• Годовой план 1 семестр Самостоятельная работа №1 Темы для изучения
  • Форма отчетности
  • 2 семестр Зачет (вопросы)
  • Перечень примерных тем для рефератов
  • Рекомендации по выполнению реферата
  • Перечень основной учебной литературы.
  • Лекции Введение
  • Струнно-щипковые народные инструменты в отечественной музыкальной культуре XI-XVII веков. Струнно-щипковые народные инструменты в музыкальном искусстве Древней Руси.
  • Скоморошеское музицирование на русских струнно-щипковых инструментах.



  • страница1/6
    Дата02.05.2018
    Размер1.63 Mb.
    ТипЛекции

    Лекции по дисциплине пм. 01 Мдк. 01. 06 История исполнительского искусства, инструментоведение


      1   2   3   4   5   6

    Министерство культуры Республики Башкортостан

    ГБПОУ РБ Учалинский колледж искусств и культуры

    имени Салавата Низаметдинова

    Задания и лекции

    по дисциплине



    ПМ.01 МДК.01.06 История исполнительского искусства, инструментоведение специальности Инструментальное исполнительство

    Инструменты народного оркестра, Национальные инструменты народов России



    Годовой план

    1 семестр

    Самостоятельная работа №1

    Темы для изучения:

    1.Введение

    Ознакомление учащихся с задачами курса и тематическим планом, со списком обязательной литературы для изучения, с организацией учебного процесса (планирование лекционных занятий). Распределение тематики сообщений для самостоятельной подготовки учащимися. Народные инструменты в отечественной музыкальной культуре XХ века. Струнно-щипковые инструменты в музыкальном искусстве Древней Руси. Скоморошеское музицирование на народных инструментах. Новое отношение православной церкви к народным инструментам. Причины неприятия церковью скоморошества и его музыкальных инструментов. Формирование академического исполнительства игры на народных инструментах. Основные приемы звукоизвлечения, использование в быту, профессиональное обучение, печатная литература. Курай.

    Задание:

    1.Сформулировать цели и задачи дисциплины.

    2. Каким образом зарождалась русская инструментальная музыка?

    3. Роль музыкантов- скоморохов в истории русской музыкальной культуры.



    Форма отчетности: рабочий урок. Дистанционно.

    Сроки отчетности: до 10 октября.

    Самостоятельная работа №2

    Темы для изучения:

    2. Становление домрового искусства в XVI –XVII веках. О разногласиях в определении домры. Древние свидетельства о домре А.Олеарием, А.С.Фомициным, И.Н.Костомаровым. Два типа древнерусских домр. О родственности древнерусских домр с грифными струнно-щипковыми инструментами других народов. Думбыра. Возникновение русской балалайки. Первые сведения о появлении балалаек в России и аналогичных им национальных струнно-щипковых инструментов. О возникновении названия «балалайка». Формы балалаек XVIII - начала XIX веков. Появление балалаек с треугольным корпусом. Видные балалаечники XVIII-XIX столетий.



    Задание:

    1.Становление исполнительства на русской домре.

    2. Домра и аналогичные инструменты других народов. Думбыра.

    3.Первое упоминание о балалайке.

    4.Назвать видных балалаечников.

    Форма отчетности: рабочий урок. Дистанционно.

    Сроки отчетности: до 10 ноября.

    Самостоятельная работа №3

    Темы для изучения:

    3.Формирование русского гитарного исполнительства. Возникновение игры на семиструнной гитаре в XIX- начале XX века. Домашнее музицирование на семиструнной гитаре, в аристократических салонах, гитара как представитель академического музыкального искусства. Педагог методист Гельд И. его «Школа – самоучитель для семиструнной гитары». А.О.Сихра – пропагандистская, методическая и педагогическая деятельность, его ученики. Искусство игры на шестиструнной гитаре в XIX - начале XX столетий. Зарождение гитарного искусства.



    Задание:

    1.Возникновение исполнительского искусства на семиструнной гитаре.

    2. Каким педагогом и методистом в 1798 году была издана «Школа- самоучитель для семиструнной гитары»?

    3.Один из первых педагогов- гитаристов, кто утвердил семиструнную гитару, как сольный академический инструмент.

    4.Шестиструнная гитара в России.

    Форма отчетности: рабочий урок. Дистанционно.

    Сроки отчетности: до 10 декабря.

