Дата02.09.2018
Размер2.87 Mb.

Макет долгосрочной муниципальной Программы по энергосбережению



Введение

В настоящее время достаточно остро стоит проблема повышения эффективности энергосбережения топливно-энергетических ресурсов. В связи с резким удорожанием стоимости энергоресурсов значительно увеличилась доля затрат на топливно-энергетические ресурсы в себестоимости продукции и оказания услуг.

Существующие тарифы на энергоресурсы, а также нормативные объемы потребления, учитываемые при заключении договоров с энергоснабжающими организациями, не всегда являются экономически обоснованными из-за отсутствия независимого энергоаудита. Результаты выборочных обследований, научные исследования и опыт практического применения современных приборов учета показывают необоснованное завышение платежей энергоснабжающими организациями практически по всем видам энергоресурсов.

Отсутствие приборного учета по некоторым позициям не стимулирует применение рациональных методов расходования ТЭР.

Существующие здания и сооружения, инженерные коммуникации не отвечают современным строительным нормам и правилам по энергосбережению.

Все это значительно увеличивает долю расходов бюджета.

Данная программа рассчитана на 2014 – 2016 годы до 2020 года и предполагает этапность ее выполнения.

1 этап – (2014 – 2016г.г.) Оценочный по отношению к предыдущему периоду. Проведение энергетического обследования и реализация малозатратных мероприятий по энергосбережению;

2 этап (2016 г. - 2020 г.) Разработка энергетических паспортов на эксплуатируемые здания с привлечением специализированной и аккредитованной организации, корректировка полученных при энергетическом обследовании данных и реализация основных программных мероприятий.

1. Анализ существующей ситуации

и определение потенциала Энергосбережения











Общие сведения.

Площадь – 46 700 га

Численность населения – 6,5 тыс. чел.


Сельское поселение Красный Профинтерн является муниципальным образованием Ярославской области и наряду с Некрасовским и Бурмакинским сельскими поселениями входит в состав Некрасовского муниципального района.

Границы сельского поселения Красный Профинтерн установлены в соответствие с Законом Ярославской области от 21.12.2004 №65-з "О наименованиях, границах и статусе муниципальных образований Ярославской области" в составе:



  • р.п. Красный Профинтерн

  • Аббакумцевский сельский округ

  • Гребовский сельский округ

  • Диево-Городищенский сельский округ

  • Боровский сельский округ (Боровское, Кресцовское и Искробольское отделения)

  • Вятский сельский округ

Административным центром сельского поселения Красный Профинтерн является рабочий поселок Красный Профинтерн.

В состав сельского поселения Красный Профинтерн входит 138 сельских населенных пунктов (СНП) и р. п. Красный Профинтерн. Перечень населенных пунктов и количество зарегистрированных в них жителей подробно отражены в п.2.6. «Современная архитектурно-планировочная система организации территории. Расселение и система населенных мест» данной пояснительной записки.





Описание границ.

Сельское поселение Красный Профинтерн граничит с землями Ярославского района – на западе, Даниловского района – на севере, на юге граница проходит по фарватеру р. Волга. Восточная граница сельского поселения совпадает с областной границей между Ярославской и Костромской областями.

На севере граница сельского поселения Красный Профинтерн проходит севернее населенных пунктов Окатово, Афанасово и Вольная, далее на восток до населенного пункта Середки, от населенного пункта Середки граница сельского поселения Красный Профинтерн поворачивает на север до реки Лапковка и далее по реке на север на расстояние 1 км. Затем граница снова поворачивает на восток по урезу воды Горьковского водохранилища, по руслам рек Саводранка и Вопша. Восточная граница до пересечения с р. Волга проходит по урезу воды Горьковского водохранилища восточнее населенных пунктов Михалево, Ломовская, Ивановское. Западная граница, начиная от р. Волга проходит в северном направлении мимо населенных пунктов Неверово, Новая, Лагерево, поворачивает на запад до населенного пункта Иоркино и снова на север мимо населенных пунктов Вахрушево, Симаново и Меленки. От населенного пункта Меленки граница поворачивает на восток севернее населенных пунктов Алексеевское, Федорово, Матвейцево и, повернув на север, идет в направлении населенных пунктов Чурово, Першино и Вятское, проходя от последнего на расстоянии 2 км. Описание границ дано согласно Устава сельского поселения Красный Профинтерн и Приложения 12 к Закону Ярославской области от 03.12.2007 №105-з.







Краткая характеристика природных условий.

Климат умеренно-континентальный с умеренно-холодной зимой и теплым летом. Переходные черты климата от морского к континентальному определяются промежуточным положением территории Ярославской области между Атлантическим океаном и пространствами суши Восточной Европы и Азии.
Среднегодовая температура воздуха составляет + 3,20С. Средняя многолетняя температура июля - +17,60С, января - -11,70С, абсолютный максимум июля - +350С, абсолютный минимум января - -50ОС.
Снеговой покров держится с середины ноября до середины апреля. Толщина его в среднем составляет 50 см. Почва промерзает на глубину 0,8-1,0 м.
Господствующими ветрами являются юго-западные, которые приносят значительные количества влаги, обусловливающие летом дождливую и прохладную погоду, а зимой снегопады. Среднегодовые: скорость ветра 0,36-0,6 км/ч, относительная влажность 69-88 %.
В среднем за год выпадает 554 мм осадков, половина которых приходится на период с июня по сентябрь включительно. Вегетационный период, когда температура воздуха достигает + 1 ООС, длится с мая по август включительно.

При малой годовой испаряемости равной 300-350 мм, из которых до 75% падает на вегетационный период, создается положительный баланс влаги, что содействует обильному поверхностному и грунтовому стоку, а также развитию болот.


