• Ситуация – цель (задача)
  • Материал - продукт
  • Способность организации действия
  • Задания для работы «сообща»
  • 11. Рефлексия
  • 13. Пытаться добиться успеха
  • Развитие способностей дошкольника: игры и занятия из опыта мыследеятельностной педагогики.



  • Дата08.04.2018
    Размер0.5 Mb.

    Мастер-класс «развитие способности организация действия у дошкольников»


    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 26 «Алёнушка»

    Тутаевского муниципального района



    Мастер-класс

    «РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЙСТВИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

    Подготовили и провели:



    Захарова Люзия Фаязовна, старший воспитатель

    Хачева Марина Борисовна, воспитатель

    Горячева Светлана Константиновна, воспитатель

    Тутаев, 2016 г.





    1. Принято считать, что способности либо даны человеку, либо нет. В мыследеятельностной педагогике способности понимаются не как врожденные дары, а как осваиваемые человеком культурные способы, следовательно, уровень способностей человека зависит от того, насколько упорно он осваивал и присваивал (делал своими) культурные способы мыследеятельности. Большое значение в этом нелегком процессе имеет педагогическая система, через которую прошел человек. Разберём, что же это - способность организации действия.



    3. Социальным эффектом осуществляемой работы является способность ребенка организовать действия в различных видах деятельности:

    - выстраивать замысел и реализовать его (описывать результат, отбирать нужный материал, составлять план действий словесно или с помощью знаковых средств, контролировать промежуточный результат плану, оценивать результат по заданным критериям);

    - оценивать способ действия, как ошибочный или приводящий к результату, самостоятельно менять способ достижения цели или обращаться за советом к взрослым;

    - кооперироваться со сверстниками для достижения результата (работа в паре, группе) и вступать в коммуникации по поводу своих и чужих действий;

    - доводить действия до результата и осуществлять рефлексию.

    Развитие этой способности позволяет ребенку понять, что он делает и для чего, что делают и в каких целях другие люди.


    4. В повседневной жизни дети зачастую очень активны, с удовольствием включаются в различную деятельность по предложению взрослого, то есть реагируют на возникшие обстоятельства, но лишь немногие осуществляют действие.

    Многие люди не различают активность и действие. Между тем, наши дети очень активны, но действие осуществляют лишь немногие. Как часто взрослый пытается выяснить у ребенка, что тот сделал, а главное, для чего, но ответа он и не ждет, так как заранее знает, что малыш даже не задумывался над этими вопросами, он просто сделал, отреагировал на возникшие обстоятельства. Действие тем и отличается от простой активности, реагирования, что в нем присутствует замысел


    5. Переход ребенка от активности к действию осуществляется за счет освоения ребенком ряда различений и понятий.

    Цель - результат

    Цель – что я хочу сделать, для чего, как будет выглядеть то, что я хочу сделать.

    Результат – что я получил в результате действий, похоже ли оно на то представление, которое у меня было до действия.

    Цель – средство (способ)

    Цель – что я хочу получить.

    Способ – как я буду это получать, могу ли я получить тоже самое, если внесу некоторые изменения, какие изменения можно вносить.

    Ситуация – цель (задача)

    Ситуация - обстоятельства, действия или бездействие, других людей приводящие к не желаемому настоящему или будущему. (возникновение множества событий в данной ситуации, не предвиденных, форс-мажорные обстоятельства).

    Задача – в данных обстоятельствах и с данными людьми может быть реализована определенным способом.

    Замысел – реализация

    Замысел – что хочу сделать, план действий, этапы получения результата. Реализация что получается на самом деле.



    Материал - продукт

    Материал, с которым буду работать, то, что подвергается преобразованию. Продукт образ результата работы.



    Орудия и инструменты

    С помощью каких инструментов или орудий я могу получить конечный продукт.



    Способность организации действия обеспечивает осознанность замысла действия, наличие плана, возможность изменить способы действия, если меняются обстоятельства, возможность оценить результат действия и ответить на вопрос – зачем это действие нужно произвести.
    6. Для достижения социального эффекта разработана и описана структурно-содержательная модель организации совместной деятельности

    На схеме показан процесс перехода исходного материала в конечный продукт, в процессе осуществляемого действия.

    Субъект действия, в соответствии с целью, имеющегося у него способностями, знаниями и средствами, при помощи орудий осуществляет процесс перехода исходного материала в продукт.