    Самостоятельная работа №4

    Темы для изучения:

    4. Предпосылки к академическому музицированию на домрах, балалайках и гуслях во второй половине XIX века. Вытеснение струнных щипковых инструментов гармонями. Культивирование старинной народной песенности как основа возрождения исполнительства на балалайке, домре и гуслях. В.В.Андреев и его начинания в отечественном исполнительстве. Создание концертной балалайки.



    Задание:

    1.Вытеснение струнных щипковых инструментов гармонями.

    2.Появление баяна в России и развитие концертного баянного исполнительства.

    3.В.В.Андреев и его единомышленники в русской музыкальной культуре последней трети XIX века.

    4.Кто создал концертную балалайку?

    5.Искусство игры на балалайке в начале XX века.



    Форма отчетности: рабочий урок. Дистанционно.

    Сроки отчетности: до 28 декабря.

    2 семестр

    Самостоятельная работа №5

    Темы для изучения:

    5.Появление идеи многотембрового русского оркестра. Рождение Великорусского оркестра. Эстетические и темброво-акустические критерии органичности коллективного музицирования на народных инструментах. Расширение состава Великорусского оркестра: удачи и разочарования. Отношение В.В.Андреева к возможности введения гармоники и гитары в Великорусский оркестр. Причины формирования тембрового состава оркестра. Проблемы создания народно-оркестровой музыки. Развитие народно-оркестрового исполнительства в первые десятилетия XX века.


    Задание:
    1.Кем был организован первый оркестр, составленный из хроматических гармоник?

    2.Создатель первого в России оркестра русских народных инструментов.

    3.В каком году Великорусский оркестр переименован в Государственный Великорусский оркестр им. В.В.Андреева?

    4.Особенности становления репертуара оркестра русских народных инструментов.



    Форма отчетности: рабочий урок. Дистанционно.

    Сроки отчетности: до 10 марта.

    Самостоятельная работа №6

    Темы для изучения:

    6. Классификация музыкальных инструментов. Виды ансамблей, оркестров. Транспонирование. Понятие о транспонировании. Практические задачи по транспонированию. Переложение мелодии, данной фортепианной записи для инструментов. Переложение мелодии, данной фортепианной записи в унисон для двух инструментов различного строя.



    Задание:
    1.На какие классы подразделяют музыкальные инструменты по принципу звукообразования?

    2.На какие подгруппы подразделяются музыкальные инструменты?

    3. Какие бывают ансамбли по жанру исполнения?

    4.Как делят ансамбли?

    5.Что такое оркестр?

    6.Какие виды оркестра бывают?

    7.Способы транспонирования.

    Форма отчетности: рабочий урок. Дистанционно.

    Сроки отчетности: до 10 апреля.

    Самостоятельная работа №7

    Темы для изучения:

    7. Акустические особенности различных инструментов. Рабочий диапазон. Строи. Инструментовка для ансамблей инструментов. Инструментовка для ансамблей: трио; квартет; квинтет.


    Задание:
    1.Что изучает музыкальная акустика?

    2. Какими способами можно возбудить звук струнного инструмента?

    3. Благодаря чему возникают музыкальные звуки у духовых инструментов?

    4. Чем возбуждается звук у медно-духовых инструментов?

    5. Благодаря чему возникают музыкальные звуки у ударных инструментов?

    6.Виды строев в истории музыки?



    Форма отчетности: рабочий урок. Дистанционно.

    Сроки отчетности: до 10 мая.

    Самостоятельная работа №8

    Темы для изучения:

    8. Партитура для оркестра. Партитура как особый вид записи музыкального произведения для оркестра. Расположение групп в партитуре и инструментов в группе. Правила написания партий на нотоносце. Общие правила оформления партитур. Понятие о фактуре изложения. Отдельные элементы фактуры, мелодия, подголосок, полифонический голос, фигурация, педаль, гармонические голоса. Динамика и штрихи.


    Задание:

    1. Что такое партитура?

    2. Как строится современная партитура?

    3. Порядок в симфонической партитуре?

    4. Перечислить виды оркестровой фактуры.

    5. Функции оркестровой фактуры, что туда входит?

    6. Что такое клавир?

    7. Основные правила инструментовки.

    8. Какие приемы используют в технике инструментовки для оркестра русских народных инструментов?


    Форма отчетности: рабочий урок. Дистанционно.
    Сроки отчетности: до 28 июня.

