страница1/2
Дата31.03.2018
Размер0.51 Mb.
ТипПрограмма курса

Курс Русский язык и культура речи нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях


  1   2



Программа курса

1. Цель курса

Курс “Русский язык и культура речи» нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях.



2. Задачи курса

Задачи курса состоят в формировании у студентов следующих основных навыков, которые должен иметь профессионал любого профиля для успешной работы по своей специальности и каждый член общества – для успешной коммуникации в самых различных сферах – бытовой, юридически-правовой, научной, политической, социально-государственной:

- продуцирование связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;

- участие в диалогических и полилогических ситуациях общения, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.

Этими навыками носитель современного русского языка должен свободно владеть и в устной, и в письменной форме. Они охватывают не только собственно принципы построения монологического и диалогического текста, но и правила, относящиеся ко всем языковым уровням, - фонетическому (орфоэпия, орфография), лексическому (сочетаемость слов, выбор синонимов и др.), грамматическому (словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация). Знание того или иного элемента системы языка включает его правильное употребление (выбор и комбинацию с другими элементами) при продуцировании речи и интерпретацию – при понимании речи.

3. Содержание курса

Темы и краткое содержание

1. Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры, нуждающийся в охране и правильном использовании. Язык и речь. Речевое взаимодействие. Основные единицы речевого общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Коммуникативные качества речи: точность, логичность, выразительность, чистота, уместность, богатство. Правильность как основное качество хорошей речи. Понятие языковой нормы. Виды языковых норм: орфоэпические, грамматические, лексические, синтаксические нормы современного русского литературного языка. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач.

2. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.

Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

4. Содержание практических занятий

Работа с текстом (поиск исправление ошибок, вызванных нарушением различных коммуникативных качеств речи). Трудные случаи постановки ударения. Отработка морфологических, лексических и синтаксических норм современного русского литературного языка.



5. Форма итогового контроля

Зачет


6. Учебно-методическое обеспечение курса

Рекомендуемая литература (обязательная)

Культура русской речи. Учебник для вузов. Ред. Л.К.Граудина, Е.Н.Ширяев. М., 1999

Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов. Учебное пособие. М., 1997

Словари и справочники

Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. Любое издание.

Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. М., 2000

Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. М., 1994

Большой орфографический словарь русского языка. Ред. С.Г.Бархударов и др. М., 1999

Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. М., 1999

Крысин А.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.,1998

Словарь антонимов русского языка. М., 1984

Словарь иностранных слов. М., 1988

Современный словарь иностранных слов. М., 2000



ЛЕКЦИЯ 1. Язык и речь

  1. Культура речи как современная синтетическая дисциплина.

  2. Основные понятия курса.

  3. Функции языка и речи.

Русский язык и культура речи — одна из современных синтети­ческих лингвистических (языковых) дисциплин, берущая свое на­чало в теории и практике Древнего Мира, — изучает речевую дея­тельность общества в определенную эпоху и устанавливает на на­учной основе законы пользования языком как основным средством общения людей, рекомендует правила грамотной, целесообразной, искусной и убедительной речи.

Язык – совокупность и система знаковых единиц общения в отвлечении от многообразия конкретных высказываний конкретных людей.

Речь – последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации.

Отличия речи от языка состоят в следующем.

  1. Речь возникает как необходимый ответ на те или иные события действительности (в том числе и речевые), поэтому она в отличие от языка преднамеренна и ориентирована на определенную цель.

  2. Речь прежде всего материальна – в устной форме она звучит, а в письменной она фиксируется с помощью соответствующих графических средств.

  3. Речь зависит от конкретных ситуаций, развертывается во времени и реализуется в пространстве.

  4. Речь создаётся конкретным человеком в конкретных условиях, для конкретного человека (аудитории), следовательно, она всегда конкретна и неповторима.

  5. Речь развёртывается линейно. Речь протекает в определённом (иногда меняющемся) темпе, с большей или меньшей продолжительностью, степенью громкости, артикуляционной чёткостью и т.п. Язык же в отличие от речи, как считается, идеален, т.е. он существует вне речи как целое только в сознании говорящих на этом языке или изучающих этот язык, а также как части этого целого – в различных словарях и справочниках.

  6. Речь представляет собой, как правило, деятельность одного человека – говорящего или пишущего, поэтому она является отражением разнообразных особенностей этого человека. Следовательно, речь изначально субъективна. Язык же в системе выражаемых им значений фиксирует опыт коллектива, «картину мира» говорящего на нём народа.

  7. Речь всегда индивидуальна, поскольку люди никогда не используют все средства языка и довольствуются лишь частью языковых средств сообразно своему уровню знаний языка и условиям конкретной ситуации, выбирая наиболее подходящие.


Речевая деятельность – совокупность психофизиологических работ человеческого организма, необходимых для построения речи.

Энциклопедия «Русский язык» сообщает: Русский язык — язык русской нации и средство межнационального общения многих народов, жи­вущих в СНГ и других государствах, входивших в состав СССР. Русский язык является одним из официальных и рабочих язы­ков ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций; вхо­дит в число «мировых языков». Русский язык принад­лежит к восточнославянской подгруппе славянской группы индоевро­пейской семьи языков.

Текст – словесное, устное или письменное произведение, представляющее собой единство некоторого более или менее завершенного содержания (смысла) и речи, формирующей и выражающей это содержание.

Языковая норма – это совокупность наиболее устойчивых, традиционных реализаций элементов языковой структуры, отобранных и закрепленных общественной языковой практикой.

ЛЕКЦИЯ 2 . Общенародный язык и его разновидности


1. Литературный язык и его разновидности.

2. Территориальные диалекты.

3. Просторечие.

4. Жаргоны


Язык данного народа, взятый в совокупности присущих ему черт, отличающих его от других языков, называется общенародным, или национальным языком.

В каждом национальном языке выделяются следующие основные разновидности: литературный язык, территориальные диалекты, просторечие, жаргоны.


Литературный язык – это основное средство коммуникации между людьми одной национальности. Он характеризуется двумя главными свойствами: обработанностью и нормированностью. Литературный язык делится на две функциональные разновидности: разговорную и книжную. В соответствии с этим выделяется разговорная речь и книжный язык.
Разговорная речь используется в ситуациях непринужденного общения. Основные черты, свойственные разговорной речи:

  • устная форма выражения;

  • реализация преимущественно в виде диалога;

  • неподготовленность, незапланированность, самопроизвольность;

  • непосредственный контакт между коммуникациями.


