• Лекция 4/
  • ТЕМА 1. Онтологические проблемы науки – 12 ч. Лекция 1/
  • Лекция 2
  • ТЕМА 2. Антропологические проблемы науки – 12 ч. Лекция 1/
  • Лекция 2/
  • Планы семинарских занятий ЗАНЯТИЕ 1. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА В КУЛЬТУРЕ (Дискуссия) Вопросы для обсуждения
  • Литература: Философия.
  • Литература: Научная картина мира .
  • Источники
  • Философия – образование – религия



  • страница1/3
    Дата01.07.2018
    Размер0.62 Mb.
    ТипЛекция

    Лекция 1 / Предмет философии. Структура философского знания. «Философия науки»


      1   2   3

    ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ


    Тематика лекций
    РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ – 14 ч.

    Лекция 1/ Предмет философии. Структура философского знания. «Философия науки» как прикладная философская дисциплина. Различные модели философии науки: позитивистская, гуманитаристская, диалектическая.

    Лекция 2/ Понятие науки и научной рациональности. Структура и функции науки. Научное мировоззрение (НКМ). Наука и другие формы знания: проблема демаркации. Рациональное и иррациональное: наука и религия.

    Лекция 3/ Функции философии в научном познании. Философский материализм как ядро научного мировоззрения. Философия как методология научного познания. Философские основания науки.

    Лекция 4/ Исторические типы научной рациональности. Возникновение науки в форме натурфилософии. Мифология и натурфилософия. Особенности античной науки.

    Лекция 5/ Формирование классической науки и философии. Основные принципы классической науки: натурализм, механицизм, детерминизм, деизм. Индуктивистская модель научной рациональности.

    Лекция 6/ Переход к неклассической науке: философские и научные предпосылки. Основные принципы неклассической науки: эволюционизм, системность, единство субъекта и объекта, методологический плюрализм.

    Лекция 7/ Наука и общество. Экстернализм и интернализм в понимании науки. Наука и другие формы духовной культуры: идеология, этика, политика. Функции науки в культуре. Наука как социальный институт.

    РАЗДЕЛ 2. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ – 36 ч.


    ТЕМА 1. Онтологические проблемы науки – 12 ч.
    Лекция 1/ Онтология как философская наука. Категория субстанции. Материя как субстанция. Представления о материи, движении, пространстве и времени в современной НКМ. Принцип единства.

    Лекция 2/ Мир как связное целое. Элементы связи: сущность и явление, форма и содержание, элемент и система. Принцип системности в современном научном познании.

    Лекция 3/ Формы и характер связей: причинность, необходимость и случайность, возможность и действительность. Детерминизм и современная наука.

    Лекция 4/ Мир как развивающееся целое. Диалектический принцип развития и выражающие его категории: развитие и саморазвитие, прогресс и регресс. Законы развития. Универсальный эволюционизм в современной НКМ.

    Лекция 5/ Мир как универсум. Синергетика о механизмах самоорганизации сложных систем. Мировоззренческие и методологические аспекты взаимодействия человека со сложными саморазвивающимися системами.

    Лекция 6/ Отражение как атрибут материи. Формы отражения в живой и неживой природе. Биогенез как основа психогенеза. Психика и информация. Понятие информации в современной НКМ.

    ТЕМА 2. Антропологические проблемы науки – 12 ч.
    Лекция 1/. Человек во Вселенной. Понятия макрокосма и микрокосма в философии. Идея микрокосмичности человеческого бытия, и ее обоснование в современном научно-философском знании. Антропный принцип.

    Лекция 2/ Человек как система. Человеческая телесность: органическая, неорганическая и социальная. Проблема соотношения естественного и искусственного в человеке. Человек и техника. Философия техники.

    Лекция 3/ Духовный мир человека. Формы и содержание психики. Соотношение духовного и телесного в человеке. Биогенетические основы психики. Детерминизм, индетерминизм и проблема свобода воли.

    Лекция 4/ Человек и общество. Формационная и цивилизационная парадигмы общественного развития. Влияние природных факторов на течение исторического процесса (Л. Чижевский, Л. Гумилев).

    Лекция 5/ Типы обществ: аграрное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). Позитивные и негативные аспекты НТП. Роль науки в формировании новой парадигмы цивилизационного развития.

