• «Мастер и Маргарита» как «последний закатный роман», как завещание, как свое послание человечеству»
  • Кочубей Ольга Николаевна 2015 Дорогие ребята!
  • Мастер и Маргарита» как «последний закатный роман», как завещание, как свое послание человечеству»
  • Удачи Вам, ребята! Структурно-часовая модель темы
  • Выберите задания и запишите в таблицу
  • «Мастер и Маргарита» как «последний закатный роман», как завещание, как свое послание человечеству» Цель
  • Ученик должен: Знать
  • Целевая установка Задание
  • Тема № 1. Михаил Булгаков - человек и писатель. Цели
  • Психологическая подготовка к изучению нового материала Задание: а)
  • Изучение нового материала. а) что можно сказать об авторе каждого отрывка
  • 3. Для проверки эффективности предварительных заданий выполнить следующие



  • страница1/4
    Дата11.05.2018
    Размер4.55 Mb.

    «Мастер и Маргарита» как «последний закатный роман», как завещание, как свое послание человечеству»


      1   2   3   4


    «Мастер и Маргарита»

    как «последний закатный роман»,

    как завещание, как свое послание человечеству»

    ( комплексная система заданий по роману

    Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»

    Разработала учитель

    русского языка и литературы Оленовской ООШ I-III ст. № 1

    Волновахского района



    Кочубей Ольга Николаевна
    2015

    Дорогие ребята!

    К процессу изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», самого интересного и загадочного, но и сложного для восприятия, произведения, каждый ищет свой путь. Я предлагаю вам участвовать в исследовательском проекте «Мастер и Маргарита» как «последний закатный роман»,



    как завещание, как свое послание человечеству»

    Система уроков построена таким образом, чтобы соединить рассмотрение смысловых узлов, проблем романа и сюжетных линий в одно целое. Для выполнения поставленной задачи возникла необходимость прочитать роман, где каждый из вас нашел в общей работе «свою нишу», и почувствовал свою значимость. Теперь вам предстоит самостоятельно выбрать задание по своему желанию, показать умения и открыть новые способности, и тогда приобретенные новые знания станут для вас не нудной обязанностью, а увлекательным занятием, насущной потребностью.

    Захватит ли книга вас, погрузитесь ли в мир, созданный художником, или мысли и чувства автора оставят вас равнодушными, а то и вызовут внутреннее неприятие - об этом вы узнаете, выполнив предложенные мною задания.

    Булгаковский герой, Воланд, обращаясь к Мастеру, заметил: «Ваш роман вам принесет еще сюрпризы». Это произошло и с книгами самого Булгакова. «Мастер и Маргарита» — талантливейшее произведение Булгакова, в котором слились воедино философия, психологизм, высокая трагедия, мелодрама, фарс. Здесь смех чисто русский—«сквозь слезы».



    И цель данной программы — так «перечитать» роман с теми, кто им очарован, чтобы не разрушить это очарование, а открыть какие-то стороны, мимо которых, конечно, прошли не очень-то опытные пока читатели. Тем более что и «талантливые читатели» (определение С. Я. Маршака) при каждом новом обращении к роману делают для себя открытия.

    Задачи, стоящие перед вами: развитие познавательных навыков, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, умения увидеть, сформулировать и решить проблему. Развитие самостоятельной активности, направленной на освоение нового опыта.

    Удачи Вам, ребята!

    Структурно-часовая модель темы

    п/п

    Тема

    Дата

    1

    Михаил Булгаков - человек и писатель.




    2

    Роман «Мастер и Маргарита». История романа.




    3

    Три мира в романе «Мастер и Маргарита»




    4

    «Только человек ответствен за добро и зло на земле» (Библейские мотивы в романе)




    5

    Судьба художника в мире, в котором гибнут таланты. Трагическая любовь героев.




    6

    Своеобразие булгаковской «дьяволиады». Проблемы милосердия, всепрощения, справедливости.





    Выберите задания и запишите в таблицу

    п/п

    Содержание работы

    Дата выполнения

    1







    2







    3







    4







    5







    6







    Самооценка:_________

    Оценка товарища:____

    Оценка учителя:_____

    Пакет программы самореализации учащегося

    Предмет: Русская литература

    Класс: 11

    Тема: «Мастер и Маргарита» как «последний закатный роман»,

    как завещание, как свое послание человечеству»

    Цель: способствовать развитию креативности мышления посредством творческих заданий; развивать навык самостоятельной исследовательской работой;

    развивать познавательный интерес к изучению литературы;


    воспитывать ответственность не только за собственные знания, но и за успешность работы всего творческого микроколлектива

    Ученик должен:

    Знать: практическую направленность получаемых знаний,

    Уметь: ставить цель, выдвигать гипотезу, искать пути решения проблемы, решать ее и делать выводы - компетенции, которые становятся жизненно необходимыми. Развивать критическое мышление, уметь самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, уметь видеть, формулировать и решать проблему.

    Ценить: развитие самостоятельной активности, направленной на освоение нового опыта. Формирование компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

    Целевая установка

    Задание

    Углубляем знания по теме

    3. Практическими примерами подтвердите полученные теоретические знания. Создание проблемной ситуации: Удалось ли Булгакову, следуя собственному замыслу, отразить в романе «Мастер и Маргарита» эпоху 30-х годов?

    Учимся сопоставлять

    Как связаны между собой три мира в романе?

    Учимся обобщать

    Как соотносятся понятия справедливости, милосердия, всепрощения в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»?

    Учимся анализировать

    Что можно сказать об авторе каждого отрывка? Урок № 1.

