Скачать 153.61 Kb.


Дата23.12.2017
Размер153.61 Kb.
ТипЛитература

Скачать 153.61 Kb.

Литература Класс: 8 Раздел: «Из литературы XVIII века»



Сценарий урока по литературе в 8 классе.

Автор: Шерифова Татьяна Алексеевна

Образовательное учреждение: МБОУ г. Костромы «Лицей №17»

Курс: Литература

Класс: 8

Раздел: « Из литературы XVIII века»

Учебно-методическое обеспечение: Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях Меркин Г.С. 9-е изд. - М.: 2013., Ч.1 - 384с., Ч.2 - 384с.



Время реализации занятия: 45 мин.

Аннотация к уроку: данный урок проводится строго по программе, в соответствии с тематическим планированием. В данной разработке  продемонстрированы формы коммуникативного взаимодействия между учащимися: коллективная работа и работа в группах, что обеспечивает позитивные межличностные отношения. Содержание урока направлено на развитие навыка комплексного анализа текста, на развитие исследовательской деятельности учащихся, а также способствует их эмоциональному развитию.

Место урока в теме: второй урок в теме «Изучение творчества Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». На первом уроке, посвященном творчеству Н.М.карамзина, изучается биография писателя и разбираются отличительные особенности сентиментализма. Домашнее задание ко второму уроку: прочитать повесть «Бедная Лиза», подумать над тем, какую роль играет пейзаж в произведении, в чем смысл экспозиции, образы героев (сделать закладки).



Тема урока: Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» - произведение сентиментализма. Эраст и Лиза. Раскрытие внутреннего мира героев через любовные переживания и описание природы.

Цели урока: Познакомить учащихся с повестью Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» ярчайшим образцом произведений сентиментализма.


Задачи:

Образовательные:

1. Представить повесть «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма.

2.Способствовать развитию исследовательских навыков учащихся

3. Развивать навык выразительного чтения и анализа прозаического произведения;

4. Совершенствовать навыки работы учащихся в парах и группах.
Развивающие:

1. Способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма.

2.Развивать у учащихся умение различать композиционные особенности художественного текста.

2.Расширять словарный запас;



Воспитательные:

1. Способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения.



2. Воспитывать отношение к любви как к внесословной ценности человека.

Используемые технологии: проблемное обучение, эвристическая беседа, групповое обучение, исследовательская деятельность.

Форма организации познавательной деятельности:  коллективная, самостоятельная, групповая.

Методы: проблемный, эвристический, аналитический, сравнительный, обобщающий.

План проведения урока:

Этапы занятия

Временная реализация

1.Приветствие. Организационный момент.


1 мин

2 Объявление темы. Этап актуализации знаний (повторение теоретического материала). Определение цели.

5мин

3.Организация групповой работы. 

3 мин

4.Практическая деятельность учащихся в группе, индивидуальная помощь учителя.

15 мин

5. Представление результатов деятельности учащихся. Эвристическая беседа по теме.

10 минут

6. Подведение итогов исследования урока.

5 минут

7. Подведение итогов урока. Рефлексия. Самооценка

4 минут

8. Домашнее задание.

2 минуты


Карта урока:

Название этапа

Время (мин)

Развитие личностных качеств и психологических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Приветствие. Организационный момент

1

Внимание




Объявление темы. Этап актуализации знаний (повторение теоретического материала). Определение цели.

5

Внимание. Активное слушание.

Точность


Активность

Любознательность

Глубина суждений


Организация групповой работы. 

3

Внимание

Память


Активность

Умение слушать и слышать



Практическая деятельность учащихся в группе, индивидуальная помощь учителя.

15

Внимание

Память


Точность, выразительность речи

Активность

Аргументированность

Восприимчивость к новому

Глубина рассуждений

Коммуникативная культура

Самостоятельность

Целеустремленность


Представление результатов деятельности учащихся. Эвристическая беседа по теме.

10

Внимание

Точность, выразительность речи



Активность

Активное слушание

Аргументированность

Восприимчивость к новому

Глубина рассуждений

Коммуникативная культура



Подведение итогов исследования урока.

5

Память

Внимание


Точность, выразительность речи

Активность

Глубина рассуждений

Аргументированность


Подведение итогов урока.

Рефлексия. Самооценка.



4

Внимание

Память


Активность

Активное слушание

Образное мышление

Самостоятельность

Рефлексивность. Критичность.


Домашнее задание.

2

Внимание





Ход урока:

1. Приветствие. Организационный момент.

Ребята, добрый день! Посмотрите, все ли готово для вашей работы, тихонько садитесь.



2. Объявление темы. Этап актуализации знаний (повторение теоретического материала). Определение цели.

Сегодня мы обращаемся к творчеству Н.М.Карамзина блестящего литератора, историка, публициста конца XVIII – начала XIX веков, и знакомимся с его повестью «Бедная Лиза», которая является образцом русского сентиментализма.

Познакомимся с темой урока: Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» - произведение сентиментализма. Эраст и Лиза. Раскрытие внутреннего мира героев через любовные переживания и описание природы

и обратимся к эпиграфам урока:

1. « О человечество! Я стенаю о твоих заблуждениях»

2. «Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий

рода человеческого – если сердце твое не обольется

кровью, оставьте перо".

Н.М.Карамзин.

Как вы понимаете слово «стенать»? Подберите синонимы.

Стенать – стонать, переживать, сопереживать, сострадать, испытывать боль.



Сравните высказывания Н.М.Карамзина? Что они говорят о душевных качествах Н.М.Кармзина?

Это человек, который не может пройти мимо бед, несчастий другого человека.



Вспомните, с чего началась литературная деятельность Н.М.Карамзина.

Главное событие его жизни – выход в свет повести «Бедная Лиза», которая принесла 25-летнему Н.М.Карамзину настоящую славу. Это произведение явилось первой и самой талантливой сентиментальной русской повестью.



Дайте определение сентиментализма.

Сентиментализм – это литературное направление, где господствует культ чувств.



Назовите основные особенности сентиментализма.

Тема: любовная параллельно с темой смерти.

Идея: протест против испорченности аристократического общества, стремление передать душевные состояния человека, его мысли, чувства.

Исходя из темы, анализа эпиграфов и особенностей сентиментализма, постараемся определить цель нашего урока.

Познакомить с повестью Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» и доказать, что это произведение сентиментализма.

Проанализировать образы героев, образ природы и найти подтверждение того, что повесть «Бедная Лиза» относится к литературному направлению сентиментализм.

Дома вы знакомились с повестью Н.М.Карамзина «Бедная Лиза», о чем эта повесть. Перескажите кратко содержание.

Повесть о несчастной любви крестьянской девушки к дворянину, приведшей к трагической гибели героини, и о нечестном поступке дворянина по отношению девушке – крестьянке. (краткий пересказ)

3. Организация групповой работы. 

Для того чтобы доказать, что повесть «Бедная Лиза» является произведением сентиментализма, заглянем в творческую мастерскую писателя и посмотрим, как автор раскрывает тему и идею произведения. Для этого обратимся к работам группам:

1 группа анализирует экспозицию произведения.

2 группа проследит, как меняются чувства героев на протяжении всей повести.

3 группа отметит, какую роль играет природа в создании образов героев.

У каждого в группе есть свой рабочий лист, результатом совместной работы должен стать монологический ответ от группы.


4. Практическая деятельность учащихся в группе, индивидуальная помощь учителя. (см. Приложение 1,2,3)
5.Представление результатов деятельности учащихся. Эвристическая беседа по теме.

Работа групп завершена и нам надо доказать наш тезис, вынесенный в качестве темы, давайте обратимся к произведению, которое автор открывает экспозицией.



(учащиеся дают монологические ответы, не зачитывая вопросы; другие группы следят по аналогичным листам и задают свои вопросы после ответа или пропущенные вопросы)

1группа.

Расскажите, что описывает автор в экспозиции, как построено описание?

Автор описывает панораму Москвы, московские дома и церкви, великолепие Москвы в заходящих лучах солнца.

Затем рассказчик задерживает взор на пространстве за рекой, где видны луга, река, берег, роща, село Коломенское.

От какого лица ведется повествование в начале экспозиции и почему меняется в дальнейшем?

Повествователь начинает вести рассказ от 1 лица: «никто как я»


«никто чаще меня», «никто более моего». Это вносит задушевность, неторопливость, чтобы подготовить читателя к внимательному прочтению.

Далее повествование ведется от 2 лица: «видишь». Автор как бы незримо вовлекает читателя в обзор панорамы и окружающей природы.

Несколько строк вмещают не только великолепную картину, но и передают

величие природы.



Отметьте, какие художественные приемы и обороты речи использует автор.

С какой целью?

Приемы: Для чего.

