• Маршрут культурно-познавательного туризма «Московский тракт по Юргинскому району»
  • 2014 год Содержание
  • 2 день д. Зеледеево – д. Мальцево (12 км)
  • 3 день д. Мальцево – д. Филоново (14 км)
  • 4 день д. Филоново – с. Проскоково (6 км)
  • Приложение 1 Листая страницы истории
  • Приложение 2 Из истории с. Мальцево (по воспоминаниям уроженцев)
  • Отрывок из письма А.П.Чехова к М.П.Чеховой
  • Приложение 4 Из воспоминаний С.А.Морозова.
  • Приложение 5 Карта прохождения маршрута
  • Приложение 6 Список необходимых вещей и снаряжения

  • Скачать 167.28 Kb.


    Дата06.07.2017
    Размер167.28 Kb.
    ТипПояснительная записка

    Скачать 167.28 Kb.

    Маршрут культурно-познавательного туризма



    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    дополнительного образования детей

    «Детско-юношеский центр»
    Маршрут

    культурно-познавательного туризма

    «Московский тракт по Юргинскому району»

    Разработала:

    Сысоева О.Н.

    Методист МБОУ ДОД «ДЮЦ»

    Проверила и утвердила:

    Директор МБОУ ДОД «ДЮЦ»

    ____________Кинозерова Н.А

    «___»____________ 2014 года



    2014 год

    Содержание

    1. Пояснительная записка

    2.Введение

    3. 1 день пути

    4. 2 день пути

    5. 3 день пути

    6. 4 день пути

    7. Приложение 1. Листая страницы истории

    8. Приложение 2. Из истории с. Мальцево (по воспоминаниям уроженцев)

    9. Приложение 3. Отрывок из письма А.П. Чехова к М.П. Чеховой

    10. Приложение 4. Из воспоминаний С.А. Морозова

    11. Приложение 5. Карта прохождения маршрута

    12. Приложение 6. Список необходимых вещей и снаряжения

    Пояснительная записка

    По поручению Губернатора Кемеровской области А.Г. Тулеева в 2014 году в Кузбассе проводится Год культуры и туризма.

    Пеший маршрут по Московскому тракту на территории Юргинского района предложила разработать Начальник Управления образования Н.В. Головина.

    Цель маршрута - прикоснуться к истокам исторических событий, проходящих в 17 – 20 веках на территории современного Юргинского района, проследовать путь ссыльных декабристов собственными силами.

    Предлагаемый маршрут можно проделать как пешком, так и на велосипеде. Ночевки предполагается делать в палатках по берегам рек.

    Приложения содержат информацию, которая поможет прохождению маршрута.

    Введение

    Сибирь… Разве это не интересно – взглянуть на землю, о которой сказано: «Реки – длиною в тысячи километров, ромашки – величиной с ладонь, редкий мрамор – глыбами и леса, в которых растут почти все имеющиеся на планете виды хвойных деревьев. Скажите, какую вторую вот так же одновременно можно назвать и морской, и горной, и равнинной, и степной!»



    Сибирский тракт (Московский тракт, Московско-Иркутский тракт, Московско-Сибирский тракт, Великий тракт, Большой тракт) — сухопутный транспортный путь между европейской частью России, Сибирью и Китаем.

    Большой Сибирский тракт, самая длинная дорога Евразии, устанавливался почти два века и на отдельных участках не раз менял свое направление. В западном направлении от Томска его называли «Московским

    трактом, в восточном направлении от Томска – «Иркутским».

    1 день


    с. Варюхино – д. Зеледеево (9 км)

    Своё начало предлагаемый маршрут берет в селе Варюхино. В конце семнадцатого века были основаны почти все ныне сохранившиеся деревни нашего района. Среди них село Варюхино было одно из первых. Добраться до села можно на пригородном автобусе Юрга – Варюхино. Выйти на конечной остановке.

    По данным госархива Томской области и Томского университета, первым жителем и основателем села Варюхина был служивый человек, казак Данило Бабарыкин. Получив от казны разрешение на право пользования землёй в 45 верстах от города Томска, вверх по течению Томи, он в 1682 году поселился на отведённом ему участке, образовав заимку. Несколько позднее к нему подселился Григорий Варюхин.