Книжный язык – вторая функциональная разновидность литературного языка. Его основные черты – письменная форма выражения и реализация преимущественно в виде монолога. Главное свойство книжного языка – это свойство сохранять текст и тем самым служить средством связи между поколениями.
Функциональный стиль – такая разновидность книжного языка, которая свойственна определенной сфере человеческой деятельности и обладает определенным своеобразием в использовании языковых средств. В книжном языке существует три основных функциональных стиля: научный, официально-деловой, публицистический. Наряду с перечисленными стилями в общенародном языке существует еще язык художественной литературы.
Жанр – это конкретный вид текстов, обладающих специфическими чертами, отличающими жанры друг от друга, а так же общностью, которая обусловлена тем, что определенные группы жанров принадлежат одному функциональному стилю.
Диалектом называется разновидность общенародного языка, употребляемая в качестве средства общения между людьми, связанными тесной территориальной общностью. В общенародном русском языке выделяют три группы территориальных диалектов: севернорусские, южнорусские и среднерусские.
Просторечие – это речь городского малообразованного населения, не владеющего нормами литературного языка. Основная черта просторечия – анормативность, то есть отсутствие в речи норм литературного языка
Жаргоном (или арго) называют речь людей, составляющих обособленные группы, или людей, которых объединяет общая профессия. Жаргоны не представляют собой целостной системы. Грамматика в них та же, что и в общенациональном языке. Специфика жаргонов заключается в их лексике.
Сленгом называется совокупность жаргонных слов, составляющих слой разговорной лексики, отражающей грубовато-фамильярное, иногда – юмористическое отношение к предмету речи.

ЛЕКЦИЯ 3. Речевая норма и культура речи




  1. Коммуникативные качества речи

  2. Норма. Варианты норм.

  3. Правильность речи. Орфоэпические нормы.



Культура речи – это совокупность и система коммуникативных качеств. Современные ученые выделяют следующие коммуникативные качества речи: правильность речи, чистота, богатство, точность, логичность, выразительность, уместность, ясность, понятность. Если в речи соблюдены нормы литературного языка, она называется правильной. Если в речи нет чуждых литературному языку слов и словесных оборотов, она называется чистой. Если в речи применены многие и различные знаки языка (их заметно больше в наборе, чем обычно), такую речь можно назвать богатой, разнообразной. Если речь построена так, что самим подбором и размещением средств языка воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя – такую речь называют выразительной. Если между значением слова и его предметной соотнесенностью достигнуто в речи полное соответствие, речь точна. Если достигнуто соответствие между смысловыми связями слов и предложений, с одной стороны, и логикой отношений и зависимостей между предметами и явлениями реального мира, с другой, - речь логична. Если языковая структура речи приведена в соответствие с условиями общения, речь уместна.
Правильность речи - это соответствие ее структуры действующим языковым нормам.
Норма - исторически принятый в языковом коллективе выбор одного из вариантов языкового знака.
Варианты (вариативные нормы) - это формальные видоизменения одной и той же единицы, обнаруживаемые на различных уровнях. Могут быть равноправными (т.е. допускающими выбор) и неравноправными (закрепляющими один вариант употребления как единственно правильный).
Орфоэпия - совокупность произносительных норм языка, обеспечивающая единообразие в звуковом оформлении слова. Включают нормы произношения и нормы ударения.

Среди норм произношения выделяются 2 наиболее сильные.



  1. Количественная и качественная редукция гласных звуков в безударном положении

  2. Смягчение твердых согласных звуков перед мягкими согласными и гласными переднего ряда.

Нормы ударения в русском языке нелегки для усвоения, что объясняется двумя его особенностями: разноместностью и подвижностью.

ЛЕКЦИЯ 4 . Правильность речи. Нормы морфологии



  1. Употребление форм имен существительных

  2. Употребление форм имен прилагательных.

  3. Употребление некоторых форм местоимений

  4. Употребление имен числительных

5. Употребление форм глагола.
Морфологические нормы охватывают устную и письменную речь и дают представление о правильности построения и употребления различных частей речи.

Употребление форм имен существительных:

  1. Колебания в роде имен существительных (склоняемые имена существительные, аббревиатуры, несклоняемые имена существительные)

2. Склонение имен и фамилий, географических названий

3. Колебания в надежных окончаниях имен существительных (окончания -а(-я) и -у(-ю) в существительных родительного падежа единственного числа мужского рода; окончания и в существительных предложного падежа единственного числа мужского рода; окончания -ы, -а в существительных именительного падежа множественного числа; окончания существительных родительного падежа множественного числа)

Употребление форм имен прилагательных

1. Краткие формы единственного числа мужского рода

2. Степени сравнения имен прилагательных

Употребление некоторых форм местоимений

1. Возвратные местоимения себя и свой

2. Местоименное наречие сколько

3.Употребление местоимений в сложном предложении

Употребление форм числительных

1. Склонение составных количественных числительных

2. Употребление составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре

3. Употребление смешанных и дробных чисел

4. Употребление числительного полтора

5. Употребление числительных оба, обе

6. Употребление собирательных числительных двое, трое, четверо

7. Употребление порядковых числительных

ЛЕКЦИЯ 5 . Правильность речи. Синтаксические нормы



Появление синтаксических речевых недочетов обусловлено незнанием:

1) порядка слов в предложении;

2) координации подлежащего и сказуемого;

3) согласования определений и приложений;

4) правил управления;

5)правил использования причастных и деепричастных оборотов.


ЛЕКЦИЯ 6. Богатство, выразительность и чистота как коммуникативные качества речи

  1. Богатство как коммуникативное качество речи

  2. Выразительность как коммуникативное качество речи

3. Чистота как коммуникативное качество речи
Богатая речь определяется как речь, в которой запас слов, моделей словосочетаний и предложений, находящихся в активном словаре, является большим, чем в обычном наборе, и используется для незатруднительного и целесообразного общения.

Активный словарь - лексические единицы, которые говорящий (пишущий) на данном языке активно, без затруднений употребляет в речи в противовес пассивному словарю.


Пассивный словарь предполагает контекстное понимание языковых единиц, но не использование их в обычном речевом общении.

Плеоназм – выражение мысли разными словами, имеющими один и тот же смысл: свободная вакансия; прейскурант цен, потенциальные возможности.

Полисемия - наличие различных, но в какой-то мере связанных между собой значений и смыслов одного и того же слова; различных интерпретаций одной и той же языковой модели в зависимости от контекста.

Паронимы – это слова, близкие, главным образом, только по звучанию: невежа – невежда и др.

Фразеологизмы– устойчивые, семантически неделимые сочетания слов: спустя рукава, бить ключом, остаться с носом, собаку съел и т.п.

Выразительность – это качество речи, которое своими свойствами и особенностями поддерживает внимание и интерес у слушателей (читателей).

Интонация - разнообразные оттенки голоса чтеца, которые отражают смысловую и эмоциональную стороны речи.

