повез.

    Чох – чох, чу – чууу

    ВЕТЕРОК


    Цель: Развитие речевого дыхания, а также закрепление у ребенка понятия об основных цветах.

    Материал: Три бумажных султанчика красного, желтого и зеленого цвета. (К палочкам длинной 13-15 см приклеить или привязать 6-7 полосок тонкой цветной бумаги. Длинна полоски 4-5 см, ширина 0,5 см.)

    ХОД ИГРЫ: Взрослый объясняет ребенку, что султанчики – это деревья с листьями, и задает вопросы, на которые малыш отвечает :

    • Какого цвета листья на дереве?

    • Зеленого.

    • А на этом дереве какие листочки ?

    • Желтые.

    • На третьем дереве какого цвета листочки?

    • Красные.

    Взрослый дует на «листочки», показывая ребенку, как они шелестят, и предлагает ему подуть на султанчики. Еще раз повторяет вопрос, какого цвета каждый султанчик, и проверяет, правильно ли ребенок держит султанчик перед собой. (Расстояние от «листочков» до губ ребенка должно быть около 8-10 см.)

    Ребенок дует на султанчики, отдыхает и дует снова. Затем взрослый предлагает посмотреть и послышать, как шелестят «на деревьях» красные, желтые и зеленые листочки. При этом он следит, чтобы ребенок выдыхал воздух только через рот, дул долго (больше секунды), не добирал воздуха, плавно выдыхал, не поднимая плеч. Если ребенок выдыхает слабо, игру повторяют еще раз.

    В конце занятия взрослый и ребенок одновременно дуют на листочки, и взрослый еще раз спрашивает, какого цвета листочки «на деревьях».

    Затем султанчики убирают и и читают потешку :

    Мотылек- витилек,

    Принеси нам ветерок!

    Вей, вей, ветерок,

    Натяни парусок!




    ЧЬЯ ПТИЧКА ДАЛЬШЕ УЛЕТИТ ?


    Цель: Выработка длительного, направленного, плавного ротового выдоха. Активизация мышц губ.

    Материал: Фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные.

    ХОД ИГРЫ: Двух птичек ставят на стол у самого края на расстоянии 30 см друг от друга. Двое детей садятся напротив птичек. По сигналу «Птички полетели!», дети начинают дуть на фигурки птиц, а остальные следят, чья птичка дальше улетит (проскользит к противоположному краю стола).

    Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, когда дуют на бумажных птичек. Ребенка предупреждают, что передвигать фигурку можно только на одном выдохе, а дуть несколько раз нельзя. После этого дети проверяют, у кого птичка улетела дальше всех, и продолжают игру. Малыши не должны сильно напрягаться.




    ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ


    Цель: Обучение плавному, свободному выдоху.

    Материал: Вырезанный из тонкой бумаги желтые и красные листочки, ведерко или ваза, где стоят листья.

    ХОД ИГРЫ: Взрослый говорит показывая ребенку ведерко: «Смотри, ведерко! А что в ведерке? Листья. вот какие они красивые! Какие и нам листья?». Ребенок отвечает : «Очень красивые листья!». Взрослый произносит с ребенком эту фразу несколько раз, следя за тем, чтобы ребенок произносил ее выразительно.

    «Листья, которые мы собрали, - продолжает взрослый, - упали с дерева. Подул ветер и сорвал их с дерева. Они закружились и опустились на землю. Сейчас я дам тебе красивые желтые листочки, а ты сделаешь ветерок, и твои листочки будут кружится в воздухе». Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели.

    Упражнение повторяется 2-3 раза.

    БАБОЧКА, ЛЕТИ !


    Цель: Выработка длительного непрерывного ротового выдоха.

    Материал: Две – три бумажные ярко выкрашенные бабочки (к каждой бабочке привязывают нитку 50 см и прикрепляют их к шнуру на расстоянии 30 см друг от друга. Шнур натянут так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка).

    ХОД ИГРЫ: Ребенок сидит на стуле, а взрослый рассказывает : «Посмотри, какие красивые бабочки : красная, желтая, голубая. Как их много. Они как живые! Посмотрим, могут ли наши бабочки летать. (Дует на бабочек.) Смотри, полетели! Попробуй и ты подуть! Какая бабочка улетит дальше?».

    Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при входе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвинул вперед. Дуть ребенок должен не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.




    КАПИТАНЫ


    Цель: Развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха. Развитие умения длительно произносить звук «Ф» на одном выдохе и многократно произносить звук «П» (П – п- п) на одном выходе. Активизация мышц губ.