По характеру рельефа территория поселения представляет собой пологую равнину. Отметки поверхности земли в большей части территории сельского поселения колеблются в пределах 82,25 – 88,00 м абсолютной высоты, изредка достигая отметки 90,00 м. К востоку отметки рельефа повышаются, достигая в Диево-Городищенском сельском округе - 85,5-100,00 м., в Аббакумцевском, Гребовском сельских округах – 97,5-106,0 м абс. высоты.

В геоморфологическом отношении исследуемый участок расположен в северо-восточной части Ярославско-Костромской впадины тектонического происхождения. Располагаясь на границе Ярославской и Костромской областей, участок формирует, по особенностям геологического строения и топографическим условиям, Костромскую низину. В целом низина полого-поката на юго-восток, что сказывается на направлении течения рек.


Территория сельского поселения красный Профинтерн изобилует озерами. Генетически и топографически озера связаны с притеррасными понижениями, унаследованными от древних русел рек Волга и Кострома и поэтому имеют вытянутую форму (оз. Золотушное, Искробольское, Великое, Согожское). Озера питаются талыми водами снегов, водами склонового стока, грунтовыми водами и водами ручьев, вытекающими из болот притеррасных понижений первой надпойменной террасы. Озера служат своеобразными «отстойниками», в которых происходит накопление ила-сапропеля. В настоящее время краевые озера находятся в зоне инженерной защиты. Для откачки избытка воды, накапливающейся внутри защищаемой территории, проложена разветвленная сеть дренажных канав и построены две насосные станции – в устьях рек Рыбинка (в поселке Защитный) и Келноть.

На севере территории сельского поселения, преимущественно на землях Ярославского лесхоза, расположены обширные заболоченные территории. Эти участки расположены вне зоны инженерной защиты подвергаются затоплению и подтоплению водами Горьковской ГЭС.


Сельское поселение Красный Профинтерн расположено в лесной зоне и относится к северо-западному району хвойных и широколиственных лесов. Преобладающими на территории являются еловые и сосновые леса. Нередко встречаются елово-сосновые и елово-березовые леса, а на наиболее плоских, переувлажненных участках рельефа – осиновые. Древостой преимущественно II, реже I или III классов бонитета.

Луговая растительность, помимо ценных сельхозугодий, богата лекарственными растениями.
На территории поселения наблюдаются дерново-подзолистые почвы. По механическому составу преобладает легкий и средний суглинок, реже – супесчаные почвы. На заболоченных участках – торфяные грунты.

График климатических характеристик







Инженерная инфраструктура.


Электроснабжение.

По территории сельского поселения Красный Профинтерн проходят магистральные ЛЭП-110, ЛЭП-35 кВ. Распределительная подстанция «Аббакумцево» 110/35/10 кВ расположена рядом с одноименным сельским населенным пунктом.

Распределительные подстанции 35/10 кВ – «Вятское», «Грузицино», «Моделово», ПС 35/6 кВ – «Келноть», «Красный Профинтерн», «Рыбницы».

Протяженность линий электропередачи – 440,3 км. В том числе с напряжением:

10 кВ – 233,5 км

0,4 кВ – 189,8 км

220 В -12 км

110 В – 5 км

Энергоснабжением обеспечены все населенные пункты сельского поселения.

Основной проблемой системы энергоснабжения сельского поселения Красный Профинтерн является нехватка мощностей в Диево-Городищенском сельском округе. Планируется до 2012 г. провести прокладку новых сетей электроснабжения от ПС «Аббакумцево», реконструкцию существующих ЛЭП (замена проводов с увеличением сечения) и распределительных подстанций.


Водоснабжение и водоотведение.

Обеспеченность водой территории сельского поселения хорошая. Поверхностный водозабор для питьевых целей из р. Волга имеется в п. Защитный.

Наиболее крупные сельские населенные пункты обеспечиваются водой из артезианских скважин. В том числе в р.п. Красный Профинтерн – 3 артскважины, д. Грешнево – 2, в районе с. Аббакумцево (на территории животноводческого комплекса КРС) – 1, д. Спирдово – 1, д. Вахрушово – 1, с. Вятское – 4, д. Кондрево – 1, д. Ермаково – 1, д. Федяево – 1, д. Наумиха – 1, с. Диево-Городище – 2, д. Пески – 1, д. Левиново – 1, д. Бор – 1, п. Защитный – 2, д. Заболотье – 1, д. Ученжа -1.

Планируется в 2009-2011 гг. провести инвентаризацию скважин с целью выявления неработающих. И по результатам инвентаризации – тампонирование неработающих скважин. А также ремонт водопроводной сети в СНП: Антоново, Наумиха, Саватеево, Аксеново, Гридино, капитальный ремонт системы наружного водоснабжения д. Путятино.

Канализационные очистные сооружения имеются в следующих населенных пунктах:

- р.п. Красный Профинтерн, мощностью 600 м3/сут.,

- д. Грешнево - 100 м3/сут.,

- с. Вятское 2 по 100 м3/сут.

А также нерабочие канализационные очистные сооружения в д. Заболотье (200 м3/сут).

Планируется в 2009 – 2011 гг. провести капитальный ремонт очистных сооружений в д. Грешнево.


Газоснабжение.

Степень газификации СП Красный Профинтерн низкая. На территории сельского поселения проходит магистральные газопроводы Грязовец-Москва (транзитный) и межпоселковые газопроводы Спасс-Виталий – Красный Профинтерн (с ГГРП в д. Яснищи), Чурово – Вятское и Яснищи - Шачебол.

Природным газом обеспечены населенные пункты: Вятское, Яснищи, Красный Профинтерн, Рыбницы, Защитный, Исады, Першино, Чурово, Сватково, Ермаково, Федяево, Шачебол, Ботоково, Свечкино.