Логическое ударение – это выделение голосом наиболее важного в смысловом отношении слова или группы слов во фразе.
Паузы бывают трех типов: логические, психологические, ритмические. Логические паузы большей частью совпадают со знаками препинания. Психологические паузы делаются перед словами, для автора эмоционально важными (какие он особенно хочет выделить), и не зависят от знаков препинания. Ритмические паузы встречаются только в стихах (ставятся после каждой стихотворной строки).
Темп – это скорость речи, ее замедление или убыстрение, он зависит от характера речи и задач говорящего.
Сила голоса – степень громкости звучания речевого аппарата (тихо - громко).
Высота голоса – это движение голоса вверх и вниз, его повышение или понижение.
Тон – выражение голосом душевного состояния говорящего, его личного отношения (чувств) к объекту или предмету речи (разговора).

Техника речи – это система работы говорящего (оратора, чтеца) над своим речевым аппаратом.

Техника речи, интонационная логика звучащей речи, эмоционально-образная экспрессивность (выразительность) – три взаимосвязанных компонента интонации, выразительная триада, составляющая основу исполнительского мастерства, сущность которого состоит в умении «рисовать интонацией».



Чистая речь – речь без чуждых литературному языку и отвергаемых нормами нравственности слов и словосочетаний (диалектизмов, канцеляризмов, варваризмов, просторечия, вульгаризмов и пр.).

Диалектизмы – слова, обороты, которые являются принадлежностью не общего языка народа, а того или иного местного говора (территориального диалекта).
Варваризмы (от лат. – бормочущий, всякий чужеземец, не владеющий латынью) – неоправданное заимствование иноземной лексики.

Канцеляризмы – это словесные шаблоны, стереотипы, которые употребляются в ситуации делового общения, при оформлении деловых бумаг, документов, там, где необходимы устойчивые формы речи, не требующие особых речевых находок, красоты и выразительности языка, а, напротив, предполагающие речевой автоматизм, принятые трафареты.

Жаргонизмы – слова и устойчивые словосочетания, свойственные разговорной речи людей, объединенных общностью интересов, знаний, социальным положением,

Просторечные слова – разновидность национального языка, которая не соответствует нормам литературного словоупотребления (транвай, ихний, нету, шо же (делать), промеж, шибко, тутошний, спечь др.).

ЛЕКЦИЯ 7 . Точность, логичность, уместность и доступность



как коммуникативные качества речи

  1. Точность речи.

  2. Логичность речи

3. Доступность речи

4. Уместность речи


Точная речь – речь, в которой слова строго соответствует обозначенным предметом, явлениям действительности и замыслам говорящего (пишущего).
Смысловая точность есть строгое соответствие выбранного слова, того, что это слово выражает, предмету, явлению действительности и той реальности, которую это слово называет.

Интенциональная точность – строгое соответствие замыслу говорящего той цели, которой он хочет добиться в общении.
Логичная речь — речь, в которой слова и фразы в одном выска­зывании и высказывания в целом тексте не противоречат в смыс­ловом отношении друг другу, законам мышления и логике взаимо­связей между предметами и явлениями реального мира.
Требования логичности

1.Сочетание одного слова с другим не должно быть противоречивым.

2. Необходим правильный порядок слов.

3. Важен правильный выбор служебных слов-связокпредлогов, союзов, частиц, вводных конструкций и т. п.

4. Обязательна ясность и правильность выражения языковыми средствами связи отдельных высказываний в тексте.


Доступная речь - это речь, языковая структура которой облегчает опознавание получателем выраженной ею ин­формации. Иными словами, доступная речь — это речь понятная.
Уместная речь — речь, языковая структура которой приведена в соответствие с условиями общения. Под условиями общения бу­дем понимать место, время, жанр и задачи коммуникативного про­цесса.

Речевая культурная ситуация - совокупность языкового и неязыкового окружения, влияющего на коммуникан­тов: их взаимоотношения, состояния, эмоции, знания, убеждения и др.
Речевой этикет — сложившаяся в языке и речи система устой­чивых выражений, употребляющихся в ситуациях установления и поддержания контакта.

ЛЕКЦИЯ 8. Функциональные стили. Официально-деловой стиль.




  1. Функциональные стили.

  2. Языковые средства оформления деловых бумаг.

  3. Типичные ошибки в языке деловых бумаг.

  4. Некоторые элементы административного речевого этикета.

  5. Личные документы: типология, образцы, языковое оформление.

  6. Особенности устной деловой речи


Функциональный стиль – исторически сложившаяся в определенное время в конкретном обществе разновидность литературного языка, представляющая собой относительно замкнутую систему языковых средств, постоянно осознанно использующихся в различных сферах жизни.

Выделяют следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический, разговорно-обиходный и художественный.


Функциональные стили неоднородны; каждый из них представлен рядом жанровых разновидностей, например, в научном стиле – монография, учебный текст, диссертация; в официально-деловом – инструкция, справка, приказ; в публицистическом – очерк, репортаж и т.д.

Деловой стиль – это совокупность языковых средств, функция которых – обслуживание сферы социально-деловых отношений, т.е. отношений, возникающих между органами государства, между организациями или внутри их, между организациями и частными лицами в процессе их производственной, хозяйственной, юридической деятельности.
Различают следующие подстили (разновидности) делового стиля:

  1. собственно официально-деловой (канцелярский),

  2. юридический (язык законов и указов),

  3. дипломатический.

Основные особенности официально-делового стиля – это точность, исключающая возможность каких бы то ни было инотолкований и неясностей; языковой стандарт – стремление к выражению мысли единообразным способом, использование для этого готовых формул-клише.


Языковые средства, образующие относительно замкнутую систему деловой речи.

  1. Термины и профессионализмы

  2. Нетерминологические слова, употребляющиеся преимущественно в административно-канцелярской речи

  3. Имена существительные – названия людей по признаку, обусловленному каким-либо действием или отношением.

  4. Отглагольные существительные

  5. Предлоги, выражающие стандартные аспекты содержания.

  6. Стандартные словосочетания, с помощью которых передаются, например, предупреждение, мотивация действия, причинно-следственные отношения, а также устойчивые словосочетания с окраской официально-делового стиля.

  7. Стандартные словосочетания, закрепленные в ГОСТах.

  8. «Расщепленные» сказуемые.

  9. «Нанизывание» падежей, преимущественно родительного.

  10. Готовые синтаксические конструкции.

  11. Утверждения через отрицание, в которых адресат санкционирует

административные действия.

  1. Страдательный залог при необходимости подчеркнуть факт

совершения действия.

  1. Глаголы в неопределенной форме в значении повелительного

наклонения, носящего предписывающий характер.
Заявление – документ, содержащий просьбу какого-либо лица, адресованный организации или должностному лицу учреждения.