    Начиная со дня основания деревни Варюхино, количество её жителей из десятилетия в десятилетие возрастает. Особенно быстро оно стало расти, когда через село проложили Московско-Сибирский тракт, по которому сухопутным путём шло сообщение центра Российской империи с восточными районами Сибири. В то время в Варюхине создаются почтовая станция, земская квартира, возникают заезжие дворы, оживляется перевозка грузов, торговля.

    Несколько севернее Варюхино, ближе к д. Алаево можно найти место, откуда видна Варюхинская переправа. На правом берегу Томи село Ярское. Именно здесь проходил «великий кандальный путь». Ровно со времен Радищева существовала почтовая станция в селе Варюхино. Вот строки, найденные в путевых записях А.Н. Радищева: «Почту варюхинские гоняют одни, без подмоги. До Варюхинской по Черной речке 22 версты. Дорога идет перелесками, сосняком и полянами. Тут село и волость…». А это запись Гагарина-Михайловского о Варюхине, сделанная почти век спустя после радищевской: «Село как все здешние. Издали это потемневший склад всякого лесного хлама. Тёс сквозит. Сруб без крыши, покосившиеся избы, иная совсем запрокинулась, а внутри чисто, цветы, пол обязательно устлан местной работы ковром».

    Именно через Варюхино проследовала первая партия ссыльных декабристов: Е.П. Облонский, А.И. Якубокич, А.З. Муравьёв, В.Л. Давыдов, С.Г. Волконский, А.С. Трубецкой, братья Бестужевы. А вскоре за ними через Варюхино проехали жёны декабристов, в начале Е.И. Трубецкая, а затем М.Н. Волконская, А.Г. Муравьева, Е.П. Нарышкина, А.И. Давыдова, Н.Д. Фонвизина и другие.

    14 (27) мая 1890 года проездом на о. Сахалин в Варюхино останавливался А.П. Чехов на земской квартире, принадлежавшей Андрею Дмитриевичу Бабарыкину, внуку варюхинского старожила. В это время был сильный разлив реки Томи и А.П. Чехову пришлось задержаться из – за невозможности переправиться на правый берег. Этот дом и сейчас находится в селе на центральной улице. Далее идем по Центральной улице до конца деревни и сходим на земляную дорогу. Таким образом мы в обратном направлении идем на юг. Дальше дорога спускается вниз влево, а далее опять на юг. Справа будет находиться озеро протяженностью 1 км, в направлении с севера на юг. Его называют местные жители «Бездонка». Озеро богато рыбой. Далее дорога идет с приближением к современной трассе. Исторически Московский тракт проходил именно так. Но мы пойдем по направлению к реке. Для пешего туризма интереснее пройти около реки. Не доходя до деревни Зеледеево, ищем место для лагеря. Лагерь разбиваем рано, и в свободное время можно порыбачить и походить по берегу реки Томи. Воды для питья и пищи можно набрать из многочисленных родников, которые находятся недалеко от реки. Их можно обнаружить, если походить по берегу, спускаясь в небольшие углубления поверхности земли.

    2 день

    д. Зеледеево – д. Мальцево (12 км)

    Второй день идет далее на юг через деревню Зеледеево. Основано служилыми людьми в 1659 году. Из достопримечательностей, которые стоило бы посетить в этой деревне, можно отнести церковь Флора и Лавра. Первый храм этой церкви здесь появился еще в начале 18 века.

    Первый деревянный храм был построен в 1701 году на береговой террасе, второй вновь отстроен деревянный в 1817 году, третий деревянный, на каменном фундаменте, крытый железом – на нынешнем месте в 1902 году. Первая деревянная церковь располагалась на прибрежной террасе. В 1817 году была перестроена на прежнем месте, а в 1902 году выстроена заново с прежним престолом в центре села на площади у Трактовой улицы тщанием прихожан и томского купца Петра Вытнова.  Строительство церкви шло с 1900 по 1902 годы. Рубили ее «в лапу», на каменном фундаменте, покрыли листовым железом, окрашенным в зеленый цвет. Церковь венчалась шестью куполами с позолоченными крестами. Окна украшались коваными фигурными решетками и наличниками. Вокруг церкви был сад с погостом, огороженный деревянной изгородью.

    После закрытия в 1938 году и разграбления в 1940 году, храм использовался в качестве помещения для клуба. В 1950-х годах был разобран купол, второй этаж храма и колокольня, а здание было приспособлено под склад.

