• Оборудование: тексты с заданиями; мультимедиа. Форма проведения урока
  • Ход урока.
  • П. Фронтальный опрос-беседа
  • Ш. Закрепление пройденного. 1. Определите однозначные и многозначные слова. Задание
  • Объяснительный диктант. Задание
  • На доску спроецирована таблица подобрать антонимы-прилагательные к
  • Творческое задание Задание
  • Роль синонимов и антонимов в тексте. На экране дан текст Н. Сладкова.
  • 6. В данных предложениях выделите фразеологизмы и слова, являющиеся синонимами к ним
  • 7. Докажите, что в данных предложениях использованы. контекстуальные синонимы
  • Задание
  • Учитель

  • Скачать 85.95 Kb.


    Дата26.03.2019
    Размер85.95 Kb.
    ТипРазработка урока

    Скачать 85.95 Kb.

    Лексика и фразеология



    Разработка урока . 6 класс

    Тема :Лексика и фразеология.

    Цели и задачи урока:



    • Повторить и обобщить знания, полученные на уроках по теме: «Лексика. Фразеология»;

    • Воспитывать у учащихся любовь к родному языку;

    • Повышать культуру речи учащихся;

    • Развивать у них навыки анализа языковых единиц с точки зрения точности и уместности их употребления;

    Оборудование:

    • тексты с заданиями;

    • мультимедиа.

    Форма проведения урока: закрепление пройденного.

    Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых , - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К.Г. Паустовский.

    Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких тонких ощущений и оттенков мысли. В.Г. Короленко.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    Слово учителя:

    Я хочу вам прочитать отрывок из рассказа С. Шуртакова.

    Молодой человек, то ли из благодарности за приют, который ему был оказан, то ли просто из вежливости, похвалил живописную природу Ладоги.



    • По части природы и всего такого прочего у вас тут, мамаша...- он запнулся, подыскивая нужные, наиболее точные слова. - Ну, просто блеск, люкс!

    До крестьянки, видимо, не сразу дошел смысл сказанного, а когда она все же поняла, что молодой человек не хулит, а вроде бы даже хвалит Ладогу, поддакнула гостю. Поддакнула, правда, по-своему.

    • Да, - сказала старуха. - У нас тут из окошка нагуляешься.

    Чья речь вам показалась образнее? Почему? Что вы увидели, глядя со старушкой в окно?

    Сделать вашу речь красивой, точной, образной поможет вам изученный нами раздел «Лексика». Дается трактовка 1 эпиграфа. П. Фронтальный опрос-беседа:


    • Что является объектом изучения в лексикологии, фразеологии?

    • Как осуществляется перенос лексических значений в многозначном слове? Приведите примеры.

    • Какие слова называются синонимами? Что такое доминанта синонимического ряда?

    • В чем различие между языковыми и контекстуальными синонимами (антонимами)!

    • Что такое омонимы? Каковы способы разграничения многозначности и омонимии? (Лексический, морфологический способы)

    • Расскажите о видах омонимов в русском языке, приведите свои примеры.

    • Что такое антонимы?

    • Что такое фразеологизм?

    • Какие типы фразеологизмов с точки зрения стилистической окраски вы знаете? (Нейтральные, книжные, разговорные, просторечные). Приведите примеры.

    • Ш. Закрепление пройденного.

    1. Определите однозначные и многозначные слова.

    Задание: составьте словосочетания, в которых слова будут иметь образно-переносное значение. Проверьте по словарю.

    Агент, аннотация, белый, библиотека, донор, логика, поведение.



      1. Объяснительный диктант.

    Задание: на 1, 2, 3 вариант объясните очень кратко смысловые различия между омонимами, составьте письменно примеры на каждую пару омонимов.

    Дисциплина - дисциплина, наступить - наступить, сплав - сплав




      1. существительным:

        На доску спроецирована таблица подобрать антонимы-прилагательные к




    мороз

    сильный

    свежий

    хлеб

    черствый




    журнал

    старый




    воротничок

    грязный








    Антонимы

    Горячий

    кофе

    холодный




    человек

    спокойный

    мягкий

    грунт

    твердый




    климат

    суровый

    легкий

    урок

    трудный



    1. Творческое задание

    Задание: подберите синонимы к фразеологическим оборотам.

    Поминай как звали - след простыл

    Куры не клюют - хоть пруд пруди

    Водить за нос - морочить голову

    Пальчики оближешь - язык проглотишь

    Закрывать глаза на что-то - смотреть сквозь пальцы.



    1. Роль синонимов и антонимов в тексте. На экране дан текст Н. Сладкова.

    Ворон.

