Скачать 198.06 Kb.


Дата01.07.2018
Размер198.06 Kb.
ТипМетодическая разработка

Скачать 198.06 Kb.

Методическая разработка «Правила дорожного движения»



Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» Асбестовского городского округа

Методическая разработка



«Правила дорожного движения»

Составитель: Нестерова Нина Петровна педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории

Асбест 2016

Содержание

Пояснительная записка------------------------------------------------------стр. 3

План проведения занятия №1----------------------------------------------стр. 4 - 10

План проведения занятия №2----------------------------------------------стр. 11 - 15

Список литературы-----------------------------------------------------------стр. 16



Пояснительная записка

Данное мероприятие «Правила дорожного движения» проводится для детей младшего школьного возраста. Мероприятие может проводится как в учебный период каникулярное время, так и в период летних каникул. Разработка построена в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами. Принцип активности, доступности, принцип психологической комфортности. Обучающиеся знакомятся с правилами дорожного движения, получают новые знания об инспекторе дорожного движения, регулировщике и дорожных знаках.

С каждым днём на наших дорогах появляется всё больше и больше автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными. Дисциплина, осторожность и соблюдение правил пешеходами – основа безопасного движения на улице. Соблюдение правил дорожного движения должно стать привычкой для каждого человека.

Актуальность проводимого мероприятия заключается в воспитании культуры поведения на дорогах, быть более внимательными, наблюдательными и самостоятельными на дорогах города.

Изучать и знать правила движения необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь опасности и не мешать движению транспорта.

Тема : «Систематизация знаний по правилам дорожного движения»

Цель мероприятия:

«Формирование системы знаний, умений и навыков у обучающихся по правилам дорожного движения»

Задачи: - развить наблюдательность, самостоятельность мышления и внимательности на дорогах; - воспитать культуру поведения на улице, в общественном транспорте, в жилой зоне.

Форма занятия: игра.

Оборудование:

Плакаты дорожных знаков, модель светофора, плакаты с изображением различных транспортных средств, жезл, велосипеды, указатели дорожных знаков.



Педагог:

- Ребята, сегодня на улицах очень много транспортных средств. По дорогам мчатся легковые автомобили, автобусы, грузовики. По тротуарам спешат люди. Всё в движении. Мы живем в мире скоростей. Поэтому каждый из нас должен очень хорошо знать правила безопасного дорожного движения.

- Как вы думаете, только ли водитель должен знать правила дорожного движения?

Обучающиеся:

- Нет! Не только водители, но и пешеходы!



Педагог:

- Кого можно назвать пешеходом?



Обучающиеся:

Все люди и большие и маленькие, как только выходят на улицу, сразу становятся пешеходами.



Педагог: - А кто такой пассажир?

Обучающиеся:

- Это люди, которые находятся в транспорте.



Педагог:

- А кого называют водителем? (Ответы обучающихся.)

- Правильно, ребята, и водитель, и пешеход, и пассажир - все они являются участниками движения. И от их поведения на дороге зависит наша жизнь. Ведь те, кто нарушает правила дорожного движения, представляют опасность на улицах города, создают аварийные ситуации, из-за которых случаются несчастные случаи, влекущие за собой смерть людей. Знания правил позволяют избежать аварий, травм и гибели людей. Поэтому очень важно, чтобы каждый человек: и взрослый, и ребенок - хорошо знал правила дорожного движения.

- А вы знаете, что у всех участников дорожного движения есть хорошие помощники? Как вы думаете, кто они?



(Светофор, инспектор дорожного движения, регулировщик, дорожные знаки.)

Педагог:

- Правильно, ребята. Сегодня у нас в гостях ваши помощники и друзья: светофор, регулировщик и юный инспектор дорожного движения (ЮИДД).

(Заходят ученики: одетый в костюм светофора, регулировщика и юного инспектора, слова раздаются заранее).

Инспектор:

- Я - юный инспектор дорожного движения. Помогаю детям изучать правила дорожного движения для того, чтобы с ними не случались несчастные случаи на дорогах. Посмотрите, что у меня в руке?



Обучающиеся:

- Дорожные знаки.



Инспектор:

- Дорожные знаки помогают движению транспорта и пешеходов. Они устанавливаются на правой стороне дороги, лицевой стороной навстречу движению.

1) Это знак предупреждающий, он информирует водителей о приближении к опасному участку дороги (“будь осторожен”).

2) Запрещающие знаки вводят или отменяют определенные ограничения движения (“нельзя”).

