• Автор: педагог дополнительного образования Ж.Г.Духонина Самара, 2013 г.
  • Инструменты и материалы
  • 1-й ряд
  • 3-й ряд
  • 6-й ряд
  • 8-й, 9-й, 10-й, 11-й ряды
  • С 12-го по 18-й ряды
  • Приложение № 1 «Эта темно-вишневая шаль…» Немного истории



  • страница1/2
    Дата12.07.2018
    Размер0.67 Mb.
    ТипМетодические рекомендации

    Методические рекомендации (изготовление шали учащимися второго года обучения)


      1   2

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

    ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ПОИСК»

    ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА


    «Эта темно-вишневая шаль…»

    Методические рекомендации
    (изготовление шали учащимися второго года обучения)

    Автор: педагог дополнительного

    образования Ж.Г.Духонина

    Самара, 2013 г.
    «Все носят шали, они в большой моде и чем больше их,

    тем больше вас уважают. У меня их шесть.

    Нужно сказать, мода это чрезвычайно удобна.

    Шали бывают огромными (даже в три человеческих

    роста), один конец ее обертывают вокруг руки,

    другой спускают до земли» «С утра до вечера, по здешней

    моде, я кутаюсь в черную с желтым шелковую шаль»
    Письма сестер Вильмонт из России
    Данная методическая рекомендация может использоваться на занятиях по вязанию крючком на втором году обучения, для учащихся имеющих навыки по вязанию крючком и элементарные знания по этому виду рукоделия.

    Актуальность разработки состоит в том, что вязание – один из интересных и полезных видов декоративно-прикладного искусства Техника его прошла через века, а в наше время получила большое развитие и стала одним из любимых занятий рукодельниц. Совершенно уникальным является ручное узорчатое вязание в знаменитом помысле оренбургских пуховых платков, возникшем, в XVII в. Здесь изготовляли платки двух видов: плотные – пушистые из серого пуха и тонкие – из белого. Последние неизменно вызывающие восхищение красотой узора, легкостью и высочайшим мастерством исполнения. Искусство вязания оренбургских платков и до сегодняшнего дня передаются из поколения в поколение.

    В наше время вязание остается популярным видом искусства, благодаря неограниченной возможности создавать новые модные узоры и модели.

    Можно сказать, что сегодня трикотаж – фаворит моды. Трудно представить себе наш гардероб без трикотажных вещей. Благодаря ее прекрасным качествам такую одежду можно носить с утра до вечера, в будни и праздники.



    Цель разработки – создать условия для развития мотивации подростков при изучении народных традиций вязания шалей.

    Для достижения поставленной цели необходима реализация следующих задач:

    -создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления приемов вязки основных элементов;

    -способствовать расширению знаний учащихся о приемах вязания;

    -научить вязать основные элементы шали крючком;

    -способствовать развитию интереса учащихся к декоративно – прикладному творчеству;

    -способствовать освоению обучающимися технологической грамотности

    (умение свободно читать схемы с листа).



    Техника безопасности:

    - необходимо содержать в порядке и чистоте рабочее место;

    - не брать в рот крючок, иголки;

    - не размахивать и не делать резких движений рукой с инструментом (крючок, иголка);

    - положение тела при работе должно быть удобным;

    - расстояние до выполняемой работы должно быть 25-30 см.



    Инструменты и материалы:

    - крючок;

    - пряжа;

    - иголка;

    - нитка х/б.
    Технология изготовления шали

    Перед тем, как приступить к созданию шали, надо изучить ее историю (см. Приложение 1).

    Затем выбрать технику, в которой будет вывязываться шаль. Любая салфетка достаточно большого размера в творческих руках может превратиться в роскошную кружевную шаль (см. Приложение № 2). Для этого вам нужно сначала попробовать на ваших нитках начало вязания шали. Свяжите 5 рядов салфетки по схеме и посмотрите, какой размер у полученного образца. Так вы сможете определить, какой же примерно размер получится у вашего вязания, если вы довяжете узор по схеме до конца. После этого положите горизонтально линейку по центру салфетки, и там, где она легла, распределите краевые столбики и петли подъема в рядах салфетки. Количество ВП в петлях подъема и количество накидов в краевых столбиках подберите экспериментально. Главное, чтобы край не стягивался. Если он получится слишком свободным, вы всегда сможете подтянуть его обвязкой. Так что выберите понравившуюся вам салфетку и дерзайте! В этой разработке вам предлагается один из вариантов такой шали (см. Приложение 3).
    Модель шали, выполненная крючком из полушерстяной пряжи

    Начните работу от середины основания шали. Для этого наберите цепочку из 20 ВП и замкните в кольцо.



    1-й ряд: 4 ВП подъема, 19 С1Н под дугу, 1 С1Н в 8-ю ВП от начала наборного кольца. Столбики вяжите свободно!

    2-й ряд: 4 ВП подъема, 1 ВП, *С1Н+ВП*, повторите 18 раз, С1Н.

    3-й ряд: 4 ВП подъема, 2 ВП* рельефный лицевой С1Н+2ВП, повторите 18 раз. Рельефный С1Н в 4-ю ВП

    4-й ряд: 10 ВП, СБН между 2-м и 3-м столбиками предыдущего ряда, 8 ВП, СБН между 4-м и 5-м столбиками, 8 ВП, СБН между 8-м и 9-м столбиками, 10 ВП, СБН между 12-м и 13-м столбиками, 8 ВП, СБН между 14-м и 15-м столбиками, 8 ВП, СБН между 16-м и 17-м столбиками, 8 ВП, СБН между 18-м и 19-м столбиками, 6 ВП, С2Н в 4-ю ВП предыдущего ряда.

    5-й ряд: 4 ВП подъема, 9 С1Н (под дугу), СБН, 8 ВП, СБН, 8 ВП, СБН, 20 С1Н (под дугу), СБН, 8 ВП, СБН, 8 ВП, СБН, 10 С1Н (под дугу, последний столбик прикрепить к 4-й ВП предыдущего ряда).

    6-й ряд: 4 ВП подъема, 1 ВП, *С1Н+ВП* - 9 раз, СБН, 8 ВП, СБН, 1 ВП, *С1Н+ВП*, повторить 20 раз, СБН, 8 ВП, СБН, 1 ВП, *С1Н+ВП* - 9 раз, С1Н.

    7-й ряд: 4 ВП подъема+2 ВП, *рельефный (лицевой) С1Н+2 ВП* - 9 раз, СБН под дугу, 2 ВП, *рельефный (лицевой) С1Н+2 ВП* - 20 раз, СБН под дугу, 2 ВП, рельефный (лицевой) С1Н* - 10 раз

    8-й, 9-й, 10-й, 11-й ряды: вязать, как 4-й – 7-й ряды. Рельефные столбики вяжите по рисунку (лицевыми, либо изнаночными), чтобы рельеф-«гребешок» всегда располагался на лицевой стороне изделия.

    С 12-го по 18-й ряды вяжите узором «шахматка».

    Продолжите работу согласно схеме (См. Приложение № 4) с 19-го по 26-й ряды, затем повторите 12-й – 18-й ряды. Далее выполните еще 2 ряда «ракушек» (19-й – 26-й ряды) и 7 рядов узора «шахматка».

    Завершите работу одним рядом «ракушек» (19-й – 22-й ряд).

    Боковые стороны шали обвяжите арками из 8 ВП и оформите их кистями длиной 11 см.

    Каждый автор, используя классические элементы, привносит что-то свое, индивидуальное, в технику исполнения и дизайна. Желаем успеха!
    Рефлексивный этап (вывод)

    По выполнении проекта вязания шали педагогу необходимо определить:

    1. новый уровень мотивации в познании традиционных методов изготовления шалей;

    2. развитие интереса к русским народным ремеслам.

    3. уровень формирования тенденций к самостоятельному созданию учащимися творческих проектов с использованием ИТ.