    Материал: Таз с водой и бумажные кораблики.

    ХОД ИГРЫ: На маленьком столе стоит таз с водой, где плавает бумажный кораблик. Ребенок стоит на стульчике и дует на кораблик, произнося звук «Ф» или «П». Взрослый предлагает ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Взрослый поясняет ребенку, что для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука «Ф».

    Можно дуть просто – вытягивая губы трубочкой, но не надувая щеки. Кораблик при ровном «ветре» двигается плавно и уверенно плывет к цели.

    «Но вот налетает порывистый ветер, - говорит взрослый, - он дует не ровно «П – п – п »». Ребенок повторяет и стремится пригнать кораблик к определенному месту. Взрослый следит за тем, чтобы при произнесении звука «Ф» ребенок не надувал щеки; звук «П» произносил на одном выдохе 2-3 раза и тоже не надувал при этом щек. Заканчивая игру, ребенок и взрослый вместе поют :

    Ветер, ветерок,

    Натяни парусок!

    Кораблик гони

    До Волги – реки!

    ПОДУЙ НА ШАРИК, ПОДУЙ НА ВЕРТУШКУ, ПОДУДИ В РОЖОК.

    Материал: Воздушный шарик, вертушка, рожок.

    ХОД ИГРЫ: На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на столе кладут вертушки и рожок. Взрослый показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить свои действия. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, дудит в рожок, а ребенок подражает этим действиям.


    ПТИЦЕФЕРМА


    Цель: Развитие речевого дыхания, обучение ребенка на одном выдохе произносить 3-4 слога.

    Материал: Игрушечные утка, гусь, цыпленок, петух.

    ХОД ИГРЫ: Взрослый показывает ребенку игрушки и 3-4 раза подряд воспроизводит их «голоса». (Показывает, как крякает утка , как кукарекает петух, как кудахчет курица и т.д.). Затем игрушки убирают, и взрослый говорит : «Пошли мы с тобой на птичий двор, а навстречу нам (показывает курицу) идет курочка. Как она поздоровается с нами? ». Ребенок отвечает : «Ко – ко – ко, куд – куда, куд – куда! ».

    Аналогичные вопросы задаются обо всех птицах, а ребенок старается правильно воспроизводить их голоса.



    ИГРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ПРАВИЛЬНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ



    ВО ДВОРЕ

    Цель: Развитие речевого слуха и способности к звукоподражанию.

    Материал: Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.

    ХОД ИГРЫ: Взрослый выразительно читает стихотворение и показывает ребенку соответствующие игрушки.

    Ку-ка-ре-ку!

    Кур стерегу.

    Кутах-тах-тах!

    Снеслась в кустах.

    Мур-мур-мур,

    Пугаю кур.

    Ам-ам! Кто – там?

    Кря – кря – кря!

    Завтра дождик с утра!

    Му-му –му!

    Молока кому?

    Прочитав стихотворение, взрослый задает ребенку вопросы : «Как корова мычит?», «Как собака лает?», «Как уточка крякает?» и т.д.
    ПЕСНЯ - ПЕСЕНКА

    Цель: Закрепление правильного звукопроизношения у ребенка. Развитие речевого слуха и речевой активности, умения произносить звуки и звукосочетания по подражанию.

    Материал: Большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка.

    ХОД ЗАНЯТИЯ: Взрослый сопровождает свой рассказ показом игрушек – персонажей ; четко произносит звукоподрадание и добивается этого от ребенка при ответах на вопросы по рассказу.

    Запела девочка песенку, пела, пела и допела.



    • Теперь ты, петушок, пой!

    • Ку – ка – ре – ку! – пропел петушок.

    • Ты спой, Мурка!

    • Мяу – мяу! – спела кошка.

    • Твоя очередь, уточка!

    • Кря - кря – кря, - затянула уточка.

    • А ты , Мишка?

    • Ряв-ряв-ряв, - зарычал медведь.

    • Ты, лягушка, спой!

    • Квак- квак-квак , - проквакала лягушка.

    • А ты , кукла, что споешь?

    • Ма-ма, ма-ма !

    Складная песенка.

    В конце рассказа ребенку задают вопросы: «Как поет кошечка? Как поет Мишка?»


    «У ЛЯЛИ БОЛЯТ ЗУБЫ »

    Цель: Обучение отчетливому произношению звука «О», округляя при этом губы.

    Материал: Кукла, матрешки.

