• Актуальность включения в программу предмета ОРКСЭ модуль «Православная культура» темы: «Храмы Тутаевского муниципального района» вызвана
  • Список использованной литературы
  • Оборудование
  • Технологическая карта занятия .
  • I . Самоопределение к деятельности. Организационный момент II Операционно-исполнительный этап.
  • Задание
  • 2. Виртуальная экскурсия по храмам.
  • Крестовоздвиженский собор
  • Спасо-Архангельская церковь
  • Воскресенский собор
  • Тихоновская церковь Храм
  • Храм — это особый дом, в котором собирается Божия семья (верующие христиане)
  • Презентация по ДНВ на тему: «Православные святыни Тутаевского района».
  • III. Рефлексивно-оценочный этап.
  • IY Домашнее задание Индивидуальное
  • Викторина 1.Чудотворная икона Божией Матери Смоленская относится к иконографическому типу «Одигитрия» что в переводе означает



  • страница1/15
    Дата02.05.2018
    Размер1.95 Mb.
    ТипМетодическая разработка

    Методическая разработка: «Храмы Тутаевского муниципального района»


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    Муниципальное образовательное учреждение Ченцевская средняя школа Тутаевского муниципального района Ярославской области.

    Методическая разработка:
    «Храмы Тутаевского муниципального района»

    (технологические карты)

    Авторы: Комиссарова Ольга Павловна –

    учитель географии,

    Соколова Валентина Алексеевна-



    учитель биологии.




    2017 год
    Есть в России святые места,

    Если вдруг тебя в горе кинет,

    Если вдруг на душе пустота,

    Ты пойди, приложись к святыне.


    Технологические карты предназначены для учащихся 1-6 классов, изучающих ОРКСЭ модуль «Православная культура» на урока или внеурочных занятиях, может быть использованы как один из возможных вариантов изучения архитектурных памятников своего края на уроках ИЗО, истории, на классных часах при проведении мероприятий историко-краеведческого, патриотического направления.

    Приобретенные знания, умения и навыки помогут детям обобщить знания о православных храмах нашего края, которые станут основой формирования знаний об архитектурных памятниках Руси и формирования гражданской позиции.


    Актуальность включения в программу предмета ОРКСЭ модуль «Православная культура» темы: «Храмы Тутаевского муниципального района» вызвана:  

    • необходимостью сохранения культовых сооружений как объектов культурного наследия;

    • возрождения связи времён и как следствие — духовного возрождения общества;

    • большой значимостью Церкви, как хранительницы  нравственных ценностей, патриотических чувств;

    • стимулированием интереса к познанию исторического прошлого своего родного края;

    • воспитанием любви к малой родине подрастающего поколения.


    Цель изучения: воспитание патриотизма, чувства любви и уважения к прошлому и настоящему своего отечества, народа, малой родины и развития творческой активности обучающихся по изучению храмовой архитектуры.

    Задачи:

    • Расширить знания обучающихся о храмах Тутаевского района;

    • развить интерес обучающихся к познавательной деятельности с целью получения новых знаний и умений;

    • развить навыки обучающихся по эффективному поиску, структурированию и качественной обработке информации для получения необходимого результата;

    • вызвать интерес обучающихся к храмовой архитектуре.



    Список использованной  литературы:

    1. Воскресенский собор и храмы Романова-Борисоглебска. Изд-во «Отчий дом», 2005.

    2. Кураев А. Основы православной культуры. М., 2010

    3. Рябчикова С.Б., Синягина С.А., Шарова А.Д. Духовно-нравственные традиции русской культуры: Программа и методическое пособие. – Ярославль, 2009. – 442 с

    Интернет-ресурсы:

    nsportal.ru›Начальная школа›…tekhnologicheskaya-karta

    doc4web.ru›Орксэ›…-karta-hram-klass.html

    klassnye-chasy.ru›prezentacii-prezentaciya/orkse-…

    pedsovet.org›Учитель›…_id,128936/itemid,118



    http://festival.1september.ru/articles/637747/

    http://www.pravoslavie.ru

    http://sobory.ru/article/?object=00220

    infourok.ru›
    tehnologicheskaya-karta…popo-teme…(дата обращения 27.01.2017)

    Занятие по теме:

    «Православные святыни Тутаевского района».
    Цель: обобщение знаний об истории и архитектуре храмов города Тутаева и Тутаевского района.

    Задачи:

    1. Обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы: «Православные святыни Тутаевского района»;

    2. совершенствовать
      навыки самостоятельной работы;

    3. развивать навыки сравнительного анализа;

    4. давать характеристику памятникам архитектуры;

    5. формировать представление ценности православного храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей;

    6. развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся;

    7. воспитывать  ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.


    Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, рабочие листы с заданиями для учащихся.
    Авторы: Комиссарова Ольга Павловна – учитель географии,

    Соколова Валентина Алексеевна - учитель биологии.



    Технологическая карта занятия.


    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    I. Самоопределение к деятельности.