    4. подготовить презентацию выставки работ учащихся на сайте объединения.




    Список литературы

    1. Фарафошина Н.В. Художественное вязание. Ижевск. 2006

    2. Журнал мод «Шали» № 489

    3. Журнал мод «Шали» № 500

    4. Журнал мод «Шали» № 512

    5. Журнал мод «Шали» № 549

    Приложение № 1

    «Эта темно-вишневая шаль…»

    Немного истории

    Шалью традиционно называли большой прямоугольный платок из тонкой шерстяной ткани с цветочной каймой или орнаментом. Шаль сегодня – тканое или вязаное полотно большого размера разной формы: прямоугольник, квадрат, треугольник.

    В период с конца XVII по начало XX веков в моду вошли шали из шерсти кашмины – подпушки высокогорных коз. Их начали производить в Кашмире с XV века. В Европу они попали благодаря колонизаторам-англичанам.

    Мода на шали была не случайной. Они прекрасно дополняли модные в то время платья в стиле «ампир» из тончайшей кисеи с завышенной талией, с большим декольте, с короткими рукавами, что мало подходило для стран с холодным климатом.

    Шали были для разных случаев: для выхода в свет, для бальных танцев, для визитов, для дома. Многоцветные, с изящным рисунком полотна, они были украшением любого наряда. У любимой жены французского императора Наполеона Жозефины Богарне было 400 разнообразных шалей.

    В России восточные шали были сначала привозные. Но уже в самом начале XX века наладилось местное производство. Процесс ткачества был очень трудоемким и длительным: от полутора до двух лет.

    Умению носить шали уделяли много внимания. Было время, когда этому учили в женских учебных заведениях и выпускницы танцевали в них перед высокопоставленными гостями, демонстрируя изящество и грациозность. Очень большие шали (в три человеческих роста) носили, обертывая один конец вокруг руки, другой спускался до земли. В углы вшивались золотые шарики, которые своей тяжестью удерживали шаль в нужном положении. Иногда шарики вплетали в кисти.

    Мода на оформление шалей менялась: в начале 1820-х годов были популярны клетчатые «шотландские», потом черные с цветной каймой, в 30-е годы моден был светло-кофейный фон. К бальным платьям полагались платки, шарфы из прозрачных тканей, затканных серебром или золотом. Со временем наибольшей известностью стали пользоваться изделия из города Павловский Посад. Они выделялись эффектным орнаментом, изящным рисунком, гармоничными цветовыми сочетаниями. Мастера добились таких результатов в оформлении и качестве товара, что с 1865 года платки и шали из этого города отмечались призами почти на всех российских и зарубежных выставках.

    Не меньшую славу приобрели узорчатые платки из козьего пуха. Их вязали в Оренбургском крае. Такая шаль была подарена казачкой Екатерине I. Та щедро наградила мастерицу, но приказала ослепить, чтобы она больше не создала ничего подобного. Но ее дочь уже переняла секреты мастерства. Этот промысел совершенствовался и разрастался. С середины XIX века оренбургские платки не раз удостаивались медалей на Всемирных промышленных выставках в Чикаго, Лондоне, Брюсселе. Они поражали тем, что при размере 3,5 метра весили граммы, их можно было пропустить через кольцо или спрятать в скорлупе гусиного яйца. И сегодня оренбургские платки любимы русскими женщинами как символ оберега и душевного тепла: «Ты накинь, дорогая, на плечи оренбургский пуховый платок».

    Традиция вязать теплые узорные полотна сегодня не только жива, но и развивается, что предполагает образование новых форм, использование новых материалов, разнообразного декора.



    Очень приятно видеть, что в современных изделиях использованы элементы декора столетней давности. Выполненные из качественно новых материалов, они приобретают совершенно новое звучание.

    Приложение № 2


    Приложение № 3


      1   2

    Коьрта
    Контакты

        Главная страница


    Методические рекомендации (изготовление шали учащимися второго года обучения)