    ХОД ИГРЫ: Взрослый показывает ребенку куклу, матрешек и рассказывает: «Смотрите, в гости к матрешкам идет кукла Ляля. Она стонет «О-о-о, о-о-о», у Ляли болит зуб. Как стонет Ляля?». Ребенок произносит: «О-о-о, о-о-о». Воспитатель говорит, что сейчас полечит зуб и Ляля перестанет плакать. Он «лечит» больной зуб, потом укачивает куклу, предлагая ребенку подпевать: «О-о-о, о-о-о, о-о-о». Кукла «засыпает», и к ней «подходят» матрешки. Ребенок рассказывает им, что у Ляли болел зуб, она стонала «О-о-о». Матрешка «просит» повторить, как стонала Ляля.

    Взрослый следит, чтобы ребенок произносил звук «О», округляя губы.



    ПЕТУШКИ И ЦЫПЛЯТА


    Цель: Развитие звукоподражания, умения ориентироваться в пространстве.

    ХОД ИГРЫ: Взрослый изображает “петушка”, дети “курочек” и “цыплят”.

    “Курочка” с “цыплятами” “клюет зернышки” (стучат пальцами об пол). Появляется «петушок», и «цыплята» прячутся около «мамы - курочки» (взрослый накидывает им на головки простынку). «Петушок» спрашивает : «Ку-ка-ре-ку, ку – ка-ре-ку, где маленькие цыплятки?». «Курочка» отвечает : «Ко-ко-ко, убежали цыплятки, ищи их, Петя - петушок». «Петушок» ходит, ищет «цыпляток», находит и бегает за ними, «цыплятки» разбегаются в разные стороны. Заканчивая игру, взрослый вместе с детьми поет песню: Вышла курочка гулять,

    Свежей травки пощипать,

    А за ней ребятки,

    Желтые цыплятки.

    Ко-ко-ко, да ко-ко-ко,

    Не ходите далеко,

    Лапками гребите,

    Зернышки ищите!

    ГАВ – ГАВ


    Цель: Закрепление произношения звуков по подрожанию.

    Материал: Картинка с изображением щенка, коня, телнка, цыпленка, козленка, сороки, гуся.

    ХОД ИГРЫ: Взрослый сопровождает чтение стихотворения показом картинок с изображениеми животных и птиц. Ребенок с помощью взрослого подражает звукам животных.«Гав! Гав» - на заре

    «Гав! Гав» -на дворе.

    На дворе щенок бежал,

    А в конюшне конь заржал.

    Он сердился: «Ты чего

    Спать мешаешь? И – го-го!»

    «Гав! Гав» - на заре

    «Гав! Гав» - на дворе.

    И сказал теленок: «Му!»

    Почему сказал он: «Му!»?

    «Му» - сказал он потому,

    Что мешают спать ему.

    «Гав! Гав» - на заре

    «Гав! Гав» - на дворе.

    И сказал цыпленок: «Пи!

    Ты, щенок, еще поспи!»

    А сороки зарядили –

    «Разбудили! Разбудили!»

    А козленок: «Ме!», да «Ме!»,

    «Подремать не дали мне».

    «Гав! Гав» - на заре

    «Гав! Гав» - на дворе.

    И сказал гусак,

    И сказал вот так,

    Он сказал: «Вы знаете,

    Вы так сильно лаете!

    Что просто всем мешаете!»

    А щенок все «Гав!» да «Гав!»,

    У него веселый нрав!

    И веселый этот нрав

    Называется «гав – гав!»


    НА ПТИЧЕМ ДВОРЕ

    ХОД ИГРЫ: Взрослый предлагает детям послушать новое стихотворение :

    Наши уточки с утра :



    • Кря – кря – кря!

    • Кря – кря – кря!

    Наши гуси у пруда :

    • Га – га –га!

    • Га – га –га!

    А индюк среди двора :

    • Бал – бал – бал !

    • Бал – бал – бал !

    Наши гуленьки вверху:

    • Грру – грру – у – грру –у!

    Наши курочки в окно :

    • Ко-ко-ко-ко-ко-ко!

    А как Петя – петушок

    Рано- рано по утру

    Нам споет «Ку – ка – ре – ку!»

    «Как кричат уточки?» - спрашивает взрослый. Ребенок отвечает на этот и другие вопросы обо всех птицах. Так он уточняет и закрепляет произношение звуков.



    ЧАСЫ ТИКАЮТ


    Цель: Развитие звукопроизношения, закрепление правильного произношения звука «К», звука «Т» (Ть). Развитие голосового аппарата, выработка умеренного темпа речи, умение произносить слова быстро и медленно, громко и тихо.