Жители остальных населенных пунктов пользуются преимущественно сжиженным газом. Планируется газификация СНП Диево-Городищенского, Аббакумцевского, Гребовского и Боровского сельского округа, а также отдельных населенных пунктов Вятского с/о.


Теплоснабжение.

Существующие котельные расположены в населенных пунктах:

- р.п. Красный Профинтерн – газовая котельная (поселковая), на жидком топливе (производственная),

- д. Грешнево – на жидком топливе (поселковая),

- с. Вятское – газовая котельная,

- с. Диево-Городище,

- д. Пески – электрокотельная (школа, детский сад),

- д. Заболотье – электрокотельная (жилой дом), на твердом топливе (школа),

- д. Искробол – на жидком топливе.
Связь.

В большинстве СНП на территории сельского поселения Красный Профинтерн установлены таксофоны.

Вышки сотовой связи расположены в СНП: Красный Профинтерн, с. Вятское, с. Путятино, д. Новая, д. Бор.



2.5.5

Социальная инфраструктура.


Образование.

Детские дошкольные учреждения (детские сады) находятся в д. Грешнево (на 90 мест), с. Вятское (на 50 мест), д. Пески (на 20 мест), р.п. Красный Профинтерн (на 56 мест).

Общеобразовательные школы имеются в следующих населенных пунктах: д. Грешнево (на 150 учащихся), с. Вятское (на 210 уч.), с. Ильинское (на 60 уч.), с. Диево-Городище (на 80 уч.), д. Пески (на 35 уч.), д. Искробол (на 70 уч.), д. Заболотье (на 50 уч.) и р.п. Красный Профинтерн (на 784 уч.).

Специальная (коррекционная) школа на 35 учащихся располагается в д. Бор.

В с. Вятское базируется учебный центр Управления внутренних дел по Ярославской области.
Здравоохранение.

Больницы находятся в р.п. Красный Профинтерн, с. Диево-Городище, с. Вятское.

Фельдшерско-акушерские пункты имеются в д. Наумиха, с. Путятино, д. Яхробол, д. Бор, д. Заболотье, д. Искробол.

В д. Грешнево имеется медпункт.

Аптека есть в р.п. Красный Профинтерн, аптечный киоск в с. Диево-Городище при больнице.

Так же на территории сельского поселения Красный Профинтерн имеются объекты специализированного социального обслуживания:



  • Вятское отделение временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов в с. Вятское Вятского сельского округа;

  • Вятское отделение специализированного социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов в с. Вятское Вятского сельского округа.


Бытовое обслуживание. Торговля.

Отделения Сбербанка располагаются в д. Грешнево, с. Вятское, д. Наумиха, с. Диево-Городище, р.п. Красный Профинтерн.

Почтовые отделения связи имеются в р.п. Красный Профинтерн, с. Вятское, д. Грешнево, с. Путятино, д. Искробол, д. Веретьево, д. Бор, д. Яснищи, с. Диево-Городище.

Комплексный приемный пункт бытового обслуживания находится в с. Вятское, парикмахерская в р.п. Красный Профинтерн.

В с. Вятское имеются две гостиницы, на 34 и 35 мест и кафе. Введена в эксплуатацию первая очередь ресторанного комплекса на 40 посадочных мест.

Магазины продовольственных, промышленных или смешанных товаров имеются в д. Грешнево, с. Вятское, д. Наумиха, с. Путятино, д. Бор, д. Яснищи, д. Заболотье, д. Искробол, с. Диево-Городище и р.п. Красный Профинтерн.


Пожарное депо находится в с. Вятское. В радиус выезда на тушение зданий и сооружений (20-минутная доступность) попадает Вятский сельский округ (100 % территории округа), 15 % Гребовского с/о, 29 % Боровского отделения Боровского с/о и 22% территории Искробольского отд. Боровского с/о. Прочие территории находятся вне пределов нормативной доступности для пожарных машин.

На территории крахмалопаточного завода в р.п. Красный Профинтерн имеется временно неработающее пожарное депо, требующее капитального ремонта и реконструкции.


Пункты охраны порядка.

Пункты охраны порядка имеются в р.п. Красный Профинтерн, с. Вятское, с. Диево-Городище, д. Аббакумцево.


Учреждения культуры.

Сельские клубы и дома культуры находятся в д. Грешнево (на 100 мест), с. Вятское (на 100 мест), д. Наумиха (на 100 мест), с. Путятино (на 100 мест), с. Диево-Городище (на 200 мест), д. Яснищи (на 100 мест), д. Искробол (на 100 мест), д. Заболотье (на 50 мест), р.п. Красный Профинтерн (на 100 мест).

Библиотеки расположены в д. Грешнево, с. Вятское, д. Наумиха, с. Путятино, с. Диево-Городище, д. Яснищи, д. Искробол, д. Заболотье и р.п. Красный Профинтерн.
В д. Грешнево находится филиал государственного литературно-мемориального музея-заповедника «Карабиха».
Энергоаудит

Одним из методов эффективности использования ТЭР является энергоаудит.

Энергоаудит направлен на решение целого ряда проблем:

1) Предварительный энергоаудит (экспресс-обследование), обеспечивает оценку необходимости проведения аудиторской проверки на основании анализа доли энергозатрат (электроэнергия, тепловая энергия, топливо, вода) в суммарных затратах и выявления динамики ее изменения за 2-3 последних года, предварительный энергоаудит позволяет:

- выявить участки, где нерационально или расточительно расходуются энергоресурсы;

- расставить приоритеты будущей работы;

- выявить целесообразность проведения углубленного обследования.