    По благословению прежнего управляющего Кемеровской епархией архиепископа Софрония, рядом с разрушенным храмом была построен небольшая крестильная церковь. 17 ноября 2005г. благочинным церквей Юргинского округа протоиереем Константином Добровольским в сослужении настоятеля храма иерея Дионисия Пучнина и духовентсва Юргинского и Новокузнецкого благочиний была совершена первая Литургия. С тех пор богослужения совершаются в новом храме. Но по прошествии небольшого времени стало ясно, что новый храм не может  (особенно в праздники) вместить всех верующих. В 2007г. из бревен разрушенного храма был пристроен первый ярус колокольни. И только в в 2009г. после посещения храма Епископом Аристархом дело сдвинулось с мертвой точки. При постоянной заботе и поддержке нашего Архипастыря в 2009г было закончено строительство колокольни, а в нынешнем – расширен Алтарь (пристроены Апсида, ризная и пономарка) , весь храм по периметру утеплен и обшит блок-хаусом.

    Далее продвигаемся по Центральной улице. Запасаемся водой из водоколонок. Проходим за деревней по лугу, летнюю дойку и далее по проселочной дороге 1км. По дороге нам встретится небольшая речка (ручей) Канок. Здесь можно устроить обед. После обеда по лесной дороге проходим 6 км до реки Чубур. Здесь устраиваем ночлег.



    3 день

    д. Мальцево – д. Филоново (14 км)

    Третий день по протяжённости пути самый длинный. Он составит примерно 14 км. Тут то мы сможем прочувствовать тяжесть пути, который проходили ссыльные, декабристы и просто желающие переселиться в Сибирь.

    Далее путь ведет через село Мальцево. Д. Мальцева основано в 1704 году казачьим сыном Григорием Мальцевым на реке Чубур в 58 верстах от Томска. Из-за дальнего расстояния от Алтайских заводов в начале 19 века деревни стали нищать. Д. Мальцева спасло то, что через деревню стали прокладывать Большой Сибирский (Московский) тракт. На новый участок были переселены все жители соседних деревень. К концу 19 века в д. Мальцевой появилась церковная школа грамоты и водяная мельница. С 1924 по 1935 годы Мальцева входила в состав Болотнинского района. С 1935 года с. Мальцево входит в состав Юргинского района.

    В селе запасаемся водой. Впереди 9 км пути почти безлесья, через поля. Примерно через 4 км от Мальцево пересекаем асфальтированную дорогу на д. Елгино и далее путь лежит до д. Милютино.

    Малютина – основана в 1673 г. казачьим сыном Трофимом Малютиным. Деревня прекращала свое существование и возродилась за счет переселенцев в 1908 г. под названием Милютина.

    Сегодня Милютино – деревня маленькая. Местных жителей в ней осталось немного. Большая часть домов – это дачи. Милютино расположено вблизи реки Лебяжья. Обеденный привал можно сделать как раз на этой речке. Река расположена на востоке от Московского тракта, проходящего через деревню Милютино.

    После обеденного привала, путь будет проходить в стороне от стариной дороги. От Милютино до д. Приречье через Лебяжку есть мост. По мосту проходим к деревне. Идем по центральной улице и поворачиваем на юг. За деревней видны остатки бывшей фермы. Дальше дорога земляная. Слева от нас возвышается лес, а мы пойдем не поднимаясь вниз, километра 3. Выходим на д. Филоново.

    Д. Филоново – основана в 1659 г. служилыми людьми на правом берегу р. Лебяжьей в 72 верстах от Томска. В этом же году рядом с д. Филоновой конным казаком Осипом Басалаевым была основана д. Басалаева, исчезнувшая в 1821 г. Обе деревни упоминаются в списке деревень Миллера в 1734 г. Это вторая по старости деревня Юргинского района после Зеледеево. Сейчас Филоново малонаселена постоянными жителями. Постепенно превращается в дачный поселок.

    Здесь нужно набрать воды и искать место для ночлега.

    4 день

    д. Филоново – с. Проскоково (6 км)

    Путь от Филоново до с. Проскоково пролегает через д. Безменово. Попасть в Безменово не сложно, не промахнешься. Дорога из Филоново одна в направлении на юг. Всего 4 км.

