Скачать 111.71 Kb.


Дата14.03.2019
Размер111.71 Kb.

Скачать 111.71 Kb.

Мегорский П



Раскол в Вырозерском приходе и вообще в Заонежье // Олонецкие губернские ведомости. 1874. № 73. С. 877 ‒ 879.

С. 877


Расколъ въ Вырозерскомъ приходѣ и вообще въ Занежьѣ.

_____
Вырозерскiй приходъ, находясь въ срединѣ между Кузарандою и Толвуею, въ настоящее время входитъ въ составъ Кузарандскаго, а около времени появленiя раскола въ Россiи входилъ онъ, точно также какъ и самая Кузаранда, въ составъ Толвуйскаго прихода, какъ выставка его. Въ Толвуйскомъ же приходѣ, какъ и во всемъ Заонежьѣ, расколъ существуетъ съ самыхъ первыхъ своихъ дней1.

Въ 1655 году Патрiархомъ Никономъ, а по другимъ извѣстiямъ2 въ 1667 году, по опредѣленiю Московскаго собора, сосланъ былъ въ Палеостровскiй монастырь Павелъ, епископъ Коломенскiй, противникъ исправленiя книгъ при патрiархѣ Никонѣ. Противъ распространенiя имъ своихъ ложныхъ убѣжденiй въ народѣ не было принято мѣръ предосторожности. Павелъ, невозбранно принимая к себѣ всякаго посѣтителя, «свободнымъ языкомъ» проповѣдывалъ расколъ. А число посѣтителей его, должно быть, было очень велико. Слово его, какъ епископа, и особенно какъ гонимаго за вѣру, было очень дѣйственно, тѣмъ болѣе, что крестьяне Кузарандской волости, а равно и Вырозера, бывая въ Москвѣ для заработокъ и въ Соловецкомъ монастырѣ для богомоленiя, гдѣ въ это время было очень сильное броженiе умовъ по случаю исправленiя книгъ, могли встрѣчаться съ недовольными этимъ исправленiемъ, и, такимъ образомъ, заранѣе предрасполагались къ принятiю проповѣди епископа Павла. Сами раскольники въ исторiи Выговской пустыни3 замѣтили, что «ученiя и благословенiя архiерейскаго страны сея жители слышатели и видѣтели зѣло бяху.» ‒ Постоянный же собесѣдникъ Павла, Соловецкiй уставщикъ черный дьяконъ Игнатiй, съ благословенiя его, даже «сталъ твердою ногою» въ лѣсахъ Повѣнецкихъ и, между прочимъ, обошелъ все Обонежье съ проповѣдiю о расколѣ. Въ то же время другимъ ревностнымъ подвижникомъ Павла по распространенiю раскола былъ Досифей, игуменъ Тихвинскаго бесѣднаго монастыря, имѣвшаго вотчину въ Шунгскомъ погостѣ (отъ Вырозера въ 25 – 30 верстахъ). Кромѣ сего, въ Заонежье, какъ мѣсто лѣсистое, окруженное съ трехъ сторонъ водами Онежскаго озера и топями, сбѣгались въ это время толпами иногородцы, недовольные исправленiемъ книгъ, особенно изъ Новгородскихъ предѣловъ, гдѣ расколъ тогда со всею строгостiю былъ преслѣдуемъ правительствомъ. Сюда же, въ Заонежье, собрались раскольники и изъ Куржанской пустыни, по раззоренiи ея при митрополитѣ Питиримѣ4. «Старожитнiи они отцы, остальцы Соловецкiя и прочихъ обителей, – сказано въ исторiи Выговской пустыни,5 тогда крыяхуся по пустынямъ поморскимъ, около Онега озера, въ Шуньгѣ, въ Толвуи…. и тако древле православное благочестiе храняшеся и проповѣдашеся и въ домѣхъ благочестивыхъ, богобоязнивыхъ мужей свѣтяшеся…. и пустынныя мѣста благочестивыми отъ гоненiя наполняхуся.» Самосозженiя раскольниковъ въ Палеостровскомъ монастырѣ (1867 – 89 гг.6) довершили дѣло, начатое еп. Павломъ. Въ январѣ 1687 г. «воры и церковные раскольники (вышеозначенный) чернецъ Игнашко, да Вяжицкаго монастыря крестьянинъ Толвуйскаго погоста Овданко Алексѣевъ, подговоря въ свой воровской и еретической умыслъ Тихвина и Вяжицкаго монастырей (въ Шунгскомъ и Толвуйскомъ погостахъ) и прочихъ крестьянъ обоего пола до 1.200 человѣкъ, пришли великимъ скопомъ на Палеостровскiй монастырь» и, неистовствуя въ немъ въ теченiе 6 – 7 недѣль, (благодаря проповѣди Емелiана Повѣнецкаго съ прочими ревнителями, разъѣзжавшими по окрестнымъ ближнимъ селамъ и волостямъ съ приглашенiями явиться въ монастырь «за древнее благочестiе огнемъ скончатися»), умножились до 2-хъ тысячь человѣкъ и потомъ, при появленiи отряда войска, сожглись, за исключенiемъ вожаковъ. Чрезъ два года (1689) повторилось тоже самое. Эти самосозженiя оглашены были «огнеопальнымъ мученiемъ». Молва о новыхъ мученикахъ быстро разлетелась по Заонежью. Бродяги расколоучители, въ родѣ упомянутаго «благоревностнаго» Емелiана, старцевъ Игнатiя и Питирима, изъ которыхъ послѣднiй былъ пойманъ въ Космозерѣ, 7уже въ 1692 году, дѣйствовали неустанно, фанатично и преобразовывали жителей Заонежья на свой ладъ. Какъ ни удалено было Заонежье отъ правительства, а оно наконецъ должно было обратить свое вниманiе на этотъ край.

