Скачать 108.37 Kb.


Дата06.02.2018
Размер108.37 Kb.
ТипЛитература

Скачать 108.37 Kb.

Литература и исторический процесс. Специфика художественного отражения жизни. Нравственные искания героев в произведениях Б. Л. Васильева. Н. А. Демидова, зам директора, учитель русского языка и литературы мбоу сош №17 г



Литература и исторический процесс. Специфика художественного отражения жизни. Нравственные искания героев в произведениях Б.Л.Васильева.

Н.А.Демидова, зам. директора,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 17 г. Смоленска

Проблема «Литература и исторический процесс» пронизывает весь курс литературы IX-XI классов. Она несет в себе богатейшие возможности для углубления представлений учащихся о закономерностях литературы как формы духовной деятельности людей.

Изучая литературу в ее связях с историей, учащиеся приходят к важным выводам: об исторической обусловленности литературного процесса, об органической связи писателя со своим временем, о роли литературы в жизни общества. Одновременно для них станет очевидной еще одна закономерность: бессмертие великих произведений искусства, нерасторжимость их конкретно-исторического и общечеловеческого значения.

Однако учащиеся не всегда понимают, в чем состоит своеобразие художественного познания жизни и воздействия на нее. Нередко они понимают литературу как воспроизведение явлений жизни. Между тем писатель, стремясь постичь жизнь, как бы творит ее заново. Автор произведения одухотворяет своей мыслью и воображением факты, замеченные им в жизни, и создает на этой основе образное ее отражение. Поэтому жизнь выступает в литературе в творчески преображенном виде.

Особенно показательны в этом отношении произведения, изображающие исторические события. Так, «Война и мир» Л.Н.Толстого – это произведение, в котором исторические факты «переплавлены» творческим воображением, догадкой, ищущей мыслью художника.

«Преображенная» в литературе жизнь может выступать не только в правдоподобном виде, но и в подчеркнуто условном. В литературе допустимо преувеличение, нарушение реальных масштабов вещей, совмещение реального и фантастического планов. Литература по-своему обращается с пространством и временем. Писатель может перебрасывать действие из одного места в другое и не только на широких «эпических» просторах «Войны и мира» или «Кому на Руси жить хорошо», но и в пределах такого маленького рассказа, как чеховский «Ванька». Так же свободно писатель обращается и со временем: он нарушает хронологическую последовательность («Герой нашего времени»), растягивает и сжимает время (целая жизнь Ионыча умещается на нескольких страницах печатного текста). Однако условность в произведениях литературы не противостоит жизни: она служит единственной цели – раскрытию жизненной правды, сущности изображаемых явлений.

Творчество подлинного художника слова – это всегда особый мир, глубоко своеобразный, рожденный личностью, характером дарования именно этого человека. Писатели отличаются друг от друга не только потому, что они живут в разное время, придерживаются разных взглядов, но и потому, что по-разному видят, чувствуют, понимают. Это находит свое выражение и в жанровом своеобразии, и в художественной речи, и в раскрытии характера героя произведения, и в особенностях композиции, и в ритмико-интонационном строе произведения. Вопрос об индивидуальном художественном видении связан с вопросом о стиле. Это понятие употребляют и в более широком его значении – стиль как выражение своеобразия творчества художника, -и в более узком – стиль (стилистика) как своеобразие художественной речи, словесного выражения.

Прорываться к подлинно человеческому в наших людях мастерски умел Б.Л.Васильев. Как писатель он пробовал свои силы в жанрах романа, повести, рассказа. Написанные им произведения составили несколько сборников. В них с наибольшей силой прояви­лось писательское дарование Б.Васильева.

Главные герои большинства произведений писателя - обыкновенные люди. Впрочем, на первый взгляд, писателя как бы и не инте­ресует общественное положение и профессии героев, все его вни­мание направлено на выявление их нравственной сущности. Художника восхищает непохожесть людей, их «нестандартность», их ершистость и - предельная обостренность чувства собственного достоинства. Как правило, герои Б.Васильева — люди любозна­тельные, совестливые, в мыслях и чувствах непосредствен­ны, порой простодушны, но до трогательности обаятельны.

