• "Рельеф Земли. Горы суши" Цели
  • Тип урока
  • Актуализация полученных знаний, мотивация на изучение нового материала
  • Изучение нового материала слайд 5
  • Рельеф
  • Вершина
  • Гребень
  • Кордильеры , Аппалачи . – Восточное полушарие: материк Евразия – Кавказ , Гималаи , Альпы , Уральские , Скандинавские , Сихоте-Алинь
  • Атлаские , Драконовы . – В Австралии – Большой Водораздельный хребет
  • Закрепление нового материала
  • 6. Инструктаж домашнего задания

  • Скачать 116.22 Kb.


    Дата02.02.2019
    Размер116.22 Kb.
    ТипМетодическая разработка

    Скачать 116.22 Kb.

    Методическая разработка урока географии по теме: «Рельеф Земли. Горы суши»



    Филиал МБОУ Верхне-Талызинской СОШ

    Алферьевская основная общеобразовательная школа

    Методическая разработка урока географии

    по теме:
    «Рельеф Земли. Горы суши»

    6 класс

    Работу выполнила:



    Учитель географии

    Макеева Н. В.

    с. Алферьево, 2013 год.

    Тема урока: "Рельеф Земли. Горы суши"


    Цели:

    • Продолжить знакомство с понятием «рельеф» (выявить силы, формирующие рельеф),  сформировать представления об основных формах рельефа (горы, равнины) и их классификации по высоте;

    • Научить выделять, описывать и объяснять существенные признаки гор. Научить находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения гор, и анализировать ее.

    • Научить составлять краткую географическую характеристику гор на основе разнообразных источников информации и форм ее представления.

    • Развивать практические навыки работы с картой. Закрепить умение использовать полученные знания для чтения физических карт.

    Оборудование:

    • настенные карты (физическая) полушарий,

    • учебники, атласы, к/к

    • раздаточный материал,

    • презентация, мультимедийный проектор,  экран, колонки,

    Тип урока: комбинированный

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент

    - Добрый день, ребята.



    2. Проверка домашнего задания

    Фронтальный опрос



    1. Что такое рельеф?

    2. Каковы основные формы рельефа?

    3. Что такое равнина? Каковы особенности равнин?

    4. Почему равнины густо заселены?

    Работа с карточками

    Заполнить таблицу: дать описание Западно - Сибирской равнины и Амазонской низменности.

    Равнина

    Где находится

    Особенности рельефа

    Средняя высота (в м)

    Какие реки протекают, какие крупные города находятся
















    1. Каким высотам соответствуют равнины над уровнем моря?

              

    1) впадины

    А) 0—200 м

     

    2) низменности

    Б) ниже 0 м

     

    3) возвышенности

    В) выше 500 м

     

    4) плоскогорье

    Г) 200—500 м

    1. Выберите верные утверждения:
      а) равнины на картах изображаются различными оттенками зеленого цвета;
      б) по характеру поверхности равнины разделяют на высокие и низкие;
      в) крупнейшие по площади равнины мира — Восточно-Европейская, Западно-Сибирская.

    1. Актуализация полученных знаний, мотивация на изучение нового

    материала

    –  На прошлых занятиях мы с вами изучили особенности строения и движения земной коры. 


    –  Из чего состоит земная кора?  (Минералов и горных пород)
    –  Как могут залегать горные породы? (Горизонтально и наклонно)
    – Какие процессы могут повлиять на характер залегания горных пород? (Внутренние и внешние)
    слайд 2
    – Таким образом, под влиянием каких процессов формируются неровности земной поверхности? (Заполнение схемы)
    слайд 3
    – Внутренние процессы создают неровности земной поверхности. С чем это связано? (С движением земной коры)
    – Какие виды движения земной коры вам известны? (Вертикальные и горизонтальные)

    – Что является результатом вертикального движения земной коры? (Горы, впадины, равнины)


    – Горизонтального? (Землетрясения, вулканизм)
    (Заполнение схемы)
    – Таким образом, что создают внутренние процессы? (Неровности земной поверхности)
    – Какие виды внутренних процессов мы вспомнили? 
    – Кроме внутренних процессов на земную поверхность влияют внешние процессы.
    слайд 4
    – Внешние процессы в отличие от внутренних выравнивают неровности земной поверхности, т.е. разрушают их.
    – Как называется такой процесс? (Выветривание) 
    – Выветривание представлено несколькими типами… (ребята называют, на слайде проявляются)

    • Деятельность воды,

    • Деятельность ветра,

    • Деятельность разности температур,

    • Деятельность живых организмов.