Въ 1689 году былъ посланъ въ Палеостровскiй монастырь, для увѣщанiя, Олонецкiй протопопъ Левъ (впослѣдствiи Лаврентiй, архимандритъ Свирскаго монастыря) и съ нимъ отрядъ войска, изъ коего прапорщикъ Портновскiй ходилъ со стрѣльцами въ Заонежскiе погосты и волости «для сыска раскольниковъ» и нашелъ здѣсь три пристанища (4-е было созжено). Былъ же Портновскiй въ Толвуи и селахъ по пути до Кижъ.

Съ этого времени дѣлаются извѣстными и бывшiя «по причинѣ гоненiя» переселенiя изъ Толвуйскаго погоста, въ составъ коего тогда входили Вырозеро и Кузаранда, въ болѣе заглушныя мѣста и по преимуществу на Выгъ рѣку, напр. изъ Толвуи Захарiи Стефановы со всѣмъ семействомъ8 въ 1687 – 1691 и изъ Кузаранды Тимоѳея Трифонова9 въ 1693 г. Когда же въ 1694 г. основанъ былъ на рѣкѣ Выгъ Даниловскiй раскольническiй монастырь, тогда еще болѣе умножились переселенiя сюда жителей Заонежскихъ, именно: изъ Толвуи,10 Кузаранды,11 Фоймогубы,12 Космозера,13 Шуньги14 и другихъ. Въ числѣ переселенцевъ были и изъ духовнаго сословiя, напр. Толвуйскаго погоста поповъ сынъ Леонтiй Парамоновъ15, пришедшiй въ Выговскую пустынь около 1695 – 1697 годовъ и пономарица «старица Агрипина,» пришедшая сюда «съ первыхъ лѣтъ» основанiя монастыря16. Если же духовенство было на сторонѣ раскола, то что сказать о прихожанахъ?.....

Въ 1731 году причетникъ Толвуйскаго прихода Халтуринъ доносилъ, что въ числѣ Выговскихъ расколоучителей, былъ Толвуйскаго погоста поповъ сынъ Леонтiй Ѳедосѣевъ и что раскольники укрываются попами и старостами. Спрошенные по этому случаю жители Толвуйскаго и Кузарандскаго приходовъ показали только, «въ ихъ погостѣ раскольники имѣются, о которыхъ у попа сказки и вѣдомости поданы.» Въ 1738 году Круглый показывалъ, что въ Толвуйскомъ погостѣ потаенныхъ раскольниковъ много имѣется, а староста и Толвуйскiй попъ въ сказкѣ своей ихъ не писали и всѣхъ раскольниковъ прикрыли, «вѣдаетъ же онъ Круглый потому, что оные раскольники съ правовѣрующими не ѣдятъ и въ церковь не ходятъ и отца духовнаго не имѣютъ17.