2) Энергоаудит второго уровня позволяет:

- найти возможность внедрения энергосберегающих проектов;

- оценить их технико-экономическую эффективность;

- объединить в одну систему рекомендации и технические решения по рациональному энергопользованию и энергосбережению;

- создать предпосылки для подготовки долговременного комплексного плана реализации энергосбережения.

С привлечением специализированной и аккредитованной организации учреждению необходимо произвести комплекс работ по энергетическим обследованиям с целью разработки энергетического паспорта на учреждение. Энергетический паспорт должен определить состояние энергообеспечения и определить топливно-энергетический баланс. На основании этого документа должна быть определена энергетическая стратегия, которая определит самые узкие места в энергосбережении и позволит направить денежные средства в наиболее эффективные мероприятия по энергосбережению ТЭР.

Данная программа направлена на энергосбережение по следующим основным направлениям:

1. Администрация сельского поселения (здание администрации, здания МУК КДЦ с.п. Красный Профинтерн, МУ «Благоустройство», уличное освещение)

2. Жилищный фонд

3. Коммунальная система

1.1 Администрация сельского поселения Красный Профинтерн

В настоящее время Администрация сельского поселения является потребителем следующих энергоресурсов:



Электроэнгергия

- Уличное освещение по территории сельского поселения Красный Профинтерн.

- Внутреннее освещение – Здание администрации, МУК КДЦ, МУ «Благоустройство».

Показатели энергопотребления



№ п.п.

Объект потребления

Энергоресурс

Потребление 2011г.

потребление 2012г.

потребление 2013г




1

Администрация с/п Красный Профинтерн

Электроэнергия

455 кв.т

2464,79

414кв.т

1339,88

256 кв.

1466,48

Электроэн. Уличное освещение

272318 кв.т

1469571,52

309831 кв.т

1579348,09

292804 кв.т

1658755,53

тепло

68,71 гК

127733,73

64,31 гК

132529,60

70,617 гК

175717,38

вода

503,76 м3

7234,4

503,76 м3

7512,8

517,51 м3

8410,13

водоотведение

503,76 м3

17006,88

503,76 м3

17512,08

517,51 м3

19253,76

2

МУК КДЦ с.п. Красный Профинтер

Электроэнергия

66450 кв.т/ч

366580

142726 кв.т/ч

727833,78

182618 кв.т/ч

1008640,07

тепло

953,54 гК

1782787,99

932,78 гК

1982274,78

963,349 Гк

2467484,29




вода

160,26 м3

2300,58

160,2 м3

2389,12

160,783 м3

2612,53

водоотведение

15 м3

506,4

15 м3

521,46

15 м3

558

3

МУ «Благоустройство»

Электроэнергия

20259 кв.т/ч

108140,27

16796 кв.т/ч

85225,64

17892 кв.т/ч

98257,81


Предварительный энергоаудит

Уличное освещение

Большая часть израсходованной электроэнергии приходится на уличное освещение, причём, доля затрат на один осветительный фонарь по линии МРСК (учёт электроэнергии которых производится по мощности), в среднем на 15 % больше чем по линии ЯСК (учёт электроэнергии которых производится по прибору учёта).

Экономия по статье уличное освещение возможна при реализации следующих мероприятий:

- установка датчиков движения по всем осветительным фонарям;

- установка энергосберегающих светильников.

Электропотребление в здании администрации (зданиях МУК КДЦ)

Экономия по данной статье возможна при реализации следующих мероприятий:

- установка энергосберегающих ламп.

- приобретение (в дальнейшем) оргтехники и электроприборов с высоким классом энергетической эффективности



Потребление газа отопительными котлами.

Экономия по данной статье возможна за счёт реализации следующих мероприятий:

- Установка пластиковых окон;

- Установка дверей нового поколения (с утеплителем и запирающим устройством);



- Утепление фасадов здания
1.2 Финансирование основных мероприятий по энергосбережению




Наименование мероприятий

2014 (руб.)

2015 (руб.)

2016 (руб.)










1 мероприятия по сокращению электропотребления по уличному освещению

1.1

- Установка прибора учёта



















1.2

- Установка датчиков движения



















1.3

-Установка энергосберегающих светильников



















2 Мероприятий по сокращению электропотребления

в здании администрации (зданиях СДК)

2.1

- Установка энергосберегающих ламп




1488













3 Мероприятия по сокращению потребления газа

3.1

-Установка дверей с утеплителем и запирающим устройством



















3.2

- Установка пластиковых окон



















3.3

- Утепление фасадов зданий



















4 Мероприятия по сокращению потребления ГСМ

4.1

- Использование добавки ….



















5 Проведение энергоаудита

5.1

МУК КДЦ с.п. Красный Профинтерн

65161,26
















5.2

Администрация с.п. Красный Профинтерн

7302,78
















5.3

Администрация с.п. Красный Профинтерн (схема теплоснабжения)

198800



















ИТОГО:





















1.3 Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда
1. Организационные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда:

а) выявление многоквартирных домов, требующих реализации первоочередных мер по повышению энергоэффективности, и оценка потенциала энергосбережения в поселении;

б) мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;

в) мероприятия, направленные на повышение уровня оснащенности общедомовыми и поквартирными приборами учета используемых энергетических ресурсов и воды, в том числе информирование потребителей о требованиях по оснащению приборами учета, автоматизация расчетов за потребляемые энергетические ресурсы;

г) мероприятия, обеспечивающие распространение информации об установленных законодательством, об энергосбережении и повышении энергетической эффективности требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов; информирование жителей о возможных типовых решениях повышения энергетической эффективности и энергосбережения (использование энергосберегающих ламп, приборов учета, более экономичных бытовых приборов, утепление и т.д.), пропаганду реализации мер, направленных на снижение пикового потребления электрической энергии населением;

д) проведение энергетических обследований, включая диагностику оптимальности структуры потребления энергетических ресурсов;

е) содействие привлечению частных инвестиций, в том числе в рамках реализации энергосервисных договоров.