    Материал: Большие и маленькие часы (настоящие или игрушечные).

    ХОД ИГРЫ: Взрослый показывает ребенку настольные часы и приглашает послушать, как они «разговаривают». Он говорит : «Это – часы. Когда они идут, то тикают «Тик – так, тик - так ». Взрослый предлагает ребенку произвести тиканье часов; если у ребенка не достаточно четкое звукопроизношения, упражнение повторяют несколько раз.

    Взрослый продолжает рассказывать: «Часы бывают разные: большие часы висят на стене, а маленькие часики люди носят на руке (показывает). Большие часы тикают громко (произносит «Тик-так» громко), а маленькие часики – тихо (произносит тихо «Тик – так »). Затем взрослый предлагает ребенку воспроизвести тиканье больших и маленьких часов.

    Далее взрослый говорит: «Большие часы, когда идут, тикают медленно». Произносит «Тик-так» в слегка замедленном темпе и предлагает ребенку вместе воспроизвести тиканье больших часов.

    «Теперь послушай, как тикают маленькие часики», - говорит взрослый и произносит «Тик - так» в слегка ускоренном темпе, а потом предлагает воспроизвести тиканье больших и маленьких часов, т.е. проговорит эти звукоподражания быстро и медленно. Взрослый следит за правильным и четким произношением звуков «К» и «Т» (Ть).



    АВТОМОБИЛЬ


    Цель: Формирование у ребенока правильного и отчетливого произношения звука «Б» (Бь), развитие умения произносить отдельные звукоподражания громко и тихо.

    Материал: Кукла, маленькая и большая машины.

    ХОД ИГРЫ: Кукла «спрашивает» у ребенка, знает ли он, как сигналит машина. Если ребенок затрудняется с ответом, взрослый подсказывает: «Би-и-и-п, би-и-и-п» - и предлагает повторить сначала вместе с ним, а потом отдельно. Взрослый показывает большую машинку, затем маленькую и говорит: «Большая машина гудит громко, послушай, как (произносит звукоподражание чуть громче обычного), а маленькая гудит тихо (воспроизводит сигнал вполголоса)». Ребенку предлагается повторить звукосочетания то громко, то тихо.

    Ребенку, склонному к тихой речи, предлагают произносит их громко, а говорящему громко, крикливо – тихо.



    ОСЛИК


    Цель: Обучение ребенка правильному произношению звуков «И» и «О» (слитно, на одном выдохе). Активизация в речи ребенка слов «длинный», «короткий».

    Материал: Игрушечные ослик и зайчик или картинки с их изображением.

    ХОД ЗАНЯТИЯ: Взрослый предлагает ребенку вспомнить, как кричит лошадка (протяжно произносит звук «И»), как стонала кукла Ляля, когда у нее болел зуб (произносит протяжно «О»). Затем показывает ослика и говорит: «Это ослик. Посмотрите , какие у него длинные – длинные уши! Какие уши?» Ребенок отвечает.

    Ребенку предлагают погладить ослика, потрогать его длинные уши. Взрослый продолжает рассказ: «Ослик хочет есть, он кричит: «И-и-и-о-о-о». Как кричит ослик? ». Ребенок отвечает.

    Надо обращать внимание на громкость и протяжность произнесение звуков и следит, чтобы ребенок произносил их на одном выдохе.

    «И-и-и-о-о-о, И-и-и-о-о-о!» - кричит ослик. Грустно ему одному и он приглашает кого – нибудь поиграть с ним», - продолжает взрослый.

    «Смотрите, зайчик скачет и говорит:


    • Здравствуй, ослик Длинные уши!

    • Здравствуй, заинька Короткий хвостик ».

    «Как зайчик назвал ослика!», «А что ответил заиньке ослик?», «Какой хвост у зайчика?» Ребенок отвечает на вопросы и повторяет крики ослика.

    ЛОШАДКА


    Цель: Обучение отчетливому проиношению звука «И».

    Материал: Игрушечная лошадка.

    ХОД ЗАНЯТИЯ: Взрослый показывает ребенку лошадку и объясняет, что лошадка кричит «И – и - и», а ребенок повторяет 2-3 раза. Далее взрослый предлагает поиграть в заводных лошадок, «заводит» ребенка – «лошадку» ключиком, и тот произносит «И -и-и». Если ребенок не хочет больше играть, можно сказать, что «лошадка сломалась».