3) Предупреждающие знаки указывают определенные требования по направлению движения, скорости и видам транспортных средств (“разрешено”).

4) Информационно-указательные знаки вводят определенные режимы движения “можно”).

5) Знаки сервиса информируют расположение соответствующих объектов.

Педагог:

- Ребята, а что вы сами знаете о знаках дорожного движения?

(Дети читают стихи о знаках дорожного движения)

1 обучающийся.

По плоским черно-белым


Человек шагает смело.
Знает: там, где он идет -
Пешеходный переход!

2 обучающийся.

Погляди скорей, водитель:


Здесь для пеших переход.
Значит, чтоб не навредить им,
Ты обязан сбавить ход!

3 обучающийся.

Я знаток дорожных правил,


Я машину здесь поставил.
На стоянке у ограды
В тихий час стоять ей надо. (Место стоянки).

4 обучающийся.

Говорит мне мой сосед:


- Если есть велосипед,
Где захочешь, там кати,
Знай педалями крути!
- Нет, приятель, все не так!
Я скажу тебе, чудак!
Коротко и ясно!
Только там, где этот знак,
Ездить безопасно!

5 обучающийся.

Этот знак довольно прост -


Пешеход идет на мост.
Тут поднялся - там сошел,
Безопасно, хорошо!

6 обучающийся.

Здесь дорожные работы -


Ни проехать, ни пройти,
Это место пешеходу
Лучше просто обойти!

7 обучающийся.

Где увижу знак такой,


Поверну-ка лучше я,
Чтобы не стряслось со мной
Никакого случая! (Движение пешеходов запрещено).

8 обучающийся.

Знак запомните, друзья,


И родители, и дети:
Там, где он висит, нельзя,
Ездить на велосипеде!

9 обучающийся.

Детвора, дома, газоны,


Игры, смех, кругом народ.
Тут же знак - “жилая зона”,
Здесь хозяин пешеход.
А водитель будь, смотри,
Аккуратней раза в три.

Педагог:

- Ребята, а теперь познакомьтесь со следующим гостем - светофором.



Светофор:

- Здравствуйте, дети! Вы меня узнали?

(Читает стихотворение А. Северного).

Чтобы тебе помочь


Путь пройти опасный,
Горим и день, и ночь -
Зеленый, желтый, красный.

Самый строгий красный свет,


Если он горит,
Стоп! Дороги дальше нет,
Путь для всех закрыт.

Чтобы спокойно перешел ты,


Слушай наш совет:
Жди! Увидишь скоро желтый,
В середине свет.

А за ним зеленый свет,


Вспыхнет впереди.
Скажет он: “Препятствий нет,
Смело в путь иди!”

- Ребята, а что вы еще знаете о светофоре?

(Дети читают стихотворение В. Кожевника.)

1 обучающийся.

С площадей и перекрестков


На меня глядит в упор
С виду грозный и серьезный
Долговязый светофор.

2 обучающийся.

Он и вежливый, и строгий,


Он известен на весь мир.
Он на улице широкий
Самый главный командир.

3 обучающийся.

У него глаза цветные,


Не глаза, а три огня!
Он по очереди ими
Смотрит сверху на меня.

4 обучающийся.

Я его конечно знаю.


Да и как его не знать!
Я отлично понимаю
Все, что хочет он сказать!

Педагог:

- А теперь дадим слово регулировщику.



Регулировщик.

- Я – регулировщик. Всегда прихожу на помощь светофору, где очень интенсивное движение. Стою на перекрестке с нагрудным знаком и волшебной палочкой в руках. Как называется эта волшебная палочка?



Обучающиеся.

- Жезл.


Регулировщик.

- Почему же именно жезл? Когда-то жезл представлял из себя длинную трость, украшенную дорогими камнями, и был символом большой власти. С жезлом в руках выходили к народу короли и полководцы. Сейчас же маленькие и скромные жезлы остались лишь у регулировщиков. Но они продолжают обладать большой властью, ведь они командуют дорожным движением.

Регулировщиком может быть не каждый, а знающий определенные движения. Движения регулировщика жезлом соответствуют трем цветам светофора.

Если регулировщик стоит к вам грудью или спиной - это значит переходить улицу нельзя. Когда он поднял жезл вверх - значит подан сигнал “Внимание”, всем надо ждать следующего сигнала, приготовиться двигаться или остановиться. А когда он повернулся к вам плечом - это значит можно переходить улицу.



