• 4 класс 2 класс Тема
  • Тема
  • Ход урока. Ход урока. I Организация внимания учащихся
  • I Организация внимания учащихся II Упражнения для развития Речевая разминка
  • Чтение с логическим ударением
  • «Москва, Москва! ..Люблю тебя как сын,», «Парус», «Горные вершины», «Утёс»
  • 3 Проверка домашнего задания
  • 4 Применение знаний и способов действий 1Работа в парах
  • Читаем начало вместе 4 Постановка темы урока. Целеполагание.
  • 5 Самостоятельная работа
  • Имена героев Слова,характеризующие особенности быта, культуры. Необычные эпитеты, сравнения
  • 5 Изучение нового материала 1 Слушание сказки C оздание проблемной ситуации.
  • 2 Словарная работа Властелин- Вмиг- Мальки-сеголетки- Неспособно- 3 Беседа по вопросам
  • Физкультминутка Физкультминутка 6 Беседа
  • 6 Творческий ролевой проект « Издательство». Работа в группах.
  • 7 Самостоятельная работа
  • 7 Презентация проекта 8 Выразительное чтение отрывка по ролям
  • 8 Самостоятельная работа. Чтение рассказа К.Ушинского «Мороз не страшен» 9 Работа в группах. Самостоятельно
  • 9 Повторное чтение вслух.
  • 10 Представление плана сказки
  • 10 Выполнение заданий в тетради на стр.60 11 Домашнее задание
  • 12 Подведение итога урока. Рефлексия
  • 12Подведение итога урока. Рефлексия
  • Всем вам крышка Жанр произведения СКАЗКА РАССКАЗ сказывается сказителем это повествование
  • Имена героев Слова, характеризующие особенности быта, культуры. Необычные эпитеты, сравнения

  • Скачать 131.45 Kb.


    Дата01.07.2018
    Размер131.45 Kb.
    ТипСказка

    Скачать 131.45 Kb.

    М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (восточная сказка). Особенности произведения. 4 класс


    Муниципальное общеобразовательное учреждение


    Расховецкая основная общеобразовательная школа

    Тема: М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб» (восточная сказка). Особенности произведения. – 4 класс

    Тема: Произведения о родной природе. Э Шим «Всем вам крышка», К.Ушинский «Мороз не страшен».Чтение и анализ произведений - 2 класс

    Подготовила и провела

    учитель начальных классов

    Скорых С.А.



    4 класс

    2 класс

    Тема: М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб» (восточная сказка). Особенности произведения

    Тема: Произведения о родной природе. Э Шим «Всем вам крышка», К.Ушинский «Мороз не страшен». Чтение и анализ произведений

    Задачи: 1. организовать деятельность учащихся по активизации и актуализации знаний по творчеству М.Ю.Лермонтова с целью их подготовки к восприятию нового программного материала; организовать работу со сказкой «Ашик-Кериб»; учить анализировать художественное произведение, выделяя в нём основную мысль; учить определять тему и жанр произведения; совершенствовать умения находить в тексте выразительные средства; создать условия для исследовательской деятельности уч-ся; способствовать развитию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, структурирования; побуждать учащихся к овладению приёмами выразительного чтения;    

    2 Развивать творческое воображение; расширять словарный запас   учащихся за счёт разнообразия слов; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;

    3Воспитывать познавательную активность учащихся; способствовать воспитанию умения работать в коллективе.


    Задачи: 1 познакомить со сказкой Э.Шима «Всем вам крышка» и с рассказом К Ушинского; обеспечить усвоение содержания сказки и рассказа;

    способствовать полноценному пониманию настроения автора в произведении;

    продолжить работу по формированию системы читательского умения анализировать художественное произведение, умения определять жанр произведения;

    2. Содействовать развитию коммуникативных умений и навыков:

    -давать полные ответы;

    -объяснять лексическое значение слов и выражений;

    -выборочно находить ответы на вопросы;

    -правильно использовать средства речевой выразительности при чтении (логические ударения, паузы, мелодика голоса);

    3. Воспитывать любовь к природе, умение замечать необычное в обычном; интерес к чтению и желание читать.