2. Технические и технологические мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда:

а) строительство многоквартирных домов в соответствии с установленными законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требованиями энергетической эффективности;

б) реализация мероприятий по повышению энергетической эффективности при проведении капитального ремонта многоквартирных домов;

в) утепление многоквартирных домов, квартир и площади мест общего пользования в многоквартирных домах, не подлежащих капитальному ремонту, а также внедрение систем регулирования потребления энергетических ресурсов;

г) мероприятия по модернизации и реконструкции многоквартирных домов с применением энергосберегающих технологий и снижение на этой основе затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг населению, повышение тепловой защиты многоквартирных домов при капитальном ремонте;

д) мероприятия по повышению энергетической эффективности систем освещения, включая мероприятия по установке датчиков движения и замене ламп накаливания на энергоэффективные осветительные устройства в многоквартирных домах;

е) повышение эффективности использования и сокращение потерь воды;

ж) тепловая изоляция трубопроводов и повышение энергетической эффективности оборудования тепловых пунктов, разводящих трубопроводов отопления.
Организационные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда


Мероприятия

Объект внедрения

Объёмы финансирования, тыс.руб.

Сроки реализации

Исполнители

Показатель, характеризующий повышение энергоэффективности

Экономический эффект, тыс. руб.

*1.Выявление многоквартирных домов, требующих реализации первоочередных мер по повышению энергоэффективности

МКД

-

2015

Админстрация поселения

Ранжирование домов по срокам проведения ремонта


*2.Оснащение общедомовыми и поквартирными приборами учета используемых энергетических ресурсов и воды, в том числе информирование потребителей о требованиях по оснащению приборами учета, автоматизация расчетов за потребляемые энергетические ресурсы

Общее имущество МКД




2014-2016

Управляющие организации

Экономия тепловой энергии




*3.Повышение тепловой защиты многоквартирных домов при капитальном ремонте;


Общее имущество МКД

средства поселениия, собственников жилых помещений и средства фонда содействия реформирования ЖКХ)

согласно областной программы по капитальному ремонту

Управляющие организации, администрация поселения

Экономия всех видов энергоресурсов


*4. Модернизация систем освещения:

- мероприятия по установке датчиков движения.

- замена ламп накаливания на энергоэффективные осветительные устройства.


Общее имущество МКД




согласно областной программы по капитальному ремонту

Управляющие организации

Экономия электрической энергии


*5.Тепловая изоляция трубопроводов и повышение энергетической эффективности оборудования тепловых пунктов, разводящих трубопроводов отопления и горячего водоснабжения

Общее имущество МКД




постоянно в течение всего периода

Управляющие организации

Экономия тепловой энергии



*6.Перекладка электрических сетей для снижения потерь электрической энергии.

Общее имущество МКД




согласно областной программы по капитальному ремонту

Управляющие организации

Экономия электрической энергии



*8.Проведение энергетических обследований МКД

Общее имущество МКД




2015-2016

Управляющие организации



-


* при принятии решения собственниками жилых помещений в многоквартирных жилых домах
1.4 Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры
1. Организационные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры:

а) проведение энергетического аудита;

б) анализ предоставления качества услуг электро-, тепло-, газо- и водоснабжения;

в) анализ договоров электро-, тепло-, газо- и водоснабжения жилых многоквартирных домов на предмет выявления положений договоров, препятствующих реализации мер по повышению энергетической эффективности;

г) оценка аварийности и потерь в тепловых, электрических и водопроводных сетях;

д) оптимизация режимов работы энергоисточников, количества котельных и их установленной мощности с учетом корректировок схем энергоснабжения, местных условий и видов топлива.

2. Технические и технологические мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры:

а) разработка технико-экономических обоснований на внедрение энергосберегающих технологий в целях привлечения внебюджетного финансирования;

б) вывод из эксплуатации муниципальных модульных котельных, выработавших ресурс, или имеющих избыточные мощности;

в) модернизация модульных котельных с использованием энергоэффективного оборудования, технологий с высоким коэффициентом полезного действия;

г) снижение энергопотребления на собственные нужды котельных;

д) строительство (ремонт) тепловых сетей с использованием энергоэффективных технологий;

е) замена тепловых сетей с использованием энергоэффективного оборудования, применение эффективных технологий по тепловой изоляции вновь строящихся тепловых сетей при восстановлении разрушенной тепловой изоляции

ж) мероприятия по сокращению потерь воды.



Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры


Мероприятия

Объект внедрения

Объёмы финансирования, тыс.руб.

Сроки реализации

Исполнители

Показатель, характеризующий повышение энергоэффективности

Экономический эффект, тыс. руб.

1. Замена ламп накаливания на энергосберегающие лампы

Объекты коммунальной инфраструктуры

5,5

2014

МУП ЖКХ «Заволжское»

экономия электроэнергии




2. Устройство на артскважинах защитных устройств для поддержания положительной температуры («саркофагов»)

Объекты коммунальной инфраструктуры

20,0

2014

МУП ЖКХ «Заволжское»







3. Замена пусковой аппаратуры с установленным тепловыми реле по мощности электрооборудования.
Установка автоматов защиты от скачков эл. Энергии в сети




5,0

6,0


2014

МУП ЖКХ «Заволжское»

экономия электроэнергии


4. замена артезианских насосов типа ЭЦВ на однофазные в количестве четырех штук




70,0

2015

МУП ЖКХ «Заволжское»






5.Замена трубопроводов тепловых сетей (подземного типа) от угольных котельных на трубы ППУ, предварительно изолированные пенополиуретаном, су четом оптимизации диаметров по результатам гидравлических расчетов


Объекты коммунальной инфраструктуры

1150,0

2015

МУП ЖКХ «Заволжское»






6.Применение, использование качественного?