Повествуя о самых обыкновенных сельских и городских жите­лях, Б.Васильев дает лишь самые не­обходимые детали их быта, вместо портретов ограничивается двумя-тремя штрихами, не рассказывает подробно об их прошлом, да и на наших глазах с героями, как правило, ничего особенного не случается. Вроде бы и говорят они обычные слова, но мы явствен­но слышим их неповторимые голоса и воочию видим перед собою человека - нашего современника.

Докопаться до героических начал в самом простом человеке, очаровать нас абсолютной их чистотой стремился писатель, созда­вая свои произведения. Но он хорошо знал, что в жизни существуют не одни лишь светлые души и в полную силу ощущал, какой напряженной все еще остается борь­ба добра со злом. С каждым новым произведением Б.Васильев все глубже проникал в тайны человеческой жизни и подвига, развенчивая все, что мешает подлинному счастью людей. Этим обусловлено нарастание внутреннего драматизма в его творчестве.

Объективность и достоверность изображения, исследование жизненного процесса в его непосредственном протекании, анализ в первую очередь определенной социальной среды и ее типовых представителей составляет своеобразие повестей и романов Б.Л.Васильева. Драматизм человеческих судеб обуслов­лен в них драматизмом исторического и общественного разви­тия страны.

В литературном развитии 60-х годов необходимо выделить два этапа. Первое пятилетие и конец 50-х проходили главным обра­зом под знаком исследования экономических и социальных проб­лем. Литература постигала смену идеалов, характер новой высоты общественного сознания, новое содержание старых проблем и по­нятий, таких как проблемы стиля руководства, гражданственности, госу­дарственного и народного. Второе пятилетие 60-х и начало 70-х знаменательны нравственными поисками литературы, интересом к духовной жизни общества, к нравственным истокам современ­ного бытия. Усложняются воспитательные задачи литературы. Повышенная требовательность к нравственному и гражданскому потенциалу человека связана с изменившейся общественной атмосферой. Растущий интерес к внутреннему миру личности обусловливает необходимость исследования многообразных ее связей с миром, природой, людьми.

В литературе становится более ощутимым доверие к конкрет­ному жизненному материалу, познание которого оборачивается пониманием особенностей общественной жизни и внутренних про­цессов развития личности. Строгость и достоверность изображения отвечают потребности реалистической оценки действи­тельности.

Литература конца XX века стремится выявить «естественные основы бытия», человеческое содержание характеров. Ф. Абрамо­ва, В. Белова, Е. Носова, В. Астафьева, В. Шукшина, В. Распу­тина, Б.Васильева сближает умение показать эстетическую ценность простого, будничного, интерес к цельным народным характерам, предметное воссоздание действительности.

Эпическая полнота и достоверность изображения соединяются в их творчестве с исследованием внутренней жизни людей («Кра­жа», «Где-то гремит война», «Последний поклон» В. Астафьева; «Деревня Бердяйка», «За тремя волоками», «Плотницкие расска­зы» В. Белова; «Пятый день осенней выставки», «Шумит луговая овсяница» Е. Носова; «Сельские жите­ли», «Земляки», «Характеры» - циклы рассказов В. Шукшина; «Не стреляйте белых лебедей» Б.Васильева). От фактов быта они идут в глубину человеческих чувств. Но быт в их произведениях не ограничивает характеры, не сужа­ет авторской мысли, не смягчает драматизма человеческих судеб.

В произведениях Б.Васильева общественные и нравственные противоречия чаще всего выражаются в формах повседневного, привычного человеческого существования.

Герои Б.Васильева - большей частью люди трудной судьбы. Вроде просты они и обычны, но писатель знакомит нас с «глуби­нами обыкновенного», и оно наполняет нас ощущением хорошо прожитой, осмысленной, красивой трудовой жизни. Любовно рас­крывая нравственный мир простого человека, Б.Васильев показывает, что люди живут «не хлебом единым».

В романе «Не стреляйте белых лебедей» Б.Васильев увлеченно исследует возможности роста че­ловека, направление его развития: или в сторону роста личности, или в сторону ее падения. Пафос «Не стреляйте белых лебедей» - в выпрямлении человека, в «воспитании правдой». Б.Васильев создал сложный характер доброго и совестливого, граждански активного человека Егора Полушкина. Чистота его связана с ощуще­нием себя в ряду живого, с осознанием правомерности всего окру­жающего: и природы, и слитности своей с этим миром.

