• «Конспекты занятий по декоративному рисованию с национально – региональным компонентом для детей 3-7 лет» Пояснительная записка Конспекты занятий с детьми 3-7 лет
  • Элиста, 2016 «Национально-региональный компонент в декоративном рисовании дошкольников» Пояснительная записка
  • Конспекты по декоративному рисованию с национально – региональным компонентом Вторая младшая группа Занятие №1
  • Предварительная работа.
  • Занятие № 2 Тема: «Украсим шапочку кукле Кеме» (Узор на полосе) Цель.
  • Предварительная работа
  • Дидактическая игра « Найди такую же»
  • Занятие №3 Тема: «Украсим пиалу» Цель
  • Материалы.
  • Конспекты занятий по декоративному рисованию с национально – региональным компонентом Средняя группа Занятие № 1.
  • Занятие №2 Тема: «Украшение шапочки для куклы Кемы» Цель.
  • Занятие№3 Тема: «Украсим платье кукле Кеме» Цель.
  • Конспекты занятий по декоративному рисованию с национально – региональным компонентом. Старшая группа Занятие №1.
  • Занятие №2 Тема: «Укрась шапочку калмыцким орнаментом» Цель
  • Занятие №3 Тема: «Узор на полосе из тюльпанов и листьев» (По мотивам калмыцкой народной вышивке). Цель
  • Конспекты занятий по декоративному рисованию с национально – региональным компонентом Подготовительная группа Занятие №1 Тема
  • Занятие № 2 Тема: «Украшение бортхи». Цель.
  • Занятие № 3 Тема: «Украшение женского калмыцкого национального головного убора» (Халмаг) Цель.

  • Скачать 317.34 Kb.


    Дата23.12.2018
    Размер317.34 Kb.
    ТипМетодическая разработка

    Скачать 317.34 Kb.

    Методическая разработка «Конспекты занятий по декоративному рисованию с национально региональным компонентом для детей 3-7 лет»



    Муниципальное казенное дошкольное учреждение

    Детский сад №20 «Нарн» г. Элисты Республики Калмыкия

    Методическая разработка

    «Конспекты занятий по декоративному рисованию с национально – региональным компонентом для детей 3-7 лет»
    Пояснительная записка

    Конспекты занятий с детьми 3-7 лет

    Утхунова Н. А., воспитатель М КДОУ

    Детский сад №20 «Нарн»


    Элиста, 2016
    «Национально-региональный компонент в декоративном рисовании дошкольников»

    Пояснительная записка
    Программа «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) в художественно-эстетическом воспитании дошкольников уделяет большое внимание ознакомлению детей с народным искусством. Наряду с русским народным искусством детей необходимо знакомить с искусством и культурой своего региона.

    Региональный компонент является областью освоения ребенка мира, где его ценности показаны через культуру, историю своего края. Ребенок осознает, что его малая родина – это часть огромной страны и мира. Ребенку прививается любовь к своеобразию родного края, стремление к знанию своей истории, своих корней, традиций и культуры своего народа.

    Традиционность в народном искусстве имеет глубокие корни, уходящие в глубину веков. Веками отбирались и отрабатывались характерные черты того или иного орнамента, вышивки, ее колорит, композиционный строй, элементы.

    Этнокультурный феномен находит отражение во всех формах народного творчества: архитектура, устное народное творчество (эпос, сказки, песни, пословицы, загадки и т.д.), изобразительное искусство (древнейшим видом которого является орнамент).

    Калмыцкий орнамент отличается разнообразием и богатством по формам и колориту. Он насчитывает 130 видов, каждый из которых имеет свое название, содержание и предназначение. По общему мнению ученых, человек выражал свое представление о мире как в простых знаках – символах воды, земли, солнца и т. д., так и в более сложных формах, например, таких как ленточный орнамент – меандр. В калмыцком прикладном искусстве встречаются различные мотивы орнамента: геометрический, растительный, зооморфный и более частый мотив – рогообразный (бараньи рога), символизирующий богатство, широко использовался и астральный мотив.

    Символический смысл орнамента может выражаться не только знаками – символами, огромную роль в этом играет цвет.

    Белый цвет в народной и культовой символике ассоциируется с чистотой и благородством. Это цвет счастья и удачи. Это Белый Старец, покровитель местности, и связанный с ним праздник Белого месяца, «Цаган Сар».

    Синий цвет – цвет неба, символизирует бессмертие, мужество, верность, преданность.

    Черный цвет – противоположность белому.

    Красный и желтый считались священными, одежды таких цветов носили люди духовного звания. Красный цвет – цвет радости, веселья, торжества и счастья. С ним связано представление о солнце. Желтый и золотой цвет символизировали святость, постоянство.

    Зеленый цвет – цвет весны, покоя и стабильности.

    Остальные цвета являются производными «пяти основных».

    Орнаменты являлись своеобразной «символической письменностью» наших предков – кочевников, каждый калмык знал наименование и смысл орнаментальных сюжетов. Орнаментальное искусство калмыков выражает нравственно-этические критерии взаимоотношений человека и природы.

    С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знакомы с народной культурой, прошлым нашего народа. Как жили калмыки? Какими ремеслами они занимались? Как отдыхали? Что их радовало? Как соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт?

    Необходимо донести до сознания дошкольников, что они являются носителями калмыцкой народной культуры, воспитывать их в национальных традициях. В связи с этим мною были запланированы темы и разработаны занятия по декоративному рисованию с национально–региональным компонентом. На занятиях данного раздела ставятся следующие задачи:


    1. Знакомство с калмыцким декоративно-прикладным искусством;

    2. Знакомство с историей зарождения народных промыслов;

    3. В процессе художественно- творческой деятельности научить

    детей выполнять элементы декоративной росписи.

    Для каждой возрастной группы были определены общие задачи по обучению детей изобразительной деятельности и развитию детского творчества, затем определялось и тематика занятий.