    ГОСТИ


    Цель: Обучение правильному и отчетливому произношению звука “М” (Мь), закрепление произношение звука “У”; активизация в речи ребенка слов “рога”, “бодается”, “острые когти”, “мурмычит”, “фыркает”, набл.дение за тем, чтобы ребенок согласовывал слова в предложении.

    Материал: Игрушки – домашние животные (корова, коза, кошка) или картинки с их изображением.

    ХОД ЗАНЯТИЯ: Взрослый показывает ребенку корову и спрашивает: «Кто это?» Выслушав ответ, говорит : «Когда корова гуляет и жует траву, она мычит «М-м-у-у, м-м-у-у» Как она мычит?». Ребенок отвечает.

    Далее взрослый показывает ребенку козу, задает аналогичные вопросы ребенку, выслушивает ответы и продолжает: «Да, это коза. Она тоже дает молоко, но она не умеет мычать, она кричит «М-м-е-е, м-м-е-е». Как коза кричит?» Ребенок повторяет.

    «А вот и кошечка пришла, ее зовут Мурка. Посмотрите, какая она красивая. Мурка очень любит молоко, и, когда хочет есть, она мяукает «Мяу-мяу». Скажите, как зовут кошку? А как она мяукает?» - спрашивает взрослый. Ребенок отвечает.

    Затем взрослый произносит чистоговорку и повторяет ее хором с ребенком:

    Идет корова по дорожке и мычит:

    «Мм- уу, мм-уу» - молока кому?

    «Мурка замяукала, - продолжает взрослый, - это она молока просит.

    Мяу, мяу, молока хочу! Как она молока просит?» Ребенок отвечает, а взрослый следит за правильным произношением звука «М» (Мь) и четким, внятным произношением слов.

    Продолжая занятие, взрослый показывает картинки с изображением коровы, козы, кошки, предлагает назвать животных и изобразить, кто как кричит. Затем просит показать, у кого из них есть рога (ребенок показывает корову и козу), и объясняет : «Корова и коза бодаются, а кошка бодаться не умеет, у нее рожек нет. Но если кошку обижают, она больно царапается. У кошки на лапках есть коготки –царапки. Что может делать кошка?».

    «У маленького котенка на лапках тоже есть коготки – царапки. К тому же очень острые», - говорит взрослый, а ребенок повторяет сначала вместе с ним, затем один.


    МЫШКА


    Цель: Формирование правильного и отчетливого произношения звука «П» (Пь), отчетливого произношения слов, воспитание звуковой культуры речи.

    Материал: Игрушечная мышка.

    ХОД ЗАНЯТИЯ: Раздается писк «Пи-пи-пи», взрослый говорит, что прибежала мышка, предлагает ее поискать. Ребенок заглядывает под стул. Появляется игрушечная мышка, спрашивает: «Дети, кто ушел?». И просит: «Вы его не зовите, я кота боюсь!».

    Взрослый предлагает попищать, как мышка, ребенок повторяет писк. «Мышонок любит играть в прядки, - говорит взрослый. – Сейчас я спрячу его в ладошке и спрошу, где мышонок? А он ответит мне: «Пи-пи-пи». Ребенок пищит за мышонка, которого прячут 4-5 раз. Затем мышонка угощают крошками сыра, а он благодарит: «Спасибо, очень вкусный был сыр. Я сыр очень люблю. А вы что любите есть? Вы, наверное, очень любите суп? Давайте скажем: «Уп-уп-уп» - мы любим суп!».

    Взрослый дважды повторяет чистоговорку, затем ребенок повторяет ее самостоятельно: Мышка, мышка, на горошку,

    Вылей воду на дорожку!



    БАРАБАН


    Цель: Продолжение формирования правильного и отчетливого произношения звука «Б» (Бь), обучение регулированию силы голоса.

    Материал: Игрушечный барабан.

    ХОД ЗАНЯТИЯ: Взрослый показывает барабан, барабанит, сопровождая свои действия словами : «Бам, бам, бам! Так поет барабан». Затем спрашивает у ребенка : «Как поет барабан?». Ребенок сначала вместе с взрослым, а затем один воспроизводит нужные словосочетания. Сначала с произвольной громкостью, затем, по заданию взрослого, громко или тихо.

    Взрослый добивается, чтобы ребенок правильно и четко произносил звук «Б» (Бь), а звукоподражания – громко или тихо.



    СТОИТ ДОМИК


    Цель: Развитие речевого аппарата, закрепление произношения звуков в звукоподражательных словах. Дальнейшее обучение ребенка умению различать по внешнему виду и «голосу» животных, птиц и правильно называть их.