И такъ, на основанiи вышесказаннаго, можно положительно утверждать, что расколъ въ Вырозерѣ, какъ и во всемъ Заонежьѣ, существуетъ съ самыхъ первыхъ дней своего появленiя въ Россiи, именно съ конца XVІІ столѣтiя. Развитiю его содѣйтвовали самое географическое положенiе Заонежья, и въ особенности Вырозера, скученнаго и находившагося за озеромъ Онегомъ, вдали отъ надзора властей духовныхъ и свѣтскихъ, самосозженiя раскольниковъ въ Палеостровѣ и


С. 878


особенно раскольническiе Выголексинскiе монастыри съ подвластными имъ скитами, въ кои переселялись жители Вырозера, – равно какъ и изъ другихъ Заонежскихъ приходовъ, и изъ коихъ проповѣдники разъѣзжали по приходамъ съ благотворенiями и проповѣдiю о расколѣ и наконецъ невѣжество народонаселенiя и малообразованность священниковъ.

Съ открытiемъ епархiи при преосвященномъ Игнатiѣ, который, при обозрѣнiяхъ церквей, приглашалъ раскольниковъ къ себѣ на квартиру для собесѣдованiй и строго преслѣдовалъ всякое оказательство раскола, было положено начало его ослабленiю18. Еще по сiе время живъ въ Вырозерѣ крестьянинъ, въ домѣ котораго преосвященный Игнатiй имѣлъ временное свое мѣстопребыванiе въ то время, когда прiѣжалъ сюда для освященiя храма, и бесѣдовалъ съ раскольниками. Съ особенною любовiю старецъ – крестьянинъ воспоминаетъ и разсказываетъ объ этихъ бесѣдахъ преосвященнаго. Въ настоящее время все семейство его православно и самъ онъ ревностнѣйшiй сынъ св. церкви, бывающiй въ храмѣ почти за каждымъ богослуженiемъ въ воскресные дни, что въ Вырозерѣ особенная рѣдкость.

Послѣ отъѣзда преосвященнаго Игнатiя изъ Олонецкой епархiи расколъ усилился и умножился въ численности; по церковнымъ же документамъ продолжалъ сокращаться. Въ 1850 году, въ годъ смерти преосвященнаго Венедикта, по церковнымъ документамъ въ Вырозерѣ значилось раскольниковъ: 2 м. и 7 ж. п., а въ 185¾ г. чиновникомъ особыхъ порученiй показано было ихъ до 200! – число жителей было въ то время около 800 д. обоего пола. Во время преосвященнаго Аркадiя, при которомъ «поморская мѣстность, благодаря неусыпнымъ трудамъ и старанiямъ его, скажу словами г. Шевелкина, видимо, измѣнилась къ лучшему, такъ какъ и туда проникъ лучь истиннаго слова Божiя19, расколъ измѣнилъ свой характеръ (въ Вырозерѣ), сдѣлавшись мягче, и менѣе фанатиченъ. Этому много содѣйствовали съ 1854 года собесѣдованiя миссiонеровъ съ раскольниками. По видимому, эти собесѣдованiя оставались какъ-бы безуспѣшными; на самомъ же дѣлѣ слово миссiонера, обращенное къ раскольникамъ, иногда заставляло, по удаленiи его, обдумывать сказанное и даже задумываться о своемъ положенiи. Такъ, пишущему сiи строки случилось въ 1870 году исповѣдать и св. таинъ причастить одного крестьянина деревни Юсовой Кузарандскаго прихода, который въ прежнее время былъ расколоучителемъ и съ которымъ имѣлъ собесѣдованiя миссiонеръ iеромонахъ Исихiй. Такъ, въ декабрѣ 1872 года, случилось мнѣ же познакомиться съ однимъ крестьяниномъ Фоймогубскаго прихода, который, какъ разсказывалъ мнѣ, будучи въ расколѣ рожденъ и воспитанъ, «цѣлыя ночи просиживалъ» съ тѣмъ же миссiонеромъ и послѣ сего сдѣлался поборникомъ православiя. Въ Вырозерскомъ приходѣ есть много личностей, которыя прежде были въ расколѣ, а нынѣ принадлежатъ къ православной церкви. Впрочемъ, при всемъ томъ, расколъ еще силенъ и крѣпокъ въ Вырозерѣ. Въ рѣдкомъ домѣ нѣтъ раскольника или раскольницы и даже двухъ и трехъ. Есть деревни, совершенно зараженныя расколомъ. Есть много семействъ, къ которымъ въ домъ причту не дозволяется входить со св. крестомъ въ праздники Пасхи и Рождества Христова. Всѣхъ раскольниковъ 114 об. пола, а жителей около 1,365 – 1,380 об. пола.



Большинство раскольниковъ Вырозерскаго прихода принадлежатъ къ Даниловской сектѣ. Лѣтъ 20 (или нѣсколько болѣе) тому назадъ, въ ущербъ ея стала распространяться секта аристовцевъ, которые сами считаютъ себя Филиповцами. Кромѣ этихъ аристовцевъ или Филиповцевъ, есть еще нѣсколько раскольниковъ, которые также считаются аристовцами, но на общенiе не принимаются первыми и, по моему мнѣнiю, суть или послѣдователи проповѣдниковъ «свободнаго ложа» И. А. Ковылина и составителя пандекта, извѣстнаго у раскольниковъ подъ именемъ семитолковаго апокалипсиса Сергѣя Семеновича Гнусина, или усвоившiе ученiе «о бракѣ» послѣдователей «Покровской часовни.» Одинъ Фоймогубскiй крестьянинъ, рожденный и воспитанный въ расколѣ, но потомъ обратившiйся въ православiе, разсказывалъ, что одни изъ «аристовцевъ» принимаютъ браки, только въ церкви не вѣнчаются; другiе же изъ аристовцевъ «не принимаютъ браковъ» – безбрачники. «Аристовщина, по словамъ одного Фоймогубскаго крестьянина, появилась въ Заонежьѣ, и прежде всего въ Фоймогубѣ, около 1848 года. Уроженецъ Шунгскаго прихода, деревни Батовской, крестьянинъ Мянда былъ въ услуженiи у С.-Петербургскаго купца и наставника раскола Г. С. К.20. Сокращенный въ расколъ, Мянда познакомился съ Петербургскимъ мѣщаниномъ (имени его не помнитъ), имѣвшимъ двухъ сестеръ и уѣхалъ съ нимъ въ Кемскiй уѣздъ (Арханг. губ.). Здѣсь они поселились въ пустынѣ, въ 20 верстахъ отъ г. Кеми и въ 2-хъ верстахъ отъ деревни «Лѣтней-рѣки». Мѣщанинъ принялъ иночество и названъ Савватiемъ21. Будучи богатъ, Савватiй накупилъ семги и послалъ товарища торговать. Мянда проторговался. Савватiй снова накупилъ рыбы и снова послалъ Мянду торговать; но и въ этотъ разъ Мянда обманулъ его. Тогда Савватiй выгналъ его. Изгнанникъ явился въ Заонежье къ раскольникамъ и успѣлъ совратить двухъ Филиповцевъ деревни Пустыни, Карасъ-озерскаго прихода, двухъ изъ самаго Карасъ-озера, одного изъ деревни Кярзи Толвуйскаго прихода и двухъ Фоймогубскаго прихода изъ дер. Сѣверной и Кярзиной. Всѣ они были перекрещены снова, кромѣ двухъ, крещенiе которыхъ было признано правильнымъ, такъ какъ оно совершено было въ Косновой моленной въ Петербургѣ, (Косновая же моленная была Ѳедосѣевская). Наставникомъ раскольниковъ новой секты назначенъ былъ одинъ Фоймогубъ, здравствующiй и понынѣ; но этимъ назначенiемъ оскорбился другой изъ новыхъ раскольниковъ, мечтавшiй о настоятельствѣ, и снова перешелъ въ Филиповщину. Когда общество аристовцевъ умножилось, тогда назначенный настоятелемъ былъ утвержденъ въ своей должности; но онъ дозволилъ своему сыну обвѣнчаться въ церкви, а потомъ другому своему сыну держать на дому дѣвку. За это отдѣлились отъ него нѣкоторые раскольники дер. Паяницъ Шунгскаго прихода и Вырозерскаго прихода дер. Демеховской и увлекли за собою многихъ другихъ аристовцевъ. Такъ явилось раздѣленiе въ аристовщинѣ. Одни слѣдуютъ ученiю, что надобно жить цѣломудренно и имущему жену жить яко неимущему22. Для этого постеля разсѣкается на двѣ половины: одна мужу, а другая женѣ, для означенiя, что они должны расходиться на чистое житiе. Другiе же остались вѣрными ученiю, дозволяющему удовлетворенiе «похоти плоти.» Изъ послѣдователей его въ Вырозерѣ извѣстны нынѣ двое въ деревнѣ Игумновской. Отвергая церковное вѣнчанiе, они держатъ на дому по дѣвкѣ въ видѣ стряпухъ. Сынъ имѣетъ отъ своей – дѣтей, надъ которыми совершаютъ таинство крещенiя православные священники. Сперва стряпуха его жила въ деревнѣ по паспорту, потомъ приписана въ деревню оффицiально и изъ стряпухъ вступила въ права настоящей хозяйки дома. Численность раскольниковъ приблизительно можно опредѣлить такъ: Даниловской секты 16 м. и 68 ж. п. и аристовцовъ обоихъ видовъ, иначе сказать: Филиповцевъ и Ѳедосѣевцовъ 13 м. и 17 ж. пола.