    Во второй младшей группе дети учатся рисовать простейшие элементы декоративного рисования: прямые (штрихи) и волнистые линии, пятнышки, кольца, точки. На занятиях по рисованию дети знакомятся с атрибутами калмыцкой национальной одежды: калмыцкий мужской пояс, девичья калмыцкая шапочка (узор на полосе); с национальной посудой (пиалой). Украшают полосы бумаги (пояс, околыш шапки), силуэт чаши (пиала), лист квадратной формы (коврик для кукол).

    В средней группе впервые вводится декоративное рисование. На занятиях по декоративному рисованию с национально-региональным компонентом дети продолжают знакомство с калмыцкой национальной одеждой (манишкой, девичьей калмыцкой шапочкой, калмыцким платьем). Украшают силуэты – манишка, калмыцкая девичья шапочка (узор на околыше шапки), калмыцкое девичье платье. Дети знакомятся с калмыцким орнаментом, учатся рисовать простейшие элементы геометрического и растительного орнаментов.

    В старшей группе работа по приобщению детей к восприятию произведений калмыцкого декоративно-прикладного искусства продолжается. Дети знакомятся с элементами геометрического и растительного орнаментов, начиная с самого простого и постепенно переходя к более сложному построению узора. В старшей группе продолжается работа по развитию у детей чувства цвета. На занятиях по декоративному рисованию дети знакомятся с калмыцкой народной вышивкой, с разнообразием ее узоров, цветовой гаммой. Дети украшают силуэт шапочки, полосу бумаги калмыцким растительным орнаментом по мотивам калмыцкой народной вышивки, рисуют девочку в калмыцком национальном платье, стараясь передать характерные признаки национальной одежды.

    В подготовительной группе дети продолжают знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, с народным промыслом (одежда, вышивка, изготовление кожаной посуды). Занятия проводятся в виде беседы, в процессе которой расширяются знания детей, обогащается их словарь. Дети закрепляют и расширяют свои познания о калмыцком орнаменте: знакомятся с понятием «орнамент», с символикой орнамента «зег» в доступной форме, с видами калмыцкого орнамента (геометрический, растительный, рогообразный, астральный), с новыми более сложными элементами орнамента, получают все более богатый материал для самостоятельных поисков вариантов исполнения, учатся украшать силуэты предметов элементами разных видов орнамента (силуэты женской шапки «халмаг», кожаного сосуда «бортха», орнамент в круге).



    Конспекты по декоративному рисованию

    с национально – региональным компонентом

    Вторая младшая группа
    Занятие №1
    Тема: «Украшение для мальчика – калмыцкий пояс»

    Цель. Учить детей украшать полосу бумаги, чередуя круги и линии; последовательно пользоваться красками двух цветов. Формировать умение рисовать красками, правильно держать кисть. Закреплять знание цветов. Развивать образные представления, воображение.

    Материалы. Полоса бумаги коричневого цвета, краски гуашь (белая, желтая), кисточка, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка), кукла Баир, атрибуты для дидактической игры «Подбери пояс»

    Предварительная работа. Беседа на тему «Одежда», уточнить представления детей об одежде, назначении вещей.
    Ход занятия
    Воспитатель показывает детям куклу-мальчика в калмыцком национальном костюме и говорит: «У нас гость. Его зовут Баир. Посмотрите, какой он нарядный. На день рождения ему подарили красивый пояс».

    Воспитатель просит детей сказать, чем украшен его пояс. Выделить элементы украшения, показать в воздухе, как они будут рисовать круг, назвать цвет элементов узора. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Подбери пояс».

    Детям предлагаются пояса с разными орнаментами, например: пояс, украшенный вертикальными линиями двух чередующихся цветов; пояс, украшенный кругами; пояс, украшенный чередованием кругов и горизонтальными линиями; пояс, украшенный чередованием кругов и вертикальных линий. Дети должны подобрать пояс с таким же узором, как у Баира. По окончании игры воспитатель хвалит детей и предлагает украсить пояс таким же узором: кругами и полосками-линиями.

    Воспитатель объясняет, как рисовать круг (всей кистью, одним движением), полоски (другим цветом). Предлагает движениями рук в воздухе показать круг и линию. Вызывает ребенка к доске для показа рисования круга и линии. Далее воспитатель предлагает детям украсить пояс для мальчика, украшая их чередующимися желтыми кругами и белыми линиями.

    Дети рисуют круги одного цвета и размера, сколько поместится на полосе-поясе, оставляя расстояние между кругами. Между ними рисуют полоски другого цвета. Воспитатель проверяет, все ли дети правильно пользуются кистью, берут вторую краску.

    В конце занятия все полосы-пояса разложить на столе. Баир вместе с детьми и воспитателем рассматривает их, хвалит детей за старание и прощается.


    Занятие № 2
    Тема: «Украсим шапочку кукле Кеме» (Узор на полосе)

    Цель. Учить украшать полосу бумаги простым узором из элементов калмыцкого орнамента. Упражнять детей в рисовании длинных и коротких линий, Закреплять умение рисовать кистью и красками. Воспитывать аккуратность, развивать чувство композиции, ритма, цвета.

    Материалы. Заготовка шапочки. Полосы красной бумаги, краски гуашь (желтая, синяя), кисти, банки с водой, салфетки. Кукла Кема, наглядное пособие для дидактической игры «Найди такую же»: картинка с изображением девочки в калмыцком национальном костюме и трех шапочек, украшенных калмыцким орнаментом.

    Предварительная работа. Беседа на тему «Одежду», рассматривание кукол в национальных калмыцких костюмах.
    Ход занятия
    Воспитатель показывает детям куклу Кему в калмыцком национальном платье: «У нас в гостях кукла Кема».

    Кукла Кема здоровается с детьми на калмыцком языке и предлагает им поиграть в игру «Найди такую же».