    На высокой тонкой сосне, как на корабельной мачте, было большое вороново гнездо. Черные вороны, которые его построили, наблюдали с вершины за округой, как моряки-наблюдатели наблюдают из своего «вороньего гнезда» на мачте. Вокруг воронова гнезда было море белых снегов. Но в гнезде уже были воронята. Они вылупляются у воронов очень рано, когда вокруг еще белым-бело, когда еще трудно найти добычу. Но сегодня среди белых полей появилось темное пятно - проталина. Над проталиной струится теплый пар, и она расплывалась, как мираж. Но ворон сразу увидел проталину и на весь лес крикнул: «Кор-р!»



    Задание: 1 .Определите стиль и тип речи.

      1. Сгруппируйте контрастные по цветовой семантике лексические средства. Какой художественный прием использовал автор.

      2. Какое слово в тексте является ключевым. Как, по вашему мнению, это связано с темой и идей текста.

    6. В данных предложениях выделите фразеологизмы и слова, являющиеся синонимами к ним:

    1. И вот ты , извини, взрослый парень, а дичь порешь. (Д.Гранин) - -Стоя у доски, Петя нервничал и допускал досадные ошибки. (В. Катаев)2. Мы это в третьем классе проходили. Ты что с луны свалился? (Н. Носов) ~ Гаврике делал вид, что ничего не понимает. (В. Катаев).



    7. Докажите, что в данных предложениях использованы.

    • контекстуальные синонимы:

    Марья Кирилловна сыпала про близких, он молчал. (В.Шишков)

    Сердитые старухи шамкали, что у чертей отродясь не было клювов.

    (К.Паустовский) (Контекстуальные синонимы к слову ГОВОРИТЬ).


    • контекстуальные антонимы:

    Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая. (М.Цветаева) (Контекстуальный антоним к слову МЕРТВАЯ).

    8. Роль устаревших слов в тексте.

    Задание: Укажите устаревшие слова, объясните их значение. С какой целью, по-вашему, они использованы в стихотворении.

    Следом за легендой.

    На поле орать,

    не ребяток растить

    мне пришлось и потом.

    Неораным осталось поле мое.

    Не соха-кормилица -

    секиры да бердыши

    натруживали руки опять.

    Рвами с водой,

    земляными валами

    города себя окружали,

    Москва Кремлем ограждалась каменным,

    Царь-пушку, Царь-колокол отливала.

    С. ГЦипачев.



    9. Творческое задание.

    Словарь Тоски. Видно, от доски до доски Я перелистывал словарь тоски. Все слова я знал наперечет, Но теперь додумался до сути: Скорбь и впрямь скребет, Печаль печет, Грусть грызет, Беда, конечно, бьет, Мука мутит, И кручина крутит.

    В. Берестов.
    Задание:


    • Какие слова автор включил в словарь тоски? Объясните лексические значения этих слов. Можно ли их назвать синонимами?

    • Чем отличаются эти слова друг от друга?

    • Выпишите глаголы, Характеризующие эти слова. Почему, как вы думаете, поэт употребил именно их? Являются ли они однокоренными к «словарным» существительным или просто созвучными?

    • Составьте свой словарь, «Словарь Радости», «Словарь Доброты», «Словарь Дружбы»... Подумайте, какой словарь вы хотели бы составить.

    Учитель: трактовка 2 эпиграфа.

    1У. Домашнее задание:

    Прочитайте текст, определите стиль и тип речи.

    «Какая удивительная кукла! Какой умный мастер ее создал! Она не похожа на обыкновенную куклу. У куклы обычно голубые вытаращенные глаза, не человеческие, бессмысленные, вздернутый носик, губки бантиком, глупые белокурые кудряшки, как у барашка. Кукла кажется счастливой по виду, но в действительности она глупа... А в этой кукле нет ничего кукольного. Клянусь, она может показаться девочкой, превращенной в куклу!»

    Доктор Гаспар любовался своей необыкновенной пациенткой. И все время его не покидала мысль о том, что где-то когда-то он видел это же бледное личико, серые внимательные глаза, короткие растрепанные волосы, Особенно знакомым ему показался поворот головы и взгляд: она наклоняла голову чуть-чуть набок и смотрела на доктора снизу, внимательно, лукаво...

    Доктор не выдержал и громко спросил: - Кукла, как тебя зовут? Но девочка молчала.

    Ю. Олеша.



    Задание: покажите, что текст построен на противопоставлении. Выпишите попарно языковые средства, которые выражают противопоставление.

    Творческая работа.

      1. вариант: напишите выборочное изложение - описание необыкновенной куклы.

      2. вариант: напишите сочинение-рассуждение по тексту, озаглавьте его.

      3. вариант: используя прием противопоставления, напишите сочинение о вашей любимой игрушке или какой-то «необыкновенной» вещи, определите тип речи своей работы.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Лексика и фразеология

    Скачать 85.95 Kb.