1 Преосв. Макарiй въ исторiи р. раскола говоритъ, что еп. Павелъ сосланъ въ Палеостровъ въ 1655 и въ 1658 г. умеръ (стр. 273 и примѣч. 292 изд. 2).

2 Преосв. Игнатiй, еп. Олонецкiй (ист. о расколѣ въ рус. церкви ч. 1, изд. 1863 г. стр. 200), протоiерей А. І. Журавлевъ (о древнихъ стригольникахъ и новыхъ раскольникахъ (ч. 1 стр. 52, примѣчанiе, изд. 5), преосв. Филаретъ, еп. Черниговскiй (И. Р. Ц. изд. 3-е, ч. 4, стр. 48, примѣч. 98 и стр. 165 § 32) и г. Муравьевъ (расколъ, обличаемый своею исторiею стр. 67), говорятъ, что Павелъ сосланъ былъ въ Палеостровъ по опредѣленiю собора 1667 г.

3 Стр. 78.

4 Питиримъ былъ Новгород. митрополитъ съ 1664 по 1672 годъ.

5 Стр. 80 – 81.

6 Палеостровскiй монастырь отъ Толвуйскаго погоста въ 5, а отъ Вырозерскаго въ 15 вер.

7 Расколъ. дѣла XVІІІ ст. г. Есипова, стр. 271.

8 Ист. Выг. пуст. стр. 307 – 309 и сказанiе о Данiилѣ Викулинѣ, рукописное. Въ лѣта 7195, говорится въ послѣднемъ, прiиде изъ Зосимова отечества отъ села великаго, зовомаго Толвуи, Германъ, не Соловецкаго отока, но мѣста къ населенiю Выгорѣцкой пустыни изыскатель, именемъ Захарiя Дровникъ со отцемъ своимъ Стефаномъ и съ сестрами своими дѣвицами.»

9 Ист. Выг. пустыни, стр. 297.

10 Тамъ же, стр. 222, 346.

11 Стр. 293, 303, 359, 366.

12 Стр. 53.

13 Стр. 295 – 296.

14 Стр. 296, 149, 305.

15 Стр. 106.

16 Стр. 348.

17 Раскол. дѣла XVІІІ ст. г. Есипова, стр. 490.

18 Въ Кузарандскомъ приходѣ расколъ былъ потрясенъ до основанiя при пр. Игнатiѣ священникомъ Дубровскимъ, точно также какъ въ Топиницкомъ, при пр. Аркадiѣ священникомъ Дмитрiемъ Петровымъ.

19 Душеполезн. чт. за 1865 г. ч. 4, изв. и замѣтки. стр. 20.

20 О Кузьминѣ говорится у г. Никольскаго въ семейной жизни въ расколѣ и у г. Ливанова «раскольники и острожники» т. 3, – только тотъ Кузьминъ Семенъ и Московскiй, а упоминаемый Фоймогубъ Григорiй и Петербургскiй. По словамъ Фоймогуба, этотъ Селивестровъ дозволилъ своей дочери обвѣнчаться въ церкви и за это будто бы былъ присужденъ къ лишенiю наставничества. Вызванный «Павелъ Прусскiй», котораго хотѣли поставить наставникомъ вмѣсто Селивестрова, также обличалъ Селивестрова.

21 Лжеинокъ Савватiй лѣтъ 6 – 10 тому назадъ прiѣзжалъ въ Лодейнопольскiй уѣздъ въ приходы Оштинскiй, Косельскiй и др. сосѣднiе и здѣсь совратилъ многихъ раскольниковъ Дан. секты въ свою. По начавшемуся слѣдствiю отыскивали его – но узнали только, что онъ изъ Ошты ѣздилъ въ Петербургъ къ сестрамъ и потомъ хотѣлъ возвратиться въ Сороку (Арханг. губ.).

22 Въ 1872 г. у одного изъ послѣдователей ученiя Ивановыхъ р. Соболева, разшедшагося съ женою на чистое житiе и жившаго съ нею, яко не имуще ея, оказались плоды супружеской любви, за что онъ и былъ отлученъ отъ сонмища на 6 недѣль, во время которыхъ долженъ былъ выполнить епитимiю, состоявшую изъ поклоновъ по уставу Ѳедосѣевцовъ или Филиповцовъ.