    Дидактическая игра « Найди такую же»

    На картинке изображена девочка в калмыцкой национальной одежде, на голове шапочка. Рядом с ней изображены три калмыцкие шапочки, украшенные по - разному. Дети должны подобрать шапочку с таким же узором, как на шапочке изображенной девочки.

    По окончании игры воспитатель хвалит детей за внимательность.

    Воспитатель предлагает детям украсить шапочку красивыми тонкими полосками-линиями, как на шапочке у куклы Кемы. Далее воспитатель показывает приемы рисования узора: сначала провести слева направо длинные линии-полоски одного цвета, на небольшом расстоянии друг от друга (подчеркнуть слитность движения, своевременное обмакивание кисти в краску), затем хорошо промыть кисть, осушить ее о салфетку, обмакнуть в другую краску и рисовать короткие линии-штрихи другого цвета.

    После показа воспитатель предлагает детям движениями рук в воздухе показать, как рисуется непрерывная линия и короткие линии (штрихи). Затем вызывает к доске ребенка для показа рисования длинной и короткой прерывистой линий. Далее воспитатель предлагает детям нарисовать узор для шапочки на полосе. В ходе работы следит за выполнением задания, в случае затруднений оказывает помощь.

    В конце занятия воспитатель прикладывает получившиеся полосы с узорами к шапочке и хвалит детей за старание. Кукла Кема благодарит детей за то, что они научили ее рисовать красивые узоры, прощается и уходит.




    Занятие №3
    Тема: «Украсим пиалу»
    Цель. Развивать эстетическое восприятие. Формировать умение украшать предмет. Закреплять ранее усвоенные умения и навыки рисования гуашью. Учить видеть и выделять красивые предметы.

    Материалы. Шаблоны пиал, вырезанные воспитателем из бумаги; краски гуашь, кисти, банки с водой, салфетки. Предметы посуды.

    Предварительная работа. Беседа с детьми на тему «Посуда», познакомить детей с калмыцкой посудой – пиалой. Игры в кукольном уголке.
    Ход занятия
    Воспитатель. Сегодня к нам в гости пришла кукла Кема. Здравствуй, Кема! (Кукла здоровается с детьми). Ребята, давайте угостим нашу гостью калмыцким чаем и борцоками. Но сначала послушайте стихотворение калмыцкой поэтессы Боси Сангаджиевой про калмыцкий чай:

    Расскажу я по секрету,

    Как варить калмыцкий чай.

    Бабушка душистый, вкусный

    Чай варила и пила…

    Чаю горстку насыпает,

    Чтоб парился на дне,

    Все водою заливает,

    Оставляет на огне.

    Варево свое мешает,…

    Соль по вкусу добавляет

    И лавровый лист кладет.

    И когда вода вскипает

    И белеет пар слегка,

    Бабка к чаю добавляет

    Сливок, масло, молока.

    Раньше в старину калмыцкий чай варили и жарили борцоки в чугунном котле. Сейчас для того, чтобы сварить калмыцкий чай, какая посуда нам понадобится? (Кастрюля). На чем жарят борцоки? (На сковороде). В какую посуду наливают калмыцкий чай? (Пиала). В какой посуде будем подавать к столу борцоки? (На тарелке).

    Воспитатель выставляет по одному на стол предметы посуды, предлагает детям назвать их. Дети накрывают стол для куклы Кемы с пиалой и борцоками (муляжи).

    Затем воспитатель предлагает детям поиграть в игру. Взявшись за руки, дети и воспитатель образуют круг, - «получилась сковородка». Всем вместе сделать один шаг вперед – «получилась кастрюля». Сделать еще один шаг к центру – «получилась тарелка», еще один шаг – «пиала».

    По окончании игры воспитатель предлагает детям украсить пиалу, вспомнить, чем можно украсить пиалу (линии, мазки, точки). Воспитатель показывает, как можно украсить пиалу, уточняет приемы работы кистью и красками. Вызывает кого – либо из ребят украсить пиалу.

    Затем дети приступают к самостоятельной работе. Воспитатель следит за выполнением работы, в случае затруднений оказывает помощь.

    В конце занятия воспитатель спрашивает у детей: «Для чего нужна пиала? Что из нее пьют?» (калмыцкий чай). Воспитатель и дети рассматривают пиалы, воспитатель хвалит детей за старание, подчеркивает красоту и яркость украшенных пиал.



    Конспекты занятий по декоративному рисованию

    с национально – региональным компонентом

    Средняя группа
    Занятие № 1.

    Тема: «Украшение манишки калмыцким орнаментом»

    Цель. Учить детей составлять на полосе бумаги простой узор из элементов народного орнамента. Развивать цветовое восприятие. Познакомить детей с атрибутом калмыцкого национального костюма – манишкой.

    Материалы. Куклы в национальных калмыцких костюмах. Образцы манишек. Шаблоны манишек (на каждого ребенка). Краски гуашь, кисти, банки с водой, салфетки.

    Предварительная работа. Ознакомительная беседа о национальной калмыцкой одежде. Рассматривание иллюстраций с изображением женского и мужского калмыцких национальных костюмов; кукол в калмыцкой национальной одежде.

    Ход занятия

    Воспитатель: «Ребята, сегодня к нам на занятие по рисованию пришли гости. Это куклы Кема и Баир (куклы здороваются с детьми на калмыцком языке). Они хотят посмотреть, как вы умеете рисовать. Они пришли к нам в нарядных костюмах. Скажите, в костюмы какого народа одеты куклы? ( В калмыцкие костюмы). Правильно. В детских, девичьих и мужских калмыцких костюмах вырез на груди закрывался манишкой – нагрудником с узорной вышивкой. Манишки были разными. Давайте рассмотрим некоторые из них (показ манишек). Украшались манишки вышитыми цветами, листьями, лентой – тесьмой (полосками), блестками (блестящими кружочками)».

    Далее воспитатель сообщает тему занятия: «Сейчас мы с вами украсим манишку. Украшать мы ее будем полосками, цветами и точками».

    Воспитатель объясняет последовательность рисования: «Сначала сверху вниз рисуем две полосы одного цвета, сначала одну, затем на небольшом расстоянии от нее – другую. Между ними нарисуем лепестки (примакиванием кисти). Цветок наш будет состоять из трех лепестков. На какой цветок он похож? (Тюльпан). Да, тюльпан – это гордость калмыцкой степи.

    Еще можно украсить нашу манишку красивыми точками, которые можно нарисовать между тюльпанами».

    После показа воспитатель спрашивает у детей, как еще можно украсить манишку. Вызывает к доске одного ребенка.

    Перед тем, как дети приступят к рисованию, воспитатель уточняет у детей приемы рисования красками и кистью. Воспитатель следит за выполнением работы, в случае затруднения оказывает помощь.

    По окончанию работы воспитатель спрашивает у детей: «Что мы сегодня украшали? (Манишки). Наши гости Кема и Баир очень внимательно наблюдали за вами. Им очень понравилось, как вы рисуете».

    Куклы предлагают рассмотреть готовые манишки, порадоваться работам детей. Все изделия раскладывают на столе, рассматривают их. Подчеркивают красивые сочетания цветов, элементов узора.

    В заключение куклы благодарят ребят за работу и прощаются.


    Занятие №2
    Тема: «Украшение шапочки для куклы Кемы»
    Цель. Продолжать знакомить детей с калмыцким национальным орнаментом (геометрическим). Учить рисовать узор, состоящий из чередований прямых линий и полукругов. Закреплять технические приемы рисования (правильно пользоваться красками, хорошо промывать кисть и осушать ее). Развивать чувство цвета, ритма. Воспитывать интерес к традициям и культуре калмыцкого народа.

    Материалы. Шаблоны шапочек, краски гуашь, кисти, банки с водой, салфетки. Кукла Кема в национальном калмыцком костюме. Калмыцкие шапочки.

    Предварительная работа. Рассматривание предметов декоративного характера, украшенных калмыцким геометрическим орнаментом. Рисование полукругов, штрихов.

    Ход занятия
    Воспитатель: «Сегодня к нам на занятие по рисованию пришла кукла Кема. Она уже была у нас на занятии, на котором мы украшали манишку. А теперь мы будем украшать калмыцким узором шапочку. Посмотрите на Кему. На голове у нее очень красивая шапочка. Калмыцкие шапочки украшались вышивкой. Вышитые узоры были очень яркими, нарядными. (Показ шапочек). Сегодня мы с вами будем украшать шапочку узором, которым часто украшали калмыцкую одежду, посуду, ковры, мебель и многие другие вещи. Этот узор состоит из двух частей: дорожка (линия) и радуга (полукруг)».

    Далее воспитатель показывает и объясняет детям, как надо рисовать узор. Вначале рисуются короткие полоски (линии), каждая линия рисуются на небольшом расстоянии друг от друга. Затем эти линии соединяются дугами («радугами»).

    После показа вызывает одного из детей к доске и просит украсить шапочку узором «дорожка – радуга».

    Перед началом работы воспитатель предлагает движениями рук в воздухе показать последовательность рисования узора, уточняет у детей приемы рисования красками и кистью, спрашивает, краски какого цвета лучше использовать в украшении шапочек. Затем предлагает детям украсить шапочки и следит за выполнением работы, в случае затруднений оказывает помощь.

    В конце занятия воспитатель, дети и Кема рассматривают все выполненные работы. Кема благодарит ребят, прощается и уходит.
    Занятие№3
    Тема: «Украсим платье кукле Кеме»
    Цель. Учить детей составлять узор из знакомых элементов калмыцкого орнамента (линии, дуги, точки, лепестки цветов). Развивать творчество, эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма.

    Материалы. Кукла Кема в калмыцком национальном платье, иллюстрации с изображением девичьих калмыцких платьев; образец украшенного платья. Шаблоны платьев; краски гуашь, кисти, банки с водой, салфетки (на каждого ребенка).

    Предварительная работа. Рассматривание предметов декоративного характера, украшенных калмыцким орнаментом; иллюстраций с изображением людей в калмыцкой национальной одежде.
    Ход занятия
    К детям приходит кукла Кема в калмыцком национальном платье. Кема здоровается с детьми на калмыцком языке и спрашивает детей: «Интересно, а чем вы, ребята, займетесь сегодня?»

    Воспитатель: «Сегодня мы будем украшать платье. Чем можно украсить платье? (Узорами.) Правильно. Давайте вспомним, какими узорами можно украсить калмыцкое платье? (Линиями, дугами, точками, цветами – тюльпанами.) Посмотрите на платье нашей гостьи – ее яркое платье и шапочка украшены вышивкой и бисером. Ребята, давайте нарисуем для Кемы новое платье и украсим его вышивкой!»

    Воспитатель показывает детям украшенное платье.

    Вместе с детьми выясняют, чем и как оно украшено. Рассматривают иллюстрации с изображением девочек и девушек в калмыцких национальных платьях.

    Педагог раздает бумажные шаблоны платьев. Объясняет, как можно украсить платье элементами калмыцкого орнамента. (Выставляет свой вариант украшенного платья).

    Дети самостоятельно украшают платья. Воспитатель следит за выполнением работы, в случае затруднений оказывает помощь.

    В конце занятия педагог, дети и кукла Кема рассматривают все выполненные работы. Кукла Кема благодарит детей за красивые платья и обещает сшить себе понравившиеся платья, прощается и уходит.

    Конспекты занятий по декоративному рисованию

    с национально – региональным компонентом.
    Старшая группа
    Занятие №1.
    Тема: « Девочка в калмыцком национальном платье»
    Цель. Учить детей составлять узор из знакомых элементов калмыцкого орнамента (линии, дуги, точки, лепестки цветов). Развивать творчество, эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма.