Декану экономического факультета

Московского государственного

университета им. М.В.Ломонооава

проф. Белоцерковскому С.В.

студента группы П-5

Сергеева Олега Владимировича
Заявление

Прошу разрешить мне не посещать занятия в университете с 10 по 17 марта 2003 года в связи с поездкой в г. Ставрополь для участия в открытом чемпионате Северного Кавказа среди студентов по волейболу.
2.03.2003 г. Сергеев

Доверенность - документ, с помощью которого одно лицо предоставляет другому лицу полномочия предпринять за него какое-либо действие (чаще всего – получить что-либо).

Доверенность

Я, Светлова Вероника Павловна, проживающая в студенческом общежитии №3 Саратовского инженерно-строительного университета по адресу: ул. Чехова, дом 14, комната 115, доверяю Григорьевой Ольге Викторовне, проживающей по адресу: ул. Менделеевская, дом 7, квартира 56, паспорт (серия, номер, кем выдан и когда выдан), получить помощь, начисленную мне за апрель 2003 года.
4.05.2003 г. Светлова

Резюме – краткое письменное изложение биографических данных, характеризующих образовательную подготовку, профессиональную деятельность и личные качества человека, претендующего на ту или иную работу, должность.
Разновидности устной деловой коммуникации:

- деловая беседа;

- переговоры;

- деловое общение;

- деловой телефонный разговор;

- прием посетителей;

- собеседование при приеме на работу.

ЛЕКЦИЯ 9. Научный стиль




  1. Особенности научного стиля.

  2. Композиция научного текста.

  3. Подстили и жанры научного текста

Обслуживает сферу науки и производства. Основной его целью является сообщение объективной информации, доказательство истинного научного знания. Научные тексты ориентированы на читателя-профессионала. Доминанта научного стиля – понятийная точность.



Основными чертами научного стиля и в письменной, и в устной форме являются точность, объективность, логичность, абстрактность, информационная насыщенность.
Термин – это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности. Термины являются смысловым ядром специального языка и передают основную содержательную информацию.
Схема построения вводной части научного произведения (автореферата, дипломной работы, проблемной статьи и т.п.):

- обоснование актуальности научного исследования (актуальность проблемы);

- характеристика имеющихся на эту тему работ, теорий; историография вопроса;

- выделение конкретного вопроса (предмета исследований);

- выдвижение гипотезы;

- обоснование использования избранной теории (метода);

- предварительное формулирование выводов.
Схема построения заключительной части научного произведения:

- краткое изложение научного исследования;

- окончательная формулировка выводов;

- список авторских работ.
Традиционно в научном стиле выделяют три подстиля:

- собственно научный;

- учебно-научный;

- научно-популярный.


Аннотация это краткое, обобщенное описание (характеристика) текста книги, статьи.
Речевые стандарты для составления аннотации

Статья (работа) опубликована (помещена, напечатана …) в журнале …

Статья посвящена вопросу (теме, проблеме …)

Статья представляет собой обобщение (обзор, изложение, анализ, описание …) (чего?)

Автор ставит (освещает) следующие проблемы …

останавливается на следующих проблемах …

касается следующих вопросов …

В статье рассматривается (затрагивается, обобщается …) (что?)

говорится (о чем?)

делается оценка (анализ, обобщение) (чего?)

представлена точка зрения (на что?)

затронут вопрос (о чем?)

Статья адресована (предназначена) (кому?)

может быть использована (кем?)

представляет интерес (для кого?)
Реферат это композиционно организованное, обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и др.).

Реферат состоит из трех частей: общая характеристика текста (выходные данные, формулировка темы); описание основного содержания; выводы реферата.

ЛЕКЦИЯ 10. Культура публичной речи


  1. Особенности публичной речи.

  2.   Ораторское искусство как социальное явление

  3.   Контакт с аудиторией

  4.   Основные этапы подготовки к конкретному выступлению.

  5. Приемы управления аудиторией.

 

Публичная речь – это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, речь, адресованная определенной аудитории, ораторская речь.

Ораторское искусство - исторически сложившаяся наука о красноречии и учебная дисциплина, излагающая основы ораторского мастерства.


Особенности ораторского искусства:

1. Используется в различных сферах жизни общества: духовной, идеологической, социально-политической и др. Наиболее широкое применение находит в политической деятельности.

2. Огромную роль играет нравственная позиция оратора, его моральная ответственность за содержание речи.

3. Явление историческое, т.е. оно меняется.

4. Имеет сложный синтетический характер.

5. В зависимости о сферы применения подразделялось на различные роды и виды. В отечественных риториках - следующие. виды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (богословско-церковное).

 

Факторы, влияющие на установление контакта с аудиторией:

1. актуальность обсуждаемого вопроса,

2. личность оратора,

3. поведение оратора,

4. внешний вид,

5. его подготовленность,

6. учет особенности аудитории.

 

Риторический канон:

1) нахождение, изобретение (инвенция)

2) расположение (диспозиция) – деление речи на вступление, изложение, разработку (доказательство своего взгляда и опровержение противного) и заключение;

3) словесное выражение (элокуция) – отбор слов и выражений, тропов и риторических фигур;

4) запоминание;

5) произнесение.
Орфографические и пунктуационные нормы

Задание 1 . Восстановите текст

Еще только десятый час (на)исходе а уже (н…)куда (н…)денеш…ся от тяж…лого зноя каким дыш…т полдень. Раскален…ый воздух едва колыш…тся над (не)мощен…ой песчан…ой дорогой. Еще (не)кошен…ая (на)половину иссохшая трава никнет и стел…тся от зноя почти (не)выносимого для живого существа. Дремл…т без живительной влаги зелень рощ… и пашен…. Что(то) (не)внятное беспр…стан…о шепчет в полудремоте неугомон…ый кузнечик. Н… человек, н… насекомое н… животное никто уже больше не бор…тся с истомой. (По)видимому все …дались убедившись что сила истомы овладевшей ими (не)победима и (не)преодолима.


Звали мужчину Петр Иванович. Он изв…няясь за свой внешний вид сообщил нам что весной застудил ноги и теперь вынужден даже в жару ходить в валенках. Рас…казывая он (не)заметно подвел нас к домику и смущаясь пригласил войти. В комнате с высокой до…атой перегородкой сплош… увешан…ой пл…катами и картинками с видами леса нас встретила молодая красивая хозяйка с ч…рными до блеска волосами и (ярко) голубыми глазами. На ней было скромное ситц…вое платье с какими(то) замысловатыми разводами совершен…о (не)понятного цвета. (Не) успели мы (как) следует поздороват…ся с ней как она уже поставила на стол большое деревян…ое блюдо с варен…ыми грибами чашку с печен…ым в золе картофелем квашен…ую капусту мочен…ые яблоки молоко хлеб.