    д. Безменово – основана в 1684 г. пашенным крестьянином Филиппом Микулаевым на правом берегу р. Лебяжьей в 76 вёрстах от Томска. Упоминается в списке деревень Миллера в 1734 г.

    Входим в деревню, проходим метров 300 и поворачиваем направо. По прямой проходим через всю деревню. С правой стороны будет видна речка Лебяжья, а впереди мост через неё. По левую сторону за домами находится сосновый бор. На территории бора расположен Юргинский дом-интернат для престарелых и инвалидов и детский оздоровительный лагерь «Сосновый бор».

    Проходя через мост мы попадаем в село Проскоково. Это конечный пункт нашего пути.

    С. Проскоково (Киндерепская) – основано в 1691 г. пешим казаком Василием Лузиным и конным казаком Игнатием Томиловым на р. Кандереп в 76 верстах от Томска. Первоначально носила название по реке, которая в то время называлась «Киндереп». В списке деревень Миллера в 1734 г. указана под названием «Томилово» по фамилии одного из основателей деревни. Впервые название деревни «Проскоково» в архивных документах появилось в 1763 г., по фамилии поселившихся в деревне нескольких семей Проскоковых (в 1816 г. в деревне учтено 7 семей Проскоковых из общего числа семей – 18, учтённых ревизией в этой деревне). В первой четверти XIX в. через деревню был проложен Большой Сибирский (Московский) тракт. К 1863 г. в Проскоково появились почтовая станция и православная церковь, и деревня получила статус села.

    В селе оборудовано автобусная остановка. До Юрги можно уехать на пригородном автобусе на протяжении всего дня с половина девятого утра до половина девятого вечера.


    Мы едва ли что ценим

    На дорогах больших,

    И едва ль что изменим,

    Коль пройдем мимо их.

    Волочилось по тракту

    Много всяких людей,

    Их списали по акту,

    По судьбине своей.

    Заменили ли ссылкой

    По губерниям глухим,

    Речь их стала не пылкой-

    Между кашлем сухим.

    И велись каторжане

    По бурятским местам,

    Не тащились их сани

    По обратным постам.

    Их крестила тайга

    И мороз их отпел,

    Замела их пурга,

    Тех, кто жить не сумел.

    Жили так кержаки,

    Вперемежку с бурятом,

    И мешались грешки,

    И любой почитается сватом.

    Но считал себя русским,

    Как считаю и я,

    Но с прищуром преузким

    Кровь роднится моя.

    Мы уже и не ценим

    Тех дорог, что прошли,

    И не скоро их сменим-

    Мы уж в реку вошли.

    ИГОРЬ МАКАРОВ

    Приложение 1

    Листая страницы истории

    Село Проскоково – частица нашей родины. История складывается из судеб отдельных людей. В истории села отражаются все события страницы. События 1917 года и гражданской войны нашли свое отражение в истории сала Проскоково.

    Примерно на территории современного гаража бывшего совхоза отступающие и разбитые остатки белогвардейцев вступили в бой с частью Красной Армии.

    Бой был недолгим, около часа. Белогвардейцы отступили, части Красной Армии ушли вперед. Убитые после боя, раненые были с той и с другой стороны. Местные жители собрали погибших не разбирая кто враг, а кто нет. По христианскому обычаю похоронили всех на местном кладбище. Не было ни имен ни званий. Могила получила название «братской».

    Раненые попали в сельскую больницу, которая находилась на территории современного оврага.

    Волонтеры местной школы приводят в порядок «Братскую могилу» словно листая страницы истории.



    Приложение 2

    Из истории с. Мальцево

    (по воспоминаниям уроженцев)

    Благодаря тому что по нашему селу Мальцево проходил Сибирский тракт, моя прабабушка Пинжина, в девичестве Басалаева, Александра Вастратоновна стала не только свидетельницей, а непосредственной участницей событий далеких 20-х годов прошлого столетия . О них она поведала своим детям. Так история дошла до наших дней.

    Остатки белого движения, под командованием адмирала Колчака под натиском Красной Армии продвигались на север. Слухи о том, что вот-вот они будут проходить через село, дошли и до местных жителей. О злодеяниях колчаковцев все были наслышаны хорошо. И поэтому готовились к встрече тщательно: прятали запасы продуктов, лошадей, молодых девушек увозили на заимки.