    Материалы. Кукла в калмыцком национальном платье, иллюстрации с изображением девичьих калмыцких платьев; образец украшенного платья. Шаблоны платьев; краски гуашь, кисти, банки с водой, салфетки (на каждого ребенка).

    Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций девочек в калмыцких национальных платьях. Организация игр с куклами в национальных платьях. Во время игр, самостоятельной художественной деятельности предлагать детям составлять изображение человека из прямоугольников и узких полос, изменяя положение фигуры и отдельных ее частей. Дидактическая игра «Одень куклу».
    Ход занятия
    Воспитатель сообщает детям: «Сегодня мы с вами будем рисовать девочку в красивом нарядном платье».

    Далее показывает куклу в калмыцком национальном платье. Уточняет, спрашивая детей, форму платья, головы, рук, ног; их расположение и величину. Выслушав ответы детей, подтверждает, что у нее особый наряд.

    Воспитатель: «Это калмыцкая национальная одежда – девичье платье. Девичье калмыцкое платье – бешмет или бииз – длинное до пят, расклешенное, с остроугольным вырезом на груди. Вырез на груди закрывается манишкой с узорной вышивкой золотыми или серебряными нитями, лентой – тесьмой (позументом). Рукава платья широкие вверху, ссужаются к низу и заканчиваются манжетами. Платье калмыцкой девушки или девочки подпоясывается матерчатым поясом, который расшивался цветными нитками, бисером. Голову украшает шапочка с красным помпоном или кисточкой. Шапка тоже красиво украшена вышивкой золотыми и серебряными нитями, бисером, блестками».

    Воспитатель подчеркивает, что калмыцкие девичьи и женские платья очень красочные, яркие. Далее следует показ иллюстраций с изображением девочек, женщин в калмыцких национальных платьях.

    Воспитатель предлагает детям определить последовательность рисования, учит делать простым карандашом эскиз фигуры человека; объясняет, что начинать рисовать надо с головы девочки. Далее показывает способы рисования: напоминает, что необходимо пропорционально распределить рисунок на листе; обращает внимание детей на особенности калмыцкого платья: форма, цвет, красочность орнаментального оформления. Предлагает движениями рук в воздухе показать платье, расширенное книзу. Воспитатель побуждает детей вносить в свой рисунок дополнения, чтобы он стал интереснее.

    В ходе работы воспитатель уточняет у детей правила рисования кистью и красками, следит за их выполнением.

    В процессе рисования звучит калмыцкая народная мелодия.

    По окончании работы вывешиваются на доску и выбираются наиболее выразительные рисунки.


    Занятие №2
    Тема: «Укрась шапочку калмыцким орнаментом»
    Цель. Продолжать знакомить детей с калмыцким народным декоративно - прикладным искусством. Познакомить детей с элементами растительного орнамента (цветы, листья), с оформлением калмыцких девичьих головных уборов – камчаток. Формировать эстетическое отношение к народному декоративно – прикладному искусству.

    Материалы. Шаблоны девичьих калмыцких шапочек, простые карандаши, краски гуашь или акварель, образцы шапочек (2 – 3 шт.), подборка открыток «Калмыцкая народная вышивка». Аудиозапись калмыцких народных мелодий.

    Предварительная работа. Беседа на тему «Цветы нашей степи». Рисование цветов, листьев.
    Ход занятий
    Воспитатель: «У калмыцкого народа есть такая загадка: «Важного господина проводили в путь вдесятером». (Надеть шапку.) « Важный господин» – это шапка. Число 10 обозначает 10 пальцев, которые надевали шапку на голову. Почему же шапка названа в загадке «важным господином»? Да, потому что к головным уборам калмыки издавна относились очень бережно: нельзя было трясти, крутить в руке шапку, бросать где попало, появляться в обществе без головного убора. Женщины – рукодельницы старались украсить головные уборы, сделать их нарядными, красивыми. Они вышивали их серебряными, золотыми и шелковыми нитями, бисером, блестками, бусинками. В основном, они вышивали цветы и листья растений родной калмыцкой степи. Шапки получались у рукодельниц красивыми, разными по форме и узорам. Вот такие шапки носили девушки. Назывались они камчатки, по форме напоминали пилотку. (Показ образцов шапок.) Камчатку шили из черного или темно – красного бархата, вышивали на ней серебряными нитками узоры и рисунки, напоминающие цветы и листья различных растений. Сверху пришивали пышный помпон, сделанный из пучка красных шелковых ниток. Такую шапку украшали еще мелким разноцветным бисером, прикрепляя его нитками. Получался очень красивый узор». (Показ иллюстраций с изображением шапок, открыток).

    Воспитатель вывешивает таблицу с элементами калмыцкого растительного орнамента, в верхней части таблицы – элементы цветов, в нижней части – элементы листьев. Воспитатель обращает внимание детей на то, что цветы в калмыцком растительном орнаменте необычны. Многие цветы даны как бы в разрезе. Здесь можно увидеть лепестки, венчики, тычинки (показ). Очень часто встречается в вышивках изображение цветов, показанных сверху. Это четырех -, пяти -, шести -, восьмилепестковые изображения цветов (показ). Очень часто в вышивке можно встретить изображение тюльпана (показ).

    Воспитатель показывает приемы рисования одного из цветков и листьев, изображенных на таблице. Объясняет, как можно нарисовать другие образцы цветов и листьев. Предлагает детям поупражняться в рисовании цветов и листьев на отдельном листе бумаги.

    Воспитатель: « Ребята, давайте откроем художественную мастерскую и представим себя в роли художников – мастеров. В отличие от мастериц – вышивальщиц у вас вместо иглы будут карандаш и кисточка, а вместо нитей – краски. Каждый из вас может украсить свою шапочку любым цветком и любыми листочками из тех, которые изображены на таблице. Но можно и самому придумать необычный цветок. Для изображения узоров, вышитых серебряными и золотыми нитями, лучше использовать краски белого и желтого цвета».