    Оборудование: учебник и тетрадь №1 для 4 класса «Литературное чтение. Часть первая» Л. А. Ефросининой. Портрет М.Ю.Лермонтова, таблица «Национальные особенности»

    Оборудование: учебник и тетрадь №1 для 2 класса «Литературное чтение. Часть первая» Л. А. Ефросининой. Части текста, иллюстрации к сказке, цветные карандаши, ватман.


    Ход урока.

    Ход урока.

    I Организация внимания учащихся

    На ваших ладонях лежит цветок Добра. Чувствуете, он согревает вас: ваши руки, тело, душу. Вас обвевает теплый ласковый ветерок, придает бодрость, заряжает энергией, будит воображение. Вот с таким настроением мы и начнем наш урок литературного чтения.



    I Организация внимания учащихся

    II Упражнения для развития

    Речевая разминка

    Представьте, что перед вами горит настоящая свеча, задуйте ее ровным медленным выдохом.

    -Задуйте свечки на торте, выдыхая воздух ровными порциями.

    Динамическое чтение

    У реки камыши.

    Расплескались там ерши.

    Круг – постарше,

    Круг – помладше,

    Круг – совсем малыши.

    (Чтение чистоговорки в спокойном темпе, в темпе спортивного комментатора, в темпе скороговорки, с усилением и ослаблением голоса)

    Чтение с логическим ударением

    В воздухе кружатся красивые




    техники чтения.

    снежинки.



    3 Сообщение темы и цели урока

    Прочтите записи на доске и подумайте, что объединяет все эти произведения.



    «Москва, Москва! ..Люблю тебя как сын,», «Парус», «Горные вершины», «Утёс»

    Жанры произведений

    М.Ю.Лермонтова
    стихотворения сказки поэмы
    -Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

    - Сегодня на уроке вас ждет встреча с удивительным человеком М.Ю.Лермонтовым. Посмотрите внимательно на портрет М.Ю.Лермонтова, вглядитесь в его лицо. Как вы думаете, какой это был человек?



    ( Добрый волшебник, задумчивый, мечтательный.)
    Мы будем работать со сказкой «Ашик-Кериб».

    - Итак, мы поставим перед собой проблему:

    -Действительно ли данное произведение М.Ю.Лермонтова восточная сказка?

    - На сегодняшнем уроке мы попытаемся решить этот вопрос. Постараемся увидеть особенности, присущие именно этому произведению.

    М.Ю.Лермонтов создал сказку на основе фольклора Закавказья. Поэт услышал сказку об Ашик-Керибе: ашик-народный певец; кериб-странник, бедняк. Сказка записана и обработана поэтом.

    -Что такое фольклор?

    -Какие жанры фольклора вы знаете?


    3 Проверка домашнего задания
    Работа в тетради на стр.58

    Выбери из текста слова-признаки(прилагательные). Запиши по образцу.

    Лес (какой?) голый и холодный.

    Шубка (какая?)______________

    Белочка (какая?)____________

    Охотник (какой?)____________

    Лисица( какая?)_____________


    4 Применение знаний и способов действий

    1Работа в парах

    Дома вы читали эту сказку. Сейчас мы с вами прочитаем ещё раз и побудем исследователями: выявим национальные особенности сказки. ----Что к ним относится?

    - Найдите в тексте и запишите в таблицу.

    Читаем начало вместе


    4 Постановка темы урока. Целеполагание.

    Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым произведением, которое написал Э.Шим. Прочитайте его название.

    Это тема нашего урока. Назовите заголовок произведения.

    «Всем вам крышка»

    - Итак, мне сегодня хочется, чтобы вы были внимательными, любопытными, активными на уроке, и он вам очень – очень понравился. Чтобы мы, как читатели, познакомились с произведением писателя, как дикторы, научились через интонацию правильно передавать настроение автора, как настоящие разведчики, поупражнялись в быстром нахождении ответов на вопросы по содержанию текста.




    5 Самостоятельная работа

    Уч-ся самостоятельно выполняют задание в парах.



    Имена героев

    Слова,характеризующие особенности быта, культуры.



    Необычные эпитеты, сравнения













    5 Изучение нового материала

    1 Слушание сказки

    Cоздание проблемной ситуации.