    … Однажды вечером процокали копыта лошадей. Вместо оголтелой толпы Александра Вастратоновна на пороге своего дома увидела молодого военного, который культурным, приветливым голосом попросил разрешения войти. На руках он внес почти мальчишку – молодого офицера. Тот был без памяти: болел тифом. Лица у них были серые, обреченные, несчастные. Военный попросил приютить офицера, так как ехать дальше тому было опасно: в дороге мог умереть. Моя прабабушка не смогла отказать в просьбе: больного оставили в доме. А другому военному дали лошадь, а провожатым отправили – по его ли воле, об этом прабабушка умалчивала - ее 16- летнего сына, моего деда.

    Прошли месяцы. Колчаковский офицер выздоровел, поехал догонять своих. Дальнейшая его судьба его неизвестна. Можно только предполагать, чем закончилось его «путешествие» по Сибири.

    Моего деда, который тоже заразился тифом, бросили в глухой деревне. Оттуда чуть живым его и привезли домой.

    С событиями той поры связан также рассказ Давыденко Таисии Ивановны, из которого следует, что во дворе их родового дома (когда копали яму под погреб) было обнаружено захоронение, сделанное во время прохождения белых частей через село.

    Участники событий

    Александра Вастратоновна - хозяйка дома и ее сын Василий - проводник.c:\documents and settings\администратор\мои документы\мои рисунки\img233.jpg

    Приложение 3

    Дом в селе Варюхино, в котором останавливался А. П. Чехов 14 мая 1890 года проезжая на остров Сахалин



    c:\documents and settings\александр\рабочий стол\фотографии на печать\dsc03476.jpg

    Отрывок из письма А.П.Чехова к М.П.Чеховой

    «14 мая мне опять не дали лошадей. Разлив Томи. Какая досада! Не досада, а отчаяние! В 50 –ти верстах от Томска, и так неожиданно. Женщина зарыдала бы на моём месте… Для меня добрые люди нашли выход: «Поезжайте, ваше благородие, до Томи – только 6 вёрст отсюда, там вас перевезут на лодке до Яра, а оттуда в Томск вас свезёт Илья Маркович».

    Нанимаю вольного и еду к Томи, к тому месту, где должна быть лодка. Подъезжаю – лодки нет. Говорит, только что уплыла с почтой и едва ли вернётся, так как дует сильный ветер. Начинаю ждать… Земля покрыта снегом. (В дневнике Антон Павлович добавит «это 14 мая!»). И идут дождь, и крупа, ветер… Проходит час, другой, а лодки нет… Насмехается надо мной судьба! Возвращаюсь назад на станцию. Тут три почтовые тройки и почтальоны собираются ехать к Томи. Говорю, что лодки нет. Остаются. Получаю от судьбы награду: писарь на мой нерешительный вопрос, нет ли чего закусить, говорит, что у хозяйки есть щи… О, восторг! О, пресветлого дня! И в самом деле, хозяйкина дочка подаёт мне отличных щей с прекрасным мясом и жареной картошки с огурцом. После попа Залесского я ни разу так не обедал. После картошки разошёлся и сварил себе кофе.

    Перед вечером почтальон, пожилой, очевидно натерпевшийся человек, не смевший сесть в моём присутствии, стал собираться ехать к Томи. И я тоже. Поехали. Как только подъехали к реке, показалась лодка, такая длинная, что мне раньше и во сне никогда не снилась».

    Никакой пересказ не заменит этих чудесных строк. Здесь всё точно: и село Ярское, попросту ЯР, что на правом берегу, и те 6 вёрст, что отделяют Варюхино от Томи и некогда существовавшей здесь переправы.

    Приложение 4

    Из воспоминаний С.А.Морозова.

    «Всех кулаков из деревни мы выселили после того, как в окно моей избы дважды стреляли из охотничьего ружья. Я уезжал в соседнюю деревню и жена, одевшись в тот вечер в мою шубу (в избе было холодно), сидела у лампы, проверяла школьные тетради. Одна пуля ударила в косяк, другая прошла над головой, искромсав потолок. Стрелявший целился в силуэт, который едва просматривался в замороженном стекле.