    Далее воспитатель уточняет с детьми приемы работы кистью и красками. В процессе рисования звучит калмыцкая мелодия.

    По окончании работы проводится просмотр детских работ. Воспитатель предлагает детям выбрать самые нарядные шапочки. Объяснить, почему шапочки получились красивыми: дети старались точно передать форму цветка, листьев; не спешили, ждали, когда высохнут краски. Воспитатель уточняет у детей, что нового узнали, что понравилось и запомнилось. Далее объявляет о закрытии художественной мастерской и благодарит детей за работу.



    Занятие №3
    Тема: «Узор на полосе из тюльпанов и листьев» (По мотивам калмыцкой народной вышивке).
    Цель. Продолжать знакомить детей с калмыцким народным декоративно - прикладным искусством. Познакомить детей с элементами растительного орнамента (цветы, листья), с оформлением калмыцких девичьих головных уборов – камчаток. Формировать эстетическое отношение к народному декоративно – прикладному искусству.

    Материалы. Шаблоны девичьих калмыцких шапочек, простые карандаши, краски гуашь или акварель, образцы шапочек (2 – 3 шт.), подборка открыток «Калмыцкая народная вышивка». Аудиозапись калмыцких народных мелодий.

    Предварительная работа. Рассматривание предметов декоративного характера, украшенных вышивкой с калмыцким растительным орнаментом. Рисование тюльпанов, листьев. Повторение стихов о тюльпане. Беседа о симметрии в природе. Дать понятие «симметрия».
    Ход занятия
    Воспитатель: «Ребята, добро пожаловать в нашу художественную мастерскую! Сегодня вам предстоит вновь стать художниками – мастерами и проявить свое умение в создании красивых узоров».

    Воспитатель показывает детям образец: «Угадайте, дети, из элементов какого орнамента я составила этот узор?» (калмыцкого орнамента). «Почему вы думаете, что узор составлен из элементов калмыцкого орнамента?». Подтверждает, что нарисованные цветы – это тюльпаны – главное украшение калмыцкой степи. Предлагает рассмотреть, как составлен узор. Спрашивает, можно ли его назвать симметричной гирляндой и почему (в центре узора расположен тюльпан, от него справа и слева нарисованы одинаковые тюльпаны с листьями). Воспитатель обращает внимание детей на то, что лепестки тюльпана, нарисованного в центре полосы, направлены вверх, а лепестки соседних тюльпанов направлены в разные стороны: один тюльпан - влево, другой - вправо. Показывает, как надо нарисовать тюльпан и листья.

    Приглашает одного ребенка (по желанию), который помогает дорисовать узор.

    Затем воспитатель уточняет у детей, с какого элемента они начнут рисовать гирлянду? (С центрального цветка). Далее спрашивает, как еще можно украсить полосу тюльпанами. Украсить полосу можно узором, состоящим из чередования цветов и листьев. В качестве дополнения полосу с тюльпанами можно украсить каймой из калмыцкого геометрического орнамента. Для показа вызывает к доске одного ребенка. Остальные дети на местах упражняются на отдельных листах бумаги в рисовании тюльпанов и листьев, придумывают свой вариант украшения полосы.

    Перед самостоятельной работой воспитатель напоминает детям, что сначала надо нарисовать узор простым карандашом: линии должны быть слабыми, еле заметными. Затем приступить к работе с красками, закрашивать надо аккуратно, не выходя за контур. Во время работы детей звучит негромко калмыцкая народная мелодия.

    В конце занятия все рассматривают узоры. Воспитатель отмечает их яркость, еще раз обращает внимание на все элементы узора, и спрашивает, что можно украсить этими нарядными полосами. Затем благодарит детей за работу и объявляет о закрытии художественной мастерской.



    Конспекты занятий по декоративному рисованию с национально – региональным компонентом
    Подготовительная группа
    Занятие №1
    Тема: «Орнамент в круге» (По мотивам калмыцкой народной вышивки)

    Цель. Учить детей задумывать и выполнять узор в стиле калмыцкой вышивки, передавая ее колорит, элементы орнамента. Закреплять умение строить узор в круге. Развивать эстетические чувства, эстетическую оценку, творчество. Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к народным мастерам.

    Материалы. Белая бумага в форме круга, простые графитные карандаши, гуашь, кисти, банки с водой, салфетки; образцы; изделия, украшенные калмыцкой вышивкой; аудиозапись.

    Предварительная работа. Посещение краеведческого музея, знакомство с предметами быта калмыцкого народа, с их декоративным оформлением.
    Ход занятия
    Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Вы любите отгадывать загадки? (Да!) Тогда послушайте и отгадайте калмыцкие народные загадки:

    «Серый волк бежит,

    Одеяло за собой волочит». (Иголка с ниткой.)

    «Безвкусную вещь

    Десять раз лизать». (Вдевать нитку в ушко иглы)

    Для чего нужны иголка и нитка? ( Для шитья)

    Рассказ воспитателя: «Сегодня на занятии по декоративному рисованию мы продолжим знакомиться с калмыцкой народной вышивкой. Вышивка – один из древнейших видов народного художественного творчества. Вышивкой занимались женщины.