    1 семестр

    Контрольный урок (вопросы):

    1.Сформулировать цели и задачи дисциплины.

    2. Каким образом зарождалась русская инструментальная музыка.

    3. Роль музыкантов- скоморохов в истории русской музыкальной культуры.

    4.Становление исполнительства на русской домре.

    5. Домра и аналогичные инструменты других народов. Думбыра.

    6.Первое упоминание о балалайки.

    7.Назвать видных балалаечников.

    8.Возникновение исполнительского искусства на семиструнной гитаре.

    9. Каким педагогом и методистом в 1798 году была издана «Школа- самоучитель для семиструнной гитары»

    10.Один из первых педагогов- гитаристов, кто утвердил семиструнную гитару, как сольный академический инструмент.

    11.Шестиструнная гитара в России.

    12.Вытеснение струнных щипковых инструментов гармонями.

    13.Появление баяна в России и развитие концертного баянного исполнительства.

    14.В.В.Андреев и его единомышленники в русской музыкальной культуре последней трети XIX века.

    15.Кто создал концертную балалайку.

    16.Искусство игры на балалайке в начале XX века.

    17.Вытеснение струнных щипковых инструментов гармонями.

    18.Появление баяна в России и развитие концертного баянного исполнительства.

    19.В.В.Андреев и его единомышленники в русской музыкальной культуре последней трети XIX века.

    20.Кто создал концертную балалайку.

    21.Искусство игры на балалайке в начале XX века.



    2 семестр

    Зачет (вопросы):

    1.Кем был организован первый оркестр, составленный из хроматических гармоник.

    2.Создатель первого в России оркестра русских народных инструментов.

    3.В каком году Великорусский оркестр переименован в Государственный Великорусский оркестр им. В.В.Андреева.

    4.Особенности становления репертуара оркестра русских народных инструментов.

    5.На какие классы подразделяют музыкальные инструменты по принципу звукообразования?

    6.На какие подгруппы подразделяются музыкальные инструменты?

    7. Какие бывают ансамбли?

    8.Что такое оркестр?

    9.Какие виды оркестра бывают?

    10.Способы транспонирования.

    11.Что изучает музыкальная акустика?

    12. Какими способами можно возбудить звук струнного инструмента?

    13. Благодаря чему возникают музыкальные звуки у духовых инструментов?

    14. Чем возбуждается звук у медно-духовых инструментов?

    15. Благодаря чему возникают музыкальные звуки у ударных инструментов?

    16. Виды строев в истории музыки?

    17. Что такое партитура?

    18. Как строится современная партитура?

    19. Порядок в симфонической партитуре?

    20.Перечислить виды оркестровой фактуры.

    21.Функции оркестровой фактуры, что туда входит?

    22.Что такое клавир?

    23.Основные правила инструментовки.

    24.Какие приемы используют в технике инструментовки для оркестра русских народных инструментов?

    Перечень примерных тем для рефератов:
    1. Струнно-щипковые инструменты в музыкальном искусстве Древней Руси.

    2. Гусельное искусство в ХI-XVIII столетиях. Виды гуслей.

    3. Становление домрового искусства в XVI –XVII веках.

    4. Возникновение русской балалайки.

    5. Искусство игры на шестиструнной гитаре в XIX - начале XX столетий.

    6. Создание концертной балалайки.

    7. Рождение Великорусского оркестра.

    8. Возникновение в начале XX века репертуара для балалайки, домры, гуслей в сольных и коллективных видах музицирования.

    9. Становление сольного исполнительства на балалайке в начале XX столетия.

    10.Признание исполнительства на русских народных щипковых инструментах за рубежом.



    Рекомендации по выполнению реферата

    Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой обучающегося.



    Содержание реферата

    Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы и примерный объем страниц



    • титульный лист 1 стр.

    • содержание 1 стр.

    • введение 2 стр.

    • основная часть 15-20 стр.

    • заключение 1-2 стр.

    • список использованных источников 1-2 стр.

    • приложения (при необходимости) - без ограничений.

    В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

    Во введении дается общая характеристика реферата:

    ● обосновывается актуальность выбранной темы;

    ● определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения;

    ● описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования;

    ● кратко характеризуется структура реферата по главам.

    Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.

    Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.

    Изложение необходимо вести от третьего лица, либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения.

    В заключении излагаются выводы, к которым пришел обучающийся, в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.

    Количество источников в списке определяется самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20, и должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года.

    В приложение следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

    При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:

    ● на одной стороне листа белой бумаги формата А-4

    ● размер шрифта-14; Times New Roman, цвет - черный

    ● междустрочный интервал - одинарный

    ● поля страницы – размер левого поля - 2см, правого - 1см, верхнего - 2см, нижнего - 2см

    ● отформатировано по ширине листа

    ● на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы.

    ● в конце работы указать источники использованной литературы и интернет – источников.

    ● нумерация страниц текста внизу.

    Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

    1. Нормативно-методические документы и материалы;

    2. Специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);

    3. Справочная литература.

    Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах.

    Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово «Приложение» и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

    Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин. Ориентировочное время на подготовку – 4 часа.



    Роль преподавателя:

    • определить тему и цель реферата;

    • определить место и сроки подготовки;

    • оказать консультативную помощь;

    • выбор источников;

    • составление плана реферата (порядок изложения мате­риала);

    • формулирование основных выводов (соответствие цели);

    • оформление работы (соответствие требованиям к оформлению).

    Роль обучающегося:

    • выбор литературы (основной и дополнительной);

    • изучение информации (уяснение логики материала источника, выбор основного материала, краткое изложение, формулирование выводов);

    • оформление реферата согласно установленной форме.

    Критерии оценки:

    • актуальность темы;

    • соответствие содержания теме;

    • глубина проработки материала;

    • грамотность и полнота использования источников;

    • соответствие оформления реферата требованиям.

    • сроки сдачи.


    Перечень основной учебной литературы.
    1. Акимов Ю. Исполнение, как форма существования произведения. Баян и баянисты, вып.3.М. Сов.композитор.

    2. Анталогия литературы для оркестра русских народных инструментов. Сост. Колобков С. Москва. Музыка 1984.вып. 1 – 158 с.

    3. Анталогия литературы для оркестра русских народных инструментов. Сост. С.Колобков. М. Музыка 1984. вып. 2 – 156 с.

    4. Анталогия литературы для оркестра русских народных инструментов. Сост. Колобков С. Москва. Музыка 1984.вып. 3 – 158 с.

    5. Анталогия литературы для оркестра русских народных инструментов. Сост. С.Колобков. М. Музыка 1984. вып. 4 – 156 с.

    6. Анталогия литературы для оркестра русских народных инструментов. Сост. Колобков С. Москва. Музыка 1984.вып. 6 – 158 с.

    7. Басова И. Книга об оркестре Москва Музыка 1969

    8. Басурманов А.П. Баянное и аккордеонное искусство. Справочник М.2001

    9. Боренбойм Л.Путь к музицированию.Советский композитор 1978

    10.Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты Ленинград Музыка 1976

    11.Имханицкий М. И. Становление струнно-щипковых инструментов в России.

    12.Тихомиров Г. Инструменты русского народного оркестра. Москва Госмузиздат 1962


    Интернет-ресурсы:
    1. http://www.musicalarhive.ru/161.html

    2. http://notlib.ru/load/akkordeon_bajan/ansambli/16

    3. http://all-music.boom.ru/

    4. http://www.intoclassics.net

    5. http://concertmaster-2012.ru/

    6. http://www.accomp.ru/

    7.http://assol.net/publ/metodicheskaja_stranica/zadachi_i_specifika_raboty_koncertmejstera/1-1-0-301

    Лекции
    Введение

    Изучение истории исполнительского искусства на струнно- щипковых инструментах в России стало органичной частью всей академической национально-музыкальной культуры. Домровое, балалаечное, гитарное и гусельное искусство, получив значительное распространение как в сольных, так и коллективных формах музицирования, оно обрело большое просветительское значение.

    В настоящее время обучения игре на струнно- щипковом народном инструментарии накоплены значительные успехи. они проявляются и в сольных формах исполнительства, свидетельством чему могут служить достижения наших лучших домристов, балалаечников, гитаристов, гусляров, и в коллективных – ансамблях и оркестрах.

    Домровое , балалаечное, гусельное и гитарное искусство- это и многовековая практика его бытования в фольклоре, то есть искусстве бесписьменной, слуховой традиции, ведущая свое начало из глубокой древности. Фольклорная традиция, продолжая бытовать и развиваться в наши дни, является надежным фундаментом для успешного совершенствования исполнительства в сфере письменной, нотной традиции как яркого проявления всей русской национальной культуры.


