Дата14.09.2017
Размер72.1 Kb.

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем



Я – учитель

Эссе


Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. 

Конфуций
Я – учитель. Что означают данные слова? Какую силу и мощь они в себе содержат? Осознание значения этих слов приходит сразу, как только приходишь в первый раз на работу, но понимание и полное раскрытие данных слов переживается по-разному. В начале учительской деятельности «Я– учитель» воспринимается как достижение поставленной цели в овладении нужной профессии, затем приходит осознание, что учитель - это огромная ответственность за детей, за их будущее. В начальной школе продолжается формирование человека как личности, от того какой она станет, зависит от учителя начальных классов. В этот период жизни у детей формируется отношение к деятельности, их главная деятельность – это учеба. Насколько ребенок сможет планировать сою деятельность, строить перспективу собственного развития, делать оценку своей работы зависит его целостное развитие как личности. В этом процессе, несомненно, участвует педагог, а, следовательно, на нем лежит ответственность.

Понятие «Я – учитель» рассматривается не только со стороны субъекта, т.е., самого учителя, но и со стороны общества, государства в целом. Так, например, общество имеет представление об учителе, как совершенном во всех отношениях специалисте, а потому возлагает на учителя огромную задачу по воспитанию детей. Ведь ни для кого не секрет, что отправляя своего ребенка, некоторые родители снимают с себя ответственность по воспитанию и обучению детей т.к. они считают, что для этого и есть предназначение учителя. В современных условиях отношение к учителю меняется от непререкаемого авторитета к равноправному партнеру, таким образом, учитель совместно с родителями решает задачи по воспитанию детей. Если рассматривать государство, то оно является главным заказчиком в формировании необходимых качеств будущего гражданина России, таким образом, были созданы и введены федеральные государственные образовательные стандарты, регулирующие деятельность учителя в образовательной сфере. В чем заключается «новый облик» учителя? В чем состоят критерии практической готовности учителя к реализации требований ФГОС?

Учитель в современных условиях должен принять цели нового образовательного стандарта, овладеть способами проектирования и достижения учебно-профессиональных задач, включать обучающихся в деятельность по организации открытия нового знания, владеть и использовать средства и ресурсы информационно-образовательной среды и т.д. Эти изменения пришли в сферу образования не сразу, а постепенно. С середины 90-х годов происходили изменения по отношению к роли ученика в учебном процессе, определялся переход его роли на уроке – из объекта ученик становился субъектом совей деятельности, внедрялись системы развивающего обучения, происходил отказ от авторитарной позиции во взаимодействии с обучающимися. В этот переходный период я и пришла работать в школу. Проживая (уже вторые) коренные изменения в школе, приходишь к выводу, что эти изменения в образовательной системе требует наша реальная жизнь. Желание идти в ногу со временем заставляет учителя меняться, самосовершенствоваться, находить новые педагогические технологии, подбирать методические приемы, искать подходы, при этом, то, что было наработано с одними детьми, не всегда срабатывает (практически никогда) с другими детьми. Дети такие разные! От этого начинаешь работать иначе, и снова начинается поиск приемов, форм и технологий…

Если рассматривать отношение к учителю во времени, то время не изменило определения того, каким хотят видеть учителя и каким он должен быть. Так в статье «О пользе педагогической литературы» К.Д. Ушинский высказывает мысль о том, что учитель – самый важный элемент в педагогическом процессе. «…Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя … посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим…». Это еще раз подтверждает значимость и ответственность учителя за формирование будущего гражданина, помнящего свою историю.



Время изменило страну, общество, людей. Изменилась школа – и учителя, и дети, изменилось отношение к ней со стороны родителей. Изменились требования к работе учителя, требования к выпускникам, но мы должны помнить, что учитель - чуть ли не единственная профессия, в которой профессиональные качества человека так, же важны, как и личные качества. Это значит, что учитель вчера, сегодня, завтра – это человек с богатым внутренним миром и большой душой, видящий лучшее в другом человеке, способный возрождать души детей, наделённый Разумом, Добротой и Любовью.

Свои размышления о собственном выборе профессии учителя я решила представить в стихотворной (или почти в стихотворной) форме. Лирический герой моего произведения – Татьяна, имя вымышленное.




Встав утром рано,

Подумала Татьяна:

- Кем мне стать?

- Какую нишу в жизни мне занять?


Подумав, поразмыслив,

Решила стать бухгалтером, как мама,

Но цифры там и бесконечное щелканье счетов,

Отчеты и зарплаты.



Взяла я чистый лист,

Пишу. – О чем мне написать?

О том, как я девчонкой

Учителем хотела стать?

Ну, вот настал тот день,

Когда об этом я должна сказать,

Чтоб было ясно всем,

Чтоб мне самой понять…





Тетради и журналы,

Учебники, пеналы.

Учебные года и четверти

Сменялись незаметно, неспеша,


Но главное –

Общение с детьми ее пленило

Такими разными, смешными

И родными.


«Я думала», - сказала тут Татьяна

«Что буду я детей учить,

Воспитывать и думать заставлять,

Но дети и меня учили –

Терпению, добру»

Прошел десяток лет.

Задумалась опять Татьяна:

Где вдохновенья брать?

И у кого учиться, чтоб не растерять

Значенья слов, что «Я – учитель».


У медиков есть Гиппократ,

Фемида – у юристов.

А кто ж кумир для учителей?

Конечно, ж вспомнила она

Коменского, Ушинского

Без Сухомлинского никак,




- Нет!- решила вдруг она.

- А может мне учительницей стать?

Ведь с этим словом

Добро, тепло и свет повсюду.

Теперь она всё твердо знала:

Кем стать, кем быть.

Лишь время всё ждала,

Чтоб поскорей мечту осуществить.


И вот тот день настал-

Счастливым ранним утром

Отправилась, нет, бежала

На первый свой урок.

От счастья, радости слеза в глазах стояла.
Четвертый класс, громкий дан звонок,

Смотрели на нее десяток с лишним глаз

И молча, наблюдали

За первыми словами.

- О чем они мечтали? Что думали сейчас?
Настали дни работы.

День, неспеша сменял

Другой такой же день,

Но счастья от работы не менялось.






Но вспомнилось ей слово,

Пришедшее из Греции – пе-да-гог,

Что значит раб-калека, ведущий

За руку дитя учиться.

Вот интересно! А сейчас?

Бывают дни,

Когда себя ты чувствуешь

Рабом или калекой

От того, что ты не знаешь

Как себя вести с детьми.

Вдруг пожалеешь ты себя,

Всплакнешь, пожалуешься коллеге...

Но стоит в школу лишь на миг войти,

Увидев снова детские все лица

Как тот час всё забудешь, всё пройдет.

И дышишь, и живешь ты снова школой.


Вокруг ученики толкутся -

Маши, Даши, Артемы и Данилы,

Светы, Стасы и Гарик, и Максим –

Они такие разные, как мир они прекрасные






За каждым жизнь идет,

У каждого своя душа,

Переживания, мечты, обиды.

Ко всем должна быть ласкова, нежна.

В своих ладонях будущее держишь,

Как цветок,

Поэтому найти в их сердце нужно

Добренький росток,

Чтобы взрастить его

И в мир большой отправить.


Вот весть пришла –

Объявлен конкурс.

Спешит туда Татьяна.

Без конкурсов ей жить нельзя –

Без конкурсов – тоска.

Как мир тогда узнает о Татьяне?


Сидит, старается,

И пишет по ночам.

К Макаренко, Ушинскому взывает.

А чем всё кончится – не знает.

Вот так живет у нас Татьяна.



Мечтает пользу принести….

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем