• Сердцем к подвигу прикоснись. Методические рекомендации для проведения диалоговых бесед с подростками и юношеством по формированию практического патриотизма
  • Тематический разбор — сопоставление двух текстов

  • Скачать 140.28 Kb.


    Дата01.09.2018
    Размер140.28 Kb.
    ТипМетодические рекомендации

    Скачать 140.28 Kb.

    Методические рекомендации для проведения диалоговых бесед с подростками и юношеством по формированию практического патриотизма



    Муниципальное районное учреждение культуры

    «Сальская межпоселенческая центральная библиотека»


    «Историческое значение каждого

    человека измеряется его заслугами Родине,

    а человеческое достоинство-

    его патриотизмом»

    Н.Г.Чернышевский

    Сердцем к подвигу прикоснись.

    Методические рекомендации для проведения диалоговых бесед

    с подростками и юношеством по формированию практического патриотизма
    Нынешнее поколение школьников, что ни для кого ни секрет, книг о Великой Отечественной войне читает куда меньше поколения своих родителей, чему есть причины вполне объективные: сегодня они вообще меньше читают и, главное, время изменилось, а с ним изменилось и восприятие тех событий.

    Для большинства современных детей война была давно и не с ними. А с ними, к сожалению, был Беслан, Чечня, Осетия, которые воспринимаются сейчас куда острее, чем все ужасы всех концлагерей Европы.

    Индивидуальные формы работы: анкетирование, интервьюирование, диалоговые беседы о прочитанном, рекомендательные беседы составляют основу работы библиотек в патриотическом воспитании.

    Предлагая старшеклассникам поговорить откровенно о книгах, посвященных Великой Отечественной войне, библиотекари должны уяснить, что молодое поколение знает о войне, что читали, что при этом думали. И на основе полученных сведений найти современный подход, предложить к обсуждению нестандартный материал.

    Начать работу можно начать с опроса.

    Вопросы:


    Что сегодня для нас та Война?

        • Какие книги о Великой Отечественной войне Вы прочитали?

    Напишите названия и авторов.

        • Ваша главная книга о Великой Отечественной? Почему Вы так

    считаете? Напишите отзыв об этой книге.

        • Ваш любимый фильм о Великой Отечественной войне?

        • Какая правда нам нужна?

    По итогам опроса его участникам уместно предложить обсуждение темы в форме дискуссии «Была Великая война».

    Например, обсуждение темы «Была Великая война» можно начать с вопроса: «Зачем сейчас читать книги о войне?» Все ответы разделить на три группы:


        1. Книги об Отечественной войне - это книги о Победе, доставшейся ценой огромных усилий и жертв, об истории нашей Родины, которой можно и нужно гордиться.

        2. Книги о войне — это исследование, проверка на прочность в экстремальных обстоятельствах человека, похожего на нас, - подлинное «человековедение».

        3. Книги эти интересно и полезно читать (есть острый сюжет и положительный герой, которому хочется подражать).

    Следующий вопрос уточнил бы позиции отвечающих:

    «Что интересней читать: про отступление и плен или про победные наступления?» на примере произведений: «Живые и мертвые» К.М. Симонова, «В окопах Сталинграда» В.П. Некрасова, «Судьба человека» М.А. Шолохова и др. Ответы помогут библиотекарю узнать, зачем бралась книга о войне , чтобы понять, как там всё было, осмыслить суть происходившего или пережить с героями радость Победы.

    Тематический разбор — сопоставление двух текстов — серьезный повод для коллективного обсуждения.

    Пример №1

    Прочитать стихотворение поэта — фронтовика И. Дегена «Валенки»


    «Мой товарищ, в смертельной агонии

    Не зови понапрасну друзей.

    Дай-ка лучше согрею ладони я

    Над дымящейся кровью твоей.

    Ты не плачь, не стони, ты не маленький,

    Ты не ранен, ты просто убит.

    Дай на память сниму с тебя валенки.

    Нам еще наступать предстоит.»

    Это жесткое, откровенное до натурализма, описание смерти своего товарища. В ходе разговора стоит узнать мнение подростков: - «Нужны ли описания этих шокирующих подробностей?», «Вызывает ли сочувствие к солдатам, пережившим такое, как сохранить гордость и уважение к тем, кто бросался под огонь, спасая Родину?» Однозначного решения проблема не имеет, вот почему должен состояться дискуссионный разговор.

    Далее стоит обратить внимание участников разговора к повести В.Л.Кондратьева «Сашка». Общего между этими произведениями почти нет, кроме времени описываемых событий и слова «валенки».

    Герой повести Кондратьева Сашка тоже снял с убитого валенки, но только с немца, к тому же с риском для жизни и, что немаловажно, не для себя.

    «Для себя ни за что бы не полез, пропади пропадом эти валенки! Но ротного жалко. Его пимы насквозь пропитались — и за лето не просушить, а тут сухонькие наденет и походит в сухом, пока ему сапоги со склада не доставят...Ладно, была не была! Без остановки дополз Сашка до немца, схоронился за него, осмотрелся и взялся за валенок. Потянул, но не выходит! То, что приходится мертвого тела касаться, его не смущало — попривыкли они к трупам-то. По всей роще раскиданы, на людей уже не похожие. Зимой лица их цвета не покойницкого, а оранжевого, прямо куклы какие, и потому Сашка брезговал не очень.



    И сейчас, хотя и весна, лица их такими же оставались — красноватыми. В общем, лежа снять с трупа валенки не получалось, пришлось на колени привстать, но тоже не выходит, тянется весь фриц за своим валенком, ну что делать? Но тут смекнул Сашка упереться ногой в немца и попробовать так. Стал поддаваться валенок, а когда стронулся с места, уже пошел...Значит, один есть».

    И здесь через сравнения, можно выйти на серьезнейшую проблему разного восприятия войны. Дело в том, что Сашка вообще «другой» герой, потому что война не обесчеловечила его. Центральный эпизод повести, когда он не выполняет приказ расстрелять пленного немца. Почему? Потому что тот безоружный, потому что в листовке было написано: «Обеспечена жизнь и возвращение после войны», а Сашка обещал немцу жизнь. И аргумент у Сашки простой: «Люди же мы, а не фашисты».

    Можно себе представить, чтобы повесть Кондратьева появилась в дни войны? Нет. И дело не в цензуре. На войне главными словами были «отстоять» и «отомстить». И долгие годы уже после войны слово «немец» означало «враг, смертельный враг». Стихотворение «Валенки» нужно воспринимать сегодня как факт истории, но ближе и нужней нам все же «Сашка» Кондратьева. Конечно, здесь надо учитывать, что это уже взгляд из мирной жизни, но ведь общечеловеческие ценности потому и ценны, что вечны во все времена у всех народов. А война — не норма, а отклонение от нормы.

    Пример №2

    Прочитать два стихотворения поэта К.Симонова «Убей немца» и «Жди меня».


    Убей немца Жди меня

    «…Если ты врагу с ружьем «Жди меня, и я вернусь,

    Не желаешь навек отдать Только очень жди,

    Дом, где жил ты, жену и мать, Жди, когда наводят грусть

    Все, что родиной мы зовем,- Желтые дожди,

    Знай: никто ее не спасет, Жди, когда снега метут,

    Если ты ее не спасешь, Жди, когда жара,

    Знай: никто его не убьет, Жди, когда других не ждут,

    Если ты его не убьешь. Позабыв вчера.

    Так убей врага, чтобы он, Жди, когда из дальних мест

    А не ты на земле лежал, Писем не придет,

    Не в твоем дому чтобы стон, Жди, когда уж надоест

    А в его — по мертвым стоял. Всем, кто вместе ждет.

    Так хотел он, его вина, - Жди меня, и я вернусь,

    Пусть горит его дом, а не твой, Не желай добра

    И пускай не твоя жена, Всем, кто знает наизусть,

    А его пусть будет вдовой. Что забыть пора.

    Пусть исплачется не твоя, Пусть поверят сын и мать

    А его родившая мать, В то, что нет меня,

    Не твоя, а его семья Пусть друзья устанут ждать,

    Понапрасну пусть будут ждать. Сядут у огня,

    Так убей же хоть одного! Выпьют горькое вино

    Так убей же его скорей! На помин души...

    Сколько раз увидишь его, Жди. И с ними заодно

    Столько раз и убей!» Выпить не спеши.

    Жди меня, и я вернусь

    Всем смертям назло.

    Кто не ждал меня, тот пусть

    Скажет: «Повезло».

    Не понять не ждавшим им,

    Как среди огня

    Ожиданием своим

    Ты спасла меня.

    Как я выжил, будем знать

    Только мы с тобой, -

    Просто ты умела ждать,

    Как никто другой».

    В ходе разговора могут быть высказаны мнения, что противопоставлять стихотворения не следует. Прежде всего, потому, что было и то, и другое, а жить постоянно одной ненавистью невозможно, да и опасно. Ведь когда «ярость благородная» по разным причинам долго не затухает, в один «прекрасный» момент у народа могут «отказать тормоза», и тогда начинается резня, бессмысленная и беспощадная. Но любая война, как известно, заканчивается миром, потому что «штыком можно завоевать весь мир, но нельзя на нем сидеть». И тогда потребность в толерантности, терпимости друг к другу становится не просто востребованной, но и необходимой как отдельным людям, так и целым государством.

    А вот история с ложкой, которую «посеял» солдат - и потом долго мучился — «Потерял я ложку, как дурак. Обыкновенная такая ложка. Алюминиевая. Почерневшая. С зазубринами. И все-таки это ложка. Очень важный инструмент. Есть нечем. Суп пью прямо из котелка. А если каша...Я даже дощечку приспособил. Щепочку. Ем кашу щепочкой. У кого попросить? Каждый ложку бережет. Дураков нет. А у меня — дощечка.

    Потом начался обстрел, его друг Шонгин был убит. А дальше он находит целую связку ложек, думает, - «Будет и у меня ложка! Правда немецкая. Они мытые. Фрицы чистоту любят. Ложек много. Выбирай любую. После еды ее нужно старательно вылизать и сунуть в карман поглубже. А немец тоже ее вылизывал. У него, наверное, были толстые мокрые губы. И когда он вылизывал ложку, глаза выпучивал... А потом совал за голенище. А там портянки пропревшие. И снова он ее в кашу погружал, и снова вылизывал... На одной ложке — засохший комочек пищи. Я возвращаю ложки. Я не могу ими есть».

    Как к нему попала ложка Шонгина он не помнит. «Ложка?.. Откуда у меня ложка?.. Алюминиевая сточенная ложка, а на черенке выцарапано «Шонгин». Вот и память о тебе. Ничего не осталось, только ложка. Сколько войн он повидал, а эта последняя. А жена ничего не знает. Только я знаю... Я упрячу эту ложку поглубже. Буду всегда с собой носить... прости меня, Шонгин, старый солдат».

    Это отрывок из повести Б.Ш.Окуджавы «Будь здоров, школяр». Автор не пугает, не добивается «признания заслуг», не «выжимает» сострадание, он, скорее, извиняется за необходимость говорить о потере друзей, бытовых неудобствах — то есть сознательно снижает пафос. Зачем? Да ни за чем. Просто он такой. И, что удивительно, при этом он не теряет уважения в наших глазах — наоборот, мы почему-то доверяем и уважаем его и за то, что он пережил, и за то, что так об этом рассказывает.

    Великая Отечественная война отражена в русской литературе XX века глубоко и всесторонне, во всех своих проявлениях: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы.