Деревня Маниловка (не)многих могла заманить своим местоположением. Днем господский дом стоял на юоу то(есть) на возвышении… открытом всем ветрам. На покатости горы одетой подстрижен…ым дерном были ра…бросан…ы (по)английски две – три клумбы пять – шесть берез (не)большими купами возносили свои мелколис…ые жиденькие вершины. Под двумя из них видна была (не)большая но высокая б…седка с надписью «Храм уед…нен…ого размышления» пониже был покрытый зеленью пруд отнюдь(не)диковин…ый в английских садах рус…ких помещиков. У подошвы этого возвышения темнели серенькие бр…венчатые избы сосчитан…ые нишим героем. (Ни)где между тем (не)было (н…) р…стущего деревца (н…)какой-нибудь зелени.


Орфоэпические нормы

Задание 1.

1) разделите слова на две группы в зависимости от произношения согласного перед буквой е:

бандероль, берет, генетика, деликатес, дельта, депрессия, дегустация, идентичный, тезис, дефис, критерий, кратер, кредо, свитер, синтез, сонет, полонез, кларнет, эстет, шинель, экстерн, темп, штемпель, террор, теннис, декольте, конгресс, барельеф, дедукция, дезинформация, декада, демон, сессия, тема, кофе, кафе, рефери, территория, рейтинг, дефиле, диспансер, партер, коттедж, патетика, лотерея, бутерброд, майонез;



2) разделите слова на две группы в зависимости от того, какой звук произносится в ударном слоге (о или е):

свекольный, посаженный отец, затекший, оседлый, афера, блеф, бытие, острие, маневр, разновременный, одноплеменный, разноплеменный, забредший, шелковый, женоненавистник, желчь, одноименный, гренадер, отцветший, осетр, старьевщик, недоуменный, длинношерстный;



3) расставьте ударения в словах:

апостроф, аналог, анатом, асимметрия, аристократия, арахис, баловать, бензопровод, бронировать (место), бронированный (автомобиль), взбодрить, включим (телевизор), ворвалась, возбуждено, в стенах (института), вероисповедание, вылила, гофрировать, гарантированный, генезис, гравированный, грунтовые, грушевое (варенье), догмат, договор, знамение, зубчатый, изыск, исчерпать, кашлянуть, колледж, корысть, кухонный, мощностей, нажили (врагов), (работа) начата, близки, диспансер, дожил, добыча, дремота, жалюзи, закупоривать, заржаветь, законнорожденный, замерло, избалованный, искра, исконно, квартал, кухонный, красивее, мастерски, медикаменты, мизерный, надолго, новорожденный, кулинария, мусоропровод, мытарство, обетованный, обнял, наверх, обеспечение, оптовый, ободрить, пролила, одновременно, звоним, отбыла (в неизвестном направлении), (студенты) правы, премировать, приданое, присовокупить, рассердится, сливовый, перезвонишь, перчить, плесневеть, продана, (девушка) права, ржаветь, свекла, симметрия, сливовое (варенье), сосредоточение, правы, столяр, танцовщица, тефтели, теплится, торты, убыстрить, украинец, холеный, петлями, (он) налил, (девушка) занята, длинна, побеленный, повторить, подсадная утка, принудить, наняло, Пикассо, повторенный (материал), погруженный (в воду), прикус, (жизнь) прожита, проторенный, скоростей, (о) средствах, стенография, табу, тяжки (обстоятельства), углубить, характерный (поступок), ракушка, (нет) туфель, спало, сыто, средство, копированный, статуя, танцовщик, украинский, усугубить, отключим, феномен, ходатайствовать, черпать, шофер, щавель, эксперт, языковой (феномен), шасси, щегольски, языковая (колбаса).


Морфологические нормы

Задание 1. Употребите словосочетания в единственном числе

Старинные рояли, заказные бандероли, старинные банкноты, кожаные туфли, новые расценки, большие мозоли, войлочные тапки, спелые помидоры, широкие проруби, наши плацкарты, эффективные шампуни, новые ботинки, высокие ботфорты, обновленные табели, офицерские погоны, железные рельсы, прекрасные лебеди, торжественные залы, воздушные вуали, молодые рыси.



Задание 2. Употребите данные несклоняемые существительные и аббревиатуры с именами прилагательными

А) пальто, кофе, пенсне, кольраби, иваси, такси, пенальти, рандеву, Тбилиси, Сочи, какаду, кенгуру, крупье, протеже, Миссисипи, Онтарио, алиби, атташе, резюме, кавасаки, контральто, жюри, бренди, салями, авеню, Осло, фламинго, суфле, кимоно.

Б) ТСЖ, МГУ, ДТП, МЧС, МИД, ООН, КГБ, ФСБ, МКАД.

Задание 3. Употребите данные имена собственные в одном из косвенных падежей

Леся Украинка, Джузеппе Верди, Жюль Верн, Ярослав Гашек, Валентин Черных, Лиля Брик, Патрик Зюскинд, Гарриет Бичер Стоу, Шарлотта Бронте Жан – Жак Руссо, Жорж Помпиду, Иван Дурново, Павел Ремень, Иван Сокол, Эмиль Золя.



Задание 4. Употребите данные географические названия с предлогом около

Бородино, полуостров Таймыр, село Горюхино, город Кстово, озеро Ильмень, город Нижний Новгород, гора Эльбрус, штат Техас.



Задание 5. Образуйте формы им. п. множественного числа и расставьте ударения

Адрес, ректор, квартал, рапорт, фельдшер, выговор, офицер, вексель, маляр, тренер, бант, директор, катер, инженер, сорт, тост, редактор, слог, токарь, порт, профессор, терем, погреб, торт, якорь, луг, кучер, циркуль, фронт, шофер, почерк, цех, лектор, бухгалтер, трактор, договор, отпуск, паспорт, сторож, веер, бухгалтер, штемпель, герб, пекарь, инспектор.



Задание 6. Образуйте формы родительного падежа множественного числа и расставьте ударения

Ботинки, валенки, армяне, монголы, амперы, килограммы, помидоры, парижане, носки, погоны, цыгане, чулки, англичане, солдаты, партизаны, гардемарины, узбеки, таджики, простыни, кочерги, донья, вафли, блюдца, апельсины, яблоки, рельсы, кегли, кружевца, гектары, захолустья, болотца, сумерки, ясли, грабли, свечи, помои, будни, потемки, плечи, няни, басни, баржи, сплетни, усадьбы, туфли, платья, песня, ставни, киргизы, туркмены, гектары, доли, баклажаны, гольфы, вишни, клипсы, черешни, дела, полотенца, цапли, одеяла, наволочки.