Образ главного героя романа «Не стреляйте белых лебедей», который в многотрудной жизни своей занял позицию рыцарского служения общему делу, раскрывается в самом начале романа через восприятие автора Б.Васильева: «Когда я вхожу в лес, я слышу Егорову жизнь. В хлопотливом лепете осинников, в сосновых вздохах, в тяжелом взмахе еловых лап. И я ищу Егора.

Я нахожу его в июньском краснолесье — неутомимого и неунывающего. Я встречаю его в осенней мокряди — серьез­ного и взъерошенного. Я жду его в морозной тишине — задумчивого и светлого. Я вижу его в весеннем цветении терпеливого и нетерпеливого одновременно. И всегда пора­жаюсь, каким же он был разным — разным для людей и разным для себя.

И разной была его жизнь — жизнь для себя и жизнь для людей.

А может быть, все жизни разные? Разные для себя и разные для людей? Только всегда ли есть сумма в этих разностях? Представляясь или являясь разными, всегда ли мы едины в своем существе?

Егор был единым, потому что всегда оставался самим собой. Он не умел и не пытался казаться иным — ни луч­ше, ни хуже. И поступал не по соображениям ума, не с прицелом, не для одобрения свыше, а так, как велела совесть».

Необычное начало произведения, авторская открытость, «непосред­ственные» отношения между автором и читателями сближают роман с лирическим повествованием.

Образ Егора Полушкина несет в себе поэтическую идею произведения, идею народной жизнестойкости, душевного благородства, трудолюбия. Главного героя односельчане считают «бедоносцем божьим» за то, что «жизнь не обротал», хозяином не стал. И Россия для Егора - «самая страна замечательная. Про нее песни поют по всей земле. И все иностранные люди нам завидуют». Егора считают чудаком за то, что он старается работать на совесть («снова волокли его, не давая возможности сделать так, чтобы не маялась совесть»). Егор убежден в том, что работа должна быть по сердцу человеку: «Чем, думаешь, работа держится? И головой, и руками, и сноровкой, а главное – сердцем. По сердцу она – человек горы свернет». Полушкин – бедоносец превыше всего ценит красоту: «А без красоты как же можно? Без красоты как без праздника». Но окружающие его не понимали, а только стыдили.Учительница Нонна Юрьевна в беседе с сыном Егора Колькой говорит удивительно правильные слова о совести: « А это такое чувство, которое созреть должно. Созреть и окрепнуть. И вот иногда случается, что не вызревает в человеке совесть. Кро­хотной остается, зеленой, несъедобной. И тогда человек этот оказывается словно бы без советчика, без контролера в себе самом. И уже не замечает, где зло, а где добро: все у него смещается, все перепутывается. И тогда, чтобы рамки себе определить, чтобы преступлений не наделать с глухой-то своей совестью, такие люди правила себе выдумывают». Мальчишка переживает душевный кризис, начинает переоценивать ценности, проверять старое новым.

В романе «Не стреляйте белых лебедей» зло и добро показаны в прямой схватке. Главный герой, человек беспредельной добро­ты, открытая душа, стремится жизнь окружающих превратить в праздник, - и получает от людей-карьеристов смерть. Бескомпромиссно отри­цательное отношение Б.Васильева к злу, в данном случае вопло­щенному в образах Федора Ипатовича Бурьянова, Вовки, Якова Прокопыча Сазанова, туристов, Фили, Черепка, браконьеров.

В конце романа углубляются конфликты и социальные, и нравственные, и событийные, и психологические. И хотя Б.Васильев не ставит завершающей точки, перспективы общественного развития обозначены достаточно четко. Они в реальной возможности победы граждански зрелых начал в человеке, прогрессивных общественных тенденций в жизни. По масштабности поставленных проблем, глубине и основательности исследования народной жизни, богатству психологических типов роман Б.Васильева занимает видное место в современной литературе.