    Дифференцированный подход, грамотная рекомендательная беседа библиотекаря с подростками и молодежью - необходимое условие, чтобы разобраться в массиве художественной прозы о Великой Отечественной войне.



    Во-первых — это военная проза фронтового поколения. Авторы этого поколения в своих произведениях опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт. В книгах о войне писателей-фронтовиков главной линией проходит солдатская дружба, фронтовое товарищество, тяжесть походной жизни, дезертирство и геройство. Писатели-фронтовики – это целое поколение мужественных, совестливых, многое испытавших, одаренных личностей, перенесших военные и послевоенные невзгоды. Писатели-фронтовики являются теми авторами, которые в своих произведениях выражают точку зрения, что исход войны решает герой, сознающий себя частицей воюющего народа, несущий свой крест и общую ношу.

    Самые достоверные произведениями о войне создали писатели-фронтовики: В. К. Кондратьев, В. О. Богомолов, К. Д. Воробьев, В. П. Астафьев, Г. Я. Бакланов, В. В. Быков, Б. Л. Васильев, Ю. В. Бондарев, В. П. Некрасов, Е. И. Носов, Э. Г. Казакевич, М. А. Шолохов.

    Одной из первых книг о войне была повесть Виктора Платоновича Некрасова (1911 – 1987) «В окопах Сталинграда», о которой с большим уважением отзывался другой писатель-фронтовик Вячеслав Кондратьев. Он называл её своей настольной книгой, где была вся война с ее бесчеловечностью и жестокостью, была «наша война, которую мы прошли».

    В 1947 году была написана повесть «Звезда» Э. Г. Казакевичем (1913 – 1962), правдивая и поэтичная. Но в то время она была лишена правдивого финала, и только теперь она экранизирована и восстановлена в её первоначальном финале, а именно – гибели всех шестерых разведчиков под командованием лейтенанта Травкина.

    Ю. В. Бондарев (1924), автор книг «Батальоны просят огня» (1957), «Тишина» (1962), «Горячий снег» (1969). Одно из достоверных произведений, написанных Бондаревым о войне – роман «Горячий снег» о Сталинградской битве. Его военные произведения пронизаны романтическими сценами. Герои его повестей и романов – мальчики вместе с совершаемым героизмом ещё успевают подумать о красоте природы. О сложной жизни после войны бывших участни­ков войны его роман «Непротивление», какими стали бывшие мальчики.

    Уместно порекомендовать молодежи книги К.Д. Воробьева (1919 – 1975), автора суровых и трагических произведений, который первым рассказал о горькой правде попавшего в плен и прошедшего сквозь ад земной. Повести К.Д. Воробьева «Это мы, Господи», «Убиты под Москвой» написаны по собственному опыту. Сражаясь в роте кремлевских курсантов под Москвой, попал в плен, прошел через лагеря на территории Литвы. Бежал из плена, организовал партизанскую группу, влившуюся в литовский партизанский отряд, а после войны жил в Вильнюсе. Повесть «Убиты под Москвой» остается одним из самых достоверных произведений о начальном периоде войны в 1941 году под Москвой, куда попадает рота молодых курсантов, почти без оружия. Гибнут бойцы, мир рушится под бомбами, раненые попадают в плен. Но их жизнь отдана Родине, которой они верно служили.

    Повесть «Сашка» выдвинула Вячеслава Кондратьева в ряд ведущих писателей фронтового поколения. В ней писатель-фронтовик рассказывает о жизни обычного человека на войне, нескольких днях фронтовой жизни. А затем следуют повести и рассказы, объединенные сквозной темой и героями: «Дорога в Бородухино», «Житье-бытье», «Отпуск по ранению», «Встречи на Сретенке», «Знаменательная дата». Произведения Кондратьева – это не просто правдивая проза о войне, это правдивые свидетельства о времени, о долге, о чести и верности, это мучительные раздумья героев после. Для его произведений характерна точность датировки событий, их географическая и топографическая привязка. Автор был там, где и когда были его герои. Его проза – свидетельства очевидца, её можно рассматривать как важный, хотя и своеобразный исторический источник, вместе с тем она написана по всем канонам художественного произведения.