Задание 7. Прочитайте следующие предложения

1. Ректор выступил перед 153 студентами. 2. Мастером было списано (тиски – 22, клещи – 33, кусачки – 44). 3. Вес помидора достигает 400 граммов. 4. Потребовалось (шесть, шестеро, ножницы). 5. Книга снабжена 34 чертежами. 6. Было захвачено более 380 солдат противника. 7. Урожай составляет более 234 (центнер) с гектара. 8. Библиотека пополнилась 467 книгами. 9. 250 – это немного по сравнению с 367 автобусами, перевернутыми накануне, но если к ним прибавить эти 250, то можно сделать вывод, что ущерб составляет более 600 автобусов. 10. Аттестаты выданы 880 учащимся.



Задание 8. Образуйте форму мужского рода прошедшего времени глаголов. Особо отметьте возможность образования вариативных форм

Поникнуть, продрогнуть, промокнуть, крикнуть, увянуть, вернуть, завянуть, пискнуть, меркнуть, гаснуть, привыкнуть, прилипнуть, мокнуть, прикрикнуть, сохнуть, глохнуть, слепнуть.



Задание 9. Образуйте форму 3 лица единственного числа глаголов. Укажите случаи вариативности

Мурлыкать, двигать, щипать, плескаться, брызгать, глодать, капать, махать, черпать, рыскать, кудахтать, мазать.


Синтаксические нормы

Задание 1. Выберите вариант, соответствующий синтаксическим нормам согласования подлежащего и сказуемого

1. Ряд стульев (стоял – стояли) вдоль стены. 2. Семь студентов (сбежало – сбежали) с лекции. 3.В библиотеку (поступило – поступили) двадцать две новые книги. 4. Тысяча поклонников таланта артиста (пришла – пришли –пришло) на его бенефис. 5. Три года (пролетели – пролетело) как один день. 6. Никто, даже самые сильные ученики, не (мог – могли) решить задачу. 7.Правительство России, в том числе председатель и его первый заместитель, много (сделали – сделало) для решения социальных проблем. 8. Большинство студентов не (смогли – смогло) сдать сессию хорошо. 9.Мать с детьми (уехала – уехали) в деревню.10.Все, кто не потерял еще головы, (был – были) против.11.Девушка – пилот умело (вела – вел) машину. 12.Два солдата с котомками устало (глядело – глядели) на окна поезда. 13. Народ Франции, как и народы России, не (может – могут) забыть военные бедствия. 14. В кабинет (вошел – вошла) девушка – секретарь и (доложил – доложила) о вновь прибывших. 15. Полчаса, проведенные в компании интересного рассказчика, (прошло – прошли) незаметно.



Задание 2. Выберите нужную форму определения, согласующуюся с определяемым словом

1. Три (лучших – лучшие) работы были отправлены на конкурс. 2. Комната делилась на две (неравные – неравных) части. 3.Два (высокие –высоких) дома привлекли наше внимание. 4.(Лучшие – лучших) две песни будут отправлены на конкурс. 5. Привлекает прекрасное обслуживание в (новом – новой) кафе-столовой. 6. Лето мы проведем в Рязанской или Тульской (области – областях). 7.(Загоревший – загоревшие) брат с сестрой вернулись от бабушки. 8.(Российская – российские) печать, радио и телевидение дают представление о событиях, происходящих в Европе. 9.Автор повестей родился в селе (Горюхино – Горюхине).10.Нижегородцы часто гуляют на улице (Большая Покровская – Большой Покровской).



Задание 3. Найдите и исправьте ошибки в словосочетаниях (учтите, что среди них есть правильные)

Одеть пальто, удивляться беспечностью, уделять внимание на форму и содержание, тормозить процессу, поражаться росту, заведующий библиотеки, скучать за родителей, скучать по вас, посвятить книгу для детей, поражаться росту, отзыв на кандидата, уделять внимание воспитания ребенка, подвести итог написанного, выяснить о причинах, понимать об ответственности, оплатить за проезд, интересоваться о новых технологиях, проявлять заботу к близким, понимать о необходимости перемен, проводить аналогию твоей работы и моей, удостоен наградой, согласно желания матери, указать о дате экзамена.



Задание 4. Найдите ошибки в предложениях с причастными оборотами. Отредактируйте предложения

1. Роман содержит критику предрассудков, господствующих на родине писателя в прошлом веке. 2. Задание, выполняющееся вами, не вызывает особых затруднений. 3. Автор проинформировал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию. 4. Мы пойдем на премьеру спектакля, создающегося силами актеров драмтеатра. 5. Ученики, напишущие плохо эту работу, должны будут ее переписать. 6. Я держал книгу, служащую мне как помощник и которой я пользовался в случае затруднений. 7. Директор выяснил имена людей и нашел их в своих цехах, кравших детали. 8. Каждый человек, пожелавший бы участвовать в этом конкурсе, должен написать заявление. 9. Прочитанная лекция для учеников об использовании атомной энергии вызвала большой интерес. 10. Студенты, участвовавшие в викторине и которые хотят улучшить свой результат, должны подойти к организаторам.



Задание 5. Найдите ошибки в предложениях с деепричастными оборотами. Отредактируйте предложения

1. Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, быстро соскочили и бросились в воду. 2. Получив тяжелую рану, солдат был спасен своими товарищами. 3. Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, упал. 4. Мой рассказ будет неполным, не упомянув о поездке в Москву. 5. Открыв дверь, на меня повеяло степным ветром. 6. Тогда, узнав о происшедшем, у нее возникла мысль навсегда уехать из города. 7. Знакомясь с оглавлением книги, она может показаться слишком сложной. 8. Попрощавшись с ней, возникло желание снова увидеть. 9.Прочитав работу второй раз, мне кажется, что основные положения в ней отражены. 10. В соревнованиях по шахматам молодой мастер, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу.


Лексические нормы

Задание 1. Найдите и исправьте ошибки, связанные с употреблением слова в несвойственном ему значении

1. Сергей одолжил у подруги тысячу рублей. 2. Мы услышали звон молотка. 3. В поликлинике предлагается полное излечение гипертоников и других болезней. 4. Благодаря кризису цены на многие товары опять поднялись. 5. Перед школой я обратно прочитал стихотворение А.С. Пушкина. 6. Почти все работы безымянны, и лишь немногие имеют авторство. 7. «Задонщина» до сих пор привлекает внимание современников. 8. Во дворе дома стоит мезонин.



Задание 2. Укажите причины возникновения двусмысленности в данных предложениях. Отредактируйте предложения

1. Лаборант Сергеев был назначен директором. 2. Ручка была сломана. 3. После тяжелой болезни отец начал отходить. 4. Бизнесмен обещал обуть всю страну. 5. Он решил оставить эту девушку. 6. Посылка была доставлена Сергеевым. 7. Недостаток машины был очевиден.