В литературоведении уже высказывался взгляд на период развития литературы конца 60-х – начала 70-х годов XX века как на наиболее близкий классическому реа­лизму по сравнению с литературой первых послереволюционных лет. Этот вывод основывается на характере философских и нрав­ственных исканий таких писателей, как В. Шукшин и Б.Васильев. Их герои бьются над проблемами, которые приковывали внимание крупнейших писателей прошлого: в чем смысл жизни, «что с нами происходит», в чем тайна мира, красоты, дви­жения, «зачем все»? Духовная напряженность произведений этих писателей связана с попытками героев объяснить мир и себя, понять их связь, «дочерпаться до дна».

Тяготение к художественно-философскому постижению мира заставляет писателей все чаще обращаться к фор­мам аллегории, сказки, притчи, жанровые возможности которых связаны с усилением роли авторской мысли. «После сказки», «Белый пароход» Ч. Айтматова, «Пастух и пастушка» («Современная пастораль») В. Астафьева, «Волчья стая» В. Быкова, «Не стре­ляйте белых лебедей» Б. Васильева, «Ночь после выпуска» В. Тендрякова, повести-сказки В. Шукшина строятся по законам притчи и сказки. Повествование в них условно заострено. Жизненные ситуации связаны с острейшими проблемами современности. Ос­мысление в общем потоке бытия нравственных позиций героев и борьбы их с обстоятельствами помогает включить эту прозу в большую философскую проблематику эпохи.

В обширном потоке прозаических произведений 60-х – 70-х годов критика уже выделила романы, повести, рассказы, выражающие противоречивые тенденции времени в противоречивых характерах. Растущая активность позиции художника, напряженность нравст­венных исканий литературы, зрелость эстетического идеала поко­ления обнаруживают себя не только в поисках цельной гармонич­ной личности, но и в исследовании обстоятельств, духовно уродую­щих человека, вызывающих разлад в сознании, и обстоятельств, выпрямляющих личность, способствующих торжеству высоких, че­ловеческих, гражданских начал. Современная литература расши­ряет наши представления о человеке. Главной тенденции ее - соз­дать характер социально активного героя — сопутствует стремле­ние выразить сложное время в характерах «текучих», противоре­чивых. Исследование социальной и нравственной природы внут­ренней раздвоенности человека определяет содержание многих произведений В. Тендрякова, В. Липатова, Ю. Нагибина, С. Анто­нова, Ю. Казакова, В. Шукшина, В. Распутина, Б.Васильева.

Литература все более стремится «угадывать» за житейскими обстоятельствами исторические, за «подробностями текущей жиз­ни»— время.

Наиболее отчетливо связь исторического с обыденным обнару­живается в творчестве Б.Васильева. Социальный опыт этого художника выражается прежде всего в борьбе за идеи действенного гуманизма, гражданской совести, в разоблачении житейских позиций непротивления, пассивности, компромиссов («Не стреляйте белых лебедей», «Экспонат №…»). Характер в произведениях Б.Васильева обычно несет пе­чать социальной среды, его сформировавшей, тех конкретно-исто­рических условий, которые оборачиваются его неповторимостью, тех общественных отношений, которые выражаются в определен­ности человеческой индивидуальности. Писатель избирает кризисные ситуации для ис­пытаний человека на прочность. Направление аналитической мысли Б.Васильева определяется целью выявить в характере и по­ведении героя борьбу различных тенденций времени.

От произведения к произведению содержание творчества Б.Васильева расширялось и углублялось, нарастал внутренний динамизм, осязаемое изображение жизни все крепче соединялось с философским осмыслением ее. Это проявлялось, например, в том, что многие герои писателя пытаются решать сложные или, как говорнли когда-то, «вечные» вопросы, заглянуть за горизонт, чтобы разгадать проблему подлинного человеческого счастья. Писатель был убежден, что для решения ее современный человек обладает все­ми необходимыми ресурсами.



Нравственный потенциал произведений Б.Васильева не оценим для вдумчивого читателя. Его творчество всегда будет учить добру, отзывчивости, человечности, учить не быть безразличными, равнодушными, глухими к жестокости и злу.

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Литература и исторический процесс. Специфика художественного отражения жизни. Нравственные искания героев в произведениях Б. Л. Васильева. Н. А. Демидова, зам директора, учитель русского языка и литературы мбоу сош №17 г

Скачать 108.37 Kb.