    Лекция 6/ Цивилизация и культура. Философский смысл культуры. Кризис культуры: сущность и проявления. Мировоззренческие перспективы: гуманизм и постмодернизм; антропоцентризм и антропокосмизм.

    ТЕМА 3. Гносеологические и методологические проблемы науки – 12 ч.



    Лекция 1/ Гносеологические основания науки. Субъект и объект познания. Концепция отражения. Проблема познаваемости мира: агностицизм, скептицизм и реализм. Проблема истины в философии.

    Лекция 2/ Путь познания. Интеллектуальное, чувственное и внеинтеллектуальное в познании. Логика и интуиция в науке. Проблемы научного творчества.

    Лекция 3/ Структура научного знания. Проблема соотношения эмпирического и теоретического уровней в науке. Понятие метатеоретического уровня. Парадигма, научно-исследовательская программа.

    Лекция 4/ Проблема ценностей в науке. Ценность как философская категория. Объективные основания ценностей. Ценности, нормы, идеалы науки. Соотношение истины и ценностей в научном познании.

    Лекция 5/ Методы научного познания. Классификация методов. Роль диалектики в научном познании. Проблема соотношения философского и общенаучных методов познания.

    Лекция 6/ Методология гуманитарных наук. Знание и понимание. Философская герменевтика. Проблема интеграции естественнонаучного и социогуманитарного знания. Современные классификации наук. Будущее науки.
    (Всего 50 ч.)

    Планы семинарских занятий
    ЗАНЯТИЕ 1. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА В КУЛЬТУРЕ

    (Дискуссия)



    Вопросы для обсуждения: Какова природа философского знания? Можно ли рассматривать философию как науку? Всякая ли философия научна? Каковы критерии научности? Что такое «рациональность»? В чем состоит общность научного и философского знания? Какая из существующих концепций философии науки представляется Вам наиболее обоснованной?

    Литература:

    Философия. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебное пособие. - М., 1997. (Гл. 2. Проблемы философии; гл. 4. Философия как вид знания); Мамардашвили М.К. О философии// Вопросы философии. - 1991. - № 5; Хайдеггер М. Что такое философия?// Вопросы философии. - 1993. - № 8; Является ли философия наукой? Дискуссия// Философские науки. - 1989. - №№ 6, 12; 1990. - №№ 1-4; Дубровский Д.И. Философия в информационном обществе// Вестник РФО, 2009/ 1. – С. 96-101.
    Наука. Зведенюк А.В. Становление научного знания. Гносеологический аспект. – Ташкент, 1989; Кезин А.В. Научность: эталоны, идеалы, критерии. - М., 1989; Природа научного познания. - М., 1986; Швырев В.С. Анализ научного знания: основные направления, формы, проблемы. - М., 1988; Порус В.Н. Является ли наука самоорганизующейся системой?// Вопросы философии, 2006, № 1, с. 95.
    Философия науки. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки: Итоги ХХ столетия. – М., 2000; Никифоров А.П. Философия науки: история и методология. – М. 1998 (1.262.062); Степин В.С. Философская антропология и философия науки. - М., 1992; Философия и методология науки. Ч. 1-2. - М., 1994.
    Рациональность. Алексеева Е.А. Рациональность и сознание. – Минск, 1991 (1.217.014); Знание за пределами науки. - М., 1990; Йолон П.Ф. и др. Рациональность в науке и культуре. - Киев, 1989 (1.139.106). Р.2, гл.2. (Типы рациональности); Касавин И.Т., Сокулер З.А. Рациональность в познании и практике. - М., 1989 (1.137.206). Гл. 1 (Три трактовки рациональности. Рациональность науки, мифа, магии и т.п.); Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры// Вопросы философии. – 1992. – № 6.

    ЗАНЯТИЕ 2. НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ




    1. Понятие науки. Научное мировоззрение.

    2. Наука и паранаука: проблема демаркации.

    3. Наука и религия.



    Источники:

    Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. Приложение (о научном мировоззрении).

    Холтон Дж. Что такое антинаука?// Вопросы философии. - 1992. - № 2.

    Планк М. Религия и естествознание// Вопросы философии, 1990, № 8.