    Находим связи между видами искусства

    1. Рассмотрите репродукцию с картины П.Белова "Проталина. М.Булгаков" (1986 г.) и ответьте на вопросы:

    -В чем, по-вашему, замысел художника?

    -Какие мысли навевает эта картина?

    2. Захотелось ли вам больше узнать о жизни и творчестве М.Булгакова, прочитать его книги? Посмотреть фильм? Почему?



    Развиваем умение доказывать свою точку зрения

    М.А.Булгаков назвал свое произведение фантастическим романом. А какое жанровое определение дали бы вы?

    Учимся работать с дополнительной литературой

    Сделать обзор (аналитический обзор, дайджест,) по теме «Своеобразие булгаковской «дьяволиады». что будет оцениваться как проектная работа ученика.

    Развиваем умение сопоставлять , анализировать, делать выводы

    Докажите, что Маргарита умеет бороться, отстаивая свою любовь и веру.

    Развиваем творческое воображение

    Просмотреть мультфильм «Мастер и Маргарита». Создать с применением информационно - компьютерных технологий проект - ассоциацию

    Тема № 1. Михаил Булгаков - человек и писатель.

    Цели:

    - познакомиться с жизнью и творчеством русского писателя М.А.Булгакова,

    - вызвать интерес и желание познакомиться с ним.


    1. Психологическая подготовка к изучению нового материала

     Задание:

    а) запишите, по какому плану идет знакомство с художественным текстом;

    1) История создания.

    2) Жанр.

    3) Основные образы.

    4) Временные рамки.

    5) Языковые особенности.


    б) перечислите жанр произведения;

    - философский роман;

    - исторический роман;

    - роман о любви;

    - роман в романе;

    - роман-миф;

    - притча;

    - один из вариантов романа о дьяволе и т.д.
    в) запишите афоризмы, которые встречались в тексте романа

    - Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.
    - Правду говорить легко и приятно.


    - ...тоскливо и дико блуждая зеленым глазом по Патриаршим прудам.

    - Я ведьма и очень этим довольна!

    - Рукописи не горят.

    - Вторая свежесть - вот что вздор! Свежесть бывает только одна - первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!

    Поздравляю вас, гражданин, соврамши!

    1. Изучение нового материала.

    а) что можно сказать об авторе каждого отрывка?

    1. "Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летал над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает. Это знает уставший. И он без сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, он отдается с легким сердцем в руки смерти, зная, что только она одна успокоит его" ("Мастер и Маргарита").

    2. "Черт с ним! - загремел блондин. - Черт с ним. Машинистки, гей! Он махнул рукой, стена перед глазами Короткова распалась, и тридцать машин на столах, звякнув звоночками, заиграли фокстрот. <...> Белые змеи бумаги полезли в пасти машин, стали свиваться, раскраиваться, сшиваться. Полезли белые брюки с фиолетовыми лампасами. "Предъявитель сего есть действительно предъявитель, а не какая-нибудь шантрапа"" ("Дьяволиада").

    3. "На его могилу жена положила каменную плиту и велела привезти на кладбище сто вязанок дров, чтобы бездомные могли согреваться. В первую же суровую зиму на этой плите разожгли громадный костер. От жара плита треснула и развалилась. Время разметало ее куски, и когда через сто девятнадцать лет, во время Великой революции, явились комиссары для того, чтобы отрыть тело Жана Батиста Мольера и перенести в мавзолей, никто места погребения с точностью указать не мог. <...>

    Итак, мой герой ушел в парижскую землю и в ней сгинул. А затем, с течением времени, колдовским образом сгинули все до единой его рукописи и письма. <...>

    Но даже лишенный и рукописей и писем, он покинул однажды землю, в которой остались лежать самоубийцы и мертворожденные дети, и поместился над высохшей чашей фонтана. Вот он! Это он - королевский комедиант с бронзовыми бантами на башмаках! И я, которому никогда не суждено его увидеть, посылаю ему свой прощальный привет" ("Жизнь господина де Мольера").

    4. "Раненько, раненько, когда солнышко заслало веселый луч в мрачное подземелье, ведущее с дворика в квартиру Василисы, тот, выглянув, увидал в лучах знамение. Оно было бесподобно в сиянии своих тридцати лет, в блеске монист на царственной екатерининской шее, в белых стройных ногах, в колышущейся упругой груди.

    - Пятьдесят сегодня, - сказало знамение голосом сирены, указывая на бидон с молоком" ("Белая гвардия").



    б) дайте оценку тематики и стиля отрывков:

    в первом трудно не заметить преобладание лирического настроения и философского начала,

    во втором - бодрости, острого воображения, некоей фантастичности и сатиры, в третьем - исторического характера, но очеловеченного субъективным авторским отношением,

    в четвертом - иронии, остроумия при описании быта.

    Во всех отрывках видна экспозиция разнообразия авторских интонаций.

    в) сформулируйте появившиеся у вас вопросы о писателе и запишите их ;

    - Как все названные качества соединялись в одном человеке?

    - Каким он был?

    - Какое выражение получил его талант?

    г) Что можно сказать о Михаиле Булгакове по его портрету?

    - веселый, артистичный, блестящий;

    - замкнутый , закрытый, не терпящий фамильярности;

    - человек, раскрывающийся лишь узкому кругу друзей.

    3. Для проверки эффективности предварительных заданий выполнить следующие:
      1   2   3   4

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    «Мастер и Маргарита» как «последний закатный роман», как завещание, как свое послание человечеству»