Мансур суруш время и мысли
- Навигация по данной странице:
- Мансур Суруш. «Время и мысли»
- НАРОДНЫЙ ПРЕЗИДЕНТ
МАНСУР СУРУШ ВРЕМЯ И МЫСЛИ ДУШАНБЕ “Адиб” 2014 ББК 84 Русс. 7-4 С-70 Редактор: Асрор Рахмонфар Мансур Суруш. «Время и мысли». (Публицистика разных лет, издание 2-е, дополненное и переработанное). - Душанбе, «Адиб», 363 стр. Мансур Суруш (Сайфиддинов Мансур Сайдалиевич) - писатель и публицист, Лауреат премий Союза писателей Таджикистана им.С.Айни и премии Союза журналистов Таджикистана им.Лахути. Автор сборников рассказов «Утреняя молитва», «Замурованный грех», романа «Чала», пьес «Долгое, долгое эхо», «Вы меня ещё успеете убить», «Я на тебя не жалуюсь, мой век», «Калиф - аист», которые шли на сцене Русского драматического театра им. Вл.Маяковского и др. Некоторые рассказы и статьи печатались в журналах «Наш современник», «Огонёк», «Родина» (Москва), «Русское поле» (Кишинёв), коллективных сборниках, изданных в Минске и Ереване. В настоящий сборник включен политический портрет таджикского лидера Эмомали Рахмона, отражающий его роль и вклад в становлении подлинного независимого и демократического таджикского государства на стыке двух веков. Очерк «Золотой мост» носит исповедальный, историко-биографический характер. Память, открытая в прошлое и будущее, позволяющая заглянуть в вечные истоки и проникнуться мыслью, что каждое время по своему значительно и неповторимо, а каждое поколение занимает своё место в едином потоке человеческого бытия, это поистине золотой мост. «Уроки на всю жизнь» - это, по сути, калейдоскоп воспоминаний, дневников, зарисовок, портретов, путевых заметок, отзывов о писателях и их книгах. В этом своеобразном монологе о жизни и профессии, автор в живой форме рассказывает о том, как рождались его статьи и очерки о наших современниках, делится воспоминаниями о коллегах, талантливых журналистах, о совместной работе с ними. В книге также отражены некоторые малоизвестные факты из жизни С.Айни, А.Лахути, Б.Гафурова, М.Турсунзода, К.Каххаровой, А. Хошмухаммадова и других видных деятелей. Книга рассчитана на широкий круг читателей. НАРОДНЫЙ ПРЕЗИДЕНТ Прекрасны и поучительны слова «Адама поэтов», как величают родоначальника тысячелетней таджикско-персидской поэзии Рудаки: Тех, кто жизнь прожив, от жизни не научится уму, Никакой учитель в мире не научит ничему. Чтобы шире и глубже осмыслить, по-настоящему ощутить прочность избранного пути, по которому человек или нация решили идти дальше, полезно и даже необходимо вглядываться в прошлое, чтобы извлечь уроки, не ошибиться в прогнозах. История, как известно, не только учит, но и наказывает тех, кто не признает ее законов. Человечество не раз и не два имело возможность заметить, что великие таланты появляются всегда там, где существуют общественные условия, благоприятствующие их возникновению и развитию. Резкие повороты истории, необычайные ситуации часто выдвигают на первый план людей ранее мало известных, которые как бы разом становятся в ходе событий крупными политическими деятелями. В самом деле, разве обессмертил бы память о себе, вырос в могучего таджикского полководца Тимурмалик, если бы весь его народ не был охвачен великим пламенем освободительной борьбы против монгольских завоевателей? Или получил бы такую всемирную известность, не будь Великой французской революции, провинциальный адвокат Максимилиан Робеспьер? После распада СССР Таджикистан пережил драматические события своей истории, трудный поиск путей самостоятельного развития. И это непростое время выдвинуло на политическую арену ряд доселе малоизвестных деятелей и среди них - крупнейшего - Эмомали Рахмона, ставшего символом суверенного Таджикистана. Совсем неведомый за пределами своей страны, Эмомали Рахмон в начале 90-х годов занял важное место в таджикской политике, а вслед за этим и в международных отношениях. Весьма характерно, что он сам отлично сознает, что лишь чрезвычайные обстоятельства, в которых оказалась его страна, заставили его взять на себя чрезвычайные обязанности. Еще в ноябре 1992 года, на XVI сессии Верховного Совета в городе Худжанде (в условиях продолжавшейся гражданской войны ее невозможно было провести в столице республики), где Эмомали Рахмона избрали главой государства, Председателем Верховного Совета, он лаконично, но предельно ясно изложил свое политическое кредо: «Я готов пожертвовать жизнью во имя установления мира в Таджикистане и возвращения всех беженцев на родину». В том, что это было сказано тогда не ради красного словца, не ради симпатий политического истэблишмента, граждане республики потом убеждались не раз. Достаточно вспомнить, что накануне подписания в Москве долгожданного общего соглашения о мире в Таджикистане Президент Эмомали Рахмон вылетел для одной из решающих встреч с руководителем вооруженной оппозиции в охваченный пламенем гражданской войны район соседнего Афганистана - селение Хосдех. Стоит ли говорить, что помимо горячего стремления во что бы то ни стало установить мир и взаимопонимание на таджикской земле, этот поступок требовал от Президента и большого человеческого мужества. Личность Президента Эмомали Рахмона, его судьба во многом уникальны. Но и время, в котором мы живем, также уникально и полно неожиданностей. Ну кто бы еще лет пять - шесть назад мог представить, что в странах Центральной Азии, которые даже после начала советской перестройки считались надежными бастионами тотального социализма, падет режим Компартии с их номенклатурными порядками выдвижения кадров, а у руля государственной власти встанет 40-летний крестьянский сын, незадолго до этого бывший всего лишь руководителем небольшого хозяйства в целинном Дангаринском районе. Политическая карьера Эмомали Рахмона, предназначенная ему судьбой, дает основание смело утверждать: президентами не рождаются, ими становятся в ходе острой политической борьбы. Даже самые яростные противники Рахмона, предрекавшие скорое его падение, со временем вынуждены будут признать: имея политическое мужество взять на себя заботы по переустройству страны, Президент Эмомали Рахмон, как политик и государственный деятель, состоялся и заметно вырос, обретая лучшие качества, свойственные лидерам мирового масштаба. Он - полное олицетворение народной мудрости и жизнестойкости. Одна из оппозиционных газет, выходящая за пределами страны и которую трудно заподозрить в симпатиях к Президенту Эмомали Рахмону, в свое время писала: «Эмомали Рахмон может идти на уступки, если дело касается второстепенных вопросов, но он же тверд и непоколебим, когда приходится решать краеугольные задачи». Когда Эмомали Рахмону показали эту публикацию и акцентировали внимание на данном высказывании, он с улыбкой заметил: - Что же, может и так... Вы должно быть знаете, я служил в Военно-Морском флоте. Три года с 1971-го по 1974-й на боевом корабле бороздил просторы Черного моря и Тихого океана. Так вот, кто выходил в открытое море, хорошо знает: если брошен якорь, трудно снести в сторону корабль. У меня тоже есть якорь, с которого ни под каким напором я не могу сорваться: это - чувство ответственности перед народом Таджикистана, избравшем меня своим Президентом. Эти думы не оставляют Президента даже в самые критические моменты в его жизни, как, например, во время террористического акта в областном центре на севере республики, цель которого не оставляет никаких сомнений - физическое устранение главы государства, чья деятельность прочно связана с одним из самых сложных периодов в истории таджикского народа. Первыми словами чудом избежавшего тогда смерти Президента были: «Народ не виноват. Это дело рук наемных убийц». В той ситуации подобные слова мог произнести человек, для которого высшие интересы страны и благополучие народа дороже всего, человек, который как никто понимает всю опасность для страны, когда кто-то пытается разжечь неприязнь и недоверие между жителями разных регионов. История знает немало таких примеров. Да мы и сами прошли через это. В своё время Средняя Азия, которая вместе с примыкающими к ней северными степями была заселена с незапамятных времён восточно-иранскими народностями, говорящими на близких друг другу языках и имевших сходную бытовую культуру, была обагрена кровью, пролитой бесчисленными ордами завоевателей и «освободителей», пришедших сюда со всех четырех сторон света. Вместе с тем, ее духовная почва с тех же самых времен превратилась в место исторической встречи и интеллектуального взаимодействия Востока и Запада. За густыми облаками дыма и пыли, поднятых с полей кровопролитных сражений, продолжался международный культурный обмен. ...Поистине золотым веком было для таджиков десятое столетие. Оно имеет для нас, таджиков, такое же культурно-историческое значение, какое пятнадцатый век имеет для итальянцев, шестнадцатый - для англичан, семнадцатый - для французов, восемнадцатый - для немцев, девятнадцатый - для русских и двадцатый, судя по всему, для американцев. Достаточно сказать, что сама идея гуманизма (одамият) родилась в культурно-исторической среде Аджама, как называли прародину таджиков. Отнюдь не случайно, что, когда было достигнуто гражданское перемирие и начался другой, куда более трудный и длительный процесс - рационально-государственное укрепление, направленное на органическое вхождение страны в современный, стремительно глобализирующий мир, - Президент Paxмона обратил взоры передовой части интеллигенции в поисках самооснования новой государственности к десятому столетию - эпохе расцвета государства Саманидов. Сбережение традиций - это поддержание огня, а не сохранение пепла. Именно в период укрепления государственности таджикского народа принцип мирного сосуществования, добрососедства стал государственной политикой, что вполне отвечало духу и традициям миролюбивого таджикского народа, открытого для дружбы и взаимообмена. Из исторического опыта таджикского народа, не раз подвергавшегося насилию со стороны иноземных завоевателей, но никогда не изменявшего своему национальному кредо, вытекает урок дружбы и добрососедства. К этому таджиков всегда обязывало их богатое духовное наследие, культура, преемственность традиций. Они никогда не роняли своей чести и национального достоинства. Тюрки в XI веке, стремясь покорить таджикское государство, тем не менее, полностью переняли у таджиков принципы государственного управления, традиции, этикет, оставался государственным и таджикский язык. Государственное устройство в Центральной Азии унаследовало в основном принципы управления государства Саманидов. Говоря словами известного венгерского востоковеда Германа Вамбери, таджики и после завоевания их кочевниками продолжали играть роль цивилизаторов по отношению к своим поработителям. Идея празднования в 1999 году 1100-летия образования - государства Саманидов была с самого начала направлена на достижение национального единства и не содержит каких-либо исторических и политических притязаний в Центральной Азии. Не случайно, что впервые выдвигая ее на встрече с интеллигенцией в марте 1997 года, Президент Эмомали Рахмон особо подчеркнул то, что политическая география прошлого не должна определять реалии современной жизни. Когда с приобретением государственной независимости была завоевана возможность осуществить прорыв к новым формам политического и экономического устройства, Эмомали Рахмону как Президенту пришлось столкнуться с множеством объективных трудностей, свойственных периоду перехода от тоталитаризма к демократии, трудностей, неизменно встающих перед теми, кто решился взять в свои руки руль управления кораблем, покореженным прежней командой. Стоит ли говорить, какое тяжелое наследство досталось неискушенному в политических играх Эмомали Рахмону, когда он, став главой государства, окунулся в круговорот жестокой борьбы. Социально-политическая и экономическая ситуация в республике усугублялась кризисом государственности, конституционные органы практически не действовали, институты власти были парализованы. Для этого сложного времени характерны также и активизация деятельности преступных элементов, и разгул политических амбиций в борьбе за власть, когда большинство оппонентов Эмомали Рахмона предрекали скорый крах его правительства. Но прогнозы недальновидных политологов оказались неверными, ибо они не учли один важный момент - а именно, что Рахмона поддерживает народ, из недр которого, как огонь из кремня, он вышел. Это особенно проявилось во время выборов Президента, когда Эмомали Рахмон получил абсолютное большинство голосов избирателей. А на одном из форумов таджиков мира в Душанбе (за последние пять лет их прошло три) кто-то из зарубежных гостей бросил фразу, на которую многочисленная аудитория разразилась бурными аплодисментами: «Эмомали Рахмон - Президент всех таджиков мира». Время идет, но курс, закрепленный Конституцией, не меняется. Таджикистан твердо следует по пути строительства демократического государства, основанного на социально ориентированной рыночной экономике. Набирают силу и охватили важнейшие отрасли народного хозяйства экономические реформы. Появились различные формы хозяйствования. Таджикистан - богатейшая кладовая полезных ископаемых. В результате планомерного геологического изучения его территории выявлены и разведаны месторождения топливно-энергетического, горнорудного сырья, сырья для химической промышленности, строительных материалов, драгоценных, легирующих, цветных, редких и благородных металлов и других видов полезных ископаемых. В настоящее время разведано более 400 месторождений и эксплуатируется около ста из них, на которых добывается до сорока видов минерального сырья, как топливные, так и рудные и нерудные ископаемые. По запасам меди, серебра, золота, свинца, цинка, висмута, стронция, сурьмы, вольфрама, природного газа, каменного угля, минеральных вод Таджикистан занимает одно из ведущих мест в мире. Есть большие запасы солей, облицовочных, поделочных и драгоценных камней. Полезные ископаемые страны - это великое богатство. Но только разумное, эффективное и нерасточительное их использование станет основой процветания государства. Созданный в последние годы благоприятный климат должен способствовать объему иностранных инвестиций для освоения богатой кладовой полезных ископаемых Таджикистана. За последние годы в республике появилось более 240 различных совместных предприятий. Открываются они при содействии зарубежных фирм. Примечательно, что большинство этих предприятий занято выпуском продукции. Так, например, британско-таджикское СП «Зарафшон» рассчитано на производство более 10 тонн высокопробного золота. К таким принадлежат и американо-таджикское предприятие, специализированное на производстве кожаных изделий, южно-корейско-таджикская текстильная фабрика «Кабоол Таджиктекстайлз»и другие. Согласно Программе экономических преобразований республика должна в обозримом будущем добиться полной энергетической и продовольственной независимости, выйти из коммуникационного тупика. Важным событием является раздача крестьянам 75 тысяч гектаров земли (в стране, где 93% территории занимают горы - это поистине революционный шаг), после чего резко увеличилось производство зерна и другой сельскохозяйственной продукции. Опыт показал, что в условиях экономического кризиса с вытекающими отсюда последствиями раздача жителям земли может сыграть существенную роль в приостановлении дальнейшего спада производства, дать простор для развития инициативы снизу. Дальнейшее стремительное движение республики вперед не представляется возможным без развития энергетики. Вот почему Президент выступил инициатором ускорения строительства Рогунской и Сангтудинской ГЭС на реке Вахш, открывающей широкие перспективы для страны. Сейчас полным ходом идут строительные работы. Предвестником будущего гражданского общества стало возникновение новых политических партий и движений, множества неправительственных организаций. Свобода совести наполнилась реальным содержанием и стала демократическим правом всего населения. Но, безусловно, важнейшим достижением в этот период является продвижение к будущему миру в межтаджикском переговорном процессе, который после трех лет завершился подписанием со стороны Президента Таджикистана Эмомали Рахмона и руководителя оппозиции С.А.Нури Общего соглашения об установлении мира и национального согласия в Таджикистане. Этот документ ознаменовал конец противоборству в Таджикистане. Ни для кого не секрет, что начало интенсивному межтаджикскому переговорному процессу с целью установления мира в республике, прекращения военных действий на таджикско-афганской границе, решения проблемы беженцев и национального согласия было положено по инициативе Президента Эмомали Рахмона. В результате произошла встреча правительственной делегации с представителями оппозиции, которая продолжалась с 5 по 19 апреля 1994 года в Москве при посредничестве ООН и МИДа России. Это, по существу был, первый шаг на пути к заветной цели. Справедливости ради надо сказать, что Эмомали Рахмон еще задолго до начала переговоров, будучи рядовым депутатом парламента, предпринимал серьезные шаги для прекращения кровопролитной войны в Таджикистане. Еще в 1992 году он дважды ездил в соседнюю республику, в Бишкек, встречался с Президентом Кыргызстана А. Акаевым, чтобы разъяснить ситуацию и просить содействия для привлечения внимания мирового сообщества к развернувшейся на таджикской земле трагедии. Эмомали Рахмон до и после начала переговоров неоднократно заявлял: «Мы готовы к диалогу со всеми силами, заинтересованными в выводе страны из политического и экономического кризиса, к диалогу ради созидания, а не разрушения». Своему заверению он ни разу не изменил, а наоборот, подтверждал каждодневными действиями. Удивительно, но факт. 16 ноября 1992 года Эмомали Рахмон избирается главой государства. Через четыре года, опять в ноябре с большим перевесом он побеждает на президентских выборах. Тогда же принимается народом и выдвинутая им Конституция. Спустя пять лет, в ноябре 1997-го, и опять 16-го числа, домой на Родину возвращается последний беженец... Что это! Случайность? Совпадение? Возможно. Но в этом постоянстве есть и какая-то символика, подтверждающая веление высокой судьбы, последовательность, с которой Президент Эмомали Рахмон проводит в жизнь свою политику. Ничто не вечно под Луной. Политики приходят и уходят, но каждый из них, оказывая более или менее ощутимое влияние на развитие событий, оставляет свой след в истории страны. Такой след, безусловно, останется в памяти поколений и после Президента Эмомали Рахмона. Он сумел вернуть ставших беженцами в результате гражданской войны соотечественников на Родину. Главным образом это были те, кто жил в палатках в Афганистане, но беженцев было немало рассеяно и на других широтах земли. В истории многих государств, переживших гражданскую войну, были беженцы и эмигранты. Но ни одно из них не сумело вернуть своих беженцев после национальных конфликтов. Президенту Эмомали Рахмону это удалось. Подобно Президенту Аврааму Линкольну, в свое время добившемуся национального единства в американском обществе, Эмомали Рахмон сумел сохранить государственность и территориальную целостность Таджикистана. В этом его самая большая заслуга перед народом, будущими поколениями. После обретения Таджикистаном независимости молодое суверенное государство признали более 120 стран, с большинством из которых установлены тесные дипломатические связи. Таджикистан полноправный член ООН, других международных организаций. Таджикистан свое дальнейшее развитие видит в укреплении многосторонних связей со странами СНГ, с другими государствами, готовыми к взаимовыгодному сотрудничеству. Все эти тенденции нашли закрепление в работе делегаций Таджикистана на последних сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, с высокой трибуны которой раздавался голос Президента Эмомали Рахмона. «Мир увидел и оценил, - не раз отмечал в своих публичных выступлениях Президент Эмомали Рахмон, - что не амбиции и сиюминутная выгода являются приоритетами нашей небольшой горной страны, а стремление к миру, добрососедству и созиданию, желание занять достойное место в ряду цивилизованных государств». Граждане Таджикистана нисколько не сомневаются в том, что слова Президента Эмомали Рахмона сбудутся обязательно. Потому что решительный шаг на этом пути уже сделан. *** Сложен и многоступенчат путь больших политиков. К тому моменту, когда они достигают высших государственных постов, за плечами многих из них и высшие партийные школы, и дипломатические академии, и главное - богатый опыт руководящей работы. Посмотрите хотя бы на президентов республик бывшего Советского Востока. Назарбаев, Акаев, Каримов, Ниязов, Алиев, Шеварднадзе. Все они в прошлом побывали на высоких партийных и государственных должностях, прошли большую школу управленческой деятельности, объездили немало стран. Всего этого не было у Эмомали Рахмона, когда в 1992 году он стал Главой государства, а затем, через два года, и Президентом Республики Таджикистан. И тем не менее Эмомали Рахмон далеко не случайный человек в политике. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что Президент уже два десятилетия подряд руководит государством. И в какие годы! Стоит принять во внимание сложнейший переходный период, который переживал Таджикистан в пору становления его новой государственности, условия гражданской войны, послевоенную разруху и многое другое. Взять хотя бы следовавшие один за другим военно-политические кризисы, вооруженные столкновения внутри страны, попытки государственного переворота, включая покушение на жизнь Президента. Нет нужды перечислять даты, имена и другие факты такого рода - они у всех у нас в памяти. И во всех этих случаях Президент с честью выходил из сложнейших ситуаций, сохранив единство и целостность государства, его дееспособность. Более того, авторитет Президента только нарастал, сам он выходил из кризиса морально окрепшим, политически возмужавшим и еще более уверенным в правильности избранного курса, тогда как проигравшие враги нации оказывались вновь банкротами или политическими трупами. Немало слов восхищения и благодарности прозвучало тогда в адрес молодого еще главы государства Таджикистан со стороны многих зарубежных деятелей и руководителей. Это были и слова признания политической зрелости Эмомали Рахмона как лидера государства, как искусного дипломата и руководителя высокого ранга. Закономерен вопрос: что же позволило - еще раз повторим - молодому тогда, в 1992 году хозяйственному работнику и политическому деятелю совершить столь стремительный взлет? Речь при этом идет не столько о государственной карьере, сколько о политическом мастерстве и зрелости, дипломатическом искусстве и мудрости. Итак: в чем же секрет? Существуют расхожие выражения: выходец из народа, связь с народом, сын народа. Слова эти не могли возникнуть на пустом месте. Они никогда бы не появились в человеческой речи, если бы за ними не стоял глубокий смысл. Смысл их таков: народ потому и существует как народ, что он передает накопленный им опыт следующим поколениям прежде всего через тех своих представителей, которые наиболее восприимчивы к народной мудрости. Тех из них, кто родился в гуще народа. Через тех из них, кто постоянно с народом. Которых и именуют - сын народа. Именно таким сыном народа является Эмомали Рахмон. Родился в дехканской семье. Окончил профессионально - техническое училище. Работал электриком на заводе. Служил на Тихоокеанском флоте. Работал в колхозе. Стал студентом. Занимался активной общественно - политической деятельностью, а с 1987 до 1992 года был директором совхоза. Итак, всегда с народом, в гуще народа, среди народа. Отсюда и народный характер нашего Президента с такими чертами таджикской нации, как трудолюбие, твердость характера и одновременно гибкость ума, терпимость к людям, демократизм, великодушие, доброжелательность, но и непримиримость по отношению к врагам нации, достоинство, стойкость в перенесении трудностей, образное мышление, вкус к поэзии, сдержанная эмоциональность, благое родство помыслов и стремлений. И это не только человеческие черты - это и черты, необходимые политическому деятелю, политическому руководителю. Таким образом, секрет успеха Э. Рахмона прост как правда: необходимо обладать народным характером, а у него такой есть. Второе слагаемое успеха - политика (как прямое продолжение первого). Это то, что он не только взял, воспринял у народа его характер, но и служит народу. Служит страстно, верно и последовательно! Служит со всей энергией и старанием, на которые способен, а этих способностей ему тоже не занимать. Когда же есть столь мощный заряд энергии («Служу народу!»), то и отдача не замедлит сказаться, не заставит себя ждать. Отдача эта - политическая удача, политический успех. И еще важно: дело народное - всегда дело верное. Оно не всегда сразу побеждает, но в конечном счете оно, как говорится, обречено на успех. А значит успех обеспечен и тому, кто стремится выражать интересы народа. Эмомали Рахмон именно из таких, будем говорить, народных политиков. Третье слагаемое политического облика Э. Рахмона - умение учиться. Учиться на ходу, воспринимая необходимые для политика истины и знания, что называется «с колес». Учиться у всех: у своих соратников, у политических противников, у более умудренных возрастом и опытом коллег по президентской миссии, у товарищей по работе, у простых граждан любого сословия. У всех, кто ни встретится на нелегком государственном поприще. Учиться и на собственных ошибках - у кого их нет? Учиться всегда и везде: в поездках за рубеж, во встречах с народом, на собраниях и заседаниях, в ходе работы с помощниками над выступлениями и документами, знакомясь с прессой и литературой. Часто говорят: солдатами не рождаются - солдатами становятся. И это правда. Но иное дело политика. Чтобы стать подлинным политиком, им нужно родиться. Нужно иметь вкус к политике, интерес. Президент прирожденный политик. Таково четвертое слагаемое его облика как политика высокого ранга, слагаемое его успеха. Наконец, пятое. Стремление служить народу, выражать его интересы - это еще не гарантия того, что интересы народа будут действительно адекватно (точно) поняты и адекватно же, эффективно проведены в жизнь. Необходимо еще иметь безошибочное политическое чутье. И такое чутье у Президента есть. Оно проявляется ярко и полно в его умении масштабно мыслить, видеть перспективу, чувствовать, на чьей стороне истина, какое решение из многих предполагаемых и предлагаемых следует выбрать, а выбрав, решительно его осуществлять. Каков же результат политических усилий Президента, каковы достижения его курса, итоги его деятельности за этот период? Перечислим это по пунктам и как бы в хронологическом порядке. 1. Восстановление в 1993 году конституционного порядка в стране. 2. Проведение конституционной реформы, включая всенародное принятие новой Конституции, избрание на альтернативной основе Президента страны и выборы нового парламента. 3. Придание государственному строю нового Таджикистана черт национальной государственности, взятие курса на построение демократического, правового, гражданского общества, сохранение светского и унитарного характера государства. 4. Последовательное проведение курса на создание в области экономики плюрализма - форм собственности и форм производственной деятельности, рыночной демократии: создание новой, надежной валютно-финансовой системы; восстановление разрушенных кризисом промышленности и сельского хозяйства; широкое развитие международных экономических связей и форм сотрудничества; ориентация на сильную социальную политику, социальную защищенность наиболее уязвимых слоев таджикистанского общества. 5. Занятие Таджикистаном в мировом сообществе достойного места как суверенного и независимого национального государства. 6. Прекращение гражданской войны, заключение мирного соглашения с вооруженной таджикской оппозицией, возвращение всех беженцев из Афганистана и других регионов. 7. Создание условий для проведения конституционной реформы, новых парламентских и президентских выборов на демократической основе в условиях стабильности военно-политической и социально-политической обстановки. Учтем при этом, что все вышеперечисленное было достигнуто вчера и достигается сегодня с наименьшими потерями. Не достигалось это и ценой сдачи принципиальных позиций. Поступаться принципами - не в правилах Президента. Это было заявлено еще в период избрания Э. Рахмона на высший пост в стране. Главные из этих принципов: 1) сохранение единства таджикской нации; 2) сохранение единого Таджикистана в нынешних границах; 3) сохранение гражданского миpa и согласия в обществе, разрешение всех конфликтов мирными способами, политическим путем; 4) придание приоритета национальным, общенародным интересам по отношению к интересам той или иной партии, движения, личности, группы лиц и т. д. Следовать этим принципам совсем не просто. Идя этим путем, следуя этим принципам, приходилось и приходится идти на какие-то жертвы, уступки, компромиссы. Но это именно для того, чтобы, уступив в малом, поступившись частью, сохранить целое. И сохранить верность перечисленным принципам. К сожалению, не все это видят, не все понимают, многие следуют единственному принципу: «все или ничего!». И когда такой принцип исповедуют ставшие бывшими соратниками и товарищами по борьбе, приходится, как это ни горько, с ними расставаться. Да, не все борцы и герои борьбы за правое дело, за восстановление конституционного строя в Таджикистане, оказывались на высоте понимания новых задач и новых обстоятельств. Так всегда бывает и в жизни, и в политике. С кем-то приходится расставаться, кто-то переходит в стан противников народного дела, продолжая считать себя иногда искренне, иногда шкурнически, лицемерно - его защитниками. Но основной костяк своих соратников и сподвижников Президенту удалось сохранить. И это их обоюдная заслуга. Появились и новые соратники - Президентом создается сплоченная команда единомышленников - реформаторов, созидателей будущего Таджикистана. Таким образом, можно безошибочно сказать, что за все эти годы страна ни разу не изменила своему Президенту, как и он не изменил стране. Недостаток места в нашем кратком очерке не позволяет дать более или менее подробный, развернутый комментарий к вышеперечисленным пунктам. Однако на некоторых моментах мы хотели бы вкратце остановиться. 1. Являясь одним из основных архитекторов возводимого в нашей стране (при непосредственной поддержке мирового сообщества) здания национального мира и согласия, Президент имеет в этом еще одну особую заслугу. Столь многотрудное дело, как процесс национального примирения, не может обойтись без сбоев и периодических кризисов. В частности, возникали ситуации, когда оппозиция то отказывалась от дальнейших переговоров, то бойкотировала заседания Комиссии по национальному примирению. Возникала, казалось бы, тупиковая ситуация. И тогда не кто иной, как Эмомали Рахмон первый шел навстречу оппонентам, проявлял добрую волю, не отступая при этом от принципа соблюдения интересов всей нации, всего народа Таджикистана. 2. Одним из гарантов независимости страны является ее армия, шире - Вооруженные Силы. В Таджикистане они начали формироваться как таковые лишь с приходом Эмомали Рахмона. К созданию национальной армии как одной из первейших задач его подвигло не только понимание необходимости этого шага (а были ведь и другие мнения), но и его конституционный долг как Президента страны. Более того, согласно статье 69 Основного Закона страны, Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Таджикистана, назначает и освобождает командующих войсками ВС республики; при реальной угрозе безопасности государства объявляет военное положение на всей территории республики или в областях, создает Совет безопасности и руководит им, присваивает высшие воинские звания, награждает граждан, в том числе и военнослужащих государственными наградами. Реализуя эти высокие и ответственные полномочия, Эмомали Рахмон руководил процессом образования и становления таджикской национальной армии на всех этапах. При этом следует иметь в виду особенности этого процесса в Таджикистане. Особенности эти весьма существенны, а порой и уникальны. Достаточно сказать, что в отличие от других центрально-азиатских республик, да и вообще стран СНГ, создавших свои вооруженные силы на основе бывших частей и подразделений Советской Армии, Таджикистану пришлось создавать свою армию практически с нуля, на пустом месте. Если и Казахстану, и Узбекистану отошли техника и имущество целых военных округов бывшего Советского Союза, Туркмения и Киргизия получили в наследство два мощнейших, полностью развернутых корпуса, то Таджикистану не досталось ничего - ни техники, ни военно-учебной базы. Помимо того, что армию необходимо вооружить, ее необходимо обуть, разместить, обучить. Все это надо где-то взять. После того, как в ходе боестолкновений победу одержал Народный фронт, все имевшееся в нем вооружение и технику - танки, пулеметы, радиостанции и прочее, - были взяты под учет. Это и составило основу основ вооружения и технической базы таджикской армии. А потом уже все необходимое закупали: и вертолеты, танки, и БТРы, другие виды тяжелого вооружения. От Министерства обороны России Таджикистан также получил технику, была оказана помощь и во многих других областях. Но техника, поставленная из России, была в основном из числа той, что уже прошла Афганистан и нуждалась в постоянном ремонте. И тем не менее таджикская национальная армия, таджикские Вооруженные Силы - состоялись! Ныне это достаточно крепкие силы, способные защитить Родину и её независимость. Вот почему Эмомали Рахмон всегда в штабах и воинских частях таджикской армии, на погранзаставах и в солдатских казармах, на полигонах. Он нередко присутствует на различных воинских учениях, смотрах, стрельбах, приеме воинской присяги. Он и сам присягнул верно служить родному Таджикистану, его народу и выполняет эту присягу и как Президент страны, и как Верховный Главнокомандующий ее Вооруженными Силами. Об одной из заслуг Президента Эмомали Рахмона следует сказать особенно, которая стала возможной лишь в период независимости. Это воспитание молодого поколения в духе высокого патриотизма и любви к истории своего народа, овеянного славными и героическими событиями. В начале прошлого столетия первые зачатки национального самосознания были заложены великим писателем и учёным С. Айни. Спустя время мощным импульсом в этом процессе стало появление такого фундаментального труда, как «Таджики» академика Б.Гафурова, фильмов Бориса Кимягарова по мотивам «Шахнаме» Абулькасима Фирдоуси . Но справедливости ради надо отметить, что только усилиями Президента Эмомали Рахмона идея национального самосознания была воздвигнута на уровень государственной политики. Сам же Эмомали Рахмон своими каждодневными поступками, проникновенными словами, глубокими исследованиями в области истории древнего таджикского народа преподносит согражданам заражающие уроки патриотизма, уважение к памяти предков, умение извлекать из далёкого прошлого не пепел, а светоносный огонь, чтобы освещать продвижение народа вперёд на сложном и тернистом историческом пути. При этом он хорошо осознаёт, что основа процветания любого государства, это сплоченность и дружба всех народов. Именно поэтому его поддерживают представители всех народов и национальностей, проживающих в Таджикистане. Ещё один факт, свидетельствующий о том, что все думы и деяния Главы государства направлены на то, чтобы через устойчивое развитие обеспечить достойную жизнь своим соотечественникам, благополучие всех слоёв общества. Именно этими благими намерениями был продиктован шаг, результатом которого стал принятый по инициативе Президента Закон об упорядочении обрядов и обычаев. И этот уникальный во многих отношениях документ появился не случайно. Дело в том, что пышные и расточительные свадьбы, поминки и всякого рода юбилеи, в основе которых больше лежит напыщенность, показуха и подражательство, на протяжении многих лет тяжким бременем давили на таджикское общество. Особенно туго приходилось малообеспеченным семьям, бюджет которых попросту не выдерживал подобные статьи расходов. Президент отлично понимал, что свадьбы «с размахом» ещё больше усиливают социальное неравенство в стране и ведут к обнищанию основной части населения. Именно поэтому Президент принял решение о запрете на пышные свадьбы и поминки. Вместе с тем, несмотря, на то, что решение Главы государства было продиктовано благоразумием и благими намерениями, оно натолкнулось на глухой ропот и тихое сопротивление со стороны определённых кругов. Это объясняется не только инертностью мышления и консервативностью взглядов, но и тем, что зачастую организаторами пышных застольев являлись именно государственные вельможи и чиновники. Но надо отдать должное Президенту, он ни на йоту не изменил своему курсу и упорно стал проводить в жизнь поистине революционный закон. Ибо был уверен, что его поддержит народ, простые труженики, интеллигенция. И он не обманулся в своих надеждах. Сегодня Закон об упорядочении обрядов и обычаев стал нормой жизни, пресекающей расточительство и излишние расходы, что позволяет населению направлять свои сбережения на социальные нужды, укрепление молодых семей, образование детей. Насколько решение Президента Эмомали Рахмона оказалось правильным и своевременным, говорит тот факт, что опытом Таджикистана заинтересовались и стали ему следовать в ряде сопредельных государств, в частности Узбекистане. Эмомали Рахмон, безусловно, занимает одно из ведущих мест среди политиков стран Содружества. И это не случайно. Найдя полную поддержку среди своего древнего и мудрого народа, он достиг мира, взаимопонимания и согласия в стране, снискав этим и международное признание. Об этом можно судить по высказываниям и оценкам выдающихся политиков, государственных и общественных деятелей мира. «Таджикистан преподнёс уникальный пример другим странам, - в своё время отметил в одном из интервью Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, - как разрешать внутренние конфликты. Думаю, что это явилось вкладом Таджикистана в историю миротворчества». В ходе одного из своих визитов в Таджикистан Президент Российской Федерации В. В. Путин так охарактеризовал развитие реформ и демократические процессы в стране: «То, что происходит в Таджикистане, - хороший пример для многих народов и стран». Несомненно, сегодня, по прошествии двадцати лет со дня прихода к власти Эмомали Рахмона, можно с полным правом утверждать, что становление подлинного независимого таджикского государства на стыке двух тысячелетий прочно связано с его именем и многогранной деятельностью. Заслуги Президента Эмомали Рахмона перед своей Родиной и нацией сопоставимы с вкладом, который в разные времена внесли в развитие своих стран Авраам Линкольн, де Голль, Кемаль Ата-турк, другие деятели мирового масштаба. Сегодня это уже совершенно очевидно. Очерк написан в соавторстве с доктором философских наукС.Фаттохзода. |