    Вот еще один из писателей-фронтовиков, В.О. Богомолов (1926 – 2003), написавший в 1973 году остросюжетное произведение «Момент истины» («В августе сорок четвертого») о военной контрразведке – СМЕРШе, герои которой обезвреживают врага в тылу наших войск. В 1993 году В.О. Богомолов опубликовал яркую повесть «В кригере», которая является продолжением повести «Момент истины» и «Зося».

    Писатель-фронтовик Борис Львович Васильев (1924), автор любимых всеми книг «А зори здесь тихие» (1968), «Завтра была война», «В списках не значился» (1975), «Аты-баты шли солдаты», на которых было воспитано несколько поколений молодежи.

    Среди писателей-фронтовиков незаслуженно обделенным оказался был А.П.Платонов (1899 – 1951), которого литературная критика сделала таковым лишь потому, что его произведения были другими, слишком достоверными. Одним из первых Андрей Платонов написал драматическую историю возвращения фронтовика домой. Герои произведений Платонова «… шли теперь жить точно впервые, в болезнях и счастье победы. Они шли теперь жить точно впервые, смутно помня себя, какими они были три-четыре года назад, потому что они превратились совсем в других людей…».

    Писатели-фронтовики, вопреки сложившимся в советское время тенденциям к лакированию правды о войне, изображали суровую и трагическую военную и послевоенную действительность. Их произведения – правдивое свидетельство времени, когда Россия воевала и победила.

        1. Другая война нашла свое отражение в новой военной прозе.


    Нужно отметить, что в конце XX и начале XXI века значительно уменьшилось количество писателей, пишущих о войне. В последнее время в литературной критике, применительно к военной прозе, стал употребляться термин «новая военная проза», имея в виду прозу об афганской и чеченской войнах, с одной стороны. С другой стороны, новая военная проза – это полемическая проза, которая представляет другое изображение Великой Отечественной войны.

    Точка зрения писателя-фронтовика В.П. Астафьева такова, что исход войны несет герой, сознающий себя частицей воюющего народа, несущего свой крест и общую ношу. В романе «Прокляты и убиты» Виктор Петрович Астафьев передает войну не в «правильном, красивом и блестящем строе с музыкой и барабанами, и боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами», а в «ее настоящем выражении – в крови, в страданиях, в смерти». В повести «Веселый солдат» - история о том, как смог выжить человек на войне. б

    Георгий Владимов – один из писателей, который по-новому изобразил Великую Отечественную войну в романе «Генерал и его армия», получивший за этот роман Букеровскую российскую премию в 1995 году. Сам он считает, что пишет о войне ту правду, которую до сих пор искажали все кому не лень. Он использует приемы не только беллетристические, т. е. повествовательные, но и применяет ссылки, в романе действуют кроме выдуманных героев – реальные личности: маршал Жуков, генерал армии Ватутин, генерал-полковник Власов, известный немецкий военачальник Гудериан. А за фамилиями других персонажей проглядываются фамилии их реальных прототипов: Чарновский (Черняховский), Рыбко (Рыбалко), фамилия главного героя – генерала Кобрисова, созвучна с фамилией действительного командующего 38-й армии Чибисова. По мнению не только фронтовиков, но и литературных критиков считается, что Владимов создал в романе «Генерал и его армия» свой художественный миф о войне 1941 –1945 годов. Например, генерал Власов, чье имя во время войны стало символом предательства и, которому много страниц посвящено в романе, представлен фигурой трагической, а те русские люди, которые согласились воевать с оружием в руках в рядах его армии – представлены несчастными жертвами, попавшими в плен по вине бездарного командования.