    Они сами себе кроили и шили различную одежду – и прежде всего платья, манишки, пояса, головные уборы, которые затем украшали красивыми узорами, вышивая их шерстяными, шелковыми, серебряными и золотыми нитями. Шили одежду и вышивали узоры и орнаменты только одной иглой. Женщины – мастерицы вышивали различные узоры на мешочках – кисетах, в которых хранились деньги, нитки, табак. Вышивкой украшали ковры, спальные принадлежности и другие предметы обихода. В рисунках калмыцких вышивок мастерицы изображали то, что их окружало. Красоту природы мастерицы передавали условными знаками и узорными мотивами (прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами). Калмыки с древних времен почитали небо, солнце, луну за особенные дары милосердия к людям. Солнце дарит свет и тепло, луна освещает дорогу в ночи. По движению солнца калмыки определяли 4 стороны света. Восход солнца – это символ счастья, удачи, благополучия. Мотив солнца встречается в вышивке на разрезах платьев, манжетах, в подвесках и подушках, кисетах, головных уборах. Самый распространенный калмыцкий орнамент «нарн зег» - восьмилепестковый цветок (показ). Солнце также изображалось в виде круга, креста, розетки, спирали (показ). В калмыцких вышивках также встречается изображение луны, иногда в форме сдвоенной луны (показ). Орнаменты имели свои названия, например: «Луна», «Радуга», «Оборот солнца», «Лотос», «Волна» и многие другие (показ). Калмыцкая вышивка очень красочная, яркая. Любимыми цветами в калмыцких вышивках были синий, темно - синий, голубой, светло - голубой, зеленый, желтый, оранжевый, красный, розовый, белый». (Показ образцов, рассматривание и обсуждение показанных образцов).

    Воспитатель обращает внимание детей на то, что основным элементом всякой вышивки является стежок. Стежок – это часть рабочей нитки, расположенной на ткани между двумя проколами иглы. Шов – это ряд повторяющихся стежков. Стежки можно изобразить линией из чередующихся штрихов (пунктирной линией).

    Воспитатель показывает приемы рисования одного из элементов орнамента, обращает внимание детей на композиционное построение узоров в круге, сочетание цветов.

    Далее воспитатель объявляет об открытии художественной мастерской и предлагает детям представить, что они - народные мастера – умельцы, которым предстоит «вышить» узор в круге.

    В процессе работы воспитатель обращает внимание детей на выбор цвета, расположение узора, на одинаковость элементов орнамента. Дети самостоятельно подбирают узор, цвета, выполняют эскиз рисунка, потом закрашивают его. Во время составления детьми узора воспитатель следит за тем, чтобы последовательность рисования была правильной, узор симметричным, цвета – сочетающими между собой, а круг заполнялся полностью. Воспитатель напоминает, чтобы дети не спешили, дали краскам высохнуть. Во время работы звучит калмыцкая мелодия.

    По окончании самостоятельной работы педагог вместе с детьми оформляет выставку и выделяет наиболее удавшиеся работы. Дети придумывают названия своей композиции и предлагают, что можно украсить таким узором в круге.
    Занятие № 2
    Тема: «Украшение бортхи».
    Цель. Дать понятие «декоративно – прикладное искусство», продолжить знакомить детей с декоративно – прикладным искусством калмыцкого народа, с калмыцкой кожаной посудой – бортха; дать понятие «орнамент», расширить представление об узоре, калмыцком орнаменте, совершенствовать технические навыки в декоративном рисовании. Развивать мышление, зрительное восприятие, точность, внимание, кругозор.

    Материалы. Бортха, иллюстрации с изображением кожаных сосудов, таблица с элементами калмыцкого орнамента; раздаточный материал – карточки с цветными точками, листы бумаги для упражнений; подготовленный силуэт бортхи (на каждого ребенка), карандаши, кисти, гуашь; аудиозапись, слайды: репродукция «Бортха» из альбома Д. В. Сычева, иллюстраций Г. С. Васькина из книги – альбома «Калмыцкий народный орнамент».

    Предварительная работа. Знакомство детей с калмыцкой кожаной посудой – «бортха», познавательные беседа о народно – прикладном искусстве. Экскурсия в краеведческий музей, разукрашивание готовых силуэтов бортхи коричневой гуашью, крышки сосуда – белой гуашью. Дидактические игры: «Продолжи узор», «Обведи рисунок».
    Ход занятия
    Воспитатель сообщает детям тему занятия «Украшение бортхи».

    -Что вы знаете о бортхе? Из чего она сделана? Для чего предназначена? (Ответы детей.)

    Рассказ воспитателя:

    «Да, вы правы. Одним из распространенных ремесел калмыков было производство кожаной посуды. Изготовлением кожаной посуды занимались мужчины. Кожаная бортха представляют собой почти плоский сосуд с закругленным дном. Для придания формы сосуд набивают песком или сырой глиной. По натянутой сырой поверхности кожи выдавливают нужный орнамент. Затем кожу коптят. Копчение придает коже красивый плотно – коричневый цвет. Горлышко оправляют металлическим ободом. К пробке и бокам приделывают кольца, к которым крепятся ремни для подвешивания. В нее можно наливать любую жидкость: зимой жидкость сохранялась теплой, а летом – прохладной. Посуда из кожи заменяла калмыкам термос».

    Далее воспитатель предлагает детям выполнить упражнение на развитие внимания, зоркости и точности: «Точечный рисунок» (схематичное изображение бортхи).

    Задание: 1. назвать цвета точек на русском и калмыцком языках; 2. соединить точки прямой линией, следуя указаниям воспитателя.

    Воспитатель: «Теперь сверяем выполненное задание с образцом на доске. Что же у вас получилось?» (Бортха)

    Рассказ воспитателя: «Человек издавна украшал окружающие его предметы. То, без чего мы не можем обойтись в повседневной жизни, должно быть не только удобно и практично, но и красиво. Расписывать узорами посуду, украсить резьбой деревянное изделие, вышить платье или шапочку – все это требует большого мастерства. Изделия, созданные мастерами – художниками для практического применения в быту, относятся к декоративно – прикладному искусству. Любое изделие должно быть удобным, полезным и обязательно красивым. Чем можно украсить предмет?» (Узорами).

    Объяснение, показ.

    «Узор из повторяющихся и чередующихся элементов называется орнаментом. Все то, что окружает степного жителя: солнце и луна, звезды, радуга и зигзаги молний на небе, кибитка, холм, степь, покрытая ковром тюльпанов – все это нашло отражение в народном орнаменте. (Показывает таблицу). Посмотрите на таблицу.