Задание 3. Найдите и устраните ошибки, связанные с нарушением норм лексической сочетаемости

1. Мы ожидаем роста жизни к следующему году. 2. Обладание собственностью сейчас является обычным делом. 3. Воспитатель проверил состояние чистоты комнат детей. 4. Первая трудность произошла с мебелью. 5. Руководитель подвел результаты встречи. 6. Проходит процесс формирования профессиональной компетенции. 7. В ВУЗе осуществляется повышение подготовки специалистов. 8. Это произведение имеет высокую глубину философской мысли.



Задание 4. Найдите и устраните ошибки, допущенные в результате смешения паронимов

1. Печорин не размахивал руками, что говорит о его скрытом характере. 2. Гостям предложили сытый ужин. 3. Катер подошел к причалу, началась шумная и суетная посадка. 4. Преподаватель объяснил доходно новый материал. 5. Девушка пришла в цветистом платье. 6. Отпуск представлен руководством в мае. 7. Внимание писателя сосредоточено на душевном мире писателя. 8. Дружественный совет – лучшее лекарство от депрессии.



Задание 5. Подберите русские синонимы к следующим заимствованиям

Инфантильный, аудитор, иммунитет, актуальный, адекватный, корректный, вердикт, адаптация, фальсификация, коммуникация, антагонизм, ностальгия, иммиграция, тривиальный, компетентный, дефект, фиаско, акцент, дебаты, консенсус.



Задание 6. Найдите случаи тавтологии и отредактируйте предложения

Тавтология (от греч. То же самое слово) чрезвычайно распространена в современной речевой практике, например: Роль судьи принадлежит третейским судьям (ср.: Роль арбитра принадлежит третейским судьям). Мы решили встретиться, чтобы решить нашу проблему (ср.: Мы договорились встретиться, чтобы решить нашу проблему).

1. Пассажиры, проезжающие по проездным билетам или документам на право бесплатного проезда, оплачивают стоимость провоза каждого места багажа. 2. Общежитие – дом, в котором многие студенты живут долгих пять лет. Какой будет эта жизнь – зависит от самих жителей общежития. 3. Акт не подписан, а подписана копия, но на том экземпляре, что подписан, написано, что он переписан с подлинника, который не подписан. 4. Одной из проблем данного текста является проблема воспитания. 5. Урок посвящен творчеству гениев художественного творчества.



Задание 7. Объясните, почему данные словосочетания являются плеоназмами

Плеоназм – (от греч. излишество) – многословие, повторение однозначного слова, которое ничего не добавляет к сказанному (написанному), например: На заводе зря пропадают ценные материалы (ср.: На заводе пропадают ценные материалы). В этих и других подобных случаях смысл лишнего слова уже заложен в рядом стоящем слове.

Народная демократия, внутренний интерьер, автобиография жизни, народный фольклор, толпа людей, изысканный деликатес, демобилизация из армии, реальная действительность, экспонат выставки, мизерные мелочи, прейскурант цен, свободная вакансия, огромная махина, вечерняя серенада, необычный феномен, ведущий лидер, странный парадокс.



Задание 8. Определите значение просторечных слов, подберите литературные синонимы (если возможно, то и книжные и разговорные)

Осрамиться, спятить, ушлый, балбес, облапошить, расфуфыриться, манатки, дохлый, одержимый, зазорный, зупудрить, богатей, туфель, таперича, небось, тутошний, ихний, пузо, смыться, барахло, укокошить.



Задание 9. Найдите лексические ошибки, определите их тип и отредактируйте предложения

1. Ученый стоял у источников самолетостроения. 2. Я мыслю, что сдам экзамены. 3. После повторного анализа были получены отличные данные. 4. По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии». 5. В институте разработаны новые методики и разработки по этой проблеме. 6. Достоинство Куприна в том, что нет ничего лишнего. 7. Коллектив принимает усилия для выполнения договорных обязательств. 8. На уроках ребята хорошо ведут. 9. Попробуем определить нашу будущую перспективу. 10. Необходимо в кратчайшие сроки ликвидировать и устранить дефекты и недостатки. 11. Банковские платежи стали застревать до трех месяцев. 12. Есть большое стремление заполучить издание детектива. 13. Вы хотите раскрепостить аудиторию или просто ловите кайф на сцене? 14. Все сильнее ностальгия по прекрасному. 15. Львиная часть наследства досталась старшему сыну. 16. Специалисты-свекловоды уверены, что конечный эффект будет значительным. 17. Президент фирмы признал всех к взаимному сотрудничеству. 18. Командир сказал сматывать удочки. 19. Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ. 20. В отличие от становления предпринимательства в 19 веке, отличавшегося самобытностью и народностью, предпринимательство 20 века представляет собой более пеструю картину. 21.Петров назначен директором. 22. Дети завели собаку. 23. Этот агрегат позволяет внушительно снизить температуру соединения материалов. 24. Прошу представить мне очередной отпуск. 25. Иногда на прием к директору приходят рабочие и начинают качать права. 26. Директор отдал распоряжение перевести рабочих на оплату по индивидуальной сдельщине. 27. Необходимые и насущные вопросы обучения детей должны быть решены в кратчайшее время. 28. Награды вручили при широкой аудитории людей. 29. Я уже чувствую после болезни хорошо. 30. Тов. Павлов зарекомендовал себя квалифицированным специалистом, скромным беззаветным работником.


Стилистика текста

Задание 1. Напишите автобиографию и резюме

Задание 2. Используя содержание публицистического текста, напишите биографию в официально-деловом стиле

Вячеслав Иванович Трубников – сибиряк (родился в Иркутске, куда его семья в военное лихолетье приехала в эвакуацию), из рабочей семьи, окончил в 1967 году престижный МГИМО и сразу же пошел во внешнюю разведку. До того как стать резидентом в Индии, он поработал в соседней стране – Бангладеше. После возвращения из Индии он недолго возглавлял в чине генерал-майора отдел Южной Азии первого главного управления КГБ. В начале 1992 года его назначают первым заместителем директора Службы внешней разведки, которую тогда возглавлял Евгений Примаков. В начале января 1996 года Е. Примаков становится главой российского Министерства иностранных дел. Генерал-полковник В. Трубников меняет его на посту руководителя внешней разведки. Что и говорить, взлет стремительный. Параллельно с работой во внешней разведке В. Трубников занимает ряд других постов. В начале февраля 1996 года его вводят в состав Совета безопасности России, полгода спустя – в Совет обороны. Чуть позже он становится членом ВЧК (Временной чрезвычайной комиссии) при Президенте РФ по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины. В 1997 году новые назначения: в Совет по внешней политике и правительственную комиссию с длинным названием по борьбе с незаконными экспортно-импортными валютно-финансовыми операциями. Одним словом, к своей новой должности В.И. Трубников подготовлен предостаточно.