Педагог.

- Сейчас мы с вами поиграем. Но перед этим я вам загадаю несколько загадок и задам вопросы. Тот, кто правильно ответит, будет участвовать в игре: “Осторожно, улица!,”.

Маленькие домики
По улице бегут
Мальчиков и девочек
Домики везут. (Автомобили).

В два ряда дома стоят,


Десять, двадцать, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга всё глядят. (Улица).

Встало с края улицы, в длинном сапоге,


Чучело трехглазое на одной ноге.
Где машины движутся, где сошлись пути,
Помогают улицу людям перейти. (Светофор).

Вот по рельсам мчит машина


Держится за провода.
И не надо ей бензина
Чтобы мчаться туда - сюда. (Трамвай).

Едет он на двух колесах,


Не буксует на откосах,
И бензина в баке нет,
Это мой … (Велосипед).

Не живая, а идет,


Неподвижна, а ведет. (Дорога).

Вопросы.

- При каком сигнале светофора можно переходить улицу? (Зеленом).

- Как называется часть улицы, предназначенная для пешеходов? (Тротуар).

- Чьими сигналами должен руководствоваться пешеход, если на перекрестке, рядом со светофором, стоит регулировщик? (Регулировщика).

- Что такое проезжая часть? (Это часть дороги, предназначенная для движения транспортных средств).

- Где безопасно переходить проезжую часть? (пешеходный переход, подземный, надземные пешеходные переходы, пешеходная дорожка “зебра”).

- Со скольких лет разрешается ездить на велосипеде? (14 лет).

После того, как дети отгадают загадки, учитель объясняет правила игры. Детям показывается, как нужно переходить улицу по нерегулируемым переходам и регулируемым светофором или регулировщиком переходам.

Зал превращается в оживленную улицу с перекрестками и дорожными знаками. Дети становятся участниками движения: “водителями автомобилей” - на велосипедах - и “пешеходами”. Помощниками в игре являются светофор, регулировщик и юный инспектор движения. Водители едут по “мостовой”, останавливаясь на светофоре, обращая внимание на движения регулировщика и пропуская пешеходов на нерегулируемом переходе. А пешеходы двигаются по “тротуарам”, переходят улицу по пешеходным переходам. Игра идет в течении 10 минут. Во время игры неожиданно появляется Незнайка, который создает ситуацию дорожного транспортного происшествия. Он выбегает на проезжую часть с мячом, отбивая его об пол.

Незнайка.

Мой веселый звонкий мяч,


Ты куда помчался вскачь?
Красный, желтый, голубой,
Не угнаться за тобой.

Регулировщик свистит в свисток и останавливает Незнайку.



Регулировщик.

- Да, это же Незнайка. Незнайка, нельзя играть на мостовой, это очень опасно.

На проезжей части, дети,
Не играйте в игры в эти,
Бегать можно без оглядки,
Во дворе и на площадке.

Незнайка.

Попав в большой и шумный город,


Я растерялся и пропал:
Не зная знаков светофора,
Чуть под машину не попал!

Кругом машины и трамваи,


То вдруг автобус на пути,
Признаться честно, я не знаю,
Где мне дорогу перейти!

Ребята, вы мне помогите,


И, если можно, расскажите,
Дорогу как переходить,
Чтоб под трамвай не угодить!

Педагог.

- Дети наши знакомы с самыми главными правилами дорожного движения. Они тебе, Незнайка, расскажут, как надо вести себя на улицах города.

(Дети читают стихотворения В. Пишумова).

1 обучающийся.

Везде и всюду правила, их надо знать всегда:


Без них не выйдут в плаванье, из гавани суда.

2 обучающийся.

Выходят в рейс по правилам полярник и пилот.


Свои имеют правила шофер и пешеход.

3 обучающийся.

Как таблицу умножения, как урок,


Помни правила движения назубок!

4 обучающийся.

По городу, по улице не ходят просто так:


Когда не знаешь правила, легко попасть впросак!

5 обучающийся.

Все время будь внимателен, и помни наперед:


Свои имеют правила, шофер и пешеход!

6 обучающийся.

И проспекты, и бульвары -


Всюду улицы шумны.
Проходи по тротуару
Только с правой стороны.

7 учащийся.

Тут шалить, мешать народу


За-пре-ща-ется!
Быть примерным пешеходом
Разрешается!

8 обучающийся.

Переход при красном свете


За-пре-ща-ется!
При зеленом, даже детям,
Разрешается!