    В верхнем ряду изображены наиболее распространенные элементы калмыцкого геометрического орнамента, которые состоят из прямых линий и полукругов. Я буду показывать вам, как нарисовать тот или иной элемент орнамента, а вы на чистых листах бумаги повторяйте за мной». (Показ способов рисования элементов геометрического орнамента).

    «Рассмотрим элементы растительного орнамента. Калмыцкий растительный орнамент – это всевозможные узоры с изображением тюльпанов, лотосов, ковыля, вьющихся стеблей степных трав». (Показ способов рисования элементов растительного орнамента).

    «Кроме геометрического и растительного орнамента широко распространен «рогообразный» орнамент. Это изображение в виде контурного рисунка двух рогов домашних животных (бык, корова, баран). Часто кожаную посуду украшали «астральным» или звездным орнаментом в виде луны, месяца». (Показ изображения элементов «рогообразного» и «астрального» орнаментов). Далее воспитатель показывает слайды с изображением сосудов.

    Самостоятельная работа.

    Воспитатель: «А сейчас представьте себя в роли художников – мастеров декоративно – прикладного искусства. Перед вами стоит задача – украсить элементами калмыцких орнаментов кожаный сосуд - бортха. Подумайте и решите, как можно красиво украсить, используя элементы геометрического, растительного, рогообразного или астрального орнамента на ваш выбор. Украсить надо серебряный ободок, бока и центр сосуда».

    Самостоятельная работа детей сопровождается калмыцкой музыкой.

    В конце занятия воспитатель хвалит детей за работу, затем дети и воспитатель рассматривают работы и выбирают лучшие, объясняя почему они считают их лучшими.

    Занятие № 3
    Тема: «Украшение женского калмыцкого национального головного убора» (Халмаг)
    Цель. Продолжать знакомить детей с народным прикладным искусством, с женским головным убором – праздничной шапкой «халмаг». Закреплять умение выполнять элементы геометрического и растительного орнаментов. Учить использовать в узорах усвоенные способы построения орнаментов по композиции и колориту. Воспитывать интерес к калмыцкой национальной культуре.

    Материалы. Шаблоны женских шапок «халмаг». Простые графитные карандаши, краски гуашь, кисти, банки с водой, салфетки. Образцы женских калмыцких шапок; аудиозапись.

    Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением женщин в калмыцких национальных костюмах. Рисование элементов геометрического, растительного орнаментов.
    Ход занятия
    Воспитатель: «Сегодня мы вновь открываем нашу художественную мастерскую и становимся художниками – мастерами. Нам предстоит украсить женскую калмыцкую шапку. Чем можно украсить женскую шапку? (Узором) Как называется повторяющийся узор, которым украшают предметы?» (орнамент)

    Рассказ воспитателя: «Головные уборы калмычек, расшитые орнаментами, имели различную форму. И каждый был по – своему красив и хорошо сидел на голове. Головные уборы для девушек имели одни формы, для молодых и пожилых женщин – другие. Девушки носили продолговатую невысокую (наподобие пилотки) шапку, которая называлась «камчаткой». Ее шили из черного или бордового, коричневого бархата. Вышивали на ней серебряными нитками узоры, напоминающие цветы и листья разных растений, т.е. растительным орнаментом. Сверху пришивали помпон из красных ниток. Такую шапку украшали еще мелким бисером, прикрепляя его нитками. (Показ шапок).

    Еще одна девичья шапка называлась «тоорцыг». Ее шили из черного бархата, украшали бисером, медными блестками, сверху пришивали кисть из красных ниток. (Показ шапки)

    Еще нарядней выглядит женская праздничная шапка – «халмаг». Ее носили только по праздникам. От других головных уборов она отличалась необычной отделкой и формой, разнообразием узоров и орнаментов: на левой стороне околыша шапки вышивали геометрический орнамент, на правой - растительный орнамент из листьев и цветов, края обрамлялись сверкающими блестками, верх покрывался бахромой из красных шелковых ниток. Шапка одевалась так, что грань между высокой и низкой частью околыша находилась посредине лба». (Показ шапки).

    Затем воспитатель предлагает украсить женскую шапку – «халмаг» и определить последовательность рисования: сначала нарисовать контур узора простым карандашом, на левой стороне головного убора - геометрический, на правой стороне – растительный орнамент. Воспитатель уточняет с детьми цвета, которые используются в калмыцкой вышивке.

    Далее воспитатель предлагает детям представить себя в роли народных мастеров и мастериц вышивки и украсить шаблоны женских шапок для своих мам. Во время работы звучит калмыцкая мелодия.

    В конце занятия законченные работы рассматривают, отмечая особенно удачные.

    Литература




    1. Бакаева Э. П. Одежда в культуре калмыков: традиции и символика. – Элиста, 2008.

    2. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.

    3. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.

    4. Калмыцкий народный орнамент. Книга – альбом. / Сост. Дорджиева Д. Б. – Элиста, 2010.

    5. Комарова Т. С. Детское художественное творчество: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.

    6. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.

    7. Комарова Т. С.Обучение дошкольников технике рисования. – М.,2005.

    8. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

    9. Раскраска «Бичкн зурач». Для детей дошкольного и младшего школьного возраста. / Автор работ: Сангаджи – Гаряева О. – Элиста, «НПП «Джангар», 2010.

    10. Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.

    11. Сычев Д. В. Калмыцкое народное искусство (Хальмг улсин эрдм). – Элиста, 1970.

    12. Сычев Д. В. Калмыцкая народная вышивка. 12 открыток. – М.: издательство «Изобразительное искусство»,1970.

    13. Эрендженов К. Э. Золотой родник: О калмыцком народном творчестве, ремеслах и быте. - Элиста, 1985.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Методическая разработка «Конспекты занятий по декоративному рисованию с национально региональным компонентом для детей 3-7 лет»

    Скачать 317.34 Kb.