Дата27.07.2017
Размер36.1 Kb.

Магико-медицинский арсенал, направленный на лечение детей



Магико-медицинский арсенал, направленный на лечение детей (по современным записям в Чердынском районе Пермского края)

Теплова Наталья Михайловна

Студентка Пермского государственного национально-исследовательского университета, Пермь, Российская Федерация
Ситуация родов и появление в семье маленького ребенка занимают особое место в жизни каждого человека; являются они особо отмеченными и в традиционной культуре в целом. «Процесс беременности и родов связан с особым пограничным состоянием, представление о котором в мифологической картине мира всегда подразумевает усиление опасности для человека и особенной его уязвимости в это время» [Родины, дети, повитухи…: 5]. В результате новый статус получают и мать, и новорожденный; статус последнего в семье и социуме в дальнейшем «подкрепляется» рядом обрядов, которые могут рассматриваться как часть большого родильно-инициационного обрядового комплекса.

Данная работа в основном базируется на материалах, полученных в ходе полевых фольклорных исследований в Чердынском районе Пермского края (2009-2011 гг., рук. С.Ю. Королёва), и отражает современное состояние магико-медицинских практик, направленных на лечение детей в младенческом возрасте. При сборе материала особое внимание уделялось воспоминаниям информантов 1930-х гг. рождения: некоторые из них еще прибегали к помощи повитух, большинство имеет опыт домашних родов и в различной степени владеет «бытовыми» магическими приемами, направленными на помощь младенцу.

В обследованных селах и деревнях сохраняет актуальность представление об особой уязвимости матери и младенца, особенно на первом году его жизни. Например, в некоторых семьях ребенка впервые стригли только после года (на Великий четверг), а волосы никогда не выбрасывали, остерегаясь «порчи». При выпадении молочных зубов их бросали в голбец со специальными словами. При появлении постороннего для защиты «от сглаза» посыпали темечко новорожденного солью; детям утром при умывании делали водой «крестик на лбу» и говорили: «Господи, благослови». К «профилактическим» ритуально-магическим действиям можно отнести и окачивание ребенка водой в бане с произнесением специальных «слов» от болезней, функционально приближенных к заговорам.

Вплоть до настоящего времени в Северном Прикамье существует целый комплекс различных магико-медицинских действий, направленных на лечение детских болезней, включая «порчу» и «сглаз». Так, плачущего ребенка должен трижды «сбрызнуть» водой человек, пришедший «с ветру» (с улицы), остатки этой воды в ковше выносят на улицу и наотмашь выливают правой рукой через левое плечо (д. Амбор). Иногда с просьбой побрызгать водой на ревущего младенца (или взрослого) обращаются к детям – к самому старшему или младшему в семье.

От «уроса» (немотивированного продолжительного плача) детей также умывали водой, пропущенной через дверную скобу или «через заслонку печи». С этой же целью готовили «нашёптанную» воду; в этом случае ребенка умывали и поили, обязательно перейдя за матицу, в переднюю часть избы. Плач также старались унять, положив младенца на колени и паря его сухим веником; женщина, которая это делала, должна была сидеть либо на пороге избы (ногами внутрь), либо на полу, опустив ноги в открытый голбец (оба локуса носят выраженный «пограничный» характер). Если эти приемы не помогали, мать и «бабка» несли ребенка в баню: «Я круг бегала, вокруг бани обежу и спрашиваю: «Кого паришь?» – она: «Бессонничу». Я отвечаю: «Парь пуще, чтоб впредь не было». Она парит. Опять обежу вокруг бани, опять спрашиваю <…> Вот так сколько раз вокруг бани обежу» (с. Пянтег). В бане же, согласно полевым записям, сельские жители повсеместно «выводят кочергу»; делают это с помощью мякиша черного хлеба, которым водят по спине ребенка. Встречаются варианты лечения с помощью дрожжей или материнского молока.

По воспоминаниям информантов, родители особенно опасались возникновения у младенцев грыжи. В п. Курган был зафиксирован редко встречающийся способ ее лечения, в котором актуализируется мифологическая связь определенного типа детских болезней со сферой взрослой сексуальности (осмысленной в традиционных категориях «чистое – нечистое»). Увеличенное в размерах яичко у младенца мужского пола матери посоветовали смазывать жидкостью, которая остается утром после контакта с мужчиной – отцом ребенка. Заболевание органа, имеющего отношение к «телесному низу» (и потому «нечистого»), лечится «нечистой» же жидкостью. Актуализируется здесь и другая семантическая оппозиция: болезнь, по месту своего возникновения ассоциирующаяся с бесплодием, «нейтрализуется» веществом, соединяющим мужское и женское начало и воплощающим репродуктивную силу человека.

При лечении более сложных заболеваний или в экстренных случаях, когда поблизости не находилось врача, прибегали к помощи знахарок, которые «всё умели» (вправляли вывихи, останавливали кровь и т.д.). В деревнях, где в настоящее время не осталось народных целителей, некоторые женщины сожалеют об утраченном знании. Многие из перечисленных приемов уже неизвестны информантам 1950-х гг. рождения, а также более молодым женщинам. Таким образом, система традиционных магико-медицинских практик предстает сегодня сильно редуцированной.

Литература



  1. Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры. – М.: РГГУ, 2001.

  2. Чагин Г.Н. Мировоззрение и традиционная обрядность русских крестьян Среднего Урала в середине XIX – начале XX в. Пермь, 1995.

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Магико-медицинский арсенал, направленный на лечение детей