Задание 3. Напишите заявление с просьбой отсрочить вам сдачу экзамена на две недели по следующей схеме

1. Наименование адресата (учреждения, должностного лица).

2. Наименование подателя заявления (фамилия, инициалы, должность или адрес).

3. Наименование документа (заявление).

4. Текст заявления.

5. Указание на приложение и опись прилагаемых бумаг.

6. Подпись.

7. Дата.


Задание 4. Напишите доверенность на получение вашей стипендии

Задание 5. Отредактируйте текст. Напишите определение в научном стиле

Разговорная речь – основная функциональная разновидность русского языка. В ней проявляется вся неофициальная жизнь людей. В речи говорящий всегда заявляет о себе как о личности. Необходимым условием речевого общения является коммуникативная заинтересованность адресанта и адресата (адресатов). Умение слушателя проникнуть в коммуникативный замысел говорящего – основное условие успешного речевого общения. Многообразие форм человеческой жизни рождает выбор тем речевого общения. В разговорной речи существуют свои специфичные средства привлечения внимания.



Задание 6. Выберите научную статью по своей специальности и напишите аннотацию, рецензию, реферат, конспект

Задание 7. Сделайте правильное библиографическое описание источника

М.Н. Вятютнев Теория учебника русского языка как иностранного 144 с. М Русский язык 1990

М Просвещение 1986 167 с. Гаффари З.Ч. Изучение семантической эволюции слова к курсе истории русского языка

Гвоздев А.Н. М Учпедиз 1955 463 с. Очерки по стилистике русского языка 49.

Богин Г.И. 1984 17 с. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов автореф. дис…. д-ра фил. наук 10.02.01. Л

Журнал «Вопросы психологии» 1988 №4 С.70-78 Божович Е.Д. О функциях чувства языка в решении школьниками семантико-синтаксических задач



Задание 8. Исправьте ошибки в оформлении библиографического списка

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка, М.Н. Кожина, – 2-е изд. доп. и перераб.- М, Просвещение, 1983. – 223 с.

2. Колесникова, Т.М. Опора на языковое чутье при обучении русскому языку в начальных классах, Дис… канд. пед. наук: 13.00.02, Т.М. Колесникова – М 1999 – 167 с.

3. Колесов, В.В.: Мир человека в слове Древней Руси, Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. – 311 с.

4. Костомаров В.Г., Митрофанова О.Д. Методика преподавания русского языка как иностранного М.: Русский язык, 1990. – 267 с.

5. И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин Е.Н. Шиянов. Педагогика – М: Школа – Пресс, 2000. – 512 с.

6. Гохлернер М.М. Психологический механизм чувства языка // Вопросы психологии. – 1983, №4, С.137-142.

Задание 9. Составьте библиографическое описание источников по вашей специальности (8-10 источников)

Вопросы к теоретической части зачета


  1. Культура речи как современная синтетическая дисциплина.

  2. Основные понятия курса.

  3. Функции языка и речи.

  4. Литературный язык и его разновидности.

  5. Территориальные диалекты.

  6. Просторечие.

  7. Жаргоны.

  8. Коммуникативные качества речи.

  9. Норма. Варианты норм.

  10. Правильность речи.

  11. Орфоэпические нормы.

  12. Употребление форм имен существительных.

  13. Употребление форм имен прилагательных.

  14. Употребление некоторых форм местоимений.

  15. Употребление имен числительных.

  16. Употребление форм глагола.

  17. Правильность речи. Синтаксические нормы.

  18. Точность речи.

  19. Логичность речи.

  20. Доступность речи.

  21. Уместность речи.

  22. Богатство как коммуникативное качество речи.

  23. Выразительность как коммуникативное качество речи.

  24. Чистота как коммуникативное качество речи.

  25. Функциональные стили.

  26. Языковые средства оформления деловых бумаг.

  27. Типичные ошибки в языке деловых бумаг.

  28. Некоторые элементы административного речевого этикета.

  29. Личные документы: типология, образцы, языковое оформление.

  30. Особенности устной деловой речи.

  31. Особенности научного стиля.

  32. Композиция научного текста.

  33. Подстили и жанры научного текста.

  34. Особенности публичной речи.

  35.   Ораторское искусство как социальное явление.

  36.   Основные этапы подготовки к конкретному выступлению.


Вариант зачетного билета

1. Восстановите текст.

Еще только десятый час (на)исходе а уже (н…)куда (н…)денеш…ся от тяж…лого зноя каким дыш…т полдень. Раскален…ый воздух едва колыш…тся над (не)мощен…ой песчан…ой дорогой. Еще (не)кошен…ая (на)половину иссохшая трава никнет и стел…тся от зноя почти (не)выносимого для живого существа. Дремл…т без живительной влаги зелень рощ… и пашен…. Что(то) (не)внятное беспр…стан…о шепчет в полудремоте неугомон…ый кузнечик. Н… человек, н… насекомое н… животное никто уже больше не бор…тся с истомой. (По)видимому все …дались убедившись что сила истомы овладевшей ими (не)победима и (не)преодолима.

2. Выполните следующие задания:



А) расставьте ударения в словах:

диспансер, начала, эксперт, кидаться, бензопровод, завидно, дозвониться, дефис, кедровый, тесно;

Б) образуйте формы именительного падежа множественного числа от следующих существительных:

директор, слесарь, ордер, пропуск, офицер;

В) образуйте формы родительного падежа множественного числа от следующих существительных:

сумерки, дупло, ясли, лезвие, одеяло;

Г) объясните ошибки в следующих предложениях:

Студенту В.Г. Белыху срочно явиться на военную кафедру.

Профкомовская проверка помогла вскрыть ряд недочетов.

После окончания школы Фролов поступает работать на завод, где за короткое время приобрел квалификацию токаря.

В школе мы получаем знания не только по общеобразовательным предметам, но и специальным дисциплинам.

По обоим сторонам строительной площадки возвышались аккуратно сложенные штабели кирпичей.



Д) прочитайте следующие предложения:

Шахтеры выдали на-гора около 127 тонн угля.

В городе открыли (2) годичные курсы по подготовке секретарей-машинисток.

(Четверо, четыре, аспирантки) направляются в распоряжение института.




  1. Ваши подчиненные не явились на субботник. Напишите соответствующий документ вышестоящему начальству.

  2. Правильность речи. Синтаксические нормы.


  1   2

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Курс Русский язык и культура речи нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях