Скачать 28.89 Kb.


Дата28.08.2018
Размер28.89 Kb.

Скачать 28.89 Kb.

Мардарьев И



Мардарьев И. Своеобразная река // Олонецкая неделя. 1914. № 19. С. 9 – 10.

С. 9


Своеобразная рѣка.

Въ предѣлахъ Каргопольскаго уѣзда, въ Ошевенской волости, въ 45-ти верстахъ отъ г. Каргополя протекаетъ рѣка Халуй. Начало свое рѣка Халуй беретъ изъ небольшого озерка, находящагося въ нѣсколькихъ верстахъ отъ Александро-Ошевенскаго монастыря и протекая извилинами, съ порожистымъ русломъ, верстъ 15-ть, она впадаетъ въ рѣку Чурьюгу. Рѣка не широка, не судоходна и только иногда, раннею весной, по ней сплавляютъ, въ незначительномъ количествѣ лѣсъ и дрова, слѣдовательно рѣка самая обыкновенная, но между тѣмъ, рѣка эта замѣчательна въ одномъ отношенiи, которое загадочно и трудно объяснимо и потому я считаю нелишнимъ подѣлиться съ читателями «Олонецкой Недѣли» настоящимъ сообщенiемъ.

Протекая нѣсколько верстъ вполнѣ нормально, рѣка Халуй за нѣсколько сотъ саженъ отъ дер. Большой Халуй, прекращаетъ свое теченiе и оканчивается небольшими лягами и далѣе, на протяженiи около 2-хъ верстъ русло рѣки усѣянное большими камнями, съ высокими крутыми берегами на которыхъ расположены строенiя деревень Большого и Малаго Халуевъ, совершено сухое и только лишь въ половодье и дождливое время года оно становится нѣсколько топкимъ. Но интереснѣе и загадочнѣе то явленiе, что когда строенiя деревень Халуевъ кончаются, то рѣка снова возрождается и далѣе, до впаденiя ея въ рѣку Чурьюгу протекаетъ нормально.

По поводу столь загадочнаго и необъяснимаго явленiя, между мѣстными жителями существуетъ и передается изъ поколѣнiя въ поколѣнiе слѣдующее преданiе. Сначала необходимо пояснить, что въ 4-хъ верстахъ отъ деревень Халуевъ находится Александро-Ошевенскiй монастырь, въ глубокой древности основанный преподобнымъ Александромъ Ошевенскимъ, въ память котораго монастырь и названъ Александро-Ошевенскимъ. И вотъ преданiе гласитъ, что когда Преп. Александръ появился въ предѣлахъ нынѣшней Ошевенской волости, то проходя по селенiю Халуй онъ облюбовалъ одно мѣстечко на берегу рѣки и обратился къ жителямъ того селенiя съ просьбою дозволить ему поселиться на облюбованномъ имъ мѣстечкѣ, но жители того селенiя, по какимъ то причинамъ отказали ему въ просьбѣ и даже предложили ему оставить ихъ селенiе и тогда, будто-бы преп. Александръ, недовольный ихъ отказомъ, уходя сказалъ имъ, что отнынѣ они лишаются права пользоваться водой изъ рѣки Халуй, такъ какъ на всемъ протяженiи рѣки, на берегахъ которой стоятъ строенiя деревень Халуевъ, русло рѣки останется безъ воды, сухое, что дѣйствительно и свершилось и продолжаетъ быть сухое и по настоящее время. Конечно, это преданiе, легенда, но все-же надо согласиться съ тѣмъ, что фактъ на лицо.

Въ память этого событiя, на томъ мѣстѣ, гдѣ по преданiю останавливался преп. Александръ и которое было облюбованно послѣднимъ, жителями названныхъ деревень былъ поставленъ большой крестъ у котораго, не такъ давно, одинъ мѣстный крестьянинъ Прокопiй Третьяковъ получилъ исцѣленiе отъ глазной болѣзни. Съ этого момента и мѣстные крестьяне и жители другихъ сосѣднихъ мѣстностей увѣровали въ это преданiе и лѣтъ пять тому назадъ, съ разрѣшенiя епархiальнаго начальства, на томъ мѣстѣ, гдѣ стоялъ крестъ, въ руслѣ рѣки, сооружена обширная деревянная часовня въ честь преп. Александра-Ошевенскаго и иницiаторомъ этого сооруженiя былъ, главнымъ образомъ, упомянутый выше крестьянинъ Прокопiй Третьяковъ, получившiй исцѣленiе у креста, который благополучно


С. 10



здравствуетъ и по нынѣ. Ежегодно, въ день заговѣнiя на Петровъ постъ (въ нынѣшнемъ году 1 iюня), совершается крестный ходъ изъ церкви Ошевенскаго прихода — къ вновь сооруженной часовнѣ, который сопровождается всегда массою богомольцевъ.
И. Мардарьевъ.

________