    Сейчас я прочитаю произведение Э.Шима «Всем вам крышка». Слушайте внимательно, чтобы после знакомства с произведением смогли ответить на вопрос: Почему автор так назвал свое произведение?

    Учитель читает сказку «Всем вам крышка»

    2 Словарная работа

    Властелин-

    Вмиг-

    Мальки-сеголетки-

    Неспособно-

    3 Беседа по вопросам

    -Каким вы представляете Морозко?

    -Зачем Морозко приготовил разные ледяные крышки?


    Физкультминутка

    Физкультминутка

    6 Беседа

    -О чем сказка «Ашик-Кериб» ?



    -Что стало причиной разлуки двух влюбленных? Как характеризует Ашик-Кериба его решение «странствовать по свету и нажить себе богатство»?

    - Каким образом герою удалось достичь желаемого? Найдите и прочитайте.

    -Магуль-Мегери отдала караванщику золотое блюдо и еще пообещала награду тому, кто узнает это блюдо. -- Как вы думаете, почему она так поступила?

    -Какие препятствия встают на пути влюбленных?

    -Кто и как помогает Ашику в срок оказаться в родном городе?

    -А теперь прочитаем, какие слова и выражения вы выписали.

    Уч-ся читают.


    6 Творческий ролевой проект

    « Издательство». Работа в группах.

    Ребята, сейчас мы с вами поработаем над проектом «Издательство»

    1 группа:художники-оформители

    Задание: выстроить по порядку имеющиеся иллюстрации к сказке.

    2 группа: редакторы.

    Задание: восстановить разрушенный текст произведения, наклеить его в правильной последовательности на лист ватмана.

    3 группа:критики-исследователи.

    Задание определить, к какому виду относится данное произведение, выделить его особенности.


    (Уч-ся самостоятельно работают)


    7 Самостоятельная работа

    Найдите в тексте отрывок, который начинается словами «Встреча Ашик-Кериба с Хадерилиазом» и подготовьте выразительное чтение по ролям.

    Карточка-помощница – начало-«В отчаянии Ашик-Кериб схватил..»; конец-«…(св.Георгий)»


    7 Презентация проекта

    8 Выразительное чтение отрывка по ролям

    -Происходят ли в этой сказке чудеса?

    -Какая это сказка: волшебная, бытовая или о животных?

    -Можно ли доказать, что это восточная сказка?



    8 Самостоятельная работа. Чтение рассказа К.Ушинского «Мороз не страшен»

    9 Работа в группах. Самостоятельно

    Составьте план событий сказки



    9 Повторное чтение вслух.

    Беседа по вопросам. Составление модели обложки.

    -Как дети встретили зиму?

    -Как зима пугает детей? Прочитайте.

    Рассмотрите иллюстрацию. Подходит ли она к рассказу?

    Составим модель обложки





    К.Ушинский


    ж

    Мороз не страшен






    10 Представление плана сказки

    1 Бедность-препятствие женитьбе.

    2 Отъезд Ашик-Кериба

    3 Ашик осуществляет задуманное.

    4 Помощь покровителя.

    5 Встреча с родными

    6 Свадьба


    10 Выполнение заданий в тетради на стр.60

    11 Домашнее задание:

    Нарисовать иллюстрацию к сказке

    Придумать вопросы по содержанию сказки


    11 Домашнее задание:

    Выполнить задание№3 в тетради на стр.60 или выучить наизусть текст рассказа «Мороз не страшен»



    12 Подведение итога урока. Рефлексия

    Наш урок подошел к концу.

    Ребята, мне понравилась ваша работоспособность сегодня. И вот какой вывод в связи с этим я сделала:          

    Вы учитесь упорно,

    Стараясь двигаться вперёд!

    Вы очень любознательный,

     Школьники, народ!
    У вас на ладонях лежит цветок Добра. Если вам на уроке было комфортно, у вас все получилось, то прикрепите свой цветок в наш общий букет Добра.

    Посмотрите, какой красивый букет Добра у нас получился. Я желаю вам всем добра. Спасибо за урок!



    12Подведение итога урока. Рефлексия

    Наш урок подошел к концу.

