• «Денискины рассказы» В.Драгунского – это уроки нравственности»
  • Дениска – любознательный, ленивый, добрый, смелый, честный, общительный, обидчивый, трусливый, вежливый, весёлый, добродушный, жадный, любящий сын, сообразительный.

  • Скачать 72.58 Kb.


    Дата18.05.2018
    Размер72.58 Kb.
    ТипМетодическая разработка

    Скачать 72.58 Kb.

    Методическая разработка урока на II районную научно-практическую конференцию «Все мы родом из детства», посвященную памяти Ю. И. Коваля



    МКУ «Управление образования»

    Лаишевского муниципального района Республики Татарстан

    МБОУ «Тат.Янтыковская основная общеобразовательная школа»

    Лаишевского муниципального района Республики Татарстан

    «Денискины рассказы» В. Драгунского –

    это уроки нравственности

    (внеклассное чтение в 5 классе)

    Методическая разработка урока

    на II районную научно-практическую

    конференцию «Все мы родом из детства»,

    посвященную памяти Ю.И.Коваля

    учителя русского языка и литературы

    МБОУ «Тат.Янтыковская ООШ»

    Лаишевского муниципального района

    Гарафиевой Рушании Ахмадулловны

    -2014-
    Тема. Внеклассное чтение по книге В.Драгунского «Денискины рассказы».

    Цели: 1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Драгунского.

    2. Совершенствовать навыки анализа художественного произведения.

    3.Воспитывать потребность в самостоятельном чтении книг, чувство

    товарищества, взаимопомощи у учащихся.

    Оборудование. Компьютерная презентация.

    Материал. В.Драгунский «Денискины рассказы», Москва, издательство «Самовар», 2010.


    Ход урока

    I. Актуализация опорных знаний учащихся.

    Учитель. Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русской литературы. Сегодня мы с вами перенесёмся в увлекательный мир произведений Виктора Драгунского, станем исследователями творчества этого замечательного писателя. В этом году исполняется 55 лет его книге «Денискины рассказы», которую любят и дети, и взрослые. Об этом свидетельствуют отзывы людей разных возрастов. Вот некоторые из них.

    1) Впервые познакомилась с этой книгой в 1-м классе на уроке внеклассного чтения: одноклассник пересказывал "Тайное становится явным". Класс загибался от смеха. Мы просили еще и еще рассказывать. Одноклассник тогда получил пять. Потом я выпросила почитать эту книгу у одноклассника. Когда моим детям исполнилось 5 лет, читала им. Сейчас перечитываю с внуком. Вечная книга. Дети во все времена остаются детьми. Драгунский очень точно передал детский взгляд на мир. Люблю "Денискины рассказы"!

    2) Я читаю, эту книгу с 5 лет, а мне сейчас 10, мне до сих пор не надоело читать эту книгу.Это самая лучшая книга, книга моего детства. Она учит дружбе, любви да и жизни в целом. Вот и сейчас я решила смело кинуться в свое солнечное детство.

    3) Читала эту книгу еще в начальных классах. От нее так и веет теплотой и добром. Советую родителям читать эту книгу детям:юмор, ненавязчивые советы и тонкая ирония.

    4) Я учусь в 6 классе и начала читать только отрывки, а потом в библиотеке спросила, прочитала дома и впечатления накопились.

    5) Это самая лучшая книга, книга моего детства. Она учит дружбе, любви, нравственности да и жизни в целом. Вот и сейчас я решила смело кинуться в свое солнечное детство. (слайд 1).

    Последний отзыв подсказал мне тему урока: «Денискины рассказы» В.Драгунского – это уроки нравственности» (слайд 2).

    Родился Виктор Драгунский в Нью-Йорке 17 ноября 1913 года.(слайд 3). Его родители были русскими эмигрантами. После смерти отца воспитывался матерью и отчимом. Семья (вместе со вторым отчимом) в 1925 году переехала в Москву.

    Если рассматривать краткую биографию Драгунского тех лет, то нужно отметить тяжелое материальное состояние. Из-за нехватки денег Виктор рано пошел на работу, одновременно увлекался литературной деятельностью.

    Когда началась Великая Отечественная война, Драгунский вступил в ряды ополченцев, но не перестал писать. В 1949 году он начал публиковать произведения из серии «Денискины рассказы». Большая популярность пришла автору благодаря этим рассказам.

    Мне известно, что вы с увлечением прочитали «Денискины рассказы» Виктора Драгунского. Давайте поговорим об этой книге, о его интересных героях и подумаем о том, почему книгу «Денискины рассказы» Виктора Драгунского можно назвать уроком нравственности?(слайд 4).Найти ответ на это вопрос является целью сегодняшнего урока.



    II. Объяснение новой темы.

    Учитель. Ребята, скажите, пожалуйста, есть что-то невероятное, приключенческое в книге «Денискины рассказы»?

    Ученик. В книге «Денискины рассказы» приключений не.

    Учитель. Действительно, в «Денискиных рассказах» писатель использует довольно простой художественный прием: в самой обычной ситуации увидеть что-то, чего не заметили другие. Например, как красиво летит в синем небе красный шарик. Почему же тогда книга всем нравится?