    Материал: Игрушечный домик, кукла, игрушечные гусь, утка, индюк, собака или картинки с их изображением.

    ХОД ЗАНЯТИЯ: Взрослый показывает ребенку игрушки и рассказывает: «Вот домик. В нем живет маленькая Оленька (показывает куклу). Мимо идут гуси и кричат: «Га-га-га! Идем плавать и нырять!»

    «Как и что они кричат?» Ребенок повторяет.

    «Не ходите плавать и нырять, оставайтесь со мной», - просит гусей Оленька, но гуси уходят. Мимо утки идут, переваливаются, тихонько переговариваются: «Кряк-кряк-кряк! Идем плавать и нырять!» Как и о чем переговариваются утки?» Ребенок повторяет. «Не ходите плавать и нырять, поиграйте со мной », - просит уточек Оленька, но утки ее не понимают.

    Тут индюк появился. «Я буду с тобой играть!» - сказал он Оленьке, но девочка индюка испугалась, играть с ним отказалась. Индюк очень рассердился и закричал: «Бал-бал-бал! Какая глупая девочка!». «Бал-бал-бал!» И ушел. – Что кричал сердитый индюк?» Ребенок повторяет.

    «Грустно Оленьке одной. Вдруг совсем рядом залаял щенок: «Тяф-тяф-тяф! Давай с тобой играть, маленькая девочка!» Оленька обрадовалась. Они в прядки поиграли и в салочки. Устали, сели рядышком, и щенок решил остаться у Оленьки насовсем».

    ОТГАДАЙ, КТО К НАМ ПРИШЕЛ


    Цель: Формирование четкого произношение звуков «М», «П», «Б», (Мь, Пь, Бь), обучение отчетливому и внятному произношению отдельных звукосочетаний, развитие способности воспринимать различные звуки, различать на слух близкие по звучанию звукоподражания, дифференцировать громкость их произношения; закрепление в речи ребенка названия отдельных предметов, животных, птиц.

    Материал: Игрушки, использовавшиеся напредыдущих занятиях (корова, коза, кошка, мышка, курица, барабан, звонок) или картинки.

    ХОД ЗАНЯТИЯ: Взрослый показывает игрушку (или картинку) корову и предлагает вспомнить, как она мычит . Ребенок произносит звукосочетание. «А как кричит коза?» - спрашивает взрослый, показывая соответствующую картинку. Ребенок произносит: «Меее-е».

    Затем взрослый предлагает ему помяукать, как котята, попищать, как мышата, вспомнить, как гудит машина, как стучит барабан. Взрослый следит, чтобы ребенок четко и правильно произносил звуки, отчетливо, правильно и достаточно громко выговаривал звукоподражания. Далее взрослый предлагает ребенку отгадать по звукоподражанием животных и предметы :



    • «Му-у-у, му-у-у», - кто это мычит?

    • «Мяу - мяу», - кто это к нам пришел?

    • Кто подошел к Кате и сказал «Ме-е-е, ме-е-е»?

    • А кто это спрятался от Кати и пищит : «Пи-пи-пи»?

    • «Ко-ко-ко», - кто это остановился рядом с Катей?

    • «Ква-ква-ква», - а это кто?

    • «Ку-ку, ку-ку», - а это чей голос?

    • «Тик-так, тик-так», - что это?

    Взрослый произносит и другие звукоподражания («га-га-га», «аф-аф» и т.д.), а ребенок отгадывает, чей голос он слышит. Меняя высоту голоса, взрослый просит определить, какая мышка пищит: большая или маленькая. «Би – ип, би-и-и-п. Что это?» - меняя громкость при произношении данного звукосочетания, взрослый предлагает угадать, какая машина гудит (большая или маленькая).


    КАК МЫ ПТИЧЕК КОРМИЛИ


    Цель: Развитие правильного звукопроизношения, упражнение в отчетливом произнесении звуков «Х» и «К» ; развитие памяти, наблюдательности, умения следить за рассказом взрослого, не опираясь на наглядные материалы, принимать участие в рассказывании.

    ХОД ЗАНЯТИЯ: Взрослый начинает рассказывать и останавливатся, не закончив фразы, а ребенок добавляет соответствующие слова :

    На дворе зима. На деревьях, на земле, на крыше лежит белый...... - снег!

    Когда выпадает много снега, мы берем лопатки и ........ - разчищаем дорожки и делаем

    горку.

    Из снега можно лепить. Мы лепим .... - снеговика (зайца, мишку).

    Однажды на наш участок прилетели .... - птички, снегири, воробьи.