Цветопись: густо – зеленые луга Автор использует

Желтый песок цветопись, превосходную

Златые купола. степень прилаг., чтобы передать

Светлая река гордость за свою родину,ее ве-

Превосходная степень прилаг: ликолепие. Автор помогает

Плодоноснейшая зрительному восприятию пей-

Антитеза: алчная Москва зажа.

Ужасные громады

Деревеньки

Лесочки


К чему подготавливает такое противопоставление города и деревни?

Автор подготавливает читателя к противопоставлению главных героев:

девушки – крестьянки Лизы и дворянина – горожанина Эраста.

Пожалуйста, комментарии и вопросы групп по ответу.

2 группа.

Какими изображает своих героев Н.М.Карамзин?

А) Какое мнение сложилось у Вас об Эрасте?

Эраст – это живой человек, наделенный как положительными качествами, так и отрицательными, как это бывает в жизни. Он обладает изрядным умом, добрым сердцем. Он искренне любит Лизу. Он слаб и ветренен, он всю жизнь несчастлив, переживает из – за своей вины перед Лизой, значит он не эгоист.

Обратите внимание, что Эраст представлен в действии, поступках, то образ Лизы раскрывается через душевное состояние героини, её чувства, мысли, ощущения.



Проследите, какие чувства испытывает Лиза, как они развиваются?

(по рабочему листу, приводя цитаты)

Таким образом, любовь стала испытанием для героев, проходя которое много нового в себе открывают герои.

Как понимают любовь Эраст и Лиза?

Эраст мечтал о « чистой радости», намеревался «жить как брат и сестра», но вскоре не мог быть доволен «одними объятиями». Влюбленность не вызывает восторг, превращается в удовлетворение эгоистических желаний. Он желает освободиться от этого чувства.

Для Лизы любовь – это серьезное чувство, она отказывается от реальности и живет Эрастом. Разлука для нее равна смерти.

Какой должна быть любовь по Н.М.Карамзину? В чьи уста он вкладывает свои размышления?

По мнению автора, любовь – это гармония чувств и разума, только тогда человек будет счастлив. ( « И крестьянки любить умеют», - говорит мать Лизы.)



Какими изображает автор своих героев? (положит. или отриц.)

Это живые люди с чувствами, душевными переживаниями, чувством долга, умением любить, но имеющие и свои пороки. Эраст живет в соответствии с нормами и моралями дворянского общества. Лиза - честная, искренняя девушка.


Пожалуйста, комментарии и вопросы групп по ответу.
Для чего автор же «влюбляет» крестьянку в дворянина?

Карамзин хотел показать душевное состояние влюбленного человека, показать отношение к любви простого человека и дворянина, а также показать крестьянскую жизнь глазами дворянина.


В раскрытии душевных качеств героев принимает непосредственное участие

природа, она отражает их поступки и мысли.



3 группа.

Как природа раскрывает внутренний мир героев?

Природа подготавливает героев к появлению нового чувства и новых событий: наступает весна, распускаются ландыши, которые являются символом чистоты, робости, скромной красоты девушки. Ландыши – это «ниточка» между Эрастом и Лизой, благодаря им они могут встречаться, а Эраст может помогать Лизе, покупая у нее цветы.



Как природа преображается сама, и как меняется Лиза с появлением нового чувства?

«жаворонки поют», «солнце ярче светит», «цветы пахнуть приятнее».

Природа расцвела сама и подчеркивает красоту Лизы. «посеребрила волосы», «осветила блеск глаз».

Как реагирует природа на поступки героев?

В момент падения Лизы природа сопереживает ей и свои чувства «выплескивает» в грозе.



Какое участие принимает природа в момент гибели Лизы?

Природа принимает Лизу в свои объятия.



Какой прием использует автор для создания образа природы?

Олицетворение, т.к. автор изображает природу, как живое существо, способное радоваться и сопереживать. Природа – это еще один герой этой повести.



В жизни кого природа принимает непосредственное участие, почему?

Очень тесная связь природы с Лизой и полное отсутствие её с Эрастом. Лиза - это дитя природы, она любит её, чувствует и понимает, а Эраст – горожанин, ему чужда природа, она не трогает его чувств.



Пожалуйста, комментарии и вопросы групп по ответу.
6. Подведение итогов исследования урока.

И подводя итог нашего урока, обратимся к теме и ответим на вопрос:

Можно ли считать повесть «Бедная Лиза» произведением сентиментализма?

Да, потому что это произведение, где правдиво описано развитие чувств героев, их душевные переживания, описывается состояние самой природы, раскрывающей образы героев.