    Среди писателей конца ХХ и начала ХХI вв., пишущих о Великой Отечественной войне, писатели - детство и юность которых пришлись на эти суровые годы. Среди них Анатолий Азольский. Великой Отечественной войне Азольский посвятил несколько произведений: «Диверсант», «Кровь», «Война на море». Роман «Диверсант» сам автор назвал «назидательным для юношества и девушек». Герой романа, влюбленный юноша из Грузии, идет добровольцем на фронт в 1941 году и проходит школу военной жизни в качестве разведчика-диверсанта под руководством опытного разведчика-старшины. Есть главы, которые так и названы назидательно – «Береги честь смолоду». Герой проходит испытания не только войной, но и моральными качествами. Автор утверждает в романе высокое предназначение человека – человек на войне не должен уподобляться животному. Азольский обостряет изображение нравственных качеств человека на войне. Вторая линия романа – послевоенная история бывшего диверсанта, которому пришлось менять имя и место жительство, колесить по СССР и пытаться стать писателем.

    Леонид Бородин (1939), автор повести «Ушел отряд». В ней изображена также другая правда о войне, о партизанах, герои которой солдаты – окруженцы первых дней войны. По-новому рассматривает автор взаимоотношения оккупированных деревень с партизанами, которых они должны кормить. Командир партизанского отряда застрелил старосту деревни, но не предателя старосту, а своего для сельчан человека, лишь за одно слово против. Эта повесть можно постановить в один ряд с произведениями Василя Быкова по изображению военного конфликта.

    В современном литературном мире появились новые авторы, написавшие книги о периоде Великой отечественной войны. Отношение к ним не однозначное и противоречивое. Среди них - Кирилл Бенедиктов и его роман «Блокада. Охота на монстра». В романе времена наслаиваются друг на друга, действия происходят то в прошлом, то в настоящем, то в будущем. Перед нами — новая неожиданная версия истории войны, созданная в фантастическом жанре. Многие факты взяты из истории, что-то додумано. А ведь большинство читателей воспринимает все за чистую монету, ибо не владеют знанием истории как автор. Чтение для молодежи получается как увлекательно, так и опасно...

    К неоднозначным произведениям можно отнести произведения А.Исаева «Пять кругов ада», «Сталинград», «Мифы о Великой Отечественной войне», «Танковый удар»; Ю.Костина «Немец» и других, которые могут быть в фондах библиотек.

    Работа над темой Великой Отечественной войны убеждает нас в том, что откровенный, некорыстный разговор о нашей общей Победе, о настоящей литературе, ей посвященной, может быть только объективным. Научить молодое поколение хранить память о героическом прошлом, понять истину этого периода истории — одна из функций библиотек.

    Библиография:



        1. Бродский, М.А. Книги о войне — урок практического патриотизма //Школьная библиотека. - 2006. - № 1. - С. 41 — 48.

        2. Иванова,Л. Великая Отечественная война глазами русских и зарубежных авторов // Библиотека. - 2009. - № 6. - С.24 — 29.

        3. Лазарева, Л. Учим гордиться прошлым : // Библиотека. - 2005. - № 9. - С. 23 — 24.

        4. Любовь к Отечеству — родом из детства // Библиотека. - 2009. - № 6. - С. 9 — 23.

        5. Некрасова, Н.Н. «Ступени Победы» : обзорный рассказ по выставке литературы о Великой Отечественной войне 1941-1945гг. // Школьная библиотека. - 2004. - № 9-10. - С. 11 — 15.

        6. Скороходова, Л.Н. Библиотека и патриотическое воспитание молодежи в современной России // Юношеские библиотеки России. - 2004. - Вып. № 3. - С. 23 — 33.

    Составитель:

    Заведующая Инновационно-методическим отделом

    МРУК «СМЦБ»

    И.П.Касимова

    2010г.



    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Методические рекомендации для проведения диалоговых бесед с подростками и юношеством по формированию практического патриотизма

    Скачать 140.28 Kb.