    Организационный момент

    II Операционно-исполнительный этап.



    Храм Божий на горе мелькнул
    И детски чистым чувством веры
    Внезапно на душу пахнул…
    Нет отрицанья, нет сомненья,
    И шепчет голос неземной:
    Войди с открытой головой!
    Войди! Христос наложит руки
    И снимет волею своей
    С души оковы, с сердца муки
    И язвы с совести больной…
    Н.А.Некрасов

    Издавна на месте будущего поселения: деревни, села, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города.

    В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы.

    Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.



    Задание: Записать определение храм и церковь в рабочих листах.


    Беседа с учащимися.
    1. Внешние особенности храма.

       


     Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.

          Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

       

    1. Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?


        Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий.  По своей архитектуре храмы бывают разные:

    • В виде креста. Это означает, что храм посвящен Господу, распятому за нас на кресте.   

    • Храм может быть виде продолговатого корабля. Это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.

    • Храм иногда устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

    • Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

         Здание храма завершается сверху куполом, изображающим собой небо.  

       2. Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

         Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

        3. Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

    - выслушиваем предположения детей

     

    Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.



     

    4. Как вы думаете, зачем нужны колокола?

    - выслушиваем предположения детей

    А сейчас мы выполним с вами задания  


    2. Виртуальная экскурсия по храмам.   

    Православные храмы строятся алтарем на восток в сторону света, где восходит солнце. Каждый храм посвящен какому-либо святому или знаменательному событию в истории нашей страны.



    Храмы на карте Тутаева

    Так храмами памятниками являются:



    • Крестовоздвиженский собор (XV век)- древнейший храм Романова.

    • Церковь Троицы (1783) на погосте построена на месте деревянной по грамоте Ростовского архиепископа Самуила.

    • Спасо-Архангельская церковь(1746) построена на месте двух деревянных сгоревших.

    • Благовещенская церковь единственный бесстолпный храм в Тутаеве.

    • Воскресенский собор - главное украшение Тутаева

    • Казанская Преображенская церковь построена в 1758 году, имела пять престолов.

    • Вознесенская (Леонтьевская) церковь построена стараниями купца Григория Сырейщикова с прихожанами.

    • Покровская церковь - один из наиболее древних храмов.

    • Тихоновская церковь Храм во имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси (старообрядческая).

    Выполняют задание № 1 в рабочих листах.

    Вариант ответа учащихся.

    Храм — это особый дом, в котором собирается Божия семья (верующие христиане), чтобы вместе молиться Богу. Слово храм означает «здание», «дом».

    Церковь — озна­чает всех верующих в Иисуса Христа людей и Дом Божий.

    Варианты ответов:



    1.У него есть купол, на котором находится крест. 
    Просмотр слайдов презентации.

    http://infourok.ru/user/sokolova-valentina-alekseevna/progress

    (Презентация по ДНВ на тему: «Православные святыни Тутаевского района».)

    2. Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.


    3.


    - Две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

    - три главы (три Лица Святой Троицы);

    - пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);

    - семь глав

    4. Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех. 

    Выполнение заданий № 2,3в рабочих листах.

    Просмотр слайдов презентации.

    Выполнение заданий № 4,6,7 в рабочих листах.


    III. Рефлексивно-оценочный этап.

    Какие чувства возникают у вас прослушивании стихотворения?

    Прихожане в Божий храм
    Ходят рано по утрам,
    Пообщаться с Богом в нице,
    Прислониться к плащанице.
    Просят жизнь добрее стать,
    Вам здоровья пожелать,
    Свечи ставят на канон,
    Свечи ставят у икон.
    На помин чужой души
    В Божьем храме помолчи,
    Со слезою на глазах
    Душа кается в грехах.
    Приходите в Божий храм,
    Очищайте душу там!

    - выслушиваем детей.

    Часто ли вы бываете в храме?

         Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?

        Вопросы в помощь для составления памятки:  

    О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

    Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

    Как мы заходим в храм?

    Как мы стоим во время богослужения?

    Как оканчивается божественная литургия?



    Рефлексия

    Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

    Как называется храм, находящийся в нашем городе?

    Любите, дети, старину

    С ее былинными веками,

    С ее старинными церквами,

    К величию ведшие страну…

    Любите. Дети, старину!..

    (С.С.Бехтеев)



    Просмотр слайдов презентации. Выполнение задания № 5 в рабочих листах.

    Просмотр слайдов презентации. Выполнение задания № 8 в рабочих листах.



    IY Домашнее задание

    Индивидуальное:

    -  нарисовать или изготовить макет храма вашей мечты

    -  подобрать  и выучить стихотворение о храме.

    - самостоятельно или с помощью родителей приготовить презентацию об одном из известных храмов нашей страны или области.








    Приложение 1

    Викторина
    1.Чудотворная икона Божией Матери Смоленская относится к иконографическому типу «Одигитрия» что в переводе означает:

    1.Умиление

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Методическая разработка: «Храмы Тутаевского муниципального района»