2015

МУП ЖКХ «Заволжское»







7. Замена трубопроводов системы водоснабжения на трубы ПНД




1900,0

2016

МУП ЖКХ «Заволжское»









2. Цели, задачи, механизм

и этапы реализации Программы

Основными целями Программы является

- стимулирование рационального использования энергетических ресурсов и повышение энергетической эффективности экономики;

- создание экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов;

Основными направлениями Программы является

- снижение доли использования энергетических ресурсов на собственные нужды с переходом к применению инновационных технологий и оборудования;

- активизация малого бизнеса на рынке услуг по производству и распределению энергии на основе местных топливно-энергетических ресурсов, развитию автономного энергоснабжения;

- повышение уровня компетентности населения и специалистов в вопросах эффективного использования энергетических ресурсов

Основными этапами реализации Программы является

Учитывая, что ряд мероприятий, направленных на решение этой задачи, носит высокозатратный характер, предлагается Программу реализовывать в несколько этапов.

Кроме того, при определении сроков реализации мероприятий учитываются обязательные требования Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261 – ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в частности, по паспортизации здания и замене ламп накаливания).

Малозатратные организационно-технические мероприятия позволяют получить в самый короткий срок экономию до 10-25 % энергоресурсов (срок окупаемости – до 3 лет).

Реализация проектов с большими финансовыми затратами и сроками окупаемости переносится на более поздний период и учитывается при планировании капитальных ремонтных работ.
Механизм реализации Программы

Ответственные исполнители Программы, Потребители ТЭР всех форм собственности, предприятия коммунального комплекса Администрация поселения с руководителями муниципальных учреждений и предприятий ЖКХ обеспечивает контроль за реализацией организационных и технических проектов. Первоочередными мероприятиями управления энергосбережением являются:

- организация контроля за использованием энергетических ресурсов ЖКХ, бюджетных организаций;

- составление энергетических балансов и паспортов;

- организация энергетических обследований учреждений, финансируемых из бюджета.


Способ и сроки контроля (мониторинга) за реализацией Программы: контроль за реализацией программы осуществляется Администрацией поселения путем проведения мониторинга Программы на основании ежеквартальных отчетов предоставляемых руководителями муниципальных учреждений и предприятий ЖКХ. В каждом учреждении (предприятии) назначаются ответственные исполнители мероприятий Программы

Возможность корректировки мероприятий.     Перечень мероприятий Программы, объем, и структура бюджетного финансирования Программы согласовываются с муниципальным заказчиком Программы и подлежат ежегодному уточнению в соответствии с возможностями бюджета и с учетом фактического выполнения программных мероприятий.

Целевые показатели реализации Программы. С учётом проведенного выше анализа потребления ресурсов для мониторинга исполнения Программы принимается оценка следующих

- экономия электрической энергии - кВтч;

- экономия тепловой энергии – Гкал;

- экономия воды – куб.м.

Экономия потребления ресурсов в денежном выражении не может быть достигнута (таблица оценки ожидаемой результативности Программы приведена ниже) - в связи с ежегодным ростом тарифов на коммунальные услуги, однако, расходы на оплату ресурсов могут быть справочно учтены при рассмотрении результатов внедрения мероприятий Программы.
Целевые показатели энергосбережения

При мониторинге выполнения Программы будут учитываться следующие целевые показатели

I. Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда

1. Организационные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда:

а) мероприятия, направленные на установление целевых показателей повышения эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде, включая годовой расход тепловой и электрической энергии на один квадратный метр, в том числе мероприятия, направленные на сбор и анализ информации об энергопотреблении жилых домов;

б) выявление многоквартирных домов, требующих реализации первоочередных мер по повышению энергоэффективности, и оценка потенциала энергосбережения в районе;

в) мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;

г) мероприятия, направленные на повышение уровня оснащенности общедомовыми и поквартирными приборами учета используемых энергетических ресурсов и воды, в том числе информирование потребителей о требованиях по оснащению приборами учета, автоматизация расчетов за потребляемые энергетические ресурсы;

д) мероприятия, обеспечивающие распространение информации об установленных законодательством, об энергосбережении и повышении энергетической эффективности требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов; информирование жителей о возможных типовых решениях повышения энергетической эффективности и энергосбережения (использование энергосберегающих ламп, приборов учета, более экономичных бытовых приборов, утепление и т.д.), пропаганду реализации мер, направленных на снижение пикового потребления электрической энергии населением;

е) разработка технико-экономических обоснований на внедрение энергосберегающих мероприятий;

з) проведение энергетических обследований, включая диагностику оптимальности структуры потребления энергетических ресурсов;

и) содействие привлечению частных инвестиций, в том числе в рамках реализации энергосервисных договоров.

2. Технические и технологические мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда:

а) строительство многоквартирных домов в соответствии с установленными законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требованиями энергетической эффективности;

б) реализация мероприятий по повышению энергетической эффективности при проведении капитального ремонта многоквартирных домов;

в) утепление многоквартирных домов, квартир и площади мест общего пользования в многоквартирных домах, не подлежащих капитальному ремонту, а также внедрение систем регулирования потребления энергетических ресурсов;

г) мероприятия по модернизации и реконструкции многоквартирных домов с применением энергосберегающих технологий и снижение на этой основе затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг населению, повышение тепловой защиты многоквартирных домов при капитальном ремонте;

д) размещение на фасадах многоквартирных домов указателей классов их энергетической эффективности;

е) мероприятия по повышению энергетической эффективности систем освещения, включая мероприятия по установке датчиков движения и замене ламп накаливания на энергоэффективные осветительные устройства в многоквартирных домах;

ж) повышение эффективности использования и сокращение потерь воды;

з) тепловая изоляция трубопроводов и повышение энергетической эффективности оборудования тепловых пунктов, разводящих трубопроводов отопления и горячего водоснабжения;

и) восстановление/внедрение циркуляционных систем горячего водоснабжения, проведение гидравлической регулировки, автоматической/ручной балансировки распределительных систем отопления и стояков;

к) установка частотного регулирования приводов насосов в системах горячего водоснабжения;

л) перекладка электрических сетей для снижения потерь электрической энергии.

II. Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры

1. Организационные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры:

а) проведение энергетического аудита;

б) анализ предоставления качества услуг электро-, тепло-, газо- и водоснабжения;

в) анализ договоров электро-, тепло-, газо- и водоснабжения жилых многоквартирных домов на предмет выявления положений договоров, препятствующих реализации мер по повышению энергетической эффективности;

г) оценка аварийности и потерь в тепловых, электрических и водопроводных сетях;

д) оптимизация режимов работы энергоисточников, количества котельных и их установленной мощности с учетом корректировок схем энергоснабжения, местных условий и видов топлива.

2. Технические и технологические мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры:

а) разработка технико-экономических обоснований на внедрение энергосберегающих технологий в целях привлечения внебюджетного финансирования;

б) применение типовых технических решений по использованию возобновляемых источников низкопотенциального тепла в системах теплоснабжения, а также для холодоснабжения;

в) вывод из эксплуатации муниципальных котельных, выработавших ресурс, или имеющих избыточные мощности;

г) модернизация котельных с использованием энергоэффективного оборудования, технологий с высоким коэффициентом полезного действия;

д) снижение энергопотребления на собственные нужды котельных;

е) строительство (ремонт) тепловых сетей с использованием энергоэффективных технологий;

ж) замена тепловых сетей с использованием энергоэффективного оборудования, применение эффективных технологий по тепловой изоляции вновь строящихся тепловых сетей при восстановлении разрушенной тепловой изоляции

з) установка регулируемого привода в системах водоснабжения и водоотведения;

и) внедрение частотно-регулируемого привода электродвигателей тягодутьевых машин и насосного оборудования, работающего с переменной нагрузкой;

к) мероприятия по сокращению потерь воды, внедрение систем оборотного водоснабжения;

л) мероприятия по сокращению объемов электрической энергии, используемой при передаче (транспортировке) воды;

м) мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;

н) мероприятия по организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.

III. Мероприятия по энергосбережению в организациях с участием муниципального образования повышению энергетической эффективности этих организаций

1. Организационные мероприятия по энергосбережению в организациях с участием муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций:

а) проведение энергетических обследований зданий, строений, сооружений, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании организациям с участием муниципального образования (далее - здания, строения, сооружения), сбор и анализ информации об энергопотреблении зданий, строений, сооружений, в том числе их ранжирование по удельному энергопотреблению и очередности проведения мероприятий по энергосбережению;

б) разработка технико-экономических обоснований в целях внедрения энергосберегающих технологий для привлечения внебюджетного финансирования;

в) содействие заключению энергосервисных договоров и привлечению частных инвестиций в целях их реализации;

г) создание системы контроля и мониторинга за реализацией энергосервисных контрактов.

2. Технические и технологические мероприятия по энергосбережению в организациях с участием муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций: а) оснащение зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов;

б) строительство зданий, строений, сооружений в соответствии с установленными законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требованиями энергетической эффективности;

в) повышение тепловой защиты зданий, строений, сооружений при капитальном ремонте, утепление зданий, строений, сооружений;

г) перекладка электрических сетей для снижения потерь электрической энергии в зданиях, строениях, сооружениях;

д) автоматизация потребления тепловой энергии зданиями, строениями, сооружениями;

е) тепловая изоляция трубопроводов и оборудования, разводящих трубопроводов отопления и горячего водоснабжения в зданиях, строениях, сооружениях;

ж) восстановление/внедрение циркуляционных систем в системах горячего водоснабжения зданий, строений, сооружений;

з) проведение гидравлической регулировки, автоматической/ручной балансировки распределительных систем отопления и стояков в зданиях, строениях, сооружениях;

и) установка частотного регулирования приводов насосов в системах горячего водоснабжения зданий, строений, сооружений;

к) замена неэффективных отопительных котлов в индивидуальных системах отопления зданий, строений, сооружений;

л) повышение энергетической эффективности систем освещения зданий, строений, сооружений;

м) закупка энергопотребляющего оборудования высоких классов энергетической эффективности;

н) внедрение частотно-регулируемого привода электродвигателей и оптимизация систем электродвигателей;

о) внедрение эффективных систем сжатого воздуха зданий, строений, сооружений;

п) внедрение систем эффективного пароснабжения зданий, строений, сооружений.



IV. Мероприятия по стимулированию потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проводить мероприятия по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов

1. Мероприятия в области регулирования цен (тарифов), направленные на стимулирование энергосбережения и повышение энергетической эффективности, в том числе переход к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, введение социальной нормы потребления энергетических ресурсов и дифференцированных цен (тарифов) на энергетические ресурсы в пределах и свыше социальной нормы потребления, введение цен (тарифов), дифференцированных по времени суток, выходным и рабочим дням.

2. Мероприятия, направленные на содействие заключению и реализации энергосервисных договоров муниципальными бюджетными учреждениями.

3. Предоставление поддержки организациям, осуществляющим деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

4. Содействие разработке и установке автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии.

5. Стимулирование потребителей и теплоснабжающих организаций к снижению температуры возвращаемого теплоносителя.



V. Мероприятия по увеличению использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии

1. Расширение использования отходов лесопромышленного и агропромышленного комплексов, бытовых отходов, для производства электрической и тепловой энергии.