    Литература:
    Научная картина мира. Бляхер Е.Д., Волынская Л.Н. «Картина мира» и механизмы познания. - Киев, 1983; Мельникова Н.А. Образ мира. - М., 1998; Научная картина мира. Логико-гносеологический аспект. - Киев, 1983. (958.054); Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994.
    Наука и паранаука. Александров. Наука и паранаука// Химия и жизнь. - 2003, № 1; Дынич В.И. и др. Вненаучное знание и современный кризис научного мировоззрения// Вопросы философии. - 1994. - № 12; Заблуждающийся разум. Анализ вненаучных форм знания. - М., 1990. (1.174.361); Кезин А.В. Идеалы научности и паранаука // Наука в культуре. М. 1998 (1.269.414).
    Наука и религия. Маркова Л.А. О возможности соотнесения науки и религии// Вопросы философии, 1997, № 11; Налимов В.В. Размышления на философские темы// Вопросы философии, 1997, № 10; Рьюз М. Наука и религия// Вопросы философии, 1991, № 2; Философско-религиозные истоки науки. Сб.статей. - М., 1997. (Рецензия// Вопросы философии, 2000, № 11). Рациональное и иррациональное в современном сознании. Сб. статей. Вып. 4. - М., 1987.

    Яковлев А.М. Новая НКМ// Вестник, 2004/2, с. 133; Идея бога и НКМ. Круглый стол// Вестник, 2003/1, с. 45; Уваров. Богословие и современное образование// Вестник, 2003/ 1, с. 103; Яковлев. Другая точка зрения// Там же; Дробжев. Философия и теология в образовании// Там же; Жукоцкий В.Д. Наука и религия: проблемы современного гуманизма// Вестник РФО, 2004/ 1, с. 155-160; Журов. Религиозный опыт// Вестник, 2004/ 1, с. 145; Вестник РФО, 2008/ 2. Дискуссия о науке и религии (по письму 10 академиков). Статьи разных авторов. – С. 141-159; Перуанский С.С. Комментарии к статьям, в том числе, к дискуссии о религии. – с. 166-172.!!!!!!!!

    Знание-сила, 1992/ 1, с. 47 (математическое доказательство бытия бога).
    ЗАНЯТИЕ 3. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ
    1. Мировоззренческая функция философии. Философия и НКМ.

    2. Философия как методология научного познания.

    3. Философия и образование.

    Источники:

    Вайнберг С. Мечты об окончательной теории. – М., 2004. Гл. Философия.

    Рорти Р. Философия и будущее// Вопросы философии, 1994, № 6.

    Литература:
    Ключарев Г.А. Эволюция понятий в едином человековедении. - М., 1992 (Ч. 1) (1.250.103); Кочергин А.Н. Вернадский о философии и ее роли в развитии науки// Реалии ноосферного развития. – М., 2003; Касавин И.Т. Теория познания в плену анархии. – М., 1987 (Б-ка ИГХТУ). (Роль философии в научном познании); Степин В.С. Теоретическое знание: структура и эволюция. - М., 2001. (Гл. Философские основания науки).
    Ивин А.А. Умение правильно мыслить. - М., 1990 (87/И 25); Кудрин А.К. Логика и истина. – М., 1980 (87.4/К 88); Поварнин С.И. О теории и практике спора// Вопросы философии. - 1990.- № 3; Рузавин Г.И. Диалектика, логика и теория аргументации// Философские науки. - 1992. - № 1.

    Философия и образование. Силбер Дж. Философия и будущее образования. Доклад на ХХ Всемирном философском конгрессе// Вестник РФО, 2001/ 2, с. 103-105; Лекторский В.А. Пайдейя и вопрошание в обучении// Вестник РФО, 2002/ 2, с. 17-20; Дробжев М.И. Об опасности интеллектуальной и духовной хромоты// Вестник РФО, 2003/1, с. 75-78. (Каким должно быть образование. Философия и теология. Гуманитарные науки и естествознание); Клуб «Свободное слово». Нужна ли сегодня философия? // 2003/2, с. 76-81; Кнутссон Лотта (Швеция). Полезность философии// 2003/3, с. 100-103 (Философия и образование); Чумаков А.Н. О плюрализме и преподавании философии// Вестник, 2003/4. - С. 11-13 (!!!); Кацура А.В. Чумаков А.Н. Отечественные университеты: название и суть// 2005/1, с.81-91. (!!!); Садовничий В.А. Знание и мудрость в глобализирующемся мире// Вестник, 2005/2. - С. 34-49; Скородумова О.Б. Культура информационного общества: особенности и тенденции развития// Вестник, 2008/2. - С. 76-80; Философия, культура, образование. (Материалы круглого стола)// Вопросы философии. - 1999. - № 3.