    Ученик. Виктор Драгунский пишет о Дениске и его друзьях интересно, смешно.

    Учитель. Ребята, а вы не «узнали» себя в некоторых рассказах?

    Ученик. Да, мы похожи на героев книги.

    Учитель. Денис Кораблев — обычный мальчик. Как с любым мальчишкой во все времена с ним приключаются всякие истории. То он выливает манную кашу на голову прохожему, то запускает в космос самодельную ракету, то раскрашивает девочку, дверь подъезда и начальника домоуправления красной краской, то получает двойку за невыученный урок.


    Давайте вспомним первый рассказ книги «Сверху вниз, наискосок!» (1 ученик рассказывает содержание ). Какое место рассказа кажется вам самым интересным?

    Ученик. Самое интересное место в рассказе то, что Денис и его друзья поливали краской управдома, что ему в голову не пришло отойти хоть на шаг вправо и влево.

    Учитель. Какой урок нравственности можно вынести из этого рассказа?

    Ученик. Нельзя без спроса трогать чужие вещи.

    Учитель. Мне очень нравится рассказ «Он живой и светится». Кто хочет пересказать его содержание? (1 ученик рассказывает содержание).

    Как вы думаете, почему Денис променял подарок отца на светлячка?

    Ученик. Светлячок очень понравился Дениске, стал для него самым дорогим и близким.

    Учитель.Ребята, можно ли сказать, что это рассказ о встрече Дениски с чудом?

    Ученик. Да, можно сказать, что это рассказ о встрече с чудом. Чудом является светлячок, который живой и светится.

    Учитель. Чему учит рассказ?

    Ученик. Рассказ учит доброте.

    Учитель. Следующий рассказ книги называется «Друг детства». О чем это рассказ? (1 ученик рассказывает содержание). Почему Дениска передумалбыть боксёром? Прочитайте, пожалуйста, это место из рассказа (выборочное чтение, страница 20).

    Ученик. «Дениска вспомнил, как давным-давно с этим мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать…». Денис любил мишку, любил всей душой, готов был за него жизнь отдать.

    Учитель. Что хотел сказать писатель этим рассказом?

    Ученик. Писатель хотел сказать, что нельзя, просто невозможно ударить друга, даже если он — старый плюшевый медведь.

    Учитель. Многим из вас понравился рассказ «Тайное становится явным» (1 ученик рассказывает содержание). Какой урок на всю жизнь получил Дениска?

    Ученик. Тайное всегда становится явным, то есть нельзя обманывать.

    Учитель. Что нового вы узнали из рассказа «Похититель собак»?

    Ученик. Борис Климентьевич – весёлый дядька из рассказа «Похититель собак» - говорит, что скоч-терьеры очень похожи друг на друга, что трудно их различить.

    Учитель. Какой нравственный урок даёт рассказ?

    Ученик. Рассказ учит сдержать данное слово.

    III.Формирование знаний, умений, навыков у учащихся.

    Учитель. Давайте, ребята, характеризуем главного героя «Денискиных рассказов». Какими качествами обладает Дениска? Выбирайте и доказывайте примерами из рассказов.

    Дениска – любознательный, ленивый, добрый, смелый, честный, общительный, обидчивый, трусливый, вежливый, весёлый, добродушный, жадный, любящий сын, сообразительный.(слайд 5, учащиеся высказывают мнения, составляют модель).
    Дениска

    Прямая со стрелкой 1Прямая со стрелкой 2Прямая со стрелкой 4Прямая со стрелкой 5
    любознательныйвесёлыйдобрыйчестный общительныйлюбящий сын

    «Он живой и «Закол- «Друг «Тайное «Слон и радио» «Рыцари»

    светится» дованная детства» становится

    буква»; явным»

    «Сверху

    вниз наис-



    косок»

    Учитель. Хотелось бы вам иметь такого друга? Почему?

    Ученик. Я хотел бы иметь такого друга как Денис, потому что он весёлый, общительный.

    Учитель. Ребята, почему мы можем сказать, что «Денискины рассказы» Виктора Драгунского дают нравственные уроки?

    Ученик. Из каждой истории Денис сам делает вывод: нельзя обманывать, нельзя ударить друга, нужно любить всё живое, нельзя трогать чужие вещи без спроса, нужно помогать маме, сестрёнке, нужно сдержать данное слово.

    IV. Заключительная часть.



    Учитель. Виктору Драгунскому удается давать уроки нравственности без назидания и развивать чувство без нравоучения.Нельзя не упомянуть и про тонкий юмор Драгунского. Над некоторыми его рассказами может громко похохотать и взрослый.

    Дома прочитайте ещё одну интересную книгу В.Драгунского «Профессор кислых щей». Подготовьте иллюстрацию на понравившийся рассказ из книги.

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Методическая разработка урока на II районную научно-практическую конференцию «Все мы родом из детства», посвященную памяти Ю. И. Коваля

    Скачать 72.58 Kb.