    Они хотели есть и мы насыпали им.. - зернышек и крошек.

    Зернышки и крошки мы насыпали... - в кормушку.

    Они теперь каждый день прилетают.. - к кормушке.

    А мы каждый день выносим им ... - корм.

    Взрослый продолжает рассказывать о птицах: «Из леса прилетела сова – большая голова. «Уу-ух», - так кричит сова. Она научит и нас кричать по-совиному. Как кричит сова?» Ребенок повторяет.


    «Кудах-тах-тах! Кудах-тах-тах! Кто это кудахчет?» «Курочка» - отвечает ребенок. «Курочка хочет послушать, умеешь ли ты кудахтать?» Ребенок показывает, как курочка кудахчет. «А вот и петушок! Ой, к нему лиса крадется, съест петушка!» Ребенок говорит: «Скорее, скорее, улетай, петушок!». «Взлетел петушок на забор, и лисе его не достать. Петушок рад и кричит лисе: «Ха-ха-ха, ха-ха-ха – не догнала петуха!» Ребенок повторяет.

    В конце занятия взрослый просит малыша вспомнить, у кого «шубка из перьев», а у кого «меховая».


    УТЕНОК, ГУСЕНОК И ЦЫПЛЕНОК


    Цель: Научить ребенка различать домашних птиц; развивать воображение и произвольное внимание, закреплять правильное звукопроизношение.

    Материал: Игрушечные утенок, гусенок и цыпленок.

    ХОД ИГРЫ: Взрослый говорит: «Сейчас я познакомлю вас с гостями. Это утенок Кряк. У него широкий клюв, как красная лопатка. Сам он тоненький, ходит в вперевалочку, крякает «Кряк-кряк-кряк» Какой утенок, расскажи?» Ребенок рассказывает про утенка и воспроизводит его голос. «А это гусенок Вилли. У него длинная-длинная шея и красные лапы. Он умеет говорит «Га-га-га!» Какой он, расскажи?» Ребенок повторяет рассказ про гусенка. «А это цыпленок Цып. Он маленький, желтенький и пушистый. Умеет пищать «Пи-пи-пи». Какой он, расскажи?» Ребенок отвечает. Взрослый зовет птиц : «Теги-теги-теги!» (гусенка). «Ути-ути!» (утенка). «Цыпа-цыпа!» (цыпленка). «Позови их сам!» - предлагает он ребенку. Ребенок подзывает утенка, гусенка и цыпленка и «кормит» их хлебными крошками.

    В заключении взрослый читает рассказ К. Ушинского «Гуси»:

    «Вышла хозяюшка и манит гусей домой: Теги-теги-теги! Гуси белые, гуси серые, ступайте домой!» Видит хозяюшка, что добром от гусей ничего не добьешься : взяла длинную хворостину и погнала их домой».


    ЗАЙКА


    Цель: Формирование правильной артикуляции, развитие умения понимать инструкции, обучение прыжкам на двух ногах.

    ХОД ИГРЫ: Дети становятся в круг, взрослый – в центре. Он говорит и показывает движения :

    Зайка серенький сидит Взрослый подносит пальцы к


    И ушами шевелит. голове, шевелит ими, поворачиваясь


    Вот так, вот так вправо и лево. Дети

    Он ушами шевелит! подрожают его движениям и

    повторяют за ним слова.

    Зайке холодно стоять, Взрослый и дети хлопают в

    Надо лапочки погреть. ладоши и повторяют все

    Вот так, вот так последние строчки.

    Надо лапочки погреть!

    Зайке холодно стоять, Все прыгают на одном месте,

    Надо зайке поскокать. повторяя : «надо зайке поскакать!»

    Вот так, вот так

    Надо зайке поскакать!

    Зайку волк испугал! Взрослый рычит. Дети раз-

    Зайка тут же убежал! бегаются врассыпную.

    «КАП-КАП-КАП»

    Цель: Развитие голосового аппарата, выработка умения произносить звукоподражания громко и тихо.

    Материал: Картинка с изображением дождя.

    ХОД ИГРЫ: Взрослый показывает ребенку картинку и говорит: «Дождик пошел. Сначала тихо закапал: «Кап-кап-кап». (ребенок тихо повторяет: «Кап-кап-кап»). Потом застучал сильее: «Кап-кап-кап» ( Ребенок повторяет громче: «Кап-кап-кап») Опять тихо капает дождик и перестал!»

    В конце игры взрослый читает потешку:

    Дождик, дождик,

    Кап-кап-кап!