    Кулаков выселили, но вот кто – то, уже целую неделю, упорно распространяет слух, что председатель коммуны вредитель, что неспроста на шестидесяти гектарах посеянного овса за две недели не проросло ни одно зернышко. Я знал, как доходчиво и убедительно агитировать за коллективизацию, но что делать, если не всходит овёс, я – ленинградский рабочий, приехавший по призыву партии в Сибирь, не знал совершенно. Коммуна объединила тридцать захудалых хозяйств. И мне, избранному председателем перед самой посевной, пришлось с «места в карьер» вдаваться в тонкости агротехники. За год, конечно, много в этом деле не познаешь. Наша коммуна была настолько бедна, что в деревне считали закономерным её скорый конец. И как же удивились мужики, увидев однажды въезжающий в деревню обоз. Государство прислало коммунарам сортовую пшеницу для посева. Твёрдые зёрна пробовали на зуб, катали на ладонях. Все разговоры в деревне велись о присланной пшенице.

    Было совершенно ясно, что самым лучшим агитатором за коллективизацию может стать хороший урожай этой пшеницы. Но сеять её на истощённых варюхинских полях, значит, довольствоваться скудным урожаем. Моего опыта ведения сельского хозяйства уже было достаточно для того, чтобы сообразить, что землю надо удобрить. А где взять удобрения?

    Навоз был в каждом крестьянском дворе. Но рассчитывать на то, что единоличники вдруг повезут его на коллективные поля, было бессмысленно. Поэтому мы попросили фельдшера – человека в деревне авторитетного, выступить на сходке и разъяснить, что уборка со всех дворов перегнившего навоза требуется ещё из-за соображений санитарии, необходимости избежать всяких эпидемий. Два дня всё население от мала до велика вилами, лопатами, мётлами выскребала всё со дворов. Свозили навоз в специально отведённое место, по рекомендации фельдшера, на коммунарские поля.

    К первомайскому празднику деревенская улица приобрела идеально чистый вид. А поле с навозными кучами перепахали и засеяли той самой сортовой пшеницей. И урожай на этом поле сняли действительно небывалый: по 28 центнеров с каждого из 150 га. И овёс, который не всходил весной, удался тоже на славу. А не прорастал он раньше потому, что сухие зёрна посеяли в сухую землю. Хозяйство развивалось. В конце лета приобрели сорокапятиметровый невод. Отремонтировали заброшенную старую мельницу. Начали строительство коровников.

    Зима завалила деревню сугробами, морозы крепчали с каждым днём. И всё чаще стали поговаривать в правлении, что ребята не посещают школу, что женщины не носят детей в ясли. Мороз. Деревенская улица растянута на километры, узенькая тропка – единственная магистраль для передвижения. И мы опять нашли выход из этого положения. Дали задание кузнецам и плотникам. И вот уже через несколько дней пара лошадей тянула по деревне необычное сооружение на полозьях. Гладко выструганные стены, окна стеклянные, плоская крыша из которой дымит железная труба. На козлах сидит дед. Назвали мы это сооружение автобусом (дань времени), и решено было возить на нём детей в школу и ясли. Оборудован «автобус» был на 24 места и курсировал по улице в точно определённое время. Авторитет коммуны рос изо дня в день.

    Время было трудное, первые шаги в становлении сельского хозяйства были маленькими. И сейчас мне особенно радостно сознавать, что в этом есть и моя, пусть небольшая доля участия.



    Приложение 5

    Карта прохождения маршрута

    Протяженность всего пути – 41 кмc:\users\оля\desktop\вероника\маршруты юргинский район\москау штрассе - копия.bmp

    Условные обозначения

    - начало маршрута, - конец маршрута, - путь,

    - места ночевок, - места дневок



    Приложение 6

    Список необходимых вещей и снаряжения

    1. Рюкзак 100 л, палатка, туристический коврик, спальник, фонарик.

    2. Термобельё или другие теплые вещи для сна, шапочку, носки шерстяные.

    3. Купальник, сланцы, шорты, футболока, кепку (бандану).

    4. Обувь: кроссовки для похода.

    5. Ветровку, носки тонкие 3 пары, дождевик.

    6. Тарелку, ложку, кружку, нож, полимерную бутылку 5л и 1,5л.

    7. Фотоаппарат или видеокамеру.



    9. Личную аптечку, крем на случай если обгорите на солнце, гигиеническую помаду.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Маршрут культурно-познавательного туризма

    Скачать 167.28 Kb.