    Струнно-щипковые народные инструменты в отечественной музыкальной культуре XI-XVII веков.
    Струнно-щипковые народные инструменты в музыкальном искусстве Древней Руси.

    Испокон веков русский народ с помощью музыки выражал свои мысли, чаяния, душевные переживания. В результате были созданы прекрасные образцы не только песенного, но и инструментального искусства, которое постоянно, из поколения в поколение совершенствовалось. До наших дней дошли многочисленные свидетельства большого разнообразия инструментария - смычкового, духового, ударного и т. д.

    Важную роль в музицировании России на протяжении многих столетий занимали струнные щипковые инструменты, постепенно видоизменявшиеся в связи с изменением жизненного уклада народа. Одни из них получали широкое распространение по всей стране, другие только в определенной местности.

    Уже наиболее древние дошедшие до нас литературные источники свидетельствуют о существенной роли в музыкальном быту широких масс людей подобных щипковых музыкальных орудий (Латинское «instrumentum» означает «орудие». Конкретнее: орудие, помогающее реализовать идею, замысел человека, предназначенное в помощь какой-либо сфере его деятельности. Следовательно, термины «музыкальное орудие» и «музыкальный инструмент» могут быть использованы в качестве синонимов. В дальнейшем изложении понятие «музыкальное орудие» будет порой употребляться при обозначении музыкальных инструментов, главным образом, достаточно простых по конструкциям). Так, в капитальном труде выдающегося русского историка Н. М. Карамзина «История государства Российского» приводится рассказ, который фигурирует сразу у трех византийских историков VT-VII веков - Феофилакта, Анастасия и Феофана. Здесь повествуется о взятых греками в 590 году в плен трех славянах. Вместо оружия в их руках были гусли, и на вопрос греческого императора, кто они, последовал ответ: «С оружием обходиться не умеем и только играем на гуслях [...] не знаем войны, и любя музыку, мы ведем жизнь мирную и спокойную».

    Н.М.Карамзин комментирует это повествование следующим образом: «Согласие византийских историков в описании сего происшествия доказывает, кажется, его истину, утверждаемую и самими тогдашними обстоятельствами севера, где славяне могли наслаждаться тишиною». Насколько бы ни присутствовал здесь элемент идеализации, несомненно то, что, по словам Н. Ф. Финдейзена, «мирное, земледельческое по преимуществу население северных славян имело большую склонность к музыке вообще (несомненно, и к народной песне)».
    Наглядные подтверждения того немаловажного значения, которое отводилось струнному щипковому инструментарию в древнерусской музыке, служат летописи, а также фрески, иконы, изобразительные миниатюры, помещенные в различных рукописных книгах. И хотя эти источники имеют, как правило, религиозное содержание, в них, несомненно, отражены особенности общественного и культурного уклада того или иного времени и, в частности, характерные черты музыкального быта людей.

    Одна из самых ранних дошедших до нашего времени летописей - «Повесть временных лет». Созданная в XI веке и являющаяся сводом летописных источников еще более раннего времени, она содержит интересные сведения о коллективной игре на народных инструментах: «Возьмите сопели, бубны и гусли и играйте».

    О древнем инструментальном музицировании можно прочитать еще в одном документе XI столетия - «Патерике Киевского Печерского монастыря». Когда к киевскому князю Святославу Ярославовичу, у которого регулярно, «яко же обычай есть пред князьмь», играл ансамбль народных инструментов - гуслей, деревянных духовых, пришел «блаженный и богоносный» отец Феодосии, он «увидел многих играющим перед ним: одни играли на гуслях, другие на иных музыкальных инструментах».

    Скоморошеское музицирование на русских струнно-щипковых инструментах.

    На протяжении многих столетий главными организаторами досуга простых людей средствами русского инструментария были музыканты-скоморохи. Они, по словам исследователя русского скоморошества А. А. Белкина, «были проводниками особогомироощущения народной праздничности». Их искусство, наряду с искусством представителей других разнообразных специальностей - плясунов и акробатов, театральных актеров и дрессировщиков животных, жонглеров и фокусников, певцов и сказителей эпических произведений (а нередко и их авторов) - часто проявлялось на улицах и площадях, шумных ярмарках, перекрестках дорог и в домах.