Н.М.Карамзин своей повестью вернул читателю право чувствовать, которого его лишил рассудочный классицизм.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия. Самооценка

-Над чем работали на уроке?

-Что нового узнали сегодня на уроке?

Подумайте также:

- решила ли группа поставленную перед ней задачу (насколько полно это сделала)

- какие были трудности;

- насколько дружно и организованно работали участники группы.

Оцените результат вашей работы (на рабочий лист), поставьте себе оценку от 1-5 баллов

И в завершение составим синквейн, пятистрочное стихотворение без рифмы:

1. Существительное (предмет исследования)- повесть «Бедная Лиза»,

2. Прилагательное (характеристика предмета) – сентиментальная, трогательная, чувственная

3. Глагол (функция предмета)– возвышает, окрыляет, учит

4. Существительное (результат)- любовь\любить

8. Домашнее задание к следующему уроку:

Напишите письмо к Лизе в духе сентиментализма.


Приложение 1.

1 группа: Анализ экспозиции повести.
1 Что описывает автор в экспозиции, как построено описание?

А) Что наблюдает рассказчик вдоль горизонта?

Направляя свой взгляд вдоль горизонта, автор видит _________________________

Б) Как меняются образы, когда взор устремлен за реку?

Затем автор устремляет свой взгляд за реку, где_______________________________

2 От какого лица ведется повествование в начале (докажите примерами) и почему в этом лице?

Повествование начинается от ______________________ , для того чтобы

показать______________________________

3 Зачем автор в описании меняет лицо, в котором начал повествование?

(приведите примеры)

Описание ведется от_______________________ , так как_____________________

4 Какие художественные приемы и обороты речи использует Н.М.Карамзин для создания экспозиции? С какой целью?


ПРИЕМ: ПРИМЕР: ДЛЯ ЧЕГО?
Цветопись: Автор использует
Эпитеты:
Превосходная для того, чтобы

степень прилагат.


Антитеза

(противопоставления) Москва - деревня



Приложение 2.

2 группа: Эраст и Лиза.

1 Какое мнение сложилось у вас об Эрасте? Дайте характеристику героя,

подтвердите свое мнение примерами из текста.
2 Проследите по тексту какие чувства испытывает Лиза, как они развиваются от чего зависят, к чему приводят?

ЧУВСТВА: СОБЫТИЕ: ЦИТАТА:

Смущение первая встреча с Эрастом

Волнение рассказ матери о встрече

Грусть Эраст не купил цветы

Радость приход Эраста

Счастье признание в любви

Тревога Эраст изменился

Страх сообщение об отъезде

Отчаяние момент прощания

Потрясение встреча с Эрастом
3 Чем оказалась любовь для каждого из героев? Сравните, сделайте вывод.

Эраст Лиза

Первоначально
Через время
4 Какой должна быть любовь по мнению Н.М.Карамзина? В чьи уста он вкладывает свои размышления?
5 Какими изображает автор своих героев? (положительными или отрицательными)
Приложение 3.

3 группа: Роль природы в повести.

1 Как природа подготавливает Лизу к появлению Эраста и чего – то нового в ее жизни?

2 Что символизируют собой ландыши? Какую роль играют они на протяжении всей повести? (докажите)

Ландыши – это символ ______________________________

Ландыши – это «ниточка» между____________________________

Благодаря им ____________________________________________


3 Как преображается мир с возникновением нового чувства в душе Лизы?

( эпизод после первого свидания на реке)

Мир становится_________________
4 Как природа преображает Лизу? (вечернее свидание)
5 Как природа отреагировала на падение Лизы?

Предупреждает

Переживает
6 Какое участие принимает природа в гибели Лизы?
7 Какой прием использует автор в создании образа природы? Для чего?

Для создания образа природы автор использует___________________

чтобы__________________
8 Сделайте вывод о связи природы с Эрастом и Лизой? В жизни кого она принимает непосредственное участие, почему?

Используемая литература:
1. Литература. 8 класс. Учебник в 2 частях Меркин Г.С. 9-е изд. - М.: 2013., Ч.1 - 384с., Ч.2 - 384с.

2. Литература. 8 класс. Уроки литературы. Методическое пособие к учебнику Г.С. Меркина «Литература. 8 класс»- Соловьева Ф.Е.- Русское слово. 2013- 312с.

3. http://libozersk.ru/pages/index/995?cont=2




Коьрта
Контакты

    Главная страница


Литература Класс: 8 Раздел: «Из литературы XVIII века»

Скачать 153.61 Kb.