9 обучающийся.

Если ты гуляешь просто, все равно вперед гляди,


Через шумный перекресток
Осторожно проходи.

Педагог.

Молодцы, ребята! Сегодня вы показали хорошие знания правил дорожного движения. И Незнайку научили: как нужно вести себя на улице. Правила дорожного движения очень важны. Знать их должен каждый взрослый и каждый ребенок. Ребята, никогда не нарушайте их, тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастите крепкими и здоровыми.



Разработка №2

Игровая программа по правилам дорожного движения

Азбука безопасности” для детей младшего школьного возраста

 

Цели: Формирование и закрепление знаний и умений о правилах дорожного движения с целью предупреждения детского травматизма.

Задачи: - закрепить у ребят знания правил дорожного движения; - углубить знания обучающихся о правилах дорожного движения; - формировать представления младших школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам; - воспитывать навыки выполнения основных правил поведения обучающихся на улице, дороге.



Оборудование: дорожные знаки, светофорики, картинки.

Участники игры: две команды (1-4 классы).

План игры:

1.Разминка

2.Викторина “Зелёный знак”

3.Игра “Три огонька светофора”

4.Игра “Разрешается – запрещается”

5.Конкурс – капитанов “Эстафета водителей”

6.Игра “Нарисуй знаки”

7.Игра со зрителями “Перекрёсток загадок”

8.Игра “Собери знаки”

9.Игра “Весёлый светофор”

10.Игра “Велосипедист”

11.Подведение итогов

12.Награждение

 

                                                      ХОД ЗАНЯТИЯ



Ведущий: Ребята, сегодня мы собрались здесь вспомнить правила дорожного движения. Закон улиц и дорог - строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон в тоже время и очень добрый: он сохраняет людей от страшного несчастья, бережёт их жизнь. Поэтому только отличное знание правил позволяет нам уверенно переходить улицу. Сегодня мы покажем, как знаем эти правила.
А чтобы из вас никто, не устал, мы наше занятие проведём в форме игры. Для этого вам надо разделиться на две команды, придумать название и выбрать капитана команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон. За нарушение дисциплины один жетон снимается. У кого жетонов останется больше, тот и выиграет.

 1. Разминка

Сейчас я проверю, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к игре. Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет».

- Что хотите - говорите, в море сладкая вода? (Нет)


- Что хотите - говорите, красный свет - проезда нет? (Да)
- Что хотите - говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет)

- Что хотите - говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет)


- Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да)
- Что хотите - говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет)
- Что хотите - говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет)
- Что хотите - говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да)

 2. Викторина “Зелёный огонёк”



- Как называется дорожка для пешеходов?

- Что означает красный, жёлтый, зелёный сигнал светофора?

- Что следует сделать, прежде чем начать переходить улицу?

- Где можно переходить улицу?

- Можно ли играть на мостовой?

- Как нужно идти по тротуару?

- Почему запрещается цепляться за грузовые машины и их прицепы?

- Где должен останавливаться пешеход, не успевший закончить переход?

- Где можно кататься на велосипеде?

- Покажите знаки дорожного движения, которые разрешают и запрещают проезд на велосипеде.

 3. Игра “Три огонька светофора”

 Командам раздаются самодельные светофорики.

-  Знаете ли вы, как выполнять команды светофора? Сейчас это и проверим. Я буду читать вам стихи из “Азбуки безопасности” Олега Бедарева, а вы своими светофориками показывайте нужный свет.

1. Есть сигналы светофора,

    Подчиняйтесь им без спора.

    Бурлит в движении мостовая-

    Бегут авто, спешат трамваи.

    Скажите правильный ответ:

    Какой для пешехода свет?

 Правильно! Красный свет нам говорит:

Стой! Опасно! Путь закрыт.

 2. Особый свет – предупрежденье!

    Сигнала ждите для движенья.

    Скажите правильный ответ:

    Какой горит при этом свет?

 Правильно! Жёлтый свет – предупрежденье!

Жди сигнала для движенья.

 3. Иди вперёд! Порядок знаешь,

    На мостовой не пострадаешь.

    Скажите правильный ответ:

Какой для пешеходов свет?

 Правильно! Зелёный свет открыл дорогу:

Переходить ребята могут.