    Существовало множество музыкантов-скоморохов, специализировавшихся в инструментальной игре. Немало было среди них и игроков на струнных щипковых инструментах - домрах и гуслях. Как пишет о скоморохах известный отечественный фольклорист А. А. Банин, «званные и незванные, они приходили туда, где, по их мнению, была в них нужда [...]. Бродя по селам и городам, потешники-скоморохи не только разносили свое искусство по всей земле русской, но и сами вбирали местные особенности творчества различных русских земель, осуществляя тем самым работу по кристаллизации общерусского инструментально-музыкального стиля» (14, с. 8, 10).

    Как свидетельствуют многочисленные исторические документы, скоморошество не было явлением социально однородным. Наряду с бродячими скоморохами было немало скоморохов оседлых. Они имели собственное хозяйство и занимались искусством, как для дополнительного заработка, так и ради собственного удовольствия.

    Много скоморохов состояло также на службе у князей, бояр, княжеских дружинников, а позже и при царском дворе. Разумеется, в искусстве таких скоморохов, живших «за боярином» или «за князем», было больше прислужничества, элементов угодничества.

    А когда к началу XVI века была создана Государева потешная палата, предназначенная для увеселения («потех») царя и его приближенных, немалое место в ней отводилось также скоморохам. Наряду с искусством шутов, плясунов, рассказчиков, большую роль получило в ней и народно-инструментальное исполнительство. Об этом свидетельствует наличие здесь целого штата «домрачеев», «гусельников», «скрыпотчиков» и других инструменталистов.

    К сожалению, мы не можем достаточно полно уяснить себе репертуар, конкретный состав тех или иных ансамблевых коллективов, манеру исполнения, особенности инструментария, типичные для музицирования в Потешной палате - первом в России государственном учреждении искусства,- поскольку ее архивы не сохранились. Однако определенное представление о типе придворных народно-инструментальных ансамблей того времени получить можно.

    Так, до наших дней дошло описание выдающимся русским художником Симоном Ушаковым (сделанное им совместно с подьячим Никитой Клементьевым) одной из не сохранившихся до наших дней фресок Грановитой палаты Московского Кремля - «Судья неправедный». На ней изображен пир с участием скоморохов-домрачеев, гусляров, скрипачей (гудошников) и других инструменталистов.

    По словам Ушакова и Клементьева, на фреске изображена «полата, а в полате сидит судия [...]. За местом его поставец, у поставца сидит человек, играет в домру. Перед судиею стол, [...] сидят подле стола на скамье людие и играют в гусли и в скрыпки и в свирели и в волынки и в домры». На основе этого описания нетрудно предположить наличие здесь солиста-домрачея, поскольку он сидит отдельно от остальных музыкантов, вполне вероятно, что это руководитель ансамбля.

    Наиболее же многочисленной категорией скоморохов на протяжении ряда веков были нищие бродячие артисты. Они постоянно кочевали, нередко большими группами. Эта особенность скоморошеского быта была отмечена в своде решений созванного в 1551 году Вселенского собора, с участием Ивана IV и Боярской думы - «Стоглаве» (решения составили сто глав). Здесь отмечалось: «Да по дальним странам ходят скомрахи ватагами многими, по шестидесят и по семидесят человек и по сту». Инструментальные скоморошеские коллективы, в составе которых было немало струнных щипковьгх инструментов, были непременными участниками шумных народных гуляний, различного рода обрядов и ритуалов, например, поминок и свадеб.

    О роли скоморошьего искусства в жизни народа свидетельствует и церковная литература (летописи, жития святых и т. п.), и русский фольклор. Из былин, сказаний, песен мы узнаем об участии инструменталистов-скоморохов в языческих обрядах, в частности, календарных (среди них праздники проводов лета - «русалии», зимние праздники коляды, масленица и другие).

    Вместе с тем музыкальные орудия были настолько ярким средством организации досуга, что и цари не могли отказать себе в удовольствии послушать игру скоморохов, держали их при дворе. К примеру, Иван Грозный даже любил плясать под их музыку. На свадьбе царя Михаила Федоровича, как отмечает выдающийся русский историк и археолог XIX века И. Е. Забелин, «гостей увеселяли так называемые "веселые", попросту скоморохи, гусельники, домрачеи и даже скрыпотчики».

      1   2   3   4   5   6

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Лекции по дисциплине пм. 01 Мдк. 01. 06 История исполнительского искусства, инструментоведение