• Оборудование
  • Ход урока. Организационный момент . Слово учителя . Актуализация цели .
  • Релаксация . Закройте глаза и представьте себе летнюю ночь (звучит музыка). Опишите, что вы представили. Слайд № 3.
  • Физ. минутка . (Массаж биологически активных точек на ушных раковинах, на висках) . Слайд № 7 .
  • Слайд № 8. Портрет Вани.
  • Слайд № 9 . Игра «Кто это» .
  • Теория литературы . Былички .

  • Скачать 53.36 Kb.


    Дата23.12.2017
    Размер53.36 Kb.
    ТипКонспект

    Скачать 53.36 Kb.

    Мастерство портретных характеристик в рассказе И. С. Тургенева



    Конспект

    открытого урока по литературе в 6 «б» классе

    Тема: Мастерство портретных характеристик в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

    Цели: обобщить изученный материал о героях рассказа; развивать умение ориентироваться в тексте произведения, узнавать героя по его характеристике; воспитывать у ребят интерес к произведениям

    И. С. Тургенева.



    Оборудование: портрет писателя, книги с произведениями писателя, презентация к уроку, детские рисунки, музыка (отрывок из Первой сонаты «Утро»).

    Тип урока: обобщение изученного материала.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    2. Слово учителя. Актуализация цели.

    Слайд № 1.

    Сегодня на уроке мы окунемся в мир детства, созданный в рассказе

    И. С. Тургенева «Бежин луг». Но сначала обратите внимание на эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова известной писательницы?

    Слайд № 2. Это новый мир, в который вы позволили нам проникнуть; ни один исторический памятник не может раскрыть нам Россию лучше, чем эти образы, столь хорошо вами изученные, и этот быт, так хорошо увиденный вами.

    Жорж Санд.

    (Эти слова говорят о мастерстве писателя…).


    1. Релаксация.

    Закройте глаза и представьте себе летнюю ночь (звучит музыка). Опишите, что вы представили.

    Слайд № 3.

    Мы представили себе тихую росистую ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно. У костра несколько ребят. Это крестьянские дети. Они пасут коней и коротают время, рассказывая друг другу страшные истории.



    Учитель. Почему Тургенев выбрал для рассказа крестьянских ребятишек?

    (Хотел раскрыть мир крестьянского детства).

    – Давайте познакомимся с ними. Прочитайте портреты детей. Начнем с Феди.

    Слайд № 4.

    – На что (какие детали) обращает наше внимание автор во внешности этого

    мальчика?

    (на лицо, на одежду).



    Армячок (знакомство с лексическим значением).

    – Как ведет себя Федя на протяжении всего рассказа?

    (Он самый старший, из зажиточной семьи, снисходителен к младшим, но не зазнается. Ночь для него развлечение).

    Слайд № 5.

    – Каким предстает перед нами Павлуша?

    – Какая деталь привлекла внимание автора в этом образе.

    (Глядел он очень умно и прямо, в голосе звучала сила).

    – Павлуша – единственный мальчик, которого Тургенев называет полным именем – Павел. Почему?

    – Какие истории он рассказывал? Как он относится к непонятному , странному, которое пугает других мальчиков?

    (Павел старается все объяснить, понять, у него есть знания о мире, приобретенные благодаря наблюдательности, жизненному опыту. У него пытливый ум и серьезная рассудительность).

    – О чем говорит поступок Павлуши, когда он вскакивает на лошадь, услышав шум?

    (О смелости, ловкости, решительности).

    Слайд № 6.

    – Здесь изображен Илюша. Докажите тургеневскими слова, что это он (стр. 178) «Тупая, болезненная заботливость…».

    – Что же заботит 12-летнего мальчика? (он вместе с братом и другими ребятами работает на бумажной фабрике. Работа очень тяжелая, поэтому он как будто чем-то придавлен, ему тяжело так жить).

    – Что вы еще можете рассказать о нем?

    (Он больше всех знает поверий, умеет заинтересовать ребят своими рассказами, значит он хороший рассказчик. Его речь богата синонимами, обращениями, сравнениями.


    1. Физ. минутка. (Массаж биологически активных точек на ушных

    раковинах, на висках).

    1. Слайд № 7. Портрет кости.

    – Чем же возбуждал любопытство Тургенева четвертый мальчик Костя?

    (У него задумчивый и печальный взор: глаза его хотели что-то высказать).

    – О чем рассказывал Костя?

    (О русалке, Гавриле-плотнике, о Васе).



    Слайд № 8. Портрет Вани.

    – Какого героя становится жалко первых строк описания? Почему? Как Тургенев относится к нему?

    (Ваню. Тургенев подбирает слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, говорящие о том, что Ваня маленький, тщедушный).


    1. Слайд № 9. Игра «Кто это?».

    – Итак, мальчики сидят у костра и рассказывает страшные истории. Прочитайте и назовите имя мальчика по его описанию.

    1. Горбоносое, вытянутое лицо; сжатые губы, сдвинутые брови. На вид ему было лет 12.

    ( Илюша).

    1. Волосы всколоченные, черные; глаза серые; лицо бледное, рябое. Они с Илюшей были одногодки. (Павлуша).

    2. Стройный мальчик, с красивыми чертами лица, кудрявыми, белокурыми волосами, светлыми глазами. Ему можно дать лет 14 ( Федя).

    3. Он был самый незаметный. Видна была лишь его русая кудрявая голова. Он был самый младший из ребят (Ваня).

    4. Он был маленького роста, худой. Лицо было невелико, но большие черные глаза. Он был старше Вани, но младше всех остальных ребят (Костя).

    1. Теория литературы. Былички.

    – Вспомните себя в лагере. О чем вы разговариваете после отбоя? Конечно, о страшилках. Вот и мальчики в 19в тоже рассказывают разные истории. Как их можно назвать? Россказни, предания, поверья? Современные историки называют их быличками – это рассказы о фактических событиях, участником или свидетелем которых был рассказчик. В рассказе 11 быличек. Расскажите о тех, которые вам понравились (Выборочный пересказ).

    1. «Илюша о домовом».

    2. «Павел о солнечном затмении».

    3. «Костя о русалке».

    – Как эти рассказы характеризуют самих мальчиков?

    (Мальчики суеверны, боятся непонятного, но таинственное притягивает их, живой ум и богатое воображение стараются все объяснить. Они эмоциональные рассказчики, верят в свои рассказы. Павел относится иронично.

    – О чем говорит финал рассказа?

    (Не все так гладко, благополучно в жизни. Горько автору. Но жизнь продолжается - утро).



    1. Итог урока.

    – Как относится автор к крестьянским детям?

    (С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских детей, их богатый духовный мир, умение тонко чувствовать красоту природы).

    – Как вы представляете мир крестьянских детей в 19 в.: чем он наполнен? Как они жили?

    (С одной стороны, самостоятельные с пеленок, впитавшие все русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С другой стороны, тяжелый труд, отсутствие возможности учиться).



    IX. Домашнее задание. Характеристика Павлуши (письменно).

    X. Отметки за урок с оценкой работы учащихся.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Мастерство портретных характеристик в рассказе И. С. Тургенева

    Скачать 53.36 Kb.