 

4. Игра “Разрешается – запрещается”

 - Играть на мостовой…(запрещается)

- Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…(разрешается)

- Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…(запрещается)

- Идти толпой по тротуару…(разрешается)

- Переходить улицу по подземному переходу…(разрешается)

- Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…(запрещается)

- Помогать старикам и старушкам переходить улицу…(разрешается)

- Велосипедистам цепляться за проезжие машины…(запрещается)

- Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди…(запрещается)

- Идти по тротуару слева…(запрещается)

- Выбегать на проезжую часть дороги…(запрещается)

- Кататься на велосипеде, не держась за руль…(запрещается)

- Болтать и громко смеяться в транспорте…(запрещается)

- Уважать правила дорожного движения…(разрешается)

 

5. Конкурс – капитанов “Эстафета-водителей”

 Капитаны команд должны преодолеть препятствия (расставленные на полу кегли), ведя детскую машинку на верёвочке.

 Условие: кто быстрее и без аварий доберётся до финиша.

  6. Нарисуй знаки

 Играющим предлагается за определённое время нарисовать знаки дорожного движения.

Выигрывает та команда, которая не только правильно нарисует за определённое время знаки, но и объяснит их.

  7. Конкурс для зрителей - болельщиков “Перекрёсток загадок”

 Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём.

Только лучше правь рулём.  (Велосипед)

Что за чудо этот дом!

Пассажиров много в нём.

Обувь носит из резины

И питается бензином. (Автобус)

 

Несётся и стреляет,



Ворчит скороговоркой.

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой.   (Мотоцикл)

 

Не летает, не жужжит -


Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Автомобиль)

Чтоб тебе помочь, дружок,


Путь пройти опасный,
День и ночь горят огни -
Зеленый, желтый, красный. (Светофор)

Какой конь землю пашет,


А сена не ест? (Трактор)

Вдаль бежит - не тужит,  с ножками дружит. (Улица)

 Для уборки урожая

На поля я выезжаю

И за несколько машин

Там работаю один.  (Комбайн)

Четыре братца бегут -
Друг друга не догонят. (Колеса)

Тихо ехать нас обяжет,


Поворот вблизи покажет
И напомнит, что и как,
Вам в пути…  (Дорожный знак).

Что за “зебра” на дороге?


Все стоят, разинув рот.
Ждут, когда мигнет зеленый,
Значит это…

                          (Переход).



«Автомульти»

 

Вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства.

 

На чём ехал Емеля к царю во дворец?



                                                                 (На печке)

Любимый двухколёсный вид транспорта кота Леопольда?

                                                                 (Велосипед)

Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живёт на крыше?

                                                                 (Вареньем)

Какой подарок сделали родители дяди Фёдора почтальону Печкину?

                                                                  (Велосипед)

Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки?

                                                                   (В карету)

На чём летал старик Хоттабыч? (На ковре – самолёте)

Личный транспорт Бабы – Яги?   (Ступа)

На чём поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной?  (Поезд)

На чём летал Барон Мюнхгаузен? (На ядре)

На чём катался Кай?   (На санках)

 

 Зрители (,болельщики) могут отдать заработанные жетоны команде, за которую болеют.



 8.Игра “Составь знак”  

Очень часто нарушители ПДД портят дорожные знаки, и сейчас нам предстоит отремонтировать некоторые из них. Вам необходимо из предложенных составляющих собрать дорожный знак и правильно назвать его.



9. Игра “Весёлый светофор”

                        Я глазищами моргаю, неустанно день и ночь

                   И машинам помогаю, и тебе хочу помочь.  (Светофор)

Команды играющих располагаются друг за другом. Дети по одному подходят к линии (5 шагов), берут в руки мяч и стараются попасть в один из глазков светофора. Удачный бросок, если мяч попадает в центр какого-либо кружочка, оцениваются так:

        Зелёный – 1 очко;

        Жёлтый – 2 очка;

        Красный – 3 очка.

Побеждает та команда, у которой большее количество очков.



 

 10.Подведение итогов. 11.Награждение.



Литература:

1. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред. В.Н.Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006. 2. Правила дорожного движения. М, 2004 3. Репин Я. С. Дорожная азбука, М: ДОСААФ, 1987 4. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. М: Просвещение, 1998 5. Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД М:2004 6. Филенко М. Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М: Просвещение,1985 7. Князева Р. А. 100 задач по ПДД. М: Педагогика,1997 8. Шалаева Г.П. Азбука маленького пешехода. М.: Филол. о-во СЛОВО, Эксмо, 2008

Коьрта
Контакты

    Главная страница


Методическая разработка «Правила дорожного движения»

Скачать 198.06 Kb.