    Мокрые дорожки.

    Нам нельзя идти гулять –

    Мы промочим ножки.

    Ребенок вместе с взрослым повторяет звкоподражание «как-кап-кап».



    СОБАЧКА ЛАЕТ


    Цель: Укрепление артикуляционного и голосового аппарата ребенка, уточнение и закрепление произношение звука «Ф». Обучение умению умеренно громко и очень громко произносит звукосочетания «Аф-аф!», «Фу-фу», широко открывать при произнесении «Аф-аф!»

    Материал: Большая и маленькая собачки, любой головной убор (шапка, берет), лягушка или любое мелкое животное.

    ХОД ИГРЫ: Взрослый показывает ребенку маленькую собачку и предлагает послушать, как она лает («аф-аф-аф!»). Он объясняет, что когда собака лает, она широко открывает пасть (повторяет «аф-аф-аф», широко открывая рот). Ребенок вместе с взрослым, а затем один повторяет, как лает собачка. Собачка «подходит» к шапке или берету и «пытается залезть» в него. Взрослый грозит собачке пальцем и строго говорит: «Фффу, ффу, нельзя!» Когда собачка еще раз «пытается влезть в шапку», ребенок повторяет запрет «ффу!» вместе с взрослым и один (4-5 раз). Взрослый убирает головной убор и показывает большую собаку, объясняя , что большая собака лает громко («аф-аф!» произносится громче обычного), а маленькая не так громко.

    Взрослый спрашивает, как лает большая собака и как маленькая, а ребенок отвечает. Взрослый добивается, чтобы ребенок правильно и четко произносил звукосочетания, умеренно громкие и громкие. Взрослый говорит: «Смотри, наши собаки кого-то увидели». Обращает внимание ребенка на сидящую лягушку (или котенка, цыпленка и т.д.) и просит сказать собакам, чтобы они не лаяли не пугали лягушку. Ребенок повторяет за взрослым «Фу- фу! Нельзя лаять!»



    ПОКАТАЕМСЯ НА ЛОШАДКЕ


    Цель: Развитие силы голоса, выработка умения произносить звукосочетание «Нно-нно» громко и тихо, закрепление правильного произношения звуков «Н» и «О».

    Материал: Лошадка – качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени).

    ХОД ИГРЫ: Взрослый сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: «Маша едет на лошадке, нно-нно» (произносит тихим голосом). Ребенок повторяет тихо: «Нно-нно». «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно, нно, беги, лошадка!» (Сильнее раскачивает ребенка на лошадке). Ребенок повторяет фразу вместе с взрослым, затем самостоятельно.

    Взрослый добивается, чтобы ребенок произносит звук «Н» протяжно, а все звукосочетания громко и четко.



    ТУК-ТУК


    Цель: Развитие голосового аппарата, обучение громкому и тихому, быстрому и медленному произношению. Закрепление правильного произношения звуков «Т» и «К». Развитие чувства ритма.

    Материал: Деревянный, пластмассовый или металический молоточек.

    ХОД ИГРЫ: Взрослый показывает ребенкумолоточек и предлагает послушать, как он стучит. Затем говорит ребенку: «Слышишь, как стучит молоточек? Он стучит так: «Тук – тук-тук!» Ребенок имитирует постукивание: кулачком-молотчком стучит по ладошке и говорит: «Тук-тук-тук!». «Мой моточек может стучать громко (сильно стучит по столу молоточком и одновременно громко произносит «Тук-тук-тук!»). Но он может стучать и тихо (стучит тише и тихо произносит «Тук-тук-тук!»)». Взрослый предлагает еще раз послушать, как стучит молоточек громко и тихо (стучит и воспроизводит стук голосом), а потом постучать так же своим молоточком.

    Если ребенок воспроизводит стук голосом чрезмерно громко, взрослый просит его подольше постучать «тихим» молоточком, если у ребенка тихий голос, его просят «постучать» погромче. Далее взрослый говорит, что молоточком можно стучать быстро и медленно и просит ребенка : «Сейчас я буду стучать быстро, я ты помогай мне, стучи так же быстро, ударяя кулачком о кулачок». Выполняя задание, ребенок должен произносить «Тук-тук-тук» в быстром темпе.

    «А сейчас мой молоточек застучит медленно – «Тук....тук.....тук......» - говорит и показывает взрослый. – Пусть и твой молоточек звучит так же ». Ребенок повторяет.

    В конце занятия взрослый дает ребенку постучать своим молоточком.




    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Кто что услышит

    Скачать 337.69 Kb.