    7. Совместная деятельность состоит из трех основных этапов.

    На этапе выстраивания замысла определяем цель (что будем делать), результат (что хотим и можем получить), планируем действия (что для этого нужно предпринять).



    1. Что вы хотите сделать?

    2. Для чего вы это будете делать?

    3. Как вы это собираетесь делать?

    4. В какой последовательности?

    5. Что вам нужно для работы?

    На этапе реализации замысла совершая пробные действия, дети определяют, насколько выбранный и используемый ими материал, инструменты, способ и действия других людей приближают или отдаляют их от получения желаемого результата, что можно и нужно изменить, предпринять для того, чтобы выполнить задуманное.

    Анализ реализации:

    1. Что вы сейчас делаете?

    2. А что уже сделали?

    3. В чем будет заключаться ваша дальнейшая работа? (этапы)

    4. У вас получается?

    5. Получается сделать так, как хотели, или вы уже поменяли свой план?

    6. А почему поменяли план, думаете так дальше не получится сделать?

    7. В чем допустили ошибку, когда планировали?

    8. Как надо было придумать с самого начала?

    На этапе рефлексии с детьми возвращаемся к замыслу, обсуждаем и выясняем, что у нас получилось, что не получилось и почему.

    Ребенок приходит к пониманию того, как можно и нужно было действовать. Так происходит выход в новое мышление и ребенок приобретает опыт за счет присвоения способа действия в данной ситуации. Для того, чтобы у ребенка не вырабатывался шаблон действия, ситуации изменяются так, что нужно действовать по-другому, и это позволяет ему наращивать свой опыт.

    Результаты детской деятельности в виде продуктов в дальнейшем используются в играх, для реализации общих дел группы, имеют практическое применение, что и обеспечивает смысл деятельности для детей: они понимают, для чего это делали.
    8.При планомерной педагогической работе дошкольник может достичь следующих результатов. (раздатки Таблица задач формирования способности организации действия детей дошкольного возраста)
    9. Сейчас мы предлагаем практическую часть, с целью продемонстрировать использование игр в качестве инструмента развития способности организации действия

    Задания для работы «сообща»:

    Способствуют формированию умения

    1. Работать в группе, договариваться,

    2. Распределять действия,

    3. Слышать и слушать друг друга,

    4. Находить общее решение для реализации общего замысла.


    Задание для первой группы: «Строим дом»

    Цель игры - построить дом, соблюдая определённые условия




    10. Условные обозначения

    Задание для второй группы «Засели жильцов»

    Цель игры - построить дом, соблюдая определённые условия

    11. Рефлексия Ребенок приходит к пониманию того, как можно и нужно было действовать.
    12. Упражнение «Снежинка»

    У каждого участника лист бумаги одинаковой формы, размера, качества, цвета. Предлагается закрыть глаза и сложить лист пополам, оторвать правый верхний угол, опять сложить пополам, оторвите нижний угол и т. д. Затем раскрыть снежинку и постараться найти среди остальных снежинок точно такую же. Но снежинки все индивидуальны.



    Вывод:

    Все мы разные, с различными способности, возможностями и личностными качествами. У всех был одинаковый материал, все выполняли одинаковые действия, но результат у всех получился разный. Понять, почему получился результат разный, найти разные способы действия - это и есть мыследеятельностная педагогика.



    13. Пытаться добиться успеха, ничего не делая – то же самое, что пытаться собрать урожай там, где Вы ничего не сеяли. (Девид Блай)
    14. Список литературы

    1. Акопова Э.С., Алексеева Л. Н., Амяга Н. В., Иванова Е. Ю., Коновалова Е. В.,Лукашенко Е. Ю., Мансарлийская Л. Ф.. Педагогические мастерские: развитие способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сборник статей и методических материалов. –М.: МИОО, 2006. – 152 с.

    2. Акопова Э.С., Иванова Е.Ю. Развитие способностей дошкольника: игры и занятия из опыта мыследеятельностной педагогики. Методическое пособие. – М.: 2006. – с.

    3. Акопова Э.С., Иванова Е.Ю. Гармоничное развитие дошкольника: Игры и занятия. — М.: АРКТИ, 2007. — 256 с. (Развитие и воспитание)

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Мастер-класс «развитие способности организация действия у дошкольников»