    Ребята, мне понравилась ваша работоспособность сегодня. И вот какой вывод в связи с этим я сделала:          

    Вы учитесь упорно,

    Стараясь двигаться вперёд!

    Вы очень любознательный,

     Школьники, народ!
    У вас на ладонях лежит цветок Добра. Если вам на уроке было комфортно, у вас все получилось, то прикрепите свой цветок в наш общий букет Добра.

    Посмотрите, какой красивый букет Добра у нас получился. Я желаю вам всем добра. Спасибо за урок!



    Всем вам крышка

    Шёл Морозко первый раз по лесу и ноги промочил. На земле ещё осенние лужи были, в болотах- воды полно, а лесные озёра от ливней даже из берегов вышли.

    А у Морозки ноги в валенках. Неспособно шлёпать. Зачихал Морозко, носом захлюпал. А потом рассердился и начал рукавицами друг о дружку похлопывать. Как хлопнет, так ледяная крышка готова.

    Для луж-маленькие крышечки понаделал.

    Для болот-побольше крышки.

    Для прудов и озёр- совсем большие крышки крепкого зелёного льда.

    Взял их Морозко в охапку и пошёл воду запечатывать.

    - Сейчас, -говорит, - всю эту слякоть прикрою.

    Наклонился над лужицей, крышечку примеривает. А из лужицы слабенькие голосишки:

    - Морозко, Морозко, не запечатывай лужу, не опускай крышечку!

    Смотрит Морозко, ав луже всякой живности полно: тут и жуки-плавунцы, и жуки-водолюбы, и жуки-вертячки, тут водяные паучки, блошки да личинки…. Снуют-суетятся!

    -Хватит! – сказал Морозко.- Отжили. Всем вам крышка!

    Примерился – хлоп! – и вмиг лужу запечатал.

    Дальше идёт. К болоту выбрался.

    - Сейчас, -говорит, -и здесь подберу крышечку!

    А из болота голоса слышны:

    - Морозко, Морозко, не опускай крышку, не запечатывай болото!

    Глянь – и тут жителей полно: лягушки, тритоны, улитки копошатся.

    - Хватит! – сказал Морозко. – Отжили. Всем вам крышка!

    Примерился – хлоп! – и вмиг болото запечатал.

    Дальше идёт. На озеро вышел.

    - Сейчас, - говорит, - самую большую крышку подыщу!

    А из озера голоса слышны:

    - Морозко, Морозко, не опускай крышку, не запечатывай озеро!

    Глянь – рыб в озере полно. Тут и щуки, и окуни, и пескари, и мелюзга всякая, мальки-сеголетки.

    -Хватит! – сказал Морозко. – Отжили. Всем вам крышка!

    Примерился, прицелился – хлоп! – и легла на озеро толстая ледяная крышка.

    - Вот так! –Морозко говорит. – Теперь моё времечко – по лесам да полям разгуливать. Захочу –помилую, а захочу – так всех и погублю.

    Похваляется Морозко, идёт по лесу, ледком похрустывает, по деревьям постукивает.

    - Я один тут властелин!

    И невдомёк Морозке, что все водяные жители живы-здоровы остались.

    Жуки да личинки на дно опустились, в мягкий ил закопались.

    Лягушки в тину зарылись, улитки вход в раковину известковыми дверцами закрыли

    Рыбы яму отыскали поглубже, улеглись рядком, спят.

    А для тех, кто не спит, люди прорубь во льду устроили.

    -Дышите себе, - говорят, - на здоровье!

    Конечно, не слишком весёлое житьё подо льдом. Но ничего. До весны дотянуть можно.

    А весна придёт – все Морозкины крышки распечатает!



    Всем вам крышка

    Жанр произведения

    СКАЗКА РАССКАЗ

    сказывается сказителем это повествование,

    есть что-то необычное, во рассказывается о

    что трудно поверить жителях водоёмов

    авторская народная


    Имена героев

    Слова, характеризующие особенности быта, культуры.



    Необычные эпитеты, сравнения












































































































































































    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (восточная сказка). Особенности произведения. 4 класс

    Скачать 131.45 Kb.