    (Заполнение схемы)
    – Итак, внешние силы, формирующие облик земной поверхности представлены каким процессом? (Выветриванием)
    – Назовите составляющие процесса выветривания (Заполнение схемы)
    – Таким образом, с чем связано многообразие    неровностей земной поверхности? (С внутренними и внешними процессами)



    1. Изучение нового материала

    слайд 5
    – Посмотрите внимательно на фотографию и скажите, какая (ровная или неровная) поверхность земли на ней изображена?
    – А как, на ваш взгляд, одним словом можно назвать неровности земной поверхности? (Рельеф)
    – Запишите определение в свои раздаточные листочки. (Переход к слайду 2)

    Рельеф – это неровности земной поверхности.

    – Что формируется под воздействием внутренних и внешних сил Земли? 


    слайд 6
    – Просмотрите на предложенный слайд и попробуйте сгруппировать неровности поверхности  в две крупные формы. Они вам знакомы из курса природоведения 5 класса. (Горы и равнины)
    – Перечислите основные отличия этих форм. Что их объединяет? 
    – Таким образом, какие основные формы рельефа суши мы с вами смогли выделить? (Горы и равнины). Итак, тема сегодняшнего урока – Горы суши.

    слайд 1
    – Вспомните и расскажите о холмах и горах, которые вы видели в природе или на картинках.
    – Постарайтесь выделить сходства между горой и холмом. (Особенности – возвышающиеся участки суши над окружающей местностью)
    – Но есть и существенное различие между горами и холмами. Какое? (Особенность – горы - высокие, обширные)
    – В природе редко встречается отдельно стоящая гора. Исключением являются вулканы. Обычно горы представляют большие по площади и сложные по строению участки земной коры.
    слайд 7
    – Посмотрите внимательно на фотографию, на ней изображены горы. Предложите свое определение этому термину, исходя из того, что мы с вами уже установили выше и знания о формулировке термина: понятие = ключевое слово + существенные признаки (учащиеся совместно с учителем составляют определение)
    – Давайте сравним наше определение с определением в учебнике, правы ли мы. (Чтение определения в учебнике на стр. 94, также определение появляется на слайде) Запишите его в листочки.

    Горы – обширные участки земной поверхности, высоко приподнятые над прилегающими равнинами и имеющие сильно пересеченный рельеф.

    – Вспомните курс природоведения 5 класс, где вы изучали строение холма и горы. Из каких частей состоит гора? (На слайде проявляются стрелки, дети называют составляющие горы, и они тоже постепенно проявляются)


    – Что же такое вершина?.. Склон?.. Подошва?.. (выводятся определения)

    Вершина – самая верхняя часть горы, макушка горы.
    Склон – расстояние между вершиной и подошвой.
    Подошва  – переход склона (горы) в равнину.

    – Подпишите составные части горы на рисунке в своих раздаточных листках.


    – Кроме уже известных вам составляющих можно выделить также гребень (появляется на слайде) на ваш взгляд, какое определение можно дать этому термину? 

    Гребень – самая высокая часть хребта

    – Все, что вы видите на фото можно назвать горным хребтом. Попробуйте объяснить, что это такое? 



    Горный хребет – линейно вытянутые поднятия с отдельными вершинами

    – Найдите и подпишите на рисунке гребень и горный хребет.


    – Итак, ребята, у нас получился схематический рисунок, демонстрирующий внешние отличительные особенности гор. Какие? (Один из учащихся называет и показывает)

    – Откройте, пожалуйста, в атласе физическую карту полушарий. 


    – Найдите на карте объекты, которые подходят под наше определение.
    – По каким показателям вы их нашли?(Называют горы и говорят о больших размерах и высоте)
    – Ребята, а как вы узнали, о высоте этих участков суши на географической карте? (С помощью шкалы высот)
    – Чтобы лучше запомнить название и расположение основных горных систем суши выполним практическую работу: перенесем их на свои контурные карты.
    – Что это означает – перенести горы? Мы обозначим линиями местоположение основных хребтов и правильно подпишем их название. 
    – Инструкция в ваших раздаточных листочках поможет нам в этом.

    Ознакомьтесь с ней, пожалуйста. слайд 8


    – Предлагаю начать с западного полушария. Давайте начнем с самых протяженных гор суши (почти 9 тыс.км). Они расположены на материке Южная Америка. Какие это горы?