    Липман М. Философия для детей// Вопросы философии. - 1993. - № 9; 1995. - № 2; Юлина Н.С. Обучение разумности и демократии (философия для детей)// Вопросы философии. - 1996. - № 10.



    Философия – образование – религия Уваров. Богословие и современное образование// Вестник, 2003/ 1, с. 103; Яковлев. Другая точка зрения// Там же; Дробжев. Философия и теология в образовании// Там же.
    Философия и общество

    Лекторский В.А. Философия в современном мире// Общественные науки и современность. - 1994. - № 4; Степин В.С. Философия и образ будущего// Вопросы философии. - 1994. - № 6; Лапина Т.С. Защитим философию, обращаясь к культуре// Вестник РФО, 2007/ 1. – С. 148-151.


    Философия и личность

    Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебное пособие. - М., 1997. (Гл. Мировоззрение); Мантатов В.В. Роль философии в воспитании человечества// Вестник РФО, 1999, № 3; Липман М. Философия для детей// Вопросы философии. - 1993. - № 9; 1995. - № 2; Юлина Н.С. Обучение разумности и демократии (философия для детей)// Вопросы философии. - 1996. - № 10.

    Стивен Вайнберг. Мечты об окончательной теории. – М., 2004. (Физик, лауреат нобелевской премии, один из создателей теории электрослабого взаимодействия. Целая глава посвящена «поразительной неэффективности философии». «Философия науки… в лучших своих образцах представляется мне приятным комментарием к истории научных открытий. Но не следует ожидать, что философия науки может дать в руки современных ученых какое-то полезное руководство на тему о том, как надо работать или что желательно было бы обнаружить». – с. 132).

    «Все мои знакомые ученые настолько не интересуются религией, что их нельзя даже назвать активными атеистами».

    Пелевин В. «Священная книга оборотня». Действительно ли тенденция к отрицанию объективной реальности имеет в своей основе сексуальную депривацию?

    ЗАНЯТИЕ 4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ




    1. От мифа к науке: прогресс в развитии?

    2. Научные идеи античности (Демокрит).

    3. Дедуктивистская модель научной рациональности (Аристотель).



    Источники:
    Аристотель. Метафизика.

    Платон. Парменид.

    Бернал Дж. Наука в истории общества.

    Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. Ч. 1. Наука. - М., 1981.

    Лосев А. Ф. Диалектика мифа.

    Хюбнер К. Истина мифа.



    Литература:

    Хюбнер К. Прогресс от мифа, через логос к науке? // Наука в культуре. – М. 1998. Кассирер Э. Опыт о человеке. Миф и религия// Философские науки, 1991/ 7; Лосева И.И. Миф и религия в отношении к рациональному познанию// Вопросы философии, 1992/ 7; Пивоев В. М. Функции мифа в культуре // Вестник Московского университета. Серия 7. – 1993. – № 3. – С. 37–42.

    Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М. 1980. (847.059); Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. - М., 1979; Косарева Л.Н. Социокультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М. 1989. (1.149.630); Кузнецова Н.И. Наука в ее истории. М., 1982. (916.623); Mathesis: Из истории античной науки и философии. - М.. 1991 (1.230.493); Кузнецов Б.Г. История философии для физиков и математиков. - М., 1974; Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М. 1985. (1.017.503); Филатов В.П. Научное познание и мир человека. - М., 1989 (1.157.531). Гл. 1. (Из истории науки);
    Аристотель. Доклад.

    Гостев А.В. Проблема человеческого мышления в трактате Аристотеля «О душе»// Вопросы философии, 1997, № 12. (Теория ума Аристотеля сделала возможным возникновение общезначимой науки); Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. - М., 2002. (С. 96-99, 113-115); Чанышев А.Н. Аристотель. - М., 1987. Аналитика (неформ.рассуждение, д-ка); риторика, Вторая аналитика (форм.логика).


      1   2   3

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Лекция 1 / Предмет философии. Структура философского знания. «Философия науки»