• ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
  • Отличительными
  • Цель и задачи программы. Цель
  • Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.
  • Основные виды деятельности учащихся
  • Ожидаемые результаты. Личностными результатами
  • Метапредметными результатами
  • Итоговый контроль
  • Материально-техническая база: Литература.
  • Учебно-тематический план

  • Скачать 131.2 Kb.


    Дата21.09.2017
    Размер131.2 Kb.
    ТипПояснительная записка

    Скачать 131.2 Kb.

    Медведева Маргарита Дмитриевна п. Арыктах


    МКОУ "Арыктахская ООШ"

    Кобяйского района Республики Саха (Якутия)



    Рассмотрено

    на заседании МО

    __________/_Медведева М.Д._/

    (подпись) ФИО

    «____»__________201___г.

    Согласовано

    зам. дир. по УВР

    __________/Николаева М.В._/

    (подпись) ФИО

    «____»__________201___г.

    Утверждено

    директором школы

    __________/Эверстов К.С./

    (подпись) ФИО

    «____»__________201___г.



    Рабочая программа внеурочной деятельности


    ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
    на 2015 – 2016 у. г.
    Направление: общеинтеллектуальное
    2 класс
    Автор-составитель: учитель начальных классов

    Медведева Маргарита Дмитриевна

    п.Арыктах

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Актуальность программы «Занимательная математика» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

    Программа позволяет учащимся ознакомиться на данном этапе обучения со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о предмете. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать формированию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математики. Занятия содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т. д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

    В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность.

    Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действиям над числами, в ходе формирования временных представлений и т. д. Формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения занятий, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочек или других предметов по заданному образцу, по собственному замыслу. На занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

    В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

    Любая математическая задача на смекалку несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.

    Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.



    Практическая значимость программы обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребёнком знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия.

    Отличительными особенностями программы являются:

    1. Организация деятельности учащихся, направленная на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

    2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

    3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

    4. Достижения отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

    5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А. Г., Криволаповой Н. А., Холодовой О. А.



    Цель и задачи программы.

    Цель:

    – развивать математический образ мышления.



    Задачи:

    – расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

    – расширять математические знания в области многозначных чисел;
    содействовать умелому использованию символики;

    – учить правильно применять математическую терминологию;

    – развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

    – уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.



    Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.

    Программа рассчитана на воспитанников 7–8-летнего возраста.

    Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Важную роль в комплектовании групп играет некоторая разница в возрасте детей, так как образовательный процесс протекает более благоприятно, поскольку старшие дети с готовностью выступают в роли наставников. Младшие же подтягиваются к уровню работ, к стилю поведения старших.

    Формы и режим занятий.

    Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения учащихся 2 класса.

    Занятия учебных групп проводятся 1 раз в неделю, всего – 34 учебных часа.

    На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

    – индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

    – фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

    – групповая (разделение на мини-группы для выполнения определенной работы);

    – коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

    Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий:

    – эвристическая беседа;

    – интеллектуальная игра;

    – викторина;

    – интегрированное занятие;

    – практикум по решению задач повышенной сложности;

    – самостоятельная работа;

    – турнир, олимпиада.

    Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия рекомендуется применение дидактической игры как современного и признанного метода обучения и воспитания.

    Основные виды деятельности учащихся:

    – решение занимательных задач;

    – участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

    – знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

    – проектная деятельность;

    – самостоятельная работа;

    – работа в парах, группах;

    – творческие работы.



    Ожидаемые результаты.

    Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

    определение и высказывание под руководством педагога самых простых общих для всех людей правил поведения при сотрудничестве (этические нормы);

    – в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

    Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний, положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используются:

    · простое наблюдение;

    · проведение математических игр;

    · опросники;

    · анкетирование;

    · психолого-диагностические методики.

    Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

    В сфере познавательных универсальных учебных действий ребята научатся:

    1) решать задачи с геометрическим и арифметическим содержанием;

    2) устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;

    3) строить логическую цепь рассуждений;

    4) выдвигать гипотезы;

    5) составлять задачи-шутки, магические квадраты;

    6) читать графическую информацию;

    7) находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;

    8) анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;

    9) различать существенные и несущественные признаки;

    10) отличать кривые и плоские поверхности;

    11) доказывать способ верного решения.

    В сфере коммуникативных УУД у ребят сформируется:

    1) уважение к товарищам и их мнению;

    2) понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;

    3) умение слушать друг друга.

    В сфере регулятивных УУД ребята научатся:

    1) постановке учебных задач занятия;

    2) оценке своих достижений;

    3) действовать по плану.

    Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

    – описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

    – выделять существенные признаки предметов;

    – сравнивать между собой предметы, явления;

    – обобщать, делать несложные выводы;

    – классифицировать явления, предметы;

    – определять последовательность событий;

    – судить о противоположных явлениях;

    – давать определения тем или иным понятиям;

    – определять отношения между предметами типа «род – вид»;

    – выявлять функциональные отношения между понятиями;

    – выявлять закономерности и проводить аналогии.



    Проверка результатов проходит в форме игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.).

    Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной. При этом принимаются во внимание способности каждого ученика.



    Итоговый контроль осуществляется в формах:

    тестирование;

    – практические работы;

    – творческие работы учащихся;

    – контрольные задания;

    – соревнования;

    – классные и школьные олимпиады;

    – рефлексия.



    Материально-техническая база:

    Литература.

    1. Агаркова, Н. В. Нескучная математика. 1–4 классы : занимательные материалы / Н. В. Агаркова. – Волгоград : Учитель, 2008. – 125 с.

    2. Агафонова, И. Н. Учимся думать : занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8–11 лет / И. Н. Агафонова. – СПб. : МиМ-Экспресс, 1996. – 96 с.

    3. Асарина, Е. Ю. Секреты квадрата и кубика /Е. Ю. Асарина, М. Е. Фрид. – М. : Контекст, 1995.

    4. Белякова, О. И. Занятия математического кружка. 3–4 классы / О. И. Белякова. – Волгоград : Учитель, 2008.

    5. Лавриненко, Т. А. Задания развивающего характера по математике : пособие для учителей начальных классов / Т. А. Лавриненко. – Саратов : Лицей, 2003.

    6. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. 1–4 классы. – М. : Панорама, 2006.

    7. Сахаров, И. П. Забавная арифметика / И. П. Сахаров, Н. Н. Аменицкий. – СПб. : Лань, 1996.



    8. Симановский, А. Э. Развитие творческого мышления детей : популярное пособие для родителей и педагогов / А. Э. Симановский.М. : Академкнига/Учебник, 2002. – 168 с. : ил.

    9. Сухин, И. Г. Занимательные материалы : начальная школа / И. Г. Сухин. – М. : Вако, 2004. – 240 с. – (Мастерская учителя).

    10. Узорова, О. В. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1–4 классы / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. – М. : АСТ : Астрель, 2004.

    11. Шкляров, Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи : пособие для начальной школы / Т. В. Шкляров. – М. : Грамотей, 2004.


    При работе используется также ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» (выпуски разных лет).
    Пособия и материалы (индивидуальные для каждого ребёнка).

    1. Тетрадь в клетку.

    2. Простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, шариковая ручка.

    3. Числовые веера.

    4. Счётные палочки.

    5. Линейка.

    6. Наборы геометрических фигур.

    Учебно-тематический план




    п/п

    Дата

    Темы

    Всего часов

    план

    факт

    1

    03.09




    Вводное занятие «Математика – царица наук»

    1

    2

    10.09




    Из истории математики. Как люди научились считать

    1

    3

    17.09




    Интересные приёмы устного счёта

    1

    4

    24.09




    Решение занимательных задач в стихах

    1

    5

    01.10




    Учимся отгадывать ребусы

    1

    6

    08.10




    Загадки-смекалки

    1

    7

    15.10




    Путешествие в Город Сказок

    1

    8

    22.10




    Практикум «Подумай и реши»

    1

    9

    05.11

    12.11





    Как зарождалась геометрия. (Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия. Многоугольник)

    2

    10

    19.11

    26.11





    Геометрические фигуры

    2

    11

    03.12




    Математические фокусы

    1

    12

    10.12




    Задачи в стихах

    1

    13

    17.12




    Ученые-математики

    1

    14

    24.12




    Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках

    1

    15

    14.01

    21.01





    Решение логических задач

    2

    16

    28.01

    04.02





    Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты

    2

    17

    11.02




    Путешествие в сказку «Колобок»

    1

    18

    18.02

    25.02





    Старинные меры измерения – длина, масса

    2

    19

    03.03

    10.03





    Кто где живет? Математическая беседа, работа с таблицей

    2

    20

    17.03




    Знакомьтесь: Пифагор!

    1

    21

    07.04

    14.04





    Как зарождался календарь?

    2

    22

    21.04

    28.04





    Единицы измерения времени. История часов

    2

    23

    05.05




    Дидактические игры по математике. Игра-сказка «Винни-Пух и его друзья»

    1

    24

    12.05




    Подготовка к интеллектуальному марафону

    1

    25

    19.05




    Интеллектуальный марафон

    1

    26

    26.05




    Круглый стол «Подведем итоги»

    1




    Итого

    34




    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Медведева Маргарита Дмитриевна п. Арыктах

    Скачать 131.2 Kb.