VI. Мероприятия по иным определенным, органом местного самоуправления вопросам

1. Информационно-аналитическое обеспечение государственной политики в области повышения энергетической эффективности и энергосбережения с целью сбора, классификации, учета, контроля и распространения информации в данной сфере, включая:

а) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

б) составление, оформление и анализ топливно-энергетических балансов, а также единых методологических основ формирования текущих, ретроспективных и перспективных топливно-энергетических балансов и основных индикаторов, демонстрирующих эффективность использования топливно-энергетических ресурсов.

3. Мероприятия по учету в инвестиционных и производственных программах организаций коммунального комплекса мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

4. Организация обучения специалистов в области энергосбережения и энергетической эффективности, в том числе по вопросам проведения энергетических обследований, подготовки и реализации энергосервисных договоров (контрактов).

5. Проведение конкурсов по энергосбережению между муниципальными учреждениями.

6. Информирование руководителей муниципальных бюджетных учреждений о необходимости проведения мероприятий по энергосбережению и энергетической эффективности, в том числе о возможности заключения энергосервисных договоров (контрактов) и об особенностях их заключения.

7. Разработка и проведение мероприятий по пропаганде энергосбережения через средства массовой информации, распространение социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Система Программных мероприятий

Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств полученных с применением регулируемых цен (тарифов)

1. Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащие включению в муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), подлежащие проведению на протяжении срока реализации региональной программы, начиная с 2014 года:

мероприятия по учету в инвестиционных и производственных программах производителей тепловой энергии, электросетевых организаций, теплосетевых организаций, разработанных ими в установленном законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности порядке программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

мероприятия в области регулирования цен (тарифов), направленные на стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе, переход к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, введение социальной нормы потребления энергетических ресурсов и дифференцированных цен (тарифов) на энергетические ресурсы в пределах и свыше социальной нормы потребления, введение цен (тарифов), дифференцированных по времени суток, выходным и рабочим дням;

мероприятия по модернизации оборудования, используемого для выработки тепловой энергии, передачи электрической и тепловой энергии, в том числе замене оборудования на оборудование с более высоким коэффициентом полезного действия, внедрение инновационных решений и технологий;

мероприятия по внедрению энергосберегающих технологий;

мероприятия, направленные на снижение потребления энергетических ресурсов на собственные нужды при производстве тепловой энергии;

мероприятия по расширению использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии;

мероприятия по сокращению потерь электрической энергии, тепловой энергии при их передаче.

2. Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащие включению в муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), подлежащие проведению на протяжении срока реализации муниципальной программы, начиная с 2014 года:

мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи электрической и тепловой энергии, воды, по организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;

мероприятия по организации порядка управления (эксплуатации) бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи электрической и тепловой энергии, воды, с момента выявления таких объектов;

мероприятия по учету в инвестиционных и производственных программах производителей воды мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

мероприятия по модернизации оборудования, в том числе внедрение инновационных решений и технологий;

мероприятия по сокращению объемов электрической энергии, используемой при передаче (транспортировке) воды;

мероприятия по внедрению энергосберегающих технологий;

мероприятия по сокращению потерь воды при ее передаче.

3. Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащие включению в региональные и муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), подлежащие проведению на протяжении срока реализации региональной, муниципальной программы, начиная с 2014 года:

информирование руководителей государственных и муниципальных бюджетных учреждений о необходимости проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе о возможности заключения энергосервисных договоров (контрактов) и об особенностях их заключения.


Финансовое обеспечение Программы (тыс.руб.)


Программные мероприятия

2014

год

2015 год

2016

год

ИТОГО


Бюджетные средства

271

-

-

271

Собственные

средства

предприятий


-

-

-

-

Кредиты коммерческих банков

-

-

-

-

Иностранные

инвестиции



-

-

-

-

Средства инвесторов

-

-

-

-

Итого

271

-

-

271

Мониторинг реализации Программы проводится по итогам каждого года и представляет собой сбор и оценку следующих параметров:

1. Достигнутые показатели, характеризующие исполнение Программы;

2. Количество реализованных мероприятий;

3. Объем финансовых ресурсов.

При проведении мониторинга реализации Программы оцениваются принятые целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Оценка реализации Программы проводится по всем разработанным мероприятиям.

Степень реализации мероприятий определяется в зависимости от достигнутого значения целевого показателя, характеризующего исполнение Программы.



Оценка ожидаемой результативности Программы

Целевые показатели*

Единица измерения

2012
год факт


2013


год оценка

2014


год прогн.

2015


год прогн.

2016


год прогн.

2020


год прогн.

в % к 2012 году

Бюджетные организации (Администрация сельского поселения Красный Профинтерн)




























Жилищный фонд




























Коммунальная инфраструктура

Снижение потерь электроэнергии

Тыс. кВт/ч

414













364,32

12

Снижение потерь тепловой энергии

Гкал

12,86













11,3

12

Снижение потерь воды

Тыс.м3

465













409,2

12


4 Заключительные положения
Следует учитывать, что программа является живым документом.

Мониторинг реализации Программы проводится по итогам каждого года и представляет собой сбор и оценку следующих параметров:

1. Достигнутые показатели, характеризующие исполнение Программы;

2. Количество реализованных мероприятий;

3. Объем финансовых ресурсов.

При проведении мониторинга реализации Программы оцениваются принятые целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Оценка реализации Программы проводится по всем разработанным мероприятиям.

Степень реализации мероприятий определяется в зависимости от достигнутого значения целевого показателя, характеризующего исполнение Программы.



По итогам мониторинга в Программу могут вноситься изменения и дополнения.

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Макет долгосрочной муниципальной Программы по энергосбережению