• ПОЛОЖЕНИЕ
  • КРИТЕРИИ



  • страница1/20
    Дата03.05.2018
    Размер1.11 Mb.
    ТипМетодические рекомендации

    Методические рекомендации для студентов медицинского факультета по специальности


      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Общественное здоровье и здравоохранение
    Методические рекомендации для студентов медицинского
    факультета по специальности «Педиатрия»

    Петрозаводск


    Издательство ПетрГУ

    2008


    Рассмотрены и утверждены к печати на заседании
    редакционной комиссии по отрасли науки и техники «Медицина»

    25 января 2008 года

    Печатаются по решению редакционно-издательского совета

    Петрозаводского государственного университета

    Составитель

    А. А. Фомин, д. мед. н., доцент,

    зав. курсом общественного здоровья и здравоохранения




    Введение
    Цель дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» — дать знания и умения, необходимые будущему врачу для работы в учреждениях здравоохранения, по вопросам:

    • общественное здоровье и факторы его определяющие;

    • системы, обеспечивающие сохранение, укрепление и восстановление здоровья населения в целом и отдельных однородных групп населения;

    • управление и экономика здравоохранения;

    • тенденции развития здравоохранения в зарубежных странах.

    По завершении курса «Общественное здоровье и здравоохранение» студенты должны знать:

    1. методику исследования здоровья населения с целью его сохранения, укрепления и восстановления;

    2. вопросы организации медицинской и медико-профилактической помощи населению;

    3. основы управления, планирования, экономики и финансирования здравоохранения.

    По завершении обучения студенты должны овладеть следующими умениями:

    • вычислять и оценивать основные виды статистических величин;

    • владеть методиками расчета и оценки показателей здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения;

    • использовать информацию о здоровье населения и деятельности лечебно-профилактических учреждений для предложения мероприятий по повышению качества и эффективности медицинской и медико-профилактической помощи.

    В соответствии с утвержденной Министерством образования и науки РФ программой дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» (Москва, 2005) на самостоятельную работу студентам выделено 43 часа. Самостоятельная работа по специальности «Педиатрия» проводится по теме «Оценка эффективности работы врача-педиатра участкового», которая является актуальной в связи с национальным проектом «Здоровье».

    Самостоятельная работа студентов
    по специальности «Педиатрия»

    Тема самостоятельной работы студентов «Оценка эффективности работы врача-педиатра участкового» является продолжением изучения следующих блоков программы дисциплины: организация лечебно-профилактической помощи детскому населению; анализ деятельности и оценка лечебно-профилактической помощи врача-педиатра участкового; медицинская демография. Блок программы «организация лечебно-профилактической помощи детскому населению» является основным в самостоятельной работе и состоит из следующих разделов: первичная медико-санитарная помощь; система охраны здоровья матери и ребенка. Следующий блок программы «анализ деятельности и оценка лечебно-профилактической помощи врача-педиатра участкового» включает такие цели: студент должен знать основные показатели работы, методические подходы к оценке эффективности работы врача-педиатра участкового; уметь вычислять и анализировать основные показатели деятельности врача-педиатра участкового и делать оценку в целом. Последний блок программы «медицинская демография» рассматривает причины и критерии детской и младенческой смертности.

    Министерством здравоохранения и социального развития (Минздравсоцразвития) России издан ряд нормативно-правовых документов по первичной медико-санитарной помощи и организации лечебно-профилактической помощи детскому населению, в частности:



    1. Приказ от 29 июля 2005 г. № 487 «Об утверждении Порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи»;

    2. Приказ от 4 августа 2006 г. № 584 «О порядке организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу»;

    3. Приказ от 18 января 2006 г. № 28 «Об организации деятельности врача-педиатра участкового»;

    4. Приказ от 9 февраля 2007 г. № 102 «О паспорте врачебного участка (педиатрического)»;

    5. Приказ от 19 апреля 2007 г. № 282 «Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности врача-педиатра участкового».

    Рассмотрим более подробно содержание вышеперечисленных приказов.
    Приказ от 29 июля 2005 г. № 487

    «Об утверждении Порядка организации оказания
    первичной медико-санитарной помощи»

    1. Настоящий Порядок регулирует вопросы, связанные с организацией оказания первичной медико-санитарной помощи населению на территории Российской Федерации.

    2. Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинскую профилактику важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

    3. Первичная медико-санитарная помощь, в том числе медицинская помощь женщинам в период беременности, во время и после родов оказывается учреждениями муниципальной системы здравоохранения преимущественно по месту жительства:

    3.1. амбулаторно-поликлиническими учреждениями: амбулатория, центр общей врачебной (семейной) практики, районная (в т. ч. центральная), городская поликлиника, детская городская поликлиника, женская консультация.

    4. В оказании первичной медико-санитарной помощи могут также участвовать учреждения государственной и частной систем здравоохранения на основе договоров со страховыми медицинскими организациями.

    5. Учреждения, обеспечивающие первичную медико-санитарную помощь, осуществляют свою деятельность в соответствии с установленным порядком.

    6. Обязанность учреждений по оказанию первичной медико-сани-


    тарной помощи исполняется медицинскими работниками данных учреждений: терапевтами участковыми, педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными), акушерами-гинекологами, другими врачами-специалистами, а также специалистами со средним медицинским и высшим сестринским образованием, в соответствии с установленным порядком.

    7. Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

    8. Амбулаторно-поликлиническая помощь включает:

    – оказание первой (доврачебной, врачебной) и неотложной медицинской помощи больным при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях;

    – проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, абортов, выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых болезней и факторов риска;

    – диагностику и лечение различных заболеваний и состояний;

    – восстановительное лечение;

    – клинико-экспертную деятельность по оценке качества и эффективности лечебных и диагностических мероприятий, включая экспертизу временной нетрудоспособности;

    – диспансерное наблюдение больных, в том числе отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг;

    – диспансеризацию беременных женщин, родильниц;

    – диспансеризацию здоровых и больных детей;

    – динамическое медицинское наблюдение за ростом и развитием ребенка;

    – организацию питания детей раннего возраста;

    – организацию дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, в том числе обеспечение необходимыми лекарственными средствами;

    – установление медицинских показаний и направление в учреждения государственной системы здравоохранения для получения специализированных видов медицинской помощи;

    – установление медицинских показаний для санаторно-курортного лечения, в том числе отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг;

    – медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательных учреждений общего и коррекционного типов;

    – проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, вакцинопрофилактики в установленном порядке;

    – осуществление санитарно-гигиенического образования, в том числе по вопросам формирования здорового образа жизни;

    – врачебную консультацию и медицинскую профориентацию;

    – медицинское обеспечение подготовки юношей к военной службе.

    9. Стационарная помощь, предоставляемая населению муниципальных образований в больничных и стационарно-поликлинических учреждениях, включает:

    – оказание неотложной медицинской помощи больным при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях;

    – диагностику, лечение острых, хронических заболеваний, отравлений, травм, состояний при патологии беременности, в родах, в послеродовом периоде, при абортах и прочих состояний, требующих круглосуточного медицинского наблюдения или изоляции по эпидемическим показаниям;

    – восстановительное лечение и реабилитацию.

    10. Госпитализация в больничное (стационарно-поликлиническое) учреждение осуществляется по медицинским показаниям:

    – по направлению врача лечебно-профилактического учреждения, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности;

    – скорой медицинской помощью;

    – при самостоятельном обращении больного по экстренным показаниям.


    Приказ от 4 августа 2006 г. № 584

    «Порядок организации медицинского
    обслуживания населения по участковому принципу»

    1. Настоящий Порядок регулирует вопросы организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу.

    2. Участковый принцип организации медицинского обслуживания населения, обеспечивающий доступность и качество медицинской помощи, является основной формой организации деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению муниципальных образований.

    3. Организация медицинского обслуживания населения по участковому принципу осуществляется органами управления здравоохранением муниципальных образований в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также настоящим Порядком.

    4. Органы управления здравоохранением муниципальных образований осуществляют организацию медицинского обслуживания населения по участковому принципу с учетом критериев территориальной
    (в том числе транспортной) доступности доврачебной помощи, врачебной помощи, скорой медицинской (неотложной) помощи.

    5. Медицинское обслуживание населения по участковому принципу осуществляется: в городском округе – поликлиникой, в том числе детской, центром (отделением) общей врачебной (семейной) практики, поликлиническим отделением стационарно-поликлинического учреждения; в муниципальном районе – поликлиникой, в том числе детской, центром (отделением) общей врачебной (семейной) практики, поликлиническим отделением стационарно-поликлинического учреждения, амбулаторией.

    6. Установление зон обслуживания и закрепление населения за амбулаторно-поликлиническими и стационарно-поликлиническими учреждениями производятся органами управления здравоохранением муниципальных образований в целях соблюдения принципа оказания первичной медико-санитарной помощи по месту жительства с учетом численности, плотности, возрастно-полового состава населения, уровня заболеваемости, географических и иных особенностей территорий.

    7. Распределение населения по врачебным участкам осуществляется руководителями амбулаторно-поликлинических или стационарно-поликлинических учреждений в зависимости от конкретных условий оказания первичной медико-санитарной помощи населению в целях максимального обеспечения ее доступности и соблюдения иных прав граждан.

    8. Руководители амбулаторно-поликлинических или стационарно-поликлинических учреждений в целях обеспечения права граждан на выбор врача и лечебно-профилактического учреждения прикрепляют граждан, проживающих вне зоны обслуживания амбулаторно-поликлинического учреждения или стационарно-поликлинического учреждения, к врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) для медицинского наблюдения и лечения, не превышая численности населения на одну должность участкового врача более чем на 15 процентов от нормативной, предусмотренной пунктом 11 настоящего Порядка.

    9. В амбулаторно-поликлинических и стационарно-поликлинических учреждениях могут быть организованы врачебные участки:

    – терапевтический;

    – педиатрический;

    – врача общей практики;

    – семейного врача;

    – комплексный терапевтический участок.

    10. Обслуживание населения на врачебных участках осуществляется: врачом-терапевтом участковым, медицинской сестрой участковой на терапевтическом участке; врачом-педиатром участковым, медицинской сестрой участковой на педиатрическом участке; врачом общей практики (семейным врачом), помощником врача общей практики, медицинской сестрой врача общей практики на участке врача общей практики (семейного врача); врачом-терапевтом участковым, фельдшером (акушеркой), медицинской сестрой участковой на комплексном терапевтическом участке.

    11. Рекомендуемая численность прикрепленного населения на врачебных участках в соответствии с нормативной штатной численностью медицинского персонала составляет: на терапевтическом участке – 1700 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше; на педиатрическом участке – 800 человек детского населения 0–17 лет включительно; на участке врача общей практики – 1500 человек взрослого населения в возрасте 18 лет и старше; на участке семейного врача – 1200
    человек взрослого и детского населения; на комплексном терапевтическом участке – 2000 и более человек взрослого и детского населения.

    12. Комплексный терапевтический участок формируется из населения врачебного участка амбулаторно-поликлинического или стационарно-поликлинического учреждения с недостаточной численностью прикрепленного населения (малокомплектный участок) или населения, обслуживаемого врачом-терапевтом амбулатории, и населения, обслуживаемого фельдшерско-акушерскими пунктами (фельдшерскими пунктами).

    13. Врачи-терапевты участковые, врачи-педиатры участковые, врачи общей практики (семейные врачи), фельдшеры, медицинские сестры участковые, медицинские сестры врача общей практики в рамках своей компетенции осуществляют ведение паспорта врачебного участка, информационной (компьютерной) базы данных состояния здоровья обслуживаемого населения.
    Приказ от 18 января 2006 г. № 28

    «Об организации деятельности врача-педиатра участкового»

    ПОЛОЖЕНИЕ

    об организации деятельности врача-педиатра участкового


    1. Настоящее Положение регулирует организацию деятельности врача-педиатра участкового.

    2. На должность врача-педиатра участкового назначается специалист, имеющий высшее медицинское образование по специальности «Педиатрия» или «Лечебное дело» и сертификат специалиста по специальности «Педиатрия».

    3. Врач-педиатр участковый в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также настоящим Порядком.

    4. Врач-педиатр участковый осуществляет свою деятельность в медицинских организациях преимущественно муниципальной системы здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь детям:

    – детских поликлиниках;

    – амбулаториях;

    – стационарно-поликлинических учреждениях;

    – других медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь детскому населению.

    5. Врач-педиатр участковый оказывает первичную медико-санитарную помощь контингенту, сформированному преимущественно по территориальному принципу и на основе свободного выбора врача пациентами.

    6. Врач-педиатр участковый:

    – формирует врачебный участок из прикрепившегося контингента;

    – проводит динамическое медицинское наблюдение за физическим и нервно-психическим развитием детей;

    – проводит диагностическую и лечебную работу на дому и в амбулаторных условиях;

    – осуществляет работу по охране репродуктивного здоровья подростков;

    – проводит первичный патронаж новорожденных и детей раннего возраста в установленные сроки;

    – организует и принимает участие в проведении профилактических осмотров детей раннего возраста, а также детей в декретированные возрастные сроки;

    – разрабатывает комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий, обеспечивает контроль за выполнением режима, рационального питания, своевременного проведения мероприятий по профилактике у детей алиментарных расстройств, рахита, анемии и других заболеваний;

    – обеспечивает своевременное направление детей на консультации к врачам-специалистам, при соответствующих показаниях — на госпитализацию;

    – обеспечивает проведение иммунопрофилактики детей;

    – проводит динамическое наблюдение за детьми с хронической патологией, состоящими на диспансерном наблюдении, их своевременное оздоровление и анализ эффективности диспансерного наблюдения;

    – обеспечивает подготовку детей к поступлению в образовательные учреждения;

    – обеспечивает поступление информации о детях и семьях социального риска в отделение медико-социальной помощи детской поликлиники, органы опеки, попечительства;

    – обеспечивает работу стационара на дому;

    — обеспечивает выполнение индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;

    – обеспечивает проведение дополнительного лекарственного обеспечения детей, имеющих право на получения набора социальных услуг;

    – выдает заключение о необходимости направления детей в санаторно-курортные учреждения;

    – обеспечивает проведение мероприятий по профилактике и раннему выявлению у детей гепатита В и С, ВИЧ-инфекции;

    – осуществляет диспансерное наблюдение детей с наследственными заболеваниями, выявленными в результате неонатального скрининга, и патронаж семей, имеющих детей указанной категории;

    – своевременно направляет извещения в установленном порядке в территориальные органы Роспотребнадзора о случаях инфекционных заболеваний и поствакцинальных осложнениях;

    – обеспечивает медицинскую помощь юношам в период подготовки к военной службе;

    – проводит работу по врачебному консультированию и профессиональной ориентации с учетом состояния здоровья детей;

    – проводит подготовку медицинской документации по переводу детей по достижении соответствующего возраста в городскую (районную) поликлинику;

    – руководит деятельностью среднего медицинского персонала, осуществляющего оказание первичной медико-санитарной помощи;

    – ведет медицинскую документацию в установленном порядке, анализируя состояние здоровья прикрепленного контингента к врачебному педиатрическому участку и деятельность врачебного педиатрического участка.

    7. В труднодоступных и отдаленных районах, в сельской местности с недостаточным числом врачей-педиатров возможно проведение диспансерного наблюдения детей из прикрепившегося контингента, в том числе детей раннего возраста, врачом общей практики (семейным врачом) с последующим направлением детей с отклонениями в состоянии здоровья к врачам-специалистам.

    Приказ от 9 февраля 2007 г. № 102

    «О паспорте врачебного участка (педиатрического)»
    (в сокращении)

    Утвердить:

    Учетную форму № 030/у-пед «Паспорт врачебного участка (педиатрического)» согласно приложению № 1, в которое внесены 17 таблиц, которые не будут представлены в методических рекомендациях.
    Приказ от 19 апреля 2007 г. № 282

    «Об утверждении критериев оценки эффективности
    деятельности врача-педиатра участкового»

    КРИТЕРИИ

    оценки эффективности работы врача-педиатра участкового


    1. Основной целью введения критериев оценки эффективности работы врача-педиатра участкового является оперативный анализ внутри лечебно-профилактического учреждения диагностической, лечебно-профилактической и организационной работы на педиатрическом участке для улучшения качества оказания медицинской помощи прикрепленному контингенту и мониторинга состояния здоровья детей.

    2. Основными учетными медицинскими документами при оценке эффективности работы врача-педиатра участкового являются:

    – история развития ребенка (учетная форма № 112/у);

    – паспорт врачебного участка (педиатрического) (учетная форма № 030/у-пед);

    – ведомость учета врачебных посещений в амбулаторно-поликлини-
    ческих учреждениях, на дому (учетная форма № 039/у-02).

    3. По результатам проверки эффективности работы врачей-педиатров участковых составляется акт с выводами и конкретными предложениями по совершенствованию лечебно-диагностической и профилактической работы на педиатрическом участке и план работы по устранению выявленных в ходе проверки недостатков.

    Критерии оценки эффективности и анализ работы врача-педиатра участкового будут приведены в макете самостоятельной работы, который будет описан ниже и состоит из двух частей:

    I. Таблицы с данными для самостоятельной работы (в методических рекомендациях они будут без цифр, 10 заполненных вариантов будут выдаваться на практическом занятии);

    II. Пример расчетов оценки эффективности работы врача-педиатра участкового (в методических рекомендациях будет даваться пример).

    Предлагаю образец оформления титульного листа самостоятельной работы.

    Петрозаводский государственный университет

    Медицинский факультет



    Курс общественного здоровья и здравоохранения

    Преподаватель_____________________________



    Самостоятельная работа для студентов 4 курса

    по теме: «Оценка эффективности работы
    врача
    -педиатра участкового»

    Вариант № __

    Выполнил (а)

    Фамилия, инициалы, № группы

    ___________________________


    СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
    I. Таблицы с данными для самостоятельной работы

    II. Пример расчетов оценки эффективности работы врача-педиатра участкового


    1. Характеристика прикрепленного контингента




    1. Оценка профилактической работы врача-педиатра участкового:

    а) охват дородовым патронажем;

    б) охват патронажем детей первого года жизни;



    в) полнота охвата профилактическими осмотрами детей;

    г) полнота охвата профилактическими прививками детей в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок (выборочно);

    д) удельный вес детей первого года жизни, находящихся на грудном вскармливании.


    1. Оценка качества медицинской помощи:

    а) качество диспансерного наблюдения детей;

    б) полнота охвата лечебно-профилактической помощью детей, состоящих под диспансерным наблюдением.


    1. Оценка динамики заболеваемости детей:

    а) динамика показателя первичной заболеваемости у детей;

    б) динамика показателя общей заболеваемости (распространенность)
    у детей.



    1. Анализ случаев смерти детей на дому и случаев досуточной леталь-
      ности детей в стационаре:


    а) анализ случаев смерти детей пятнадцатилетнего возраста на дому;

    б) анализ случаев досуточной летальности детей в стационаре.
    Итоги и вывод

    Предложения

    I. Макеты таблиц для самостоятельной работы

    1. Характеристика прикрепленного контингента
    Таблица 1
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Методические рекомендации для студентов медицинского факультета по специальности