    (Ученики называют Анды, учитель работает на доске, а дети в к/к, рисование сопровождается пояснениями)

    • Где эту линию рисовать;

    • В какой части материка они расположены;

    • Как протянулись относительно сторон горизонта;

    • Береговой линии;

    • Ближайших рек, морей;

    • Параллелей и меридианов или вдоль параллелей и меридианов;

    – А как правильно подписать горы на к/к? (Образец подписи – это географическая карта – горы подписываются по линии протяжения)
    – Назовите горы Северной Америки, где они располагаются? Давайте обозначим их на к/к – КордильерыАппалачи.
    – Восточное полушарие: материк Евразия – КавказГималаиАльпыУральскиеСкандинавскиеСихоте-Алинь.
    – В Африке – АтласкиеДраконовы.
    – В Австралии – Большой Водораздельный хребет.
    – Ребята, а что еще о горах (кроме расположения и направления) может рассказать карта? (Если возникнут сложности, обратить внимание на шкалу высот – в результате должны придти к классификации по высоте)
    слайд 9
    – Ребята, на данной схеме показано деление гор на группы в зависимости от высоты.  
    – Рассмотрите ее внимательно. Так какие группы мы можем выделить? (Ребята называют)
    слайд 10
    – Вы можете привести примеры гор, относящихся к разным группам по высоте? (Переход к слайду2)
    слайд 2
    – Таким образом, с каким типом классификации гор мы познакомились? (При работе с этим слайдом ребята заполняют схемы у себя на листочках. Переход к слайду 15)
    – Какие горы суши являются самыми высокими на Земле?
    – Какова их высота и где они находятся?
    – Как называется наивысшая вершина этих гор?
    слайд 15
    – Посмотрите внимательно на фотографии. И на одной, и на другой изображены горы. Чем они отличаются друг от друга? (Высотой, характером вершин, крутизной склонов, растительным покровом и т.д.)
    – В чем причина названных вами различий? Как вы думаете, почему они различаются?
    – На ваш взгляд, на какие две группы по возрасту можно разделить горы суши? (Должны придти к возрасту – старые и молодые)
    – К старым горам, давно появившимся на суше, относятся уже разрушенные горы: Уральские, Аппалачи, Хибины.
    – Какой еще признак для классификации  гор мы обнаружили вместе с вами? (По возрасту) 
    ( заполнение схемы в листочках)
    Но и среди высоких гор, с остроконечными вершинами есть старые горы – например, Тянь-Шань, Алтай, Скалистые горы, которые получили свое второе рождение относительно недавно.
    – Их еще называют омоложенными горами. А установили это просто. Изучили внутреннее строение гор – характер залегания горных пород.

    – Таким образом, мы с вами выяснили несколько классификаций гор суши в зависимости от следующих признаков… Каких? (Высоты, возраста)


    – Есть и другие классификации, с которыми мы познакомимся в старших классах. 

    – Мы с вами не случайно так подробно знакомились с некоторыми особенностями гор. Для чего, как вы думаете?


    – Представьте, что вы собираетесь отдохнуть в горах, и у вас есть только карта.  Какие сведения можно из нее почерпнуть? (Выясняет вместе с учениками)
    – Т.е. мы можем найти географическое положение объекта – его адрес.
    – Откройте учебники на стр.97, «Шаг за шагом». Перед вами примерный план определения географического положения гор.
    – Давайте, действуя в соответствии с этим планом, попробуем определить географическое положение Анд. (Совместная работа)
    – Дома выберите любую горную систему и дайте ее характеристику.

    1. Закрепление нового материала

    Задание по карточкам

    Найти соответствие между горами и материком, показать его стрелками.

    Гималаи
    Кордильеры


    Анды                                                                         Северная Америка
    Уральские                                                                 Австралия
    Драконовы                                                                Евразия
    Большой Водораздельный хребет                          Африка
    Кавказ                                                                        Южная Америка
    Атлас


    Найти соответствие между горами и вершиной, показать его стрелками.

    Гималаи                                                                    Народная


    Кордильеры                                                              Косцюшко
    Анды                                                                         Мак-Кинли
    Уральские                                                                 Эльбрус
    Большой Водораздельный хребет                          Аконкагуа
    Кавказ                                                                       Эверест


    Найти лишнее в перечне гор и обосновать:

    А) Гималаи, Кавказ, Аппалачи, Кордильеры;


    Б) Альпы, Уральские, Драконовы, Аппалачи;


    В) Алтай, Гималаи, Тянь-Шань, Скалистые.




    Напишите название гор, одна из точек которых имеет координаты:

    А) 43о с.ш 80о в.д.


    Б) 40о с.ш. 110о з.д.
    В) 46о с.ш. 10о в.д.     


    6. Инструктаж домашнего задания

    - Параграф 17.

    Используя рабочий лист урока, составить рассказ о горах.


    – Письменно выполнить задание по описанию географического положения гор (по выбору)

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Методическая разработка урока географии по теме: «Рельеф Земли. Горы суши»

    Скачать 116.22 Kb.